Соблюдение и выполнение единого орфографического режима и норм оценок ЗУН в вспомогательной школе
статья на тему
На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому здесь предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в вышеуказанном документе) и те позиции, которые, необходимо привнести в общую схему оформления работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soblyudenie_edinogo_orfograficheskogo_rezhima_i_norm_otsenok_zun.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Ериловка»
Доклад на тему
«Соблюдение и выполнение единого орфографического режима
и норм оценок ЗУН»
Подготовила: Баяндина Л.Н.
Единый орфографический режим
коррекционной школы VIII вида.
- Пояснительная записка.
Необходимо отметить, что так называемый «Единый орфографический режим» (Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М «Единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей») утратил свою силу Приказом Министерства просвещения РСФСР от 18.12.1987 г. № 224.
На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому здесь предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в вышеуказанном документе) и те позиции, которые, необходимо привнести в общую схему оформления работ. Все ненужное, надуманное, громоздкое, лишнее из данной схемы убрано. При составлении данных рекомендаций учитывались:
а) отсутствие нормативной базы по данному вопросу;
б) рекомендации методистов;
в) положительный опыт практической реализации «Единого орфографического режима» в коррекционных школах-интернатах VIII вида;
Система требований к оформлению письменных работ учащихся, безусловно, должна быть. Но единство этих требований не должно быть чрезмерно громоздким и мешать работе учащегося и учителя.
II. Количество и назначение ученических тетрадей.
Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся следует иметь следующее количество тетрадей из расчёта на каждого учащегося.
Класс | Предмет | Количество тетрадей | |
текущих | контрольных | ||
1 класс | Письмо Матем. | 1 1 | Нет Нет |
2 класс | Русский язык Матем. | 2 2 | 1 1 |
3 класс | Русский язык Матем. | 2 2 | 1 1 |
4 класс | Русский язык Матем. | 2 2 | 1 1 |
5 класс | Русский язык Матем. Природов. СБО Труд Музыка | 2 2 1 1 1 допустимо | 1 1 Нет Нет Нет Нет |
6 класс | Русский язык Матем. Биология География СБО Труд Музыка | 2 2 1 1 1 1 допустимо | 1 1 допустимо Нет Нет Нет Нет |
7 класс | Русский язык Матем. Биология География История СБО Труд Музыка | 2 2 1 1 1 1 1 допустимо | 1 1 допустимо Нет Нет Нет Нет Нет |
8 класс | Русский язык Матем. Биология География История Обществовед. СБО Труд Музыка | 2 2 1 1 1 1 1 1 Допустимо | 1 1 допустимо Нет Нет Нет Нет Нет Нет |
9 класс | Русский язык Матем. Биология География История Обществовед. СБО Труд | 2 2 1 1 1 1 1 1 | 1 1 допустимо Нет Нет Нет Нет Нет |
P.S.Допустимо в 5-9 классах по письму и развитию речи (на усмотрение учителя) ведение тетрадей для творческих работ.
Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, включающей в себя минимальный объём основной информации.
Рабочие тетради | Тетради для контрольных работ |
1. Тетрадь №1,2 для __работ _______________ _ по___математике________ учени ка 6 класса Норильской школы-интерната _______Смирнова__________ _____ Владимира__________ 2. Тетрадь №1,2 для __работ _по письму______ _ и развитию речи___________ ученика 6 класса «Б»______ Норильской школы-интерната _______Смирнова___________ _____ Владимира__________ | 1. Тетрадь для _контрольных_работ ____ _ по___математике__________ учени ка 6 класса «Б» Норильской школы-интерната _______Смирнова___________ _____ Владимира___________ 2. Тетрадь для _контрольных_работ ____ _ по_письму и развитию речи ученика 6 класса «Б» Норильской школы-интерната _______Смирнова___________ _____ Владимира___________ |
Примечание:
- В начальной школе допускается запись «для работ по письму».
- Предлог «по» относится к имени существительному математика или письмо, поэтому пишется на одной и той же строке.
- Фамилия и полное имя пишется в форме родительного падежа на разных строках, если позволяет место.
III. Требования к ведению тетрадей в начальной и старшей школе.
1.
- Тетради учащихся 1 - 2 классов подписывает учитель, начиная с 3 класса, тетради подписывают сами учащиеся.
- Все записи в тетрадях приучать оформлять аккуратно. Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех лет обучения в начальной школе с учётом системы дифференцированного подхода. (Чистописание может быть этапом урока; также образцы могут прописываться индивидуально каждому учащемуся, они могут быть одинаковыми, могут и отличаться.)
- В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв, цифр, слогов, необходимо исправлять неправильно прописанные образцы, подчеркивать неправильные соединения, исправлять и выносить образцы их написания на поля или на новую строку.
- Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах. Неправильный ответ или ошибка зачёркивается, это место подчёркивается и над ним записывается правильный вариант написания.
- В 1-5 классах надлежит проверять каждую работу учащихся. Работу над ошибками проводить ежедневно в той или иной форме в текущих тетрадях. В 6 -7 классах учитель проверяет работы не реже 3 раз в неделю, в 8-9 классах не реже 2 раз в неделю.
- Проверка тетрадей осуществляется учителем только чернилами красного цвета.
- Работа учащихся ведётся ручкой с чернилами синего цвета. В классной и домашней работах для выполнения других операций используют простой карандаш (подчёркивание) и зелёную ручку (выделение).
- Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляется к следующему уроку.
2. Оформление письменных работ по письму и развитию речи.
- После каждой классной или домашней работы следует отступать 2 строчки (пишем на 3-й).
- При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо не менее 2см (2 пальца). Работу необходимо начинать с самого начала оформления текстов (1 класс).
- В ходе всей работы не пропускается ни одной строки. Необходимо учитывать, что работа на каждой новой странице начинается с самой верхней строчки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.
- Слева при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм).
- Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала обучения учим нормативному переносу слов. Необоснованно пустых мест в конце строки быть не должно.
- Запись даты написания работы по письму и развитию речи ведётся по центру рабочей строки и оформляется в виде предложения. В 1-м классе запись даты ведётся учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. Позже и до окончания 3-го класса записываются число и полное название месяца.
Например: в 1, 2 классе с 3 по 9 класс
1 декабря. Первое декабря.
- Запись названия работы проводится на следующей строчке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.
Например:
Классная работа.
Домашняя работа.
Работа над ошибками.
- Номер упражнения и слово «Упражнение» не пишется в 1- 2 классах. Начиная, с 3 класса номер упражнения и слово «Упражнение» пишется посередине строчки.
- Каждый новый вид работы начинается с новой строки и обязательно соблюдается «красная строка».
При выполнении контрольных работ записывается вид работы и ниже её название.
Например:
Диктант.
В тайге.
Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей после последней записи строке.
Например: I в.
- При проверке изложений и сочинений отмечаются не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и речевые (подчёркиваются волнистой линией). На полях тетради учитель обозначает фактические ошибки знаком – I, речевые – знаком Р, пунктуационные – V.
3. Оформление письменных работ по математике.
- Между классной и домашней работой (и наоборот) следует отступать 4 клетки (на 5-й начинаем писать). В любой работе, начиная новую страницу, сверху отступаем одну полную клетку. Слева по горизонтали отступаем одну полную клетку.
- Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки.
- Между столбиками выражений, уравнений и неравенств отступаем 3клетки.
- Необходимо оформлять поля с внешней стороны страницы, отводя для них 4 клетки.
- В начальной школе номер задания не пишется, в старшей школе – по усмотрению учителя.
- Записываем слово «Задача» посередине строки.
При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учётом правил каллиграфии, т.е. с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов.
Перед решением задачи необходимо оформлять её краткую запись, в которой слова «больше, меньше» записываются полностью. Решение задачи в 3,4 классах вести по сформулированным и записанным вопросам к ней.
IV. Другие предметы.
Допустима запись числа на полях. Оно пишется также на 5-й клетке по вертикали и на той же строке, где и классная или домашняя работа.
В любой работе, начиная новую страницу, сверху отступаем одну полную клетку. Слева по горизонтали отступаем одну полную клетку.
Допускается работа цветными карандашами, вклеивание печатного текста и/или иллюстраций.
Проверка работ учащихся проводится по окончанию изучения раздела.
Орфографические ошибки учителем исправляются.
V. Критерии оценивания ЗУН
На сегодняшний день нет также нормативных документов, регламентирующих критерии оценивания ЗУН учащихся, обучающихся по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Поэтому за основу возьмем методическое письмо Министерства просвещения РСФСР «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательных школ» №241-м от 13.08.1981 г. и письмо Министерства просвещения РСФСР «Об оценке знаний, умений и навыков учащихся I – VIII (IX) классов вспомогательных школ по русскому языку и математике» №263-м от 14.10.1983 г.
Образовательное учреждение должно разработать свое положение (локальный акт) об оценивании учащихся данной категории.
Специальные (коррекционные) общеобразовательные школы VIII вида призваны осуществлять обучение и воспитание детей с дефектами умственного развития по специальным программам и учебным планам, коррекцию недостатков умственного и физического развития в процессе общеобразовательного и трудового обучения, воспитательной работы, специальных знаний по исправлению дефектов общего и речевого развития.
Оценка ЗУН учащихся.
Знания учащихся, обучающихся по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, оцениваются в установленном в образовательном учреждении порядке. При выставлении оценок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ, по которым ведется обучение.
Оценку рекомендуется вводить с 3 четверти 2 класса. Введение оценки в этот период обусловлено тем, что у основной группы учащихся уже сформированы элементарные навыки счета, письма, чтения, дети под руководством учителя приучены к организации собственной учебной деятельности, которая для них становится привычной.
До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания – звёздочки, цветочки и т.д., так как отношение ребёнка к нему идентично отношению к цифровой оценке.
Отметкой оценивается результат определённого этапа обучения. Пока дети только начинают познавать азы чтения, письма, счёта, пока не достигнуты сколько-нибудь определённые результаты обучения, отметка больше оценивает отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи, фиксирует неустоявшиеся умения и неосознанные знания. Исходя из этого оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно (письмо Минобразования России от 19.11.1998 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое письмо «Направления работы учителей по исполнению единого орфографического режима на современном этапе развития школы»
О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся в деятельности педагогического коллектива школы, требования к речи учащихся, о письменных работах и тетрадях учащихся...
Статья. Единый орфографический режим в начальной школе.
Данная статья поможет родителям в работе с детьми по оформлению тетрадей....
Эффективная деятельность учителя и ученика на современном уроке. Соблюдение единого орфографического режима на уроках русского языка.
Выступление на педагогическом совете школы....
Эффективная деятельность учителя и ученика на современном уроке. Соблюдение единого орфографического режима на уроках русского языка.
Эффективная деятельность учителя и ученика на современном уроке. Соблюдение единого орфографического режима на уроках русского языка....
Соблюдение единого орфографического режима
Соблюдение единого орфографического режима...
выполнение единого орфографического режима.
Методические рекомендации по ведению рабочих тетрадей по математике, физике в классах слепых и слабовидящих обучающихся....
Инструкция о соблюдении единого орфографического режима в начальных классах.
Инструкция о соблюденииединого орфографического режима в начальных классах....