Эффективная деятельность учителя и ученика на современном уроке. Соблюдение единого орфографического режима на уроках русского языка.
статья на тему

Эффективная деятельность учителя и ученика на современном уроке. Соблюдение единого орфографического режима на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnaya_deyatelnost_uchitelya_i_uchenika_na.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективная деятельность учителя и ученика на

современном уроке. Соблюдение единого орфографического режима на уроках русского языка.

                                                                                  Болдина М.Н.., учитель

                                                                                  русского языка и

                                                                                  литературы

                                                                                  МОУ «СОШ №36»

В настоящее время вопрос эффективной деятельности учителя и ученика волнует всех. Все понимают, что  с помощью современных уроков учитель должен подготовить конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки. Недаром Л.Н.Толстой сказал: «Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного».

 Слово «эффективность» в переводе с латинского – «эфектос»- означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Таким образом, эффективность урока – это его результативность, т.е. что дал учащимся урок, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала.

Критерии эффективного урока:

  1. Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока.
  2. Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика с собственной деятельностью и деятельностью других.
  3. Мотивация познавательной деятельности на уроке.
  4. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.
  5. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке с последующей самопроверкой.
  6.  Достижение целей урока.

От чего же зависит эффективность урока?

Она зависит, прежде всего, от конкретности поставленной задачи. Затем установления средств, которые помогут учителю в достижении цели. А уже затем определения способа - как педагог будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Эффективность современного урока основывается на применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель, прежде всего, должен пробудить в ребенке желание познавать. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребенка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной личности.

Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя. Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока. Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету.

Виды нетрадиционных уроков: урок-викторина, урок-поиск, урок-экскурсия, интегрированный урок, урок-сказка и т.д. В основном такой урок  мы стараемся подготовить, если он открытый. Данные уроки требуют предварительной подготовки, как со стороны учителя,  так и со стороны учащихся.

Кроме этого, эффективность урока зависит от использования методических приёмов.

Методические приёмы – это педагогически оформленные действия учителя и учащихся, посредством которых решаются конкретные задачи. Они должны соответствовать педагогической ситуации, особенностям развития учащихся.  

При подготовке и планировании урока учитель осуществляет целый комплекс действий, решает методические, дидактические, организационные задачи.

Учитывает особенности класса:

- уровень успеваемости;

- отношение к предмету;

- темп работы;

- подготовленность учащихся;

- индивидуальные особенности.

Кроме этого, учитель учитывает и свои особенности: настроение, коммуникативность, эмоциональность, профессиональная компетентность, умение выбрать методы и формы обучения.

Рекомендации учителю:

  1. Умей радоваться маленьким успехам своего ученика и сопереживать их неудачам.
  2. Постарайся стать другом и наставником для учеников.
  3. Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ним в поиске.
  4. Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех.
  5. Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперёд к узнаванию нового.

Таким образом, результат эффективной деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя, а именно, от знания предмета, культуры общения и любви к детям.

Для того, чтобы повысить эффективность работы на уроках русского языка в 5 классах я использую занимательные материалы:

- «Весёлые вопросы», «Перевёртыши», определите «третье лишнее», вопросы-шутки, шарады;

- игровые технологии (игра «Я редактор», «Переделка», «Подбери пару», «Кто быстрее?», «Кто больше?»;

- создание проблемных ситуаций;

- использование ИКТ;

- использование дифференцированного подхода (использование карточек);

Для того, чтобы повысить эффективность работы на уроках литературы в 5-х классах я предлагаю разные виды работы:

- нарисуй рисунок к произведению;

- сочини свою пословицу, загадку, нелепицу (из английского фольклора);

-  конспекты статей;

- подготовка индивидуальных сообщений;

- использование ИКТ;

- использование тестов;

        Для уроков русского языка очень важно соблюдение единых орфографических норм, которые были прописаны в письме Министерства образования Российской Федерации от 20.12.2000г. № 03-51/64.

        Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:

  • Писать аккуратным почерком, не допускать неразборчивого написания.
  • Соблюдать поля с внешней стороны.
  • Соблюдать красную строку. Если в конце страницы после даты и наименования работы не помещается хотя бы одна строчка текста, пропустить строку и перейти на новую страницу.
  • Между датой, заголовком, наименованием вида работы и текстом строку не пропускать.
  • Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком следующей работы пропускать 2 строки.
  • Верхняя строчка на странице не пропускается.
  • Ошибки учащийся исправляет ручкой. Все перечеркивания и выделения орфограмм выполнять синей пастой.
  • В столбики слова выписываются с маленькой буквы, запятые не ставятся.
  • В строчку слова выписываются следующим образом: первое с прописной, остальные со строчной буквы, запятая ставится. Словосочетания пишутся с маленькой буквы.
  • Спряжение глаголов обозначается римскими цифрами.
  • Род существительных обозначается маленькими буквами (м.р.)
  • Все виды разбора выполняются так, как указано в учебниках.
  • Оценки за работу ставятся с правой стороны. Рядом с оценкой ставится точка. За сочинение, изложение ставятся две оценки, подсчитывается количество ошибок. Содержание оценивается с учетом фактических, речевых ошибок, грамотность - орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок.
  • Единообразно выполнять надписи на обложке тетради – указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи).

        Встречающиеся ошибки у учащихся:

- не пропускают две строчки;

- пропускают верхнюю строчку;

- испытывают затруднения при оформлении тетрадей;

- вместо слова «упражнение» ставят математический знак ( №);

- при письме заходят за поля;

- не знают правила переноса слов.

Своё выступление хочется закончить словами В.Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое письмо «Направления работы учителей по исполнению единого орфографического режима на современном этапе развития школы»

О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся в деятельности педагогического коллектива школы, требования к речи учащихся, о письменных работах и тетрадях учащихся...

Соблюдение и выполнение единого орфографического режима и норм оценок ЗУН в вспомогательной школе

На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому здесь предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том чис...

Соблюдение единого орфографического режима

Соблюдение единого орфографического режима...

Соблюдение орфографического режима на уроках математики.

Доклад сообщение на МО преподавателей....

Внедрение единого орфографического режима на уроках математики

Учителю необходимо следить за аккуратным ведением тетради, единообразием подписей, грамотным оформлением всех записей в них. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки....

Инструкция о соблюдении единого орфографического режима в начальных классах.

Инструкция о соблюденииединого орфографического режима в начальных классах....