Эссе "Я - учитель"
материал на тему

Глушкова Екатерина Владимировна

Данное эссе отображает раскрытие моих мотивов выбора учительской профессии, собственных педагогических принципов и подходов к образованию, своего понимания миссии педагога в современном мире, смысла педагогической деятельности, демонстрация видения современных проблем и возможных путей их решения средствами образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_uchitel_glushkova.docx34.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!»  Эти  слова, полные  глубокой признательности тем, к кому они обращены, и  в то  же время   ко многому обязывающие, у всех на слуху, потому что часто звучат на праздниках в честь учителя.  Но мало  кто знает,  что написаны они великим русским поэтом  Николаем Алексеевичем Некрасовым и посвящены другу  и соратнику по писательскому цеху Виссариону Григорьевичу Белинскому.     Белинский не был для Некрасова учителем в прямом смысле этого слова, он являлся для него учителем жизни, примером силы, мощи и благородства духа.       Зная об этом, еще яснее представляешь себе, как велика миссия настоящего учителя, каким  великом человеком нужно быть, чтобы носить это гордое звание, и представляешь  всю неизмеримость ответственности за него.

             Почему же я отважилась на  такой  трудный и ответственный шаг?                                                                                   Ответ, как и у многих,  кроется в детстве.  В школе мы читали повесть Валентина Григорьевича Распутина « Уроки французского». Я тогда была покорена образом главной героини Лидии Михайловны, настоящим учителем, другом и помощником мальчика. А потом была книга «Сельская учительница» (к сожалению, я не помню ее автора), которая еще раз убедила меня в том,  как сложна, но в то же  время удивительна жизнь учителя. И мне  очень захотелось непременно стать учителем. Появление в моей жизни молодой, красивой, умной, понимающей, веселой и открытой учительницы, которая и сейчас  является  моим наставником, только укрепило   это желание.

                 «Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - писал Василий Александрович Сухомлинский в своей проникновенной книге «Сердце отдаю детям».  И  это неоспоримо.  Учитель наравне с родителями является тем, с кем больше всего общается ребенок из взрослого мира, от кого во многом зависит, чем будет наполнен каждый день его жизни, его   настроение, его восприятие самого себя,  наконец,  то, чего больше будет в его жизни: радости или грусти, поощрения, признания или маленьких и больших обид.  

            Сами того порой не замечая,  мы, учителя,  своим поведением, отношением к своей работе, даже просто тем, как мы разговариваем с детьми, формируем у них представление о том, что  такое хорошо и что такое плохо, роняем в их души зерна добра или зла.  Это происходит не только на уроке, общение с ребенком у настоящего учителя не ограничивается рамками урока, он должен быть для него учителем не только своего предмета, а прежде всего учителем жизни.   Обращусь опять к книге Сухомлинского, которая является для меня кладезью учительской и житейской мудрости: «Без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической. Важнейший источник воспитания чувств педагога — это многогранные эмоциональные отношения с детьми в едином, дружном коллективе, где учитель — не только наставник, но и друг, товарищ. Эмоциональные отношения немыслимы, если учитель встречается с учениками только на уроке и дети чувствуют на себе влияние педагога только в классе. А детство, детский мир — это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год — вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира».

            Тогда дети будут доверять тебе, раскроют свой мир мыслей и чувств.                                                                                                                                          Где происходит  это общение? Не только  и не столько  на различных  классных часах, мероприятиях, а и  на переменах, в повседневной  послеурочной  жизни, сейчас и в сетевой.

           Я часто являюсь руководителем летнего оздоровительного лагеря. Это еще одна грань общения с детьми, за которой ты получаешь возможность узнать новые нераскрытые особенности личности каждого воспитанника (здесь они прежде всего воспитанники), узнать особенности их психики, их желания и стремления.                                                                      

             Это поможет  и в твоей учебной деятельности.  Прежде чем давать знания, надо хорошо узнать каждого ребенка, глубоко изучить индивидуальные особенности его восприятия, мышления и умственного труда. Необходимо  научить думать, воспринимать, наблюдать. Надо также хорошо знать индивидуальные особенности здоровья каждого ученика — без этого нельзя нормально учить. «Умственное воспитание далеко не одно и то же, что приобретение знаний. Хотя оно невозможно без образования, как зеленый листок невозможен без солнечного луча, тем не менее воспитание ума так же нельзя отождествлять с образованием, как зеленый листок — с солнцем. Педагог имеет дело с мыслящей материей, способность которой в годы детства воспринимать и познавать окружающий мир в огромной мере зависит от здоровья ребенка. Эта зависимость очень тонкая и трудноуловимая. Изучение внутреннего духовного мира детей, особенно, их мышления, является одной из важнейших задач учителя», - утверждал     В.  А. Сухомлинский.

Конечно, годы идут, времена меняются,  в школу приходят современные дети, а значит, учителю  нужно меняться, ставить определенные цели, использовать инновационные подходы в обучении и быть, как у нас сейчас модно говорить «впереди планеты всей». Учить и воспитывать поколение XXI века – огромная ответственность и разнообразный труд. Я, как и другие учителя, во многом научилась  школьной жизни,  еще будучи ученицей, в манере преподавания, общения взяла что-то у своих школьных учителей. Я замечаю это в себе  и с волнением думаю о том, что мой стиль преподавания,  общения  в чем-то повторится и в моих воспитанниках, и хочу, чтоб  мне потом не стыдно было узнавать в них себя, как сейчас я узнаю себя в своих  собственных детях.  У меня две девочки, две школьницы, это налагает на меня еще большую ответственность.    Я меняюсь, много работаю, учусь, нахожусь в постоянном профессиональном поиске, занимаюсь самообразованием. Работая над собой, я всегда помню о том, что непререкаемым авторитетом для детей должны стать мои личностные качества как педагога, мои знания и жизненный опыт. Постоянно нахожусь в поисках смыслов и ценностей своей деятельности, принимаю активное участие в разработке и внедрении инновационных моделей образовательной системы, участвую в конкурсах, конференциях, семинарах, мастер-классах, стремлюсь использовать современные педагогические технологии на уроках.

Я учусь доверять своим маленьким друзьям,  принимая их такими, какие они есть, учусь быть сдержаннее и терпимее к ошибкам других, стараюсь быть требовательнее прежде всего к самой себе. Стараюсь быть личностью, ведь как писал Константин Дмитриевич Ушинский  «…только личность   может воспитать личность». Я как учитель современного поколения должна обладать неоспоримыми качествами, обязательными для работы в новых условиях,  быть компетентной, коммуникабельной и творческой личностью. Я должна быть интересна детям.  Должна быть счастлива: ведь только тот, у кого есть это счастье, может дарить его другим. А детям особенно, ведь детство – это такой короткий миг в жизни человека, оно не возвращается и не должно быть омрачено в том числе и трудностями школьной жизни.  Надо учить их преодолевать эти трудности, объясняя, что в жизни не все легко и просто, при этом утверждая в их душах веру в разум, добро и справедливость, чего так не хватает нашему обществу.

Я работаю в сельской школе. Здесь вся жизнь на виду. На тебя смотрят не только дети, но и взрослые.  И как бы ни упрощались общественные отношения, к учителю отношение остается особым. Поэтому учителем, как и священником, нельзя работать – им нужно быть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...