Адаптированная образовательная программа
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 110.24 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТИРОВАННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
на 2015 – 2016 учебный год
Ответственный за реализацию программы:
Учитель Ю.Л. Александрова
Курск – 2015г.
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п.28 ст.2, Федеральный закон «Об образовании в РФ», декабрь 2012 г.)
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3, Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»: Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования : Концепцией Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: Положением об адаптированной образовательной программе.
Адаптированная образовательная программа разработана на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ дефектологии АПН м.1984 г. Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861 о Порядке воспитания и обучения детей - инвалидов на дому на основании Письма Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 г. № 17-253-6, в соответствии с законом РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181-Ф3, Письмом МО РСФСР от 14.11.1988 № 17-256-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому», Письмом МО РФ от 09.04.1999 № 27-511-6 «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования», Письмом Министерства образования Российской Федерации от 06.04.2004 № 26-188-6и «О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии».
Цели: выявить особенности общего и речевого развития ребёнка, исправить дефекты общего и речевого развития, подготовить учащуюся к овладению первоначальными навыками чтения и письма, формировать графические навыки и умения, пробудить интерес к обучению, формировать трудовые качества, обучение вести на практически наглядной основе.
Задачи:
- корригировать и развивать познавательную деятельность;
- развивать общую и мелкую моторику рук;
- формировать речевое развитие;
- формировать доступные умения, навыки, представления;
- развивать личностные качества.
Образовательный компонент
Письмо и развитие речи
Пояснительная записка
Цели:
- подготовить учащуюся к овладению первоначальными навыками письма и чтения, привить интерес к обучению, выявляет особенности общего и речевого развития.
Проводится работа над освоением рукописного начертания изучаемых букв; умением соединять их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов опираются на звуко – буквенный анализ, составление слов, слогов, предложений из букв разрезной азбуки.
Повторение строчных букв: а, о, у, м, с, х, ш; изучение прописных букв: А, О, У, М, С, Х, Ш. Дальнейшее последовательной изучение звуков и букв: л, Л, ы, н,Н, р, Р, п П, б Б.
Планируемый результат:
- пользоваться тетрадью, самостоятельно держать ручку, писать элементы букв, писать изучаемые буквы, слоги, слова, предложения.
Учебно – тематическое планирование уроков по письму и развитию речи (3 часа в неделю)
№ | Разделы (тема) | Кол-во часов | Контрольные работы | Примечание |
1 | Повторение | Контрольная работа «Письмо слогов с изученными буквами». | ||
2 | Изучение новых букв | Контрольная работа «Письмо слогов, слов с изученными буквами» Контрольная работа «Письмо слогов, слов с изученными буквами» Итоговая контрольная работа | ||
Итого часов | ||||
Самостоятельное изучение | 15 |
Письмо и развитие речи
1 четверть
№ пп | Содержание материала | Дата |
1. | Выявление знаний и умений учащегося. | 2 |
2. | Письмо строчной буквы а | 3 |
3. | Написание элементов строчной буквы а. | 4 |
4. | Написание элементов строчной буквы А | 8 |
5. | Письмо прописной буквы А. | 9 |
6. | Письмо строчной буквы у. Правила соединения букв. Написание слогов ау, уа. | 10 |
7. | Письмо прописной буквы У. Письмо слова Уа. | 15 |
8. | Письмо букв у, У. | 16 |
9. | Письмо строчной буквы о. | 17 |
10. | Упражнение в написании слогов уо, оу. | 22 |
11. | Письмо прописной буквы О. Письмо букв О, о. | 23 |
12. | Письмо слога Оу. | 24 |
13. | Письмо строчной буквы м. | 29 |
14. | Упражнение в написании закрытых слогов ам, уи, ом. | 30 |
15. | Упражнение в написании открытых слогов ма, му, мо. | 1.10 |
16. | Письмо прописной буквы М. | 6 |
17. | Слоги с буквой М: Ма, Му, Мо. | 7 |
18. | Составление и письмо слова ма – ма. | 8 |
19. | Контрольная работа «Письмо слогов с изученными буквами». | 13.10 |
20. | Работа над ошибками. | 14.10 |
21. | Закрепление навыка написания слогов и слов с согласной м. | 15 |
22. | Письмо строчной буквы с. | 20 |
23. | Написание слогов ас – са, ос – со, ус – су. | 21 |
24. | Письмо прописной буквы С. | 22 |
II четверть
1. | Слоги с прописной буквой С: Са, Су, Со. | 3 |
2. | Составление и письмо слова о – са. | 4 |
3. | Составление и письмо слогов, слов с согласной с. | 5 |
4. | Письмо строчной буквы х. | 10 |
5. | Написание слогов ах – ха, ух – ху, ох – хо. | 11 |
6. | Составление и письмо слов у – ха, у – хо. | 12 |
7. | Письмо прописной буквы Х. | 17 |
8. | Слоги с буквой Х: Ха, Хо, Ху. | 18 |
9. | Закрепление навыка написания слов с изученными буквами. | 19 |
10. | Письмо строчной буквы ш, ее элементов. | 24 |
11. | Письмо слогов аш – ша, уш – шу, ош – шо. | 25 |
12. | Составление и письмо слова шуи. | 26 |
13. | Составление и письмо слова Ма – ша. | 1.12 |
14. | Письмо прописной буквы Ш, ее элементов. | 2 |
15. | Слоги с прописной буквой Ш: Ша, Шо, шу. | 3 |
16 | Письмо слов Ма- -ша, Ма- -шу. | 8 |
17. | Написание слов Ма- -ша, Са – ша. | 9 |
18. | Дифференциация звуков и букв с – ш. | 10 |
19. | Контрольная работа «Письмо слогов, слов с изученными буквами». | 15.12 |
20. | Работа над ошибками. | 16.12 |
21. | Написание слов с согласными Ш-С (су-шу, Са-ша). | 17.12 |
22. | Письмо строчной буквы з. | 22 |
23. | Написание слогов аз – за, оз – зо, уз – зу. | 23 |
24. | Письмо прописной буквы З. | 24 |
25. | Повторение. Написание слогов и слов с изученными буквами. | 29 |
III четверть
№ пп | Содержание материала | Дата |
1. | Слоги с прописной буквой з: за, зу, зо. | |
2. | Составление и письмо слов с согласной з. | |
3. | Составление и письмо предложений с согласной з. | |
4. | Дифференциация с – з. | |
5. | Различение слогов и слов с буквами з и с. Их правописание. Составление и письмо слов. | |
6. | Письмо строчной буквы л, ее элементов. | |
7. | Составление и написание закрытых слогов ал, ул, ол. | |
8. | Составление и написание открытых слогов ла, лу, ло. | |
9. | Составление и написание слова лом. | |
10. | Составление и письмо слова ма- ла. | |
11. | Составление и письмо слова уш – ла. | |
12. | Письмо прописной буквы Л, её элементов. | |
13. | Слоги с буквой Л : Ла, Лу, Ло. | |
14. | Составление и письмо слова Лу – ша. | |
15. | Составление и письмо слова Ал – ла. | |
16. | Составление и письмо слова мал, сам, мала. | |
17. | Составление и письмо слогов и слов с согласной л. | |
18. | Составление и написание предложения. Лу – ша, ма – ла. | |
19. | Составление и написание предложения Ал – ла уш – ла. | |
20. | Написание слогов и слов с изученными буквами. | |
21. | Написание элементов буквы ы. Письмо буквы ы. Письмо слогов с буквой ы: мы, сы, лы. | |
22. | Написание слов единственного и множественного числа с буквой ы. | |
23. | Составление и написание предложения Мы ма – лы. | |
24. | Письмо строчной буквы н, ее элементов. | |
25. | Составление и письмо закрытых слогов ан, ун, он. | |
26. | Контрольная работа «Письмо слов, предложений с изученными буквами». | 9.03 |
27. | Работа над ошибками. | 10.03 |
28. | Составление и письмо открытых слогов на, ну, но. | 15 |
29. | Составление и письмо слов он, нос. | 16 |
30. | Повторение. Написание слогов и слов с изученными буквами. | 17 |
IV четверть
№ пп | Содержание материала | Дата |
1. | Составление и письмо слов о – на, лу – на. | |
2. | Составление и письмо слов на – ша, но – ша. | |
3. | Письмо прописной буквы Н, её элементов. | |
4. | Слоги с прописной буквой Н: На, Ну, Но. Составление и написание слова сын. | |
5. | Составление и написание предложения На - ша но – ша | |
6. | Составление и написание предложения Сын мал. | |
7. | Закрепление навыка написания слов с изученными буквами. | |
8. | Письмо строчной буквы р, ее элементов. Составление и письмо закрытых слогов ар, ур, ор. | |
9. | Составление и письмо открытых слогов ра, ру, ро. | |
10. | Составление и письмо слов шар, сыр. | |
11. | Составление и письмо слов сор, хор. | |
12. | Письмо прописной буквы Р, ее элементов. Слоги с прописной буквой Р: Ра, Ро, Ру. | |
13. | Составление и написание предложения Ро – ма мал. Составление и написание предложения Ла – ра ма – ла. | |
14. | Дифференциация р – л. Составление и письмо слов Ло – ра, ша – ры. | |
15. | Составление и написание предложения У Ло – ры ша – ры. | |
16. | Письмо строчной буквы П. Выделение звука П в словах. | |
17. | Написание слов и предложений с согласной п. | |
18. | Письмо строчной буквы Б. Выделение звука Б в словах. Составление и написание слогов и слов с буквой Б. | |
19. | Итоговая контрольная работа. | 17.05 |
20. | Работа над ошибками. | 18.05 |
21. | Дифференциация б – п. | 19 |
22. | Письмо слогов и слов с буквами б – п. Их сравнительный анализ. | |
23. | Повторение. Письмо изученных слогов. | |
24. | Повторение. Письмо изученных слов. |
Чтение и развитие речи
Пояснительная записка
Цели:
- подготовить учащуюся к овладению первоначальными навыками письма и чтения, привить интерес к обучению, выявляет особенности общего и речевого развития.
Проводится работа над последовательным изучение звуков и букв; освоением основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками. Необходимо добиваться правильно и отчетливого произнесения изучаемых звуков, различение их в начале слова. Образование и протяжённое чтение открытых и закрытых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов, предложений.
Повторение звуков и букв: а, о, у, м, с, х, ш. Дальнейшее последовательной изучение звуков и букв: Л, ы, Н, Р, П, Б.
Планируемый результат::
- различать звуки речи;
- анализировать по слоговому составу слоги, слова;
- составлять слоги, слова, предложения из разрезной азбуки;
- читать правильно слоги, слова, предложения.
Учебно – тематическое планирование уроков по письму и развитию речи (3 часа в неделю)
№ | Разделы (тема) | Кол-во часов | Примечание |
1 | Повторение | ||
2 | Изучение новых букв | ||
Итого часов |
Чтение и развитие речи
I четверть
№ пп | Содержание материала | Дата |
1. | Урок знаний. Правила поведения на улице. | |
2 | Звук и буква А . Беседа о лете. | |
3. | Конструирование буквы А из элементов. | |
4. | Лепка буквы А из пластилина. | |
5. | Выкладывание буквы А из фасоли на пластилине. | |
6. | Звук и буква У, узнавание звука ( у ). Составление и чтение слогов АУ. УА. | |
7. | Лепка буквы У из пластилина. | |
8. | Выкладывание буквы из палочек. Конструирование букв А, У из элементов. | |
9. | Звук и буква О, определение наличия звука ( о ) в слове. | |
10. | Составление и чтение слогов УО, ОУ. | |
11. | Лепка буквы О из пластилина. | |
12. | Конструирование буквы О из элементов.Чтение слогов с изученными буквами. | |
13. | Звук и буква М, Выделение звука ( м ) в начале слова. | |
14. | Составление и чтение закрытых слогов с согласной м (МА, МУ, МО). | |
15. | Составление и чтение открытых слогов с согласной м (МА, МУ, МО), Конструирование буквы М из элементов. | |
16. | Составление и чтение слогов с согласной М. | |
17. | Лепка буквы М из пластилина. | |
18. | Составление и чтение слова МУ - МУ. | |
19. | Выкладывание буквы из палочек. Конструирование буквы М из элементов. | |
20. | Составление и чтение слова МА – МА. Конструирование буквы М из элементов. | |
21. | Упражнение в составлении и чтении слогов и слов с согласной М. | |
22. | Звук и буква С. Выделение звука ( с) в словах. | |
23. | Составление и чтение закрытых слогов с согласной С ( АС. ОС, УС ) | |
24. | Составление и чтение слогов с согласной С ( СА, СО, СУ ). |
II четверть
№ пп | Содержание материала | Дата |
1. | Лепка буквы С из пластилина. | |
2. | Составление и чтение слова О – Са. | |
3. | Упражнение в составлении слогов и слов с согласной С. | |
4. | Звук и буква Х, Выделение звука ( х ) в словах. | |
5. | Составление и чтение слогов с согласной Х ( АХ – ХА, ОХ – ХО, УХ – ХУ). | |
6. | Составление и чтение слов У – ХА, У – ХО. | |
7. | Лепка буквы Х из пластилина. | |
8. | Закрепление навыка чтения слогов с буквой Х. | |
9. | Закрепление навыка чтения слогов и слов с буквой Х. | |
10. | Звук и буква Ш. Выделение звука ( Ш ) в словах. | |
11. | Составление и чтение слогов с согласной Ш ( АШ – ША, ОШ – ШО, УШ – ШУ ). | |
12. | Составление и чтение слова ШУМ. | |
13. | Составление и чтение слова МА – ША. | |
14. | Упражнение в составлении и чтении слогов с буквой Ш. | |
15. | Составление и чтение слогов Ма – ша, Ма – шу. | |
16. | Составление и чтение слова Са – ша. | |
17. | Составление и чтение слов с согласными С, Ш. | |
18. | Лепка буквы Ш из пластилина. | |
19. | Составление и чтение слов Ма – ша, Са – ша. | |
20. | Дифференциация звуков ( с – ш ). | |
21. | Чтение слов с согласными Ш-С (су-шу, Са-ша). | |
22. | Лепка из пластилина буквы з. | |
23. | Чтение слогов аз – за, оз – зо, уз – зу. | |
24. | Выкладывание буквы З из фасоли, гречки ит.д. | |
25. | Закрепление навыка чтения слогов и слов с изученными буквами. |
III четверть
№ пп | Содержание материала | Дата |
1. | Составление и чтение слогов с буквой з: за, зу, зо. | |
2. | Составление и чтение слов с согласной з. | |
3. | Составление и чтение предложений с согласной з. | |
4. | Дифференциация с – з. | |
5. | Различение слогов и слов с буквами з и с. Составление и чтение слов. | |
6. | Звук и буква Л. | |
7. | Составление и чтение закрытых слогов с согласной Л ( АЛ, УЛ, ОЛ ). | |
8. | Составление и чтение открытых слогов с согласной Л ( ЛА, ЛУ, ЛО ). | |
9. | Составление и чтение слова ЛОМ. | |
10 | Составление и чтение слова МА – ЛА. | |
11. | Составление и чтение слова УШ – ЛА. | |
12. | Выкладывание буквы Л из фасоли на пластилине. | |
13. | Составление и чтение слова Лу – ша. | |
14. | Составление и чтение слова Ал – ла. | |
15. | Составление и чтение слова МАЛ, САМ, МА – ЛА. | |
16. | Составление и чтение слогов и слов с буквой Л. | |
17. | Составление и чтение предложения Лу – ша ма – ла. | |
18. | Составление и чтение предложения Ал – ла уш – ла. | |
19. | Составление и чтение слогов и слов с изученными буквами. | |
20. | Звук и буква Ы. Составление и чтение слогов с буквой Ы (МЫ, СЫ, ЛЫ ), | |
21. | Составление и чтение слов, состоящих из одного слога. | |
22. | Составление и чтение слов, состоящих из двух слогов. | |
23. | Составление и чтение предложений Мы ма – лы. | |
24. | Звук и буква Н, выделение звука ( н ) в словах. | |
25. | Составление и чтение закрытых слогов с согласной Н ( АН, УН, ОН ). | |
26 | Составление и чтение открытых слогов с согласной Н ( НА, НУ, НО ), | |
27. | Составление и чтение слов ОН, НОС. Составление и чтение слов СОМ, МАЛ, | |
28. | Составление и чтение слов СЫН, СОН, СОМ. Составление и чтение слов СОН, НОС, НАШ, | |
29. | Составление и чтение слов НА – ША, НО – ША.Конструирование буквы Н из элементов. Лепка буквы Н из пластилина. | |
30. | Повторение. |
IV четверть
№ пп | Содержание материала | Дата |
1. | Составление и чтение слова СЫН. | |
2. | Составление и чтение слова МАЛ. | |
3. | Составление и чтение слов с согласной Н. | |
4. | Составление и чтение слов к иллюстрациям. | |
5. | Составление и чтение предложения На – ша но – ша. | |
6. | Составление и чтение предложения Сын мал. | |
7. | Закрепление навыка чтения слогов и слов с изученными буквами. | |
8. | Звук и буква Р. Выделение звука ( р ) в словах. Составление и чтение закрытых слогов с согласной Р ( АР, ОР, УР ), | |
9. | Составление и чтение открытых слогов с согласной Р ( РА, РУ, РО ). | |
10 | Составление и чтение слов ШАР, СЫР. | |
11. | Составление и чтение слов СОР, ХОР. | |
12. | Составление и чтение слов РЫЛ, РЫ – ЛА.Рисование буквы Р по шаблонам, раскрашивание. | |
13. | Составление и чтение предложения РО – ма мал. Лепка буквы Р из пластилина. | |
14. | Составление и чтение слов МЫЛ, МЫ – ЛА. | |
15. | Составление и чтение предложения Ла – ра мы – ла. | |
16. | Составление и чтение слов с согласными Р – Л. Составление и чтение слов Ло – ра, ша – ры. | |
17. | Звук и буква П. Звуко-буквенный анализ слов. | |
18. | Составление и чтение слогов и слов с согласной П. | |
19. | Звук и буква Б. Выделение звука Б в словах. | |
20. | Составление и чтение слогов и слов с согласной Б. | |
21. | Дифференциация б – п. Рисование букв б и п. | |
22. | Чтение слогов и слов с буквами б – п. Их сравнительный анализ. | |
23. | Повторение. Составление и чтение изученных слогов. | |
24. | Повторение. Составление и чтение изученных слов. |
Математика
Пояснительная записка
Цели:
- коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств, воспитание трудолюбия, пробуждения интереса к математике.
Проводится работа по изучению чисел, цифр. Обучающаяся учиться пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из 2-3, 3-4 предметов без пересчитывания, записывать примеры на сложение и вычитание в пределах 6.
Повторение изученных цифр: 1, 2, 3, 4, 5. Дальнейшее последовательной изучение цифр: 6, 7.
Планируемый результат::
- узнавать и называть геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг;
- писать цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 соотносить количество предметов;
- пересчитывать и отсчитывать предметы в пределах 7;
- производить и записывать действия сложения и вычитания в пределах 7.
Учебно – тематическое планирование уроков по письму и развитию речи (3 часа в неделю)
№ | Разделы (тема) | Кол-во часов | Контрольные работы | Примечание |
1 | Повторение: Число и цифра 1 Число и цифра 2 Число и цифра 3 Число и цифра 4 Число и цифра 5 | Контрольная работа «Сложение и вычитание в пределах 3». Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел в пределах 4». | ||
2 | Изучение новых цифр: Число и цифра 6 Число и цифра 7 | Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел в пределах 6». Итоговая контрольная работа | ||
Итого часов |
Математика
I четверть
№ пп | Содержание материала | Дата |
1. | Уточнение уровня сформированности математических представлений. | |
2. | Число и цифра 1. Выделение и называние единичных предметов. Конструирование геометрических фигур из палочек. | |
3. | Письмо цифры 1. Рисование по опорным точкам. Орнамент из геометрических фигур. | |
4. | Число и цифра 2. Круг, предметы, имеющие форму круга. | |
5. | Письмо цифры 2. Рисование по опорным точкам. Сравнивание кругов по величине. | |
6. | Числовой ряд 1, 2. Квадрат, обводка, раскрашивание. | |
7. | Сложение в пределах 2. Вычерчивание квадрата по заданным вершинам. | |
8. | Число и цифра 3. Прямоугольник. | |
9. | Письмо цифры 3. Рисование по опорным точкам. Прямоугольник. Раскрашивание. | |
10. | Числовой ряд 1, 2, 3.Сравнение чисел 2 и 3. Вычерчивание прямоугольника по заданным вершинам. | |
11. | Образование числа 3. Прямоугольник. Раскрашивание. | |
12. | Сложение чисел в пределах 3. Треугольник – обводка, раскрашивание. | |
13 | Вычитание в пределах 3. Прямая линия. Вычерчивание прямой линии по клеткам. | |
14 | Число и цифра 0. Решение примеров, в которых одно из слагаемых 0. Кривая линия. | |
15. | Число и цифра 4. Прямая и кривая линия. | |
16. | Письмо цифры 4. Соотнесение цифры 4 с количеством предметов. Вычерчивание прямой линии, проходящей через одну точку. | |
Состав числа 4. Вычерчивание числа 4. | ||
Сравнение чисел и предметных множеств в пределах 4. Вычерчивание прямой линии, проходящей через две точки. | ||
17. | Сложение в пределах 4. Конструирование из геометрических тел. | |
18. | Решение примеров на вычитание в пределах 4. Орнамент из геометрических фигур. | |
19. | Вычитание в пределах 4. Квадрат, штриховка. | 13.10 |
20. | Контрольная работа «Сложение чисел в пределах 4». | 14.10 |
21. | Работа над ошибками. | 15.10 |
22. | Сравнение чисел и предметных множеств в пределах 4. Вычерчивание прямой линии, проходящей через две точки. | 20 |
23. | Закрепление знаний о числах 1 – 3. Прямоугольник. | 21 |
24. | Закрепление знаний о числах 1 – 4. Прямоугольник. | 22 |
II четверть
№ пп | Содержание материала | Дата |
1. | Числовой ряд 1 – 5. Круг. Предметы, имеющие форму круга. | |
2. | Число и цифра 5. Вычерчивание прямых через одну точку. | |
3. | Письмо цифры 5. Прямоугольник – штриховка. | |
4. | Соотнесение цифры 5 с количеством предметов. Прямоугольник – раскрашивание. | |
5. | Состав числа 5 (4+1, 1+4). Треугольник. Вычерчивание треугольника по заданным вершинам. | |
6. | Состав числа 5 (3+2, 2+3). Квадрат. Прямоугольник. Сравнение. | |
7. | Решение примеров на сложение в пределах 5. Прямоугольник. Вычерчивание по заданным вершинам. | |
8. | Вычитание в пределах 5. Треугольник. | |
9. | Решение примеров на вычитание в пределах 5. Треугольник. Свойства сторон. | |
10. | Закрепление знаний о цифрах 1-5. Треугольник. | |
11. | Выбор шести предметов пересчетом. Конструирование треугольника из палочек. | |
12. | Самостоятельная работа «Числовой ряд 1 – 5». Квадрат, Прямоугольник. Сравнение. | |
13.. | Соотнесение цифры 6 с количеством предметов. Круг – обводка, раскрашивание. | |
14. | Число и цифра 6. Выбор 6 предметов пересчетом. Вычерчивание квадрата и прямоугольника по заданным вершинам. | |
15. | Рисование цифры 6 по трафаретам. Круг. Овал. Распознавание. | |
16. | Письмо цифры 6. По опорным точкам. Вычерчивание треугольника по заданным вершинам. | |
17. | Числовой ряд 1- 6. Группировка предметов по форме. | |
18. | Сравнение чисел 5 и 6. Группировка предметов по цвету. | |
19. | Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел в пределах 5». | 16.12 |
20. | Работа над ошибками. | 17.12 |
21. | Сравнение чисел и предметных множеств в пределах 6. Квадрат. Треугольник. Обводка. | 22 |
22. | Состав числа 6 (4 + 2, 2 + 4). Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?». | 23 |
23. | Образование числа 6 (5 + 1). Группировка предметов по форме по инструкции учителя. | 24 |
24. | Состав числа 6 (5 + 1, 1 + 5). Группировка предметов по цвету по инструкции учителя. | 29 |
III четверть
№ пп | Содержание материала | Дата |
Состав числа 6 (3 + 3). Конструирование предметов из геометрических фигур. | ||
Решение примеров на сложение в пределах 6. Нахождение геометрических фигур в аппликации. | ||
Таблица сложения в пределах 6. Нахождение геометрических фигур в аппликации. | ||
Решение простых арифметических задач на нахождение суммы. Нахождение геометрических фигур в аппликации. | ||
Решение примеров на вычитание в пределах 6. Конструирование геометрических фигур из палочек. | ||
Решение простых арифметических задач на нахождение разности. Круг. Обводка. Раскрашивание. | ||
Вычитание чисел в пределах 6. | ||
Решение примеров на вычитание в пределах 6. Прямая линия. | ||
Таблица вычитания в пределах 6. Кривая линия. | ||
Решение простых арифметических задач на нахождение разности. Прямая и кривая линии. | ||
Закрепление знаний о числах 1 – 6. Прямоугольник. | ||
Выбор семи предметов пересчетом. Круг. Овал. Распознавание. | ||
Соотнесение цифры 7 с количеством предметов. Группировка предметов по цвету. | ||
Рисование цифры 7 по трафаретам. Раскрашивание. Группировка предметов по цвету. | ||
Письмо цифры 7. По опорным точкам. Дидактическая игра «Какой фигуры не стало». | ||
Числовой ряд 1-7. Конструирование предметов из геометрических фигур. | ||
Сравнение чисел 6 и 7. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета». | ||
Сравнение чисел 5 и 7. Дифференциация геометрических фигур. | ||
Сравнение чисел и предметных множеств в пределах 7. Ориентировка на листе бумаги. | ||
Образование числа 7 (6+1). Прямая линия. Точка. | ||
Состав числа 7 (6+1, 1+6). Вычерчивание прямой линии через одну точку. | ||
Состав числа 7 (5+2, 2+5). Кривая линия. | ||
Состав числа 7 (4+3, 3+4). Прямая, кривая линии. | ||
Сложение чисел в пределах 7. Вычерчивание прямой линии через одну точку. | ||
Решение примеров на сложение в пределах 7. Вычерчивание прямой линии через две точки. | ||
Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел в пределах 6». | 8.03 | |
Работа над ошибками. | 9.03 | |
Закрепление знаний о числах 1- 3. Группировка предметов по форме. | 15 | |
Закрепление знаний о числах 1- 4. Конструирование треугольника из палочек. | 16 | |
Закрепление знаний о числах 1- 5. Круг. Предметы, имеющие форму круга. | 17 |
IV четверть
№ пп | Содержание материала | Дата |
Таблица сложения в пределах 7. Вычерчивание прямых линий в различных положениях. | ||
Решение простых арифметических задач на нахождение суммы. Вычерчивание прямых линий в горизонтальном положении. | ||
Вычитание чисел в пределах 7. Вычерчивание прямых линий в вертикальном положении. | ||
Решение примеров на вычитание в пределах 7. Прямая линия. Точка. | ||
Таблица вычитания в пределах 7. Взаимное расположение геометрических фигур. | ||
Решение простых арифметических задач на нахождение разности. Взаимное расположение геометрических фигур по образцу. | ||
Закрепление знаний о числах 1- 6. | ||
Закрепление знаний о числах 1- 7. | ||
Соотнесение цифр 1 – 7 с количеством пальцев и предметов. Кривая линия. | ||
Повторение. Числовой ряд 1 – 7. Прямая линия. | ||
Числовой ряд 1 – 7. Прямоугольник. | ||
Счет парами в пределах 6. Квадрат внутри прямоугольника. | ||
Сравнение чисел и предметных множеств в пределах 7. Прямоугольник внутри квадрата. | ||
Самостоятельная работа . Группировка предметов по цвету по инструкции учителя. | ||
Повторение. Состав чисел 5. Квадрат. Прямоугольник. Сравнение. | ||
Повторение. Состав чисел 6. Круг. Овал. Распознавание. | ||
Повторение. Состав чисел 7. Вычерчивание треугольника по заданным вершинам. | ||
Закрепление знаний о числах 1-4. Вычерчивание квадрата и прямоугольника по заданным вершинам. | ||
Закрепление знаний о числах 1-5. Прямоугольник – раскрашивание. Треугольник – обводка, раскрашивание. | ||
Итоговая контрольная работа. | 18.05 | |
Работа над ошибками. | 19.05 | |
Закрепление знаний о числах 1-6. | ||
Повторение. Закрепление знаний о числах 1 – 7. | ||
Называние компонентов действия сложения. Луч. |
Изобразительное искусство.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности школьников с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Основные цели: осуществлять сенсорное воспитание учащихся, воспитывать интерес к рисованию, развивать моторику руки, формировать графические навыки и умению.
Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:
· способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
· находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
· содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
· ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
· исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
· дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
· знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
· развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.
Планируемый результат::
- организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать карандаш и бумагу;
- выделять в предметах и их изображениях цвет, форму, величину;
- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображения на листе бумаги;
- раскрашивать рисунок цветным карандашами, соблюдая контуры изображения.
Учебно – тематичекое планирование уроков по изобразительному искусству (1ч в неделю)
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов | Контрольные, самостоятельные работы | Примечание |
Рисование по точкам | ||||
Рисование по шаблону | ||||
Итого часов |
№ | Содержание работы | Дата |
I четверть | ||
Рисование (по шаблону) осенних листьев. Беседа по картине И.Хруцкого «Цветы и плоды». | 7.09 | |
Рисование ветки дерева (по точкам) | 14.09 | |
Рисование на тему: «Парк осенью» (по шаблону) | 21.09 | |
Рисование на тему: «Дары осеннего сада и огорода» (по шаблону) | 28.09 | |
Рисование предметов круглой формы (по шаблону) | 5.10 | |
Рисование предметов овальной формы (по шаблону) | 12.10 | |
Рисование на тему: «Городской транспорт» (по точкам) | 19.10 | |
II четверть | ||
Рисование предметов квадратной формы (по шаблону) | 2.11 | |
Рисование геометрического орнамента в квадрате (по шаблону) | 9.11 | |
Рисование игрушечного домика (по шаблону) | 16.11 | |
Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка – готовая форма) (по точкам). | 23.12 | |
Рисование двухцветного мяча (по шаблону) | 30.11 | |
Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели (по точкам) | 7.12 | |
Беседа по картинам на тему: «Нарядная ёлка» (по шаблону) | 14.12 | |
Рисование на тему: «Нарядная ёлка» | 21.12 | |
Рисование шахматного узора в квадрате (по точкам) | 28.12 | |
III четверть | ||
Рисование узора на рукавичке (выкройка – готовая форма) (по точкам) | 11.01 | |
Рисование на тему: «Ёлка зимой в лесу» (по шаблону) | 18.01 | |
Рисование молотка (по точкам) | 25.01 | |
Рисование напильника с ручкой (по точкам) | 1.02 | |
Рисование теннисной ракетки (по точкам) | 8.02 | |
Беседа по картинам К. Юока «конец зимы», «полдень». | 15.02 | |
Рисование на тему: «Мой любимый сказочный герой» (по шаблону) | 22.02 | |
Декоративное рисование. Оформление поздравительной открытки к 8 марта (по точкам) | 29.03 | |
Рисование орнамента из квадратов (по шаблону) | 7.03 | |
Рисование с натуры весенних цветов. | 14.03 | |
IV четверть | ||
Рисование игрушки -вертолета (по точкам) | 4.04 | |
Рисование узора из растительных форм в полосе (по точкам) | 14.04 | |
Беседа по картинам о весне (И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели»). Рисование весенней веточки (по точкам). | 18.04 | |
Рисование по теме: «Деревья весной» (по шаблону) | 25.04 | |
Рисование будильника круглой формы (по шаблону) | 2.05 | |
Рисование на тему: «праздник Победы» (праздничный салют по точкам) | 9.05 | |
Декоративное рисование. Узор в квадрате (квадрат готовая форма) (по точкам) | 16.05 | |
Рисование куста земляники с цветами (по точкам). | 23.05 |
Предметно – практическая деятельность, конструирование
Цели: воспитание положительных качеств личности (трудолюбие, умение работать в коллективе); уважение к труду; формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда.
Программа по предметно – практической деятельности, конструированию предусматривает развитие и коррекцию сенсорной и умственной деятельности детей с тяжелыми нарушениями интеллекта, формирование у них пространственных представлений и ориентировок. Обучение предметно – практической деятельности направлено на формирование у детей произвольных целенаправленных действий с различными предметами, материалами.
В ходе обучения предметно – практической деятельности воспитывается интерес к предметной деятельности, происходит развитие представлений окружающих предметах, мелкой моторики, зрительно – двигательной координации, зрительного и слухового внимания, пространственно – топографических представлений, формируются приемы элементарной предметной деятельности, которые могут использоваться на других занятиях. Происходит обучение соотнесению реальных объектов с их изображениями.
Планируемый результат::
- узнавать, называть основные геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг);
- ориентироваться в задании по вопросам учителя;
- выполнять изделия по заказу учителя (с помощью учителя);
- с помощью учителя называть операции, материалы
.
Учебно-тематическое планирование уроков по предметно – практической деятельности, конструированию (1 час в неделю)
№ | Раздел (темы) | Кол-во часов | Контрольные, самостоятельные, практические работы | Примечания |
1. | Действия с предметами и материалами | |||
2. | Классификация предметов, конструирование | |||
3. | Работа с природным материалом | |||
4. | Работа с бумагой и картоном | |||
5. | Работа с нитками | |||
6/ | Работа с пластилином | |||
Итого часов |
№ пп | Тема | Дата |
I четверть | ||
1. | Вводное занятие | 7.09 |
2. | Составление из палочек контуров предметов более крупных размеров. | 14.09 |
3. | Составление из палочек контуров предметов более мелких размеров. | 21.09 |
4. | Составление цепочки из 10 и более канцелярских скрепок разного цвета. | 28.09 |
5. | Затачивание карандашей, стирание ластиком нарисованных предметов. | 5.10 |
6. | Мозаика из карандашных стружек «Цветы». | 12.10 |
7. | Мозаика из карандашных стружек «Бабочка». | 19.10 |
II четверть | ||
Плетение из полосок бумаги. | 2.10 | |
Плетение в шахматном порядке коврика. | 9.10 | |
Нанизывание на леску бусин. | 16.10 | |
Чередование бусин по цвету. | 23.10 | |
Чередование бусин по размеру. | 30.10 | |
Нанизывание бисера. | 7.12 | |
Изготовление браслета из бисера. | 14.12 | |
Сравнение и группировка предметов по форме. | 21.12 | |
Сравнение и группировка предметов по величине. | 28.12 | |
III четверть | ||
Застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний. | 11.01 | |
Застёгивание и расстёгивание кнопок, крючков. | 18.01 | |
Виды застёжек на ремне. Застёгивание и расстёгивание. | 25.01 | |
Застёгивание и расстёгивание браслета, ремешка для часов. | 1.02 | |
Нанизывание ключей на колечко, брелок. Виды брелков. | 8.02 | |
Использование отвертки для прикручивания и откручивания болтов, шурупов. | 15.02 | |
Использование ключа для прикручивания и откручивания гаек. | 22.02 | |
Вкручивание лампочки в патрон. | 29.02 | |
Составление конструкции из 2 – 4 геометрических фигур по образцу. | 7.03 | |
Составление конструкции из 2 – 3 геометрических фигур по описанию. | 14.03 | |
IV четверть | ||
Виды пробок. Закручивание и откручивание. | 4.04 | |
Завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек. | 11.04 | |
Наполнение предметов (крупой, песком, водой). | 18.04 | |
Сортировка бобов, фасоли, гороха. | 25.04 | |
Перебор круп (рис, гречка). Пересыпание круп ложкой. | 2.05 | |
Объёмное конструирование на основе цилиндра «Пингвин». | 9.05 | |
Объёмное конструирование на основе цилиндра «Собака». | 16.05 | |
Изготовление композиции «грибы в лукошке». | 23.05 |
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников с ОВЗ. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
На уроках учащиеся усваивают элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. Дети учатся называть предметы, характеризовать их по форме, размеру, вкусу, запаху.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.
Планируемый результат:
- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
- участвовать в беседе, составлять простую фразу; работать с несложной сюжетной картинкой;
- соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила уличного движения.
Учебно – тематическое планирование уроков по письму и развитию речи в классе (1ч в неделю)
№пп | Тема | Дата |
I ЧЕТВЕРТЬ | ||
1. | Город, село, деревня. Главная улица города. Экскурсия. | 7.09 |
2. | Сезонные изменения природы в сентябре. Экскурсия. | 14.09 |
3. | Дорожное движение. Правила перехода улицы. | 21.09 |
4. | Овощи. Определение и различие. | 28.09 |
5. | Фрукты и ягоды. Определение и различия. | 5.10 |
6. | Орех лещины, грецкий орех, кедровый орех. | 12.10 |
7. | Мебель: виды, назначение. | 19.10 |
II Четверть | ||
Птицы перелетные и зимующие. Время отлета разных птиц. | 2.11 | |
Посуда. Назначение посуды. | 9.11 | |
Посуда столовая, чайная, кухонная. | 16.11 | |
Уход за посудой. Практическая работа по уходу за посудой | 30.11 | |
Сезонные изменения природы в ноябре. Экскурсия. | 2.12 | |
Одежда: летняя, зимняя, демисезонная. | 9.12 | |
Материалы, используемые для пошива одежды. | 16.12 | |
Практическая работа по уходу за одеждой. | 23.12 | |
Обувь, назначение и виды обуви. | 30.12 | |
III ЧЕТВЕРТЬ | ||
Сезонные изменения природы в январе. Экскурсия. | 11.01 | |
Комнатные растения. Традесканция, бегония, герань, алоэ, | 18.01 | |
Комнатные растения. Части растений. | 25.01 | |
Выращивание комнатных растений из черенков. Практическая работа. | 8.02 | |
Домашние животные. Лошадь. | 15.02 | |
Домашние животные. Корова. | 22.02 | |
Домашние животные. Свинья. | 29.02 | |
Дикие животные. Лось. | 7.03 | |
Дикие животные. Олень. | 14.03 | |
Домашние и дикие животные. | 21.03 | |
IV ЧЕТВЕРТЬ | ||
Выращивание цветковых растений из семян. Практическая работа. | 4.04 | |
Деревья: ель, сосна. | 11.04 | |
Ель, сосна – хвойные деревья. Шишки. | 18.04 | |
Деревья. Ель, сосна. Экскурсия в лес. | 25.04 | |
Сезонные изменения природы в апреле. Экскурсия. | 2.05 | |
Полезные насекомые .Пчела, муравей. | 9.05 | |
Вредные насекомые. Майский жук, муха. | 16.05 | |
Вредные и полезные насекомые. | 23.05 |
Социально – бытовая ориентировка
Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Происходит демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, способствующих формированию реальных образов и представлений.
Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные и сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые.
Учебно-тематическое планирование уроков по социально – бытовой ориентировки (1 ч в неделю)
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов | Беседы по картинам, беседы по изобразительному искусству | Примечание |
I. | Беседа | .
| ||
Итого |
№ пп | Тема | Дата |
I четверть | ||
Мой город | ||
1. | Мой город. | 2.09 |
2. | Здания и учреждения города. | 9.09 |
3. | Адрес. | 16.09 |
4. | Домашний адрес. | 23.09 |
5. | Правила перехода улицы. | 30.09 |
6. | Переход улицы на зеленый свет светофора. Практическая работа. | 6.10 |
7. | Дорожные знаки. | 13.10 |
8. | Переход улицы в местах, где есть указатель «Переход». | 20.10 |
II четверть | ||
Распознавание назначения здания по внешним признакам. Аптека. | 4.11 | |
Распознавание назначения здания по внешним признакам. Аптека. | 11.11 | |
Распознавание назначения здания по внешним признакам. Поликлиника. | 18.11 | |
Распознавание назначения здания по внешним признакам. Поликлиника. | ||
Распознавание назначения здания по внешним признакам. Продовольственный магазин. | 25.11 | |
Распознавание назначения здания по внешним признакам. Продовольственный магазин. | 2.12 | |
Виды общественного транспорта. | 9.12 | |
Виды общественного транспорта. | 16.12 | |
Повторение. Здания. | 23.12 | |
III четверть | ||
Поездка в троллейбусе. Экскурсия. | 13.01 | |
Оформление альбома по теме «Транспорт». | 20.01 | |
Связь. Телефон. Телефон-автомат. Почта. | 27.01 | |
Экскурсия на почту. | 3.02 | |
Телефон: назначение, части, пользование. | 10.02 | |
Телефонный диалог. Практическая работа. Вызов службы спасения. Практическая работа. | 17.02 | |
Номера экстренного вызова. | 24.02 | |
Вызов скорой помощи. Практическая работа. | 2.03 | |
Вызов пожарной охраны. Практическая работа. | 9.03 | |
Вызов полиции. Практическая работа. | 16.03 | |
IV четверть | ||
Профессии людей | ||
Место работы родителей. | 6.04 | |
Профессия родителей. | 13.04 | |
Оформление альбома «Профессия родителей». | 20.04 | |
Профессия сотрудников школы. | 27.04 | |
Экскурсия по школе. | 4.05 | |
Профессия «учитель». | 11.05 | |
Сюжетно-ролевая игра «Школа». | 18.05 | |
Профессии врача, медсестры. | 25.05 |
Трудовое обучение
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
· уважение к людям труда;
· воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
· предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
· контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Предусмотрены следующие виды труда:
· работа с пластилином;
· работа с природными материалами;
· работа с бумагой и картоном;
· работа с текстильными материалами.
Учебно-тематическое планирование уроков по трудовому обучению (1 час в неделю)
№ | Раздел (темы) | Кол-во часов | Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии | Примечания |
1. | Работа с пластилином. | Практические работы по лепке предметов из отдельных частей; игрушек букв; цифр. | ||
2. | Работа с природными материалами. | Практические работы по изготовлению птичек, пингвина. | ||
3. | Работа с бумагой и картоном. | Практические работы по изготовлению ёлочных игрушек, карнавальных масок, поздравительной открытки. | ||
Итого часов |
№ пп | Тема | Дата |
I четверть | ||
1. | Вводное занятие. Правила т/б на уроках труда. | 3.09 |
Работа с бумагой и картоном | ||
2. | Разрезание бумаги по прямой вертикальной линии. Составление орнамента из квадратов. | 10.09 |
3. | Разрезание бумаги по прямой наклонной линии. Составление аппликации «Парусник» из треугольников. | 17.09 |
4. | Надрезание бумаги по прямой короткой линии. Изготовление фонарика из надрезанных полосок. | 24.09 |
5. | Разрезание бумаги по прямой длинной линии. Изготовление цветка из вырезанных полосок. | 1.10 |
Работа с пластилином | ||
6. | Лепка на плоскости прямоугольных геометрических тел (куб, параллелепипед). | 8.10 |
7. | Лепка по образцу грибов в лукошке. | 15.10 |
8. | Лепка по образцу моркови, груши, перца. | 22.10 |
II четверть | ||
Работа с нитками | ||
1. | Упражнения в резании ниток разной длины. | 5.11 |
2. | Связывание цветных ниток. Наматывание на картон. | 12.11 |
II | Работа с пластилином | |
3. | Лепка по образцу стилизованных фигур животных: кошки и белки. | 19.11 |
4. | Лепка по образцу игрушек: медвежонка. | 26.11 |
5. | Лепка по образцу игрушек: лисы. | 3.12 |
6. | Лепка по образцу: фрукты на тарелке. | 10.12 |
III | Работа с бумагой и картоном | |
1. | Изготовление из картона плоских ёлочных игрушек, грибы, овощи, фрукты. | 17.12 |
2. | Изготовление ёлочной гирлянды. | 24.12 |
III четверть | ||
1. | Работа с бумагой и картоном | |
1. | Изготовление счетного материала из картона в форме полосок. | 14.01 |
2. | Изготовление счётного материала из картона в форме квадратов. | 21.01 |
3. | Изготовление счётного материала из картона в форме треугольников. | 28.01 |
4. | Изготовление счётного материала из картона в форме кругов. | 4.02 |
5. | Изготовление пакета для хранения изделий. | 11.02 |
6. | Украшение пакета аппликацией. | 18.02 |
II | Работа с пластилином | |
1. | Изготовление по образцу ежа (с применением сосновых игл, веточек). | 25.02 |
2. | Изготовление по образцу гриба (с применением плодов каштана). | 3.03 |
3. | Лепка по образцу рельефов букв. | 10.03 |
4. | Лепка по образцу рельефов цифр. | 17.03 |
IV четверть | ||
I | Работа с природным материалом | |
1. | Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха, ракушки, коры. | 7.04 |
2. | Изготовление по образцу птички из шишки ели, цветочек. | 14.04 |
III | Работа с бумагой и картоном | |
1. | Составление по образцу композиции из геометрических фигур «Домик». | 21.04 |
2. | Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур. | 28.04 |
3. | Составление по образцу орнамента в квадрате из геометрических фигур. | 5.05 |
4. | Составление по образцу композиции «Фрукты». | 12.05 |
5. | Составление по образцу композиции «Овощи». | 19.05 |
Хозяйственно - бытовой труд и развитие навыков самообслуживания
Важнейшим принципом в работе является принцип практической направленности обучения: самообслуживание, предметно – практическая деятельность, ручной труд. В процессе проведения практических занятий развивается речь, корригируется мышление. Формируются положительные эмоциональные качества.
Планируемый результат::
- самостоятельно одеваться, раздеваться;
- шнуровать ботинки, застегивать пуговицы;
- мыть руки самостоятельно есть;
- бережно относиться к одежде, игрушкам, мебели, книгам.
Учебно-тематическое планирование уроков по хозяйственно- бытовому труду и развитию навыков самообслуживания (1 ч в неделю )
№ | Разделы | Кол-во часов | Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии | Примечания |
1. | Беседы | 14ч | ||
2. | Практические работы | 16ч | ||
3. | Игры | 2ч | ||
Итого часов | 32 |
№ пп | Тема | Дата |
I четверть | ||
Стирка мелких вещей | ||
Виды белья (постельное, кухонное, нижнее). | 8.09 | |
Моющие средства и правила пользования ими. | 15.09 | |
Стирка мелких вещей с помощью мыла. Периодичность стирки белья. | 22.09 | |
Утюг: назначение, части. Правила безопасного пользования утюгом. | 29.09 | |
Утюжка мелких вещей | ||
Режим питания. Меню. Экскурсия в столовую. | 6.10 | |
Режим и основные продукты питания | ||
Основные продукты питания. Хлебо-булочные изделия. | 13.10 | |
Молочные продукты. | 20.10 | |
II четверть | ||
Овощи и фрукты. | 3.11 | |
Крупы. Правила хранения продуктов. Хранение продуктов в холодильнике. | 10.11 | |
Кухня. Кухонная мебель. | 17.11 | |
Кухонная посуда. Правила ухода за кухонной посудой. Средства по уходу за посудой. | 24.11 | |
Чистка и мытье кухонной посуды Практическая работа. Столовая и чайная посуда. | 1.12 | |
Приготовление простых блюд | ||
Правила пользования ножом. | 8.12 | |
Правила пользования ножом. Нарезка овощей и хлеба. | 15.12 | |
Бутерброды открытые и закрытые. Приготовление открытых бутербродов. Приготовление закрытых бутербродов. | 22.11 | |
Бутерброды открытые и закрытые. Приготовление открытых бутербродов. Приготовление закрытых бутербродов. Практическая работа. | 29.11 | |
III четверть | ||
Напитки. Приготовление чая. Практическая работа. | 13.01 | |
Обобщение по теме «Приготовление простых блюд». Сюжетно-ролевая игра «Приём гостей». | 20.01 | |
Личная гигиена | ||
Личная гигиена, предметы личной гигиены. | 27.01 | |
Правила выполнения утреннего туалета. | 3.02 | |
Правила выполнения вечернего туалета. | 10.02 | |
Умывание , мытье рук, ног .Практическая работа. | 17.02 | |
Здоровье и красота прически. | 24.02 | |
Прически для мальчиков и девочек. Практическая работа. | 3.03 | |
Правила ухода за ногтями. | 10.03 | |
Стрижка ногтей. Практическая работа. | 17.03 | |
IV четверть | ||
Гигиена зрения. Охрана зрения. | 7.04 | |
Уход за обувью | ||
Виды обуви : кожаная, резиновая, текстильная. | 14.04 | |
Сезонная обувь. | 21.04 | |
Обувь для дома и улицы. | 28.04 | |
Уход за резиновой обувью. Практическая работа. | 5.05 | |
Уход за кожаной обувью. | 12.05 | |
Чистка кремом кожаной обуви. Практическая работа. | 19.05 | |
Подготовка обуви к хранению. | 26.05 |
Природоведение
Курс природоведения в классе является пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса.
В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде. Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций.
Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту. Естественнонаучный материал «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни .
Учебно-тематическое планирование
Название темы | Количество часов | Практические работы | Проверочные работы |
Тема 1.Введение. Изучение природы. | 3 | 3 | - |
Тема 2. Вселенная | 12 | 4 | 1 |
Тема 3. Земля | 18 | 7 | 1 |
Тема 4. Жизнь на Земле | 17 | 5 | 1 |
Тема 5. Человек на Земле | 18 | 2 | 2 |
Обобщающий урок | 2 | ||
Итого | 70 | 21 | 5 |
№ | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
1 | Как человек изучает природу | ||
Введение. Науки о природе. | |||
Вклад великих ученых- естествоиспытателей в развитие науки. Пр.раб.№3. “Великие ученые естествоиспытатели”. | |||
2 | Вселенная | ||
1. | Как древние люди представляли себе Вселенную. История вытеснения Земли из центра Вселенной. Модели вселенной по Аристотелю и Птолемею | ||
2 | Солнечная система. Соседи Солнца. Пр.раб. №4. “Наблюдение суточного движения звезд и Солнца”. Пр.раб.№5. “Наблюдение луны”. | ||
3 | Планеты - гиганты. Планета - карлик – Плутон. | ||
4 | Спутники планет | ||
5 | Астероиды. Кометы. | ||
6 | Метеоры и метеориты | ||
7 | Звезды. Солнце как одна из звезд . Многообразие звезд. Созвездия | ||
8 | Галактики. Световой год. Многообразие галактик. | ||
9 | Обобщающий урок. Что мы узнали о Вселенной. | ||
3. | Земля | ||
1 | Как возникла Земля. Первые гипотезы о возникновении Земли. | ||
2 | Внутреннее строение Земли | ||
3 | Горные породы, минералы, полезные ископаемые. | ||
4 | Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. | ||
5 | Землетрясения. | ||
6 | Вулканы и гейзеры. Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения. | ||
7 | Атмосфера Земли | ||
8 | Погодные явления. Основные характеристики погоды. Климат. | ||
9 | Воды суши. Мировой океан. | ||
10 | Обобщающий урок. Что мы узнали о Планете Земля. | ||
4 | Жизнь на Земле | ||
1 | Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Развитие жизни на Земле | ||
2 | Животные прошлого. ДИНОЗАВРЫ | ||
3 | Живые клетки. Строение клетки | ||
4 | Жизнь в морях и океанах | ||
5 | Человек на Земле | ||
1 | Происхождение человека. Первые люди | ||
2 | Великие путешественники – первооткрыватели новых земель | ||
6 | Здоровье человека и безопасность жизни | ||
1 | Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. | ||
2 | Ядовитые растения | ||
3 | Человек на Земле. Профилактика вредных привычек |
Учебно – методические средства обучения
Литература
- Баряева Л.Б, Яковлева Н.Н Программа образовния учащихся с умеренной и тяжелой уственной отсталостью, Спб. ЦДК. 2011 г.
- Г.И. Гризик Умелые пальчики, Просвещение 2009г.
- Е.В. Колесникова Математика для дошкольников 4-5 лет, Москва 2001г.
- А.Р. Маллер, Г.В. Цикото «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, Москва 2003г.
- Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова Развитие сенсорной сферы детей, Москва 2009г.
- О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Игровые упражнения.
Наглядный материал
- Картинки
- Карточки
Коррекционный компонент
Воспитательный компонент
Мероприятия социально – бытового сопровождения (коррекция, реабилитация, консультирование) 2015-2016 год
- Фамилия, имя, отчество
- Класс
Виды деятельности | Содержание деятельности | Результат |
1.Коррекция способности к самообслуживанию | Учить ребенка аккуратно обращаться с личными вещами. | |
2.Коррекция общей и мелкой моторики. | Учить ребенка координировать свои движения при обращении с предметами, сосредотачиваться на нужном предмете, развивать мелкую моторику рук. | |
3.Формирование представлений о себе. | Беседы, рассказы, дидактические игры. |
Мероприятия социально – бытового сопровождения (коррекция, реабилитация, консультирование) 2015-2016 год
1.Фамилия, имя, отчество
2. Класс
Дата | Виды деятельности | Содержание деятельности | Результат |
В течении учебного года | 1.Коррекция способности к общению. | Учить ребенка общаться с помощью мимики, стремиться произносить слова.. | |
2.Формирование коммуникативных навыков. | Учить ребенка слушать, устанавливать контакт со взрослыми. | ||
3.Коррекция способности контролировать свое поведение. | Учить ребенка быть добрым в общении с детьми, со взрослыми людьми. |
Заключение и рекомендации
Данная программа призвана создавать условия для формирования адаптированной учебно-воспитательной системы по отношению к образовательным запросам обучающейся и ее родителей, а также современного общества.
Образовательный процесс обучающейся с ограниченными возможностями здоровья постоянно отслеживается, контролируется учителем, администрацией школы. Важно уделять внимание по формированию у обучающейся доступных умений, навыков, представлений, элементов познавательного интереса.
В связи с проведением диагностических исследований, личных наблюдений за обучающейся в процессе обучения, необходимо вносить коррективы в программу, а именно: анализировать процесс обучения, воспитания и развития социальной адаптации на начало учебного года, середину и конец года.
Особое внимание обращать на соотнесение цели и задач обучения с ее планируемым результатом. А результатом является получение планируемого уровня знаний по предметам, адаптированности в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Достижения в сфере жизненной компетенции | На начало учебного года | Промежуточные итоги | На конец учебного года |
Адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях (адекватность поведения в быту, использование предметов и вещей в соответствии их функциями, понимание важности помощи взрослых) | +, | ||
Последовательное формирование произвольных процессов (умение концентрировать внимание, доводить до конца начатое дело, старательное выполнение всех заданий и просьб учителя) | - | ||
Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту. | +, - | ||
Владение социально – бытовыми умениями в повседневной жизни (навыки самообслуживания) | - | ||
Способность доброжелательно относиться, сопереживать. | - | ||
Способность управлять своими эмоциями, поведением, действиями. | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи как часть адаптированной образовательной программы
Программа предназначена для работы учителям-логопедам в условиях инклюзивного образования....
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы
В разработке представлена деятельность учителя коррекционного курса "Развитие зрительного восприятия" в системе сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в рамках деятельности ШПМПк...
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР, как части адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.
ВКР по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих...
«Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) как часть адаптированной образовательной программы»
Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам, так как в последние годы количество таких школьников увеличилось. Классные руководители не всегда изучают заболевания своих учеников, а в...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА для 8 вида) По Домоводству
Пояснительная записка. Тематическое планирование составлено на основе программы «Домоводство» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 5-9 классо...
Рабочая программа по физике для 7 класса с адаптированной образовательной программой обучения
Рабочая программа по физике для 7 класса с адаптированной образовательной программой обучения по учебнику А.В. Перышкина...
Рабочая программа предмета «Социально-бытовая адаптация» основной адаптированной образовательной программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессии рабочих 19601 « Швея»
Рабочая программа предмета разработана на основе: -ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;- Профессионального стандарта по профессии 262019.04 Оператор швейн...