Памятка для воспитателя детского дома.
методическая разработка на тему

Серебренникова Татьяна Евгеньевна

10 правил, которые необходимо использовать в деятельности воспитателей детских домов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_pamyatki_dlya_vospitatelya_detskogo_doma.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для воспитателя детского дома.

«Воспитатель – это проводник, хорошо знающий, все изгибы и повороты трудной каменистой тропинки; он показывает дорогу юному путнику, впервые собравшемуся в путь. Он только показывает дорогу, осилить же её должен сам путник. И проводник и юный путник делят все радости и невзгоды трудного подъёма по каменистой тропинке. Их роднит общий труд, их волнует общее чувство гордости»

                                                                                                                  В. А. Сухомлинский

Работа в детском доме отличается от работы в других образовательных учреждениях. Это, наверное, и не работа, а стиль, образ жизни, совершенно другой взгляд на привычные вещи, ситуации, другое мышление.

 Воспитателям детского дома приходится нести ответственность не только за жизнь и здоровье детей, но и за их раненые души. За короткую, едва начавшуюся жизнь они уже испытали и предательство, и равнодушие самых близких людей, так как  воспитанники детских домов, в основном, - дети, оставшиеся без попечения родителей. Особенно  сложно повернуть психолого-педагогическую работу в правильное русло в таких учреждениях, как детские дома, интернаты и пр. Сложность заключается даже не в том, что там живут и учатся «трудные дети», проблема кроется в самих воспитателях: в их стереотипах, чувствах и желаниях. Поэтому, для правильной ориентировки на осуществление педагогической деятельности нужно следовать нескольким простым правилам.

1. Помните, что детки здесь самые обычные. В общем и целом, они мало чем отличаются от ребят, которые живут в полноценных семьях. У них так же есть познавательные и коммуникативные интересы, свои желания и намерения. Не стоит, приходя на работу или практику, рисовать себе картинку, какие там ходят угрюмые и несчастные дети. Не стоит жалеть их, думая, что у них нет ничего светлого за плечами, а их будущее таинственно и обманчиво. Тем более, не стоит показывать им свою жалость. Дети отлично распознают и понимают наши эмоции, и, поэтому подобная жалость может сыграть вам же во вред. В итоге, ребенок просто начнет манипулировать вами, на 100% зная, что он получит того, чего хочет.

2. Не забывайте, что каждый воспитанник детского дома прячет в душе огромную боль и излечить ее полностью почти невозможно. Каждый ребенок, который, так или иначе, оказался в детском доме, прошел через что-то ужасное, поэтому психолого-педагогическая работа должна быть мягкой и ненавязчивой. Она не должна обременять вас и надоедать детям.

3Помните, педагогов здесь и без вас хватает. К этим ребятам каждый год приходят десятки психологов, педагогов и социальных работников, поэтому не обижайтесь и не пугайтесь, если дети отнесутся к вам негативно. Поймите их правильно, им просто надоело, что к ним постоянно пытаются залезть в душу без их согласия. И если вы столкнетесь с подобной проблемой, не отчаивайтесь, ибо все в ваших руках! Повернув работу в нужное русло, уже через полчаса дети будут вам улыбаться, а к следующему занятию будут радостно приветствовать вас и кидаться на шею.

4. Если вы понравились детям, то они будут постоянно вам это демонстрировать. Как правило, они пытаются обнять или сесть поближе к педагогу, как-то проявить себя, выделиться, чтобы воспитатель его заметил. Бояться этого не стоит. Так же, как и пресекать. Это может сильно оскорбить чувства ребенка. Но, в то же время, нельзя заниматься «панибратством», позволять детям обращаться с вами, как со сверстником.

5. Начните свою работу с игрового тренинга. Когда вы в первый раз приходите в группу, первое, что вы должны сделать — это познакомиться со всеми детьми. Знакомство нужно проводить в неформальной форме, чтобы дети смогли расслабиться и, в то же время, настроится, на работу с вами. На первом же занятии, выстроенном в подобной форме, вы увидите большинство проблем, которые существуют в группе. Сразу найдутся лидеры и изгои, начнут выявляться коммуникативные и личностные проблемы многих детей.

6. В каждой группе есть очень сложные детки. Как правило, их не много, но повозиться с ними придется подольше. Если хоть один ребенок ведет себя замкнуто, старается стать для вас незаметным, не идет на контакт, вам следует провести с ним индивидуальную работу. А если понадобится, то и не одну.

7. Работать с детьми из детских домов нужно комплексно. Это значит, что воспитательная деятельность должна проходить сразу по всем направлениям, начиная от умственного и заканчивая психологическим.

8. Для того, чтобы вскрыть все проблемы ребенка и помочь ему в их решении, нужно узнать как можно больше о его биографии. И, в - первую очередь, о семье. Подобные сведения лучше всего почерпнуть из документации и из рассказов других воспитателей и психологов, работавших с ребенком до вас.

9. Желательно, чтобы ребенок сам рассказал о своей семье и о том, как он попал в детский дом. Для этого нужно проводить индивидуальную беседу. При этом, реальная тема и цель беседы должна быть скрыта от ребенка. Ее нужно завуалировать подо что-то нейтральное, например, можно взять тему «Твое отношение к школе» или что-то в этом роде. Далее, с помощью косвенных вопросов, педагог должен вывести ребенка на разговор о семье. И, как правило, это делается очень быстро и совершенно незаметно для маленького рассказчика.

10. Если же ребенок все же не хочет открываться вам, не заставляйте его. В этом случае, педагогу придется обойтись сведениями из других источников.

Вот, в принципе, и все. Здесь нет ничего сложного. И если вы сможете придерживаться всех этих правил, ваша педагогическая работа станет намного проще и веселее. Главное, она должна нравиться, а остальное пойдет как по маслу. Удачи вам, в ваших нелегких педагогических открытиях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет воспитателя детского дома о работе по адаптации детей

отчет воспитателя детского дома о работе по социальной адаптации в современном обществе....

Статья "Работа воспитателя детского дома-школы с детьми с ОВЗ"

В статье содержится материал по работе с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского дома -школы....

Ежедневное планирование воспитателя детского дома

Планирование – заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной деятельности. От того, насколько продуманно, грамотно осуществлено планирование, зав...

Эссе воспитател детского дома

Эссе на  тему:" Каждому ребенку нужны признание и любовь, к  такому, какой он есть»...

План работы старшего воспитателя детского дома на учебный год

Став старшим воспитателем детского дома, я столкнулась с проблемой нехватки методического материала. Какова основная документация старшего воспитателя? Как составить годовой план? В каком направлении ...

Методические рекомендации Экскурсия как форма работы воспитателя детского дома на примере организованной поездки в Санкт-Петербург воспитанниками ГБУ АО "Северодвинский детский дом" Автор Варгасова Алиса Владимировна, воспитатель

Обзор проведенной нами  в январе 1017 года краеведческой экскурсии в Санкт-Петербург с воспитанниками ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Методические рекомендации по организации данного вида вн...