Статья "Работа воспитателя детского дома-школы с детьми с ОВЗ"
статья по теме
В статье содержится материал по работе с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского дома -школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с детьми с ОВЗ | 319.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО ДОМА-ШКОЛЫ
С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Шибанова Е.В.,
воспитатель
ГБОУ Непецинского детского дома-школы
«Мы исключили эту часть людей из общества,
и надо вернуть их назад, в общество, потому
что они могут нас чему-то научить»
Жан Ванье
Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ), как все остальные дети, а, может быть, даже и более, нуждаются в том, чтобы окружающая их среда была здоровой, доброжелательной, стабильной. Что едва ли может быть достигнуто в коллективе, в котором собраны в основном дети, имеющие также физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы.
Для ребенка, испытывающего те или иные трудности, социальная адаптация, или, иначе, овладение навыками адекватного функционирования в обществе, невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной. На самом деле внутри рамок специальных заведений у ребенка просто нет возможности приспособиться к обычной жизни. Он выходит в мир абсолютно неподготовленным, а его особенности, вместе с нежеланием общества принять их, еще усугубляют ситуацию. Ведь учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует.
Окружающих, то есть нас с вами, при этом можно понять. В нашем детстве почти не было таких детей - они были спрятаны все там же, за сплошными стенами «лесных» школ, интернатов. Мы видим их отличие от нас, их особенности, и думаем, что и общаться с ними надо иначе, а вот как - не знаем. Нам неудобно признаваться в своей необразованности, а уж перед «инвалидом», «неполноценными» - и подавно, гораздо проще заклеймить - «таким нет места в обществе». Думаем, что не надо объяснять, что прямым продолжением такой логики и практики становится дискриминация целого социального слоя, причем - одного из самых уязвимых и беспомощных, а именно особенных детей и особенных людей.
В настоящее время начала разрабатываться замечательная идея инклюзивного образования.
Инклюзивное – (от лат. include – заключаю, включаю, от фран. inclusive –включающий в себя) или включённое образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Обучение детей с особыми потребностями в ОУ позволяет здоровым детям развивать толерантность и ответственность.
Основная идея инклюзивного образования: все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы; задача инклюзивной школы – построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого; в инклюзивных школах все дети, а не только с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе. Инклюзивные школы нацелены во многом на иные образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются обычным образованием. Цель такой школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества.
Принципы инклюзивного образования:
принимать учеников с инвалидностью как любых других детей в классе;
включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи;
вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач;
использовать и другие стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.
К детям с ограниченными возможностями здоровья относят:
детей – инвалидов;
детей с диагнозом умственной отсталости;
детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи;
детей с аутизмом;
детей с комбинированными нарушениями в развитии.
В Государственном стандарте образования предусмотрена программа коррекционной работы, которая должна быть направлена на обеспечение недостатков в физическом и психическом развитии и оказание детям помощи в освоении основной образовательной программы.
Для каждого ученика нужно ежедневно создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на его индивидуальный уровень развития. Полученные знания помогают ребенку чувствовать себя уверенным и сильным. А значит быть счастливым.
Задача: добиваться, чтобы каждый ребенок получал знания.
Обратимся к опыту практической работы в детском доме-школе. В нашей группе воспитывается 2 ребенка с ОВЗ, диагноз – ЗПР. Проблем в воспитании таких детей возникает много: проблемы адаптации с момента прибытия воспитанниц в группу; особенности познавательной сферы; трудности, связанные с физиологическими особенностями (речевые нарушения, нарушения опорно-двигательного аппарата). Кроме того, все перечисленные проблемы усугублялись сиротством, наличием психологических травм, связанных с неудачным опытом устройства в приемную семью. В результате – перед нами портрет ребенка, «перегруженного» психологическими нарушениями в развитии.
В такой, казалось бы, непростой ситуации воспитателю необходимо было в кратчайшие сроки определиться с проблемами, принять непростое решение по выбору приоритетов в социально-педагогической работе с этими детьми. Первое, что необходимо было сделать, это провести качественную комплексную диагностику детей.
Диагностика включала 3 основных направления: анализ социальной ситуации ребенка и определение его статуса (совместно с социальным педагогом); консультация с медицинскими работниками с целью выявления состояния физического и психического здоровья ребенка, а также наличия противопоказаний в работе с ним; оценить уровень социальной адаптации ребенка, составить психологический портрет ребенка, прогнозировать перспективы его дальнейшего развития (совместно с психологом).
Таким образом, работа с ребенком с ОВЗ практически с самого начала потребовала тесного сотрудничества воспитателя с другими специалистами: с социальным педагогом, медработниками, педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем начальных классов.
За основу в нашей работе были взяты следующие критерии и показатели:
Уровень развития познавательных способностей ребенка, который был определен при помощи специальных методик, разработанных центром «Адалин».
Навыки самообслуживания, труда и гигиены – здесь мы использовали разработанные нами оценочные карты.
Уровень воспитанности, коммуникативных навыков – на основе карт воспитанности, педагогического наблюдения.
Мониторинг показателей здоровья, который проводит медицинский работник.
Динамику развития детей нами решено было отслеживать при помощи контрольных срезов, которые проводятся нами не реже 1 раза в полугодие. В конце учебной четверти специалисты проводят совещание с целью анализа изменений показателей в развитии ребенка с ОВЗ.
В результате диагностического обследования у воспитанниц была выявлена значительная задержка психоречевого развития, низкий уровень развития социально-бытовых компетенций. В связи с этим возник вопрос о разработке индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы с детьми, объединяющих усилия специалистов всех служб детского дома.
Примерный план работы с ребенком с ОВЗ:
Организация обучения (развитие речи, занятия с логопедом, с психологом);
Воспитательная деятельность (обучение в быту в личной и совместной с воспитателем деятельности социально-бытовым навыкам; нравственное воспитание; развитие познавательной сферы; развитие творческих способностей, музыкальные, ритмические игры; духовное развитие, беседа по православной культуре; экологическое воспитание, экскурсии на природу, беседы о животных; тренинги общения; занятия для развития мелкой моторики; привитие трудовых навыков, совместная деятельность по уходу за комнатными растениями; проведение бесед на природе по Вальдорфской педагогике; воспитание заботы друг о друге, уважения к старшим).
Специальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, беседы с медицинскими работниками.
Так как длительность активного внимания у детей младшего школьного возраста ограничена в большинстве случаев по времени и требует переключения на другой вид деятельности, длительность каждого занятия, кроме экскурсий и прогулок, составляет 15-20 минут. В структуру занятия нами в обязательном порядке включаются физкультминутки. На занятиях поддерживается настроение ребенка, стараемся создать ситуацию успеха, ребенок получает положительное подкрепление своим успешным действиям, обязательно организуем тактильный контакт. Каждое занятие заканчиваем рефлексией: что удалось, что не получилось, над чем необходимо еще поработать.
Результаты исследования познавательных способностей представлены в таблице 1.
Таб.1
№, п/п | Название методики | Норма | Рез Результаты исследования | Вывод, уровень. |
Исследуемая «А» | Исследуемая «Б» |
1. | Оценка устойчивости внимания | должен выполнить | выполнил | выполнил | средний |
2. | Оценка цветовосприятия | должен выполнить | выполнил | выполнил | средний |
3. | Оценка словесно- логического мышления | должен выполнить, но со второго раза | выполнил, но со второго раза | выполнил, но с третьего раза | средний |
4. | Оценка зрительной памяти | 3-4 предмета | 4 предмета | 4 предмета | средний |
5. | Оценка смысловой памяти | 4-5 слов | 5 слов | 4 слова | средний |
6. | Оценка слуховой памяти | 3-4 фразы со второго раза | 4 фразы со второго раза | 4 фразы со второго раза | средний |
Рис.1 Диаграмма результатов умственных способностей в начале и в конце учебного года.
При оценке "Культуры общения" были выявлены положительные изменения в общении со взрослыми. Девочки более раскрепощены и доброжелательны при общении со взрослыми и детьми разного возраста. Повысился уровень эстетического образования и этикет поведения.
"Оценка эмоционально-волевой сферы" позволила выявить, что у детей появился интерес к учёбе и познаванию чего-то нового. Появился интерес к животным, в частности, излюбленным занятием стала игра с кошкой. Обучение быту в личной и совместной деятельности помогло приучить девочек к ответственности и собранности. Дети стали более адекватны на похвалу и замечания. Девочки научились радоваться и чаще стали находиться в весёлом настроении.
Таким образом, разработанная программа положительно повлияла на общее психическое состояние ребёнка и частично решила проблемы, выявленные на начальном этапе воспитательной и коррекционно-развивающей работы. Таким образом, с уверенностью мы можем констатировать наличие положительной динамики в работе с детьми с ОВЗ и считаем целесообразным в дальнейшем продолжать вести работу по индивидуальным коррекционно-развивающим планам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение системы духовно-нравственного воспитания в условиях детского дома-школы «Дом детства» №95
Внедрение в образовательное учреждение интернатного типа системы непрерывного духовно-нравственного и православно-ориентированного воспитания....
К вопросу о роли бабушки и дедушки в воспитании и обучении ребенка в условиях нетрадиционной семьи детского дома-школы «Дом детства» №95
Формирование системы ценностей ребенка-сироты в процессе эмоционально насыщенного содержательного общения с понимающим и значимым для данного ребенка взрослым – бабушками и дедушками....
Презентация к выступлению на педсовете по теме "О мерах по профилактике суицидального поведения воспитанников в условиях детского дома-школы"
Данная презентация была разработана в процессе подготовке к педсовету. Она основана на статистических материалах и нормативных документах. Содержание включает в себе не только причины и описание суици...
Волонтерский отряд 8 «А» класса поздравил с Новым годом детей из Детского дома школы-интерна №3.
30 декабря волонтеры-активисты отправились в школу-интернат. Для детей была организована праздничная дискотека и множество конкурсов. Все дети с радостью и большим увлечением участвовали...
Коммуникативные способности как процесс социализации учащихся в условиях Детского дома-школы средствами музыкального искусства
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» – является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом....
Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамматического строя речи у обучающихся с ограниченными воз
Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамм...
выступление воспитателя 2 семьи Четверговой Л.Н. на методическом объединении воспитателей Ялгинского детского дома - школы «Модели развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социальной адаптации воспитанников»
выступление воспитателя 2 семьи Четверговой Л.Н. на методическом объединении воспитателей Ялгинского детского дома - школы «Модели развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социа...