Статья "Работа воспитателя детского дома-школы с детьми с ОВЗ"
статья по теме

Шибанова Елена Владимировна

В статье содержится материал по работе с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского дома -школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Работа с детьми с ОВЗ319.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО ДОМА-ШКОЛЫ

С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Шибанова Е.В.,

воспитатель

 ГБОУ Непецинского детского дома-школы

 

                                           «Мы исключили эту часть людей из общества,

                                                и надо вернуть их назад, в общество, потому

                                  что они могут нас чему-то научить»

                                                                                               Жан Ванье

Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ), как все остальные дети, а, может быть, даже и более, нуждаются в том, чтобы окружающая их среда была здоровой, доброжелательной, стабильной. Что едва ли может быть достигнуто в коллективе, в котором собраны в основном дети, имеющие также физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы.

Для ребенка, испытывающего те или иные трудности, социальная адаптация, или, иначе, овладение навыками адекватного функционирования в обществе, невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной. На самом деле внутри рамок специальных заведений у ребенка просто нет возможности приспособиться к обычной жизни. Он выходит в мир абсолютно неподготовленным, а его особенности, вместе с нежеланием общества принять их, еще усугубляют ситуацию. Ведь учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует.

Окружающих, то есть нас с вами, при этом можно понять. В нашем детстве почти не было таких детей - они были спрятаны все там же, за сплошными стенами «лесных» школ, интернатов. Мы видим их отличие от нас, их особенности, и думаем, что и общаться с ними надо иначе, а вот как - не знаем. Нам неудобно признаваться в своей необразованности, а уж перед «инвалидом», «неполноценными» - и подавно, гораздо проще заклеймить - «таким нет места в обществе». Думаем, что не надо объяснять, что прямым продолжением такой логики и практики становится дискриминация целого социального слоя, причем - одного из самых уязвимых и беспомощных, а именно особенных детей и особенных людей.

В настоящее время начала разрабатываться замечательная идея инклюзивного образования.

        Инклюзивное – (от лат. include – заключаю, включаю, от фран. inclusive –включающий в себя) или включённое образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Обучение детей с особыми потребностями в ОУ позволяет здоровым детям развивать толерантность и ответственность.

        Основная идея инклюзивного образования: все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы; задача инклюзивной школы – построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого; в инклюзивных школах все дети, а не только с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе. Инклюзивные школы нацелены во многом на иные образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются обычным образованием. Цель такой школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества.

Принципы инклюзивного образования:

принимать учеников с инвалидностью как любых других детей в классе;

включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи;

вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач;

использовать и другие стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.

К детям с ограниченными возможностями здоровья относят:

детей – инвалидов;

детей с диагнозом умственной отсталости;

детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи;

детей с аутизмом;

детей с комбинированными нарушениями в развитии.

        В Государственном стандарте образования предусмотрена программа коррекционной работы, которая должна быть направлена на обеспечение недостатков в физическом и психическом развитии и оказание детям помощи в освоении основной образовательной программы.

Для каждого ученика нужно ежедневно создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на его индивидуальный уровень развития. Полученные знания помогают ребенку чувствовать себя уверенным и сильным. А значит быть счастливым.

Задача: добиваться, чтобы каждый ребенок получал знания.

         Обратимся к опыту практической работы в детском доме-школе. В нашей группе воспитывается 2 ребенка с ОВЗ, диагноз – ЗПР. Проблем в воспитании таких детей возникает много: проблемы адаптации  с момента прибытия воспитанниц в группу; особенности познавательной сферы; трудности, связанные с физиологическими особенностями (речевые нарушения, нарушения опорно-двигательного аппарата). Кроме того, все перечисленные проблемы усугублялись сиротством, наличием психологических травм, связанных с неудачным опытом  устройства в приемную семью. В результате – перед нами портрет ребенка, «перегруженного» психологическими нарушениями в развитии.

В такой, казалось бы, непростой ситуации воспитателю необходимо было в кратчайшие сроки определиться с проблемами, принять непростое решение по выбору приоритетов в социально-педагогической работе с этими детьми. Первое, что необходимо было сделать, это провести качественную комплексную диагностику детей.

        Диагностика включала 3 основных направления: анализ социальной ситуации ребенка и определение его статуса (совместно с социальным педагогом); консультация с медицинскими работниками с целью выявления состояния физического и психического здоровья ребенка, а также наличия противопоказаний в работе с ним; оценить уровень социальной адаптации ребенка, составить психологический портрет ребенка, прогнозировать перспективы его дальнейшего развития (совместно с психологом).

Таким образом, работа с ребенком с ОВЗ практически с самого начала потребовала тесного сотрудничества воспитателя с другими специалистами: с социальным педагогом, медработниками, педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем начальных классов.

За основу в нашей работе были взяты следующие критерии и показатели:

Уровень развития познавательных способностей ребенка, который  был определен при помощи специальных методик, разработанных центром «Адалин».

Навыки самообслуживания, труда и гигиены – здесь мы использовали разработанные нами оценочные карты.

Уровень воспитанности, коммуникативных навыков – на основе карт воспитанности, педагогического наблюдения.

Мониторинг показателей здоровья, который проводит медицинский работник.

Динамику развития детей нами решено было отслеживать при помощи контрольных срезов, которые проводятся нами не реже 1 раза в полугодие. В конце учебной четверти специалисты проводят совещание с целью анализа изменений показателей в развитии ребенка с ОВЗ.

В результате диагностического обследования у воспитанниц была выявлена значительная задержка психоречевого развития, низкий уровень развития социально-бытовых компетенций. В связи с этим возник вопрос о разработке индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы с детьми, объединяющих усилия специалистов всех служб детского дома.

Примерный план работы с ребенком с ОВЗ:

Организация обучения (развитие речи, занятия с логопедом, с психологом);

Воспитательная деятельность (обучение в быту в личной и совместной с воспитателем деятельности социально-бытовым навыкам; нравственное воспитание; развитие познавательной сферы; развитие творческих способностей, музыкальные, ритмические игры; духовное развитие, беседа по православной культуре; экологическое воспитание, экскурсии на природу, беседы о животных; тренинги общения; занятия для развития мелкой моторики; привитие трудовых навыков, совместная деятельность по уходу за комнатными растениями; проведение бесед на природе по Вальдорфской педагогике; воспитание заботы друг о друге, уважения к старшим).

Специальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, беседы с медицинскими работниками.

Так как длительность активного внимания у детей младшего школьного возраста ограничена в большинстве случаев по времени и требует переключения на другой вид деятельности, длительность каждого занятия, кроме экскурсий и прогулок, составляет 15-20 минут. В структуру занятия нами в обязательном порядке включаются физкультминутки. На занятиях поддерживается настроение ребенка, стараемся создать ситуацию успеха, ребенок получает положительное подкрепление своим успешным действиям, обязательно организуем тактильный контакт. Каждое занятие заканчиваем рефлексией: что удалось, что не получилось, над чем необходимо еще поработать.

Результаты исследования познавательных способностей представлены в таблице 1.

Таб.1

№, п/п

Название методики

   Норма

Рез              Результаты  исследования

Вывод,

уровень.

Исследуемая

        «А»

Исследуемая

       «Б»

1.

Оценка устойчивости

внимания

должен выполнить

выполнил

выполнил

средний

2.

Оценка цветовосприятия

должен выполнить

выполнил

выполнил

средний

3.

Оценка словесно-

логического мышления

должен выполнить,

но со второго раза

выполнил, но со второго раза

выполнил, но с третьего раза

средний

4.

Оценка зрительной

памяти

3-4 предмета

4  предмета

4 предмета

средний

5.

Оценка смысловой

памяти

4-5 слов

5 слов

4 слова

средний

6.

Оценка слуховой

памяти

3-4 фразы со второго раза

4 фразы со второго раза

4 фразы со второго раза

средний

   Рис.1 Диаграмма результатов умственных способностей в начале и в конце учебного года.

 При оценке "Культуры общения" были выявлены положительные изменения в общении со взрослыми. Девочки более раскрепощены и доброжелательны при общении со взрослыми и детьми разного возраста. Повысился уровень эстетического образования и этикет поведения.

"Оценка эмоционально-волевой сферы" позволила выявить, что у детей появился интерес к учёбе и познаванию чего-то нового. Появился интерес к животным, в частности, излюбленным занятием стала игра с кошкой. Обучение быту в личной и совместной деятельности помогло приучить девочек к ответственности и собранности. Дети стали более адекватны на похвалу и замечания. Девочки научились радоваться и чаще стали находиться в весёлом настроении.

Таким образом, разработанная программа положительно повлияла на общее психическое состояние ребёнка и частично решила проблемы, выявленные на начальном этапе воспитательной и коррекционно-развивающей работы. Таким образом, с уверенностью мы можем констатировать наличие положительной динамики в работе с детьми с ОВЗ и считаем целесообразным в дальнейшем продолжать вести работу по индивидуальным коррекционно-развивающим планам.

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение системы духовно-нравственного воспитания в условиях детского дома-школы «Дом детства» №95

Внедрение в образовательное учреждение интернатного типа системы непрерывного духовно-нравственного и православно-ориентированного воспитания....

К вопросу о роли бабушки и дедушки в воспитании и обучении ребенка в условиях нетрадиционной семьи детского дома-школы «Дом детства» №95

Формирование системы ценностей ребенка-сироты в процессе эмоционально насыщенного содержательного общения с понимающим и значимым для данного ребенка взрослым –  бабушками и дедушками....

Презентация к выступлению на педсовете по теме "О мерах по профилактике суицидального поведения воспитанников в условиях детского дома-школы"

Данная презентация была разработана в процессе подготовке к педсовету. Она основана на статистических материалах и нормативных документах. Содержание включает в себе не только причины и описание суици...

Волонтерский отряд 8 «А» класса поздравил с Новым годом детей из Детского дома школы-интерна №3.

  30 декабря волонтеры-активисты отправились в школу-интернат. Для детей была организована праздничная дискотека и множество конкурсов. Все дети с радостью и большим увлечением участвовали...

Коммуникативные способности как процесс социализации учащихся в условиях Детского дома-школы средствами музыкального искусства

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» – является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом....

Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамматического строя речи у обучающихся с ограниченными воз

Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамм...

выступление воспитателя 2 семьи Четверговой Л.Н. на методическом объединении воспитателей Ялгинского детского дома - школы «Модели развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социальной адаптации воспитанников»

выступление воспитателя 2 семьи Четверговой Л.Н. на методическом объединении воспитателей Ялгинского детского дома - школы «Модели развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социа...