ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
материал на тему
Выступление в Школе педагогического мастерства педагога дополнительного образования МАУДО Дворец творчества Суфияновой А.Р.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_ikt.docx | 330.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление в Школе педагогического мастерства педагога дополнительного образования МАУДО Дворец творчества Суфияновой А.Р.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Цель: представление педагогического опыта по использованию ИКТ на занятиях изобразительного искусства в дополнительном образовании
План выступления:
1.Современное занятие изобразительного искусства в дополнительном образовании | |
2.Роль ИК-технологий в учебном процессе | |
3.Особенности применения ИКТ на занятиях изобразительного искусства. | |
ВОПРОС. КАКОВА СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ? Цель современного занятия имеет триединый характер и состоит из трех аспектов: познавательного, связанного с расширением объема знаний, развивающего — с усложнением усваиваемого содержания, воспитательного — с формированием нравственных качеств личности. Познавательный аспект занятия изобразительного искусства складывается из следующих требований: учить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать умения и навыки, которые обеспечат успешную деятельность в дальнейшем Воспитательный аспект. Ни один школьный предмет не может заменить великую силу искусства в формировании духовных, нравственных качеств личности, в самопознании, самооценке, самовоспитании и саморазвитии Развивающий аспект связан со структурой развития личности ребенка. | |
Слайд №1 Характерные признаки современного занятия изобразительного искусства: - художественность (целостность, образность, ассоциативность, эмоциональность) как принцип организации; - активное расширение опыта эмоционально-ценностных отношений учащихся как опыта отношений мира и человека; - развитие форм художественного воображения как способности выражать эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемых образах языком пространственных искусств; - акцент на развитие эмоциональной отзывчивости обучащихся; - развитие художественно-творческих способностей учащихся; - сотворчество ученика и учителя в процессе создания художественного образа; - функционирование произведения изобразительного искусства на уроке не как объекта, а как субъекта во время свободного, заинтересованного диалога; - свободная интеграция с другими видами художественно-эстетической деятельности; - диалог ученика и учителя, основанный на едином образном языке искусства; Слайд №2. « Современные средства и оборудование». Слайд №3 « Типы занятий с использованием ИКТ»
| |
Слайд №4 Дополнительные формы учебных занятий
- пленэр, когда учебные задачи требуют практического освоения особенностей языка живописи в условиях естественной среды;
- экскурсия, сопряженная с выходом за пределы школы для изучения предметов и явлений в их естественном виде (музей, выставочный зал, парк и т. п.);
- консультация, смыслом которой является проработка неясных, трудных вопросов;
- дополнительные занятия, на которых группой или индивидуально учащиеся могут восполнить пробелы по той или иной теме.
ВОПРОС: КАКОВА РОЛЬ ИК-ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ?
При интенсивном развитии информационного общества встает вопрос выбора направлений применения компьютеров, в том числе и в учебном процессе. Интернет и персональный компьютер сегодня открывают новые возможности не только на пути познания, но и для реализации творческого потенциала каждым участником воспитательного образовательного процесса через интеграцию получаемых знаний, исследование, проектирование, новаторство.
В результате использования персонального компьютера происходит индивидуализация процесса обучения: каждый усваивает материал в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия. Интерактивные технологии очень хорошо сочетаются и накладываются на личностно-ориентированные и Здоровьесберегающие технологии. Здесь каждому предоставляется возможность самореализоваться, проявить свои способности, знания и умения.
Основные методы использования ИКТ на занятиях:
1. Использование электронных наглядностей:
- представление материала с помощью компьютера (презентации);
- видео - материал;
- аудиоматериал;
- интерактивная доска
2. Отработка определенных навыков и умений:
- выполнение различных математических и статистических расчетов, построение диаграмм, графиков);
- использование текстового редактора;
- использование электронных учебно-методических комплексов;
3. Диагностика и рейтинговая оценка (контроль знаний):
- тестовый контроль знаний (с помощью специальных тестовых программ или мультимедийной презентации);
4. Организация исследовательской деятельности обучающихся.
Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки изобразительного искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на уроках изобразительного искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития.
Слайд №5. Алгоритм использования ИКТ на занятии по рисованию
ВОПРОС: КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА?
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
- Усиление наглядности. Напомним известную фразу К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету.
Слайд№6 « Применение наглядности на занятиях по рисованию»
Если по курсу есть электронные издания, фильмы и другие материалы, ими можно дополнять лекцию и использовать фрагментарно. Например, изложение исторических событий и фактов может сопровождаться показом слайдов с картами, схемами и фотографиями.
Изобразительное творчество - одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение.
Основная цель предмета «Изобразительное искусство» - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, научить шире и разностороннее видеть окружающий мир, воспитать в них чувство прекрасного, развить личностные способности.
Основными задачами уроков изобразительного искусства является знакомство учащихся с широтой и многообразием поля художественно-изобразительной деятельности. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами Великих Мастеров, а так же создание и восприятие художественных образов.
Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является Компьютер.
Слайд №7 Возможности компьютера
Использование компьютера на уроках изобразительного искусства становится наиболее естественным благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно входит в синтез со школьными предметами художественно - эстетического цикла, гармонично дополняет его, значительно расширяет его возможности для интенсивного, эмоционально активного введения ребенка в мир искусства и художественного творчества.
Диски по искусству, содержащие огромное количество информации, но использование таких дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно-воспитательного процесса.
Слайд №8 План-конспект урока с использованием дисков
Исходя из своего собственного опыта, я считаю, что лучше всего создавать свои фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру урока. Такими являются мультимедиа презентации, слайд – фильмы и тестовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока.
Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио - и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Мультимедиа презентация может быть использована на уроках - лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Она поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий.
Слайд №9 Пример занятий с мультимедийной презентацией
Слайд-фильмы Можно использовать на всех темах и включать в любой этап урока, они, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя. Для того чтобы после просмотра слайд – фильма дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу. Они позволяют менять виды деятельности, урок становится более ярким и эмоциональным, а работы, выполненные учащимися, творческими, и полностью раскрывающими тему. Их можно применять на первом этапе урока, в качестве разминки, “Арт-минутки” для повторения пройденного материала, для создания проблемы в начале урока, что бы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшему обучению. В конце урока они могут быть завершающим “аккордом”, когда дети без труда будут узнавать и называть новое.
Слайд №10 Пример « Арт-минутки»
Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании изобразительного искусства очевидны:
• знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;
• широко использовать показ репродукций картин художников;
• демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
• “оживлять” карты;
• “посещать” крупнейшие музеи мира;
• “погружаться” в пространство и время;
• прослушивать записи песен одновременно с показом картин;
• активизировать учебный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке изобразительного искусства.
Как же можно организовать уроки рисования с использованием ИКТ, и тем самым облегчить подготовку учителя к уроку....
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства
" Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства" дано описание опыта работы учителя" статья , в которой рассказывается об опыте работы учителя...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства, МХК.
(обобщение опыта)...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ «Информационно-коммуникационные технологии на уроках изобразительного искусства».
Информационно-коммуникационные технологии на уроках изобразительного искусства...
Применение информационно- коммуникационных технологий на занятиях в объединении «Юные садоводы»
Однозначно, применение компьютерной техники на занятиях объединения позволяет сделать его привлекательным, более эмоциональным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения. Комп...
Статья по изобразительному искусству «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства ».
Уроки изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к такому уроку....