Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства
статья по теме
" Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства" дано описание опыта работы учителя" статья , в которой рассказывается об опыте работы учителя изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_informacionno.doc | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства
(Из опыта работы учителя изобразительного искусства и черчения БОУ г.Омска «Гимназия № 12» Лебедевой Екатерины Борисовны)
За годы работы в «Гимназии №12» мной накоплен богатый опыт использования ИКТ на уроках изобразительного искусства:
· собрана коллекция электронных образовательных ресурсов (CD-диски);
· создан ряд методических разработок и дидактических материалов для использования на уроках в виде презентаций, комплектов раздаточных материалов, наглядных пособий;
· сформированы цифровые коллекции иллюстративного материала по различным темам, а так же — цифровые коллекции детских работ.
· разработан авторский интегрированный курс «Изобразительное искусство и компьютер».
Конечно, компьютеризированное рабочее место, которое стимулирует качество и результативность учительского труда, в моем кабинете появилось не сразу. Как Вы понимаете, для того, чтобы были созданы такие условия, пришлось немало потрудится — самообразованием, курсы повышения квалификации и, как следствие, — обоснования необходимости создания стационарного рабочего места учителя именно в кабинете, т. к. современные тенденции в образовании, накопленный личный опыт и специфика предметов искусства уже не позволяют подготовить и провести качественный урок без использования ИКТ!
Если говорить о выделении компьютерной техники в кабинет, — это не самоцель, это насущная необходимость, которая напрямую отвечает требованиям Концепции модернизации российского образования и созданию условий для повышения качества общего образования в школе.
Использования компьютерной техники значительно повышает результативность урока во всех отношениях (подача материала — скорость и качество, мотивация интереса учащихся к учебному процессу и т. д.).
Благодаря использованию электронных образовательных ресурсов, Интернета, сканера, проектора решаются проблемы:
· отсутствия достаточного количества наглядных пособий в качественном полиграфическом исполнении;
· отдаленности от музеев и выставочных залов, где хранятся известные мировые шедевры изобразительного искусства.
Раздаточный материал — эта та область полиграфической продукции, которая практически отсутствует, не предусмотрена в качестве методического обеспечения на уроках искусства. Учителю приходится изготавливать материал самостоятельно, т. к. необходимость в этом существенная. Ребенок пользуется раздаточным материалом на протяжении всего урока, неоднократно обращается к нему. Раздаточный материал играет важную роль в формировании умений и навыков на уроках искусства.
Решить обозначенную проблему помогают сканер, принтер, ксерокс.
Кроме иллюстративного ряда, презентации, в зависимости от своей структуры и назначения, помогают решать конкретные задачи на уроке. Они могут сопровождать объяснение учителем новой темы, могут являться алгоритмом действия, могут быть помощником в написании опорного конспекта, в выделении ключевых мыслей и т. д.
Конспект урока в электронном виде обеспечивает удобство работы с текстом (корректировка, дополнения, изменения), а так же возможность тиражирования и использования материала для различных мероприятий (проекты, конкурсы и т. п.). Так же, эстетический вид распечатанного конспекта или плана урока, к которому учитель обращается на уроке в случае необходимости, несомненно, выигрывает в сравнении с рукописным.
Электронные образовательные ресурсы (CD-диски) можно использовать для переработки и создания на основе них собственного продукта. Так же, бывает удобно пользоваться предложенной навигацией и даже привлекать учащихся на уроке к самостоятельному поиску заданной информации, выполнению какого-либо теста и т. д.
Web-страница может быть использована как для урока, так и для общения с детьми, родителями и коллегами за рамками школьного времени (учебного процесса).
Интернет. Вне урока — для поиска информации, на уроке — это оперативный доступ в реальном режиме времени к огромному информационному полю, а в определенных обстоятельствах — это организация сетевой работы на уроках.
Из технических средств отдельно выделю проектор, т. к. для предметов искусства он играет колоссальную роль! Это средство коммуникации позволяет транслировать информацию и обеспечивать крупный, качественный показ материала целому классу ребят одновременно, без потери драгоценного времени на уроке! В отличие, например, от демонстрации той же репродукции из книги!
Как правило, в подготовке и проведении урока у меня присутствуют две составляющие — это традиционная подготовка и использование ИКТ.
ТРАДИЦИОННАЯ:
· работа со спецлитературой;
· работа с учебником;
· непосредственная демонстрация изделий;
· изготовление и демонстрация учебно-наглядного пособия (в данном случае это необходимо для того, чтобы дети наглядно, в живую увидели работу кисти и красок);
· подбор и использование видео фильма;
· использование классной доски для опорного конспекта .
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
· CD-диск;
· проектор;
· компьютер, сканер, принтер;
·передвижной компьютерный класс;
·интерактивная доска;
Образовательный процесс, обеспечиваемый предметами искусства, существенно отличается от традиционного учебно-воспитательного процесса. Его значимость и специфика определяются задачей формирования и развития эмоционально-образной сферы, связанной с ценностным отношением к действительности, а так же первичным опытом творческой деятельности обучающихся.
На изучение изобразительного искусства отводится всего чуть больше 8-ми астрономических суток за весь период обучения в школе, за это короткое время учитель должен оптимально использовать все возможные технологии для того, чтобы ребенок прикоснулся, проникся, осознал и полюбил эту наиважнейшую область человеческой деятельности!
На своих уроках благодаря использованию ИКТ я обнаружила следующие результаты:
· у детей значительно повысился интерес к различным областям искусства;
· ребята самостоятельно дома, в Интернете или в печатной литературе находят дополнительную информацию и приносят на урок;
· ученики проявляют инициативу и активно выступают с найденным материалом;
· повысилось качество творческих работ гимназистов;
· к ребятам приходит осознание роли искусства в их личной жизни;
Таким образом, использование ИКТ позволяет проектировать мне, как учителю, грамотный, профессиональный, технологичный урок! А это, в свою очередь, позволяет формировать ключевые компетентности учащихся, т. е. целостную систему универсальных знаний, умений и навыков!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства, МХК
Преимущества ИКТ, направления ОТ...
Статья по изобразительному искусству «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства ».
Уроки изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к такому уроку....
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ Тема: « Использование современных образовательных технологий на уроке изобразительного искусства»
Цель моей работы: обеспечение развития творческой личностной сферы учащихся, повышение интереса к учению; повышение качества учебного процесса; охрана и укрепление физического и психического здоровья ...
Статья "Лучшее от лучших" - "Использование элементов проектной технологии на уроках изобразительного искусства"
Статья "Лучшее от лучших" - "Использование элементов проектной технологии на уроках изобразительного искусства"...
Использование новых педагогических технологий на уроках изобразительного искусства "Компьютерные технологии".
В работе представлены компьютерные технологии, применяемые на уроках изобразительного искусства, указываются положительные моменты использования ИКТ, приемуществом которых является гибкость....
Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"
Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"...