Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства, МХК.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Крутинская гимназия»
Использование
информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства,
МХК
(обобщение опыта)
Выполнила: Мосиенко Т.Н,
учитель изобразительного искусства.
Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. Задача состоит в том, чтобы использование информационно-коммуникационных технологий стало обычным и привычным в деятельности каждого учителя предметника, стало неотъемлемой, органичной частью любого урока. По данным современных исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно, ¾ части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности образовательного процесса, раздвигает возрастные возможности обучения.
Цели использования информационных технологий в обучении:
• повысить наглядность учебного материала;
• расширить спектр активных методов обучения;
• разнообразить содержание учебного материала;
• разнообразить формы подачи учебного материала.
Мотивация учащихся на уроке при использований ИКТ:
• наглядность
• активизация методов обучения
• разнообразие форм обучения на уроке
Мотивация учителя:
• снижение трудоемкости процесса (обучения и контроля)
• способность быть «современным учителем».
На уроках изобразительного искусства, МХК при изложении учебного материала я использую готовые программные средства или созданные мной презентации, что дает возможность повысить эффективность процесса обучения.
С помощью компьютерных программных средств мы знакомимся с творчеством великих художников, скульпторов, архитекторов, с шедеврами мирового искусства.
Использование ИКТ на школьных уроках дело новое, поэтому накопление программно - методических материалов для образовательного процесса, их совершенствование, разработка новых методик и программ – актуально на сегодняшний день.
Педагогическая цель, которую я поставила перед собой, заключается в следующем:
• повышение качества знаний учащихся;
• совершенствование методики проведения уроков по изобразительному искусству и МХК с применением ИКТ;
• обеспечение дифференцированного подхода к учащимся в образовательном процессе;
• обеспечение условий для адаптации ребят в современном информационном обществе.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
• совершенствовать накопленные компьютерные программные продукты по искусству. Создавать новые компьютерные программные продукты для образовательного процесса в школе;
• продолжать разработку методик использования ИКТ в преподавании изобразительного искусства и МХК;
•совершенствовать технологию применения разработанных методик в учебном процессе общеобразовательной школы;
• широко внедрять накопленные программно – методические материалы в образовательный процесс;
• совершенствовать профессиональную ИКТ- компетентность педагога;
• обобщать и передавать опыт работы учителям изобразительного искусства
• проводить психологические исследования и диагностику деятельности учителя и ученика с целью определения степени влияния ИКТ на психическое и физическое состояние участников образовательного процесса.
Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства, МХК и приводит к целому ряду положительных следствий:
• обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
• психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор детей;
• возрастает уровень использования наглядности на уроке;
• повышается производительность труда учителя и учащихся на – уроке.
В чем, все-таки, полезность и эффективность использования ИКТ на уроках эстетического цикла?
- Проблема иллюстративной поддержки уроков.
Как известно, на уроках ИЗО и МХК необходимо показывать огромное количество репродукций. Порой, чтобы подтвердить всего лишь один постулат в истории искусства, необходимо продемонстрировать десяток изображений произведений искусства.
Благодаря использованию электронных образовательных ресурсов, Интернета, сканера, проектора решаются проблемы:
· отсутствия достаточного количества наглядных пособий в качественном полиграфическом исполнении;
· отдаленности от музеев и выставочных залов, где хранятся известные мировые шедевры изобразительного искусства.
2. Раздаточный материал — эта та область полиграфической продукции, которая практически отсутствует, не предусмотрена в качестве методического обеспечения на уроках искусства. Учителю приходится изготавливать материал самостоятельно, т. к. необходимость в этом существенная. Ребенок пользуется раздаточным материалом на протяжении всего урока, неоднократно обращается к нему. Раздаточный материал играет важную роль в формировании умений и навыков на уроках искусства.
Решить обозначенную проблему помогают сканер, принтер, ксерокс.
3. Методические пособия, например, презентации.
Кроме иллюстративного ряда, презентации, в зависимости от своей структуры и назначения, помогают решать конкретные задачи на уроке. Они могут сопровождать объяснение учителем новой темы, могут являться алгоритмом действия, могут быть помощником в написании опорного конспекта, в выделении ключевых мыслей и т. д.
4. Конспект урока в электронном виде обеспечивает удобство работы с текстом (корректировка, дополнения, изменения), а так же возможность тиражирования и использования материала для различных мероприятий (проекты, конкурсы и т. п.). Так же, эстетический вид распечатанного конспекта или плана урока, к которому учитель обращается на уроке в случае необходимости, несомненно выигрывает в сравнении с рукописным.
5. Электронные образовательные ресурсы (CD-диски) можно использовать для переработки и создания на основе них собственного продукта. Так же, бывает удобно пользоваться предложенной навигацией и даже привлекать учащихся на уроке к самостоятельному поиску заданной информации, выполнению какого-либо теста и т. 6. Web-страница может быть использована как для урока, так и для общения с детьми, родителями и коллегами за рамками школьного времени (учебного процесса).
7. Интернет. Вне урока — для поиска информации, на уроке — это оперативный доступ в реальном режиме времени к огромному информационному полю, а в определенных обстоятельствах — это организация сетевой работы на уроках.
8. Из технических средств отдельно выделю мультимедиапроектор, т. к. для предметов искусства он играет колоссальную роль! Это средство коммуникации позволяет транслировать информацию и обеспечивать крупный, качественный показ материала целому классу ребят одновременно, без потери драгоценного времени на уроке!
На своих уроках благодаря использованию ИКТ я обнаружила следующие результаты:
· у детей значительно повысился интерес к различным областям искусства, они стали больше задавать вопросов;
· очень часто ребята самостоятельно дома, в Интернете или в печатной литературе находят дополнительную информацию и приносят на урок;
· проявляют инициативу и активно выступают с найденным материалом;
· повысилось качество творческих работ (из-за доступного иллюстративного и информационного материала);
· к ребятам приходит осознание глобальности и значения искусства в их личной жизни, и многие начинают мечтать об экскурсионных поездках в разные страны мира, чтобы увидеть то, о чем узнали на уроке!
Таким образом, использование ИКТ позволяет проектировать мне, как учителю, грамотный, профессиональный, технологичный урок! А это, в свою очередь, позволяет формировать ключевые компетентности учащихся, т. е. целостную систему универсальных знаний, умений и навыков!
Опыт использования ИКТ:
-собрана коллекция электронных образовательных ресурсов (CD-диски);
-создан ряд методических разработок и дидактических материалов для использования на уроках в виде презентаций, комплектов раздаточных материалов, наглядных пособий;
- сформированы цифровые коллекции иллюстративного материала по различным темам, а так же — цифровые коллекции детских работ.
Список литературы
- Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе.
- Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства.
- Губайдуллин И. А. «Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с использованием информационных – коммуникационных технологий в образовании.Тема: Искусство Гжели.
Предмет: Изобразительное искусство, урок – объяснение нового материала.Тема: Искусство Гжели.Продолжительность: 1 урок-45 минут.Класс: 5.Технологии: компьютер, проектор, экран....
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке изобразительного искусства.
Как же можно организовать уроки рисования с использованием ИКТ, и тем самым облегчить подготовку учителя к уроку....
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства
" Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства" дано описание опыта работы учителя" статья , в которой рассказывается об опыте работы учителя...
Статья по изобразительному искусству «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства ».
Уроки изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к такому уроку....
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе с использованием информационно-коммуникационной технологии. Городецкая роспись. Узнаём о народных мастерах из Городца, о том, как деревянные изделия украшаются сказочными букетами.
Тема: Городецкая роспись. Узнаём о народных мастерах из Городца, о том, как деревянные изделия украшаются сказочными букетами.Цель: Продолжать знакомство с русскими народными промыслами, рассказать о ...