«Личностный рост педагога дополнительного образования»
материал на тему
Выступление на занятии Школы педагогического мастерства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_lichnostnogo_rosta.docx | 602.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на занятии Школы педагогического мастерства
Тема: «Личностный рост педагога дополнительного образования»
Форма: тренинг
Цель: Развитие мотивации педагогов на достижение успеха, профессиональных навыков, творческих способностей.
Задачи: - активизировать педагогическое мышление, стимулировать развитие творчества и профессиональной активности;
-формировать умения находить наиболее актуальные, оптимальные и простые решения, закреплять профессиональные знания, умения и навыки;
-создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников тренинга;
-развивать презентационные и рефлексивные умения педагогов
Ход проведения
I. Организационный момент: 1 минута.
Добрый день, коллеги!
Профессия педагога дополнительного образования относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции.
Психологическим условием эффективности профилактики эмоционального сгорания педагога является повышение уровня эмоциональной гибкости.
Важно осознать, что можно найти способы решения конфликтов. Это терпимое отношение друг к другу, умение прощать, понять, с уважением относиться к мнениям других членов коллектива.
Сегодня мы собрались для того чтобы провести тренинг.
Существуют правила поведения на тренинги:
1.Все, что я увижу и услышу, я никому не говорю за пределами этой комнаты
2.Я говорю, о том, что я думаю
3.Правило правой руки, всегда начинает выполнять упражнение или отвечать человек находящийся с права от тренера.
II. Подготовительный этап: 3 минуты
У каждого сложилось свое мнение, что же такое успех, я предлагаю разобрать, из каких составляющих складывается успех педагога. Как вы думаете?
III. Основной этап: 24 минуты
Упражнение 1. Направлено на самопознание.
ТЕСТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР
ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.
ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.
ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.
КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.
КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.
«Упражнение №2«Любящий взгляд».
Один из участников выходит за дверь. Его задача – определить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взглядом. Ведущий в его отсутствие выбирает для этой цели двух-трех человек. Затем выбирается другой отгадывающий. Количество смотрящих «любящим» взглядом увеличивается.
Упражнение «Круг»№3
Все участники сидят в кругу. Каждый по очереди выходит за дверь. Во время отсутствия человека группа обсуждает и выбирает 5 положительных и 5 отрицательных черт личности. Когда человек приходит ,ему зачитываются черты характера присущие ему по мнению группы.
Упражнение «Я учусь у тебя» №4
Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.
Упражнение «Сад моей души».№5
Цель: Снятие напряжения, восстановление гармоничного состояния.
Инструкция.
Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло, и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам.
Сейчас я буду предлагать вам что-то услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе понаблюдать за собой.
Перед Вами из темноты появляются красивые резные ворота, Вы протягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до Вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение свободы и легкости. Вы гуляете по дорожкам сада и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе Вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему. Вы чувствуете что-то близкое и родное. Подойдите и всмотритесь в него. Он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним и скажите ему то, что Вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает.
А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад, сад вашей души! И Вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место.
Анализ:
Каково Ваше самочувствие после этого упражнения?
Упражнение «Круг света» №6. Проходя через «круг света», мы осуществляем ритуал очищения, мобилизуем свою внутреннюю энергию, активизируем свои ресурсы и тем самым укрепляем свое здоровье.
Участники по кругу передают сосуд с зажженными плавающими свечами, мысленно делая пожелания миру, присутствующим, себе.
Первая помощь после воздействия стрессовых факторов.
Существует система приемов эмоциональной саморегуляции, которую необходимо использовать сразу после действия на организм человека стрессовых факторов. К ней относятся следующие приемы:
- Использовать любой шанс, чтобы смочить лоб, виски, и артерии на руках холодной водой.
- Медленно осмотреться по сторонам даже в том случае, если помещение знакомо. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывать их внешний вид. Мысленно говорить себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески». Сосредоточение на каждом отдельном предмете послужит отвлечением от внутреннего стрессового напряжения, так как внимание переключается на рациональное восприятие окружающей обстановки.
- Посмотреть в окно на небо. Сосредоточиться на том, что видите.
- Набрав воды в стакан, медленно, сосредоточенно выпить ее. Сконцентрировать внимание на ощущениях в тот момент, когда вода будет течь по горлу.
- Представить себя в приятной обстановке - в саду, на пляже, на качелях, под душем.
- Применить формулы успокоения, например: «Сегодня я не обращаю внимания на пустяки».
- Существует множество физиологических механизмов разрядки, которые оказывают восстанавливающее действие на человека. Внешне они проявляются в виде плача, смеха, желания ударить, выговориться и т.д. Не надо блокировать их (сдерживать).
- Возникающее чувство раздражения, агрессии можно снять с помощью физической разрядки: сделать несколько ударов ногой по воображаемому предмету, побоксировать подушку, «выпустить пар».
- Разрядить эмоции - выговориться кому-либо до конца. После того, как человек выговорится, его возбуждение снижается, он может осознать свои ошибки и принять правильное решение.
- Чтобы быстрее нормализовать состояние после неприятностей, необходимо дать себе усиленную физическую нагрузку (20 30 приседаний, бег на месте, подъем пешком на 3 - 5 этаж).
- Найти место, где можно вслух проговорить, прокричать то, что возмущает, обижает, где можно выплакаться. Пусть это будет пустая комната. По мере того, как эти действия начнут выполняться, раздражение, гнев, обида будут уходить.
- Другой способ - «пустой стул». Представьте, что на нем сидит человек, который обидел Вас, излейте ему свои чувства. Сейчас можно сказать все, что хочется.
- Переключиться на интересную деятельность, любимое занятие - создать новую доминанту. При перевозбуждении в коре головного мозга образуется доминантный очаг возбуждения, который обладает способностью тормозить все остальные очаги, подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Чем увлекательнее дело, тем легче создать конкурирующую доминанту.
- Вспомнить приятные события из собственной жизни. Представить, что эта ситуация повторилась и Вы находитесь в состоянии радости. Сделать такое же лицо, улыбку, почувствовать это состояние всем телом - позой, осанкой, жестами, походкой.
- Использовать приемы логики. Включение рассудочной деятельности в восприятие и в процесс реагирования на внешний стимул значительно изменяет поведение человека и корректирует эмоциональные реакции.
- Необходимо помнить, что при сильном эмоциональном возбуждении человек неадекватно оценивает ситуацию. В острой эмоциогенной ситуации не следует принимать никаких решений. Успокойтесь, а затем все обдумайте по принципу: «Подумаю об этом завтра».
- Можно произвести общую переоценку значимости ситуации по типу: «Не очень-то и хотелось» или суметь извлечь что-то положительное даже из неудачи, используя прием «зато».
18. Спокойно проанализируйте ситуацию, постарайтесь четко
осознать возможные негативные последствия и примиритесь с
самыми худшими из них. Осознав худший исход и примирившись с
ним, спокойно обдумайте, как разрешить ситуацию.
Упражнение «Стряхни» №7
Цель: избавление от негативного, ненужного, мешающего и неприятного.
Инструкция.
Я хочу показать Вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Встаньте так, чтобы во круг Вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное - плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли - слетает с Вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Представьте, что весь неприятный груз с Вас спадает, и Вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.
Анализ:
Каково Ваше самочувствие после выполнения.
IV. Заключительный этап: 2 минуты.
-Я хочу закончить нашу встречу словами:
Я не пойду за нытиками, их болезнь заразна. Я пойду за людьми успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг личностного роста для педагогов дополнительного образования
Профессия педагога дополнительного образования относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции.Психологическим условием эффективности профилактики...
Областной семинар «Методическое обеспечение профессионального роста педагогов дополнительного образования»
Открытое занятие фольклорного коллектива "Звоночки" "Скоро будут Святки - запевай колядки!"...
Мотивация профессионального роста педагога дополнительного образования через организацию внутриучрежденческого контроля
В данной статье отражен опыт работы организации внутриучрежденческого контроля как способ повышения профессионального мастерства педагогов....
Профессиональный рост педагога дополнительного образования в современных условиях
Повышение эффективности и качества образования – одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка тех системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов соц...
«Профессионально – личностный потенциал педагога дополнительного образования как условие введения профессионального стандарта»
Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования в условиях внедрения нового профессионального стандарта – это совмещение профессионализма педагога (специальная, методи...
Индивидуальный план профессионально-личностного самообразования педагога дополнительного образования МАУ ДО СР «Центр «Созвездие» им. Героя Советского Союза Гришина И.Т.»
В последнее время наблюдается падение интереса обучающихся к изучению основ декоративно-прикладного творчества. Проблема состоит в том, что в процессе обучения декоративно-прикладному искусству не уде...
Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития педагога дополнительного образования МАУ ДО ЦДТ «Ритм» г. Перми Киселевой Любови Александровны
Учитывая результаты самоанализа своей деятельности, не трудно понять, что профессиональное саморазвитие – это целенаправленный процесс усовершенствования профессионализма, определяемый самим чел...