Мотивация профессионального роста педагога дополнительного образования через организацию внутриучрежденческого контроля
материал на тему

Трепп Марина Геннадиевна

В данной статье отражен опыт работы  организации внутриучрежденческого контроля как  способ повышения профессионального мастерства педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ МАРИИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МАРИИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»

(МБОУ ДО «ДДТ»)

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ  ОРГАНИЗАЦИЮ ВНУТРИУЧРЕЖЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

М.Г. Трепп,

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

МБОУ ДО «ДДТ»

МАРИИНСК

2017

                                                            Введение

       В повседневной жизни компетентным принято называть знающего и авторитетного человека в каком-либо деле. В образовательной отрасли под компетентностью педагога мы подразумеваем наличие у него определенных профессиональных и личностных качеств, необходимых для организации успешной образовательной деятельности.

       В условиях модернизации современного образования в целом и дополнительного образования в частности развитие профессиональной компетентности педагога – его квалификационных характеристик, творческой индивидуальности, способности ассимилироваться в системе новых образовательных требований и стандартов – невозможно без систематического и глубокого наблюдения и изучения образовательной  деятельности, а также труда педагога. Одной из традиционных форм взаимодействия администрации образовательной организации и педагогического работника является внутриучрежденческий  контроль. Внутриучрежденческий контроль позволяет не только выявлять, направлять и корректировать профессиональную активность педагога, но и имеет целью создавать у педагогического работника собственную мотивацию к максимальному раскрытию своих профессиональных возможностей.

Цель данной работы: анализ организации внутриучрежденческого контроля как  способ повышения профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

  1. выявить  значение   внутриучрежденческого   контроля  в обеспечении повышения профессионального мастерства педагогов;
  2. рассмотреть особенности внутриучрежденческого контроля в  учреждении дополнительного образования;
  3. выявить условия эффективности внутриучрежденческогоконтроля.

                   Организация внутриучрежденческого контроля

      Слово “контроль” часто вызывает у педагогов негативные эмоции, а проверяющие воспринимаются как лица, которые не столько помогают, сколько мешают работать. По утверждению О.Г. Хомерики, контроль, заставляющий защищаться, ограничивает возможности творческого роста, что в корне противоречит ценностным ориентирам и основному назначению образования. Профессор Гарвардского университета К. Арджирис считает, что жесткий, административный контроль чаще всего несовместим со свободой деятельности человека, с творчеством, инициативой. Он снимает мотивацию, сдерживает творческое решение, противоречит чувству личной независимости и технологической свободе.

      Но в то же время нельзя и совсем отказаться от контроля: это приведет к снижению дисциплины и падению  уровня качества работы. Как же быть? Где золотая середина инспекционной деятельности?

       Негативное отношение педагогов к контролю затрудняет осуществление контрольно-диагностической функции. Между тем, осуществление контроля необходимо для осуществления обратной связи для того, чтобы руководитель знал объективное состояние дел в своей организации. Это значит, руководитель должен создать такие условия, чтобы контроль был максимально эффективным, и чтобы педагогические работники  были заинтересованы в объективности контроля.

       Чтобы контроль реально помогал организации, он должен носить стратегический характер, то есть отражать общие приоритеты организации и поддерживать их. Контроль над обычными операциями не имеет смысла и будет только отвлекать силы от более важных целей.

        Процесс контроля связан не только с выявлением результатов и состояния процессов жизнедеятельности организации, но и оценкой работы тех, людей, которые осуществляют эти процессы. Одной из основных задач контроля является мотивация работников организации к улучшению результатов педагогической деятельности. Контроль призван побуждать к устранению существующих недостатков или использованию новых возможностей. Однако сама процедура контроля может приводить к сильным напряжениям и вызывать чувство сопротивления. В этих случаях контроль может сыграть демотивирующую роль. Чтобы этого не происходило, при его осуществлении нужно соблюдать общие условия мотивации педагогических работников.

      Справедливость контроля достигается введением стандартов (норм, требований), предварительно согласованных с коллективом, обоснованием и аргументированностью оценочных суждений в процессе контроля, представлением подчиненному права самому проанализировать и оценить результаты своего труда, уважительным и доброжелательным отношением к личности контролируемого.

Чтобы контроль максимально раскрывал творческий потенциал педагога он должен опираться на:

  • Создание стимулов к активной творческой деятельности, совместный поиск оптимальных вариантов организации, моделирование педагогического процесса; предоставление педагогу возможности апробировать их на практике;
  • Создание в коллективе условий для постоянного самосовершенствования педагогов на основе изучения индивидуальных особенностей каждого.

Контроль станет эффективным только тогда, когда он будет систематическим, регулярным,  действенным и гласным.

         В муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества » города Мариинск  (далее – МБОУ ДО «ДДТ») для оценки эффективности педагогической деятельности работников используется весь сложившийся в практике контрольно-диагностический инструментарий.            Профессиональная грамотность и успешность каждого члена педагогического коллектива неразрывно связана с качеством образования, реализуемого в рамках конкретной образовательной организации. Следует отметить, что для организации дополнительного образования, показатели качества образования несколько отличаются от показателей общеобразовательных организаций, так как в основу педагогики дополнительного образования положен принцип свободы выбора ребенком вида деятельности, педагога, дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

       Внутриучрежденческий контроль в нашей организации проводится с целью оказания методической помощи, направленной на развитие профессионального мастерства педагога. Осуществляя мониторинг профессиональной успешности педагога, мы ориентируемся на следующие критерии: «Квалификация и профессионализм», «Продуктивность».

        Наиважнейшим показателем продуктивности деятельности педагога дополнительного образования является сохранность детского контингента в творческом объединении и выполнение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Учащиеся приходят в творческие объединения добровольно по своим интересам и потребностям. Обучение в творческих  объединениях – это кропотливый, практический труд учащихся  в процессе изготовления  изделий, творческих работ, проектов. Работа в объединениях предполагает освоение учащимися конкретных, практических и жизненно важных навыков на основе имеющихся у них сведений и информации в различных областях познания. На пути к своей цели в образе конкретного изделия, проекта, творческого номера учащиеся испытывают трудности, и, если содержание дополнительной образовательной программы не помогает преодолевать возникающих препятствий, то дети могут уйти из творческого объединения. Предупреждая риск возникновения данной ситуации, педагогу необходимо адаптировать содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, скорректировать учебные цели и задачи, активнее использовать различные формы организации образовательной деятельности, средства обучения, чтобы поддержать интерес и желание учащихся. В связи с этим в МБОУ ДО «ДДТ» в течение учебного года проводится систематический контроль укомплектованности и наполняемости учебных групп, сохранности контингента, выполнения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. С каждым годом  сохранность контингента учащихся  в  МБОУ ДО «ДДТ»  увеличивается  с 93%-97%.

С целью соблюдения педагогами требований к организации образовательной деятельности   - выявление умения ставить понятийную и посильную для учащихся цель, решать реальные учебные задачи, достигать конечного результата – систематически проводятся тематический контроль по организации образовательной деятельности с посещением учебных занятий и последующим анализом и самоанализом.  За период работы образовательной организации  возрос уровень проведения учебных занятий. Педагоги, проводят  занятия, используя нетрадиционные формы, применяют ИКТ технологии. Занимают активную позицию по разработке и внедрению в практику работы собственных приёмов, методов, форм воспитательно-образовательной деятельности, носящую ярко выраженный личностно-ориентированный характер и нацеленный на создание ситуации успеха учащихся, развитие качеств личности.

       Еще одно направление контроля - результативность образовательной деятельности учащиеся. Результаты своей деятельности учащиеся  представляют на конкурсах, выставках, концертах различного уровня. Наличие результатов и достижений обеспечивает учащимся и педагогу выход на более высокие уровни  мероприятий, что также является, по сути, развитием профессиональной компетентности и успешности педагога. Учащиеся творческих объединений МБОУ ДО «ДДТ» показывают стабильно высокие результаты в мероприятиях по профилю деятельности. В прошедшем учебном году прослеживается положительная динамика результатов достижений учащихся. Дипломов I степени (победителей) больше чем II и III степени, что говорит о качестве образовательной деятельности, высоком потенциале педагогических работников и эффективности деятельности  образовательной организации.

         Значимую роль в стимулировании профессионального и творческого роста педагога играют педагогические конкурсы. В настоящее время они стали неотъемлемой частью жизнедеятельности образовательных организаций и представляют собой компонент системы научно-методической работы, ориентированной на повышение профессионального мастерства педагогических работников, развитие их инновационного потенциала. Исследователи характеризуют педагогические конкурсы с разных позиций: как форму и средство повышения квалификации учителя (Е. М. Пахомова) [1];

как средство развития творческого потенциала (Г. Ф. Привалова) [2];

как средство творческой самореализации педагогических работников (Е. С. Плюсина) [3]. Разные подходы к определению сущности педагогических конкурсов указывают на то, что в настоящее время они представляют собой инновационную форму повышения профессионального мастерства педагогов.

Участие в различных конкурсах профессионального мастерства помогает каждому педагогу обобщить опыт, изучить эффективность своей педагогической деятельности, диагностировать свою работу. Кроме этого участие педагога в профессионально-педагогическом конкурсе и тем более победа повышает рейтинг его среди коллег, дает основание для его материального поощрения, обеспечивает перспективность роста профессионального мастерства, развитие творческого потенциала. Конкурс имеет и обучающую функцию: ведь накопленный педагогический опыт надо обобщить, осмыслить, проанализировать, а потом и описать в категориях современной педагогики. Он заставляет размышлять и искать ответы на вопросы: какие профессиональные ценности являются для образовательного сообщества приоритетными, как строятся отношения педагога с учащимися, как осуществляется личностно ориентированный подход. Важно администрации поддержать результативный опыт работы педагога, создать условия для распространения лучшего, что им создано и подходит для использования коллегами. А «положительная динамика профессионального роста педагога дополнительного образования и положительная динамика достижений обучающихся неразрывно связаны между собой» [4]. За 2016-2017 учебный год педагоги дополнительного образования МБОУ ДО «ДДТ»  приняли участие в  профессиональных конкурсах:

 -в 4  мероприятиях  муниципального уровня;

-в  4 мероприятиях областного уровня;

- в 27 мероприятиях  всероссийского уровня;

- в 3 мероприятиях международного уровня.

        Количество педагогов, принявших участие, составляет 86 % от общего количества педагогов учреждения.  Общее количество участников 54 человека, победителей и призеров 50 человек.  Из них 39 - первые места, 8 – вторые, 3 – третьи. По сравнению с прошлым учебным годом участие педагогов в конкурсных мероприятиях остается стабильным.  Наиболее значимым в нашей  организации за последний год  было участие в профессиональных конкурсах педагогов : областной конкурс педагогического мастерства «Новая волна» (2016 г) –  педагог дополнительного образования Смакотина О.В.- лауреат конкурса. Областной этап конкурса «Сердце отдаю детям» (2017 г.) – Смакотина О.В. – лауреат.

     

                                                           Заключение

        Анализ кадрового потенциала МБОУ ДО «ДДТ»  предполагает непрерывный мониторинг результативности деятельности каждого педагога по следующим аспектам: уровень образования, повышение квалификации, применение в практике деятельности педагогических инноваций, обобщение и представление в различных формах личного  педагогического опыта, признание профессионализма педагога в педагогическом сообществе  муниципального района, области, страны.

       Для получения объективной и исчерпывающей информации объектами контроля становятся все аспекты труда педагога: воспитательно-образовательная деятельность,  методическая работа, научно-экспериментальная деятельность, учебная документация. Анализируя полученные данные и оценивая результаты, можно говорить о корректировке педагогической деятельности работника, если это необходимо, и о перспективах его профессионального развития.

    Таким образом, исходя из опыта работы, внутриучрежденческий контроль, благодаря объективным результатам, дает педагогу возможность непрерывно развивать и совершенствовать свое профессиональное мастерство.

                                             Литература

1. Пахомова, Е. М. Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя :дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. М. Пахомова. – М. : Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2003.

2. Привалова, Г. Ф. Конкурс профессионального мастерства как средство развития творческого потенциала педагога : канд. пед. наук : 13.00.08 / Г. Ф. Привалова. – Екатеринбург : РГППУ, 2008.

3. Плюснина, Е. С. Конкурсы профессионального мастерства как средство самореализации педагогических работников МОУ ДОД ДДТ «Вдохновение» / Е. С. Плюснина // Внешкольник. – 2009. – № 6. – С. 42–45.

4. Грицаенко, Т. В. Система повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей / Т. В. Грицаенко // Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности : материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х ч. Ч. 2 / Челябинск – Москва / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – С. 330–334.

Интернет-ресурсы

1. Донскова Н.Б."Внутришкольный контроль как одна из форм повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении."

https://intolimp.org/publication/vnutrishkol-nyi-kontrol-kak-odna-iz-form-povyshieniia-effiektivnosti-upravlienii.html

2. Наваренко А.Н. Внутришкольный контроль как фактор стимулирования педагогов http://открытыйурок.рф/статьи/415756/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся ДПИ. Портфолио как средство оценки и профессионального развития педагога дополнительного образования

В последнее время в школьную практику дополнительного образования все активнее внедряется метод проектов как один из способов организации и развития учебно-познавательной деятельности учащихся, успешн...

Программа обучения педагогических кадров "Современные подходы к организации профессиональной деятельности педагога дополнительного образования"

Данная программа  направлена на повышение квалификации педагогов дополнительного образования и  может быть использована в работе методистами ОДОД....

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

"Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования через организацию  методической работы"

В данном выступлении даны основные понятия о методической службе организации дополнительного образования, её цели, функции, методы работы с педагогами....

Областной семинар «Методическое обеспечение профессионального роста педагогов дополнительного образования»

Открытое занятие фольклорного коллектива "Звоночки" "Скоро будут Святки - запевай колядки!"...

Профессиональный рост педагога дополнительного образования в современных условиях

Повышение эффективности и качества образования – одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка тех системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов соц...

Презентация к теоретической части районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме "Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога дополнительного образования"

Презентация, иллюстрирующая организационно-мотивирующую и теоретическую части семинара-практикума районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме: "Индивидуальна...