Выступление
материал на тему

Закирова Раиля Раисовна

Особенности организации внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_organizatsii_vneurochnoy_deyatelnosti.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре  

«Особенности организации внеурочной деятельности  в основной школе

 в условиях  внедрения ФГОС»

 Добрый день, уважаемые коллеги!

В своем  выступлении  я  не ставлю  для себя  задачей дать   исчерпывающий ответ по проблеме организации внеурочной деятельности в основной школе, но попытаюсь представить  наше видение,    алгоритм  построения данной работы.

Исходя из требований Стандарта   внеурочная деятельность   должна:

  • во-первых, быть направленной на обеспечение индивидуальных потребностей школьников;
  • во-вторых, способствовать их  воспитанию;
  • в-третьих, разрабатываться в соответствии с такими направлениями развития личности школьника как спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное;
  • в-четвертых, предполагать такие формы организации внеурочной деятельности как экскурсии, занятия по интересам, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.п.

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы, на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

Планируя организацию внеурочной деятельности в основной школе,  мы используем  имеющиеся  в школе условия и  опыт  проведения внеурочных  занятий, а  также  сложившуюся  систему воспитательной   работы.

Какие же на сегодняшний день у нас  в школе имеются условия для организации внеурочной  деятельности в рамках ФГОС ООО?

(кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-методических).

Кадровое обеспечение:
В реализацию ООП ООО будут вовлечены:
- 4 сотрудника административно- управленческого состава;
- 13 учителей-предметников;

- 6 специалистов  дополнительного образования;
- 2 классных руководителя;
- педагог-психолог;
- куратор по работе  с детьми «группы риска»;
- педагог-организатор;

- библиотекарь;

- логопед;
-вспомогательный персонал

79% педагогических работников имеют высшую или первую  квалификационную категорию, что указывает на высокий уровень профессионализма педагогов.

Если говорить о курсовой и межкурсовой подготовке, то следует отметить, что непрерывность профессионального развития педагогических работников школы обеспечивается не только освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет – 100% педагогических работников, но и участием в работе творческих групп по освоению новых технологий -  это 71% , открытые уроки, мастер-классы -63%, участие в семинарах, работе РМО, МО- 95%, участие в конкурсах педагогического мастерства-25%, организация проектной, исследовательской, творческой деятельности-58%. Все это способствует повышению квалификации учителя.
Если анализировать владение педагогами информационными технологиями, следует отметить, что все учителя владеют различными информационными технологиями, навыками работы с образовательными порталами сети Интернет и офисными технологиями.

Методическое сопровождение: 

направлено на освоение содержания ФГОС через различные виды деятельности педагогов.  У нас прошли тематические педсоветы по введению ФГОС ООО, организована работа творческих групп по освоению новых педагогических технологий, проведены семинары-практикумы, мастер-классы, открытые уроки.

2010-2011 учебный год: работа с педагогами по    разъяснению сущности ФГОС и  изменениям, которые предполагается осуществить   с введением ФГОС. Педсовет: «Перспективные подходы к оцениванию результатов образования»

2011-2012 учебный год: работа над единой методической темой «Системно-деятельностный  подход к организации  учебно-воспитательного процесса   как средство формирования  ключевых и предметных компетенций».  Педсовет « Взаимодействие семьи и школы с целью решения проблемы формирования УУД»

2012-2013 учебный год: Методическая тема  «Формирование творческого потенциала ученика и учителя в условиях введения ФГОС НОО и ООО». Главная задача -  включение педагогов  в процесс управления образовательным  учреждениям  в новых  условиях  инновационной деятельности: 1) передача инициативы и полномочий при проведении школьных семинаров – педагогам из  МО или работающим  в одной параллели; 2) создание коллективных проектов педагогами ( Проект «Мир наших интересов» и другие);  3)  позиция тьюторов (сопровождение более опытными педагогами учителей-коллег, кому необходима помощь или грамотная консультация при участии  в конкурсе,  в рамках аттестации, проведении открытого занятия и т.д.)  

Педсовет «Проблемы в  работе педагогического коллектива   с одарёнными учащимися и  использование системно-деятельностного подхода  к выявлению и поддержке талантливых детей».

«Апробация и внедрение новых педагогических  технологий по  проектированию развивающей образовательной среды» - над этой проблемой работают педагоги 4-х классов и среднего звена  в 2012-2013 учебном году на базе муниципальной опорной методической площадки, открытой в нашей   школы.


Нормативно-правовое обеспечение: ( Имеются: «Положение о  занятиях по интересам», договора о сотрудничестве   с учреждениями дополнительного образования. Подготовлены  ПРОЕКТЫ:  «Положение о внеурочной деятельности», «Программа внеурочной деятельности ФГОС ООО»; программы курсов;   рекомендации  по разработке программы внеурочной деятельности)

Материально-техническое  и  информационное обеспечение:

В школе во всех  кабинетах компьютеры, в 36  кабинетах,   в актовом зале и  информационно-образовательном центре мультимедийные  проекторы, в 22 кабинетах – интерактивные доски, в том  числе в 20 кабинетах –АРМы;  один  мобильный компьютерный класс.  Выход   в Интернет   во всех учебных кабинетах, медиатеке, информационно-образовательном центре, методическом кабинете. Создана локальная сеть.

Действует школьный сайт, где размещена информация о введении ФГОС ООО.  Родители и общественность информированы также о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты через СМИ (размещена заметка в газете «Новая жизнь»  под названием «Пятиклассники начнут учиться по-новому»)

Остановлюсь на том, что из  опыта организации внеурочной деятельности  в нашей школе мы можем смело использовать при организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО?

1) система спецкурсов и занятий по интересам для 5-9 классов  (выложить программы или перечень программ);

2)  традиционные  формы внеурочных  мероприятий: научно-практическая конференция  «Самостоятельная и коллективная исследовательская деятельность учащихся»,  краеведческая конференция,  акция «Сделай мир добрее», игра «Зарница», смотр «Талантлив каждый»,  реализация проектов  в рамках акции   «Я гражданин России», общеученическая  конференция по самоуправлению «Время итогов – время начал», малые научные общества учащихся: социологическое, информационное, экологическое; волонтёрское движение и т.д.  Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога;

3) опыт социального партнёрства  (сотрудничество с  ПЛ №25 и №7, ЦДТ, картинной галерей по организации  предпрофильной подготовки)

4) система воспитательной работы: классными руководителями разработаны и реализуются программы вовпитательной деятельности  в классе (Тихоновой М.А.- «Новое поколение», Шошиной М.А. - «Компас»; Лукичёва О.Н. – «Вместе» - данная программа напечатана  в журнале «Классный руководитель», №1, 2012г., Шептухиной Н.П. – «Россияне»; Куклин Е.С. -«Родники»).

5) опыт проектной и исследовательской деятельности;  

6) система физкультурно-оздоровительной работы (пятый год работает школа по проекту «Межведомственная система медико-психолого-педагогического мониторинга здоровья детей в образовательных учреждениях с использованием автоматизированных технологий»; хотя учителя физкультуры у нас женщины – под их руководством стабильно работают спортивные секции: по    баскетболу, мини-футболу, фитнессу, в течение ряда лет  школьная команда занимает призовые места в соревнованиях  на уровне районе, области; по мини-футболу  участвовали  в этом году во всероссийских соревнованиях;  четыре  года как восстановлена  материальная база для  занятий на  лыжах);

В настоящее время наша школа, являясь участником  по внедрению стандартов второго  поколения, предприняла определенные шаги по организации внеурочной деятельности в соответствии с новыми требованиями.

В стандарте предложена новая структура базисного учебного плана, в состав которого в качестве компонента включена внеурочная деятельность. Выделение внеурочной деятельности как отдельного компонента обозначает проблему интеграции общего и дополнительного образования.

Таким образом,   нам надо  построить такую модель своей деятельности, в которой общее и дополнительное образование выступают равноправными, взаимодополняющими компонентами, обеспечивая единое образовательное пространство, ориентированное на развитие личности каждого учащегося.

При организации внеурочной  деятельности мы учли структуру нашего образовательного учреждения,  запросы и потребности  учащихся и родителей.

На родительском собрании в феврале  проведено анкетирование родителей по  выявлению 1) интересов и способностей  детей 4-х классов, 2) какие учреждения дополнительного образования  посещают  четвероклассники (слайд)

В компетенции школы  находится определение  части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, в том числе внеурочная деятельность.  Мы  остановились на   первом варианте учебного плана из  примерной основной образовательной программы, в котором на   часть, формируемую школой,  отводится 3,5 часа.  Предполагаем их использовать на  занятия учащихся по информатике и ОБЖ, занятия, проводимые    педагогом-психологом.

Приняли во внимание следующие требования стандарта  к организации  внеурочной деятельности:

1) часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся;

2)  аудиторных занятий не должно быть более 50%;

3) все виды внеурочной деятельности должны быть ориентированы  на воспитательные результаты.

Внеурочная деятельность в образовательном учреждении существовала всегда, но ФГОС НОО наполнили ее новым содержанием.

При организации внеурочной деятельности учащихся 1-2 классов  мы используем возможности  учреждений дополнительного образования, культуры, спорта. Школа развивает партнёрские и творческие контакты  с такими учреждениями, как: Центр детского творчества, физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК), картинная галерея, Центральная библиотека, музыкальная и художественные школы, Детская спортивная юношеская школа. Основная  цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства  в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности  ребёнка, обеспечение  его успешной адаптации  к современным социокультурным условиям. На данный момент мы постарались выстроить модель организации внеурочной деятельности, основанной на внутренней интеграции основного и дополнительного образования   в условиях школы.    В начальной школе отдельные занятия («Бисероплетение», «Вязание», «Хореография»)   ведут педагоги дополнительного образования,  другие ( «Музыка и движение», «Умники и умницы»,  «Выпиливание», «Бумажная пластика», «Основы этикета» и др.)  педагоги нашей школы, кур «Родной край» - педагог Воскресной школы.  На отдельные  занятия  учащиеся ходят в близко расположенные учреждения: ФОК, картинную галерею.  Этот опыт применим и  для использования в основной школе.

Нами  определена   модель организации  внеурочной деятельности обучающихся (см. схему).

К сожалению, есть риск того, что в средней школе у подростков интерес к внеурочной деятельности  постепенно может снижаться, т.к.  неформальное общение со сверстниками занимает всё свободное время. Как же привлечь внимание учащихся среднего звена к совместной деятельности после школы?

Одним из вариантов решения данной проблемы является  участие школьников в научно-практических конференциях или проектах, но темой исследования должно стать что-то необычное, не связанное со школьными предметами. Так, например, в нашей школе  созданы ( краеведческие проекты С.В. Воробьёва – «Из истории  храма села  Никольского-Горицких»,  «Памятные места нашего края. Связанные с семьёй и творчеством  Ф.М. Достоевского», «Воскресшая память» (могила участника войны 1812г.); «Дворец культуры – колыбель культуры» (история  Центрального  Дворца  культуры г. Фурманова). Исследовательские работы: Кудрявцевой Н.В.: «Определение загрязнений воздуха  в окрестностях школы по снежному покрову», «Обнаружение хлорид - ионов   в воде разных источников», «Исследование химического состава школьных мелков»; Куклиной Е.С. – «Влияние музыки на организм человека и природу», «Измерение и оценка показателей здоровья девушек и юношей  в возрасте 14-15 лет»; Бобыщева Н.П. – «Изменение культурного потенциала рекреационных зон. Летний сад», «Изменение культурного потенциала рекреационных зон. Народный дом»)

 Проводимые общешкольные дела   включены  в   готовую циклограмму и являются   компонентом  внеурочной деятельности. Подготовка  к участию и участие   в общешкольном мероприятии позволяют ребёнку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития.

Основной формой учета внеурочных достижений обучающихся является портфолио.

Для диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников мы преполагаем использовать уже  опробованные нашими педагогами  методики:

1) Личность воспитанника (методика Д.В. Григорьева, П.В. Степанова «Личностный рост»);

2) Детский коллектив (методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив?», социометрия»);

3) Профессиональная позиция педагога (Д.В. Григорьев «Методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя»)

Воспитательные результаты и эффекты  внеурочной деятельности:

Воспитательный результат внеурочной деятельности -  непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию  в том или ином  виде внеурочной деятельности.

Воспитательный эффект  внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного  приобретения  на процесс развития личности ребёнка (последствие результата).

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:

Первый уровень - приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем;

Второй уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса. Достигается  в дружественной детской среде.

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

Лаконичная формулировка трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

В  заключении  мне хотелось бы ещё раз сказать, что  внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды.   И потому важнейшая задача   педагогического коллектива -  сделать внеурочную деятельность  полезной и привлекательной для каждого ученика.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...