Туристская деятельность как средство историко-патриотического воспитания учащихся
статья на тему

Верховых Ирина Александровна

Историко-патриотического воспитание способно сформировать личность молодого человека как органичного носителя ценностей и норм родной культуры, обеспечить осознанное и многомерное овладение национальными традициями своего народа, создать предпосылки для обретения идентичности, конструктивного диалога и взаимопонимания между разными этническими группами. Отсутствие продуманной целенаправленной политики в образовательной и культурно-досуговой сферах становится фактором десоциализации подрастающего поколения, нарушения баланса между аксиологическими блоками национально-культурной и общечеловеческой самоидентификацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_verhovyh_gup2012.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Верховых Ирина Александровна,

ст.преподаватель кафедры туризма и скс СПб ГУКИ

Туристская деятельность как средство историко-патриотического воспитания учащихся

Историко-патриотического воспитание способно сформировать личность молодого человека как органичного носителя ценностей и норм родной культуры, обеспечить осознанное и многомерное овладение национальными традициями своего народа, создать предпосылки для обретения идентичности, конструктивного диалога и взаимопонимания между разными этническими группами. Отсутствие продуманной целенаправленной политики в образовательной и культурно-досуговой сферах становится фактором десоциализации подрастающего поколения, нарушения баланса между аксиологическими блоками национально-культурной и общечеловеческой самоидентификацией.

Эффективность историко-патриотического воспитания определяется его способностью востребовать воспитательные возможности культурных традиций. Традиция в широком смысле, как наследование культуры, выступает как универсальная характеристика человеческого способа быть [1, с.113], как «сгусток социального опыта», а ее функциональную модель раскрывается через связь функций накопления, передачи социального опыта с функцией социальной регуляции, причем на первое место выдвигает социально-регулятивную функцию традиции [2,с.98].

Педагогические возможности традиций в системе историко-патриотического воспитания подрастающего поколения в настоящее время используются не в полной мере в силу ряда причин: недостаточная теоретическая разработанность феномена историко-патриотического воспитания в новом социально-культурном контексте; кадровая необеспеченность образовательных и досуговых программ, созданных на материале народной культуры региона. В этой связи возникает потребность в теоретическом обосновании условий оптимизации воспитательного процесса в соответствии с объективными социально-культурными реалиями, учетом региональной специфики, пониманием сущности традиций народной культуры как важнейшего механизма трансляции и воспроизводства ценностей, норм, идеалов и смысла человеческой жизни. В сложившейся ситуации оптимизация историко-патриотического воспитания предполагает объединение ресурсов учреждений дополнительного образования и различных институтов социально-культурной.

Социально-культурный контекст последних лет показал недостаточность теоретического осмысления тех аспектов, которые связаны с историко-патриотическим воспитанием, разработкой условий реализации ресурсов культурно-досуговой деятельности, осуществляемой в форме самодеятельного туризма. Совершенствованию воспитательных практик препятствует негативное отношение средств массовой коммуникации к истории, культуре, традициям России, и, прежде всего советского периода, и одновременно некритичное заимствование ценностей западной культуры и образа жизни.

Значительный педагогический ресурс в системе историко-патриотического воспитания имеет целенаправленно организованная туристская деятельность учащихся. Осуществляемая в форме туристского клуба, она позволяет осуществить переход от традиционной и стандартизированной учебной деятельности к инициативной и развивающей модели историко-патриотического воспитания. Воспитательный потенциал самодеятельного туризма, осуществляемого в форме досуговой общности, определяется: клубным характером общения и самодеятельной природой туристской деятельности; восприятием молодежью досуга как добровольного и свободного пространства самовыражения и признания; компенсаторными возможностями досуга, создающего дополнительное пространство развития, условия социализации и самореализации личности. Поисково-исследовательская туристская деятельность в форме клубной общности, реализующая потенциал региональных культурных традиций, способна гармонизировать процессы социализации и творческой самореализации учащихся.

В то же время педагогический потенциал самодеятельного туризма как средства историко-патриотического воспитания реализуется не в полной мере: имеющиеся программы организации самодеятельного туризма разработаны без учета специфики и сущности историко-патриотического воспитания, в котором ценностно-ориентационные и поведенческие аспекты неразрывно связаны в единое целое; отсутствуют способы общественного признания результатов поисково-исследовательской деятельности, позиционирования общественно-полезного характера личностной активности, что снижает общую мотивацию участия.

Туристский клуб – это педагогическая субкультурная среда, позволяющая осуществлять различные подходы и модели историко-патриотического воспитания личности: личностно ориентированный, реализующий потенциал педагогических технологий; деятельностно-творческий, способствующий освоению опыта воспроизводства патриотической культуры; функционально-исторический, формирующий научно-познавательное отношение к социокультурнгой среде, показывающий значения культурного наследия в жизни общества и отдельной личности, способствующий овладению системой моральных и правовых норм, формированию знаний, умений и навыков деятельности.

С учетом специфики туристского клуба как педагогической системы можно сформулировать принципы оптимизации воспитательного процесса: принцип национально-культурной идентичности, ориентирующий деятельность в рамках программ на понимание учащимися своих духовных корней, формирование интереса, любви и уважения к традициям «малой родины»; принцип поликультурности, сочетающий патриотизм с интернационализмом; принцип личностно-ориентированной направленности педагогического процесса, предполагающий учет индивидуальных и возрастных особенностей, целостный подход к воспитанию и развитию личности в условиях коллективной деятельности; принцип самодеятельности, позволяющей максимально развить и реализовать личностные потенциалы, используя потенциал форм и средств народной культуры.

Таким образом, значительные педагогические ресурсы в системе историко-патриотического воспитания содержит самодеятельный туризм, осуществляемый в форме поисково-исследовательского клуба как целенаправленно регулируемой коммуникативной среды, обеспечивающей органичное освоение потенциалов культуры в единстве информационного, ценностного и деятельностного аспектов. Историко-патриотическое воспитание учащихся путем погружения личности в мир культурных традиций является оптимальным с позиции личности и социума – здесь формирование национально-культурной идентичности подрастающего поколения дополняется воспитанием толерантности, являющейся важным элементом сознания современного человека. Историко-патриотическое воспитание на материале поисково-исследовательской деятельности предполагает целенаправленную организацию социокультурной среды туристского объединения как содержательно и ценностного контекста, сохраняющего и воспроизводящего культурную память, которая является способом существования любого общества и выступает основой «духовной оседлости» личности.

Литература:

. Захарченко М. В. Традиция в истории: опыт типологической интерпретации. - СПб.: СПбГУПМ, 2002 – 192 с.

2. Каиров В.М. Традиции и исторический процесс. / рос. Акад. Управления. – М.: Луч, 1994. – 134 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Музей как средство экологического, патриотического воспитания учащихся"

Статья "Музей как средство экологического, патриотического воспитания школьников" . В  данной работе представлен анализ работы школьного музея МБОУ ООШ с. Правые Кумаки". Выступление по этой теме...

«Внеурочная иноязычная проектная деятельность как средство духовно- нравственного воспитания учащихся»

Статья представляет собой осмысление  опыта проектной деятельности за три года, особое внимание  уделяется процедуре выбора темы,формам презентации и мониторинга результатов...

Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Текст доклада для выступления на ЦИО НМЦ  32-й Международной Конференции «Школьная информатика  и проблемы устойчивого развития» по теме«Использование ИКТ в историко-к...

Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во вне урочной деятельности".

Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольст...

Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся

Воспитание гражданина и патриота всегда было важнейшей задачей, которую общество ставило перед школой. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую значимост...

Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Статья "Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся"...