Статья "Музей как средство экологического, патриотического воспитания учащихся"
статья по краеведению по теме
Статья "Музей как средство экологического, патриотического воспитания школьников" . В данной работе представлен анализ работы школьного музея МБОУ ООШ с. Правые Кумаки". Выступление по этой теме прозвучало в Алханайской средней школе 25 сентября 2012 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_alhanay.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Музей как средство патриотического,
экологического воспитания учащихся.
История страны, история своего села, своей семьи, пропущенная через собственный жизненный опыт, пробуждает чувство гордости, сострадания и соучастия. Вот что воспитывает настоящего патриота и гражданина.
Музей - это «дом», в котором царит уважение к историко-культурному наследию своего села, где развивается познавательная и творческая активность и инициатива, формируются практические навыки поисковой и исследовательской работы.
Школьный музей вносит большой вклад в обучение и воспитание детей.
Мы живем в старинном селе с богатой историей. В переводе с эвенкийского языка слово «кумака» означает « матка изюбра». На гербе с. Кумаки изображен изюбр, стоящий на огромных валунах. Солнце на заднем фоне означает светлое будущее села.
О селе Правые Кумаки( Большие Кумаки в прошлом) существует много легенд. В 50-х годах в пади Гожилга, что находится недалеко от села, велись геологические раскопки. Об этом мы узнали из статьи об истории нашего края Е. Андрианова «Доисторические находки» газеты «Нерчинская звезда». Геологи рассказывают, что костяные останки мамонтов встречаются здесь почти во всех окрестных падях. Залегают они на глубине от полутора до 4 метров. Фрагмент бивня мамонта был найден в пади Гожилга подарен музею учеником. Пролежал в земле более 14 тысяч лет, он побурел, начал растрескиваться, можно подумать, что перед тобой разрез дерева. Падь Гожилга находится в 7 км к югу от Кумаков. Почему же находят останки мамонта? По предположению учёных, здесь было Нерчинское озеро. Озеро высыхало постепенно, образуя болото с глубокими и вязкими трясинами. Попробуем на миг представить себе, как громадное животное, идя на водопой или возвращаясь обратно на луга, вдруг проваливалось в трясину. Чувствуя беду и стараясь выбраться, мамонт издавал страшные звуки, прилагал всю свою силу, но грязная жижа только сильней засасывала его в свою бездну. Так погибло много мамонтов, кости которых находят в наше время.
Село старинное. Год основания эвенками 1660 или 1666. Как и над многими селами России, над селом Правые Кумаки нависла угроза исчезновения. Коллектив учителей, учащихся для сохранения села, школы активизировал работу по пополнению фонда музея. Дети должны гордиться своей малой родиной, уважать людей старшего поколения, чтить память своих предков. В школе обучается всего 40 детей, и мы спланировали такую работу, которая нам под силу, которая была бы выполнима.
Программа «Патриотическое воспитание школьников» реализуется в школе с 2005 года.
На базе школы разработаны Программа «Кладезь мудрости», проект «Живая старина». Сроки реализации проекта – сентябрь 2011 – июнь 2014 гг.
За последние годы поисковой группой музея собрано свыше 800 материалов. В это число вошли предметы быта, бумажные купюры, монеты, облигации, фотографии. Все материалы подлинные. В книге научно-вспомогательного фонда зафиксировано за эти годы около ста ксерокопий фотографий, грамот, документов фронтовиков.
За последние годы проведены походы в села: Сенная, Левые Кумаки, Калинино. В селах встречались с ветеранами войны и труда, беседовали, заполняли анкеты, собирали ксерокопии фотографий, солдатских писем, грамот, красноармейских книжек. Во время экспедиции в г.Забайкальск возле Семеновской сопки были найдены гильзы, штыки от винтовки, красноармейская пуговица, обойма от патронов, осколки от снаряда. В городе Чита состоялась встреча с внучкой Носкова К.С. Кондратенко-Носковой Т.А., которая подарила музею фотографии своих родственников, срезы с изображением природы, изготовленные Чумилиной В.С., Носковой Н.С. Результатом похода в окрестности села Правые Кумаки стало создание гербария растений Забайкалья. Учащиеся школы в 2006, 2007 годы были участниками экологического слета, на котором изучали почву, наблюдали за растениями Нерчинского района.
Инициатором развития экологического направления в Нерчинском районе является Филинов Александр Викторович, учитель географии, директор МБОУ СОШ п. Нагорный. Именно он проводит экологические слеты, организует экспедиции учителей и учащихся в Забайкальском крае и за его пределами. Учителя и учащиеся нашей школы также стали участниками этих экспедиций.
Во время экспедиции в Государственный природный биосферный заповедник ознакомились с природными комплексами Торейских озер, разнообразием птиц. Наблюдали за редчайшей птицей мира – реликтовой чайкой, большим бакланом. Издали наблюдали за небольшой группой антилопы дзерен. Здесь единственное место в России, где постоянно обитает и приносит потомство эта монгольская антилопа. После экспедиции провели виртуальную экскурсию по берегам озер Зун-Торей, Барун-Торей для всех учащихся школы, используя фотографии, сделанные в Государственном природном биосферном заповеднике.
В самый разгар лета 2009 года ездили в Хинганский заповедник Амурской области, чтобы увидеть цветение лотоса. Сто миллионов лет назад, во времена господства динозавров и гигантских насекомых, появился этот цветок. Удивляет, как он перенес Великий ледниковый период. На озере Долгое смогли увидеть заросли лотоса, дикого риса. Во время экспедиции побывали на экскурсиях, прослушали лекции, побывали на вечере бардовской песни, съездили на питомник – всемирно известный центр реинтрадукции редких видов птиц в дикую природу. Результатом поездки в Хинганский заповедник стало создание фотоальбома, выставки (экспонаты коры березы черной, коллекции коробочки лотоса, коллекции моллюсков), презентации, гербария (дуба монгольского, березы черной, леспедицы раскидистой, липы, клена и т.д.)
В Нерчинском районе совершена поездка в село Савватеево – Савватеевские копи драгоценных, полудрагоценных камней. Это большой пеший переход, работа в шурфах, пещерах. Результат – коллекция горных пород.
Учащимися школы под руководством учителя Бянкиной Т.Ф. в 2012 году собрана большая коллекция гербариев растений, оформлены гербарии лекарственных растений (ромашка, кровохлебка, эдельвейс, крапива, подорожник, береза, боярышник, черемуха, тимьян и др.) Учащиеся изучают топонимику своей местности. Проведено исследование «Экологическое состояние школы», составлен паспорт. Даны рекомендации по озеленению школы. В школе проводится конкурс на лучшее озеленение школы, классов.
Экологическое воспитание – это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов (http://dic.akademic.ru финансовый словарь). Школьное экологическое образование однозначно должно носить практический характер (экскурсии, экспедиции, лабораторные работы и др.) Экскурсии по экологии имеют познавательное и воспитательное значение. Учащиеся получают более точное представление об экосистемах и приобретают элементы материалистического понимания мира, экологической культуры, навыки экологического мониторинга и исследования.
Работа музея, несомненно, способствует формированию экологической культуры учащихся. Изучая историю своего края, дети проникаются любовью к родным местам. Они узнают историю сада за селом, посаженным двумя девушками перед войной. Девушки погибли в те суровые сороковые, а память о них живет.
На берегу Нерчи возле скалы прощались кумакинцы перед уходом на войну и оставили высеченную звезду на камне. И кажется, здесь по-особому журчит река, шумит листва. Через соприкосновение с прошлым своего края рождается трепетное чувство к родным местам. И этому много свидетельств. Наши дети ухаживают за памятником в школьном дворе, содержат в чистоте школьный двор, участвуют в рейдах по очистке села, берега Нерчи, помогают тушить пожары и др.
Воспитать гуманное отношение к природе можно через конкретную практическую деятельность, когда ребенок увидит результат своего труда, испытает радость созидания. Это и озелененный школьный двор с многочисленными цветниками, и выращенный урожай на пришкольном участке ( в этом году урожай овощей кабачки – 100 кг, помидоры – 90 кг, свекла – 450 кг, морковь – 166 кг, картофель – свыше трех тонн) и большая исследовательская работа по изучению своего края.
Исследовательская работа проводится в музее города Нерчинска ( изучали материалы районной газеты 30-х, 40-х, 50- годов), в библиотеках села, города Нерчинска. Совет музея постоянно сотрудничает с краеведческим музеем города Нерчинска. Так нами в музей были представлены материалы о местном авторе Воскресенском И.Н., копии писем родственников Носкова К.С., а также совместно с научными сотрудниками краеведческого музея г. Нерчинска составлен проект «Мир удивительных преданий» на Конкурс по присуждению 100 грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
Поисковая группа ведёт переписку с родственниками первого учителя школы села Правые Кумаки, с родственниками семьи кумакинского казака Бянкина Н.Н. (г. Красноярск, г.Иркутск, г. Кольчугино, г. Чита, г. Тюмень и др.). Во время этой переписки Советом музея отправлены адресатам фотографии с изображением природы окрестностей села, стендов музея, школьных праздников. Снят фильм об открытии музея и подарен Аничкиной М.К., дочери Носкова К.С. Обмен информацией о казаках с группой поиска школьного музея г. Борзи, обращение за помощью в районный краеведческий музей города Нерчинск, обмен опытом с Советом музея школ района, презентация работ на районных, областных научно-практических конференциях, региональном образовательном форуме – все это составляет исследовательскую работу музея.
Поисковая группа большую работу проводит по сохранению памяти о своих земляках, участниках Великой Отечественной войны. Материалы оформлены на стендах, собраны в альбомы, файловые папки. Так в наличии музея имеются альбомы: «Наши земляки во время войны», «Ветераны войны», «Ветераны труда» и др. Сбор сведений о ветеранах войны происходит во время встреч с фронтовиками, проводимых ежегодно, во время посещения семей фронтовиков. Собранные материалы обрабатываются и составляются тексты по воспоминаниям ветеранов, их родственников, учащимися пишутся сочинения на основе этих материалов.
Тематика экспозиций основных разделов: «Война в судьбе села», «Кумакинские казаки», «Творчество кумакинцев», «Из истории школы», «История семьи Носковых», «Жизнь и быт сельчан», «Не исчезай, моё село», «Следы ведут в древность», «Детский сад», «Исторические места города Нерчинска», «Нумизматика», «Природа родного края» и др.
В наличии музея имеются передвижные выставки ( «Декабристы в Забайкалье», «Гербарии растений Забайкалья», «Прошлое и настоящее села Правые Кумаки» и др.), альбомы ( «Ветераны войны и труда», «Праздники школы», «Выпускники школы», «Они работали в нашей школе», «Театральная жизнь школы», «Портфолио школы», «Награды школы» и др.)
Каждый год в музее проводится научно-практическая конференция, 4-5 внеклассных мероприятий по предметам, встреча с интересными людьми села, 9 мая - день Памяти. Эти массовые мероприятия ежегодно проводятся в школе по традиции. По традиции с 2005 года ежегодно в школе проводятся научно-практические конференции. За эти годы подготовлено много работ, проектов. Среди них такие, как « Рододендрон Даурский», «Озеленение школьного двора», «Лекарственные растения родного края», «Что я могу сделать с мусором», «Земля – наш дом» и др. В процессе исследовательской работы учащиеся лучше узнают свой край и уже по-иному относятся к родным местам. Так ученик 7 класса Аникьев К., представляя свою работу «Традиции и обряды бурят» на конференции, рассказал о горе Шапка, ключе «Арсалун», возле которого в давние времена селились люди и лечили глаза.
Совет музея постоянно работает над пополнением фонда музея, проводит встречи с ветеранами села, ведет переписку с родственниками первого учителя школы Носкова Кирилла Степановича, с внуком казака Бянкина Николая Николаевича. Результат этих встреч – пополнение фонда музея, постановка новых задач для совета музея. Эти встречи убеждают нас в важности и нужности нашей работы для воспитания духовно-нравственных ценностей у детей, для воспитания любви к родному краю, для укрепления семьи, для сохранения села.
Музей является одной из форм дополнительного образования, участвующего в развитии социальной активности учащихся, их творческой инициативы и самодеятельности в процессе сбора, исследования, обработки, оформления предметов культуры, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность.
Бянкина Н.Б., учитель русского языка и литературы
МБОУ «ООШ с. Правые Кумаки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исторические события как средство патриотического воспитания учащихся на уроках литературы.
В данной статье рассматривается вопрос о том, как на уроках литературы в старших классах при изучении романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" учитель проводит работу по патриотическому воспитан...
Туристская деятельность как средство историко-патриотического воспитания учащихся
Историко-патриотического воспитание способно сформировать личность молодого человека как органичного носителя ценностей и норм родной культуры, обеспечить осознанное и многомерное овладение национальн...
Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Текст доклада для выступления на ЦИО НМЦ 32-й Международной Конференции «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития» по теме«Использование ИКТ в историко-к...
Педагогический профессиональный проект «Проектная технология как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся»
В сердце каждого человека особое место занимают чувства Родины, гордости за место, в котором он родился и живет. Прямая обязанность взрослых – помочь сохранить память о героических фактах нашей ...
Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся
Воспитание гражданина и патриота всегда было важнейшей задачей, которую общество ставило перед школой. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую значимост...
Макетирование и проектирование на уроках технологии, как методы познания и эффективные средства гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Одним из инвариантных (обязательных) модулей современной программы по технологии является модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»В рамках этого модуля можно использовать...