Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся
методическая разработка по истории
Воспитание гражданина и патриота всегда было важнейшей задачей, которую общество ставило перед школой. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую значимость. И это не случайно. Россия переживает сейчас сложный исторический период. Но из множества разнообразных проблем нашего времени - экономических, политических, социальных - наибольшую опасность для российского общества представляет кризис духовности. Материальные блага уже прочно заняли первые места в иерархии ценностей. Отсюда равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к государству, историческому прошлому нашего народа, падение престижа военной службы и другие негативные явления, ставшие реалиями сегодняшнего дня. Они препятствуют позитивной социализации подрастающего поколения, что, в свою очередь, мешает развитию тех демократических процессов, которые происходят сейчас в стране: формирование гражданского общества и правового государства.
Остановить эту нежелательную тенденцию может лишь духовное возрождение общества. Поэтому вопросы гражданско-правового воспитания молодежи находятся сегодня в центре внимания общественности и государства. Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране в последние годы решались в ходе реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы”. В ней была поставлена задача формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения развития чувства гордости за свою страну, воспитание личности гражданина – патриота.
Нельзя заставить любить Родину. Но можно и нужно постоянно воспитывать у школьников гордость за свою страну и свой народ, уважение к его прошлому, постепенно формировать у ребят активную гражданскую позицию, осознание своего места в обществе.
Как же пробудить в школьнике любовь к Отечеству? Мощным средством воспитания будущего гражданина-патриота является краеведение. Это объясняется следующими особенностями данной дисциплины:
- краеведение – неотъемлемая частица нашей большой истории. При изучении школьниками истории родного края происходит конкретизация известных им общеисторических фактов, их “оживление”. Это не только приводит к более прочному усвоению исторических знаний, но и влияет на процесс нравственного становления подростков, их историческое самопознание и самоопределение. Историческое краеведение обладает уникальными возможностями для формирования чувства сопричастности каждого с судьбой страны.
- любовь к Родине всегда конкретна: это любовь к родному дому, городу. Каждому человеку дорога своя малая Родина. Изучение истории родного края, приобщение к его культурному наследию создает условия для укоренения в сознании молодого поколения понятий, определяющих духовную жизнь нации: Родина, семья, народ, его история, духовная культура.
- краеведение - это не только усвоение, но и поиск новых исторических знаний. Эти новые знания приходят к ним через поисковую работу. Говоря о краеведении в школе, можно выделить несколько уровней познавательной краеведческой работы учащихся. На первом они получают “готовые” знаний о крае со слов учителя или из учебника. Второй уровень – более активная познавательная работа учащихся: самостоятельный поиск знаний путем изучения материалов периодической печати, музеев, научно-популярной литературы и т.д. В этом случае ребята в процессе исследования делают открытия для себя, как бы заново, уже известных фактов прошлого. Третий уровень – изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В последнее время одним из главных направлений таких исследований стало изучение конкретных человеческих судеб – родственников, земляков, изучение обыденной жизни с ее живыми подробностями. Благодаря этой работе молодой человек начинает понимать: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, прошлом родного края и страны.
- по своей организации краеведческая деятельность относится к массовым формам педагогически организованной деятельности. Она охватывает большое число школьников социально-позитивной деятельностью, создавая условия для саморазвития их личности, жизненного самоопределения, обеспечивая воспитание интеллектуальной, нравственной, коммуникативной культуры.
- краеведение - это не только область научного исторического познания, но и сфера активной практической деятельности, направленной на распространение знаний об истории края в доступной увлекательной форме. Познание истории родного края через игру, творчество, экскурсии, самостоятельность детей, ориентация на их возрастные особенности и “включение” всех органов чувств в процессе познания – основной принцип краеведческой работы.
Воспитание патриотизма должно осуществляться не столько словами, сколько делами. Как придать историко-краеведческому образованию деятельностный характер? Как заинтересовать старшеклассника изучением истории своего села, города, края? Ведь без добровольности поисковая работа не сможет затронуть чувства ребёнка и пробудить в нём любовь к Отечеству. Одним из способов решения этих проблем является применение в историко-краеведческой деятельности информационных технологий.
Применение ИКТ в краеведении является не данью моде, а необходимым условием работы. Мы живем в информационном обществе. Это значит, что знание, информация по-прежнему представляет собой большую ценность. Но в наше время значительно возросла и ценность деятельности. Нужно не только знать, но и уметь найти нужную информацию, представить её в определённой форме. Современные информационные технологии расширяют эти возможности. Их использование в историко – краеведческой деятельности учащихся позволяет решать такие важные задачи, как:
- усиление деятельностного характера историко – краеведческого образования;
- совмещение актуальных для подрастающего поколения форм деятельности с изучением истории края, а через этот аспект формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой край, семью;
- более широкое рассмотрение исследуемых вопросов;
- значительное расширение возможностей предъявления разного типа информации;
- более широкий выбор методических приемов, используемых преподавателем, например:
- перенос музейного архива на электронные носители (оформление текстовых документов, сканирование фото, копирование фронтовых писем, документов),
- использование интернета в поисковой деятельности. Web-сайты позволяют учащимся находить нужную информацию, например, при написании исследовательских работ на тему “История моей семьи в истории страны”,
- формирование электронных краеведческих ресурсов с целью популяризации знаний о родном крае. Например, на основе знаний по теме “Обработка графической информации” создание рисунков, посвящённых нашей Малой родины, изображений символики Забайкальского края и Агинского Бурятского округа;
- создание и обработка текстовой информации: оформление рефератов, докладов, проектов об истории родного края. Например, проекты “Дети войны”, “Женщины моего села в годы Великой Отечественной войны”, “Не поле перейти…” (текстовые документы);
- создание виртуального музея на сайте школы;
- проведение виртуальных экскурсий. Например, экскурсоводы нашего музея подготовили и проводят для учащихся разных классов такие виртуальные экскурсии, как «Памятники Забайкальского края и Агинского Бурятского округа»;
- создание компьютерных презентаций на основе краеведческого материала: “Ветераны Великой Отечественной войны”, “Труженики тыла с.Урда-Ага”, “Ринчин Цыренжапов – участник Московской битвы”. На примере этого проекта можно рассмотреть, как интеграция информационных технологий и краеведческой поисковой работы способствует актуализации патриотических настроений у молодежи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ispolzovanie_ikt_v_istoriko.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности
как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся
Воспитание гражданина и патриота всегда было важнейшей задачей, которую общество ставило перед школой. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую значимость. И это не случайно. Россия переживает сейчас сложный исторический период. Но из множества разнообразных проблем нашего времени - экономических, политических, социальных - наибольшую опасность для российского общества представляет кризис духовности. Материальные блага уже прочно заняли первые места в иерархии ценностей. Отсюда равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к государству, историческому прошлому нашего народа, падение престижа военной службы и другие негативные явления, ставшие реалиями сегодняшнего дня. Они препятствуют позитивной социализации подрастающего поколения, что, в свою очередь, мешает развитию тех демократических процессов, которые происходят сейчас в стране: формирование гражданского общества и правового государства.
Остановить эту нежелательную тенденцию может лишь духовное возрождение общества. Поэтому вопросы гражданско-правового воспитания молодежи находятся сегодня в центре внимания общественности и государства. Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране в последние годы решались в ходе реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы”. В ней была поставлена задача формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения развития чувства гордости за свою страну, воспитание личности гражданина – патриота.
Нельзя заставить любить Родину. Но можно и нужно постоянно воспитывать у школьников гордость за свою страну и свой народ, уважение к его прошлому, постепенно формировать у ребят активную гражданскую позицию, осознание своего места в обществе.
Как же пробудить в школьнике любовь к Отечеству? Мощным средством воспитания будущего гражданина-патриота является краеведение. Это объясняется следующими особенностями данной дисциплины:
- краеведение – неотъемлемая частица нашей большой истории. При изучении школьниками истории родного края происходит конкретизация известных им общеисторических фактов, их “оживление”. Это не только приводит к более прочному усвоению исторических знаний, но и влияет на процесс нравственного становления подростков, их историческое самопознание и самоопределение. Историческое краеведение обладает уникальными возможностями для формирования чувства сопричастности каждого с судьбой страны.
- любовь к Родине всегда конкретна: это любовь к родному дому, городу. Каждому человеку дорога своя малая Родина. Изучение истории родного края, приобщение к его культурному наследию создает условия для укоренения в сознании молодого поколения понятий, определяющих духовную жизнь нации: Родина, семья, народ, его история, духовная культура.
- краеведение - это не только усвоение, но и поиск новых исторических знаний. Эти новые знания приходят к ним через поисковую работу. Говоря о краеведении в школе, можно выделить несколько уровней познавательной краеведческой работы учащихся. На первом они получают “готовые” знаний о крае со слов учителя или из учебника. Второй уровень – более активная познавательная работа учащихся: самостоятельный поиск знаний путем изучения материалов периодической печати, музеев, научно-популярной литературы и т.д. В этом случае ребята в процессе исследования делают открытия для себя, как бы заново, уже известных фактов прошлого. Третий уровень – изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В последнее время одним из главных направлений таких исследований стало изучение конкретных человеческих судеб – родственников, земляков, изучение обыденной жизни с ее живыми подробностями. Благодаря этой работе молодой человек начинает понимать: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, прошлом родного края и страны.
- по своей организации краеведческая деятельность относится к массовым формам педагогически организованной деятельности. Она охватывает большое число школьников социально-позитивной деятельностью, создавая условия для саморазвития их личности, жизненного самоопределения, обеспечивая воспитание интеллектуальной, нравственной, коммуникативной культуры.
- краеведение - это не только область научного исторического познания, но и сфера активной практической деятельности, направленной на распространение знаний об истории края в доступной увлекательной форме. Познание истории родного края через игру, творчество, экскурсии, самостоятельность детей, ориентация на их возрастные особенности и “включение” всех органов чувств в процессе познания – основной принцип краеведческой работы.
Воспитание патриотизма должно осуществляться не столько словами, сколько делами. Как придать историко-краеведческому образованию деятельностный характер? Как заинтересовать старшеклассника изучением истории своего села, города, края? Ведь без добровольности поисковая работа не сможет затронуть чувства ребёнка и пробудить в нём любовь к Отечеству. Одним из способов решения этих проблем является применение в историко-краеведческой деятельности информационных технологий.
Применение ИКТ в краеведении является не данью моде, а необходимым условием работы. Мы живем в информационном обществе. Это значит, что знание, информация по-прежнему представляет собой большую ценность. Но в наше время значительно возросла и ценность деятельности. Нужно не только знать, но и уметь найти нужную информацию, представить её в определённой форме. Современные информационные технологии расширяют эти возможности. Их использование в историко – краеведческой деятельности учащихся позволяет решать такие важные задачи, как:
- усиление деятельностного характера историко – краеведческого образования;
- совмещение актуальных для подрастающего поколения форм деятельности с изучением истории края, а через этот аспект формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой край, семью;
- более широкое рассмотрение исследуемых вопросов;
- значительное расширение возможностей предъявления разного типа информации;
- более широкий выбор методических приемов, используемых преподавателем, например:
- перенос музейного архива на электронные носители (оформление текстовых документов, сканирование фото, копирование фронтовых писем, документов),
- использование интернета в поисковой деятельности. Web-сайты позволяют учащимся находить нужную информацию, например, при написании исследовательских работ на тему “История моей семьи в истории страны”,
- формирование электронных краеведческих ресурсов с целью популяризации знаний о родном крае. Например, на основе знаний по теме “Обработка графической информации” создание рисунков, посвящённых нашей Малой родины, изображений символики Забайкальского края и Агинского Бурятского округа;
- создание и обработка текстовой информации: оформление рефератов, докладов, проектов об истории родного края. Например, проекты “Дети войны”, “Женщины моего села в годы Великой Отечественной войны”, “Не поле перейти…” (текстовые документы);
- создание виртуального музея на сайте школы;
- проведение виртуальных экскурсий. Например, экскурсоводы нашего музея подготовили и проводят для учащихся разных классов такие виртуальные экскурсии, как «Памятники Забайкальского края и Агинского Бурятского округа»;
- создание компьютерных презентаций на основе краеведческого материала: “Ветераны Великой Отечественной войны”, “Труженики тыла с.Урда-Ага”, “Ринчин Цыренжапов – участник Московской битвы”. На примере этого проекта можно рассмотреть, как интеграция информационных технологий и краеведческой поисковой работы способствует актуализации патриотических настроений у молодежи.
Этап работы над проектом | Содержание работы учащихся | Результат личностного развития учащихся |
I этап. Выбор темы. | Анализ известных из уроков истории фактов, определение вопросов, интересующих ребят, постановка (формулирование) проблемы исследования. | Проявление личностного интереса к тому или иному историческому событию. Возможность поставить личностную проблему, например:
|
II этап. Поисковая работа. Сбор материала. | Работа в районных музее и архиве, встречи и беседы с ветеранами Великой Отечественной войны, свидетелями событий, работа с материалами музея школы. | Знакомство с конкретными судьбами людей, повседневностью, бытом тех лет; соотнесение фактов местной истории с событиями исторического значения, определение места и роли событий, происходивших в районе в общей исторической картине - все это приводит к появлению чувства сопричастности к событиям отечественной истории. |
III этап. Составление сценария презентации. | Выбор сюжета для рассказа, отбор информации, составление плана ее представления. | Анализ информации, полученной в ходе поисковой работы. Обобщение фактов. Если на 2 этапе использовался дидактический принцип “от общего к частому”, то теперь происходит реализация принципа “от ближнего к дальнему, от частного к общему”. Только теперь полученные обобщения имеют личностный смысл для учащихся. |
IV этап. Создание презентации. | Оформление слайдов текстовой, графической звуковой информацией. Создание анимации. | В ходе работы участники проекта как бы становятся на место своих героев, “проживают” их судьбу. Это оказывает сильное эмоциональное воздействие. В результате школьники приходят к прочувствованному и более глубокому пониманию изучаемой эпохи, поступков представителей прошлых поколений. |
V этап. Предъявление презентации общественности | Защита проекта и последующая демонстрация презентации в памятные дни, на линейках, тематических классных часах, уроках информатики и истории, творческих уроках для учащихся младших классов. | Учащиеся получают удовлетворение от:
В результате происходит пропаганда историко-краеведческих знаний среди учащихся, что способствует формированию чувства патриотизма не только у участников проекта, но и у их слушателей. |
Таким образом, организация работы учащихся над данным проектом позволила создать условия для решения следующих задач:
- знакомство учащихся с событиями, происходившими в годы Великой Отечественной войны на территории нашего района;
- конкретизация ими теоретических знаний, полученных на уроках истории;
- осознание школьниками роли женщин в защите Отечества от фашистских захватчиков;
- формирование у учащихся чувства сопричастности с историей родной страны;
- укрепление взаимопонимания между представителями разных поколений.
Всё это помогает духовно-нравственной ориентации подростков в жизни, их социальной адаптации, развитию и саморазвитию личности в целом. Кроме того, интеграция двух направлений - гуманитарного и технического - способствует:
- активизации мыслительных процессов; развитию мышления;
- расширению рамок творческой деятельности учащихся;
- формированию практических навыков поисково- исследовательской работы;
- развитию ключевых компетенций, прежде всего информационной;
- получению опыта эмоционально-ценностных отношений к истории и людям родного края;
В результате происходит формирование таких качеств личности, которые сегодня особенно востребованы: диалогичность мышления, умение вести интеллектуальный диалог, самостоятельность в процессе добывания знаний, творческая активность. А в совокупности все отмеченные факторы создают ту среду, в которой происходит становление личности патриота, осознающего ценности родной истории и культуры, имеющего чёткую гражданскую позицию, готового своим трудом преумножать благополучие родной земли. Так использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности становится эффективным средством гражданско-патриотического воспитания учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа школьного историко-краеведческого музея "Истоки" по гражданско-патриотическому воспитанию "Моя Россия!"
Программа школьного историко-краеведческого музея "Истоки" по гражданско...
Опыт использования эффективных форм и методов работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности ......
Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Текст доклада для выступления на ЦИО НМЦ 32-й Международной Конференции «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития» по теме«Использование ИКТ в историко-к...
Создание виртуального школьного музея как средство гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся МОУ «Агинская средняя школа №2»
Проект «Виртуальный музей школы» носит информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей, родителей...
Педагогический профессиональный проект «Проектная технология как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся»
В сердце каждого человека особое место занимают чувства Родины, гордости за место, в котором он родился и живет. Прямая обязанность взрослых – помочь сохранить память о героических фактах нашей ...
Cтатья «Историко-краеведческое исследование как средство воспитания национальной и гражданской идентичности учащихся» 21.12.2022 г.
Воспитание национальной и гражданской идентичности личности подрастающего человека сегодня особо актуально. Для достижения этой цели решаются различные образовательные, развиваю...
Макетирование и проектирование на уроках технологии, как методы познания и эффективные средства гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Одним из инвариантных (обязательных) модулей современной программы по технологии является модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»В рамках этого модуля можно использовать...