ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЯ ДЛЯ ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
статья на тему

Верховых Ирина Александровна

Историко-патриотического воспитание способно сформировать личность молодого человека как органичного носителя ценностей и норм родной культуры, обеспечить овладение национальными традициями своего народа, создать предпосылки для обретения идентичности и взаимопонимания между разными этническими группами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-omsk2011.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

УДК…..

ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЯ ДЛЯ ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

И. А. Верховых

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Сегодня, не имеющее вчера, не имеет завтра.

Марина Цветаева

Интерес к вопросам теории и практики историко-патриотического воспитания обусловлен его важнейшими функциями в сохранении культурной преемственности поколений и духовном развитии личности. В современном обществе усиливается «духовная мутация», происходит отчуждение человека от корневых основ культуры своего народа.

Историко-патриотического воспитание способно сформировать личность молодого человека как органичного носителя ценностей и норм родной культуры, обеспечить овладение национальными традициями своего народа, создать предпосылки для обретения идентичности и взаимопонимания между разными этническими группами. Однако, педагогические возможности традиций в системе историко-патриотического воспитания подрастающего поколения в настоящее время используются не в полной мере в силу ряда причин: недостаточная теоретическая разработанность феномена историко-патриотического воспитания в новом социально-культурном контексте; кадровая необеспеченность образовательных и досуговых программ. В этой связи возникает потребность в теоретическом обосновании условий оптимизации воспитательного процесса в соответствии с объективными социально-культурными реалиями, учетом региональной специфики, пониманием сущности традиций народной культуры.

Музейная педагогика определяется как «пограничная научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения и педагогических наук, исследующая образовательные цели применительно к специфическим формам музейной коммуникации» [1, с. 26]. Изучение современной практики музейного дела свидетельствует о постоянном возрастании роли музеев в системе образования, науки и культуры, их влиянии на воспитание подрастающего поколения.

Историко-краеведческие музеи, призванные отразить эпоху, превратить документы истории и образцы культурной деятельности в средство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия, помогают в обеспечении духовной преемственности поколений. Посредством своих материалов они способны эффективно воздействовать на формирование патриотических качеств личности, поликультурного сознания. Одновременно это важный вклад в воспитание личности способной к самовоспитанию и саморазвитию, в обогащение духовной жизни, в рациональную организацию досуга и культурного отдыха. При этом основная задача видится не просто в пополнении исторических знаний, а в привитии навыков исторического мышления, формировании чувства гордости за свою страну. Музей является местом, где человек не только приобретает знания, но и воспринимает накопленный исторический опыт, усваивает эстетические ценности, получает мировоззренческий и эмоциональный заряд.

Познание в музее носит предметный характер, опирается на изучение конкретного экспоната, реликвии. Для того чтобы учащийся, посещая музей был внимателен, воспринимал все богатство музейной информации, а не пробегал по музейному залу, унося лишь поверхностные общие впечатления, необходимо учить его смотреть экспозицию. Поэтому в основе методики работы с учащимися должно лежать правило – дать работу глазам, приучить смотреть и постараться научить видеть.

Чрезвычайно важно, что компонентом познавательного процесса в музее становится эмоция. Учащиеся испытывают радость познания, волнение от встречи с неизвестным, глубокие эмоциональные переживания. Познание через эмоции – наиболее эффективный путь для воспитания убеждений. Специфически музейной реакцией можно считать появление яркого образного представления о событиях и явлениях, получивших отражение в экспозиции: «Запомнилось боевое оружие и фотоснимки… Сразу представляешь сражение». Как высшую форму эмоционального переживания музейного материала можно рассматривать возникновение у детей чувства сопричастности к тому, что было [2, с.263].

Музей, осуществляя связь времен, дает уникальную возможность сделать своими союзниками в воспитании молодежи поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, нравственности. Принцип историзма является основополагающим для музейной теории и практики и предполагает соблюдение трех важнейших условий:

  1. рассмотрение явлений и предметов в их развитии,
  2. рассмотрение связей данного явления или предмета с другими,
  3. изучение истории в свете современности.

Отражая традиции народа, музей тем самым пропагандирует патриотические идеи. Он также обладает возможностями и для интернационального воспитания. Интернациональная культура развивается на национальной почве, и все эти процессы находят свое отражение в музейных экспозициях [3].

Богатейший потенциал музея, позволяющий осуществлять историко-патриотическое воспитание, может быть успешно реализован при соблюдении ряда условий:

  1. экскурсионная форма работы будет строиться не по традиционному принципу «экскурсовод – музейный предмет», а на основе субъект-субъектных отношений – «экскурсовод-посетитель», где обе стороны вступают в активный диалог, а музейные предметы служат его иллюстрацией;
  2. экспозиция музея и нравственно-психологическая атмосфера в ней создадут ситуацию включенности посетителя в мир истории, вызовут «эффект» сопричастности национально-культурным традициям;
  3. вовлечение посетителей в социально-культурное творчество историко-патриотической направленности.

Необходимо формировать у молодежи понимание того, что на любом явлении, мнении, предмете обязательно лежит отпечаток истории. Историческое сознание приучает искать причину общественных явлений, воспроизводить ход и пути развития прошлого, чтобы в дальнейшем найти оптимальный вариант решения современных проблем.

______________

1. Юхневич М.Ю. Музейная педагогика – профессия! // Советский музей. – 1991. - № 1, 13. – С. 26-29.

2. Карнаухова И.Б. Реализация образовательных возможностей современного музея (из опыта работы музейной педагогики) // Интеграция личности в национальную и мировую культуру как основа совершенствования современного общества. Материалы научно-практической конференции. Сергиев Посад. 2004, с.261-264.

3. Патриотическое воспитание в системе научно-просветительской деятельности музеев Подмосковья: Сб. материалов IV обл. науч.-практ. конф. 22 ноября 2007 г. / Сост.: к.п.н. В.Т. Устименко, к.п.н. И.Б. Карнаухова . – Сергиев Посад, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понимание роли героических личностей в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» как один из приемов историко-патриотического воспитания подрастающего поколения

В данной статье поднимается проблема понимания учащимися 10-х классов роли исторических личностей (М.Кутузова, Багратиона, Д.Давыдова и др.) в романе Л.Н.Толстого "Война и мир", героическое ...

О роли музея в воспитании подрастающего поколения

О роли музея в воспитании подрастающего поколения...

Историко-патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами семейного туризма

Семейный туризм имеет очень большое социальное значение. Он укрепляет семью, способствует сближению родителей и детей, а также служит отличным средством для расширения кругозора. Туризм способен реали...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА БАЗЕ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Одним из видов работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию школьников в МКОУ «Товарковская СОШ 1» является работа в школьном историко-краеведческом музее им. А....

«Организация проектно-исследовательской работы с активистами школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения»

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знак...

«Организация проектно-исследовательской работы с активистами школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения»

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знак...