Историко-патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами семейного туризма
статья на тему

Верховых Ирина Александровна

Семейный туризм имеет очень большое социальное значение. Он укрепляет семью, способствует сближению родителей и детей, а также служит отличным средством для расширения кругозора. Туризм способен реализовать ведущие функции досуга, внести в него познание, духовно-насыщенное общение, социально-культурное творчество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

И. А. Верховых, ст.преподаватель кафедры туризма и скс Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

Историко-патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами семейного туризма

«Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его.»

Виктор Гюго

Родительская семья является первичной социальной средой индивида, средой социализации. С точки зрения А.Адлера, семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей являются первым фактором в развитии личности. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья является наиболее доступным образцом наблюдения, который при определенных условиях становится образцом для подражания. Л.С.Выготский считал подражание источником возникновения всех специфических человеческих свойств сознания и видов деятельности.

Семейный туризм имеет очень большое социальное значение. Он укрепляет семью, способствует сближению родителей и детей, а также служит отличным средством для расширения кругозора. Туризм способен реализовать ведущие функции досуга, внести в него познание, духовно-насыщенное общение, социально-культурное творчество. При помощи туризма дети могут удовлетворить свои первоочерёдные потребности в познании, самоактуализации, релаксации. Воспитательные, познавательные, оздоровительные и другие аспекты туризма позволяют возлагать на него большие надежды в части укрепления института семьи, а значит, и оздоровления всего общества в целом. Особенно это важно сейчас, когда родители в погоне за материальными благами все больше времени проводят на работе и все меньше с детьми.

Семейный туризм − это одна из возможностей, создающая условия для объединения семьи, воспитания в ребенке личности, а соответственно, и достойного гражданина России. Воспитание здорового, подлинного патриотизма призвано решить главным образом не только проблему обороноспособности страны, но и гораздо более глубокие задачи – семейные, общественные, культурные. Что же имеет патриотизм в качестве своей основы – поэтические «три березки»? Нет, само слово «патриотизм» имеет в своей основе евангельские истины. Слово "патриотизм", происходит от латинского «pater» – «отец». Отсюда и слова отечество, отчизна, земля отцов.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными наклонностями»[1]. В "Лекциях о воспитании детей" А.С. Макаренко говорил: "Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг перед коллективом, и значит перед Родиной, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей"[2].

Основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, любовь к духовным основам нашей жизни должно начинаться в семье. Воспитание у подрастающего поколения высоких морально-нравственных устоев, уважения к культурному наследию своего народа и приверженность национально-конфессиональным традициям необходимо развивать с раннего возраста. Роль семейного туризма в историко-патриотическом воспитании невозможно переоценить.

Историко-патриотического воспитание способно сформировать личность молодого человека как органичного носителя ценностей и норм родной культуры, обеспечить осознанное и многомерное овладение национальными традициями своего народа, создать предпосылки для обретения идентичности, конструктивного диалога и взаимопонимания между разными этническими группами. Отсутствие продуманной целенаправленной политики в образовательной и культурно-досуговой сферах становится фактором десоциализации подрастающего поколения, нарушения баланса между аксиологическими блоками национально-культурной и общечеловеческой самоидентификацией.

Эффективность историко-патриотического воспитания определяется его способностью востребовать воспитательные возможности культурных традиций. Традиция в широком смысле, как наследование культуры, выступает как универсальная характеристика человеческого способа быть [3, с.113], как «сгусток социального опыта», а ее функциональную модель раскрывается через связь функций накопления, передачи социального опыта с функцией социальной регуляции, причем на первое место выдвигает социально-регулятивную функцию традиции [4,с.98].

Педагогические возможности традиций в системе историко-патриотического воспитания подрастающего поколения в настоящее время используются не в полной мере в силу ряда причин: недостаточная теоретическая разработанность феномена историко-патриотического воспитания в новом социально-культурном контексте; кадровая необеспеченность образовательных и досуговых программ, созданных на материале народной культуры региона. В этой связи возникает потребность в теоретическом обосновании условий оптимизации воспитательного процесса в соответствии с объективными социально-культурными реалиями, учетом региональной специфики, пониманием сущности традиций народной культуры как важнейшего механизма трансляции и воспроизводства ценностей, норм, идеалов и смысла человеческой жизни. В сложившейся ситуации оптимизация историко-патриотического воспитания предполагает объединение ресурсов учреждений дополнительного образования и различных институтов социально-культурной сферы.

Социально-культурный контекст последних лет показал недостаточность теоретического осмысления тех аспектов, которые связаны с историко-патриотическим воспитанием, разработкой условий реализации ресурсов культурно-досуговой деятельности, осуществляемой в форме семейного туризма. Совершенствованию воспитательных практик препятствует негативное отношение средств массовой коммуникации к истории, культуре, традициям России, и, прежде всего советского периода, и одновременно некритичное заимствование ценностей западной культуры и образа жизни.

Значительный педагогический ресурс в системе историко-патриотического воспитания имеет целенаправленно организованная туристская деятельность. Осуществляемая в форме семейных экскурсий и путешествий, она позволяет осуществить переход от традиционной и стандартизированной учебной деятельности к инициативной и развивающей модели историко-патриотического воспитания. Воспитательный потенциал семейного туризма, осуществляемого в форме досуговой общности, определяется: восприятием досуга как добровольного и свободного пространства самовыражения и признания; компенсаторными возможностями досуга, создающего дополнительное пространство развития, условия социализации и самореализации личности.

Туристский клуб – это педагогическая среда, позволяющая осуществлять различные подходы и модели историко-патриотического воспитания личности: личностно ориентированный, реализующий потенциал педагогических технологий; деятельностно-творческий, способствующий освоению опыта воспроизводства патриотической культуры; функционально-исторический, формирующий научно-познавательное отношение к социокультурнгой среде, показывающий значения культурного наследия в жизни общества и отдельной личности, способствующий овладению системой моральных и правовых норм, формированию знаний, умений и навыков деятельности.

С учетом специфики туристского клуба как педагогической системы можно сформулировать принципы оптимизации воспитательного процесса: принцип национально-культурной идентичности, ориентирующий деятельность в рамках программ на понимание подрастающего поколения своих духовных корней, формирование интереса, любви и уважения к традициям «малой родины»; принцип поликультурности, сочетающий патриотизм с интернационализмом; принцип личностно-ориентированной направленности педагогического процесса, предполагающий учет индивидуальных и возрастных особенностей, целостный подход к воспитанию и развитию личности в условиях коллективной деятельности; принцип самодеятельности, позволяющей максимально развить и реализовать личностные потенциалы, используя потенциал форм и средств народной культуры.

Таким образом, значительные педагогические ресурсы в системе историко-патриотического воспитания содержит семейный туризм, осуществляемый в форме туристского клуба как целенаправленно регулируемой коммуникативной среды, обеспечивающей органичное освоение потенциалов культуры в единстве информационного, ценностного и деятельностного аспектов. Историко-патриотическое воспитание подрастающего поколения путем погружения личности в мир культурных традиций является оптимальным с позиции личности и социума – здесь формирование национально-культурной идентичности дополняется воспитанием толерантности, являющейся важным элементом сознания современного человека.

Эффективное развитие туризма, в том числе и семейного, в Российской Федерации сдерживается наличием следующих факторов:

- высокая стоимость пассажирских услуг и пассажирских перевозок в стране;

- значителен моральный и физический износ существующей материальной базы (транспортные средства, автобусы, осуществляющие перевозку туристов);

- недостаточное развитие туристской инфраструктуры для семей с детьми (гостиниц семейного типа, кемпингов, индустрии развлечений, общественного питания);

- недостаток высококвалифицированных кадров, отсутствие инструкторов-методистов по семейному туризму;

- низкий уровень рекламы о привлекательности семейного туризма внутри страны;

- отсутствие достаточных информационных ресурсов о туристском продукте семейных туров[5].

Для решения этих проблем государству и частному сектору следует вкладывать средства не только в продвижение туристского продукта для семейной аудитории, но и в его создание, в развитие инфраструктуры отечественного туризма.

Учитывая вышеизложенное, необходимо:

1.Разработать и внести изменения в Налоговый кодекс РФ (исключить из налогооблагаемой базы по налогам на доходы физических лиц расходы на приобретение путевок, полученных в рамках проведения мероприятий и программ семейного туризма; исключить из налогооблагаемой базы налог на прибыль и доход организаций, оказывающих услуги в сфере детского и семейного туризма в течение первых лет с начала осуществления данной деятельности организаций; внести изменения в закон РФ «О налоге на добавленную стоимость», а именно возращение НДС или подоходного налога гражданам путешествующим внутри страны).

2.Создать информационный портал семейного туризма «Семья узнаёт Россию»; стимулировать внедрение тематики семейного туризма в существующие и новые теле-радио передачи, издания периодической печати и интернет проекты, которые пропагандируют развитие и привлекательность туризма.

3.Решить вопрос о подготовке педагогических кадров по развитию семейного туризма.

4.Разработать меры по снижению тарифов на пассажирские перевозки, введение более гибкой системы ценообразования и политики агентских продаж на все виды пассажирского транспорта (ввести в практику проведение совместных акций туристских и транспортных агентств по определённым маршрутам).

5.Обеспечить изучение, обобщение и распространение передового опыта семейного туризма на территории России, широко применять волонтёрское движение для пропаганды и развития туристской деятельности для семей с детьми.

Литература:

  1. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1974. Т.2. – 160 с.

2. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей / А.С Макаренко. Избр. Пед.соч. Т.2.: - М.: Педагогика, 1977. –14 с.

3. Захарченко М. В. Традиция в истории: опыт типологической интерпретации. - СПб.: СПбГУПМ, 2002. – 192 с.

4. Каиров В.М. Традиции и исторический процесс. / рос. Акад. Управления. – М.: Луч, 1994. – 134 с.

5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понимание роли героических личностей в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» как один из приемов историко-патриотического воспитания подрастающего поколения

В данной статье поднимается проблема понимания учащимися 10-х классов роли исторических личностей (М.Кутузова, Багратиона, Д.Давыдова и др.) в романе Л.Н.Толстого "Война и мир", героическое ...

Методическая разработка "Роль туризма в воспитании подрастающего поколения"

Роль туризма в воспитании подрастающего поколенияТуризм обладает притягательной силой. Люди, бывавшие в походах убеждены в пользе туризма. Представьте себе… “Ночь в лесу. Костер жадно перебирает...

ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЯ ДЛЯ ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Историко-патриотического воспитание способно сформировать личность молодого человека как органичного носителя ценностей и норм родной культуры, обеспечить овладение национальными традициями своего нар...

ПРОЕКТ « ЖИВИ И ПРОЦВЕТАЙ, НАРОДНАЯ ПЕСНЯ» духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения средствами славянской культуры

В наше время все очевидней становится настоятельная необходимость возрождения общечеловеческих нравственных ценностей, имеющих непреходящее значение. Это актуально как для народных обычаев, традиций и...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами хореографического искусства в МОУ Ивановская СОШ.

Духовно-нравственное и патриотическое восптание подростающего поколения средствами хореографического искусства в МОУ Ивановская СОШ....