О роли музея в воспитании подрастающего поколения
материал на тему
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание молодёжи музейными средствами
Музей – это смесь искусства и истории,
филологии и басни, документа и романа,
которая посылает нам через многие годы луч света
и доносит уникальные по ценности опыт и знания.
Ф. Дзери
В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года) подчеркивается, что «система образования призвана обеспечивать… историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры является музей, привлекательность которого определяется тем, что он хранит и предъявляет человеку реальные результаты его творческого потенциала, жизненного пути отдельного народа, развития государства в определенный промежуток времени.
История школьного музея Таежной школы начала отсчет с 1989 года, когда, красногалстучные пионеры вместе с пионерской вожатой Ипатовой С.Л ( Коростелевой С.Л ) приехали со слета Юных летчиков г Ижевска, посвященном герою, чье имя носила Пионерская дружина. Многих школьников, узнавших о подвиге Надежды Курченко волновал вопрос « А смог ли бы я совершить подобный подвиг?»
По традиции, идущей из глубины веков, защита Отечества, родной земли (с родной земли, хоть умри, но не сходи) - главное дело человека.
Материалы школьного музея пополнялись, сюда сдавали летописи отрядов, здесь хранились материалы школы. Главной целью деятельности школьного музея Надежды Курченко становится сохранение, изучение и популяризация основ истории малой родины и страны в целом.
Всё дальше и дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны. Уходят ветераны войны, труженики тыла. Дети военных лет давно стали бабушками и дедушками. Знают ли их внуки, какой ценой досталась стране великая победа, готовы ли они хранить память о том героическом времени, готовы ли воспитать в будущем своих внуков истинными патриотами своей Родины? Сегодня невозможно однозначно ответить на этот вопрос. Многое изменилось за эти годы: появились на карте новые государства, стали иными взаимоотношения между народами и странами. В некоторых из них сносятся памятники павшим, маршируют фашистские приспешники. Для поколений, выросших в период перестройки, период поражений реальных или навязываемых отдельными "историками" и "писателями", щедро поливающих историю России грязью, чёрной краской, поколений, растущих в стране, где "всё не так, как должно быть, как в Европе или США", важны такие опоры для сознания, как великая страна, великая армия, великий народ, великая наука, великие победы.
В районе к 55-годовщине со дня Великой Победы над Германией в районе объявлен конкурс на лучший музей, боевой уголок, посвященный этому событию. Наша школа не остается в стороне , так в школе появляется экспозиция « ветераны Великой Отечественной», в музее открывается экспозиция « 55-годовщине со Дня Великой Победы посвящается…»( итогам конкурса школа заняла 1 место). В новой школе в музее на основе ранее собранного и нового материалов оформлена экспозиция ( оформитель Чернышева А.В.) « Земляки» , которая рассказывает о ветеранах ВОВ , ветеранах труда, участниках локальных войн. Большой интерес у всех посетителей вызывают экспозиции о выпускниках школы : Туголукове С.В , Дементьеве Е.А.
В течение учебного года в классах проходят классные часы, встречи с ветеранами, в целях изучения обеспечения преемственность поколений по защите государства учащимися начальной школы и среднего звена оформляется материал « Служили наши папы» , впоследствии который становится материалом музея и на современном этапе представлен на временных экспозициях. Данный материал особенно ценен в формировании патриотизма и гражданственности, потому что все имена для детей значимы, с связи с чем возникает чувство гордости за знакомых и родных, желание быть на них похожими, а даже так же служить.
Школьный музей ведёт целенаправленную работу по воспитанию патриотических чувств школьников. В этом году для обучающихся 5-7 классов в рамках реализации проекта по формированию толерантности школьников знакомят с традициями и ценностями народной культуры. Мы используем и традиционные для музея формы - такие как экскурсия, тематические занятия, музейные уроки - и инновационные формы: праздники, пионерские сборы, гостиные.
Поисковая деятельность школьного музея является основной формой работы, формирующей не только исследовательские навыки , но и чувства причастности к истории страны. Школьник, используя изученную биографию может не только написать сочинение, но и захочет рассказать об этом человеке близким, друзьям а значит и будет переживать события прошедших лет.
С 1995 года мы организуем работу исследовательских отрядов, целью отрядов является развитие навыков поисковых и исследовательских умений. Школьниками найден документальный материал ( газеты) о первых жителях поселка, ветеране войны Питателеве Николае Ивановиче, немало материала в воспоминаниях тружеников тыла , представленный на конкурсах различного уровня. В этом году в дар школьному музею переданы воинские награды ветерана Великой Отечественной войны Поляковой Валентины Петровны, которая долгие годы поддерживала связь со школой. Частыми гостями Валентины Петровны были воспитанники фольклорного кружка « Родничок» под руководством Злотниковой А.Н.
Материалы школьного музея ежегодно пополняются, и мы очень рады , когда выпускники встречают свои работы и удивляются, о чем свидетельствуют волнительные восклицания посетителей.
Музей и память. Каждый экспонат
Расскажет об истории эпохи.
Экскурсовод спокойный, умный, строгий,
Увидеть вас здесь снова будет рад.
Помимо экспозиций старины
Поведать вам ее не пожалеет,
Услышать только вы его должны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль туризма в воспитании подрастающего поколения
Статья о роли туризма в школе...
Методическая разработка "Роль туризма в воспитании подрастающего поколения"
Роль туризма в воспитании подрастающего поколенияТуризм обладает притягательной силой. Люди, бывавшие в походах убеждены в пользе туризма. Представьте себе… “Ночь в лесу. Костер жадно перебирает...
ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЯ ДЛЯ ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Историко-патриотического воспитание способно сформировать личность молодого человека как органичного носителя ценностей и норм родной культуры, обеспечить овладение национальными традициями своего нар...
«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...
«Работа с родителями. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения» (методические рекомендации из опыта работы школы «РЭР»)
laquo;Работа с родителями. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения» (методические рекомендации из опыта работы школы «РЭР»)...
Роль Юнармии в воспитании подрастающего поколения
Одной из главных задач любого государства является воспитание подрастающего поколения. Исторической ценностью Российского государства выступает чувство любви к с...
«Роль экопропаганды в воспитании подрастающего поколения»
laquo;Человека не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью неразрывных нитей.» И.С.Тургенев. Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окруж...