Рабочая программа элективного курса
элективный курс (10 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса "Семьеведение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ямашурминскаясредняя общеобразовательная школа
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
10 КЛАСС
Учитель: Гиниятуллина Фидания Вагизовна
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 10-го класса общеобразовательной школы. Изучение курса «Семьеведение» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний школьников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни. Курс занятий «Семьеведение» предлагается учащимся с целью подготовки к семейной жизни, формирования у них адекватного представления об индивидуальных особенностях представителей разных полов и взаимодействии в различных жизненных ситуациях, а также чтобы вызвать интерес к изучению традиций, семейных ценностей и устоев своей собственной семьи и семьи одноклассников. В результате ознакомления с содержанием курса школьники должны:
- знать основные этапы динамики семейных отношений и типичные для каждого этапа проблемы, с которыми сталкивается семья;
- знать основные психологические характеристики, связанные с половыми различиями, и характер их влияния на супружескую и семейную жизнь;
- знать механизмы влияния родительских воспитательных установок на развитие личности ребенка;
- владеть приемами саморегуляции и конструктивного решения возникающих в семейной жизни проблем.
Программой запланировано 35часов из расчета 1 час в неделю в течение учебного года. Занятия целесообразно проводить в форме дискуссий, игровых тренингов. Такая форма может помочь решить еще одну острую проблему -умение вести диалог и договариваться, что особенно ценно в семейной жизни. Разумеется, школа не сможет без участия семьи полноценно формировать родительские установки у детей, но наличие таких занятий в школьной программе поможет детям задуматься о своем будущем и принимать ответственные решения во взрослой жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Обучаемые должны знать/понимать:
- основные понятия, изучаемые семьеведением;
- семейные традиции, реликвии, ценности;
- родственное поле своей семьи;
- правовые основы функционирования институтов брака и семьи;
- экономические особенности ведения домохозяйства;
- гендерные аспекты семейных ролей и статусов.
Программа формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни всемье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.
Учебно – тематический план занятий элективного курса «Семьеведение»
Срок обучения-1 год
Учитель ГиниятуллинаФиданияВагизовна
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Плановых контрольных работ нет.
Зачет – 1.
Планирование составлено по Программе курса «Семьеведение» для учащихся 1 – 11
классов общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Е.Ф. Купецкова;
Г.П. Редя; И.Ф. Смирнова. Под общей редакцией С.К. Копешкиной, Пенза 2012 с.224.
Календарно- тематический план по элективному курсу- «Семьеведение» 10 класс
№ | Тема урока | Количество уроков | Элементы обязательного минимума образования | Дата проведения | |
план | факт | ||||
Введение. Роль семьи в жизни человека. | 1 | Значение, роль семьи в жизни человека. | |||
Брак в современном обществе:понятие, функции, типы и модели браков Знакомство, ухаживание, выбор формы и модели брака юношей, девушкой Идеальная модель брака: варианты учащихся Брак и любовь (поэзия, живопись, музыка). | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя, ролевая игра, проектная работа учащихся в мини группах, защита проектов | |||
"Семья с детьми-счастливая семья" Семья как социальный институт и малая группа Дети в современной семье. Причины малодетности и отношение к многодетности Семейная политика в РФ и РТ Семейное воспитание в семьях разных типов | 1 | Урок-лекция, урок-дискуссия, ролевая игра (семьи многодетная и малодетная), выход в ЗАГС, работа с демографическими источниками в интернете | |||
А). Первый и последующие дети в семье Б). Единственный ребёнок – психологический портрет В). Приёмные семьи и детские дома в Татарстане | Урок-лекция, урок-беседа, практическое занятие по составлению психологического портрета, выход в детский дом, знакомство с приёмной семьёй. Просмотр фрагментов фильма «Однажды 20 лет спустя» о многодетной семье. | ||||
А). Семейные отношения: культура, психология, этика Б). Семейные конфликты (супружеские, родительские, родительско-детские) В). Проблемы «отцов и детей» в семье и школе | Мультимедийная лекция. Самостоятельные работы учащихся (эссе, рассказы, повествования, основанные на книгах, кинофильмах, личном опыте). Ролевые игры и дискуссии | ||||
Типология семьи. | 1 | Типология семей:моногамия, полигамия, экзогамия, эндогамия, патриархальная семья ,матриархальная семья , детоцентристская семья, супружеская семья. | |||
Жизненный цикл семьи. | 1 | Стадии жизненного цикла семьи связанные с созданием семьи, с появлением новых членов семьи. | |||
Семейный досуг (конец рабочего дня, выходные дни, каникулы и отпуск, семейные праздники) | Семейные праздники | ||||
Семья и законы. | 1 | Семейный кодекс РФ. | |||
Бабушки и дедушки | 1 | Бабушки и дедушки, их роль в социальном развитии детей. | |||
Братья и сестры. | 1 | Братья и сестры в семье. | |||
Наши имена. | 1 | Значение имен. | |||
Семейный бюджет. | 1 | Семейный бюджет - это план регулирования денежных доходов и расходов семьи. | |||
Наш дом. | 1 | Семейный очаг, значение «дома» в жизни человека. | |||
Урок-практикум. Презентация- «Моя семья» | 1 | Урок-практикум. Презентация- «Моя семья» | |||
Семейные традиции. | 1 | Традиции семьи. | |||
Ведение домашнего хозяйства. | 1 | Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. | |||
«Отдыхаем вместе» | 1 | Семейный отдых. | |||
Семья и ЗОЖ. | 1 | Семья и ЗОЖ. | |||
Урок-практикум. Презентация-«Традиции моей семьи» | 1 | Урок-практикум. Презентация-«Традиции моей семьи» | |||
Особенности современной российской семьи. | 1 | Характеристика современной семьи, ее особенности. | |||
Изменение отношений в семье. | 1 | Причины семейного неблагополучия. Кризисные периоды брака. Конфликт в современной семье. | |||
Конфликтные семейные ситуации и меры профилактики. | 1 | Методы профилактики конфликтных ситуаций в семье. | |||
Гендерные характеристики личности. | 1 | Гендерные характеристики личности. | |||
Перемены в жизни человека. | 1 | Как правильно относится к переменам в жизни. | |||
Права и обязанности родителей и детей. | 1 | Права и обязанности родителей и детей. | |||
Стили семейного воспитания. Родительские директивы. | 1 | Стили семейного воспитания. Родительские директивы. | |||
Отцовская и материнская любовь. | 1 | Отцовская и материнская любовь. Роль обеих родителей в воспитании детей. | |||
Гендерный подход к воспитанию детей. | 1 | Гендерный подход к воспитанию детей. | |||
Проблемная семья: специфика воспитания. | 1 | Особенности семейного воспитания в семье с различным достатком.. | |||
Православие о браке и семье. | 1 | Православие о браке и семье. | |||
Мусульманский брак: традиционное и современное. | 1 | Мусульманский брак: традиционное и современное. | |||
Проблемы родительства в депопулирующей России. | 1 | Проблемы родительства в депопулирующей России. | |||
Воспитательный потенциал современной семьи. | 1 | Воспитательный потенциал современной семьи. | |||
Семейное право. | 1 | Права и обязанности родителей и детей. | |||
Зачет по курсу «Семьеведение» группа №1. | 1 | Зачет по курсу «Семьеведение» группа №1. | |||
Зачет по курсу «Семьеведение» группа №2. | 1 | Зачет по курсу «Семьеведение» группа №2. |
Список используемой литературы.
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М., 1985.
2. Вершинин В.Н. Домашнее воспитание. Чебоксары, 1998.
3. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.
4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.
5. Миньковский Г.М. О воспитательном потенциале семьи. М., 2000.
6. Панкова Л.М. У порога семейной жизни. М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс
Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....
Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».
Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»
Экзамен по алгебре ГИА 9 все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена, а число...
Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы к курсу алгебры-8»
Предлагаемая программа по элективному курсу «Дополнительные главы к курсу алгебры-8» составлена в соответствии с требованиями...
Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс
Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...