Мои выступления
материал по теме
Личность учителя в современной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnost_uchitelya_v_sovremennoy_shkole.doc | 58.5 КБ |
lichnost_uchitelya_-_pedsovet.ppt | 176.5 КБ |
odaryonnye_deti.ppt | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Личность учителя в современной школе.
На всем протяжении развития педагогики за сменой исторических эпох следовала смена различных типов педагогов:
- средневековый педагог – догмат, строго следующий канонам;
- более свободный разумом педагог эпохи возрождения;
- нравоучительный и немного наивный педагог-просветитель …
и многие, многие другие типы учителей, приходящих и уходящих вместе с очередной эпохой. Наступил новый век и новое тысячелетие, а с ними и новое время. Какие чувства мы испытываем на пороге другой эпохи? Они противоречивы: это и радость, и волнение и ощущение некой пустоты и ожидание перемен. Сейчас стало актуальным подведение итогов. Но гораздо важнее задуматься о будущем, о новом веке и нас в нем. Ведь педагог, занимаясь воспитанием детей, работает практически на будущее. А чтобы создать будущее, нужно самому быть человеком новой формации, видящим себя и свою профессию через десятки лет.
В последние 10- -12 лет отечественная педагогика стала ориентироваться на изменения, которые произошли в стране и в обществе и которые, в свою очередь, предъявляют новые требования к современному учителю.
Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос.
Прежде всего, современный учитель – это профессионал, он соединяет в себе любовь к делу и к ученикам. Педагогический профессионализм определяется, прежде всего, через понятие педагогическое мастерство.
Педагогическое мастерство – это владение преподавателем системой психолого-педагогических знаний, навыков, умений и способностей по организации образовательного процесса и его эффективному осуществлению.
Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности. Несомненно, что одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и устойчивом их интересе к предмету, т.е. учитель тогда – педагог-мастер, если он умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться. Современный учитель должен иметь отличную профессиональную компетентность, дисциплинированность, тактичность, умение прощать, иметь хорошие коммуникативные навыки. Это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Он осознанно развивает свою индивидуальность средствами своей профессии. Свой предмет, своя область знаний для учителя являются ведущими. Но не стоит забывать о существовании и других областей знаний. Узкопрактические специалисты не могут быть полноценными собеседниками, не в состоянии поддержать тему разговора, не могут общаться с детьми и коллегами. А ведь способность к общению, обмену информацией одна из ведущих способностей педагога. Школам нужны квалифицированные педагоги, способные организовать работу обучающихся по новым учебным материалам, вооруженные современными технологиями. И это значит, что учитель есть первый ученик, сам находящийся в непрестанном учении, кропотливый, чуткий, постоянно занимающийся самообразованием.
Образование учителя должно быть непрерывным процессом, при котором базовое образование служит лишь отправным пунктом. Самообразование учителя более эффективно в том случае, если оно связано не только узко-дидактическими целями, но и реализует идею всестороннего развития специалиста как личности для обеспечения высокого качества обучения и воспитания учащихся. Учитель, который постоянно и эффективно занимается самообразованием, оказывает влияние на формирование у школьников потребности в самостоятельном приобретении знаний, на развитие у них соответствующих умений и навыков. Личный пример учителя во все времена считался важнейшим средством воспитания.
Профессиональное самообразование можно определить как опосредованное практикой расширение полученных знаний, творческое освоение учителем своей профессиональной роли с целью ее адекватного исполнения. Самообразование всегда выступает средством сохранения профессиональной компетентности, являясь важнейшим условием функционирования человека в профессиональной деятельности.
Трудно представить себе современного педагога профессионала без стремления к педагогическому творчеству и исследовательской деятельности. Искатель – он находится в постоянном творческом поиске, стремится создать новое или существенно усовершенствовать известное. Творчески работающего учителя отличают внедрение инновационных технологий в свою деятельность, углубление своего опыта за счет постоянного и целенаправленного обогащения новыми элементами – самыми эффективными и перспективными.
Педагогическое творчество и стремление к исследовательской деятельности не есть свойство избранных, овладеть творчеством может каждый. Опыт учителя, выросший из его педагогической интуиции, углубленный и отточенный до профессионального мастерства, позволяет создать свою индивидуальную педагогическую систему. Иногда учителя интересует не вообще какой-то сложный вопрос, а комплекс проблем, помогающих пробудить у школьников интерес к познанию. Однако главное – умение вовлечь их в деятельность, которая пробуждает радость познания и вызывает стойкую любознательность. Чтобы развить творческий потенциал каждого учащегося, каждому педагогу важно стать творческой личностью.
Чем же отличается творческий учитель? Прежде всего, тем, что хорошо знает пути достижения цели, постоянно анализирует собственные ошибки и просчеты, стремится на научной основе решать повседневные задачи обучения и воспитания. Его не пугают временные неудачи. Точно так же, как не обольщают «видимость дела» и мнимый успех. Он всегда в поиске.
По мере усиления творческой составляющей возрастает интерес учителя к профессии, становление педагога приобретает личностный смысл и набирает оптимальный темп. Такой учитель работает с перспективой.
Он не распыляется на сиюминутные педагогические задачи, знает им цену и место. Учитель-исследователь ставит перед собой сложные психолого-педагогические и методические задачи, связанные с подготовкой обучающихся к творческому труду, обладает гибким педагогическим мышлением, создает собственные исследовательские проекты, умело руководит учебно-исследовательской работой школьников.
Универсального образа учителя не существует. Попытаемся, однако, перечислить качества, наиболее часто встречающиеся. Это, прежде всего, энергичность, высокая работоспособность, а также независимость, смелость, мужество, творчество, созидательность, самоутверждение, упорство. Успех учителя во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы, принимать правильные решения. А эффективное выполнение этих функций, как известно, зависит от интеллекта: ума, логики, памяти, интуиции, широты кругозора, оригинальности, быстроты мышления, образованности, рассудительности, энциклопедических познаний, чувства юмора.
Личностные качества – доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, убежденность, внимательность, коммуникабельность, адаптивность, толерантность – учитель в основном приобретает и развивает при выполнении своих функций.
К деловым качествам учителя можно отнести организованность, дисциплинированность, надежность, гибкость, обязательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, способность к разумному риску.
Перечень потенциально важных качеств не претендует на полноту и может оказаться бесконечным. По этой причине нельзя создать универсальный образ учителя.
Нужно отметить, что работа современного учителя с детьми основывается на принципах гуманизма, т.е уважения к личности ребенка. Учитель друг по отношению к детям, советник и союзник.
Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, стремится к тому, чтобы каждый ученик четко осознавал свое место в обществе и был готов к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества.
Учитель способен создавать условия для развития творческих способностей учащихся, развивать у них стремление самостоятельно мыслить, полнее реализовывать потребности учащихся, повышать мотивацию для изучения предмета, поощрять их индивидуальные склонности и дарования.
Любовь и терпение творят чудеса. Чудо из чудес – ребенок. Творить его мир, наполнять этот мир красками природы, верить в невидимое и быть уверенным в том, чего еще нет в новом благодарном человеке – вот работа учителя.
Подводя итог выше сказанному, необходимо подчеркнуть, что мы рассмотрели один из аспектов личности учителя в современном обществе – его педагогическую деятельность. Но педагогическая деятельность и личность учителя находятся во взаимообуславливающем взаимодействии: личность влияет на эффективность, зрелость педагогической деятельности, а она (педагогическая деятельность) в свою очередь способствует развитию профессионально значимых личностных качеств.
Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен как личность. Известна народная мудрость, что воспитать «крылатого» может только «крылатый» педагог и родитель, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный человек.
Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Это бесспорно и часто определяет одно другое: интерес к предмету может угаснуть, если педагог сам неинтересен, необразован, не может сформировать положительное отношение к данной области знаний.
Т.о., интерес к личности учителя – средство активизации интереса к предмету. Именно ученики поддерживают педагогическую энергию учителя, а педагог открывает перед школьниками «новые горизонты». Поэтому, как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом свой собственный имидж.
В зарубежной практике не существует каких-либо сомнений в обязательности имиджа делового человека, который рассматривается как составная часть культуры делового человека.
Имидж – красивое и загадочное слово появилось в нашем языке в конце 80-х годов прошлого века. В переводе с французского и английского - образ.
Причем под «образом» нужно понимать не только визуальный, зрительный, но и образ мышления, действий, поступков. Это умение общаться, искусство говорить и слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяет тот образ, в котором мы предстаем перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является либо продолжением наших достоинств, либо еще одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере.
Визуальная привлекательность – первостепенная составляющая имиджа педагога. Весь облик учителя должен быть современным, внушающим уважение и доверие. Здесь значение имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка.
Важной частью имиджа педагога является и то, в какой мере ему присуще красноречие.
Искусство речи – это ее гибкость, выразительность, оригинальность. Общаясь с учениками, учитель не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. От этого зависит не только эмоциональное состояние его учеников, но и их работоспособность.
Так называемый «невербальный» имидж связан с тем, насколько мы обладаем приятными манерами, под которыми подразумеваются жесты, мимика, поза. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникационных связей с людьми.
Немаловажное значение имеет и ваш образ жизни, который также влияет на имидж в целом. Имидж вашего образа жизни – это как люди воспринимают вашу личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, ваши моральные принципы, достоинство, поведение и характер.
Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватить самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих.
Привлекательные люди:
- часто и охотно улыбаются;
- обладают тонким чувством юмора;
- естественно себя ведут;
- часто и охотно говорят комплименты;
- знакомы с этикетом и следуют ему;
- уверены в себе;
- умеют посмеяться над собой;
- быстро вызывают человека на разговор;
- осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;
- дружелюбны, с ними легко общаться.
Совершенно не обязательно, чтобы люди вас любили и обожали, просто вы должны им нравиться.
Имидж может быть положительным или отрицательным. Кроме личностного, имидж может быть профессиональным. Понятие «имидж» может быть применено не только к человеку, но и к организации, городу, даже к стране. Так что имидж любой школы будет определяться и имиджем педагогов, работающих в ней.
Итак, имидж – впечатление, которое производит человек на окружающих: что и как говорит, делает, каков стиль его мышления, поведения, общения с людьми, манеры, одежда, внешний вид.
Помните поговорку «Встречают по одежке, провожают по уму». Для многих людей информация, полученная от зрительного образа является единственным «банком данных» о человеке. И чем точнее создан Ваш образ, тем легче людям общаться с вами, тем меньше сил вам потребуется, чтобы найти общий язык с учеником.
Мне удалось обнаружить уникальные данные исследований, которые проводились в разные годы по этому вопросу. Ученики 30-х годов, включали в портрет современного, на их взгляд учителя: 1. Знание предмета и владение методикой. 2. Хорошие взаимоотношения с учащимися. 3. Умение правильно оценивать знания учащихся. 4. Создание дисциплины. 5. Внешний вид.Видно, что ученики 30-х годов в учителе больше ценили знание предмета, общую эрудицию, высокую нравственность.
Среди черт, характеризующих идеального учителя в глазах школьников 60-х годов, описаны следующие: 1. уравновешенность, 2. авторитет, сильная воля, 3. знание предмета, умение говорить логично и выразительно, 4. приятная наружность, понимание своих учеников, 5. требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе. Здесь мы уже видим, как постепенно на первые места выходят личностные качества учителя.
В 1992 году на базе московских школ было проведено аналогичное анкетирование. Педагогам и ученикам предложено расположить в порядке значимости 58 качеств учителя. Вот какими качествами наделили Нового учителя современные дети: талантливый (85 голосов), интересный в общении (81), справедливый в требованиях (80), понимающий (75), уважающий своих учеников (53), образованный (45), обладающий чувством юмора (40), внимательный (35), готовый оказать помощь (35), красивый, добрый (23). Заметьте, в первую пятерку вошли только личностные характеристики учителя, а уровень образованности и знание предмета отошло на 6 место!!!
Я опросила учеников 11 класса: каким вы хотите видеть современного учителя? И первые места ученики отдавали таким качествам как доброта, внимательность, чувство юмора, такт.
1. Я считаю, что учитель XXI века это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками. Значит, он должен быть идеальным психологом.
2. Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета.
3. Учитель должен быть с хорошим словарным запасом. Это профессионал-эрудит, знающий не только свой предмет. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников.
4. Он должен быть современным интеллигентным человеком, обязательно владеть новыми технологиями. Только учитель, идущий в ногу со временем, способен понять своих новых учеников и быть им интересным.
5. Не ждите вознаграждения за свою работу (ни платы, ни благодарности). Труд педагога – работа на отдаленное будущее. Но все же, государство и общество должны обеспечить педагогам достойные условия жизни и работы. Чтобы учитель не был нацелен на удовлетворение первичных потребностей (питание, одежда, жилье), а на первое место превознес потребности высшего порядка, т.е. социальные – это потребность в признании, в самовыражении и самореализации.
6. Не смущайтесь своими ошибками. Экспериментируйте, ищите и будьте самокритичны.
7. Нежное прикосновение к личности ребенка есть профессиональное качество «образцового» педагога. Сохраняйте в себе человечность. Умейте быть детьми. Воспринимайте свое учительство как способ продолжить свое детство и понять своих воспитанников.
8. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам, самосовершенствуйся. Пусть ребенок, глядя на тебя, увидит, как можно учиться.
9. Помогай и одобряй труд ребенка, стимулируй его творческие идеи, готовь к будущей динамичной жизни, чтобы впоследствии он стал самостоятельным, творческим, уверенным в себе человеком!
10. Верьте в себя. Управляйте собственным временем: Того, кто опаздывает, наказывает жизнь. Вознаграждайте себя: Сделай, добейся – достигнешь успеха! Дети ценят успешных людей и стремятся быть такими же.
Сущность Настоящего учителя кроется в самом слове «УЧИТЕЛЬ»:
У — уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий профессионально преподносить материал.
Ч — честный, человечный, чуткий, с чувством юмора.
И — искренний, индивидуальность.
Т — тактичный, толерантный, терпеливый.
Е — естественный, единомышленник.
Л — любящий детей, любящий свою работу.
Ь — и очень мягкий как мягкий знак и само слово!
… и эта истина будет неподвластной времени.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученику, он - совершенный учитель. (Л.Н. Толстой)
Мастерство организатора Мастерство передачи знаний Мастерство убеждения Мастерство владения техникой Педагогическое мастерство
Стимулирование и мотивация личности ученика Организация учебной деятельности учащихся Владение содержанием и дидактической организацией образования Организация и осуществление профессионально-педагогической деятельности в процессе обучения Структурно-композиционное построение урока Критерии определения уровня педагогического мастерства
Основная парадигма работы учителя гласит: «Главное – дать каждому ученику возможность реализовать свои способности, создать для него комфортные условия, сформировать ситуацию успеха, использовать при обучении личностно-ориентированные педагогические технологии»
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию. Лев Николаевич Толстой
Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником. Максим Горький
Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во-первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперек и чтобы, во-вторых, между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие. Писарев Дмитрий Иванович
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Ключевский Василий Осипович
Уча других, мы учимся сами. Луций Анней Сенека
Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. Котарбиньский Тадеуш
Учитель – человек, который может трудные вещи делать лёгкими. Р. Эмерсон
Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Дьёрдь Пойа
Сущность Настоящего учителя кроется в самом слове «УЧИТЕЛЬ»: У — уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий профессионально преподносить материал. Ч — честный, человечный, чуткий, с чувством юмора. И — искренний, индивидуальность. Т — тактичный, толерантный, терпеливый. Е — естественный, единомышленник. Л — любящий детей, любящий свою работу. Ь — и очень мягкий как мягкий знак и само слово!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Одарённость- есть проявление творческого потенциала человека» А.М.Матюшкин
«Развитие человека - есть развитие его способностей» С.Л.Рубинштейн
Учителю необходимо проводить целенаправленную работу по выявлению и развитию различных видов детской одарённости по следующим направлениям: 1.Вовлечение детей в деятельность по интересам. 2.Организация олимпиад, соревнований, конкурсов и др. 3. Междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения.
4. Самостоятельное углублённое изучение выбранной проблемы. 5. Развитие умений самостоятельно работать. 6. Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов. 7. Обучение творческим методам работы.
8. Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей. 9. Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.
Одарённость – это испытание…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»
Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....
Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе
24 декабря 2014 г. выступала с докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и учредительном совете с докладом на тему: Эффективное применение на у...
Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"
Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...
"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1
Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности; даёт возможность расширить представление о публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...
Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».
Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...
Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"
В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...
Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...