Проектная работа «МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
проект по теме

Борискина Надежда Михайловна

Проектная работа в рамках образовательной программы:

«Современные технологии и методы психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы ОО»

«Модель сопровождения профессиональной ориентации школьников  в образовательной организации»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная работа в рамках образовательной программы:

«Современные технологии и методы психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы ОО»

«МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Автор проекта:

 

Борискина Надежда Михайловна,

учитель технологии,

МБОУ «Трёхозёрская СОШ»

Три Озера, 2015


Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

Глава 1. Модель сопровождения профориентации школьников в образовательной организации……………………………………………………………………………6

Глава 2. Особенности реализации модели профориентационной работы в образовательном учреждении …………………………………………………...…21

Заключение………………………………………………………………………...…27

Список использованной литературы…………………………………………....….28

Приложения…………………………………………………………………………..29

Мыслить о будущем –

действовать в настоящем!

Введение.

Правильный и вовремя сделанный выбор – это начало  пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цель: совершенствование профориентационной работы  в образовательной организации с учётом личностных особенностей учащихся и социально-экономических потребностей района и республики.

Задачи:

  • создать условия для проведения системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы на основе кадровых потребностей района и республики;
  • формировать у учащихся осознанный подход к выбору профессии в соответствии с интересами и склонностями каждого;
  • оптимизировать систему межведомственного взаимодействия школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями района и республики;
  • обеспечить методическое сопровождение педагогических кадров по организации профориентационной работы с учащимися.

Необходимым условием решения этих задач  является разработка и реализация модели сопровождения профессиональной ориентации учащихся в образовательной организации.

Практическая значимость профессиональной ориентации школьников на современном этапе определяется динамическими процессами в системе основного общего образования и требованиями   общества  к осознанному профессиональному выбору выпускника школы.  Разрабатываемая модель сопровождения профессиональной ориентации школьников направлена на достижение результатов поставленных задач.

Цель данного проекта – разработка и описание модели сопровождения профессиональной ориентации школьников на всех уровнях обучения (начальное общее, основное общее, среднее общее).

 Задачи проекта:

  • описать организационные условия деятельности корпоративной команды ОО по реализации модели сопровождения профессиональной ориентации школьников на всех уровнях обучения;
  • разработать план мероприятий по сопровождению профессиональной ориентации школьников в ОО на всех уровнях обучения (начальное общее, основное общее, среднее общее);  
  • определить необходимую нормативно-правовую базу (кадры, локальные акты ОО, информационные и методические ресурсы, диагностический инструментарий  и др.) для   сопровождения профессиональной ориентации школьников в ОО.

Предполагаемый результат реализации модели профориентационной работы в образовательной организации  – это эффективный алгоритм поддержки профориентационных задач, обозначенных в планах развития района и в соответствии с запросами района и республики на трудовые ресурсы.

Глава 1. Модель сопровождения профориентации школьников в образовательной организации.

Организация и проведение профориентационной работы в образовательной организации основывается на использовании нормативной правовой документации Российской Федерации и Республики Татарстан:

  1. Закон  ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года /Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р/;
  3. Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации /Приказ Министерства образования РФ от 22.10.1999 №636/;
  4. О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации /Решение Коллегии Министерства образования РФ от 29.03.1995 №7/1/:
  5. Приложение 1. «Положение о службе практической психологии образования в Российской Федерации»;
  6. Приложение 2. «Статус практического психолога службы практической психологии образования»;
  7. Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации /Постановление министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996  №1/ (полный текст Постановления приводится в Приложении 1.);
  8. Об утверждении положения об организации профессиональной ориентации в Федеральной государственной службе занятости /Приказ ФСЗ России от 02.02.1994 №15 (Д)/;
  9. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования /Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 №2783/;
  10. Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003-2004 учебный год /Письмо министерства образования РФ от 20.08.2003 №03-51-157 ин/13-03/;
  11. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования /Приказ министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089/;
  12. Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования /Приказ министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312/;
  13. О сертификации методических материалов по профориентации /Письмо ФСЗ РФ от 26.07.94 №П-3-11-906/ (полный текст Письма приводится в Приложении 3.)
  14. Об использовании этических норм профконсультанта службы занятости /Письмо ФСЗ РФ от 15.09.94 №С-3-8-31/.
  15. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010г. №03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения».
  16. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010г. №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
  17. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающегося в условиях непрерывного образования (проект ФИРО).
  18. ФГОС основного общего образования. Утвержденприказом Министерства образованияи науки Российской Федерацииот «17» декабря 2010 г.  №1897.
  19. ФГОС среднего общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. №413.
  20. Стратегия развития воспитания обучающихся в РТ на 2015-2025 гг.
  21. Закон  «Об образовании РТ» №68.

Данная работа планируется с учётом материально-технической базы и методического обеспечения образовательной организации.  

              В основу модели сопровождения  профессиональной ориентации школьников положены следующие принципы, которыми должны руководствоваться все участники:

1. Принцип сознательности. Ориентация учащихся на возможность быть полезными обществу, реализуя свои потребности способности.

2. Принцип соответствия потребностей личности и общества. Ориентация учащихся на согласование личных интересов, склонностей, способностей с потребностями общества в кадрах определенной профессии (связь личностного и общественного аспектов выбора профессии). Нарушение этого принципа приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

3. Принцип активности в выборе профессии. Ориентация учащихся на активный самостоятельный поиск профессии. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и

многое другое.

4. Принцип развития. Ориентация на выбор такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличения заработка по мере увеличения опыта и профессионального мастерства, участия в общественной работе, удовлетворения культурных потребностей личности, потребностей в жилье, отдыхе и т. п.

5. Принцип связи с жизнью. Ориентация учащихся на возможность быть запрошенными рынком труда после получения профессионального образования.

6. Принцип практикоориентированности. Создание условий для осуществления учащимися профессиональных проб (только в процессе осуществления деятельности проявляются потребности-способности личности).

7. Принцип систематичности и преемственности. Проведение профессиональной ориентации с первого по одиннадцатый классы в виде мероприятий, соответствующих возрастным психологическим особенностям личности, при условии их преемственности из класса в класс.

8. Принцип взаимосвязи действий участников профориентационной работы. Целенаправленность и взаимообусловленность действий и мероприятий, осуществляемых различными социальными институтами (семьей, общеобразовательной и профессиональной школами, учреждениями и организациями, включенными в систему профориентационной работы), в результате чего при определении личностью своего профессионального пути осуществляется согласование интересов личности, общества и государства.

9. Принцип взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы. Недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи.

10. Принцип дифференцированности и индивидуального подхода к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, уровня успеваемости.

11. Принцип оптимального сочетания различных форм и методов работы. Применение традиционных и инновационных методов и форм воспитательной работы в зависимости от цели и содержания этой работы с учетом возрастных, социальных и индивидуальных особенностей обучающихся и их родителей.

            При проведении профориентационной работы необходимо соблюдать права личности на свободный выбор профессии, учитывать ее призвание, способности, профессиональную подготовку, уровень образованности. Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы.

При построении  системы профориентации,  являющейся комплексной проблемой, следует учесть основные аспекты.

Виды аспектов

Назначение

1

Экономический

Изучение демограческой структуры трудовых ресурсов рынка труда

2

Социальный

Выявление общественного  мнения молодёжи о популярности профессий

3

Психологический

Диагностирование профессионально – значимых свойст личности

4

Медико – физиологический

Определение психофизиологических особенностей состояния здоровья

5

Педагогический

Поиск путей и методов профориентационной работы

При планировании профориентационной работы с учащимися необходимо определить уровни функционального взаимодействия внутри образовательного учреждения.

Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе:

Директор контролирует работу субъектов по сопровождению профессиональной ориентации школьников  в образовательном учреждении.

Заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:

•        выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

•        поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;

•        планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

•        осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;

•        проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;

•        создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;

•        организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

•        организация системы повышения квалификации классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;

•        осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;

•        организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;

•        курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки (“Твоя профессиональная карьера”) и профильного обучения (“Технология профессионального успеха”).

Совет по профориентации:

  • отслеживает ситуацию на  рынке труда;
  • взаимодействует с ЦЗН;
  • создаёт справочно – информационный материал;
  • классифицирует профессии;
  • профконсультирует, проводит тренинги, классные часы, игры;
  • просвещает педагогов и родителей.

Учителя начальных классов на уроках и во внеурочное время ведут работу в следующих направлениях:

  •  показывают учащимся роль труда в жизни человека;
  • привлекают учащихся к выполнению трудовых дел;
  • организуют ознакомительные экскурсии учащихся на предприятия;
  •  проводят встречи учащихся с родителями – представителями различных профессий;
  • вовлекают учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовой, игровой, исследовательской);
  • учат работе по формированию портфолио;
  • знакомят учащихся с миром профессий.

Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

•        составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

•        организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

•        ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);

•        помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

•        организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

•        организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

•        оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

•        проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;

•        организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя - предметники:

•        способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.;

•        обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

•        способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

•        проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

•        адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь:

•        регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

•        изучает читальские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

•        обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

•        регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отрослям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д).

Социальный педагог:

•        способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;

•        оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

•        осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

•        оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Школьный психолог:

•        изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

•        проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

•        создает базу данных по профдиагностике.

Медицинский работник:

•        используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;

•        проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

•        оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

•        оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

Родители:

  • заботятся о развитии и обучении детей;
  • оказывают содействие в выборе профессии, рода занятий и работы (организуют экскурсии по своей специальности, помогают собрать информацию о профессиях).

Этапы реализации модели профориентационной работы и их содержание.

           Профессиональная ориентация — длительный и сложный процесс, осуществляется на всех этапах жизни человека, которые можно разделить учащихся на различные образовательно – возрастные группы:

Название этапа

Возрастная группа

Цель

Результат

Субъекты

1

Ориентационно - эмоциональный

Дети старшего

дошкольного возраста

Формирование положительного отношения к

профессиональному миру — видам профессиональной деятельно-

сти и людям труда

Дошкольники приобретают первоначальные трудовые умения,

выполняя доступные их возрасту виды деятельности, в связи с этим

на данном этапе предусматривается использование методов ранней

логической подготовки мышления детей в сторону технического

направления.

Воспита-

тели детского сада по разработанной программе (профпросвещение)

2

Ориентационно - отношенческий

Школьники

1 – 4 классов

формирование у детей младшего школьного воз-

раста любви и добросовестного отношения к труду, понимания его

роли в жизни человека и общества; развитие интереса к миру про-

фессий, в т. ч. профессиональной сфере деятельности родителей и

ближайшего окружения.

На этом этапе происходит вовлечение

учащихся в различные виды познавательной, игровой, обществен-

но полезной трудовой деятельности.

Учителя начальных классов (профпросве-

щение)

3

Ориентационно - личностный

Школьники

5-7 классов

формирование у подростков профессиональных

предпочтений, помощь в осознании ими своих интересов, способ-

ностей, общественных ценностей, связанных с выбором профес-

сии и своего места в обществе.

Включение в деятельность, свя-

занную с профилем дальнейшего обучения (в соответствии с

предполагаемой сферой профессиональной деятельности), для

осуществления их самопознания необходимо организовывать пси

хологическое сопровождение.

Консультации и занятия проводятся на базе общеобразова-

тельной школы и Центров социально-трудовой адаптации и про-

фориентации учителями и специалистами в соответствии с разра-

ботанной программой, учитывающей возрастные особенности

учащихся и позволяющей сформировать начальные представления

о многообразии мира профессий.

4

Ориентационно - производительный

Школьники 8 – 9 классов

Определение школьниками личностного смысла

в выборе направления профессионального образования.

На этом этапе необходимо создать условия для того, чтобы

учащиеся научились соотносить общественные цели со своими

идеалами, представлениями о ценностях, составлять профессио-

нальные планы с учетом реальных возможностей продолжения

обучения по выбранному направлению.

Формирование представлений о правилах выбора профессии, умения адекватной оценки личностных возможностей в соответствии с требованиями профессии, знакомства с учебными заведениями.

5

Ориентационно - уточняющий

Школьники 10 – 11 классов

Формирование значимых для профессионально-

го самоопределения компетентностей.

Коррекция и реализация обра-

зовательно-профессиональных планов, в т. ч. углубленное изуче-

ние дисциплин профильного уровня, осознание и выбор способов

оценки своих образовательных достижений.

Консультации и занятия проводят учителя, профориентато-

ры и специалисты Центров социально-трудовой адаптации и про-

фориентации в соответствии с разработанной программой, кото-

рая формирует основные навыки осмысленного выбора профессии

с учетом интересов, задатков, способностей и возможностей

учащихся.

             В работе по профессиональной ориентации используются универсальные направления и механизмы.

Направления профориентации: 1. профинформирование;

                                            2. профконсультирование;

                                              3. психолого – педагогическое сопровождение;

                                            4. медицинское сопровождение;

                                            5. практическая подготовка.

Технологии профориентационной работы: 1. профдиагностика;

                                                                        2. профпросвещение;

                                                                        3. профконсультирование.

При проведении мероприятий профессиональной направленности целесообразно использовать различные формы и методы работы с учащимися.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

               


Глава 2. Особенности реализации модели профориентационной работы в образовательном учреждении.

План мероприятий по сопровождению профессиональной ориентации школьников в ОО

Направление деятельности

Мероприятие

Срок проведения

Ответственный

1

Координационное

• Инструктивно-методическое совещание заместителя директора по воспитательной работе с педагогами ОУ по реализации модели профориентационной работы

•Создание Совета профориентации из числа педагогов ОУ по организации профориентационной работы в ОУ

1 раз в квартал

сентябрь

Зам. директора по ВР

2

Профдиагностика

Диагностическое тестирование для учащихся 8-11-кл.

В

течение года

Психолог, педагоги, совет профориентации

3

Профинформиро

вание

•Профориентационные мероприятия  для учащихся 1-4-х, 5-7-х классов, 8-9-х классов, 10-11-х классов

•Информирование участников образовательного процесса о проведении «Дней открытых дверей» в ВУЗах, ССУЗах, ПЛ  в РТ

•Изготовление, распространение среди учащихся и родителей  информационных материалов: листовок, буклетов и других профориентационных материалов

В течение года

ЗДВР, учителя начальных классов, классные руководители, социальный педагог, родители

4

Профконсультирование

•Участие в «Днях открытых дверей» в учреждениях  среднего специального и профессионального образования

•Организация профориентационных встреч представителей высших и средних специальных учебных заведений РТ с учащимися выпускных классов

В течение года

ЗДВР, учителя начальных классов, классные руководители, социальный педагог, родители

5

Практическая подготовка

•Организация временной трудовой занятости в летний период

В течение года

ЗДВР, учителя начальных классов, классные руководители, социальный педагог, родители

Содержание деятельности

Организационная работа в школе

Ответственные

Оформление  уголка по профориентации:
“Твоя профессиональная карьера”
“В мире профессий”
“Слагаемые выбора профессии”
Оформление стенда (общешкольного):

“В помощь выпускнику”, “Куда пойти учиться”.
“Образовательная карта школы (района, города)”.
(школьная сеть, направления, учебные заведения)

Совет по профориентации

Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников IX, XI кл.)

Зам. директора по УВР

Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год. 

ЗДВР

Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации.

ЗДВР

Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению

Библиотекарь

Обеспечение участия школьников в работе ученических трудовых объединений

Администрация

Организация работы предметных кружков на базе школьных мастерских, кружков декоративно-прикладного творчества, спортивно-технических, художественных

Зам. директора по УВР, ЗДВР

Организация регулярного  выпуска  стенгазеты "Кем быть"

Совет старшеклассников

Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами

ЗДВР, классные руководители

Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, Центром занятости

ЗДВР

Работа с педагогическими кадрами.

Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентацнонной работы с учащимися различных возрастных групп

Зам. директора по воспитательной работе

Предусмотреть в плане работы методических объединений педагогов рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения. 
“Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии”.
“Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии”;
“Профориентация в процессе изучения основ наук”

Зам. директора по воспитательной работе. 
Руководитель ШМО КР
Психолог

Организовать для педагогов профконсультации по изучению личности школьника 
“Исследование готовности учащихся к выбору профессии”
“Изучение личностных особенностей и способностей учащихся”,
“Изучение склонностей и интересов”, 
“Изучение профессиональных намерений и планов учащихся”

Педагог - психолог

Практиковать отчетность учителей-предметников,  кл. руководителей, руководителей кружков о проделанной работе

Зам. директора по ВР

Подготовка рекомендаций кл. руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе

Педагог - психолог

Организовать помощь в разработке классных часов по профессиональной направленности учащихся

Зам. директора по ВР

Скоординировать деятельность учителей, работающих в классе, психолога, медика и других специалистов, решающих задачи      профориентационной работы с учащимися

Зам. директора по ВР

Работа с родителями

Организовать для родителей лекторий по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»

ЗДВР

Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, курсов по выбору, факультативов.
“Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования”

Кл. руководитель, 
Психолог

Организовать встречи учащихся с их родителями  - представителями различных профессий

Кл. руководитель 
Учителя-предметники

Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения

Кл. руководитель

Спланировать проведение родительских собраний (общешкольных, классных).
“Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе”
“Медицинские аспекты при выборе профессии”

Зам. директора по воспитательной работе 
Кл. руководители

Привлекать родителей к оформлению профориентационных уголков, профориентации, стендов, к организации экскурсий

Кл. руководитель 
Учителя-предметники

Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации

Кл. руководители
Психолог

Организовать для родителей встречи со специалистами.
Круглый стол “Выбираем свой путь” для учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений.

Кл. руководители
Психолог

Работа с учащимися

Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения РТ

Кл. руководитель

Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профнаправленности

Психолог.
Кл. руководитель

Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации

Кл. руководитель
Психолог

Проведение месячников по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр и др.
Праздник “Город Мастеров”, “Встреча с Самоделкиным”,“Фестиваль профессий”.
Классный час “Есть такая профессия – Родину защищать”.
Конкурс рисунков “Моя будущая профессия”
«Мама, папа на работе»

Зам. директора по воспитательной работе 
Кл. руководитель

Организация предметных недель, декады (по направлениям), олимпиады по "Технологии"

Учителя - предметники

Организация и проведение с учащимися выставок “В мире профессий”:
“Транспорт”, “Военные профессии”
“Информационные технологии”.
“Строительство и архитектура”, и т. д.
Организация и проведение с учащимися викторин, бесед

Кл. руководители, библиотекарь.

Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям)
“Сто дорог – одна твоя”
“Как претворить мечты в реальность”
“Легко ли быть молодым”
“К чему люди стремятся в жизни”

Кл. руководители

Организация и проведение встреч с представителями различных профессий

Кл. руководители

Организация экскурсий и встреч со специалистами
“Центра занятости”

Зам. директора по воспитательной работе

Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений

Зам. директора по ВР

Знакомство с профессиями на уроках экономики, чтения, технологии и т.д.  Расширение знаний учащихся о новых профессиях учителями-предметниками

Учителя-
предметники

Обеспечение участия учащихся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда

ЗДВР
Кл. руководители

Организация работы кружков на базе школьных мастерских и вовлечение в них учащихся.
Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества

Учителя "Технологии" и ДО

Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования

Кл. руководители,

соц.педагог, психолог

Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся

Психолог

Организация «Встреча с выпускниками» для учащихся 9-11 классов

ЗДВР
Кл. руководители

Организация пятой трудовой четверти.
Обеспечение участия учащихся в работе ученических трудовых бригад, работа на пришкольном участке:
- знакомство с профессиями, связанными с с/х;
- знакомство с рабочими профессиями;
- пришкольный лагерь  дневного пребывания с трудовым направлением.

Зам. директора по воспитательной работе 
Кл. руководители

Изучение читательских интересов школьников, составления индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение

Библиотекарь.

“Мой выбор профессиональной деятельности и реализация профессионального плана” - ЛПП
“Мои жизненные планы, перспективы и возможности” - эссе

Кл. руководитель,

психолог

Ожидаемые результаты реализации модели

           Профориентационная работа должна представлять собой системную деятельность, включающую не только целевые установки, задачи, принципы, формы, методы, но и критерии эффективности профориентации. Эффективность определяется на основе системы целевых показателей, которые позволяют оперативно осуществлять мониторинг хода и результативности решения поставленных задач поключевым направлениям. Целевые показатели должны соответствовать целям и задачам профориентационной работы в районе и республике.

           Результатами профориентации являются:

– повышение статуса рабочих профессий;

– открытая информационная среда профориентационной работы;

– обеспечение информированности  учащихся о рынках труда и перспективах экономического развития района и республики;

– увеличение доли выпускников, продолжающих обучение в профессиональных образовательных организациях;

– увеличение доли учащихся, определившихся с выбором профессии  (специальности) к окончанию школы;

– увеличение доли учащихся, выбравших рекомендованные им профессии;

– обеспечение сбалансированности (совпадений) потребностей в кадрах и реального выбора;

– увеличение доли школьников, добившихся реализации своих планов при условии, что намеченные ранее планы отвечают потребностям района, республики в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации;

– увеличение показателей трудовых достижений выпускников школ, связанных с профориентацией;

– увеличение доли школьников, удовлетворенных сделанным выбором.

            Главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу или на учебу в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профессиям и специальностям, отвечающим актуальным потребностям района, республики, общества в

целом.


Заключение

Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать. Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.

Таким образом, поставленные в начале разработки модели задачи, мы считаем, выполненными в полном объёме, а именно:

1. Описаны организационные условия деятельности  по реализации модели сопровождения профессиональной ориентации школьников на всех уровнях обучения.

2. Разработан план мероприятий по сопровождению профессиональной ориентации школьников в ОО на всех уровнях обучения (начальное, основное, среднее).  

3. Определена необходимая ресурсная база (кадры, локальные акты ОО, информационные и методические ресурсы, диагностический инструментарий и др.) для   сопровождения профессиональной ориентации школьников в ОО.

Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности и формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.

Успех, благополучие, достойная жизнь и уважение окружающих - как много зависит от правильного решения в выборе профессии!

Список использованной литературы

1.Воронин И.В.  Представление о критериях эффективности профориентационной работы у подростков. - М.: МГППУ, 2006. – 320 с.

2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (5-11 классы). - М.: Вако, 2009. - 271 с.

3. Дидактический материал по курсу "Твоя профессиональная карьера" / Под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 1998. - 112 с.

4. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М.: Знание. Сер. "Педагогика и психология", 1983. №2. - 95 с.

5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с.

6. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск: МГУ, Центр "Детство", 1993. - 56 с.

7. Климов, Г.А. Психология профессионального самоопределения. [Текст]/ Г.А. Климов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - 512 с.6.

8. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – Москва: «Просвещение». 1991.

9. Пряжников Н.С. Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи, карточные методики. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 87 с.

10. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. -246 с.

11. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8 – 11 классы, ПТУ т колледж. – М.: ВАКО, 2008. – 288 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

12. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 352 с.

13. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. -М.: МГППИ, 1999. - 108 с.

14. Социальная компетентность: учебное пособие для 10-11 классов средней школы / под  ред. В.Н. Журова, С.А. Маничева. – М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2008. – 351 с.

15. http://pedlib.ru/Books/1/0291/1_0291-131.shtml#book_page_top

Приложение №1

Дифференциально диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климов

 Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».

Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин.

Инструкция к тесту:

Тестовое задание: «Типы профессий»

1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Ключ к тесту:

Типы профессий

Номера вопросов

Человек-природа     

10а

11а

13б

16а

20а

Человек-техника      

11б

14а

17б

19а

Человек-человек     

12а

14б

16б

18а

Человек-

знаковая система  

10б

12б

15а

19б

20б

Человек-художественный образ

13а

15б

17а

18б

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Интерпретация результатов теста:

Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:

• «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

• «человек–техника» –все технические профессии;

• «человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

• «человек–знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

• «человек–художественный образ» –все творческие специальности.

Приложение №2

Анкета «Каким я вижу своего ребенка» (для родителей и детей).

Вопросы для родителей:
1. Кем Вы хотите видеть своего ребенка;
а) на следующий год после окончания школы
;
б) через 5-7 лет;
в) через 20 лет.
2. Какую профессию выбрал Ваш ребенок? Почему именно ее. 
3.
 Назовите любимые занятия, увлечения Вашего ребенка. 
4. Что в своем сыне (дочери)
 Вы относите к достоинствам?
5.Что в своем сыне (дочери) Вы относите к недостаткам?
6. Если Ваш ребенок
 уже выбрал профессию, то что больше всего повлияло на его выбор (Ваш совет, рекомендации учителямастера производственного обучения УПК, врача; мнение друзей;
занятия в кружках, секции, студии и др.; средства массовой информации; решил сам; другое (дописать)?__________________
7. Чем Вы помогаете сыну (дочери) в выборе профессии (помогаю в учебе; рассказываю о своей профессии; поощряю занятия в кружках; обучаю элементам своей профессии; никак не помогаю; стараюсь не мешать; не
 знаю, чем помочь; другое__________)?
8. Как Вы относитесь к выполнению сыном (дочерью) своих учебных и трудовых обязанностей (не проявляю требовательности;
не обращаю внимания; контролирую; проявляю требовательность и оказываю необходимую помощь)?

9. Довольны ли Вы успехами в учебе Вашего ребенка в школе (в целом доволен; мне все равно, как он учится; мог бы учиться лучше;
полностью доволен)?
10. Оцените по 5-балльной системе проявление у Вашего сына (дочери) следующих качеств: выдержка, аккуратность, настойчивость, лень, целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, эгоизм, инициативность, скромность, упрямство.


Вопросы для школьника:


1. Кем бы ты хотел быть:
а) на следующий год после окончания школы;
б) через 5 - 7 лет;
в) через 20 лет.
2. Какую профессию ты собираешься избрать? Почему именно
ее?
3. Каковы твои увлечения?
4. Какие свои качества ты считаешь положительными?
5. Какие свои качества ты считаешь отрицательными?
6. Что повлияло на твой выбор профессии (совет родителей, друзей; семейные традиции; рекомендации учителей, мастера производственного обучения УПК, врача; занятия в кружках, студии и др.; книги, кино, радио, телевидение; решил сам(а); другое (дописать)_________________________________________)?

7. Чем тебе помогают родители при выборе профессии, (помогают в учебе; рассказывают о своей профессии; одобряют занятия в кружках, спортивных секциях; обучают своей профессии; никак не помогают; другое____________________________)?
8. Как относятся родители к выполнению твоих учебных и трудовых обязанностей (не обращают внимания; нетребовательны; контролируют; требовательны; помогают)?
9. Как ты думаешь, довольны ли родители твоими успехами в учебе (в целом довольны; равнодушны к моим успехам; считают, что мог бы учиться лучше; довольны)
10. Оцени по 5-балльной системе проявление у себя следующих качеств; выдержка, аккуратность, настойчивость, лень, целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, эгоизм, инициативность, скромность, упрямство.
Существенная разница в ответах родителей и детей говорит о недостатке взаимопонимания в семье, возможно, равнодушии к проблеме профессионального самоопределения юного человека.

Приложение №3

Схема интервью для беседы с родителями

Какие занятия более всего привлекают Вашего ребенка во внеучебное время?
2. Какие школьные предметы ему более всего нравятся?
3. По каким школьным предметам обучение идет более успешно?
4. Какие интересы преобладают у Вашего сына (дочери)?
5. Какие способности проявились у Вашего ребенка?
6. Помогаете ли Вы ребенку развивать его способности?

        7. Известны ли Вам ближайшие жизненные планы Вашего ребенка?
8. Связывает ли Ваш ребенок свои жизненные планы по выбору профессии   с   успехами   по   любимым   предметам?
9. Выбрал   ли   Ваш   ребенок   будущую   профессию? 
10. Есть ли у Вашего ребенка способности к избранному виду труда?

11.Куда собирается поступить Ваш ребенок после окончания школы?
12. Интересуется ли Ваш ребенок Вашей профессиональной деятельностью?
13.Повлияла ли Ваша профессия на выбор профессии ребенка? 
14. Ваше отношение к выбору профессии сына (дочери)? Учитываете его интересы и способности

  • Учитываете потребности региона в кадрах
  • Создаете условия для ознакомления с профессией
  • Не учитываете интересов и склонностей
  • Предоставляете право решать самому, доверяя его самостоятельности ________________________

        15.Какую профессию Вы советуете приобрести Вашему ребенку?
16.Соответствует ли выбор профессии, сделанный Вашим сыном (дочерью), Вашему желанию?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Модель организации и проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии"

Работа являлась зачётной на дистанционных курсах повышения квалификации в педагогическом университете "Первое сентября" и Факультете педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова по образовательн...

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательной организации

Данная программа предназначена для педагогов-психологов общеобразовательных учреждений. Цель программы - обеспечение благоприятных условий для создания системы выявления, развития и поддержки оде...

Модель эффективного социально-педагогического сопровождения одарённых детей в образовательной организации.

Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах обострили потребность общества в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Удовлетворение это...

Использование игр в профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений

Статья посвящена значению игры в рамках профориентации учащихся. Основной задачей школы была и остается социализация ребенка, т.е. помощь в усвоении социального опыта и овладении им. На наш взгляд, на...

Методическая разработка "ПОЛОЖЕНИЕ о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении "

Положение о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении (далее – Конкурс) определяет цели...

Психологическое сопровождение профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе

Психологическое сопровождение профессиональной  ориентации обучающихся с ОВЗ  в  общеобразовательной  школе...

Психолого-педагогическое сопровождение детей-мигрантов в образовательной организации

Создание условий для эффективной адаптации и интеграции детей мигрантов в образовательной организации обеспечивается комплексным подходом в решении задач....