Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательной организации
рабочая программа по психологии на тему
Данная программа предназначена для педагогов-психологов общеобразовательных учреждений.
Цель программы - обеспечение благоприятных условий для создания системы выявления, развития и поддержки одеранных и талантливых детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
(учебный корпус №1)
Рассмотрена и рекомендована К утверждению методическим советом Председатель МС________Л.А.Пониткова Протокол № от | Утверждаю Директор МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области ______________А.Ю. Самохвалов
Приказ № от |
Программа
психолого-педагогического сопровождения
одаренных детей
на 2015-2016 учебный год
Составитель
педагог-психолог А.А. Серкова
Первомайский 2015
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей Шенделевой Д.С., региональной и местной документации.
Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 4 февраля 2010г., стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей. Актуальной становится проблема качества образования, создания и развития личностно-ориентированного образования для детей с высоким уровнем интеллекта. Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». К группе одарённых детей могут быть отнесены ученики, которые имеют более высокий уровень (по сравнению с большинством) интеллектуальных способностей, восприимчивости к учению, творческих возможностей; обладают доминирующей, активной, ненасыщенной познавательной потребностью; испытывают радость от умственного труда, для них характерны глубина и нетрадиционность мышления.
Цель программы – обеспечение благоприятных условий для создания системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Задачи:
- проводить психодиагностику одаренности;
- проводить психолого-педагогический мониторинг одаренных детей;
- создавать систему развития детской одаренности и психологической поддержки учащихся в соответствии с их способностями;
- проводить психолого-педагогическое консультирование учащихся, их законных представителей и педагогов, работающих с одаренными детьми; разрабатывать алгоритмы, памятки для педагогов, классных руководителей.
Срок реализации программы – 1 учебный год (2015-2016).
Основным принципом реализации настоящей программы является личностно-ориентированный подход. Это обеспечивается разноуровневыми, творческими заданиями.
Основной формой реализации настоящей программы является занятие.
Кроме того, предусмотрена подача программного материала с использованием следующих методов и технологий:
- мини-лекции;
- дискуссии;
- релаксационные методы;
- психофизиологические методики;
- диагностические методики.
Направления работы психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся:
- взаимодействие с педагогическим коллективом и администрацией школы;
- работа с одаренными учащимися;
- работа с законными представителями учащихся;
- методическая работа.
Ожидаемые результаты:
- создание системы выявления и поддержки одаренных детей с раннего возраста и до выпуска из школы;
- создание образовательной среды, способствующей успешности учащегося через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья;
- сохранения количества учащихся на всех этапах обучения, имеющих высокие достижения в олимпиадном движении и конкурсах различного уровня; развитие потенциала педагога в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей.
Оценка эффективности реализации программы будет отслеживаться по следующим критериям:
- оценка динамики достижения учащихся школы через создание и наполнение портфолио;
- оценка состояния здоровья и комфортности пребывания учащихся в школе, удовлетворенности учащихся, родителей, общественности образовательным процессом в школе;
- рейтинги школы в районе по итогам участия в олимпиадном движении и различных интеллектуальных и творческих конкурсах.
Направления работы педагога-психолога с одаренными детьми:
1. Психодиагностика одаренности
1.1.Этапы диагностики одаренных детей
Метод диагностики | Кто предоставляет информацию | Вид информации |
(называние). | Педагоги | Имена кандидатов в одаренные |
2. Выявление проявлений одарённости в поведении и разных видах деятельности учащегося, особенностей познавательного стиля, интересов, мотивации. | Педагоги | Данные наблюдений, рейтинговые шкалы, оценка признаков по специальным спискам, ответы на анкеты. |
3. Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов и др. (с помощью опросников, перечней, самоотчётов, собеседования). | Учащиеся | Сведения об интересах, увлечениях, особенностях мотивации личности, проблемах общения и обучения. |
4. Оценка работ (экзаменационных в том числе), достижений, школьной успеваемости. | Педагоги | Оценка продуктов деятельности учащихся (количественная и/или качественная). |
5. Психологическое тестирование. | Педагог- психолог | Тестовые показатели интеллектуального, творческого личностного развития учащегося. |
1.2. Методики для диагностики детской одаренности
Вид одаренности | Название методики |
Интеллектуальная одаренность | Шкала интеллекта Стенфорд-Бине |
Векслеровская шкала интеллекта | |
Интеллектуальный тест Р. Слоссона | |
Кауфмановская оценочная батарея тестов | |
Шкала детских способностей Маккарти | |
«Прогрессивные матрицы» Дж. Равена | |
Тест школьных способностей А. Отиса и Р. Леннона | |
Тест когнитивных умений | |
Тест когнитивных способностей Р.Э. Торндайка и Е. Хагена | |
Тест структуры интеллекта Р. Армтхауэра | |
Интеллектуальный тест Д.М. Кеттелла | |
Академическая одаренность | Общий тест основных умений, направленных на измерение базовых навыков в чтении, орфографии, математике, языковых, научных и социальных занятиях |
Айовский тест основных умений, оценивающий словарный запас, успешность в чтении, правописании, языковые навыки, знания и навыки в математике | |
Тест достижений Метрополитен, ориентированный на измерение достижений в чтении, математике, в лингвистических, научных и социальных предметах | |
Творческая одаренность | Тесты креативности Дж. Гилфорда, направленные на оценку дивергентных способностей |
Тесты П. Торранса на вербальное творческое мышление | |
Тест креативного потенциала Р. Хофнера и Ю. Хеменвей | |
Экспресс-методика А.Г. Азарян | |
Социальная одаренность | Тест социального интеллекта Т. Ханта |
Методики, направленные на выявление организаторских способностей | |
Психомоторная одаренность | Тест Пурдье |
Тест на основные двигательные навыки Д. Арнхейма и У. Синклера | |
Тест ловкости Р. Стромберга |
2. Психолого-педагогический мониторинг одаренности учащихся
2.1. Мониторинг качества знаний учащихся
Учебный год | Качество знаний учащихся |
2.2. Мониторинг участия мотивированных учащихся во внеучебной деятельности
Учебный год | % участия учащихся |
2.3. Достижения учащихся в олимпиадах, конференциях и конкурсах различного уровня
3. Организация и проведение психолого-педагогического консультирования учащихся, их законных представителей и педагогов, работающих с одаренными детьми.
Консультирование проходит по запросу классных руководителей, законных представителей, учащихся.
Примерная тематика консультаций:
- проблемы одаренного ребенка в семье;
- проблемы и взаимоотношения с педагогами;
- отношения со сверстниками и с самим собой.
Содержание программы психолого-педагогического сопровождения
одаренных учащихся
Работа с учащимися
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1. | Изучение академических достижений, творческих способностей. Диагностические исследования по изучению потенциальных и общих умственных способностей. | В течение учебного года |
2. | Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися. | В течение учебного года |
3. | Изучение мотивационно-личностной сферы одаренного ребенка. | В течение учебного года |
4. | Изучение микроклимата в классном коллективе с целью исследования межличностных отношений | Октябрь-ноябрь |
Работа с педагогами
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1. | Беседа с классными руководителями с целью выявления познавательной и творческой одаренности учащихся | Сентябрь-октябрь |
2. | Проведение психолого-педагогических консультаций | В течение учебного года |
Работа с законными представителями
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1. | Проведение психолого-педагогических консультаций. Рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для одаренных учащихся | В течение учебного года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая программа “Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей, помощь в адаптации к школьному обучению, развитие у учащихся стремления к самореализации и раскрытию потенциала”
Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическа...
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в усло-виях реализации инновационного образовательного проекта «Вместе»
Описание системы работы с одарёнными детьми в лицее через реализацию проекта "Вместе"...
Организация психолого - педагогического сопровождения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования
Презентация об основах организации психолого - педагогического сопровождения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования...
Психологическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе
В презентации предаставлено содержание психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном процессе. Краткие определения об: -одаренном ребенке,-одаренность и способности-тр...
Модель эффективного социально-педагогического сопровождения одарённых детей в образовательной организации.
Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах обострили потребность общества в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Удовлетворение это...
Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей МКОУ Новотроицкой СОШ № 12
Актуальность программы: На сегодняшний день, самоценность личности ее уникальность и неповторимость должны быть культивированы во всех государственных общественных учреждениях, не проходя ступень школ...
Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности»
Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей«Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности»...