Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательной организации
рабочая программа по психологии на тему

Данная программа предназначена для педагогов-психологов общеобразовательных учреждений. 

Цель программы - обеспечение благоприятных условий для создания системы выявления, развития и поддержки одеранных и талантливых детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области

(учебный корпус №1)

Рассмотрена и рекомендована

К утверждению методическим советом

Председатель МС________Л.А.Пониткова

Протокол №        от

          Утверждаю

          Директор МБОУ

        «Первомайская средняя

          общеобразовательная школа»

          Первомайского района Тамбовской области

           ______________А.Ю. Самохвалов

         

         

Приказ №         от

Программа

психолого-педагогического сопровождения

одаренных детей

на 2015-2016 учебный год

Составитель

педагог-психолог А.А. Серкова

Первомайский 2015

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей Шенделевой Д.С., региональной и местной документации.

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 4 февраля 2010г., стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей. Актуальной становится проблема качества образования, создания и развития личностно-ориентированного образования для детей с высоким уровнем интеллекта. Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». К группе одарённых детей могут быть отнесены ученики, которые имеют более высокий уровень (по сравнению с большинством) интеллектуальных способностей, восприимчивости к учению, творческих возможностей; обладают доминирующей, активной, ненасыщенной познавательной потребностью; испытывают радость от умственного труда, для них характерны глубина и нетрадиционность мышления.

Цель программы – обеспечение благоприятных условий для создания системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Задачи:

  • проводить психодиагностику одаренности;
  • проводить психолого-педагогический мониторинг одаренных детей;
  • создавать систему развития детской одаренности и психологической поддержки учащихся в соответствии с их способностями;
  • проводить психолого-педагогическое консультирование учащихся, их законных представителей и педагогов, работающих с одаренными детьми; разрабатывать алгоритмы, памятки для педагогов, классных руководителей.

Срок реализации программы – 1 учебный год (2015-2016).

Основным принципом реализации настоящей программы является личностно-ориентированный подход. Это обеспечивается разноуровневыми, творческими заданиями.

Основной формой реализации настоящей программы является занятие.

Кроме того, предусмотрена подача программного материала с использованием следующих методов и технологий:

  • мини-лекции;
  • дискуссии;
  • релаксационные методы;
  • психофизиологические методики;
  • диагностические методики.

Направления работы психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся:

  • взаимодействие с педагогическим коллективом и администрацией школы;
  • работа с одаренными учащимися;
  • работа с законными представителями учащихся;
  • методическая работа.

Ожидаемые результаты:

  • создание системы выявления и поддержки одаренных детей с раннего возраста и до выпуска из школы;
  • создание образовательной среды, способствующей успешности учащегося через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья;
  • сохранения количества учащихся на всех этапах обучения, имеющих высокие достижения в олимпиадном движении и конкурсах различного уровня; развитие потенциала педагога в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей.

Оценка эффективности реализации программы будет отслеживаться по следующим критериям:

  • оценка динамики достижения учащихся школы через создание и наполнение портфолио;
  • оценка состояния здоровья и комфортности пребывания учащихся в школе, удовлетворенности учащихся, родителей, общественности образовательным процессом в школе;
  • рейтинги школы в районе по итогам участия в олимпиадном движении и различных интеллектуальных и творческих конкурсах.

Направления работы педагога-психолога с одаренными детьми:

1. Психодиагностика одаренности

1.1.Этапы диагностики одаренных детей

Метод диагностики

Кто предоставляет информацию

Вид информации

  1. Номинация

(называние).

Педагоги

Имена кандидатов в одаренные

2. Выявление проявлений

одарённости в поведении и разных видах деятельности

учащегося, особенностей

познавательного стиля, интересов, мотивации.

Педагоги

Данные наблюдений, рейтинговые шкалы, оценка

признаков по специальным спискам, ответы на анкеты.

3. Самооценка способностей, мотивации,

интересов, успехов и др. (с помощью опросников, перечней, самоотчётов,

собеседования).

Учащиеся

Сведения об интересах, увлечениях, особенностях

мотивации личности, проблемах общения и обучения.

4. Оценка работ

(экзаменационных в том числе), достижений, школьной успеваемости.

Педагоги

Оценка продуктов деятельности учащихся

(количественная и/или качественная).

5. Психологическое

тестирование.

Педагог-

психолог

Тестовые показатели интеллектуального, творческого

личностного развития учащегося.

1.2. Методики для диагностики детской одаренности

Вид одаренности

Название методики

Интеллектуальная одаренность

Шкала интеллекта Стенфорд-Бине

Векслеровская шкала интеллекта

Интеллектуальный тест Р. Слоссона

Кауфмановская оценочная батарея тестов

Шкала детских способностей Маккарти

«Прогрессивные матрицы» Дж. Равена

Тест школьных способностей А. Отиса и Р. Леннона

Тест когнитивных умений

Тест когнитивных способностей Р.Э. Торндайка и     Е. Хагена

Тест структуры интеллекта Р. Армтхауэра

Интеллектуальный тест Д.М. Кеттелла

Академическая одаренность

Общий тест основных умений, направленных на измерение базовых навыков в чтении, орфографии, математике, языковых, научных и социальных занятиях

Айовский тест основных умений, оценивающий словарный запас, успешность в чтении, правописании, языковые навыки, знания и навыки в математике

Тест достижений Метрополитен, ориентированный на измерение достижений в чтении, математике, в лингвистических, научных и социальных предметах

Творческая одаренность

Тесты креативности Дж. Гилфорда, направленные на оценку дивергентных способностей

Тесты П. Торранса на вербальное творческое мышление

Тест креативного потенциала Р. Хофнера и                Ю. Хеменвей

Экспресс-методика А.Г. Азарян

Социальная одаренность

Тест социального интеллекта Т. Ханта

Методики, направленные на выявление организаторских способностей

Психомоторная одаренность

Тест Пурдье

Тест на основные двигательные навыки                       Д. Арнхейма и У. Синклера

Тест ловкости Р. Стромберга

2. Психолого-педагогический мониторинг одаренности учащихся

2.1. Мониторинг качества знаний учащихся

Учебный год

Качество знаний учащихся

2.2. Мониторинг участия мотивированных учащихся во внеучебной деятельности

Учебный год

% участия учащихся

2.3. Достижения учащихся в олимпиадах, конференциях и конкурсах различного уровня

3. Организация и проведение психолого-педагогического консультирования учащихся, их законных представителей и педагогов, работающих с одаренными детьми.

Консультирование проходит по запросу классных руководителей, законных представителей, учащихся.

Примерная тематика консультаций:

  • проблемы одаренного ребенка в семье;
  • проблемы и взаимоотношения с педагогами;
  • отношения со сверстниками и с самим собой.

Содержание программы психолого-педагогического сопровождения

одаренных учащихся

Работа с учащимися

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1.

Изучение академических достижений, творческих способностей. Диагностические исследования по изучению потенциальных и общих умственных способностей.

В течение учебного года

2.

Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися.

В течение учебного года

3.

Изучение мотивационно-личностной сферы одаренного ребенка.

В течение учебного года

4.

Изучение микроклимата в классном коллективе с целью исследования межличностных отношений

Октябрь-ноябрь

Работа с педагогами

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1.

Беседа с классными руководителями с целью выявления познавательной и творческой одаренности учащихся  

Сентябрь-октябрь

2.

Проведение психолого-педагогических консультаций

В течение учебного года

Работа с законными представителями

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1.

Проведение психолого-педагогических консультаций. Рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для одаренных учащихся

В течение учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая программа “Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей, помощь в адаптации к школьному обучению, развитие у учащихся стремления к самореализации и раскрытию потенциала”

Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическа...

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в усло-виях реализации инновационного образовательного проекта «Вместе»

Описание системы работы с одарёнными детьми в лицее через реализацию  проекта "Вместе"...

Организация психолого - педагогического сопровождения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования

Презентация об основах организации психолого - педагогического сопровождения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования...

Психологическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе

В презентации предаставлено содержание психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном процессе. Краткие определения об: -одаренном ребенке,-одаренность и способности-тр...

Модель эффективного социально-педагогического сопровождения одарённых детей в образовательной организации.

Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах обострили потребность общества в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Удовлетворение это...

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей МКОУ Новотроицкой СОШ № 12

Актуальность программы: На сегодняшний день, самоценность личности ее уникальность и неповторимость должны быть культивированы во всех государственных общественных учреждениях, не проходя ступень школ...

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности»

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей«Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности»...