Модель психолого- педагогического сопровождения детей
рабочая программа на тему
Работа с одарёнными детьми в условиях Дома творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 46.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества.
Экспериментальная программа
Модель психолого-педагогического сопровождения одарённых детей.
Автор:
Горемыкина И.А., методист
1 квалификационная категория
г.Бирюсинск
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
Обоснование необходимости введения программы « Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей» ……………………………………………стр. 3
Актуальность, цель, задачи..……………………………………………………стр.4
Понятие «Одарённость»……………………………………………………….. стр.5
Этапы реализации……………………………………………………………… стр.6
Функции участников воспитательно-образовательного процесса при организации работы с одарёнными детьми………………………………….. стр.7
Работа с родителями………………………………………………………….. стр.7
Возможные риски……………………………………………………………….стр.7
Сроки реализации программы…………………………………………………стр.8
Ресурсная база…………………………………………………………………..стр.8
Показатели эффективности…………………………………………………… стр.9
Ожидаемые результаты……………………………………………………….. стр.9
План мероприятий при реализации программы……………………………..стр.11
Список литературы…………………………………………………………….стр.14
Обоснование необходимости введения программы « Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей»
Создание системы поддержки одарённых детей- одно из главных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая легла в основу стратегического развития общего образования на ближайшие годы. Значение интеллектуального и творческого потенциала значительно возрастает, работа с одарёнными и способными детьми является крайней необходимостью. Развитие интеллектуального потенциала ребёнка во многом зависит от учреждений, которые он посещает. Дополнительное образование детей, не имеющее фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходящее из одной стадии в другую, может, в отличие от общеобразовательных учреждений, предоставить каждому ребёнку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учётом их индивидуальных склонностей.
Одно из главных направлений работы нашего Дома детского творчества – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Программа сопровождения одаренных детей реализуется в рамках областного проекта «Поддержка и развитие одарённых и талантливых детей» и является результатом целенаправленного поиска наиболее эффективной системы при работе по социальной адаптации детей за счёт выявления их способностей и одарённостей.
Программа составляется и реализуется совместно всеми участниками учебно-воспитательного процесса (психолог, педагоги дополнительного образования, администрация, родители).
Гуманистический характер обучения предполагает принятие личности и индивидуальности ребенка, защиту его права на самоопределение и выбор собственного пути, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Педагогика дополнительного образования, будучи гибкой, вариативной, непосредственно откликающейся на интересы и потребности обучающихся, наиболее полно отвечает этим критериям. Дополнительное образование детей, основываясь на принципе добровольности, позволяет ребенку познать себя, свои возможности, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения.
Актуальность
Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие становится одним из важнейших аспектов деятельности МКОУ ДОД Дома детского творчества.
Контингент обучающихся ДДТ «Непоседы» различается по психофизическим особенностям, интересам, потребностям, способностям к творчеству. В 2012-2013 учебном году в ДДТ работает 17 творческих объединений. Ежегодно наши воспитанники принимают участие в муниципальных, региональных, всероссийских, международных конкурсах детского творчества, где занимают призовые места, но нет модели работы с такими детьми. В связи с этим возникла необходимость в чётко отработанной системе работы с одарёнными и способными детьми.
На протяжении нескольких лет в Доме детского творчества работает группа по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Многие воспитанники из этой группы здесь могут проявить свои творческие возможности. Наряду с обычными детьми нередко встречаются способные и талантливые дети. Для таких одарённых детей характерна высокая скорость развития в творческой сфере, глубина и нетрадиционность мышления. У них есть возможность развивать и совершенствовать свои таланты, приобретать новые интересные знания и умения, которые помогают достичь многого несмотря на свой недуг.
Данная программа позволит выявить интересы одарённых детей, развить их способности, осуществляя личностно-ориентированный подход. А одарённые и способные дети смогут реализовать свои возможности, проявляя активность, инициативу и творчество.
Механизм реализации программы позволит систематизировать работу с одарёнными воспитанниками в учреждении и поднять её на более качественный уровень.
Цель программы. Разработать эффективную систему работы с одарёнными и способными детьми.
Задачи:
-создать благоприятные условия для выявления талантливых, одарённых и способных детей;
-разработать индивидуальные программы или маршруты сопровождения;
-создать психологически комфортную среду развития и воспитания таких детей;
-создать условия для обучения педагогов ДДТ новым инновационным технологиям по сопровождению одарённых детей;
-создать условия для повышения педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.
Понятие «Одарённость»
При определении понятия «Одарённость » встречаются педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одарённости, множество противоречивых теоретических подходов и методов.
Одарённым принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. В данной программе мы опираемся на следующее «рабочее» определение одарённых детей.
Условно можно выделить три категории одарённых детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих разных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2.Дети с признаками специальной умственной одарённости- в определённой области науки (подростковый образ).
3. Обучающиеся, не достигшие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей детей, включает такие понятия как способности, талант, одарённость, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одарённости в какой- либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-либо определённой сфере.
Одарённость - это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Гениальность- высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Таким образом, одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Учёные сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нём в виде задатков.
Жизнь требует от образовательных учреждений подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Поэтому создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также способных детей в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы МКОУ ДОД Дома детского творчества.
В программе принимают участие:
-Психолог.
-Педагоги дополнительного образования.
-Администрация Дома творчества
-Родители.
Этапы реализации
Программа разрабатывается совместно всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Методист осуществляет контроль за реализацией программы.
1. Диагностический
- педагогическая диагностика;
- психологическая диагностика;
- диагностический мониторинг (анализ динамики развития)
2.Информационный этап
-подбор литературы по тематике;
-создание банка информации по работе с одарёнными детьми;
-просветительская работа со всеми участниками образовательного процесса.
3. Подготовительный этап
- определение функции каждого участника воспитательно-образовательного процесса;
- составление индивидуальных программ (маршрутов) для одарённых детей;
-разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одарённого ребёнка.
4. Развивающий этап
- организация и проведение индивидуальных и групповых занятий с обучающимися ( по индивидуальному плану);
- организация различных мероприятий, формирующих развивающую среду для одарённых детей с включением в них участников воспитательно-образовательного процесса.
Функции участников воспитательно-образовательного процесса при организации работы с одарёнными детьми.
Психолог:
1. Диагностическая- осуществление психологической диагностики всех участников процесса.
2.Информационная- просвещение родителей и педагогов по проблемам выявления, сопровождения и развития одарённости.
3. Коррекционная- организация мероприятий по адаптации и социализации одарённого ребёнка.
4.Развивающая- участие в развитии одарённого ребёнка ( индивидуальные и групповые занятия, оказание помощи педагогам при составлении программ индивидуального развития одарённого ребёнка)
Администрация:
1. Организационная- осуществляет организацию и коррекцию процесса сопровождения одарённого ребёнка.
2. Информационная- консультирование родителей по вопросам воспитания, обучения одарённого ребёнка.
3.Контролирующая- коррекция деятельности участников процесса на основе мониторинга и анализа их работы.
4. Методическая- организует методическое оснащение процесса сопровождения одарённого ребёнка. Оказывает методическую помощь педагогам в разработке программ.
Педагоги:
1. Информационная- сотрудничество с родителями.
2. Развивающая- разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ развития одарённого ребёнка.
Работа с родителями.
Важным моментом работы с одарёнными детьми является комплекс мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями одарённых детей. Работа с родителями ведётся в четырёх направлениях:
- психологическое сопровождение семьи;
-информационная среда для родителей;
-совместная практическая деятельность одарённого ребёнка и его родителей;
-поддержка и поощрение родителей на уровне учреждения.
Возможные риски:
Оценка конкретного ребёнка как одарённого в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребёнка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Возможно, что признаки одарённости, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Ребёнок взрослеет, меняются интересы и увлечения. Поэтому это обстоятельство необходимо учитывать при организации практической работы с одарёнными детьми, но почувствовав свою значимость хотя бы один раз , ребёнок самореализуется, приобретает уверенность в себе, получает первый свой жизненный опыт.
Сроки реализации программы:
2013г.- диагностический
2013-2014 уч.г., 2014- 2015 уч.г.- организационный
2015-2016 уч.г.- практический
2016-2017уч.г.- обобщающий
Ресурсная база:
1. Нормативно-правовые основы работы с одаренными и способными детьми:
–основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной
Ассамблеей ООН;
–Закон Российской Федерации «Об образовании»;
-Устав МКОУ ДОД ДДТ г. Бирюсинска.
- Приказ УО
-Приказ МКОУ ДОД ДДТ
2. Мотивационное обеспечение:
-Мотивационная готовность родителей (анкетирование).
-Система поощрительных мер для одаренных и способных обучающихся:
постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение обучающихся к саморазвитию и самореализации через создание ситуаций успеха, обеспечение психологического и физического здоровья детей; способствовать развитию творческого потенциала обучающихся;
сохранять их эмоциональное благополучие, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию и самореализации;
стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности;
материально поощрять обучающихся.
3. Информационное обеспечение:
–создание банка данных достижений детей;
–информирование родителей обучающихся о целях, задачах, содержании и планах;
–публикации в СМИ.
4. Материально-технические условия:
–ТСО – телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, музыкальный центр;
–наглядность: книги (энциклопедии, справочники и др.);
–финансовая поддержка (по возможности – спонсорство);
пополнение материально-технической базы через грантовые проекты и др. (мультимедийные средства обучения – проектор, экран).
5. Кадровое обеспечение программы:
Щуревич Валентина Михайловна, зам. директора по УВР.
Горемыкина Ирина Александровна, методист, 1 квалификационная категория.
Соловьёва Надежда Ивановна, педагог дополнительного образования,
1 квалификационная категория.
Иванова Анастасия Николаевна, педагог-психолог, 1 квалификационная категория.
Тун-куй-сю Нелли Владимировна, педагог коррекционно-развивающего обучения, 1 квалификационная категория.
Щуревич Юрий Константинович, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория.
Слюсарчук Надежда Дмитриевна, педагог дополнительного образования, 1 квалификационная категория.
Бельницкая Анастасия Игоревна, педагог дополнительного образования.
Показатели эффективности.
Мониторинг показал, что за текущий учебный год обучающиеся неоднократно становились победителями и лауреатами на международном, региональном, муниципальном, городском уровнях:
- в Сибирском Международном Конкурсе детского и юношеского творчества «Художественный Арт-Форум»- 1 диплом I степени, 1диплом III степени;
- в региональном конкурсе художественного творчества «Сибирь моя, душа моя»- 6 дипломов лауреатов и 3 диплома участника;
- в областном детском фестивале «Байкальская звезда- 2012» - 4 благодарности и подарки ;
- в районном конкурсе «Рукотворное чудо»- диплом 2 степени;
- в районной выставке по изобразительному искусству и декоративно- прикладному творчеству «Мои первые работы»- 2 сертификата;
- в городском конкурсе «Лучшая новогодняя игрушка»- 4 диплома.
- в первом региональном фестивале-конкурсе детского самодеятельного творчества «Звёздный дождь» -1диплом IIстепени и 1диплом III степени;
- в первом региональном фестивале-конкурсе детских и молодёжных театральных коллективов «Театральная радуга»- диплом II степени;
- в Сибирском Международном Конкурсе детского и юношеского творчества «Художественный Арт-Форум»- 1 диплом II степени.
Ожидаемые результаты:
1.Формирование эффективной системы работы с талантливыми, одаренными и способными детьми.
2. Ежегодное участие обучающихся в конкурсах, выставках, фестивалях (городского, регионального и всероссийского уровней).
3. Формирование банка одарённых детей ДДТ.
3.Повышение квалификации педагогов.
4.Создание материально-технической базы.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- создать условия для выявления и развития одарённости и таланта у детей в условиях учреждения дополнительного образования детей;
- совершенствовать формы и методы работы с одарёнными и способными детьми;
- оказывать помощь и поддержку одарённым детям в реализации их интересов, потребностей и творческого потенциала;
- обеспечить рост результативности выступлений обучающихся на мероприятиях различного уровня;
- привлечь родителей к участию в деятельности Дома детского творчества.
План мероприятий при реализации программы.
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Изучение и создание нормативно-правовой базы Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы. Создание системы диагностики Разработка структуры управления программой, распределение обязанностей. | 2013г. Январь-февраль Январь-февраль Март-май Апрель | Администрация Администрация Педагог-психолог Администрация |
Систематическая и целенаправленная работа с одарёнными детьми. Составление индивидуальных планов, маршрутов, программ одарённых детей Регулярное участие одарённых детей в выставках, конкурсах, фестивалях различного уровня. Пополнение и обновление банка методических материалов, диагностических методик, инновационных педагогических технологий. Обмен опытом и совершенствование педагогического мастерства по работе с одарёнными детьми на разных уровнях. Создание банка данных одарённых детей. Продолжать систематическую и целенаправленную работу с одарёнными детьми. Повышение качества участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня. Пополнение банка одарённых детей. Обобщение опыта работы с одарёнными детьми Коррекция затруднений педагогов в реализации программы Продолжать систематическую и целенаправленную работу с одарёнными детьми. Повышение качества участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня. Пополнение банка одарённых детей. Обобщение и обмен опытом работы с одарёнными детьми Коррекция затруднений педагогов в реализации программы Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых детей Обобщение результатов работы по программе. Создание банка педагогического опыта в работе с одарёнными детьми
Анализ реализации программы | 2013- 2014 уч.г. в течение года в течение года в течение года в течение года по общему плану ДДТ, планам УО в течение года 2014- 2015 уч.г. в течение года в течение года в течение года по общему плану ДДТ, планам УО в течение года 2015-2016 уч.г. в течение года в течение года в течение года по общему плану ДДТ, планам УО в течение года в течение года 2016-2017 уч.г. в течение года в течение года апрель-май | Все участники учебно-воспитательного процесса Методист Все участники учебно-воспитательного процесса Все участники учебно-воспитательного процесса Зам. директора по УВР, методист Зам. директора по УВР Все участники учебно-воспитательного процесса Все участники учебно-воспитательного процесса Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР, методист Педагог-психолог Все участники учебно-воспитательного процесса Все участники учебно-воспитательного процесса Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР, методист Педагог-психолог Зам. директора по УВР Все участники учебно-воспитательного процесса Все участники учебно-воспитательного процесса Администрация |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бискер Л.М. Программа «Одарённые дети» // «Завуч», 2001г., №4, с.39-45
2.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий . КАРО, Санкт-
Петербург, 2006г.
3.Поташник М.М. «Организация опытно-экспериментальной работы в школе»,
М..1991г.
4.Поташник М.М. «Эксперимент в школе, организация и управление»,
М.,1991г.
5.Юркевич В.С. Одарённый ребёнок. Иллюзии и реальность /Книга для
учителей и родителей/ 1998г.
6.Коровина О.В. «Методические рекомендации по организации психолого-
педагогического сопровождения» // «Дополнительное образование и
воспитание», 2010г., №4, с.9-14
7. Материалы с сайтов:
pskon.ru (Опросник для выявления одаренных школьников
(по А.А.Лосевой)). Методики диагностики одаренности для педагогов и
родителей.
vashpsixolog.ru
- Анкета «Как распознать одаренность» Л.Г.Кузнецова, Л.П.Сверч,
- Методика «Карта одаренности» Хана и Кафа (5-10 лет),
- «Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся».
festival@1september.ru (Программа «Выявление и развитие предпосылок
одаренности у детей старшего дошкольного возраста»)
8. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – Спб., 2003. С 342-370.
(Тест Р.Амтхауэра «Тест структуры интеллекта»).
9. Матюшкин А.М. «Концепция творческой одарённости» // «Вопросы
психологии», №6, 1989г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проек. Тема "Разработка модели психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в адаптационный период
Педагогический проект/ Тема: Разработка модели психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в адаптационный период. СОДЕРЖАНИЕ Введение...
Модель психолого - педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности «Основ Школы Здоровья» МКОУ СОШ № 15 х.Садовый
Ресурс представляет собой модель психолого-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности в школе....
Модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ...
Выступление на Городском форуме Декада инвалидов "Модель психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях ГППЦ ДОгМ"
Выступление на Городском форуме Декада инвалидов "Модель психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях ГППЦ ДОгМ"...
Модель организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Обеспечение системного подхода к организации условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание помощи детям этой категории в успешной интеграции в социуме и в осв...
Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.
Цель программы: содействие социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности, фор...
Модель психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Система социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной интеграции, адаптации, реабилитации и личностному росту детей ОВЗ в социуме....