Модель организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
презентация к уроку на тему

Дуванская Елена Владимировна

 Обеспечение  системного подхода к организации условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание помощи детям этой категории в успешной интеграции в социуме и в освоении основной образовательной программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Жирновская средняя общеобразовательная школа

Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа»

Номинация: «Лучшая практика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования»

2016 год

Информационная справка о существующей практике развития инклюзивного образования в МБОУ Жирновская СОШ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Жирновская  средняя общеобразовательная школа Тацинского района, Ростовская область.

Место нахождения образовательного учреждения:

347090, Ростовская область, Тацинский район, п.Жирнов,ул.Крупской,7

Сокращенное наименование: МБОУ Жирновская СОШ.

Директор: Шкодин Сергей Яковлевич

Описание контингента детей с особыми образовательными потребностями (количество детей,  нозологические группы нарушений; соотношение между детьми с особыми образовательными потребностями и детьми без них, находящихся в общем образовательном пространстве)

В МБОУ Жирновская СОШ обучается 502 учащихся.

По данным медицинского осмотра группа здоровья обучающихся

Учебный год

Группа здоровья

2013-2014

1гр.-  182    40 %

2гр.-  225    48 %

3гр. -  63     12 %

2014-2015

1гр.-  180    37 %

2гр.-  212    45 %

3гр. -  89     18 %

2015-2016

1гр.-  265    53 %

2гр.-  192    38 %

3гр. -  45     9%

Девять учеников с ОВЗ (задержка психического здоровья) и два ребенка-инвалида (нарушение опорно-двигательного аппарата).

Описание и анализ существующей практики по созданию специальных условий в образовательной организации для обучения детей с особыми образовательными потребностями .

Перечень работ, проведенных в МБОУ Жирновская СОШ

по программе  "Доступная среда"

1. Устройство дорожек от границы школьного двора до крыльца.

2. Установка пандусов.

3. Реконструкция крыльца.

4. Изменение  уровня  пола и устройство покрытия пола из плиток гладких

неглазурированныхкерамических для пола.

5.Реконструкция  сан.узла, установка гарнитуры туалетной: вешалка,

подстаканники ,поручни и т.д.

Состояние доступности основных структурно-функциональных зон

№№

п \п

Основные структурно-функциональные зоны

Состояние доступности, в том числе для основных категорий инвалидов**

1

Территория, прилегающая к зданию (участок)

ДЧ-В

2

Вход (входы) в здание

ДЧ-В

3

Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации)

ДЧ-В

4

Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)

ДЧ-В

5

Санитарно-гигиенические помещения

ДЧ-В

6

Система информации и связи (на всех зонах)

ДЧ-В

ДП-В - доступно полностью всем

Описание имеющегося специального оборудования

В результате реализации федеральной программы "Доступная среда" в школе приобретено и используется оборудование для слабослышащих и слабовидящих детей, а также для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (мобильные ПК с предустановленными ПО для ВКС, устройство распознавания и чтения плоскопечатных текстов «Peal» ПО для сканирования и чтения «OpenBOOK», аппарат звукоусиливающий с модулем

вибротактильного восприятия, аппарат для коррекции речи слабослышащих, сенсорная клавиатура с комплектом сменных накладок «Клавинта», джойстик компьютерный, комплект компьютерных программ).

Описание научно-методического, программно-методического  и дидактического материалов

Учебно-воспитательный процесс в школе в полном объеме обеспечен учебной литературой, программами по всем дисциплинам учебного плана, учебно-методическим комплексом для педагогов и учащихся, дидактическим и иллюстративно-наглядным материалом, что позволяет создать условия для качественного предоставления образовательных услуг, обеспечить возможность инклюзивного и интегрированного обучения.

Программно-методическое обеспечение и дидактические материалы, направленные на развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта, прежде всего, развивают способность использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми, позволяют воспроизвести базовые условия естественного общения, организовать деятельность детей в виде речевой ситуации (тематической ролевой игры, тренинги). Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.

Все дидактические материалы представлены в строго выраженной логической последовательности от простого к сложному. Новый материал вводится пошагово с учётом тех трудностей, которые испытывают учащиеся. В процессе обучения и воспитания используется постепенный переход от чисто практического обучения в младших классах к практико-теоретическому в старших. Программно-методическое обеспечение и дидактические материалы подобраны таким образом, что обучение и воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья тесно связано с жизнью и успешной социализацией в обществе.

Описание кадрового обеспечения .

Сотрудники школы постоянно повышают свой профессиональный уровень: педагог-психолог и социальный педагог школы прошли курсы повышения квалификации  «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов с ОВЗ в образовательных организациях» (удостоверение), педагог-психолог приняла участие  в вебинарах : «Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация взаимодействия, диагностика, консультирование», «Дифференцированный подход в инклюзивном образовании лиц с различными нарушениями по ФГОС ОВЗ» (сертификат); зам. директора по ВР вместе с педагогом-психологом школы приняли участие во 2 Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного и специального образования» (сертификаты, статья  «Опыт создания в образовательных организациях доступной среды для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья» опубликована в сборнике в 2015 г).

Описание психолого-педагогического сопровождения (работа специалистов, психолого-медико-педагогического консилиума).

В МБОУ Жирновская СОШ создана и работает комиссия  психолого-медико-педагогического консилиума, куда входят зам. директора по УВР, ВР, социальнай педагог, педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители, уполномоченный по правам ребенка.

Описание сетевых форм взаимодействия.

МБОУ Жирновская СОШ взаимодействует со следующими организациями:УСЗН Тацинского района,Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Тацинского района, ГКУ РО Центр занятости населения Тацинского района, ПМПК  Тацинского района, МБОУ ДО ДДТ Тацинского района, Библиотека ДК п.Жирнов, ГБОУ НПО РО Тацинский кадетский казачий техникум,ИПКиПРО Ростовской области, Жирновский спортивный подростковый клуб,  ДЮСШ.

Описание практики создания инклюзивной среды

Проблемы здоровья детей, обеспечения условий успешной социализации и создания равных стартовых возможностей для их различных категорий, в том числе для детей с ограниченными возможностями на сегодняшний день очень актуальны. Интеграция становится ведущим направлением в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим, всё более значимой становится проблема психолого-педагогического медико-социального сопровождения ребёнка в процессах интеграции в социум и в образовательную среду. Нарушения в здоровье способствуют развитию таких специфических особенностей личности, как инфантильность, зависимость, эмоциональная незрелость, низкая самооценка, психическая напряженность, неудовлетворенность собой, несформированность мотивационно-потребностной сферы, неадекватность профессиональных интересов.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Наша школа два года работает по программе инклюзивного образования, создана Доступная среда для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ограниченными возможностями здоровья такое обучение дает необходимый опыт коллективной работы, поражений и побед, учит общаться, дружить. Присутствие в детских коллективах инвалидов, нуждающихся в помощи, становится фактором нравственного воспитания здоровых детей при соответствующем педагогическом сопровождении.

Основную цель, которую мы ставим перед собой, это обеспечение  системного подхода к организации условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание помощи детям этой категории в успешной интеграции в социуме и в освоении основной образовательной программы.

Работая по программе,  мы ставим перед собой следующие задачи, которые решаем все вместе:

— выявляем особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития в МБОУ Жирновская СОШ

— осуществляем индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— обеспечиваем возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы на доступном им уровне и их интеграцию в МБОУ Жирновская СОШ.

Программа инклюзивного образования в МБОУ Жирновская СОШ содержит следующие разделы:

1.        Характеристика контингента обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями.

2.        Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.

3.        Содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в МБОУ Жирновской СОШ и освоение ими основной образовательной программы.

4.        Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы, корректировку коррекционных мероприятий.

5.        Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, психологии, медицинских работников в школе и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

6.        Показатели результативности и эффективности  коррекционной работы.

В нашем образовательном учреждении создана и работает служба медико-психоло-педагогического сопровождения, которая предполагает осуществление комплекса психолого-педагогических мероприятий по профилактике и коррекции негативного влияния образовательной среды на здоровье обучающихся с ОВЗ,с нарушением опорно-двигательного аппарата, приведение учебной нагрузки в соответствие с возможностями обучающихся с ОДА. Организационно-педагогические условия его эффективности включают: валеологический компонент (диагностика, валеологический анализ, рекомендации) в системе управления образовательным процессом; психологическую коррекцию процесса обучения обучающихся с ОВЗ на основе здоровьесберегающих рекомендаций; постоянное валеологическое просвещение в школе, способствующее изменению отношения к собственному здоровью всех участников учебно-воспитательного процесса; организацию четкого взаимодействия микроструктур школы в осуществлении комплекса здоровьесберегающих мероприятий.

Основная цель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса детей с ОДА в школе заключается в обеспечении условий для сохранения, укрепления и коррекции здоровья: физического, психологического, социального (далее - здоровья) детей и подростков, посредством приведения образовательного процесса в соответствие с психофизиологическими возможностями обучающихся с ОВЗ, формирования у них устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни; создание интегрированной в учебный процесс системы оздоровительно-профилактических и коррекционных мероприятий. К его главным задачам относятся:

-получение объективной информации о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях и резервных возможностях организма обучающихся с ОВЗ, состояния окружающей их среды;

-создание автоматизированной информационно-аналитической сети и базы данных состояния здоровья и успешности обучения обучающихся с ОВЗ;

-проведения мониторинга здоровья и успешности обучения обучающихся с ОВЗ;

-проведение системного анализа и оценки получаемой информации; выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья обучающихся с ОВЗ и воздействием факторов внутри- и внешкольной среды, прогнозирование динамики наблюдаемых явлений, устранение причин и условий ухудшения здоровья;

-разработка и реализация программ оздоровления обучающихся сОДА в школе, исходя из особенностей их индивидуального психофизиологического развития, отклонений в состоянии здоровья и условий школы;

-разработка и внедрение психолого-педагогических рекомендаций, способствующих обеспечению здоровьесберегающего режима учебы и отдыха в ОУ;

-выявление потребностей обучающихся сОДА, педагогов и родителей в получении знаний о здоровье и здоровом образе жизни, а также в профилактической и коррекционной помощи;

-разработка и реализация образовательных программ, направленных на повышение валеологической культуры обучающихся с ОВЗ, их родителей и педагогов;

-консультирование всех субъектов образовательного процесса;

-интеграция усилий  в деятельности педагогических, психологических, социальных и медицинских работников МБОУ Жирновская СОШ, для обеспечения сохранения, укрепления и коррекции здоровья обучающихся с ОДА.

Внутренний механизм взаимодействия в школе

Эффективность медико-психолого-педагогического сопровождения зависит от регулярного, системного проведения здоровьесберегающей деятельности в школе на основе взаимодействия специалистов разного профиля. Данное взаимодействие обеспечивает организация службы медико-психолого-педагогического сопровождения, структуры объединяющей лечебно-профилактическую, социально-психологическую и педагогическую службы ОУ. При создании службы медико-психолого-педагогического сопровождения, следует придерживаться взаимосвязанных принципов построения организации: разделения труда, или специализации; структурирования; учета функциональных операций .

Исходя из принципа разделения труда, с учетом специфики деятельности, в службе медико-психолого-педагогического сопровождения выделено пять основных направлений деятельности (специализаций).

Первое направление (специализация) – это физическое воспитаниеобучающихся. Обусловлено, прежде всего, особой значимостью занятий физической культурой, развитием кондиционных физических качеств для создания потенциала физического здоровья. Данным направлением занимаются учителя физической культуры, педагоги дополнительного образования, спортивные секции в ОУ ,спортивный подростковый клуб,ДЮСШ.

Второе направление (специализация) – медицинское сопровождение,обусловлено необходимостью медицинского сопровождения обучающихся школы, проведению работы по диагностике состояния их здоровья (показатели физического развития обучающихся сОДА, соматического статуса) с последующим анализом и разработкой соответствующих рекомендаций, принятием профилактических и лечебных мер. Данным направлением занимаются медицинский работник ОУ или медицинские работники из участковой больницы.

Третье направление (специализация) – образовательно- просветительское, обусловлено необходимостью валеологического сопровождения образовательного  процесса, через создание валеологически целесообразных условий функционирования школы; разработку методических и организационно-педагогических рекомендаций, способствующих обеспечению здоровьесберегающего режима работы и отдыха в ОУ и экспертизе результатов их внедрения; повышение валеологической грамотности субъектов образовательного процесса через разработку и внедрение интегрированных учебных программ, направленных на формирование потребности в здоровом образе жизни и воспитания культуры здоровья. Данным направлением занимаются преподаватели ОБЖ, учителя биологии, физической культуры, заместители директора по УВР, ВР, социальный педагог,медицинские работники ОУ и участковой больницы

Четвертое направление (специализация) – психологическое, направлено на совершенствование психолого-педагогического сопровождения обучающихся школы; проведение развивающих и коррекционных системно - и индивидуально-ориентированных программ; разработку методических рекомендаций, способствующих обеспечению здоровьесберегающего режима работы и отдыха в учебном заведении, экспертизе результатов их внедрения; организация и проведение мониторинга психологического здоровья и успешности обучения обучающихся с ОДА в образовательном учреждении.

Пятое направление (специализация) – информационное. Выделение такого рода специализации обусловлено необходимостью оперативной обработки, систематизации, хранения и предоставления сотрудникам информации о состоянии здоровья обучающихся (создание электронной базы данных).

Отметим ряд преимуществ специализированного труда перед неспециализированным.  Имея возможность детально разбираться в сути дела, быстрее и качественнее определять проблемы, специализированный труд способствует поиску путей совершенствования работы исполнителя. Упрощается система коммуникаций: узкоспециализированный работник не нуждается в частых контактах со своими коллегами и руководством. Специализация позволяет повысить качество выполнения профессиональных задач, сделать труд более экономичным.

В тоже время специализация труда ведет к усложнению задач координации работы отдельных специалистов и создает трудности управления службой медико-психолого-педагогического сопровождения в целом. Для решения этой проблемы и повышения степени управляемости производят департаментализацию – группировку работ и образование структурных подразделений .На этом основании, исходя из принципа структурирования, в соответствии с направлениями деятельности (специализациями), в службе медико-психолого-педагогического сопровождения выделено пять структурных подразделений, за которыми закреплены определенные полномочия и ответственность (рис.1.).

Рисунок 1. Организационная структура службы медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса детей с ОДА в школе.

Согласно принципу учета функциональных операций, выделено пять основных функций деятельности как службы медико-психолого-педагогического сопровождения в целом, так и ее подразделений и конкретных исполнителей:

  • диагностико-прогностическая;
  • коррекционная;
  • профилактическая;
  • образовательно-просветительская;
  • научного и информационного обеспечения.

Каждое из подразделений службы медико-психолого-педагогического сопровождения, с учетом своей специфики, в той или иной мере реализует эти функции.

Операционно-смысловая суть реализации названных функций в подразделении физического воспитания состоит в следующем:

-диагностико-прогностическая: исследование состояния физической подготовленности обучающихся с ОДА; мониторинговое динамическое отслеживание состояния физической подготовленности обучающихся с ОВЗ  на протяжении всего периода обучения в школе; диагностика соответствия  постановки физкультурного воспитания  психофизиологическим особенностям обучающихся с ОВЗ, имеющимся у них отклонениям в здоровье и физическом развитии; своевременное выявление факторов риска для   здоровья и развития; прогнозирование мер, направленных на устранение неблагоприятных и активизации благоприятных факторов влияющих на состояние  здоровья обучающихся с ОДА;

-коррекционная: разработка и внедрение содержания и методик проведения уроков физической культуры, занятий с учащимися с ОВЗ, имеющими отклонения в кондиционной физической подготовке, в физическом развитии и  состоянии здоровья; проведение с учащимися с ОВЗ занятий с коррекционной направленностью (уроки физической культуры, организация занятий  в специальных медицинских группах); контроль осуществления мер по коррекции отклонений в состоянии физического здоровья в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного дня;

-профилактическая: изначальное обеспечение условий для оптимальной двигательной активности обучающихся с ОВЗ, сохранения их физического здоровья; устранение факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физической подготовленности обучающихся; организация и проведение оздоровительно-профилактических и лечебно-физкультурных мероприятий; обеспечение гигиенических условий в местах занятий физической культурой; поддерживание в соответствующем состоянии спортивного оборудования и инвентаря, используемого на занятиях физической культурой;

-образовательно-просветительская: формирование у  обучающихся с ОВЗ в процессе занятий физической культурой ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни; разработка содержания и методик проведения уроков физической культуры, занятий, оздоровительных мероприятий учащимся с ОДА в режиме учебного дня и во внеклассных формах;  проведение с учащимися с ОВЗ теоретических занятий по основам «Культуры здоровья» в контексте физического воспитания; проведение консультаций учащимся с ОВЗ, родителям и педагогам по вопросам физического воспитания в целом и тесно связанными с ним аспектами коррекции отстающих физических качеств, в частности;

-научного и информационного обеспечения: обоснование инновационных подходов к постановке физического воспитания на валеологической основе;  контроль осуществления мер по коррекции отклонений в состоянии физического здоровья в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного дня; опытно-экспериментальная проверка эффективности проводимой работы по организации здоровьеформирования средствами физической культуры и принимаемым коррекционным мерам; информирование субъектов образовательного процесса (обучающихся с ОВЗ, родителей, педагогов) о результатах проводимой оценки состояния физической подготовленности; подготовка и внедрение различного рода вспомогательных средств, обеспечивающих учащимся с ОВЗ получение оперативной информации, связанной спроведением мониторинга состояния физической подготовленности: паспорт физической подготовленности, стенд с нормативными требованиями и др.

Аналогично содержание функций, реализуемых медицинским подразделением. Разница заключается лишь в том, что, если основная  предметная часть деятельности специалистов по физической культуре – кондиционная физическая подготовленность, то у медицинских работников – физическое развитие и медицинские знания, связанные с физическим здоровьем в целом. Но нельзя не отметить и то, что ряд вопросов этими двумя подразделениями решаются сообща. Так, например, выявляемые медиками отклонения в развитии кистевой силы и жизненной емкости легких, корригируются на занятиях физической культурой.

Содержание выделенных функций, реализуемых образовательно-просветительским подразделением связанно с повышением валеологической грамотности субъектов образовательного процесса, осуществления валеологического сопровождения, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия) со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Так, диагностико-прогностическая функция этого подразделения заключается в оценке сформированности УУД участников образовательного процесса в области здоровьеформирования, здоровьесбережения; мониторинговом динамическом отслеживании состояния здоровья и поведения обучающихся с ОДА в конкретной учебной ситуации на протяжении всего периода обучения в учебном заведении; диагностике соответствия образовательной среды, социума психофизиологическим особенностям обучающихся с ОВЗ, своевременном выявлении факторов риска для здоровья и развития, а так же прогнозирования мер, направленных на устранение неблагоприятных и активизации благоприятных факторов влияющих на состояние здоровья обучающихся с ОВЗ.

Коррекционная функция (реализуемая в тесной связи с образовательно-просветительской) данного подразделения заключаться в разработке и реализации образовательных программ, связанных с широким кругом нерешенных вопросов здоровьесбережения, в организации мер, направленных на исправление выявленных отклонений и несоответствий в вопросах содержания валеологического образования, условий организации урока, учебного режима, образа жизни обучающихся их взаимоотношений.

Суть профилактической функции во введении педагогических здоровьесберегающих технологий, валеологического образования в учебный процесс, оказания содействия при организации и проведении оздоровительно-профилактических мероприятий в учебном заведении.

Функция же научно-информационного обеспечения заключается в обосновании и отслеживании эффективности инновационных подходов к проведению работы по овладению субъектами педагогического процесса знаниями и умениями в области сохранения и укрепления здоровья, валеологической диагностике.

Выделенные функции, реализуемые психологическим подразделением, связаны, как отмечалось выше  с психологическим сопровождением обучающихся с ОДА, с мониторингом психологического здоровья и успешности обучения обучающихся с ОВЗ, обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихсяс ОВЗ включает:

  • диагностику когнитивно-познавательной сферы личности, педагогические наблюдения;
  • создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;
  • конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку, родителям, педагогам.

Основное назначение подразделения информационного обеспечения – создание условий эффективной деятельности каждого из подразделений, реализации каждой функции путем обработки и оперативного представления информации (компьютерная версия) информационно-аналитической базы данных о состоянии физического здоровья (физическая подготовленность, физическое развитие, соматический и психологический статус) обучающихся, а так же  оказание консультативной помощи в создании, видений, редактировании, использовании элементов базы данных и ведение делопроизводства службы медико-психолого-педагогического сопровождения.

В школе используются следующие группы здоровьесберегающих технологий: 1) общепедагогические со здоровьесберегающей направленностью; 2) специальные здоровьесберегающие – лечебно-коррекционные и психотерапевтические.

1.        Общепедагогические со здоровьесберегающей направленностью.

1.1.Общепедагогические дидактические технологии – выполняют здоровьесберегающие функции, если организация учебного процесса соответствует общим дидактическим принципам, которые предупреждают переутомление обучающихся, помогают сохранить работоспособность в течение урока, дня, включают в деятельность все виды анализаторов, регулируют двигательную активность и интерес к уроку.

Это принципы: активности и самостоятельности; наглядности; учета возрастных и индивидуальных особенностей; сочетания индивидуальной, групповой и коллективной работы; познавательного интереса и межпредметной интеграции, а так же др. Ориентация на данные принципы обязывает педагогов ставить на уроке специальные задачи:

  • учет динамики работоспособности при планировании хода работы на уроке;
  • смена видов деятельности обучающихся для предупреждения переутомления;
  • психологическая поддержка неуверенных в себе;
  • создание ситуации успешности для каждого ученика;
  • создание доброжелательной эмоциональной атмосферы на уроке;
  • включение упражнений для гигиены глаз, позвоночника, спины, динамических поз;
  • использование приемов релаксации.
  • проведение психологических тренингов:

1.2. Общепедагогические социальные здоровьесберегающие технологии – в большей степени реализуют задачи воспитания и могут быть разработаны как на уроках, так и во внеурочной работе. Если дидактические технологии строятся на основе способов взаимодействия с учебным материалом, то социальные – на основе способов межсубъектного взаимодействия, способов саморазвития в плане здоровья. Строятся они в соответствии с логикой этапов саморазвития обучающихся, как субъектов здорового образа жизни:

  • самоактуализация потребности в сохранении и укреплении своего здоровья;
  • самоанализ своих проблем здоровья и психосоматических состояний;
  • самооценка своих знаний и умений в области организации здорового образа жизни обучающихся сОДА соответственного возраста;
  • самореализация в составлении своей индивидуальной и общественной программы здорового образа жизни;
  • саморегуляция творческой самостоятельной работы над собой, способов поведения и приемов оздоровления;
  • развитие нравственного самосознания обучающихся, устойчивой мотивации здорового образа жизни и духовно-гуманистических ценностей.

        В этом поэтапном движении учащегося сОДА происходит его валеологическое и социальное развитие одновременно.

        1.2.1.Социально-акмеологические двигательные технологии – технологии организации двигательной активности и занятий физической культурой, основанные на групповом обучении и дифференцированные с учетом пола, состояния здоровья, физического развития. Основные подходы и методы: дифференциация разноуровневых заданий, учет специфики развития организма, ведение тетради личностных достижений, диагностика состояния здоровья, физического развития, потребностно-мотивационной сферы, соотношение групп для занятий физкультурой со ступенями обучения.

        1.2.2.Депривационно-профилактические технологии. Депривация – социальное явление, которое состоит в наличии внешних факторов, ограничивающих человеку возможность удовлетворить свои жизненно важные или личностно значимые потребности в течение длительного времени, вследствие чего, у человека формируется синдром витальной неудовлетворенности, ведущий к психосоматическим заболеваниям. Отсюда одной из задач является предупреждение депривации в образовательном процессе.

1.2.3. Технологии гендерного подхода к воспитанию – направлены на идентификацию социальных ролей будущих мужчин и женщин, отцов и матерей и их социальное взаимодействие в семье и в обществе. Заключаются  они в использовании ряда следующих педагогических средств:

  • изучение педагогами психофизиологических особенностей возрастного развития мальчиков и девочек и их учет в межличностном взаимодействии в процессе обучения и воспитания;
  • самоанализ учащимися своих проблем здоровья и здорового образа жизни, своих ценностных ориентаций и отношения к любви и половой жизни. Самоанализ здесь выступает как средство формирования мотивации здорового образа жизни с учетом своих половых особенностей;
  • раздельное обучение мальчиков и девочек – как основа полового воспитания, при проведении факультативных занятий и при организации внеклассной работы.

        2. Специальные здоровьесберегающие – лечебно-коррекционные и психотерапевтические технологии.

2.1.Специальные здоровьесберегающие технологии – лечебно-коррекционные. Применяются в образовании детей с нарушениями здоровья, после перенесенных заболеваний, учащимися специальной медицинской группы. Обучение таких детей сопровождается коррекцией и профилактикой отклонений в состоянии тех или иных систем организма.

2.2.  Психотерапевтические технологии. Связаны с нормализацией психического состояния человека – сказкотерапия, арттерапия, музыко-, танцтерапия и различные виды тренингов.

Данные здоровьесберегающие технологии направлены на устранение негативного влияния психолого-педагогических факторов. Для устранения или снижения вредного влияния гигиенических и средовых факторов используются здоровьесберегающие технологии, основанные на соблюдении гигиенических требований к детским учреждениям (установленные СанПиНом), которые опираются на данные, о физиологических изменениях в организме детей в результате взаимодействия его со средой с учетом возраста ребенка и особенностей организации учебно-воспитательного режима в лицее.

Администрация школы и педагоги обращают внимание на такие факторы как:  действие звуковых раздражителей; воздушно-тепловой режим; естественное и искусственное освещение; использование персональных компьютеров; питание в учреждении и др.         Показателями рациональной организации учебного процесса выделены:

  • объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • нагрузка от дополнительных занятий в школе – факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору, внеурочной деятельности и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы);
  • занятия активно-двигательного характера – динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы).

Поскольку основой организации процесса обучения является расписание уроков, в школе учитываются физиолого-гигиенические требования к его составлению, с учетом динамики изменений физиологических функций и работоспособности, обучающихся на протяжении учебного дня и недели.

Важно отметить, что одной из предпосылок реализации медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является наличие y педагогов образования и культуры. В соответствии с чем, в программу подготовки педагогов школы включены следующие вопросы:

  • формирование культуры здоровья педагогов;
  • формирование представления об ответственности человека за свое здоровье;
  • обеспечение необходимой информацией в области здоровья;
  • формирование компетенции в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий;
  • обучение современным методам и приемам организации и проведения работы по формированию культуры здоровья обучающихсяс ОВЗ.

Высокий уровень валеологической культуры педагога предполагает осознанный выбор учебных режимов и педагогических технологий, не наносящих ущерб здоровью обучающихся с ОВЗ, умение строить психологически грамотное общение с учащимися с ОВЗ, коллегами, родителями и способность вести обучающихся с ОВЗ к осознанному выбору образа жизни и норм поведения, способствующих повышению уровня собственного здоровья и окружающих.

К ребенку сОДАтребуется повышенное внимание к его индивидуально-психологическим особенностям, индивидуальный подход в обучении и воспитании, создание атмосферы комфортности, а также психокоррекционная работа, проводимая совместно со специалистами психологического подразделения педагогического сопровождения.В данном случае сопровождение образовательного процесса, при интегрирующей роли школьной службы медико-психолого-педагогического сопровождения, играет исключительно важную роль и позволяет решить проблему совместной деятельности педагога, психолога, врача, родителей.

Основные технологии психолого-педагогического сопровожденияобучающихся с ОДА в школе:

1. Медико-психолого-педагогическое сопровождение  обучающихся первых классов.

1). 1 уровень (оптимального внимания) для обучающихся с высоким уровнем готовности к обучению:

  • Создание режима обучения в соответствии с основной образовательной программой;
  • Исследование состояния здоровья;
  • Отслеживание процессов работоспособности и утомляемости.

2) 2 уровень (повышенного внимания) для обучающихся со средним уровнем готовности:

  • Медико-психолого-педагогическое сопровождение 1 уровня плюс отслеживание уровня тревожности, как показателя психического состояния.

3) 3 уровень (особого внимания) для обучающихся с низким уровнем готовности к школьному обучению

  • Медико-психолого-педагогическое сопровождение 2 уровня плюс введение психологической помощи;
  • Коррекционная работа психолога;
  • Дополнительные медико-психологические мероприятия.

2. Медико-психолого-педагогическое сопровождение обучающихсяс ОВЗ при переходе на новую ступень.

Переход на новую ступень сложен, так как необходима адаптация к новому учебному режиму, расширяется круг коммуникаций. Здесь проводится зондирование стартовых возможностей  – работоспособность и утомляемость, внимание, кратковременная память и состояние здоровья.

3. Индивидуальные сопровождения.

Разрабатывается целесообразный режим функционирования школы и расписания. Преследуемая цель: снять эффект переутомления, повысить работоспособность и психическую устойчивость обучающихсясОДА, снизить утомляемость и тем самым сохранить их здоровье.

Медико-психолого-педагогический мониторинг предусматривает:

-отслеживание динамики развития обучающихся сОДА и эффективности индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

-перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Психолого-медико-педагогический консилиум анализирует выполнение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с конкретными учащимися, даёт рекомендации для следующего этапа обучения, определяет условия, необходимые для обеспечения общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, включающей активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого здоровья, сохранение и поддержание здоровья, нормализацию учебной деятельности, профилактику и коррекцию негативных тенденций эмоционально-личностного развития. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

        Обязательной составной частью психолого-педагогического мониторинга является диагностика, которая носит комплексный характер, используя педагогические, медицинские, психологические и социальные методы и приемы исследования, необходимые для целостного подхода к анализу здоровья обучающихся с ОВЗ.

Основной формой организации внеурочной деятельности обучающихся с ОДА выступает проектная деятельность. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в проектную деятельность имеет особое значение, так как способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств обучающихся: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.

Ученик 11 класса Павел К. принимал участие в областном ( заочном) этапе Областной интерактивной выставке «Музейная антресоль» (награжден грамотой ГБОУ ДОД ОЭЦУ от 11.03.2013 №59).К 70- летию Победы принял участие во Всероссийском школьном сетевом проекте «Карта Памяти», посвященный воинам Великой отечественной войны. Проект проводится при поддержке МО и науки РФ. На сайте проекта разместил фотографии, сопроводив их описанием, рассказом о  «Памятнике воинам освободителям п. Жирнов». Дополнительно обучается в ЦДО г. Ростова-на-Дону для детей-инвалидов, обучающихся индивидуально на дому по предметам: информатика, биология, химия, география, английский язык, заочно получает профессиональное образование в СПО при Евразийском открытом институте по специальности – прикладная информатика.

Ученик 9 класса Александр Б. принимал участие в декаде инвалидов, акции «Рождественский перезвон», экологических акциях.

Ученик 9 класса Виктор В. принимал участие в областном конкурсе рисунка и сочинения «В кругу семьи» среди детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время является студентом 3 курса Новочеркасского геолого - разведочного колледжа.

Организация школьных мероприятий  предполагает возможность участия в них детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками из других классов. Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья они включаются в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми. Организовываются персональные выставки детей с ОВЗ.

Таким образом, индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение в школе представляет собой комплекс мероприятий, включающий анализ и дифференциацию образовательных маршрутов обучающихся с  ОДА в сопоставлении с показателями успешности обучения, результатами диагностики, прогнозирования и коррекции психофизического состояния учащегося с ОДА и с учетом степени их адаптации, работоспособности, здоровья, поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагогов школы, муниципальных работников.

Детям ограниченных возможностей нужен шанс, чтобы показать себе и обществу право на активное существование в умственном и физическом плане. Поэтому вопросы медико-психолого-педагогического сопровождения и реабилитации становятся основополагающими в жизни детей с рождения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии и модели организации научно-методической работы в образовательном процессе

Один из важнейших аспектов модернизации российского образования заключается в том, что в системе образования зарождаются и занимают ведущие позиции новые субъекты активизации инновационных процессов —...

Проектная работа "Модель организации и проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии"

Работа являлась зачётной на дистанционных курсах повышения квалификации в педагогическом университете "Первое сентября" и Факультете педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова по образовательн...

Модель организации исследовательской деятельности учащихся

В презентации рассматривается технологияорганизации исследовательской деятельности учащихся в школе....

Модель организации исследовательской деятельности учащихся

В презентации рассматривается технология организации исследовательской деятельности учащихся в школе....

Модель организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО

Признавая социализацию в качестве одной из задач  российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии.Решение задач в...