Модель психолого - педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности «Основ Школы Здоровья» МКОУ СОШ № 15 х.Садовый
учебно-методическое пособие по теме

Дука Марина Владимировна

Ресурс представляет собой модель психолого-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_zdorovesberegajushchei_dejatelnosti_mkou_sosh_15.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель психолого - педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности «Основ Школы Здоровья»

МКОУ СОШ № 15 х.Садовый

На основе концепции Программы развития образовательного учреждения, учитывая специфику нашей школы, мы разработали модель психологической службы. Одной из наиболее перспективных моделей системы психологической службы, с нашей точки зрения, является грамотно организованная служба сопровождения. Развивая модель «Основ Школы Здоровья» мы обратили внимание на необходимость моделирования системы психологического сопровождения здоровьесберегающей деятельности, внедрением которой мы занимаемся в настоящее время. Именно эту модель мы считаем максимально созвучной психологической работе по созданию безопасной образовательной среды.

Понимая, что образовательная среда – это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется полиморфностью развития коммуникаций в образовательном пространстве школы, нами были выработаны критерии оценки эффективности коммуникативных отношений и зрелости личности учащихся: степень взаимопонимания и взаимопомощи , эффективность коммуникаций, рефлексивная компетентность. Все это представляет собой  отношение к своему собственному опыту внутри данной общности и представление о социуме и своем месте в нем. Эти критерии определяют характер общения субъектов образовательного процесса (учителей, детей, родителей, администрации школы), на фоне которого реализуются потребности, возникают и разрешаются групповые и межличностные конфликты.

Учитывая сложность психологического развития и принципы здоровьесберегающей педагогики, мы определили для психологической службы школы основные направления деятельности:

  • Обеспечение психо – физиологически безопасных условий обучения;
  • Создание коррекционно – реабилитационной психологической среды для детей с проблемами развития;
  • Обеспечение системы социализации учащихся ;
  • Развитие креативного потенциала школьников;
  • Формирование ключевых личностных компетенций учащихся;
  • Сопровождение профориентационного процесса и выбора профильного обучения.

        Данные направления деятельности реализуются в школе по следующим проектам (cхема 1):

  • проектирование «Безопасной образовательной среды школы» (т.е. среды взаимодействия, свободной от проявлений психологического насилия, как условия для позитивного личностного роста ее участников);
  • формирование  «Здорового социума» (т.е.  создание модели школы, рассчитанной на включение детей и подростков в самоуправление, реализацию своих интересов,  обеспечение возможности для учащихся формирования собственного поля успешности и самоопределения школы, снижение негативного влияния факторов окружающей  среды). В рамках формирования «Здорового социума» одной из задач становится формирование молодежной субкультуры, базирующейся на социально позитивных ценностях личности, иерархии потребностей и формировании здравотворческой культуры.
  • реализацию проекта «Толерантная школа» (т.е. формирование толерантного пространства образовательного учреждения, развитие и совершенствовании толерантных качеств и ресурсов личности; компетентности эффективного взаимодействия и принятия «иного» в каждом человеке.

Именно безопасная здоровьесберегающая образовательная среда, свободная от насилия и авторитаризма, способствующая личностному росту и развитию, определяют уровень психо – социальной адаптации ребенка в условиях образования, повышая уровень душевного здоровья личности. Это невозможно без участия самих детей. Необходимы их активная позиция, включение самих детей в процесс самостановления, определение своих жизненных планов, профессиональной и образовательной траекторий, формирование жизненных ценностей.

Создание и поддержание такой образовательной среды в школе – одна из важнейших задач службы сопровождения.

Сопровождение – это комплекс различного вида (медицинская, психологическая, социальная и педагогическая) поддержек, обеспечивающих комфортность существования ребенка в образовательной среде,

Психологическое сопровождение здоровьесберегающего образовательного процесса  реализуется через следующие этапы:

-  диагностики существа возникшей проблемы;

-  информации о существе проблемы и путях ее решения;

- консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы;

-  первичной помощи на этапе плана решения проблемы.

При этом основным принципом сопровождения мы считаем то, что ответственность за принятие решения лежит на субъекте развития (т.е. ребенке, педагоге или родителях).

Модель

психоло-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности МКОУ СОШ №15 х.Садовый.

В настоящее время в школе работают два психолога с высшим образованием, один из которых работает с начальным звеном, второй  - с основным и старшим.

В нашей школе психологическое сопровождение  участников образовательной среды реализуется через каналы (схема 2):

Схема 2. Каналы психологической поддержки субъектов образовательного процесса.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ И УЧЕНИЧЕСКИМИ КОЛЛЕКТИВАМИ

Задачи:

1. Отслеживание психического развития конкретных детей и социально-психологического развития ученических коллективов.
2. Создание условий для реализации возрастных и индивидуально-психологических возможностей учащихся в образовательном процессе.
3. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии.
4. Развитие психологической компетентности учащихся.
5. Создание условий для социально-психологического развития ученических коллективов.

II. РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Задачи

1. Повышение уровня психологической компетентности родителей учащихся.
2. Включение родителей в процессе решения образовательных и развивающих задач в отношении их ребенка и класса в целом.

III. РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ШКОЛЫ

Задачи (в отношении педагогов-предметников):

1. Совместное решение психолого-педагогических проблем и задач развития учащихся.
2. Предоставление педагогам психологической информации о процессе развития отдельных учащихся и ученических коллективов.

Задачи (в отношении классных руководителей):

1. Анализ и проектирование социально-психологической среды класса, способствующей обучению и развитию учащихся.

Задачи (в отношении других специалистов школы):

1. Оказание комплексной помощи ребенку, имеющему трудности в обучении и развитии.

Задачи( в отношении администрации)

1.Согласование планов психологической работы с планами работы других структур, программой школы, концепцией развития.
2. Предоставление психологической информации, необходимой для принятия руководителем обоснованных управленческих решений.

Основой сохранения здоровья школьников согласно теорий Л.С.Выготского и Р.М.Баевского является адаптация человека в основной среде существования. Таковой средой для школьника является образовательный процесс. В связи с этим и оценивание и коррекция состояния здоровья должны идти во взаимосвязи с оптимизацией этого процесса. Учитывая важнейшую роль адаптации, мы реализуем систему сопровождения через активное влияние психологов в критические периоды онтогенеза – периоды психо- соматической адаптации (7, 10, 14 лет).

С точки зрения психологии, данные периоды характеризуются высоким уровнем сензитивности, сложными социо-культурными задачами и ломкой стереотипов, выработанных за предыдущий период развития. Эти периоды протекают по-разному, но определяются у школьников:

  1. 7 лет – смена социального статуса;
  2. 10 лет – переход к предметному обучению (увеличение зоны коммуникаций);
  3. 14 лет – период самоидентификации, формирования нового «Я» подростка.

В школе разработана целостная система сопровождения адаптационных периодов при поступлении в школу, в период перехода к предметному обучению и период в старшее звено, совмещенный с периодом самоопределения схема 3).

Схема 3. Психологическое сопровождение адаптационных периодов.

В начальном звене работа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Консультирование родителей дошкольников при прохождении предшкольной подготовки и формирование первых классов с одновременной оценкой готовности детей к школе и уровня их обучаемости.
  2. Логопедическое консультирование и коррекция (специалист имеет диплом логопеда). После проведения диагностики  речевого развития (в течении первых двух недель), осуществляется формирование групп коррекции логопедических дефектов, а также организуются и индивидуальные занятия. С учащимися 2 и 3 классов организуются групповые занятия по преодолению дефектов письменной речи.
  3. Консультирование детей и родителей с трудностями обучения и общения
  4. Реализация системы адаптации первоклассников и выявление дезадаптационных проявлений и основных учебных и психологических затруднений обучающихся. С первоклассниками проводятся занятия 2 раза в неделю по адаптации к школьному обучению. Целью занятий является:
  • формирование позиции школьника у детей
  • планирование дня школьника
  • знакомство с правилами поведения в школе  
  • формирование эмоционально положительного отношения к школе

5. Проведение в начальных классах уроков психологического развития. Формируются группы детей со слабым развитием когнитивных процессов, и на занятиях с помощью специальных приемов и упражнений познавательные процессы развиваются до показателей условной возрастной нормы.

6. Контроль эмоционально – психологического климата на уроках и мониторинг  психологической среды в классах.

7.  Игровые мероприятия по привитию навыков эффективных коммуникаций.

8. Обучение педагогов на постоянно действующем семинаре по вопросам психологических особенностях детей младшего школьного возраста и способам развития познавательных процессов в рамках уроков, а также затрагиваются вопросы профилактики дисграфических ошибок на уроках русского языка. Индивидуальное консультирование педагогов по психологическим проблемам.

9. Подготовка и проведение медико – психолого - педагогических консилиумов.

10. Мониторинг эффективности вводимых мероприятий по оптимизации учебного процесса и изменения содержания образования.

В МКОУ СОШ № 15 на начальной ступени существуют классы, работающие по, УМК «Планета Знаний» Института Новых Образовательных Систем, реализующие новое содержание образования при традиционной форме обучения, классы компенсирующего обучения.

Для класса с компенсирующим обучением создана система функционирования полного дня с дополнительными уроками плавания, лечебной физкультуры, развивающими занятиями психолога и логопеда.

Все дети начальной школы кроме третьего урока физкультуры занимаются ритмикой по авторской программе учителя, утвержденной экспертным советом департамента образования. Данная программа важна не только для развития осанки и физического развития, но и для вхождения младших школьников в ритмичность школьной жизни и принятие этого ритма.

Уже на уровне начального звена в школе реализуется исследовательская деятельность учащихся и участие школьников четвертого класса в школьных научно – исследовательских конференциях.

 

В основной школе работа психолога значительно усложняется. Учитывая  необходимость системности в психологическом сопровождении, оно реализуется через:

  • учебную деятельность;
  • воспитательную работу;
  • исследовательскую деятельность учащихся;
  • социально – педагогические мероприятия;
  • профориентационную работу;
  • психолого – педагогическую диагностику;  
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • работу с семьями и родителями:
  • тренинговые (коррекционно – развивающие) и игровые мероприятия с активным участием школьников;
  • систему психологической подготовки к ЕГЭ.

Профориентационная работа в 8-11 классах выстраивается в соответствии со школьной программой  «Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения» (схема 4).

 

Схема 4. Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Цель программы «Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения»: создание условий для активизации процесса формирования психологической готовности учащихся к профильному самоопределению, выбору дальнейшего профиля, образования, профессии в соответствии с их способностями и интересами.

В рамках учебной деятельности психологические знания реализуются через – курс обществознания в 5, 6, 7 классах (разработаны программы психологического сопровождения), элективный курс «Я и мое будущее» (8 и 9 класс) в рамках предпрофильной подготовки, элективный курс «Познай себя» ( 10 и 11 класс) в рамках профильной подготовки.

Элективный курс «Я и мое будущее», направленный на самоопределение, самореализацию и обдуманный выбор учащимися своей профессиональной траектории. Цель программы: активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к личностному развитию и  профессиональному самоопределению.

Курс «Познай себя» посвящен изучению общих вопросов психологии (психология познавательных процессов), что дает возможность познать себя и сформировать потребность в развитии памяти, внимания, мышления, воображения. Цель программы: активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к личностному развитию, познанию себя.

В рамках программы «Профильное обучение» осуществляется:

F совершенствование системы предпрофильной подготовки, с использованием главного принципа личной ответственности учащегося за сделанный выбор – вариативности предложенных предметных и межпредметных курсов и свобода их выбора;

F расширение перечня элективных курсов: предметных, межпредметных, ориентационных.

В старшей школе проводятся социально-психологические тренинги по психологической устойчивости, преодолению стресса и подготовке к итоговой аттестации.

На основе воспитательной программы школы разрабатывается годовая воспитательная программа, в которой обязательно одной из приоритетных задач ставится формирование ценностного отношения к здоровью. Например, в этом учебном году программа называется «Ученическая скорая помощь». В ней обозначены не только ключевые понятия и дела года, но и тематические классные часы по проблеме «Толерантность», «Учимся взаимодействовать», «Развиваем полезные навыки и привычки».

Классным руководителям оказывается помощь в решении конкретных социально-психологических проблем в коллективах, методическая и организационная помощь в проведении проектных игр в ученическом коллективе по планированию их жизнедеятельности на год. Так, например,  в сентябре месяце в школе проходят «Дни семьи и здоровья».

Психологи принимают активное участие в разработке и проведении различных общешкольных и классных образовательных мероприятий, вносят в них психологическое и  развивающее содержание.

В классах и школе проводятся коллективные творческие дела на сплочение коллективов, игры по формированию культуры здоровья и привития потребности в здоровом образе жизни, проводится психологическая работа с учащимися по прекращению курения в школе, что стимулируется и поощряется.

Проводится постоянный динамический мониторинг психологического климата в классах и соответствующие коррекционные мероприятия.

Большое внимание уделяется ученическому самоуправлению. В совете школьников учащиеся не только развивают организаторские способности, но решают проблемы саморазвития и личностного роста в  объединении дополнительного образования  «Школа Лидера».

Большую роль в развитии и самореализации учащихся, а также формировании зрелой личности и ответственного выбора играет исследовательская деятельность.

В каждой параллели в течение года проводится психолого - педагогичекая диагностика, которая дает возможность выявить учащихся, нуждающихся в осуществлении комплексного психолого-педагогического сопровождения. Дети, нуждающиеся в помощи, без затруднений могут получить консультацию и помощь психолога, на что идут очень охотно. Консультативная работа с учащимися, испытывающими психологические трудности в обучении, общении и развитии ведется как индивидуально, так и в микрогруппах. С группами слабо адаптированных учащихся проводятся занятия по программе развития социальных навыков и личностных качеств, свойственных зрелой личности по программам С. Б. Белогурова и В.Ю.Климович, а также с использованием программы «Здоровье» под ред. В.Н.Касаткина.

Психологом основного и старшего звена проводится активная работа с семьями учащихся, причем она заключается не только в консультировании, но ориентирована на совместные мероприятия родителей и детей, укрепление семейных взаимоотношений и ликвидацию внутрисемаейных конфликтов. Осуществляется так помощь учащимся и их семьям в разрешении семейных конфликтов для обеспечения комфортности семейного микросоциума.

В школе  ежемесячно функционирует родительский лекторий, на котором рассматриваются актуальные для развития родительской компетентности вопросы.

При данной  организации психологической работы в школе психолог имеет возможность осуществлять сопровождение конкретного ребенка и классного коллектива в полном смысле этого слова: отслеживать процесс развития, заниматься глубокой и всесторонней как профилактической, так и развивающей работой в зоне актуального развития детей определенного возраста, осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается.

Психолог становится полноправным участником образовательного процесса. У него появляется возможность тесно сотрудничать с педагогами в решении проблем и задач развития конкретных детей и ученических коллективов, прежде всего — с классными руководителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"

Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....

Педагогический проек. Тема "Разработка модели психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в адаптационный период

Педагогический проект/ Тема:  Разработка  модели психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в адаптационный период.   СОДЕРЖАНИЕ Введение...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...

Модель психолого-педагогического сопровождения учащихся имеющих ограниченные возможности здоровья в МОУ СОШ №24 Копейского городского округа.

Данная модель разработана и реализуется в МОУ СОШ №24 Копейского городского округа. В школе имеются учащиеся, с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в общеобразовательных классах. Целью р...

Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности одаренных школьников в условиях сельской общеобразовательной школы "

В статье раскрывается опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению исследовательской и проектной деятельности школьников....

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

Статья посвящена психолого‐педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в условиях введения федерального государственного образова- тельного стандарта. Психолого‐медико‐педагогический консилиум – ...