Выступление на Городском форуме Декада инвалидов "Модель психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях ГППЦ ДОгМ"
методическая разработка по психологии по теме
Выступление на Городском форуме Декада инвалидов "Модель психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях ГППЦ ДОгМ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_psihologo-pedagogicheskogo_soprovozhdeniya_detey_s_sindromom_dauna.docx | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА В УСЛОВИЯХ ГППЦ
Подготовила: старший методист, педагог-психолог ТО Переделкино
Долгова Анна Геннадьевна
Оказание своевременной комплексной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития является одной из главных задач деятельности ГППЦ ДОгМ. Эффективность ее решения в сопровождении различных категорий детей, в том числе и детей с синдромом Дауна зависит от активного участия междисциплинарной команды специалистов Центра в разработке и апробации моделей сопровождения данной категории детей.
До недавнего времени считалось, что дети с синдромом Дауна имеют тяжёлую степень умственной отсталости и, вырастая, становятся зависимыми людьми с серьёзными трудностями в обучении. Существовала точка зрения, что только в редких, исключительных случаях такие дети смогут немного научиться читать, выполнять простую работу и сумеют достичь некоторой независимости. Однако с каждым годом появляется всё больше и больше сообщений, опровергающих эту информацию: молодые люди с синдромом Дауна живут самостоятельно, работают, учатся водить машину, овладевают компьютером, выступают на сцене и успешно трудятся в самых различных сферах деятельности. Многие люди с синдромом Дауна, несмотря на нарушения речи, демонстрируют сравнительно хороший уровень социальной адаптации.
В последние годы в ТО Переделкино увеличилось количество обращений родителей с детьми, имеющими синдром Дауна. Это «солнечные» особые дети, требующие особого внимания и заботы, особых форм обучения и подходов к психолого-педагогическому сопровождению. В связи с этим специалисты ТО Переделкино начали работу по разработке и реализации модели психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна с использованием ресурса ПМС-центра. Исходя из запроса родителей, проживающих в районах Ново-Переделкино и Солнцево, в ТО Переделкино с сентября 2013 года началась реализация комплексной программы сопровождения для детей 3-4 лет с синдромом Дауна. С января 2016г. планируется включение еще 3х детей с Синдромом Дауна в возрасте 1,5 года на новый уровень сопровождения - в Службу ранней помощи. Однако запрос на данную помощь поступает и от родителей с детьми от 2-3 месяцев. Мы рассматриваем сопровождение детей с младенческого возраста как перспективу в разработке многоуровневой модели психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна и их семей. Из опыта работы с данной категорией детей мы пришли к выводу, что чем раньше начинать занятия с ребенком, тем больше шансов добиться успехов. Дальнейшее сопровождение детей планируется через включение в группы полного дня нашего территориального отделения, либо дошкольных организаций по выбору родителей с сохранением консультативной поддержки семьи и ребенка.
Дети с синдромом Дауна представляют собой особую группу. Органическое поражения ЦНС имеет системный характер, когда в процесс нарушения оказываются вовлечёнными все стороны развития ребёнка: мотивационно–потребностная, социально – эмоциональная, моторно-двигательная, а также познавательная (восприятие, память, мышление, речь). В основной массе такие дети в поведении ласковые, мягкие, охотно идут на контакт с педагогом. В связи с нарушением восприятия у ребёнка идёт медленное накопление чувственных ощущений об окружающем мире и на их основе формирование сенсорной сферы, что отражается на развитии всей познавательной деятельности. Хочется акцентировать внимание на том, что специалисту при работе с ребёнком с синдромом Дауна необходимо ориентироваться на такие сильные стороны этих детей, как лёгкость
установления контакта, эмоциональная отзывчивость, любознательность, доброжелательность, терпеливость и усердие. Поэтому основной линией развития ребенка является подражательная деятельность, активное использование жестов и мимики, развитие познавательной активности. Основная задача при создании системы помощи детям и их семьям — это адаптация их к среде сверстников.
Программа психолого-педагогического сопровождения для детей с синдромом Дауна включает в себя использование компетентностного подхода, признанного в последние годы наиболее эффективным при формирования готовности ребенка к вхождению в коллектив сверстников и для решении проблемы адаптации ребенка с синдромом Дауна в общеобразовательном учреждении. Компетентностный подход позволяет сформироваться целенаправленной деятельности ребенка, социально-эмоциональным отношениям в процессе совместной деятельности, познавательной деятельности, в частности последовательности событий, решения проблем. Существует достаточно большое количество методик, позволяющих эффективно оказывать психолого-педагогическую помощь детям с синдромом Дауна. Специалисты Центра постоянно повышают квалификацию в работе с данной категорией детей в благотворительном фонде Даунсайд Ап, в разработке программы сопровождения используются методические материалы разработанную специалистами данного фонда.
Важным принципом психолого-педагогической помощи детям с синдромом Дауна, реализуемых в условиях ПМС-центров, является комплексный подход, который обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей. Реализация принципа комплексности предусматривает взаимосвязь в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога. Эта работа носит согласованный комплексный характер. Каждый специалист осуществляет свое направление не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с синдромом Дауна, специалисты намечают единый комплекс совместного психолого-педагогического сопровождения, направленного на достижение единых целей. Одной из главных целей комплексной программы является создании условий, в которых ребенок может полноценно расти, развиваться и реализовывать имеющийся у него потенциал, преодолевать связанные с нарушениями ограничения, интегрироваться в общество.
В данном выступлении хотелось бы осветить уже апробированную комплексную программу сопровождения детей дошкольного возраста 3-5 лет с синдромом Дауна, которая разработана специалистами нашего территориального отделения. Поскольку у детей дошкольного возраста критерием успешности является интеграция в коллектив сверстников, то и акцент в программе делается на формировании универсальных умений, которые помогут ребенку чувствовать себя комфортно и уверенно в дошкольном учреждении. С этой целью у ребенка формируются компетенции, которые могут быть условно разделены на познавательные, коммуникативные и деятельностные. Все эти компетенции ребенок не просто усваивает, но и учится использовать в повседневной жизни.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Цель: стимулировать развитие целенаправленной деятельности ребенка, развитие коммуникативной функции речи и создание условий для социального развития ребенка.
Задачи:
- Развитие познавательной деятельности (когнитивное развитие): сенсорное развитие, ознакомление с окружающим, развитие психических функций (внимание, память, мышление).
- Социально-эмоциональное развитие: развитие личности, умения взаимодействовать с окружающими людьми, эмоциональное развитие и соблюдение норм поведения в обществе.
- Формирование общения, развития речи: развитие импрессивной речи (пассивного словаря, понимания связной речи), развитие экспрессивной речи (активного словаря, работа по вызыванию звуков). М
- Моторное развитие: развитие общих движений, их координации; зрительно-моторной координации; мелкой моторики.
- Формирование навыков и компетенций, связанных с самообслуживанием, игрой, общением.
Разработка и реализация индивидуальной программы сопровождения ребенка с синдромом Дауна представляет следующую последовательность:
- Обследование навыков ребенка по всем параметрам развития.
- Выявление отсутствующих или не полностью сформированных навыков.
- Составление программы формирования навыков на основании обследования.
- Формирование недостающих навыков изолированно в игре и быту, на специальном занятии. Например, при формирования умения есть ложкой, можно не только предлагать ребенку есть самому, но и использовать кормление куклы, игру в песочнице с использованием совка.
- Включение навыка в компетенции. В данном случае, в компетенцию «умение есть самостоятельно» войдут навыки: понять слова взрослого: "Сейчас мы будем кушать", принести стульчик, сесть за стол, есть ложкой, пить из чашки, пользоваться салфеткой. При включение навыков в компетенцию важно учитывать уровень сформированности навыка. Например, если ребенок неуверенно ходит, то умение принести стульчик пока не входит в компетенцию.
- Подбор способов включения социального компонента (в семье, групповые занятия, детская площадка, гости)
- Определение лиц, ответственных за формирование этого навыка (мама, бабушка, няня, педагог)
- Контроль/динамика/ усвоения умения и уточнение программы
Групповая коррекционная работа
Группа для детей с синдромом Дауна состоит из трех-пяти человек, что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка и в тоже время каждый ребенок получает возможности общения с разными детьми, т.е. разный социальный опыт.
Продолжительность группового занятия 30 минут. С группой работает команда специалистов - дефектолог, логопед, психолог. На начальных этапах работы педагогом, вырабатываются доступные ребёнку формы коммуникации: телесный контакт; контакт глазами; эмоциональные средства (улыбка, дифференцированные ориентировочные реакции); пантомимические средства (жесты указания, отрицания, имитационные жесты, мимика) и вокализация
Роли специалистов
В течение занятия специалисты последовательно выступают либо в роли ведущего, либо в роли сопровождающего.
Ведущий - это специалист, который организовывает и контролирует весь групповой процесс: ведет занятие, объясняет правила группы, дает инструкции детям, комментирует деятельность детей, стимулирует и поощряет детей понятными фразами;
Сопровождающий - это специалист, который помогает детям и ведущему на занятиях. Он оказывает помощь при выполнении заданий, только в том случае, когда у ребенка не получается. Также сопровождающий специалист поддерживает детей во время упражнений, направленных на развитие координации движений, обеспечивает безопасность передвижений и взаимодействий детей. В случае необходимости, сопровождающий помогает ведущему разместить дополнительное оборудование, распределить материалы для занятия между детьми, показывает образец выполнения инструкций.
Задачи групповой работы:
- Формировать навыки поведения в группе.
- Формирование общения между детьми
- Расширение объема понимания обращенной речи
- Формирование средств общения, доступных детям с синдромом Дауна
- Развитие активной речи
- Учить выполнять элементарные упражнения для развития артикуляционной моторики, мимики, физиологического и речевого дыхания.
- Формировать умения и навыки выполнения движений
- Обучать навыкам продуктивных видов деятельности
Индивидуальная коррекционная работа
Продолжительность индивидуального занятия по 20-30 минут у каждого специалиста.
Задачи индивидуальной работы:
- учитель - логопед: вызывание подражания речевой деятельности в форме любых звуковых проявлений, расширение объема понимания речи, пополнение пассивного и активного словаря, регулирование высоты и силы голоса ребенка.
- учитель-дефектолог: формирование и обогащение общих представлений об окружающем, развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира, развитие мелкой моторики, развитие мышления.
- педагог- психолог: развитие способности подражать и имитировать действия взрослого, интегрировать сенсорную информацию различных уровней восприятия, обучение владению телом, развитие тонкомоторных навыков, развитие координации рук и глаз, развитие игровой деятельности и социальных отношений
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
- Занятия организуются с 3-4 детьми с синдромом Дауна. Занятия проводится один раз в неделю в течение 1,5- 2 часов, из них 30 минут – групповое занятие, и 20-30 минут – индивидуальные занятия у трех специалистов.
- Ведущий и сопровождающий специалист на протяжении учебного года не меняются. Это позволяет детям с синдромом Дауна быстрее адаптироваться к стилю ведения занятий. И, что особенно важно, так создаются благоприятные условия для формирования у детей понимания обращенной речи, которая исходит от одного и того же человека. Занятия проводятся с постоянной периодичностью, длительностью, в одной и той же комнате.
- Цели занятий должны быть четкими и конкретными, учитывающими индивидуальные особенности, зоны актуального и ближайшего развития детей.
- Речь специалиста должна быть выразительной, неторопливой, лаконичной, богатой различными интонациями, четко артикулированной. Чтобы ребенок с синдромом Дауна лучше понимал обращенную речь и стал выделять определенные слова, нужно говорить короткими фразами, подчеркивая интонацией значимые слова.
- Занятия строятся таким образом, чтобы мотивировать детей к общению, создаются такие ситуации, в которых у ребенка появится желание общаться.
- Специалист и ведущий активно используют на занятиях словесное поощрение детей.
- Учитываются индивидуальные особенности ребенка во время выполнения общих заданий. Дети с синдромом Дауна могут иметь разные интеллектуальные способности и уровень развития двигательных навыков, поэтому и результат выполнения одного и того же задания может быть различным.
- На занятиях используется разнообразный материал, стимулирующий развитие всех анализаторов (предметы, игрушки (разной фактуры, формы, цвета, размера), картинки, музыкальные инструменты).
- На занятиях используются задания со сменой вида деятельности, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться.
- Для успешности формирования навыка важно создание безопасной и удобной среды, то есть условий, которые помогают ребенку самостоятельно выполнить ряд действий.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Первая встреча
Перед началом реализации программы специалисты организовывают встречу с родителями. На первой встрече:
- происходит знакомство специалистов и родителей детей;
- проясняется запрос родителей и возможности его реализации на занятиях;
- родителям разъясняется структура, формат занятий;
- специалисты формулируют цели и задачи, которые будут решаться на ближайших занятиях;
- проговариваются сроки занятий;
- обсуждается регулярность и длительность проведения занятий, значение домашних занятий с ребенком (необходимость учить ребенка использовать полученные навыки, переносить прежний опыт в новые ситуации).
Беседы после занятий
После каждого занятия специалисты беседуют с родителями. Отмечаются успехи детей, их познавательная и речевая активность, проявления инициативы, самостоятельности, знания и умения, которые приобретены на занятии, настроение, интерес к происходящему. Рекомендуются приемы, с помощью которых можно преодолеть возникшие трудности. Специалисты отвечают на вопросы родителей, проговаривают, на что необходимо обратить внимание дома, предлагают посетить совместные занятия с ребенком с целью обучения родителей игровым приемам и упражнениям для использования в домашней обстановке.
Итоговая встреча ( окончание учебного года)
Последняя встреча с родителями организовывается перед окончанием цикла занятий. Встреча необходима:
- для подведения итогов работы: обсуждения родителями и специалистами знаний, умений и навыков, приобретенных детьми; выделения трудностей, которые предстоит преодолеть;
- для проговаривания собственных впечатлений, эмоций;
- чтобы родители подготовили детей к окончанию занятий, проговорили с ними предстоящий момент расставания;
- для разработки и обсуждения программы на летний период (игр, упражнений, методов и приемов, которые будут использоваться дома).
Хотелось бы отметить, что только полноценное принятие в общую среду создаёт возможности адаптации детей с синдромом Дауна к ней и обогащения ею. Получив в раннем детстве богатый эмоциональный, когнитивный и социальный опыт, ребёнок имеет возможность апеллировать к этому опыту, какие бы разочарования ни случались в его жизни.
Литература:
1. Грозная Н. С. Ранняя помощь. Современное состояние и перспективные направления развития // Синдром Дауна. XXIвек. 2013. № 1 (10). С. 54—61.
2. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий : учебно-методическое пособие. М. : АПКиПРО, 2003. 101 с.
3. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста для детей с синдромом Дауна: методическое пособие. М.: Даунсайд Ап, 2008. 209 с.
4. Жиянова П.Л. Я все смогу. Развитие ребенка в естественной среде. Навыки и компетенции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение технологии Марии Монтессори в практику работы с разновозрастной группой детей с синдромом Дауна в условиях дома-интерната
* Синдром Дауна – это генетическое состояние, которое определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. Лишняя, 47 хромосома, обуславливает появление ряда физиологических особен...
Программа самообразования по теме: «Организация музыкального воспитания детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного ДОУ»
Программа самообразования по теме: «Организация музыкального воспитания детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного ДОУ» Цель самообразовательной работы – создание условий для развития ...
Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна
В статье рассматриваются особенности психофизичекого развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по развитию и социальной адаптации....
Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна.
В статье рассматриваются особенности психофизичекого развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по развитию и социальной адаптации....
Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна
В статье рассматриваются особенности психофизического развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по развитию и социальной адаптации....
«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна и их семей в условиях реабилитационного центра
В издании помимо краткой клинической характеристики и особенностей семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, представлены структура и содержание психолого-педагогического сопровождения детей с син...