Дополнительная общеобразовательная программа "СТУПЕНИ ЛИДЕРСТВА"
рабочая программа (9, 10, 11 класс) по теме
Программа «Ступени лидерства» имеет общеразвивающий уровень освоения и направлена на воспитание личности подростка, который умеет и знает как вести за собой, который успешен в социуме.
Цель программы – формирование позитивного интереса подростка к общественной деятельности, создание условий для развития лидерских качеств.
В результате освоения программы подростки научатся понимать себя, получат представление о стилях, видах, формах общения, приобретут навыки безконфликтного взаимодействия, станут понимать самоценность и индивидуальность каждой личности, смогут развить навыки конструктивного общения с миром, смогут развить уверенность в себе и многое другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stupeni_liderstva.doc | 178.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа
СТУПЕНИ ЛИДЕРСТВА
возраст обучающихся: 15-17 лет
срок реализации: 2 года
Санкт-Петербург
2016
Структура программы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года №1008 программа «Ступени лидерства» имеет социально-педагогическую направленность.
Программа «Ступени лидерства» имеет общеразвивающий уровень освоения и направлена на воспитание личности подростка, который умеет и знает как вести за собой, который успешен в социуме. Нынешний старшеклассник, обладая огромным количеством знаний, порой является совершенно не готовым к новой взрослой жизни. Многие выпускники, имея лидерские качества, не всегда умело их проявляют. В настоящее время вопрос о воспитании подростков, обладающих лидерскими качествами и нацеленных на созидательный успех, является актуальным. Современное общество быстро изменяется, меняются стереотипы поведения. Данная программа помогает подросткам понимать, развивать и реализовывать свои возможности и способности, нацеливает их на успех.
Новизна программы в построении занятия по определенной схеме: актуализация знаний (анкетирование, незаконченное предложение, беседа), погружение в проблему занятия, рефлексия (беседа, диспут), релаксация.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что, освоив ее, подростки смогут быть успешными в обществе.
Отличительной особенностью данной программы от других существующих программ является то, что она ориентирует на развитие целостной структуры личности лидера в условиях современного общества. Программа предполагает овладение знаниями по психологическим аспектам лидерства, коммуникативной культуре, самопознанию.
Программа предполагает развитие лидерских качеств подростка, развитие его организаторских способностей, воспитание деловой культуры.
Цель программы – формирование позитивного интереса подростка к общественной деятельности, создание условий для развития лидерских качеств.
Задачи:
Образовательные:
- научить понимать себя;
- дать представление о стилях, видах, формах общения;
- обучить эффективным вербальным и невербальным средствам общения;
- сформировать навыки безконфликтного взаимодействия;
- научить приемам деловой коммуникации.
Развивающие:
- развить понимание самоценности и индивидуальности каждой личности;
- развить навыки конструктивного общения с миром;
- развить уверенность в себе;
- развить организаторские способности.
Воспитательные:
- воспитать оптимистическое мировоззрение;
- воспитать позитивные лидерские качества.
Сроки реализации программы
Программа ориентирована на детей 15-17 лет без специальной подготовки. Учитывая нормы СанПин по профилю деятельности программа рассчитана на 2 года обучения.
Наполняемость групп:
- 1 год обучения – не менее 15 человек,
возрастной состав учебной группы 15-16 лет;
- 2 год обучения – не менее 12 человек,
возрастной состав учебной группы 16-17 лет.
Режим занятий
Занятия проходят 2 раз в неделю по 2 часа (144 часа в год).
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях: занятия групповые с индивидуальным тренингом.
Форма занятий:
- тренинг,
- беседы,
- диспуты,
- лекции,
- игровые тренинги,
- упражнения на развитие коммуникативных качеств.
Приёмы и методы
- наглядные (показ педагога, иллюстративный материал, аудиозапись);
- словесные (беседа, диспут, лекция, объяснение, обсуждение, анализ);
- практические (упражнения, творческие задания);
- импровизация;
- методы самостоятельной работы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В конце освоения программы обучающиеся:
- научатся понимать себя;
- получат представление о стилях, видах, формах общения;
- научатся эффективным вербальным и невербальным средствам общения;
- приобретут навыки безконфликтного взаимодействия;
- научатся приемам деловой коммуникации;
- станут понимать самоценность и индивидуальность каждой личности;
- смогут развить навыки конструктивного общения с миром;
- смогут развить уверенность в себе;
- смогут развить организаторские способности;
- будут проявлять оптимистическое мировоззрение;
- будут проявлять позитивные лидерские качества.
Результатом освоения программы «Ступени лидерства» станет успешная деловая коммуникация подростков, которая хорошо отслеживается на тренинговых занятиях при помощи их самоанализа.
Предметная диагностика проводится в форме:
- творческая работа;
- опрос;
- контрольное задание;
- творческое задание;
- творческий зачёт;
- конкурс.
Педагогическая диагностика проводится в форме:
- личные беседы с обучающимися и их родителями;
- анкеты;
- вопросники;
- дневник наблюдений.
Формы подведения итогов реализации программы
- открытое занятие;
- участие в праздничных мероприятиях ГБОУ лицей № 378 Кировского района;
- участие во внутренних конкурсах творческого коллектива.
Первый год обучения
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с особенностями восприятия людьми друг друга;
- познакомить с понятием «общение»;
- познакомить с вербальными и невербальными средствами общения;
- раскрыть причины возникновения и способы обнаружения барьеров общения;
- научить способам защиты от манипулирования.
Развивающие:
- развить понимание самоценности и индивидуальности каждой личности;
- развить навыки конструктивного общения с миром;
- развить уверенность в себе;
- развить организаторские способности.
Воспитательные:
- воспитать оптимистическое мировоззрение;
- воспитать позитивные лидерские качества.
Ожидаемые результаты. После 1-го года обучения обучающиеся:
- познакомятся с особенностями восприятия людьми друг друга;
- познакомятся с понятием «общение»;
- будут знать вербальные и невербальные средства общения;
- будут понимать причины возникновения и способы обнаружения барьеров общения;
- научатся способам защиты от манипулирования;
- станут понимать самоценность и индивидуальность каждой личности;
- смогут развить навыки конструктивного общения с миром;
- смогут развить уверенность в себе;
- смогут развить организаторские способности;
- будут проявлять оптимистическое мировоззрение;
- будут проявлять позитивные лидерские качества.
Учебно-тематический план первого года обучения
Наименование разделов и дисциплин | Количество часов | |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. | 4 |
2 | Самопрезентация | 6 |
3 | Самопознание | 32 |
1. Уточнение образа «Я» | 4 | |
2. Каким меня видят другие | 6 | |
3. Каким я вижу других | 4 | |
4. Эмоции и чувства | 4 | |
5. Моё настроение | 4 | |
6. Мир фантазий | 4 | |
7. Техники релаксации | 6 | |
4 | Я среди людей | 32 |
1. Понятие о группах и коллективах | 8 | |
2. Взаимоотношения людей в группах | 4 | |
3. Дружба и её роль в жизни человека | 4 | |
4. Я в обществе друзей | 8 | |
5. Я в мире взрослых | 4 | |
6. Я и моя семья | 4 | |
5 | Общение | 52 |
1. Понятие «общение» | 4 | |
2. Общение как обмен информацией | 4 | |
3. Вербальные и невербальные средства общения | 8 | |
4. Визуальные виды общения | 4 | |
5. Общение как взаимодействие | 4 | |
6. Общение как восприятие людьми друг друга | 8 | |
7. барьеры общения и мотивы поведения | 8 | |
8. Формирование первого впечатления | 4 | |
9. Проблема доверия | 4 | |
10. Ошибки общения | 4 | |
6 | Уверенность в себе | 6 |
7 | Успех в жизни | 8 |
8. | Итоговое занятие | 4 |
ИТОГО | 144 |
Содержание первого года обучения
1.Вводное занятие.
Теория: Знакомство с программой. Разъяснение цели и структуры занятий.
Практика: Знакомство группы. Создание безопасной, доброжелательной атмосферы. Сплочение группы. Обсуждение и принятие правил работы.
2. Самопрезентация.
Теория: Как представить себя. Самая важная информация. Варианты представления. Способы самоанализа.
Практика: Подготовка и проведение представления себя в группе.
3. Самопознание
1. Уточнение образа «Я».
Теория: Восприятие своего «Я» через соотнесение с другими, т.е. использование другого в качестве модели, удобной для наблюдения и взгляда со стороны. Возможность идентификации, сопоставления себя с другими членами группы. Значимость каждого человека. Принятие себя таким, какой ты есть (со всеми достоинствами и недостатками). Уникальность и неповторимость каждого человека.
Практика: Упражнения на уточнение собственного образа «Каким я вижу себя?». «Встреча с самим собой».
2. Каким меня видят другие.
Теория: Адекватность восприятия людьми друг друга. Восприятие человека человеком. Восприятие себя через восприятие другими, т.е. использование информации, передаваемой окружающими на основе обратной связи. Возможность узнавать мнение окружающих о себе через слова, чувства, поведенческие реакции.
Практика: Упражнение на сопоставление самовосприятия и восприятия другими.
3. Какими я вижу других.
Теория: Особенности моего восприятия других людей. Основные факторы, влияющие на социальное восприятие. Эффекты восприятия: эффект новизны, ореола и др. Влияние личного опыта на формирование образа другого человека. Восприятие через результат деятельности. Восприятие через наблюдение состояний. Восприятие через оценку внешнего облика.
Практика: Упражнения, показывающие особенности восприятия занимающихся.
4, Эмоции и чувства.
Теория: Понятие, виды эмоций. Распознавание и классификация эмоций. Фундаментальные эмоции, их комплексы у человека. Эмоции и чувства.
Практика: Тренировка в определении эмоционального состояния других людей. Определение уровня тревожности.
5. Мое настроение.
Теория: Факторы, влияющие на настроение людей. Признаки плохого и хорошего настроения. Произвольное влияние на собственное настроение.
Практика: Игры и упражнения на развитие навыков контроля и регуляции настроения.
6. Мир фантазий.
Теория: Наши мечты. Их реализация.
Практика: Работа с техникой «Мечтатель-реалист-критик».
7. Техники релаксации.
Теория: Понятие. Приемы и способы релаксации.
Практика: Отработка приемов релаксации.
4. Я среди людей
1. Понятие о группах и коллективах.
Теория: Группы. Уровни развития группы. Взаимодействие в группе.
Практика. Упражнение «Ассоциации». Соотнесение самооценки и оценки членами группы, упражнения
на формирование умения слушать и давать обратную связь.
- Взаимоотношения людей в группах.
Теория: Личность в процессе взаимодействия. Групповое взаимодействие. Социометрический статус. Влияние группового настроения.
Практика: Проведение социометрического исследования. Деловая игра «Необитаемый остров». Проективный рисунок «Наша группа». Упражнения на групповое взаимодействие.
- Дружба и ее роль в жизни человека.
Теория: Понятие «дружба». Значение дружбы для нас. Критерии дружеского общения.
Практика: Игры и упражнения на преодоление барьеров в общении.
- Я в обществе друзей.
Теория: Представление о друге, как о единомышленнике. Мои ожидания от друзей. Я - для друзей. Откровенность с друзьями.
Практика: Игры и упражнения на совершенствование навыков общения.
- Я в мире взрослых
Теория: Легко ли общаться со взрослыми? Противоборство. Формы протеста. Чувство взрослости. Продуктивные способы взаимодействия.
Практика: Игры и упражнения, направленные на обучение конструктивному взаимодействию со взрослыми людьми.
- Я и моя семья.
Теория: Роль близких в жизни человека. Близкие - опора в жизни. Помощь и поддержка близким людям.
Практика: Игры и упражнения на взаимодействие и общение в семье.
5. Общение
1. Понятие общение.
Теория: Что включает в себя понятие «общение»? Значение общения. Сложность процесса. Три стороны процесса: коммуникативная, интерактивная, персептивная. Общение как обмен информацией. Общение как взаимодействие. Восприятие людьми друг друга. Особенности приема и передачи информации. Техники установления контакта.
Практика. Деловые игры. Ролевые игры. Коммуникативный тренинг. Тренинг делового общения.
2. Общение как обмен информацией.
Теория: Коммуникативная сторона общения. Понятие информации. Ее типы.
Практика: Упражнения на развитие навыков информативного общения («Ищем секрет», «Объявление о знакомстве» и т.д.).
3. Вербальные и невербальные средства общения.
Теория: Вербальное и невербальное общение: основные каналы информации о собеседнике. Тактильная система. Акустическая система. Понятие речи. Виды речи. Характеристики устной речи.
Практика: Игры и упражнения способствующие проявлению особенностей использования средств общения.
4. Визуальные виды общения.
Теория: Кинесика, мимика, пантомимика, кожные реакции, жесты, походка, звуки и запахи. Значение «языка жестов» для взаимопонимания. Направление взгляда. Визуальные контакты. Зоны в человеческом контакте (интимная, личная или персональная, социальная, публичная). Позиции при общении.
Практика: Игры и упражнения на развитие визуального общения.
5. Общение как взаимодействие
Теория: Интерактивная сторона общения. Цели общения. Мотивы взаимодействия. Ведущие тактики общения. Типы взаимодействия. Теории межличностного взаимодействия. Модели организации совместной деятельности. Стратегия поведения в процессе сотрудничества.
Практика: Игры и упражнения на развитие интерактивной стороны общения.
6. Общение как восприятие людьми друг друга.
Теория: Перцептивная сторона общения. Познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия). Познание самого себя в процессе общения (рефлексия). Прогнозирование поведения партнера в процессе общения. Эффекты восприятия. Стереотип.
Практика: Игры и упражнения на развитие персептивной стороны общения.
7. Барьеры общения и мотивы поведения.
Теория: Понятие барьера общения. Психологические и непсихологические барьеры. Межличностные и внутриличностные барьеры общения. Причины возникновения. Способы обнаружения. Барьеры понимания, социально-культурные, барьеры отношения. Методы снятия барьеров.
Практика: Игры и упражнения на обнаружение и преодоление барьеров общения.
8. Формирование первого впечатления.
Теория: Факторы формирования первого впечатления: превосходство, привлекательность партнера, отношение к наблюдателю. Правила нейтрализации барьеров. Приемы усиления обаяния. Структура психологической подстройки к партнеру. Репрезентативные системы. Практика: Отработка технологии эффективного установления контакта. Определение репрезентативной системы.
9. Проблема доверия.
Теория: Что такое доверие? Доверие себе. Доверие другим людям. Открытость и манипулирование. Методы влияния на людей. Способы защиты от манипулирования.
Практика: Игры и упражнения на доверие. Отработка способов защиты от манипулирования.
10. Ошибки общения.
Теория: Ошибки восприятия. Ошибки понимания.
Практика: Игры и упражнения, направленные на отработку эффективных способов общения.
6. Уверенность в себе.
Теория: Самооценка. Методы диагностики самооценки.
Практика: Определение уровня самооценки. Упражнение «Уверенность в себе».
7. Успех в жизни.
Теория: Что такое успех? Стратегия удачливого человека и неудачника.
Практика: Игры и упражнения, направленные на обучение стратегии успешного человека.
8. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов.
Практика: Открытое занятие для родителей.
Второй год обучения
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с основными функциями лидера;
- познакомить с лидерскими стилями, видами и формами общения;
- познакомить с понятиями «лидерская роль», «лидерские мотивы»;
- научить стратегии постановки цели.
Развивающие:
- развить понимание самоценности и индивидуальности каждой личности;
- развить навыки конструктивного общения с миром;
- развить уверенность в себе;
- развить организаторские способности.
Воспитательные:
- воспитать оптимистическое мировоззрение;
- воспитать позитивные лидерские качества.
Ожидаемые результаты. После 2-го года обучения обучающиеся:
- познакомятся с основными функциями лидера;
- познакомятся с лидерскими стилями, видами и формами общения;
- познакомятся с понятиями «лидерская роль», «лидерские мотивы»;
- научатся стратегии постановки цели;
- станут понимать самоценность и индивидуальность каждой личности;
- смогут развить навыки конструктивного общения с миром;
- смогут развить уверенность в себе;
- смогут развить организаторские способности;
- будут проявлять оптимистическое мировоззрение;
- будут проявлять позитивные лидерские качества.
Учебно-тематический план второго года обучения
Наименование разделов и дисциплин | Количество часов | |
1 | Вводное занятие | 4 |
2 | Как вести за собой | 66 |
1. Понятие «лидерство» | 4 | |
2. Лидер и власть | 6 | |
3. Социальные и лидерские роли | 8 | |
4. Лидер и риск | 6 | |
5. Мотивация лидерства | 8 | |
6. Стратегия постановки и достижения цели | 8 | |
7. Планирование | 6 | |
8. Основные функции лидера | 6 | |
9. Лидер и творческое решение проблемы | 8 | |
10. Конструктированное сотрудничество | 6 | |
3 | Эффективное общение | 54 |
1. Стили общения. Виды, формы | 6 | |
2. Конфликт и его преодоление (понятие, типы, возникновение и развитие. Формы завершения) | 8 | |
3. Аргументация своей точки зрения | 6 | |
4. «Я – сообщение» | 6 | |
5. Лидерские стили и характеристика лидера | 6 | |
6. «Символы признания» | 8 | |
7. Женщины-лидеры | 6 | |
8. Обозрение «Лидерство». Важнейшие умения лидера сегодня и завтра | 8 | |
4 | Тайны успеха делового общения | 8 |
5 | Способы и приемы психической саморегуляции | 8 |
6 | Итоговое занятие | 4 |
ИТОГО | 144 |
Содержание второго года обучения
1.Вводное занятие.
Теория: Программа работы на предстоящий год. Правила работы в группе.
Практика: Знакомство группы. Создание безопасной, доброжелательной атмосферы. Сплочение группы. Обсуждение и принятие правил работы.
2. Как вести за собой
1. Понятие лидерство.
Теория: Основные теории лидерства. Лидерские роли. Как становятся лидерами? Можно ли выделить лидера в детстве? Возможен ли лидер без последователей? Насколько похожи известные нам лидеры?
Практика: Упражнения в парах (лидер - руководитель; руководитель - подчиненный).
2. Лидер и власть.
Теория: Что хорошего и плохого во власти над собой, над людьми, над вами? Традиционный и реалистический взгляды на власть. Лидер и окружение. Лидер - идеалист у власти. Лидер и одиночество.
Практика: Тестирование: Лидер ли вы? Лидер или администратор?.
3. Социальные и лидерские роли.
Теория: Лидерские роли.
Практика: Игра «Маскарад».
4. Лидер и риск.
Теория: Европейский и американский подходы к риску. Причины риска. Риск и изобретательство. Риск и власть.
Практика: Игра «Выборы».
5. Мотивация лидерства.
Теория: Мотивы и мотивация. Методы исследования мотивов и уровня мотивации. Мотивация лидерства.
Практика: Изучение собственных преобладающих мотивов и уровня мотивации. Исследование мотивов деятельности.
6. Стратегия постановки и достижения цели.
Теория: Ценностно-мотивационная сфера и ее развитие. Методика прояснения и изменения жизненных целей и ценностей. Техника постановки цели. Возможные причины не достижения поставленных целей. Характеристика руководителя с четкими личными целями.
Практика: Работа по составлению 5 летнего плана жизни участников занятий.
7. Планирование.
Теория: Планирование. Принятие решений, прогнозирование будущего, шаги в принятии решений.
Практика: Работа в микрогруппах над ситуацией быстрого реагирования. Анализ действий группы и использование лидерских качеств.
8. Основные функции лидера.
Теория: Знакомство с основными функциями лидера.
Практика: Выполнение заданий: «Линия жизни лидера», «Моя линия жизни», «Будущее жизни на земле». Анализ работы группы и собственного участия в групповой деятельности.
9. Лидер и творческое решение проблемы.
Теория: Воображение. Значение процесса. Традиционное и нестандартное мышление.
Практика: Изучение креативного мышления. Задания на использование традиционного и нестандартного мышления: «Усовершенствуйте игрушку», «Как вернуть орла в клетку?».
10. Конструктивное сотрудничество.
Теория: Правила конструктивного общения. Рекомендации по организации конструктивного сотрудничества.
Практика: Работа в группах по созданию структур с внесением изменений в ходе работы (командировка, забастовка и т. д.).
3. Эффективное общение
1. Стили общения. Виды, формы.
Теория: Виды, формы и стили общения. Структура и языки общения.
Практика: Выполнение и анализ заданий «Стекло», «Сыщик», «Мигалки», «Испорченный телефон» и т.д.
2. Конфликт и его преодоление (понятие, типы, возникновение и развитие, формы завершения).
Теория: Понятие, типы, причины возникновения и развитие, возможные формы завершения конфликта. Структурные элементы конфликтов. Уровни конфликтов (стычка, столкновение). Поведение в неприятных конфликтных ситуациях (компромисс, приспособление, избежание). Конфликтные личности. Управление конфликтом. Теорема Томаса.
Практика: Самодиагностика конфликтности. Анализ конфликтных ситуаций в группе.
3. Аргументация своей точки зрения.
Теория: Эффективные техники аргументации своей точки зрения. Ошибки при аргументации.
Практика: Упражнения на умение аргументировать свою точку зрения.
4. «Я - сообщение».
Теория: Техника «Я - сообщение» - способ выражения вашего отношения к какой-либо ситуации, без обвинений и требований с целью изменения отношения к ситуации вашего собеседника. Использование техники. Алгоритм высказывания.
Практика: Работа в группах над использованием техники.
5. Лидерские стили и характеристика лидера.
Теория: Лидеры и герои. Положительные и отрицательные стороны лидерства. Лидер и стресс.
Практика: Упражнения на определение стилей лидерства.
6. «Символы признания».
Теория: Традиционные методы поощрения лидеров. Изучение способов награждения и поощрения лидеров.
Практика: Игра-дискуссия «Симпозиум» (по проблемам войны, мира, экологии, голода, безработицы и т.д.). Анализ выработанных решений и группового поведения.
7. Женщины-лидеры.
Теория: Стереотипы относительно женщин. Одежда для успеха. Возможности карьеры. Семья и работа. Отношения с коллегами. Выдающиеся женщины-лидеры современности.
Практика: Подготовка сообщений в группах. Дискуссия «Женское ли это дело?».
8. Обозрение «Лидерство». Важнейшие умения лидера сегодня и завтра.
Теория: Важнейшие умения лидера сегодня и завтра. Возраст лидерских способностей. Мифы вокруг лидерства. Сопротивление изменениям. Методы уменьшения сопротивлении изменениям. Дискуссия «Почему многие не хотят быть лидерами?».
Практика: Задания на осознание своих сильных и слабых сторон, способностей к лидерству. Упражнения на отношение к собственным изменениям. Составление шкалы лидерских умений и действий.
4. Тайны успеха делового общения.
Теория: Деловое общение. Его роль среди других видов взаимодействия людей. Виды и формы делового общения: непосредственное и опосредованное общение. Отличительные признаки делового общения. Мотивация делового общения. Ее связь с общей мотивацией поведения. Значение понимания мотивов общения для успешного ведения переговоров. Деловая беседа и переговоры. Цели и подцели деловой беседы. Основные этапы деловой беседы (вступление в контакт, ориентация в проблеме, аргументация и контраргументация, принятие совместного решения, завершение переговоров. Возможные ошибки в процессе переговоров. Подготовка к проведению деловой беседы. Открытость и манипулирование. Телефонные переговоры как особая форма переговоров.
Практика: Ролевые игры и упражнения на отработку техник ведения деловых бесед и переговоров, техник приема и передачи информации, техник убеждения и т.д.
5. Способы и приемы психической саморегуляции.
Теория. Понятие «психическая саморегуляция». Релаксация. Основы аутогенной тренировки. Приемы релаксации и психической саморегуляции. Подготовка к экзаменам. Режим, питание, отдых. Распределение материала. Особенности памяти.
Практика. Обучение приемам и способам психической саморегуляции. Психологическая подготовка к экзаменам.
6 Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов.
Практика: Открытое занятие для родителей.
Методическое обеспечение программы
Первый год обучения
№ | Тема | Форма занятий | Методы учебно-воспитательного процесса | Приемы учебно-воспитательного процесса | Формы подведения итогов по разделам |
1. | Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности. | Лекция, беседа | Словесно-наглядные, объяснительно-иллюстративный | Рассказ | Обсуждение |
2. | Самопрезентация | Групповые с отработками индивидуальных умений и навыков. | Объяснительно-иллюстративные, игровые, практические, работа в парах, фронтальные, индивидуально-фронтальные, репродуктивные. | Игры «Ожившая скульптура», «Если бы я был президентом», игры на развитие воображения, упражнения на развитие деловой коммуникации | Обсуждение |
3. | Самопознание | Групповые с отработками индивидуальных умений и навыков. | Объяснительно-иллюстративные, фронтальные, коллективные, репродуктивные, практические, словесно-наглядные. | Тесты, креативные игры, практикумы общения, техника рефлективного мышления, техника ассоциаций. | Метод контрольных вопросов. |
4. | Я среди людей | Групповые с отработками индивидуальных умений и навыков. | Объяснительно-иллюстративные, фронтальные, коллективные, репродуктивные, практические, словесно-наглядные. | Практикумы делового общения, тесты. | Обсуждение |
5. | Общение | Групповые с отработками индивидуальных умений и навыков. | Объяснительно-иллюстративные, фронтальные, коллективные, репродуктивные, практические, словесно-наглядные. | Тесты, креативные игры, практикумы общения, техника рефлективного мышления, техника ассоциаций. | Обсуждение |
Второй год обучения
№ | Тема | Форма занятий | Методы учебно-воспитательного процесса | Приемы учебно-воспитательного процесса | Формы подведения итогов по разделам |
Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности. | Лекция, беседа | Словесно-наглядные, объяснительно-иллюстративный | Рассказ | Обсуждение | |
6. | Как вести за собой | Беседы, групповые с отработками индивидуальных умений и навыков | Фронтальные, групповые, в парах, индивидуальные, аудиально-наглядные, игровые. | Анкетирование, тестирование, практикум делового общения | Обсуждение, создание «ролей» на заданный материал. |
7. | Эффективное общение | Групповые с отработками индивидуальных умений и навыков. | Объяснительно-иллюстративные, фронтальные, коллективные, групповые, индивидуальные, индивидуально-фронтальные, репродуктивные, наглядные. | Коммуникативные игры, тренинги | обсуждение. |
8. | Тайны успеха делового общения | Групповые с отработками индивидуальных умений и навыков. | Объяснительно-иллюстративные, фронтальные, коллективные, групповые, индивидуальные, индивидуально-фронтальные, репродуктивные, словесно-наглядные. | Тренинги, показ отработка умений и навыков. | Деловая игра «Команда» |
Список литературы
Литература для педагога:
- Белинская Е.П. «Как стать лидером», М., издательство «Астрель», 2000.
- Битянова Н.Р. «Психология личностного роста», М., Международная педагогическая академия, 1995г.
- Грабенко Т.М. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, «Игры в сказкотерапии» СПб, Издательство «Речь», 2006г.
- Кристофер Э,Смит Л. «Тренинг лидера»,С-Пб., издательство «Питер,2001.
- Маакартычева Г.И. «Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения», СПб., издательство «Речь, 2006.
- Парыгин Б.Д. .«Анатомия общества», СПб, издательство Михайлова В.А.,1999.
- Фопель К. «Создание команды»,М., издательство «Генезис»,2002.
- Хрящева Н.Ю. «Психогимнастика в тренинге», СПб., издательство «Ювента»,1999.
Литература для обучающихся:
- Белинская Е.П. «Как стать лидером», М., издательство «Астрель», 2000.
- Свистун М.И. «Программа социально-психологического тренинга общения для старшеклассников (руководство для ведущего)», СПб «Владос»,1992.
- Ликсон Ч. «Конфликт. Семь шагов к миру». С-Пб., издательство «Питер, 1997.
- Пиз А. «Язык жестов», НПО «Модек». 1992.
- Прихожан А.М «Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе», М., Гендальф» 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"
Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...