Дополнительная общеобразовательная программа "СТУПЕНИ ЛИДЕРСТВА"
рабочая программа (9, 10, 11 класс) по теме

Андреева Юлия Сергеевна

Программа «Ступени лидерства» имеет общеразвивающий уровень освоения и направлена на воспитание личности подростка, который умеет и знает как вести за собой, который успешен в социуме.

Цель программы – формирование позитивного интереса подростка к общественной деятельности, создание условий для развития лидерских качеств.

В результате освоения программы подростки  научатся понимать себя, получат представление о стилях, видах, формах общения, приобретут навыки безконфликтного взаимодействия, станут понимать самоценность и индивидуальность каждой личности, смогут развить навыки конструктивного общения с миром, смогут развить уверенность в себе и многое другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stupeni_liderstva.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа

СТУПЕНИ ЛИДЕРСТВА

возраст обучающихся: 15-17 лет

срок реализации: 2 года

Санкт-Петербург

2016


Структура программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ        

СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ        

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ        

СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ        

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        


Пояснительная записка

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года №1008 программа «Ступени лидерства» имеет социально-педагогическую направленность.

Программа «Ступени лидерства» имеет общеразвивающий уровень освоения и направлена на воспитание личности подростка, который умеет и знает как вести за собой, который успешен в социуме. Нынешний старшеклассник, обладая огромным количеством знаний, порой является совершенно не готовым к новой взрослой жизни. Многие выпускники, имея лидерские качества, не всегда умело их проявляют. В настоящее время вопрос о воспитании подростков, обладающих лидерскими качествами и нацеленных на созидательный успех, является актуальным. Современное общество быстро изменяется, меняются стереотипы поведения. Данная программа помогает подросткам понимать, развивать и реализовывать свои возможности и способности, нацеливает их на успех.

Новизна программы в построении занятия по определенной  схеме: актуализация знаний (анкетирование, незаконченное предложение, беседа), погружение в проблему занятия, рефлексия (беседа, диспут), релаксация.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что, освоив ее, подростки  смогут быть успешными в обществе.

Отличительной особенностью данной программы от других существующих программ является то, что она ориентирует на развитие целостной структуры личности лидера в условиях современного общества. Программа предполагает овладение знаниями по психологическим аспектам лидерства, коммуникативной культуре, самопознанию.

Программа предполагает развитие лидерских качеств подростка, развитие его организаторских способностей, воспитание деловой культуры.

Цель программы – формирование позитивного интереса подростка к общественной деятельности, создание условий для развития лидерских качеств.

Задачи:

Образовательные:

  • научить понимать себя;
  • дать представление о стилях, видах, формах общения;
  • обучить эффективным вербальным и невербальным средствам общения;
  • сформировать навыки безконфликтного взаимодействия;
  • научить приемам деловой коммуникации.

Развивающие:

  • развить понимание самоценности и индивидуальности каждой личности;
  • развить навыки конструктивного общения с миром;
  • развить уверенность в себе;
  • развить организаторские способности.

Воспитательные:

  • воспитать оптимистическое мировоззрение;
  • воспитать позитивные лидерские качества.

Сроки реализации программы

Программа ориентирована на детей 15-17 лет без специальной подготовки. Учитывая нормы СанПин по профилю деятельности программа рассчитана на 2 года обучения.

Наполняемость групп:

  • 1 год обучения – не менее 15 человек,

возрастной состав учебной группы 15-16 лет;

  • 2 год обучения – не менее 12 человек,

возрастной состав учебной группы 16-17 лет.

Режим занятий

Занятия проходят 2 раз в неделю по 2 часа (144 часа в год).

Формы организации деятельности обучающихся на занятиях: занятия групповые с индивидуальным тренингом.

Форма занятий:

  • тренинг,
  • беседы,
  • диспуты,
  • лекции,
  • игровые тренинги,
  • упражнения на развитие коммуникативных качеств.

Приёмы и методы

  • наглядные (показ педагога, иллюстративный материал, аудиозапись);
  • словесные (беседа, диспут, лекция, объяснение, обсуждение, анализ);
  • практические (упражнения, творческие задания);
  • импровизация;
  • методы самостоятельной работы.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В конце освоения программы обучающиеся:

  • научатся понимать себя;
  • получат представление о стилях, видах, формах общения;
  • научатся эффективным вербальным и невербальным средствам общения;
  • приобретут навыки безконфликтного взаимодействия;
  • научатся приемам деловой коммуникации;
  • станут понимать самоценность и индивидуальность каждой личности;
  • смогут развить навыки конструктивного общения с миром;
  • смогут развить уверенность в себе;
  • смогут развить организаторские способности;
  • будут проявлять оптимистическое мировоззрение;
  • будут проявлять позитивные лидерские качества.

Результатом освоения программы «Ступени лидерства» станет успешная деловая коммуникация подростков, которая хорошо отслеживается на тренинговых занятиях при помощи их самоанализа.

Предметная диагностика проводится в форме:

  • творческая работа;
  • опрос;
  • контрольное задание;
  • творческое задание;
  • творческий зачёт;
  • конкурс.

Педагогическая диагностика проводится в форме:

  • личные беседы с обучающимися и их родителями;
  • анкеты;
  • вопросники;
  • дневник наблюдений.

Формы подведения итогов реализации программы

  • открытое занятие;
  • участие в праздничных мероприятиях ГБОУ лицей № 378 Кировского района;
  • участие во внутренних конкурсах творческого коллектива.

Первый год обучения

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с особенностями восприятия людьми друг друга;
  • познакомить с понятием «общение»;
  • познакомить с вербальными и невербальными средствами общения;
  • раскрыть причины возникновения и способы обнаружения барьеров общения;
  • научить способам защиты от манипулирования.

Развивающие:

  • развить понимание самоценности и индивидуальности каждой личности;
  • развить навыки конструктивного общения с миром;
  • развить уверенность в себе;
  • развить организаторские способности.

Воспитательные:

  • воспитать оптимистическое мировоззрение;
  • воспитать позитивные лидерские качества.

Ожидаемые результаты. После 1-го года обучения обучающиеся:

  • познакомятся с особенностями восприятия людьми друг друга;
  • познакомятся с понятием «общение»;
  • будут знать вербальные и невербальные средства общения;
  • будут понимать причины возникновения и способы обнаружения барьеров общения;
  • научатся способам защиты от манипулирования;
  • станут понимать самоценность и индивидуальность каждой личности;
  • смогут развить навыки конструктивного общения с миром;
  • смогут развить уверенность в себе;
  • смогут развить организаторские способности;
  • будут проявлять оптимистическое мировоззрение;
  • будут проявлять позитивные лидерские качества.

Учебно-тематический план первого года обучения

Наименование разделов и дисциплин

Количество часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.

4

2

Самопрезентация

6

3

Самопознание

32

1. Уточнение образа «Я»

4

2. Каким меня видят другие

6

3. Каким я вижу других

4

4. Эмоции и чувства

4

5. Моё настроение

4

6. Мир фантазий

4

7. Техники релаксации

6

4

Я среди людей

32

1. Понятие о группах и коллективах

8

2. Взаимоотношения людей в группах

4

3. Дружба и её роль в жизни человека

4

4. Я в обществе друзей

8

5. Я в мире взрослых

4

6. Я и моя семья

4

5

Общение

52

1. Понятие «общение»

4

2. Общение как обмен информацией

4

3. Вербальные и невербальные средства общения

8

4. Визуальные виды общения  

4

5. Общение как взаимодействие

4

6. Общение как восприятие людьми друг друга

8

7. барьеры общения и мотивы поведения

8

8. Формирование первого впечатления

4

9. Проблема доверия

4

10. Ошибки общения

4

6

Уверенность в себе

6

7

Успех в жизни

8

8.

Итоговое занятие

4

ИТОГО

144

Содержание первого года обучения

1.Вводное занятие.

Теория: Знакомство с программой. Разъяснение цели и структуры занятий.

Практика: Знакомство группы. Создание безопасной, доброжелательной атмосферы. Сплочение группы. Обсуждение и принятие правил работы.

2. Самопрезентация.

Теория: Как представить себя. Самая важная информация. Варианты представления. Способы самоанализа.

Практика: Подготовка и проведение представления себя в группе.

3. Самопознание

1. Уточнение образа «Я». 

Теория: Восприятие своего «Я» через соотнесение с другими, т.е. использование другого в качестве модели, удобной для наблюдения и взгляда со стороны. Возможность идентификации, сопоставления себя с другими членами группы. Значимость каждого человека. Принятие себя таким, какой ты есть (со всеми достоинствами и недостатками). Уникальность и неповторимость каждого человека.

Практика: Упражнения на уточнение собственного образа «Каким я вижу себя?». «Встреча с самим собой».

2. Каким меня видят другие.

Теория: Адекватность восприятия людьми друг друга. Восприятие человека человеком. Восприятие себя через восприятие другими, т.е. использование информации, передаваемой окружающими на основе обратной связи. Возможность узнавать мнение окружающих о себе через слова, чувства, поведенческие реакции.

Практика: Упражнение на сопоставление самовосприятия и восприятия другими.

3. Какими я вижу других.

Теория: Особенности моего восприятия других людей. Основные факторы, влияющие на социальное восприятие. Эффекты восприятия: эффект новизны, ореола и др. Влияние личного опыта на формирование образа другого человека. Восприятие через результат деятельности. Восприятие через наблюдение состояний. Восприятие через оценку внешнего облика.

Практика: Упражнения, показывающие особенности восприятия занимающихся.

4, Эмоции и чувства.

Теория: Понятие, виды эмоций. Распознавание и классификация эмоций. Фундаментальные эмоции, их комплексы у человека. Эмоции и чувства.

Практика: Тренировка в определении эмоционального состояния других людей. Определение уровня тревожности.

5. Мое настроение.

Теория: Факторы, влияющие на настроение людей. Признаки плохого и хорошего настроения. Произвольное влияние на собственное настроение.

Практика: Игры и упражнения на развитие навыков контроля и регуляции настроения.

6. Мир фантазий.

Теория: Наши мечты. Их реализация.

Практика: Работа с техникой «Мечтатель-реалист-критик».

7. Техники релаксации.

Теория: Понятие. Приемы и способы релаксации.

Практика: Отработка приемов релаксации.

4. Я среди людей

1. Понятие о группах и коллективах.

Теория: Группы. Уровни развития группы. Взаимодействие в группе.

Практика. Упражнение «Ассоциации». Соотнесение самооценки и оценки членами группы, упражнения

на формирование умения слушать и давать обратную связь.

  1. Взаимоотношения людей в группах.

Теория: Личность в процессе взаимодействия. Групповое взаимодействие. Социометрический статус. Влияние группового настроения.

Практика: Проведение социометрического исследования. Деловая игра  «Необитаемый  остров». Проективный рисунок «Наша группа». Упражнения на групповое взаимодействие.

  1. Дружба и ее роль в жизни человека.

Теория: Понятие «дружба». Значение дружбы для нас. Критерии дружеского общения.

Практика: Игры и упражнения на преодоление барьеров в общении.

  1. Я в обществе друзей.

Теория: Представление о друге, как о единомышленнике. Мои ожидания от друзей. Я - для друзей. Откровенность с друзьями.

Практика: Игры и упражнения на совершенствование навыков общения.

  1. Я в мире взрослых

Теория: Легко ли общаться со взрослыми? Противоборство. Формы протеста. Чувство взрослости. Продуктивные способы взаимодействия.

Практика: Игры и упражнения, направленные на обучение конструктивному взаимодействию со взрослыми людьми.

  1. Я и моя семья.

Теория: Роль близких в жизни человека. Близкие - опора в жизни. Помощь и поддержка близким людям.

Практика: Игры и упражнения на взаимодействие и общение в семье.

5. Общение

1. Понятие общение.

Теория: Что включает в себя понятие «общение»? Значение общения. Сложность процесса. Три стороны процесса: коммуникативная, интерактивная, персептивная. Общение как обмен информацией. Общение как взаимодействие. Восприятие людьми друг друга. Особенности приема и передачи информации. Техники установления контакта.

Практика. Деловые игры. Ролевые игры. Коммуникативный тренинг. Тренинг делового общения.

2. Общение как обмен информацией.

Теория: Коммуникативная сторона общения. Понятие информации. Ее типы.

Практика: Упражнения на развитие навыков информативного общения («Ищем секрет», «Объявление о знакомстве» и т.д.).

3. Вербальные и невербальные средства общения.

Теория: Вербальное и невербальное общение: основные каналы информации о собеседнике. Тактильная система. Акустическая система. Понятие речи. Виды речи. Характеристики устной речи.

Практика: Игры и упражнения способствующие проявлению особенностей использования средств общения.

4. Визуальные виды общения.

Теория: Кинесика, мимика, пантомимика, кожные реакции, жесты, походка, звуки и запахи. Значение «языка жестов» для взаимопонимания. Направление взгляда. Визуальные контакты. Зоны в человеческом контакте (интимная, личная или персональная, социальная, публичная). Позиции при общении.

Практика: Игры и упражнения на развитие визуального общения.

5. Общение как взаимодействие

Теория: Интерактивная сторона общения. Цели общения. Мотивы взаимодействия. Ведущие тактики общения. Типы взаимодействия. Теории межличностного взаимодействия. Модели организации совместной деятельности. Стратегия поведения в процессе сотрудничества.

Практика: Игры и упражнения на развитие интерактивной стороны общения.

6. Общение как восприятие людьми друг друга.

Теория: Перцептивная сторона общения. Познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия). Познание самого себя в процессе общения (рефлексия). Прогнозирование поведения партнера в процессе общения. Эффекты восприятия. Стереотип.

Практика: Игры и упражнения на развитие персептивной стороны общения.

7. Барьеры общения и мотивы поведения.

Теория: Понятие барьера общения. Психологические и непсихологические барьеры. Межличностные и внутриличностные барьеры общения. Причины возникновения. Способы обнаружения. Барьеры понимания, социально-культурные, барьеры отношения. Методы снятия барьеров.

Практика: Игры и упражнения на обнаружение и преодоление барьеров общения.

8. Формирование первого впечатления.

Теория: Факторы формирования первого впечатления: превосходство, привлекательность партнера, отношение к наблюдателю. Правила нейтрализации барьеров. Приемы усиления обаяния. Структура психологической подстройки к партнеру. Репрезентативные системы. Практика: Отработка технологии эффективного установления контакта. Определение репрезентативной системы.

9. Проблема доверия.

Теория: Что такое доверие? Доверие себе. Доверие другим людям. Открытость и манипулирование. Методы влияния на людей. Способы защиты от манипулирования.

Практика: Игры и упражнения на доверие. Отработка способов защиты от манипулирования.

10. Ошибки общения.

Теория: Ошибки восприятия. Ошибки понимания.

Практика: Игры и упражнения, направленные на отработку эффективных способов общения.

6. Уверенность в себе.

Теория: Самооценка. Методы диагностики самооценки.

Практика: Определение уровня самооценки. Упражнение «Уверенность в себе».

7. Успех в жизни.

Теория: Что такое успех? Стратегия удачливого человека и неудачника.

Практика: Игры и упражнения, направленные на обучение стратегии успешного человека.

8. Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов.

Практика: Открытое занятие для родителей.


Второй год обучения

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с основными функциями лидера;
  • познакомить с лидерскими стилями, видами и формами общения;
  • познакомить с понятиями «лидерская роль», «лидерские мотивы»;
  • научить стратегии постановки цели.

Развивающие:

  • развить понимание самоценности и индивидуальности каждой личности;
  • развить навыки конструктивного общения с миром;
  • развить уверенность в себе;
  • развить организаторские способности.

Воспитательные:

  • воспитать оптимистическое мировоззрение;
  • воспитать позитивные лидерские качества.

Ожидаемые результаты. После 2-го года обучения обучающиеся:

  • познакомятся с основными функциями лидера;
  • познакомятся с лидерскими стилями, видами и формами общения;
  • познакомятся с понятиями «лидерская роль», «лидерские мотивы»;
  • научатся стратегии постановки цели;
  • станут понимать самоценность и индивидуальность каждой личности;
  • смогут развить навыки конструктивного общения с миром;
  • смогут развить уверенность в себе;
  • смогут развить организаторские способности;
  • будут проявлять оптимистическое мировоззрение;
  • будут проявлять позитивные лидерские качества.

Учебно-тематический план второго года обучения

Наименование разделов и дисциплин

Количество часов

1

Вводное занятие

4

2

Как вести за собой

66

1. Понятие «лидерство»

4

2. Лидер и власть

6

3. Социальные и лидерские роли

8

4. Лидер и риск

6

5. Мотивация лидерства

8

6. Стратегия постановки и достижения цели

8

7. Планирование

6

8. Основные функции лидера

6

9. Лидер и творческое решение проблемы

8

10. Конструктированное сотрудничество

6

3

Эффективное общение

54

1. Стили общения. Виды, формы

6

2. Конфликт и его преодоление (понятие, типы, возникновение и развитие. Формы завершения)

8

3. Аргументация своей точки зрения

6

4. «Я – сообщение»

6

5. Лидерские стили и характеристика лидера

6

6. «Символы признания»

8

7. Женщины-лидеры

6

8. Обозрение «Лидерство». Важнейшие умения лидера сегодня и завтра

8

4

Тайны успеха делового общения

8

5

Способы и приемы психической саморегуляции

8

6

Итоговое занятие

4

ИТОГО

144


Содержание второго года обучения

1.Вводное занятие.

Теория: Программа работы на предстоящий год. Правила работы в группе.

Практика: Знакомство группы. Создание безопасной, доброжелательной атмосферы. Сплочение группы. Обсуждение и принятие правил работы.

2. Как вести за собой

1. Понятие лидерство.

Теория: Основные теории лидерства. Лидерские роли. Как становятся лидерами? Можно ли выделить лидера в детстве? Возможен ли лидер без последователей? Насколько похожи известные нам лидеры?

Практика: Упражнения в парах (лидер - руководитель; руководитель - подчиненный).

2. Лидер и власть.

Теория: Что хорошего и плохого во власти над собой, над людьми, над вами? Традиционный и реалистический взгляды на власть. Лидер и окружение. Лидер - идеалист у власти. Лидер и одиночество.

Практика: Тестирование: Лидер ли вы? Лидер или администратор?.

3. Социальные и лидерские роли.

Теория: Лидерские роли.

Практика: Игра «Маскарад».

4. Лидер и риск.

Теория: Европейский и американский подходы к риску. Причины риска. Риск и изобретательство. Риск и власть.

Практика: Игра «Выборы».

5. Мотивация лидерства.

Теория: Мотивы и мотивация. Методы исследования мотивов и уровня мотивации. Мотивация лидерства.

Практика: Изучение собственных преобладающих мотивов и уровня мотивации. Исследование мотивов деятельности.

6. Стратегия постановки и достижения цели.

Теория: Ценностно-мотивационная сфера и ее развитие. Методика прояснения и изменения жизненных целей и ценностей. Техника постановки цели. Возможные причины не достижения поставленных целей. Характеристика руководителя с четкими личными целями.

Практика: Работа по составлению 5 летнего плана жизни участников занятий.

7. Планирование.

Теория: Планирование. Принятие решений, прогнозирование будущего, шаги в принятии решений.

Практика: Работа в микрогруппах над ситуацией быстрого реагирования. Анализ действий группы и использование лидерских качеств.

8. Основные функции лидера.

Теория: Знакомство с основными функциями лидера.

Практика: Выполнение заданий: «Линия жизни лидера», «Моя линия жизни», «Будущее жизни на земле». Анализ работы группы и собственного участия в групповой деятельности.

9. Лидер и творческое решение проблемы.

Теория: Воображение. Значение процесса. Традиционное и нестандартное мышление.

Практика: Изучение креативного мышления. Задания  на использование традиционного и нестандартного мышления: «Усовершенствуйте игрушку», «Как вернуть орла в клетку?».

10. Конструктивное сотрудничество.

Теория: Правила конструктивного общения. Рекомендации по организации конструктивного сотрудничества.

Практика: Работа в группах по созданию структур с внесением изменений в ходе работы (командировка, забастовка и т. д.).

3. Эффективное общение

1. Стили общения. Виды, формы.

Теория: Виды, формы и стили общения. Структура и языки общения.

Практика: Выполнение и анализ заданий «Стекло», «Сыщик», «Мигалки», «Испорченный телефон» и т.д.

2. Конфликт и его преодоление (понятие, типы, возникновение и развитие, формы завершения).

Теория: Понятие, типы, причины возникновения и развитие, возможные формы завершения конфликта. Структурные элементы конфликтов. Уровни конфликтов (стычка, столкновение). Поведение в неприятных конфликтных ситуациях (компромисс, приспособление, избежание). Конфликтные личности. Управление конфликтом. Теорема Томаса.

Практика: Самодиагностика конфликтности. Анализ конфликтных ситуаций в группе.

3. Аргументация своей точки зрения.

Теория: Эффективные техники аргументации своей точки зрения. Ошибки при аргументации.

Практика: Упражнения на умение аргументировать свою точку зрения.

4. «Я - сообщение». 

Теория: Техника «Я - сообщение» - способ выражения вашего отношения к какой-либо ситуации, без обвинений и требований с целью изменения отношения к ситуации вашего собеседника. Использование техники. Алгоритм высказывания.

Практика: Работа в группах над использованием техники.

5. Лидерские стили и характеристика лидера.

Теория: Лидеры и герои. Положительные и отрицательные стороны лидерства. Лидер и стресс.

Практика: Упражнения на определение стилей лидерства.

6. «Символы признания».

Теория: Традиционные методы поощрения лидеров. Изучение способов награждения и поощрения лидеров.

Практика: Игра-дискуссия «Симпозиум» (по проблемам войны, мира, экологии, голода, безработицы и т.д.). Анализ выработанных решений и группового поведения.

7. Женщины-лидеры.

Теория: Стереотипы относительно женщин. Одежда для успеха. Возможности карьеры. Семья и работа. Отношения с коллегами. Выдающиеся женщины-лидеры современности.

Практика: Подготовка сообщений в группах. Дискуссия «Женское ли это дело?».

8. Обозрение «Лидерство». Важнейшие умения лидера сегодня и завтра.

Теория: Важнейшие умения лидера сегодня и завтра. Возраст лидерских способностей. Мифы вокруг лидерства. Сопротивление изменениям. Методы уменьшения сопротивлении изменениям. Дискуссия «Почему многие не хотят быть лидерами?».

Практика: Задания на осознание своих сильных и слабых сторон, способностей к лидерству. Упражнения на отношение к собственным изменениям. Составление шкалы лидерских умений и действий.

4. Тайны успеха делового общения.

Теория: Деловое общение. Его роль среди других видов взаимодействия людей. Виды и формы делового общения: непосредственное и опосредованное общение. Отличительные признаки делового общения. Мотивация делового общения. Ее связь с общей мотивацией поведения. Значение понимания мотивов общения для успешного ведения переговоров. Деловая беседа и переговоры. Цели и подцели деловой беседы. Основные этапы деловой беседы (вступление в контакт, ориентация в проблеме, аргументация и контраргументация, принятие совместного решения, завершение переговоров. Возможные ошибки в процессе переговоров. Подготовка к проведению деловой беседы. Открытость и манипулирование. Телефонные переговоры как особая форма переговоров.

Практика: Ролевые игры и упражнения на отработку техник ведения деловых бесед и переговоров, техник приема и передачи информации, техник убеждения и т.д.

5. Способы и приемы психической саморегуляции.

Теория. Понятие «психическая саморегуляция». Релаксация. Основы аутогенной тренировки. Приемы релаксации и психической саморегуляции. Подготовка к экзаменам. Режим, питание, отдых. Распределение материала. Особенности памяти.

Практика. Обучение приемам и способам психической саморегуляции. Психологическая подготовка к экзаменам.

6 Итоговое занятие. 

Теория: Подведение итогов.

Практика: Открытое занятие для родителей.


Методическое обеспечение программы

Первый год обучения

Тема

Форма занятий

Методы учебно-воспитательного процесса

Приемы учебно-воспитательного процесса

Формы подведения итогов по разделам

1.

Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности.

Лекция, беседа

Словесно-наглядные, объяснительно-иллюстративный

Рассказ

Обсуждение

2.

Самопрезентация

Групповые с отработками индивидуальных умений и навыков.

Объяснительно-иллюстративные, игровые, практические, работа в парах, фронтальные, индивидуально-фронтальные, репродуктивные.

 Игры «Ожившая скульптура», «Если бы я был президентом», игры на развитие воображения, упражнения на развитие деловой коммуникации

Обсуждение

3.

Самопознание

Групповые с отработками индивидуальных умений и навыков.

Объяснительно-иллюстративные, фронтальные, коллективные, репродуктивные, практические, словесно-наглядные.

Тесты, креативные игры, практикумы общения, техника рефлективного мышления, техника ассоциаций.

Метод контрольных вопросов.

4.

Я среди людей

Групповые с отработками индивидуальных умений и навыков.

Объяснительно-иллюстративные, фронтальные, коллективные, репродуктивные, практические, словесно-наглядные.

Практикумы делового общения, тесты.

Обсуждение

5.

Общение

Групповые с отработками индивидуальных умений и навыков.

Объяснительно-иллюстративные, фронтальные, коллективные, репродуктивные, практические, словесно-наглядные.

Тесты, креативные игры, практикумы общения, техника рефлективного мышления, техника ассоциаций.

Обсуждение

Второй год обучения

Тема

Форма занятий

Методы учебно-воспитательного процесса

Приемы учебно-воспитательного процесса

Формы подведения итогов по разделам

Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности.

Лекция, беседа

Словесно-наглядные, объяснительно-иллюстративный

Рассказ

Обсуждение

6.

Как вести за собой

Беседы, групповые с отработками индивидуальных умений и навыков

Фронтальные, групповые, в парах, индивидуальные, аудиально-наглядные, игровые.

Анкетирование, тестирование,  практикум делового общения

Обсуждение, создание «ролей» на заданный материал.

7.

Эффективное общение

Групповые с отработками индивидуальных умений и навыков.

Объяснительно-иллюстративные, фронтальные, коллективные, групповые, индивидуальные, индивидуально-фронтальные, репродуктивные, наглядные.

Коммуникативные игры, тренинги

обсуждение.

8.

Тайны успеха делового общения

Групповые с отработками индивидуальных умений и навыков.

Объяснительно-иллюстративные, фронтальные, коллективные, групповые, индивидуальные, индивидуально-фронтальные, репродуктивные, словесно-наглядные.

Тренинги, показ отработка умений и навыков.

Деловая игра «Команда»


Список литературы

Литература для педагога:

  1. Белинская Е.П. «Как стать лидером», М., издательство «Астрель», 2000.
  2. Битянова Н.Р. «Психология личностного роста», М., Международная педагогическая академия, 1995г.
  3. Грабенко Т.М. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, «Игры в сказкотерапии» СПб, Издательство «Речь», 2006г.
  4. Кристофер Э,Смит Л. «Тренинг лидера»,С-Пб., издательство «Питер,2001.
  5. Маакартычева Г.И. «Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения», СПб., издательство «Речь, 2006.
  6. Парыгин Б.Д. .«Анатомия общества», СПб, издательство Михайлова В.А.,1999.
  7. Фопель К. «Создание команды»,М., издательство «Генезис»,2002.
  8. Хрящева Н.Ю. «Психогимнастика в тренинге», СПб., издательство «Ювента»,1999.

Литература для обучающихся:

  1. Белинская Е.П. «Как стать лидером», М., издательство «Астрель», 2000.
  2. Свистун М.И. «Программа социально-психологического тренинга общения для старшеклассников (руководство для ведущего)», СПб «Владос»,1992.
  3. Ликсон Ч. «Конфликт. Семь шагов к миру». С-Пб., издательство «Питер, 1997.
  4. Пиз А. «Язык жестов», НПО «Модек». 1992.
  5. Прихожан А.М «Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе», М., Гендальф» 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"

Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...