"Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников-преимущества и риски"
статья на тему
Работа посвящена рассмотрению вопроса о роли системно-деятельностного подхода в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_2016-_sdp-preimushchestva_i_riski.docx | 32.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Шаврина Ю.А., учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 77» г. Перми
«Системно - деятельностный подход в обучении младших школьников-преимущества и риски»
Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается практически каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы предложений конструктивное, разбираться в многообразии информации, легко ориентироваться в ассортименте, приживаться в любой ситуации.
По большому счету, образование сегодня нельзя назвать 100% эффективным. Чаще всего мы даем нашим детям красивые срезанные цветы, в то время как должны научить их выращивать свои собственные. Автор этого изречения английский писатель Джон Гарднер, который также поддерживает идею того, что ученики 21 века обучаются у учителей 20 века и происходит этот процесс в зданиях 19 века.
Таким образом, задача системы образования на сегодняшний день состоит не в передаче объема теоретических знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться, посредством практики, взаимодействия, критического мышления. Этой задаче адекватен системно -деятельностный метод обучения.
Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.
Значит, процесс обучения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.
Понятие системно - деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).
Принцип деятельности заключается в том, что формирование и развитие личности ученика осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Научиться плавать можно только в воде, а научить действовать только в процессе деятельности.”.
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно находят, формулируют и находят способы решения учебнойпроблемы. Важным является и то, что системно - деятельностный подход обеспечивается интеграцией предметного, общепредметного и метапредметного содержания.
Использование системно - деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно - коммуникативной культуры учащихся. В 21 веке важно уметь ориентироваться и критически относиться к качеству окружающей нас и предлагаемой информации и уметь взаимодействовать с людьми для достижения желаемой цели. При системно-деятельностном подходе резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода также является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии, технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий. Именно они являются необходимыми умениями для успешной жизни в 21 веке.
Принцип деятельности в процессе обучения выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.
Системно - деятельностный подход предполагает применение технологий, направленных на развитие способностей и освоение универсальных способов деятельности. Если в «знаниевом» подходе основным средством является учебник, то в СДП главным средством становятся ситуации. В традиционном образовании содержание осваивается за счет прочтения (слушания) и понимания текстов. В СДП -за счет действенной включенности и рефлексии в ситуации. При традиционном образовании важнейшим фактором является структура учебника и методы преподавания. При переходе на СДП на первый план выдвигаются технологии организации коллективной работы и конструирование ситуации.
Таким образом, вместо двух проблем – передать знания и сформировать навыки и умения их применения – перед обучением теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах.
Плюсом данного подхода является и то, что он направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей и позволяет значительно упрочнить систему знаний и ускорить темп изучения без перегрузки учащихся. При этом создаются благоприятный условия для разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования.
Системно-деятельностный подход обеспечивает:
- формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- ориентацию на результаты образования
- учет возрастных психологических и физиологических особенностей учащихся,
- преемственность всех ступеней образования;
- возможность выбора индивидуальной образовательной траектории;
- развитие у учащихся навыков самостоятельной работы;
- формирование умения творчески, нестандартно решать учебные задачи, взаимодействовать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, толерантно относиться к мнению других, брать ответственность за принятое решение.
Не смотря на все достоинства системно-деятельностного метода, необходимо сказать и о его возможных рисках. Однако мне кажется, что все они сводятся к личности учителя.
За красивым и богатым урожаем всегда кроятся часы кропотливого и тяжелого труда. Так и в обучении, прежде чем вкусить все преимущества подхода, нужно провести неимоверную работу по отработке и приучению ребят к его особенностям.
Трудно класс из 30 абсолютно разных человек организовать на продуктивную деятельность, самостоятельность, групповую или парную работу. Поэтому при введении новых технологий обучения и воспитания учащихся у педагогов могут возникнуть затруднения, обусловленные стереотипами профессиональной деятельности.
Возрастет объем информации об индивидуальных способностях учащихся, что возможно, приведет к несвоевременной ее обработке.
Необходимость большой затраты времени педагогов при написании рабочих программ, тщательной подготовки и планированию каждого урока может привести к быстрому выгоранию идей и энтузиазма педагога, что в последствии приведет к шаблонности и монотонности уроков.
Некомпетентность педагога в сущности данного подхода, неуверенность и некомфортность при реализации его могут привести к невозможности отследить рост или своевременно заметить трудности у учащихся, адекватно оценить их достижения, контролировать продуктивность деятельности всех групп.
К рискам можно отнести и возможность снижения темпа изучения материала, что приведет к неполному выполнению программы.
Низкая мотивация учителей для включения в деятельность тоже может привести к негативным последствиям.
Чтобы минимизировать отрицательные последствия, связанные с рисками возможно
- создание рабочей группы, в состав которой войдут администрация, педагоги, мед. работник ОВП, социальный педагог и представители Совета ОУ.
- организация и проведение педтренингов, семинаров, консультаций по внедрению новых педтехнологий; повышение профессионального уровня учителей.
- систематизация обработки информации.
- стимулирование профессионального развития учителей.
- предоставление «творческих дней» во время каникул учителям, участвующим в инновациях, для работы с методической литературой, написания программ.
- поощрение учителей, работающих в инновациях.
Системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизирующегося образования.
Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход к обучению младших школьников в коррекционной школе 8 вида.
основные педагогические технологии, применяемые учителем при работе с учащимися начальных классов коррекционной школы....
Компетентностный подход в обучении младших школьников
Можно выделить следующие группы ключевых компетенций ...
Методический семинар "Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников"
Презентация о системно-деятельностном-подходе к уроку...
"Интегрированный подход в обучении младших школьников старшими"
В данной статье описан опыт работы учителей классов "Особый ребенок" по направлению интегрированного обучения....
"Интегрированный подход в обучении младших школьников старшими"
В статье описан опыт работы учителей класса "Особый ребенок" по интегрированному обучению....
Cтатья "Технология системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников".
В данной статье вашему вниманию представлена примерная организация системно-деятельностного подхода на определённых этапах урока в условиях внедрения ФГОС ОО....
Системно-деятельностный подходв обучении младших школьников английскому языку в свете требований ФГОС
Презентация. Тема: "Системо-деятельностный подход в обучении младших школьников английскому языку по ФГОС. Представление опыта учителя....