Методический семинар "Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников"
методическая разработка по теме
Презентация о системно-деятельностном-подходе к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников | 1.85 МБ |
Подписи к слайдам:
Методический семинар: « Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС»
Основные виды УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
смыслообразование
нравственно-этическая ориентация
целеполагание
планирование
прогнозирование
контроль
коррекция
оценка
саморегуляция
общеучебные унив.д.
знаково-символические д.
логические унив.д.
постановка и решение проблемы
самоопределение
вопросы общения
ТемаПланируемые результаты:
Этап урока
Содержа-ние
Деятель-ность учителя
Деятель-ность учащихся
ПР
Классификация уроков:
Традиционное обучение:
Развивающее обучение:
*урок постановки учебной задачи*урок решения учебной задачи*урок моделирования*урок решения частных задач*урок контроля и оценки
www.themegallery.com
*комбинированный урок*урок новых знаний*урок обобщения и систематизации изученного*урок закрепления умений и навыков*урок проверки знаний
Сравнительная таблица успешности РО – ТО
Традиционное обучение
ИнновационноеРазвивающее обучение
1
Базируется на принципе доступности
Опирается на зону ближайшего развития
2
Учащийся выступает в роли объекта
Учащийся действует как субъект собственной УД
3
Ориентирование на усвоение определенной суммы знаний
Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения
4
Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания
Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания
5
Решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы
На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности
6
В результате формируется человек, способный к исполнительской деятельности
Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности
Принципы деятельностного подхода
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности
www.themegallery.com
Сравнительная таблица «Критерии анализа уроков РО и ТО»
ФГОС
то
1. Цели и задачи задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Цели урока задаются только учителем без целеполагания у учащихся.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие
Учитель не обучает детей рефлексии, сам не реализует рефлексивную функцию в обучении
3. На уроке используются разнообразные формы, методы, приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учеб. процессе
Формы и методы урока однообразные, не вызывающие субъективную позицию ученика
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Диалоговые формы на уроке не используются (или используются неэффективно)
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
Учитель реализует преимущественно репродуктивную форму обучения, не умеет ее сочетать с проблемной (не владеет методикой постановки и решения проблемы)
Сравнительная таблица «Критерии анализа уроков РО и ТО»
ФГОС
то
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки
Контроль и оценку осуществляет сам учитель
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы
Учитель не использует специальных приемов осмысления учебного материала
8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи
В оценке знаний ученика ориентируется только на общие критерии, не учитывая минимальных индивидуальных продвижений, не поощряя их.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Коммуникативные ситуации специально не планируются, возникают и реализуются стихийно
Сравнительная таблица «Критерии анализа уроков РО и ТО»
ФГОС
то
10. Учитель принимает, поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Учитель не склонен принимать другое решение, не поддерживает стремление учеников к спору, дискуссии.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта
Система отношений, атмосфера урока подавляют возможности совместной продуктивной деятельности.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие
Личностное воздействие не реализуется
Алгоритм формирования УУД УУД формируется тем же способом, что и любое умение
Как сформировать у ребенка умение переходить через дорогу?
Контроль
Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция
Приобретение знаний о способе выполнения действия
Представление о действии. первичный опыт и мотивация
Структура урока ведения нового знания в рамках деятельностного подхода:
1.Мотивирование к учебной деятельности2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии3.Выявление места и причины затруднения4.Построение проекта выхода из затруднения5.Реализация построенного проекта6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону8.Включение в систему знаний и повторение9.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Мотивирование к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
www.themegallery.com
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.Соответственно, данный этап предполагает:1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
www.themegallery.com
Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
www.themegallery.com
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
www.themegallery.com
. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
www.themegallery.com
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
www.themegallery.com
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
www.themegallery.com
. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
www.themegallery.com
. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
www.themegallery.com
КАК ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНЯЕТ СЕБЯ, ПОЗНАЕТ НОВОЕ?
1
где 1 − действие, в котором возникло затруднение; 2 − фиксирование затруднения; 3 − анализ этапов действия и определение места затруднения (исследование − И); 4 − определение причины затруднения (критика − К); 5 − постановка цели и проектирование (П); 6 − реализация проекта.
2
6
3
И
4
К
5
П
Схема-аксиома «Рефлексивная самоорганизация»
Последовательная реализация СДП повышает эффективность образования по показателям:
придание результатам образования социально и личностно-значимого характера;более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
Продуктивные задания – главное средство
Решению продуктивных задач надо учить: Осмысли задание (что надо сделать?)Найди нужную информацию (текст, рис…)Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».)Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя
За что Петра I называли «великим»?
Перескажи текст о Петре I
=
Почему корабли сделанные из железа не тонут?
Перечисли основные свойства воды.
=
Личностные результаты
Познавательные УУД
Традиционный взгляд на урок1. Дом.задание: «Перескажи…»2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …»3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…»4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?»
Проблемно-диалогический урок1.Постановка проблемы: -«С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)» 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?»3. Поиск решения: «По тексту определите …»4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?»
Проблемно-диалогическая технологияЦель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС)Средство - открытие знаний вместе с детьми
Е.Л.Мельникова
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Другие педагогические технологииИнформационная технологияАдаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парахИгровые технологии Проблемно-развивающая технологияРейтинговая технологияТехнология модульного обученияТехнология коллективного способа обучения (авторская)Здоровье-сберегающая технологияЛичностно-ориентированная технология
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход к обучению младших школьников в коррекционной школе 8 вида.
основные педагогические технологии, применяемые учителем при работе с учащимися начальных классов коррекционной школы....
Компетентностный подход в обучении младших школьников
Можно выделить следующие группы ключевых компетенций ...
"Интегрированный подход в обучении младших школьников старшими"
В данной статье описан опыт работы учителей классов "Особый ребенок" по направлению интегрированного обучения....
"Интегрированный подход в обучении младших школьников старшими"
В статье описан опыт работы учителей класса "Особый ребенок" по интегрированному обучению....
Cтатья "Технология системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников".
В данной статье вашему вниманию представлена примерная организация системно-деятельностного подхода на определённых этапах урока в условиях внедрения ФГОС ОО....
Статья "Системно-деятельный подход в обучении младших школьников в дополнительном образовании"
В статье рассматривается системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов нового поколения и ориентирован не на само содержание образования, хотя с ним связан, а на ...
"Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников-преимущества и риски"
Работа посвящена рассмотрению вопроса о роли системно-деятельностного подхода в начальной школе...