"Интегрированный подход в обучении младших школьников старшими"
статья на тему
В статье описан опыт работы учителей класса "Особый ребенок" по интегрированному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 607 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИМИ»
Подготовили:
Учитель 4 класса «ОР» Еремеева Г. И.
Учитель 7 класса «ОР» Еремеева И. В.
Распространение в нашей стране процесса интеграции детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с законом об Образовании РФ. Для осуществления интегрированного обучения необходимо формирование у детей умений строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. При обучении детей с ОВЗ старших классов с младшими классами, интеграция способствует формированию положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении в зависимости от имеющихся грубых нарушений.
Для педагога, работающего с детьми с ОВЗ, важны не только знания об особенностях развития, воспитания и обучения детей, а сформированность ценностных ориентаций и профессионально-личностных качеств, которые определяют его поведение по отношению к обучающимся с ОВЗ.
Важными условиями профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми с ОВЗ, являются:
- милосердие;
- эмпатия;
- толерантность;
- самоконтроль;
- эмоциональная устойчивость;
- профессиональная компетентность;
- стремление к самосовершенствованию;
- педагогический оптимизм.
Педагог, при работе с детьми с ОВЗ, должен принимать такие профессионально-ценностные ориентации, как:
- признание ценности личности ребенка независимо от его нарушения;
- направленность на развитие личности ребенка в целом, а не только на получение образовательного результата.
Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение обучающихся с ОВЗ в коллектив класса, через сопровождение учителем, это требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей, имеющих нарушения развития, умения взаимодействовать в едином коллективе класса.
Педагог, готовясь к каждому занятию, ставит цели и задачи, которые хочет получить. Не менее сложная задача стоит перед учителем, как заинтересовать обучающихся, чтобы они с интересом начали выполнение заданий и были заинтересованы в результате выполняемой работы.
Одним из факторов заинтересованности у обучающихся является состязательный момент. Лидеры класса соревнуются между собой в более быстром и положительном результате, а в случае присутствия в классе старших ребят, это очень сильный побудительный момент для более младших ребят, так как они очень стараются, хотят в работе «подтянуться к более старшим обучающимся, показывая себе и демонстрируя им, что мы и младшие, но у нас все получится». В подростковой среде младшие ребята чаще тянутся к более старшим обучающимся, стараются им подражать, ожидая заслужить их похвалу, а старшие ребята в работе с младшими стараются еще больше продемонстрировать, что они все умеют лучше выполнять. Сознавая свое превосходство они становятся более терпеливыми в процессе помощи младшим.
Когда они выполняют общее задание, то у каждого из участников (младших и старших) повышается самооценка и своя значимость. Это является сильным побудительным средством заинтересованности на всех занятиях и на внеклассных мероприятиях. У ребят повышается большая заинтересованность и работоспособность, формируются мотивация и интерес к обучению.
На интегрированных занятиях формируются и развиваются продуктивные виды деятельности, коммуникативные навыки. Расширяются социальные контакты с целью формирования навыков общения, знаний о себе и других людях. Формируются положительные мотивации к учебной деятельности. Проведенная работа способствует дальнейшим положительным результатам.
В процессе подготовки занятий и внеклассных мероприятий, присутствие более старших детей для младших, становится стимулом быстрее и лучше выполнить задание, они очень стараются, быстрее усваивают и выполняют, то что им поручается по ходу урока, а более старшие ребята проявляют больше инициативы, терпения и с большой охотой демонстрируют свои успехи.
Обучающимся младших классов «ОР» сложно порой объяснить, почему они хорошо должны выполнить порученное на занятие задание (у них нет стимулирующего момента "такт надо...", "получить хорошую оценку"), а присутствие на уроке ребят, которым они подражают, стараются к ним тянуться, является движущим стимулом.
Приобретая навык на интегрированных занятиях и внеклассных мероприятиях, обучающиеся переносят этот опыт уже в свою повседневную жизнь, так как они живут в интернате в группе, где находятся дети разного возраста.
Очевидным является то, что состав обучающихся в классе, имеющих различные отклонения в развитии, неоднороден. Поэтому, не у всех детей обучение в условиях интеграции приведет к положительным результатам образования, а снижение потребности в помощи при выполнении заданий обучающимися, со стороны учителя, позволяет говорить о положительной динамике в развитие ребенка, но это зависит от имеющихся грубых нарушений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход к обучению младших школьников в коррекционной школе 8 вида.
основные педагогические технологии, применяемые учителем при работе с учащимися начальных классов коррекционной школы....
Компетентностный подход в обучении младших школьников
Можно выделить следующие группы ключевых компетенций ...
Методический семинар "Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников"
Презентация о системно-деятельностном-подходе к уроку...
"Интегрированный подход в обучении младших школьников старшими"
В данной статье описан опыт работы учителей классов "Особый ребенок" по направлению интегрированного обучения....
Cтатья "Технология системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников".
В данной статье вашему вниманию представлена примерная организация системно-деятельностного подхода на определённых этапах урока в условиях внедрения ФГОС ОО....
Статья "Системно-деятельный подход в обучении младших школьников в дополнительном образовании"
В статье рассматривается системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов нового поколения и ориентирован не на само содержание образования, хотя с ним связан, а на ...
"Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников-преимущества и риски"
Работа посвящена рассмотрению вопроса о роли системно-деятельностного подхода в начальной школе...