Компетентностный подход в обучении младших школьников
статья по теме
Можно выделить следующие группы ключевых компетенций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_podhod_v_obuchenii_mladshih_shkolnikov.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход в обучении младших школьников.
К настоящему времени накоплен определенный научный опыт осмысления
сущности таких категорий, как «компетенция» и «компетентность»
Компетентностный подход предполагает создание особого пространства учебной
деятельности, в котором ученик активно включается в процесс формирования
образовательных компетентностей.
Компетентность – это обобщѐнная способность к решению жизненных и
профессиональных задач в той или иной области, благодаря компетенции – знаниям,
умениям, опыту используется как обобщающее понятие по отношению к мотивационной
готовности, специальным знаниям, личностному опыту и др.
Таким образом, компетенция – это набор определѐнных знаний, умений, навыков,
личностных качеств в определѐнной сфере деятельности.
Можно выделить следующие группы ключевых компетенций,
предполагающих умение
Ценностно-смысловые компетенции:
- уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;
- осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих
требований и норм.
Учебно-познавательные компетенции:
- уметь выбирать собственную траекторию образования;
- ставить цель и организовывать еѐ достижение, уметь пояснить свою цель;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений,
обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- выступать устно о результатах своего исследования.
Социокультурные компетенции:
- определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе; владеть
эффективными способами организации свободного времени;
- владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя,
слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника и т.д.
Коммуникативные компетенции:
- уметь представить себя устно, написать анкету, письмо, поздравление;
- уметь представлять свой класс, школу,
- выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо;
Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами,
учебниками, справочниками, энциклопедиями, словарями;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую для решения учебных задач
информацию;
- владеть навыками использования информационных устройств: компьютера,
телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:
- иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу,
в поле, на водоемах и др.);
- знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем,
градом, при сильном ветре, во время грозы, пожара, при встрече с опасными животными,
насекомыми;
- знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном
здоровье, личной безопасности.
Чтобы обеспечить оптимальную индивидуальную траекторию развития личности
ученика необходимо:
выявить психофизиологические и социологические особенности каждого
ребѐнка при его поступлении в школу;
разработать и использовать дидактический материал, позволяющий выявлять
познавательную избирательность к проработке учебной программы, еѐ устойчивость на
разных этапах обучения.
определить и апробировать требования к подготовке и проведению урока,
обеспечивающего выбор учеником способов работы с учебными заданиями,
различающимися типом, видом и формой, а также выбор организации учебного
сотрудничества на уроке (работа индивидуально, в группе, паре, фронтально);
разработать технологию изучения личности ученика, используя в качестве
основного метода – педагогическое наблюдение на уроке, которое осуществляет учитель,
как непосредственный организатор образовательного процесса.
Дидактический материал, используемый учителем для проведения
индивидуальной работы в классных условиях должен различаться:
- уровнем сложности программного материала;
- характером используемых логических операций;
- требованием к активизации сенсорных каналов;
- креативностью предлагаемых заданий;
- сочетанием различных психических процессов, требующихся для успешного
выполнения учебного задания
позиций компетентностного подхода диагностика младшего школьника
включает в себя следующие компоненты:
1. Предмет диагностики – ключевые компетентности младшего школьника в
сферах: предметных и надпредметных знаний, предметных и общепредметных умений,
творчества (креативности), эмоций и ценностей.
2. Методы диагностики: проверочные работы, педагогическое тестирование,
психологическое тестирование.
3. Виды диагностического контроля: текущий, тематический, итоговый.
4. Виды оценки: баллы по степени развития компетентности
Реализации кoмпетентностного подхода способствовало соблюдение принципа
интеграции и включение в содержание обучения межпредметных связей. Они
осуществлялись как в процессе введения дополнительного материала при изучении новых
тем, закреплении и обобщении (уроки математики, чтения), так и как постоянный элемент
на уроках русского языка, труда, изобразительного искусства и природоведения. Дети
решают «орфографические» и логические задачи, усваивают правописание
математических терминов, определяют виды предложений по цели высказывания и как
это отражается на смысловом содержании литературного произведения, зная годы жизни
писателя, высчитывают его возраст
Характеристика учащихся с разными уровнями развития компетентности
Уровень Характеристика ученика
Высокий
Выполняет задания (дает ответ) полностью,
правильно и обоснованно. Полно и глубоко
использует известные знания. Самостоятельно
выполняет операции сравнения и анализа. Делает
выводы и обобщения. Уверенно использует
усвоенные способы деятельности в новых
ситуациях - типичных, вариативных или
нестандартных. Хорошо и равномерно развиты
ключевые компетентности во всех сферах
социального опыта.
Выше
среднего
Правильно выполняет задания (дает ответ),
обосновывает свои действия. Понимает
теоретический материал (полноту, глубину,
системность). Владеет навыками и умениями
самостоятельно-познавательной деятельности,
допуская при этом несущественные неточности.
Ключевые компетентности развиты неоднородно.
Средний
Удовлетворительно, посредственно выполняет
задания и дает ответы. Способен воспроизводить
определенную сумму фактических знаний, не
осознавая в целом их глубины, системности,
обобщенности. Применяет усвоенные способы
деятельности в стандартных условиях, по образцу.
Социальный опыт имеет разрозненный,
фрагментарный характер.
Ниже
среднего
Ответы и выполненные задания неточны. Не
способен исправить указанные ошибки. Не развита
способность к переносу усвоенных образцов
действий в новые ситуации. Ключевые
компетентности в отдельных областях
социального опыта сформированы слабо.
Низкий
Ответы и выполненные задания неправильны, не
отвечают содержанию изученного материала. Не
усвоены некоторые сферы социального опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход к обучению младших школьников в коррекционной школе 8 вида.
основные педагогические технологии, применяемые учителем при работе с учащимися начальных классов коррекционной школы....
Методический семинар "Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников"
Презентация о системно-деятельностном-подходе к уроку...
"Интегрированный подход в обучении младших школьников старшими"
В данной статье описан опыт работы учителей классов "Особый ребенок" по направлению интегрированного обучения....
"Интегрированный подход в обучении младших школьников старшими"
В статье описан опыт работы учителей класса "Особый ребенок" по интегрированному обучению....
Cтатья "Технология системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников".
В данной статье вашему вниманию представлена примерная организация системно-деятельностного подхода на определённых этапах урока в условиях внедрения ФГОС ОО....
Статья "Системно-деятельный подход в обучении младших школьников в дополнительном образовании"
В статье рассматривается системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов нового поколения и ориентирован не на само содержание образования, хотя с ним связан, а на ...
"Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников-преимущества и риски"
Работа посвящена рассмотрению вопроса о роли системно-деятельностного подхода в начальной школе...