Управление инновационной деятельностью педагогического коллектива как условие развития школы
статья на тему
В статье рассмотрены теоретические и практические основы инновационных процессов в образовании.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ и ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Программа профессиональной переподготовки
«Управление государственным и муниципальным
образовательным учреждением»
Выпускная работа
Управление инновационной деятельностью педагогического коллектива как условие развития школы
Слушатель
Князева Людмила Владимировна
Екатеринбург
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты инновационных процессов…………………….5
1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация…….……...5
1.2 Роль инноваций в развитии школы……….…………………………….15
Глава 2.Управление инновационной деятельностью педагогов……………..….21
2.1 МБОУ гимназия №35 как одна из инновационных школ ……………21
2.2 Особенности управления инновационными процессами……………..28
Заключение……………………………………………………………...…………..37
Список литературы………………………………………………………..………..39
Приложения
Введение
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, деятельность которых требует глубокого научного и практического осмысления.
Современная российская школа – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.
В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления, образования, права и др.
В современной образовательной системе педагоги вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания образования, форм его реализации, методов и приёмов преподнесения содержания детям.
Однако практика показывает, что педагоги не всегда в полной мере готовы к инновационной деятельности, отбору и проектированию её актуальных проблем, конструированию педагогических инноваций, реализации содержания инновационного дошкольного образования с помощью современных педагогических технологий, к прогнозированию ожидаемого результата, который может быть получен в ходе реализации инноваций.
Это подтверждает мысль о том, что инновационными процессами необходимо управлять. Цель управления – разностороннее (управленческое) содействие педагогам в инновационной деятельности.
Объект исследования: инновационная деятельность педагогов образовательного учреждения.
Предмет исследования: управление инновационной деятельностью педагогов образовательного учреждения.
Цель: разработка модели управления инновационной деятельностью педагогического коллектива для дальнейшего развития образовательного учреждения
Задачи исследования:
- Провести междисциплинарное исследование понятий новшество, инновация, инновационный образовательный процесс, педагогическая инновация, управление образовательным учреждением.
- На основе изучения психологической, методической, философской литературы изучить роль инновационных процессов в развитии образовательного учреждения.
- Проанализировать инновационную деятельность в МБОУ гимназия №35 города Екатеринбурга.
- Разработать модель управления инновационной деятельностью педагогического коллектива образовательного учреждения.
Глава 1. Теоретические аспекты инновационных процессов
1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.[1]
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.[2]
Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“. Для выявления сущности этих понятий составим сравнительную таблицу.
Таблица 1
Понятия «новация» и «инновация»
Критерии | Новация | Инновация |
Масштаб целей и задач | Частный | Системный |
Методологическое обеспечение | В рамках существующих теорий | Выходит за рамки существующих теорий |
Научный контекст | Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения | Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки |
Характер действий (качество) | Экспериментальный (апробирование частных нововведений) | Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат |
Характер действий (количество) | Ограниченный по масштабу и времени | Целостный, продолжительный |
Тип действий | Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества | Проектирование новой системы деятельности в данной практике |
Реализация | Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией) | Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности |
Результат, продукт | Изменение отдельных элементов в существующей системе | Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы |
Новизна | Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики | Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности |
Последствия | Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей | Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок |
Итак, новация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация – это процесс освоения этого средства. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Существует характеристика этапов развития инновационного процесса.[3] В ней выделяют следующие действия:
- определение потребности в изменениях;
- сбор информации и анализ ситуации;
- предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;
- принятие решения о внедрении (освоении);
- собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;
- институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.
Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.
Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения – это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.
Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.
Существуют различные виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют.
1)
2)
3)
4)
5)
6) по источнику возникновения:
- внешние (за пределами образовательной системы);
- внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы).
7) по масштабу использования:
- единичные;
- диффузные.
8) в зависимости от функциональных возможностей:
Таблица 2
нововведения - условия | нововведения-продукты | организационно-управленческие нововведения |
обеспечивают эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия и т. д. | педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д. | качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование. |
9) по признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности:
Таблица 3
инновации нулевого порядка | это практически регенерирование первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента) |
инновации первого порядка | характеризуются количественными изменениями в системе при неизменном ее качестве |
инновации второго порядка | представляют собой перегруппировку элементов системы и организационные изменения (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования и др.) |
инновации третьего порядка | адаптационные изменения образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования |
инновации четвертого порядка | содержат новый вариант решения (это чаще всего простейшие качественные изменения в отдельных компонентах образовательной системы, обеспечивающие некоторое расширение ее функциональных возможностей) |
инновации пятого порядка | инициируют создание образовательных систем “нового поколения“ (изменение всех или большинства первоначальных свойств системы) |
инновации шестого порядка | в результате реализации создаются образовательные системы “нового вида“ с качественным изменением функциональных свойств системы при сохранении системообразующего функционального принципа |
инновации седьмого порядка | представляют высшее, коренное изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип системы. Так появляется “новый род“ образовательных (педагогических) систем |
10) по осмыслению перед внедрением инноваций:
Таблица 4
случайные | полезные | системные |
инновации надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение | инновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределёнными целями и критериями, не составляющими единого целого со школьной системой | инновации, выведенные из проблемного поля с чётко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Они тщательно готовятся, экспертируются и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими) |
Опираясь на выше изложенное, можно сформулировать основную закономерность проектирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному управлению инновационным процессом.
Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.
Управленческая структура предполагает взаимодействие четырёх видов управленческих действий: планирование – организация – руководство – контроль. Как правило, инновационный процесс в школе планируется в виде концепции новой школы или – наиболее полно – в виде программы развития школы, затем организуются деятельность коллектива школы по реализации этой программы и контроль над её результатами. Особое внимание следует обратить на то, что инновационный процесс в какой-то момент может быть стихийным (неуправляемым) и существовать за счёт внутренней саморегуляции (то есть всех элементов приведённой структуры как бы нет; могут быть самоорганизация, саморегулирование, самоконтроль). Однако отсутствие управления такой сложной системой, как инновационный процесс в школе, быстро приведёт к его затуханию. Поэтому наличие управленческой структуры является стабилизирующим и поддерживающим этот процесс фактором, что, разумеется, не исключает элементов самоуправления, саморегуляции в нём.
Каждый компонент этой структуры имеет своё строение. Так, планирование (сводящееся фактически к подготовке программы развития школы) включает проблемно ориентировочный анализ деятельности школы, формирование концепции новой школы и стратегии её реализации, целеполагание и разработку операционного плана действий.
Чем чаще руководитель будет обращаться в своей аналитической и в целом – управленческой деятельности к этим структурам, тем скорее они запомнятся, станут само собой разумеющимися. Во всяком случае: если директор фиксирует ситуацию, когда инновационный процесс в школе не идёт (или идёт неэффективно), причину нужно поискать в неразвитости каких-то компонентов той или иной структуры.
Знание всех структур необходимо директору ещё и потому, что именно инновационный процесс и является объектом управления в развивающейся школе, а руководитель обязан досконально знать объект, которым он будет управлять.
В инновационной деятельности школы используются документы различного уровня – от актов международного права, федеральных законов до постановлений местных органов власти, решений муниципальных и региональных органов управления образованием, органов управления и должностных лиц самой школы.
Смысл, содержание и применение любых нормативно-правовых актов прежде всего определяются правами и свободами человека и гражданина, установленными Конституцией Российской Федерации. Педагогические инновации должны способствовать наиболее полному осуществлению права на образование[4], права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию[5], другими правами и свободами, раскрываемыми в главе 2 первого раздела Конституции РФ. Очевиден приоритет международных и федеральных норм над региональными, местными, ведомственными и внутришкольными нормами.
Влияние инновационных изменений на здоровье учащихся должно прослеживаться руководителями школ особенно тщательно.
Учебная нагрузка, режим занятий определяются Уставом школы на основе согласований с органами здравоохранения. Расписание занятий должно включать достаточно продолжительный перерыв, необходимый для питания школьников. Выбирая и самостоятельно разрабатывая варианты нового содержания и технологий образования, коллектив и руководитель школы обязаны учитывать недельную загруженность учащихся уроками.
Школы используют различные варианты учебных планов, утверждённых Министерством образования РФ. Но при любом выборе руководитель школы обязан обеспечить изучение учебных предметов не в меньшем объёме, чем это предусмотрено инвариантной частью примерного базисного учебного плана.
1.2. Роль инноваций в развитии школы
После того, как руководитель всесторонне проанализировал ситуацию в школе, определил, какие результаты работы школы необходимо улучшить, у него, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом.[6] Выбор идей неизбежен потому, что для достижения одних и тех же целей, тех или иных результатов могут быть отобраны разные нововведения, каждое из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Вместо обоснованного подхода к выбору идей мы видим:
- у одних – стремление почти без всякого выбора внедрить, освоить буквально всё, чего раньше не было, что где-то услышали, увидели (не случайно о таких школах говорят, что они так “бешено“ развиваются, что не успевают нормально функционировать);
- у других – стремление перепробовать, освоить новое подряд, дабы таким образом найти оптимальную для своей школы идею. Это, фактически, работа вслепую (слепые пробы и естественно – многочисленные ошибки);
- у третьих – стремление осваивать непременно то, что осваивают соседи из окрестных школ для того, чтобы выдержать конкуренцию в борьбе за контингент учащихся, за хорошее мнение родителей, руководителей органов управления образованием своего округа;
- у четвёртых – отчётливо прослеживается стремление любой ценой не отстать от моды, быть на её гребне, а потому они очертя голову стремятся к статусу инновационной школы и непременно с вычурным, сложным названием;
- у пятых – готовность принять к осуществлению любую рекомендацию, любое указание местных органов управления образованием, касающееся освоения той или иной новой идеи.
Нетрудно понять, что все эти подходы к нововведениям в школе чреваты серьёзными издержками, такими, как колоссальные перегрузки детей и учителей, снижение успеваемости по тем предметам, которые не охвачены “экспериментальной“ работой, поскольку освоение неактуальной, неоптимальной чужой идеи, да ещё освоение неграмотное отнимает у учителей, охваченных этой деятельностью, все силы и время, что неизбежно приводит к дестабилизации педагогического процесса.
Но если руководителю все эти подходы не характерны, он понимает их ущербность и хочет обоснованно выбрать оптимальные именно для своей школы идеи развития.
Выбор идей реализуется путём их обсуждения, продумывания группой компетентных лиц- экспертов (это наиболее зрелые и прогрессивные работники школы, приглашённые специалисты). Он включает сравнительную оценку идей по ряду параметров и является творческим актом. Оценка идей может осуществляться как с помощью мысленного экспериментирования, так и на основе разработки проектов деятельности предполагаемых участников преобразования.
Таблица 5
Параметры оценивания идей[7]
Параметры | Характеристика параметров |
Актуальность оцениваемого нововведения | Она определяется по степени соответствия нововведения потребностям школы, социальному заказу, возможностям устранения каких-то существенных недостатков в работе, по мере решения проблем, выявленных в результате анализа работы школы, соответствие региональной и местной политике в развитии образования, по степени значимости той проблемы, на решение которой направлена инновация. |
Соответствие каждой предлагаемой для выбора частной новой идеи общей идее развития школы. | Осознаём: не всякая новая идея, технология, разработка может оказаться средством развития той или иной школы. При оценке инновации по этому основанию следует посмотреть, насколько предлагаемое новшество, если можно так выразиться, встраивается в концепцию развития школы. Эта концепция является важной составной частью программы развития общеобразовательного учреждения. |
Результативность нововведения. | Оценивается либо по аналогии освоения этой идеи в другом месте, либо экспертным путём (на основе интуиции, изучения потенциала идеи и т.п.). |
Творческая новизна (инновационный потенциал) идеи. | Конечно, вовсе не обязательно решать актуальные проблемы школы только с помощью радикальных инноваций (высшая степень творческой новизны), не имеющих ни аналогов, ни прототипов. Если существует, хотя и не новая, но эффективная, технология, или программа, то не следует их отвергать только потому, что они не новы. Надо всегда помнить: прогрессивно то, что эффективно, независимо от того, когда оно рождено – давно или только что. |
Методическая разработанность идеи. | Предполагает наличие конкретных описаний содержания идеи, структуры, а также этапов, технологии её освоения. При отсутствии описанных разработок, методик, технологий идея всё же может быть принята к освоению в форме эксперимента, в ходе которого все эти технологии разрабатываются: сначала в виде гипотезы, исследовательского проекта и т.д., а затем уже в виде проверенной, обоснованной практики. |
Возможности потенциальных участников освоения новшества | Они определяются сложностью и доступностью технологии, характером и силой мотивации участников, степенью заинтересованности учителей и руководителей во введении новшества, мерой необходимости в дополнительной подготовке и переподготовке членов педагогического коллектива и т.д. |
Баланс интересов учителей. | Баланс интересов разных групп учителей по отношению к тому или иному нововведению. |
Возможное сопротивление нововведению. | Оно может возникать со стороны тех педагогов, предложения которых не прошли; недавних носителей передового опыта; тех учителей, кому нововведение не по силам; тех, для кого инновации оборачиваются беспокойством и исчезновением условий тихого, безмятежного, ленивого существования; тех, кого освоение инновации обрекает на уход из школы или нежелательное для них изменение должности и т.п. |
Время, необходимое для освоения. | Гимназическое образование, к примеру, можно дать ребёнку в течение одиннадцати лет, а ситуация такова, что школа в силу объективных условий через несколько лет должна быть перепрофилирована или реформирована, в ней должен начаться капитальный ремонт и учащиеся будут разделены на несколько школ. Этот пример показывает: планируя нововведения, педагоги должны учитывать тот факт, что как время необходимое для освоения новшества, так и число этапов в его освоении зависят от условий работы школы. Кроме того, каждое новшество требует для своего освоения разного времени. Для одной школы может быть важнее получение не очень объёмного, но быстрого результата, для другой – как раз наоборот: нужен полный результат, а затраченное время большой роли не играет. |
Финансовые затраты на освоение новой идеи и его материально-техническое обеспечение. | Деньги нужны не только на приобретение оборудования, необходимого для подготовки и организации нововведения. Они могут понадобиться и на зарплату учителям (например, если новшество предполагает уменьшение наполняемости классов в интересах лучшей дифференциации и индивидуальности обучения). Они могут быть нужны и для оплаты научных консультаций, экспертизы разработок, программ развития школы, для приглашения специалистов с целью оказания методической помощи учителям при освоении новых идей. |
Организационные условия. | В школе может не быть структурных подразделений или должностей, необходимых для претворения инноваций в жизнь, необходимо их создать. |
Нормативно-правовая обеспеченность. | Целый ряд инноваций, особенно если они предполагают эксперимент, требует разрешение соответствующего органа образования, согласование с другими учебными заведениями, заключение хозяйственных договоров, трудовых соглашений, медицинской или иной экспертизы и т.п. |
Привлекательность идеи. | Соответствие инновации личным интересам и вкусам тех педагогов, которые будут её осваивать. |
Новизна идеи. | Соответствие уровню последних достижений педагогической науки и практики. |
Необходимо продумывать весь организационный механизм выбора идей, включающий сбор предложений учителей, детей и родителей с помощью собеседования и анкетирования, выявление предпочтений всех групп людей, участвующих в инновационном процессе, обсуждение отобранных инноваций на заседаниях методобъединений, творческих микрогрупп, кафедр, а в случае необходимости – на заседании педсовета. Идти в достижении цели руководитель должен не только и не столько от себя, сколько от других – исполнителей, реализаторов будущих нововведений. Очень важно, чтобы именно они сами участвовали в поиске, оценивали и выбирали новые идеи для освоения. Иначе их работа не будет иметь нужной мотивировки и не будет никакого обновления в способах управления инновациями в школе.
Чёткое представление о содержании и параметрах педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении инноваций не раз приводила школу к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом или распоряжением.
Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в школах инновационной среды – определённой морально-психологической обстановки, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы.[8] Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности учителей, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогическим инновациям.
Глава 2. Управление инновационной деятельностью педагогов
2.3 МБОУ гимназия №35 как одна из инновационных школ
Содержание обучения в каждом возрастном этапе реализует свои специфические задачи. На каждой ступени оно состоит из двух взаимосвязанных частей: обязательного (базового) компонента и вариативного. Содержание обязательной части определяется требованием объективно необходимого для каждого человека уровня общего образования. Именно обязательная часть гарантирует эквивалентность документов об образовании. Вариативная часть отражает региональные особенности школы, а также индивидуальные способности, склонности, потребности и запросы детей.
В ходе выполнения Программы реализуются:
- функциональная зависимость вертикально-возрастного (начиная с дошкольников) образовательного пространства и профильного обучения старшеклассников;
- средства и способы диагностики профильных наклонностей учеников к определённым видам деятельности и к изучению определённых областей знаний;
- использование диагностики в проектировании индивидуально-личностного пространства растущего человека;
- использование образовательного маркетинга для выявления индивидуального и общественного образовательного заказа;
- вхождение дополнительного образования в основное как вид профиля и как основы культурного насыщения образовательной среды;
- демонстрация исследования информационных технологий и исследовательской деятельности учащихся как необходимых условий интексикации профильного образования.
Школа предназначена образовать человека, опираясь на личность учителя и основы наук, им преподаваемые. Это значит помочь человеку познать самого себя, развивать всё лучшее, что в нём заложено, т.е. научить самостоятельно регулировать своё поведение и деятельность, чтобы обеспечить оптимальную жизнь среди других людей и окружающей природы.
Это общеобразовательное учреждение открывает перед учениками первую дверь в трудную и сложную жизнь, решая задачу превращения обучения в процесс самопознания и развития личности.
Основное назначение школы – подготовка учащихся к самореализации личности в семейной, трудовой и гражданской жизни. Такое понимание сущности школы означает, что она ориентируется на каждого ученика независимо от его природных задатков, склонностей и интересов, образовательного потенциала семьи, её материально-бытовых условий.
Антропологическая школа – это открытая педагогическая платформа. Она предполагает использование в работе современных педагогических технологий:
- личностно-ориентированного обучения;
- системы развивающего обучения;
- уровневой дифференциации;
- технологии полного усвоения знаний;
- коллективного способа обучения;
- модульного обучения.
МБОУ гимназия №35-школа профильного образования, целью которого является организация деятельности по соотнесению общности образовательного пространства и индивидуальных потребностей саморазвития его субъектов. В ближайшем будущем руководители школы мечтают создать реальную модель многопрофильной школы.
Создание многопрофильной среды приводит к серьёзному изменению подходов в отборе содержания и технологий образования.
Обновление содержания образования ведётся по следующим параметрам:
- расширение сети предметов;
- создание и систематизация профильного набора программ;
- создание разноуровневого ученического материала;
- переработка программ традиционных предметов в зависимости от профиля класса;
- создание и приобретение пособий по самообразованию;
- создание программ элективных курсов, дополнительного образования;
- сращивание основного и дополнительного образования;
- концептуализация преподавания профильного компонента;
- диалогичность и интеграция предметных образовательных областей;
- социализация содержания.
Особенности и условия жизнедеятельности гуманистической воспитательной системы:
- создание индивидуального облика школы – выявление оригинальности, особенности школы, осуществляющиеся на принципах объединения всего коллектива и постепенного включения его в увлечённую работу;
- отношения учитель – ученик строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества;
- позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов и техники работы учителя природосообразной, личностно-ориентированной, здоровьесберегающей направленности;
- дифференциация и индивидуализация обучения достигается путём организации нетрадиционных уроков: модульных, практикумов, проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий, коллективной работы на уроке (парной, микрогрупповой, бригадной и т.д.).
Основой воспитательной системы школы является идея целостности. Воспитание, обучение и развитие человека осуществляется в единой педагогической личностно-ориентированной системе, которая обеспечивает развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной сфер, креативности и рефлексии, тела и духа – и детей, и взрослых.
Все школьные предметы учебного плана, и особенно гуманитарные, способствуют тому, чтобы мир в сознании ученика был единым и необыкновенным. Встречи и праздники, часы общения и конкурсы, олимпиады и интегрированные уроки – вот те связующие элементы, которые создают духовную атмосферу каждого школьного дня.
В школе работают спортивные секции, театральные студии и студии декоративно-прикладного искусства, ансамбли спортивного и бального танцев, кружки начального технического моделирования, радиолюбителей, хореографические ансамбли.
МБОУ гимназия№35 является Федеральной инновационной площадкой Уральского отделения Российской Академии Образования. УрО РАО занимается всесторонней инновационной деятельностью, разрабатывает интересные проекты. В рамках этой деятельности , совместно с гимназией №35 был разработан проект, который получил гранд на Всероссийском конкурсе. Это сетевой проект, в котором задействованы лучшие языковые школы свердловской области.
Цель проекта: формирование иноязычной коммуникативной компетенции в соответствии с требованиями ЕГЭ по апробации УМК Макмиллан.
Модернизация содержательного компонента через внедрение лучших УМК Макмиллан в учебный процесс
- мониторинг рынка учебно- методической литературы;
- уникальный проект апробации УМК Macmillan English 1-6 уровни.
Все учебники, которые издаются в Оксфорде и Кембридже готовят к успешной сдаче международных экзаменов и, соответственно, к ЕГЭ по английскому языку, который разработан в формате этих международных экзаменов.
Преимущества УМК издательства Макмиллан:
- упражнения в формате международных экзаменов и ЕГЭ по английскому языку;
- современный качественный язык;
- аутентичность (изданы в стране изучаемого языка);
- ориентация на Европейскую шкалу языковых уровней.
В гимназии выстраиваются свои линейки учебников, существуют различные варианты получения качественного языкового образования.
Например, в гимназии есть дополнительная образовательная услуга – международный проект, американская аутентичная программа « Школа завтрашнего дня». Это система индивидуального, мотивированного, управляемого обучения. Эта программа реализуется в рамках начальной школы. В среднем звене важно продолжать развивать уровень английского языка, следовательно, каждый год изучаются и апробируются новинки издательства Макмиллан. ( В данный момент апробируется уникальный УМК Macmillan English,который издан для внутреннего пользования в Великобритании.)
Учебная литература издательства Макмиллан ориентирована на Европейскую шкалу языковых уровней.
Английский язык как инструмент образования и самообразования
- метапредметные связи как инструмент деятельностного подхода в обучении английскому языку;
- реализация проекта по билингвальным технологиям обучения:
- интеграция английского языка в научно-исследовательскую деятельность учащихся.
Билингвальность предполагает изучение школьных предметов на английском языке. Американский проект «Шкала завтрашнего дня»- изучение нескольких предметов на английском языке. Учебники издательства Макмиллан также содержат языковой материал из различных областей знаний, следовательно, являются основой для проектной деятельности.
В современной литературе издательства Макмиллан ставится акцент на метапредметные связи. Мы не просто изучаем язык, а, ориентируясь на профильное образование, готовим специалистов со знанием английского языка для успешности выпускников в будущем.
Достижение высоких результатов обучения
- система поддержки одаренных детей;
- мониторинг качества образования;
- участие в олимпиадах и научно-практических конференциях;
- участие во Всероссийских интернет-олимпиадах издательства Макмиллан на разных уровнях обучения.
Учащиеся гимназии успешно сдают ЕГЭ по английскому языку. В целом по стране ЕГЭ по английскому языку выбирают менее 11% выпускников , в гимназии №35 в 2011 году ЕГЭ по английскому языку успешно сдали 20% выпускников.
Ученики гимназии каждый год имеют призовые места в районных и городских олимпиадах и НПК. Ученики также успешно выступают и на других параллельных площадках.
Всероссийский конкурс научно-исследовательских, практико-ориентированных проектов на английском языке (Педагогический университет) – ученики гимназии №35 ежегодно занимают призовые места.
2011г. Региональная олимпиада « Интегрированные проекты на английском языке» ( гимназия №9) -2 призовых места.
2011г. Муниципальное учреждение центр развития творчества « Одаренность и технологии» , городской конкурс творческих презентаций на английском языке «Мир вокруг нас» 5 призовых мест. В рамках сетевого проекта учащиеся гимназии два раза в год участвуют в интернет-олимпиаде издательства Макмиллан и имеют призовые места.
Ученики гимназии уезжают на временную или постоянную учебу в Европу и Великобританию и демонстрируют высокий уровень языковых знаний.
Внеурочная деятельность
- развитие эмоциональной сферы;
- создание психологической атмосферы комфорта учителя и ученика;
- проведение общешкольных праздников на английском языке.
Общешкольные праздники создают камерную атмосферу, развивают творчество. Основной идеей таких праздников является внимание к каждому ребенку, чтобы каждый ребенок смог преодолеть страх публичного выступления, создание веселой, доброжелательной атмосферы. Праздники дарят детям радость и яркие эмоциональные переживания.
В ходе инновационной деятельности в коллективе родился “новый“ педагог – не просто хорошо знающий определённую науку, но обладающий фундаментальными знаниями о человеке, о ребёнке, о познавательном процессе, с одной стороны, и о реальной жизни детей и взрослых, природы и общества – с другой. Родился воспитатель, который творчески участвует в педагогическом процессе и воспринимает ребёнка как равноправного участника этого процесса.
Администрация гимназии – это увлечённые творческие руководители, способные повести за собой единый школьный коллектив.
Об учителях можно говорить бесконечно. Все они умеют дарить радость общения, творчества, любить, ценить и прощать, владеют приёмами анализа, могут осмыслить новые социально-экономические условия воспитания. Вот почему эта школа является для многих учеников школой радости.
Модель (портрет) выпускника школы в гимназии такова:
- Общечеловеческие качества: теоретическая и интеллектуальная зрелость, самостоятельность в решении и выборе образа действий, овладение своими познавательными процессами, аргументация и доказательство истинности суждений, критичность мышления, способность к познанию общих законов природы и общению, научное мировоззрение, творческая активность, рефлексия, чувство собственного достоинства.
- Личностные качества: социальная зрелость, осознание себя членом общества, осознание и критическое отношение к себе, профессиональные интересы, профессиональное ориентирование, самоопределение, открытие своего внутреннего мира, осознание своей индивидуальной целостности, потребность в поиске смысла жизни, социальные и нравственные убеждения, гражданское мировоззрение, моральная зрелость.
3. Особенности управления инновационными процессами
Управление процессами, происходящими в учреждениях образования, - один из важнейших факторов достижения высокого уровня образовательных результатов. Особое значение имеет это положение, когда речь идет об управлении инновационными процессами, определяющими векторы развития образовательных систем всех уровней в последние годы.
Управляющая система школы – директор, его заместители, руководители структурных подразделений – эффективна только в том случае, когда принципы и закономерности управления осознаны каждым из них в полном объеме и стали частью их профессионального самосознания. Уровень профессиональной культуры руководителей школы в значительной степени определяет качество инновационной деятельности образовательного учреждения в целом.
Профессиональный, т.е. культурный, руководитель целеустремленно и настойчиво формирует профессиональную культуру исполнителей, выступающих в качестве субъектов инновационной деятельности, рассматривая подобные усилия как условие обогащения кадрового ресурса инноваций. Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются: интуиция творческого руководителя, педагога; опыт, рождённый в данной школе; педагогический опыт, рождённый в других школах; нормативные документы; мнение потребителя образовательных услуг; потребности педагогического коллектива работать по–новому и др.. Инновации выступают в педагогической деятельности как способ решения проблем, возникающих в нестандартных (нетрадиционных) ситуациях практики функционирования и развития образовательных процессов.
Существуют различные основания для классификации инноваций:
основание для классификации | вид инновации |
сфера осуществления |
|
признак масштабности |
|
способ возникновения |
|
глубина преобразования |
|
В системе управления можно рассмотреть инновации, связанные с:
- деятельностью кафедр, методических объединений, творческих и проблемных групп, созданием научных обществ и др. – структурные инновации;
- разработкой локальных актов, методических рекомендаций, программ развития и др. – функциональные инновации.
Наибольшая инновационная активность наблюдается в области содержания образования и педагогических технологий, когда учитель использует новые для него программы.
В педагогической практике выделяют следующие стадии развития инноваций:
- Формирование идеи, целеполагание, разработка путей реализации.
- Освоение на стадии апробации.
- Распространение новой практики.
- Рутинизация (устаревание) новшества.
В практической работе наиболее сложными являются вопросы о критериях, показателях инновационной деятельности и стимулировании инновационного потенциала педагога.
Критерии - средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка. Разработка критериев оценки инновационных процессов направлена на создание механизмов управления этими процессами на основе новых подходов к образованию как развивающей и развивающейся среде. Критерии оценки рассматриваются как условие эффективности управления развитием образовательного учреждения. Такими критериями могут стать:
- актуальность (соответствие инновации социокультурной ситуации развития общества);
- новизна (степень оригинальности инновационных подходов, комбинирование известного, представляющего в совокупности новизну);
- образовательная значимость (степень влияния инновации на развитие системы образования в целом);
- общественная значимость (воздействие инновации на развитие системы образования в целом);
- полезность (практическая значимость);
- реализуемость (реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов).
Сложность применения оценочных суждений (критериев) к инновациям состоит в том, что инновационные процессы программируются на будущее, а оцениваются в настоящем, т.е. оценке подвергается то, что не представлено, чего ещё нет.
Как ориентировать учителя к инновационной деятельности и у каждого ли учителя есть инновационный потенциал? Инновационный потенциал – совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, которые выражаются в готовности совершенствовать педагогическую деятельность. Наличие инновационного потенциала связано со способностью совершенствовать новые идеи, а главное моделировать их в практической деятельности.
В основе мотивов, то есть побуждений личности к нововведениям, лежат самые разные потребности:
- желание сделать процесс обучения более интересным, действенным, привлекательным, и тем самым активизировать обучение;
- повышение статуса в коллективе, достижение большего признания, большая конкурентоспособность специалиста;
- расширение возможности трудоустройства, профессиональное самоутверждение и самореализация, повышение разряда и т.д.
В целом деятельность человека всегда полимотивирована, то есть он руководствуется не каким-то одним, а несколькими мотивами. Лучшей мотивацией служит показ успешной деятельности коллег, работающих в инновационном режиме.
Автор книг «Психология профессионализма» и «Психология труда учителя» А. К. Маркова выделяет пять уровней профессионализма:
- допрофессионализм (ознакомление с профессией, адаптация в профессии, определение своих возможностей и своего предназначения в профессии; этот этап протекает от 5 до 8 лет и заканчивается выработкой индивидуального профессионального почерка);
- профессионализм (свободное владение профессией, мастерство);
- суперпрофессионализм (свободное владение профессией на уровне творчества);
- послепрофессиональный период (этап завершения профессиональной деятельности; это – специалист–профессионал в прошлом, выполняющий функции консультанта, наставника, эксперта);
- особая группа - непрофессионалы (специалисты, которые независимо от стажа, выполняют работу по собственным или чужим профессионально искажённым нормам).
Профессионализм человека складывается в основном на протяжении зрелого периода его жизни, то есть в среднем с 20 до 45-50 лет. Темп, скорость, с которой происходит развитие мастерства, различны. Особенно быстро осуществляется профессиональный рост в первые 5-8 лет, когда происходит профессиональное становление. Затем развитие несколько замедляется и возобновляется под влиянием внешних и внутренних побуждающих к этому факторов, в том числе и под влиянием обучения.
Человек получает два рода знаний:
- знания, полученные в ВУЗе, ССУЗе, курсах повышения квалификации и т.д.;
- знания, в результате собственной аналитической работы, критического отношения к своему опыту и к самому себе.
Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей; высокий эмоциональный статус; готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий; овладение новыми методами обучения; умение разрабатывать проекты; умение анализировать и выявлять причины недостатков).
Инновационная деятельность педагога зависит от понимания им смысла употребления тех или иных новшеств, умений осуществлять их поиск, выбор и применение.
Важным в деле подготовки учителя к инновационной деятельности является участие в семинарах – практикумах, профессиональных конкурсах, посещение открытых уроков. Инновационная деятельность стимулирует к глубокому аналитическому подходу в методической работе.
Рассмотрим содержание, формы и методы деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе по управлению инновационной деятельностью.
Под управлением (сопровождением) инновационным процессом понимается целеустремлённая деятельность, направленная на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития образовательного учреждения. Оптимальным вариантом сопровождения инновационной деятельности является программа комплексных действий в рамках единой методической темы. Составляющие управления:
- Учёт и систематизация инновационной деятельности.
- Разработка проектов, программ, положений по реализации инновационных процессов.
- Разработка системы контроля за ходом и результатами экспертизы и внедрения педагогических инноваций.
- Организация мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности участников инновационной деятельности.
- Систематизация и обобщение опыта инновационной деятельности.
- Проблемно-ориентированный анализ результатов инноваций.
Рассмотрим каждое направление управленческой деятельности более подробно.
Учет и систематизация инновационной деятельности. Стартовая экспертная оценка опыта учителей. Это может быть опрос-беседа по следующим вопросам:
- Назовите проблему, над которой Вы работаете? В течение какого срока Вы работаете над ней? Чем она Вас привлекает?
- Разработан ли Вами план работы над данной проблемой?
- Какую литературу Вы изучили, работая над проблемой?
- Какие идеи Вы внедряли в образовательный процесс за этот период?
- Что изменилось в результате Вашей работы? Подтвердите данными анализа.
- Ваше мнение об эффективности проводимой работы.
- Продолжите ли Вы работу над данной темой?
Вместо опрос-беседы можно предложить учителю сделать письменный самоанализ работы над самообразованием. На основе самоанализов можно создать банк данных опыта учителей.
- экспертная карта инновационной деятельности учителя
- Разработчик (ФИО)__________
- Сфера осуществления инновационной деятельности ___________
- Тема________________________
- Цель_________________________
- Задачи_____________________
- Стадия развития инновации__________________
- Масштаб_____________________
- Форма представления результата___________________
- приказ об инновационной деятельности с приложением перечня основных направлений.
- сбор инновационных программ с целью организации контроля за решением поставленных задач, за сформированностью знаний, умений и навыков, обозначенных в программе.
Разработка проектов, программ, положений, методических рекомендаций по реализации инновационных процессов.
- Разработка нормативных документов для создания структур, которых ранее не было в школе (положения о психолого-медико-педагогическом консилиуме, научном обществе учащихся, проблемной группе и др.).
- Разработка методических документов, обеспечивающих инновационную, опытно-экспериментальную деятельность (Положение об инновационной деятельности, требования к составлению программ, требования к оформлению печатных документов, рекомендации по обобщению опыта и др.).
- Ознакомление с требованиями к ведению журналов (выставление отметок, зачетов; деление на подгруппы и др.).
Разработка системы контроля за ходом и результатами экспертизы и внедрения педагогических инноваций (сбор и обработка информации о нововведениях).
- Экспертиза составленных программ.
- Посещение вновь введенных предметов с целью наблюдения за реализацией задач, указанных в инновационных программах и сформированностью знаний, умений и навыков.
- Контроль за прохождением учебных инновационных программ) (проверка журналов).
- Подведение итогов контроля на совещании, педагогическом совете и др.
- Контроль за составлением и реализацией планов работы методических объединений, в которых должна отражаться инновационная деятельность.
- Контроль за результатами инновационной деятельности, которые должны представляться учителем заместителю директора по УВР по итогам намеченных этапов или полугодия.
Организация мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности участников инновационной деятельности.
Задача заместителя директора по УВР – создать условия, мотивирующие профессиональное мастерство, обобщение и распространение педагогического опыта:
- Проведение профессиональных конкурсов (конкурс программ, уроков, «Учитель года», и др.).
- Проведение методических конференций.
- Участие в районных и областных конкурсах.
Систематизация и обобщение опыта инновационной деятельности: публикации, выступления, открытые уроки, творческие отчеты, мастер-классы.
Проблемно-ориентированный анализ результатов инноваций делается заместителем директора по УВР как раздел проблемно-ориентированного анализа в годовом плане работы школы.
Перечень необходимой документации:
- Положение об инновационной деятельности.
- Приказ об организации инновационной деятельности на учебный год.
- Модифицированные и авторские программы.
- Карты инновационной деятельности учителя.
- Методические рекомендации по оформлению программ.
- Отчеты по экспериментальной работе.
- Аналитические справки, подтверждающие контролирующие функции заместителя директора по УВР.
- Отчеты учителей по инновационной работе.
Результативность инновационной работы достигается при наличии следующих условий:
- знание руководителями школы профессиональных запросов, потребностей учителя, уровня профессионализма, мотивации, затруднений каждого учителя;
- создание системы работы с учителем;
- стимулирование профессионального роста учителя, поддержка его личностных стремлений движения к новому;
- включенность учителей в решение проблемы школы.
Заключение
Основываясь на вышеизложенном материале, можно с уверенностью сказать, что те задачи, которые ставит перед нами жизнь в области образования, будут решаться с помощью различных педагогических инноваций.
В работе всесторонне рассмотрен вопрос об инновациях в образовании, раскрыто значение педагогических инноваций, дана их классификация, выявлены различия между инновацией и реформой, инновацией и новацией, определены параметры оценивания инновационных идей, которые являются основными для образования.
Анализ отечественного опыта позволил проанализировать научные подходы к управлению инновационным учебным заведением, а также определить стратегию его совершенствования.
Решение проблемы формирования высокой готовности к инновациям заключается не в навязчивом требовании инноваций от всех участников образовательного процесса, а в предоставлении возможности проявления готовности и стимулировании этого процесса.
Для повышения инновационной активности необходимо управленческое содействие, которое можно трактовать как создание условий для проявления их творческого потенциала, реализации задатков в организации инновационного образовательного процесса, т.е. условий, благоприятных для осуществления инноваций.
Составляющие управления инновационной деятельностью педагогов:
1.Учёт и систематизация инновационной деятельности.
2.Разработка проектов, программ, положений по реализации инновационных процессов.
3.Разработка системы контроля за ходом и результатами экспертизы и внедрения педагогических инноваций.
4.Организация мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности участников инновационной деятельности.
5.Систематизация и обобщение опыта инновационной деятельности.
6.Проблемно-ориентированный анализ результатов инноваций.
Главное отличие инновационного образовательного учреждения от традиционного состоит в создании условий для развития всего потенциала личности, чтобы быть готовой к любому, даже непредвиденному будущему, и способной адаптироваться к новым ситуациям.
МБОУ гимназия №35-школа профильного образования, целью которого является организация деятельности по соотнесению общности образовательного пространства и индивидуальных потребностей саморазвития его субъектов. Инновационная деятельность в гимназии №35 осуществляется на основе тесного взаимодействия с ВУЗами и является Федеральной инновационной площадкой Уральского отделения Российской Академии Образования.
Чем более школа инновационна, тем более развиты учащиеся этой школы. Чёткое представление о содержании и параметрах педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности.
Управляющая система школы – директор, его заместители, руководители структурных подразделений – эффективна только в том случае, когда принципы и закономерности управления осознаны каждым из них в полном объеме и стали частью их профессионального самосознания. Уровень профессиональной культуры руководителей школы в значительной степени определяет качество инновационной деятельности образовательного учреждения в целом.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. – СПб.: Громова. – 2002.
2. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. – 2004. – № 3. – с. 28. .
3. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. – 2005. – № 6. – с. 33.
4. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. – 2005. – № 3. – с. 5.
5. Ерофеева, Н. И. Управление проектами в образовании/ Н. И. Ерофеева// Народное образование. – 2002. – №5. – с.94.
6. Каменский, А. К. Нормативно-правовая база общественно-государственного управления школой/ А. К. Каменский// Директор школы. – 2006. – № 3. – с.93.
7. Козлов, С. Д. Роль образования в современном обществе/ С. Д. Козлов// Педагогическая мастерская. – 2004. – № 2. – с. 9.
8. Кочетова, А. Н. Коллективное педагогическое творчество – приоритет внутришкольного управления, основа развития школы/ А. Н. Кочетова// Народное образование. – 2004. – № 2. – с.72.
9. Кротова, К. К. Эксперимент в школе: за и против/ К. К. Кротова// Народное образование. – 2004. – № 2. – с. 136.
10. Курганский, С. М. Положение о научно-экспериментальной деятельности педагогических работников школы/ С. М. Курганский// Завуч.–2006.– № 4.– с. 87.
11. Лазарев, В. С. Управление нововведениями – путь к развитию школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. – 2004. – № 1. –с.16.
12. Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системы школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. – 2003. – № 1. – с.4.
13. Лаздина, Т. И. Технологии мотивационного управления инновационной деятельностью учителей/ Т. И. Лаздина// Начальная школа плюс До и После. – 2006. – № 2. – с.19.
14. Новиков, А. М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения/ А. М. Новиков// Дополнительное образование. – 2002. – № 4. – с.53.
15. Новиков, А. М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения/ А. М. Новиков// Дополнительное образование. – 2002. – № 6. – с.55.
16. Новосёлов, А. С. Новизна и критерии новизны в педагогических разработках/ А. С. Новосёлов// Школьные технологии. – 2003. – № 4. – с. 36.
17. Под ред.. Поташника М. М. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений/ Под ред. М. М. Поташника. – М.: Новая школа. – 1994. – с. 64.
18. Пугачёва, Н. Б. Источники инноваций общеобразовательного учреждения/ Н. Б. Пугачёва// Завуч. – 2005. – № 3. – с.29.
19. Пугачёва, Н. Б. Психолого-педагогическое обеспечение инновационной деятельности общеобразовательного учреждения/ Н. Б. Пугачёва// Завуч. –2005 – № 3. – с.122.
20. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005
21. Руднев, Е. Н. Миссия, стратегия и практические действия/ Е. Н. Руднев// Директор школы. – 2006. – № 8. – с.38.
22. Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. – М.: Школа-Пресс, 2000.
23. Строкова, Т. И. Мониторинг педагогических нововведений/ Т. И. Строкова// Директор школы. – 2006. – № 6. – с.34.
24. Тестов, В. А. Стратегия образования в современных условиях/ В. А. Тестов// Педагогика. – 2005. – № 7. – с.5.
25.Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю. С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – № 5. – с.8.
Приложение №1
Инновационные программы, внедряемые в 1 полугодии 2011-2012 учебного года
В МБОУ общеобразовательном учреждении гимназии №35
ФОРМА 1. Банк инновационных и экспериментальных программ, внедряемых в Муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении гимназии №35. 1полугодие 2011-2012 учебного года
№ п/п | Наименование муниципального общеобразова-тельного учреждения, внедряющего инновационную программу | Наименование инновационной программы или проекта (только при наличии официального документа: площадка УрОРАО, ИРО, ГСИП, ИМЦ и др.) | Объем средств, направленных в первом полугодии 2011- 2012 учебного года на внедрение инновационной программы или проекта, (тыс. рублей) | Всего, тыс. рублей | |||||||
Районный уровень | Муниципальный уровень | Областной уровень | Федеральный уровень/международный | Районный уровень | Муници-пальный уровень | Областной уровень | Федеральный уровень | Другие источники | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 35 | - | - | - | «Перевод гимназии в режим развития» 2011-2012г, приказ УрОРАО №172 /ИАШ от 29.04.11 | - | - | - | - | 65,5 | 65,5 |
ФОРМА 2. Количество научных исследований, ведущихся на базе образовательных учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования. Исследования подготовлены к защите на конец 1 полугодия 2011-2012 учебного года
№ | Полное наименование образовательного учреждения дошкольного, общего и дополнительного образования | ФИО (полностью) руководителя, педагога, осуществившего научное исследование | Тема исследования | Предварительный срок защиты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Муниципальное бюджетное обще образовательное учреждение гимназия №35 | Руководитель – Николаева Наталья Петровна- представитель « Макмиллан» в УрФО Филоненко Ирина Александровна - учитель английского языка | «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в соответствии с требованиями ЕГЭ( по апробации УМК « Макмиллан» | декабрь 2011 года |
ФОРМА 3. Расходование средств образовательными учреждениями за 2011 год, выделенных на поддержку инновационной деятельности
№ ОУ | Наименование расходов в тыс.руб | ||||
Повышение квалификации педагогов и руководителей | Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности | Подписка на периодику | Развитие материально-технической базы | ИТОГО | |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 35 | 46 | 15 | 4,5 | - | 65,5 |
Директор МБОУ гимназии № 35 А.Б.Коровин
Форма 4. Внедрение современных программ профильного обучения вМБОУ гимназии № 35 2011- 2012 учебный год
4.1. Модель внутришкольной профилизации
ОУ | №№ ОУ/ количество профилей | |||
однопрофильная | Кол-во | многопрофильная | Кол-во | |
- | - | + | 3 |
- Профили, направленности (все типы и виды ОУ) в МБОУ гимназии № 35
Название профилей | Кол-во классов |
Лингвистический | |
Гуманитарный | |
Филологический | |
Социально-гуманитарный | 4 |
Социально-филологический | |
Социально-экономический | |
Экономический | |
Историко-обществоведческий | |
Естественнонаучный | |
Естественно-математический | |
Биолого-химический | |
Химико-биологический | 2 |
Химико-физический | |
Технический/ технологический | |
Информационно – технологический | |
Информационно – математический | |
Информационно – экономический | |
Математический | |
Физико-математический | 4 |
Физический | |
Художественно-эстетический | |
Эстетический | |
Оборонно-спортивный | |
Дополнительная (углубленная) подготовка обучающихся по русскому языку, литературе, мировой художественной культуре | |
Другие | |
Всего | 10 |
4.3. Количество классов профильной и предпрофильной подготовки (в 8-11 классах) в МБОУ гимназии № 35
в % к общему числу классов в учреждении
№ ОУ | Всего 8-11 классов в ОУ | Из них классов профильной и предпрофильной подготовки | % классов профильной и предпрофильной подготовки к общему числу 8-11 классов |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 35 | 20 | 20 | 100% |
Директор МБОУ гимназии № 35 А.Б.Коровин
Справку составила ______________ (Л.Н.Повесма ) тел.3418402
Приложение №2
Программа сотрудничества
о консультационном сопровождении деятельности инновационной площадки
в рамках комплексно-целевой программы НИР
"Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций"
1. Исполнитель обязан:
1.1.Обесепечивать научное консультирование деятельности инновационно-активной школы в соответствии с утвержденными концептуальными документами ОУ.
1.2.Осуществлять научное консультирование представителей ОУ по основным направлениям деятельности членов сети инновационно-активных школ академической площадки .
1.3.Обеспечивать научное сопровождение участия ОУ - членов сети инновационно-активных школ академической площадки УрО РАО в конкурсных мероприятиях разного уровня
1.4.Обеспечивать участие ОУ - членов сети инновационно-активных школ академической площадки УрО РАО в научных мероприятиях Международного и Всероссийского уровня
2.Обеспечивать
2.1. Информационное сопровождение деятельности инновационно-активной школы на период реализации социально-значимой инициативы
2.2.Предоставлять, в случае необходимости, учебно-материальную базу для реализации процесса обучения в соответствии с п. 1. настоящего договора.
2.3.Оказать работу в полном объеме и с надлежащим качеством в срок, указанный в п.1.2 настоящего договора.
3. Заказчик обязан:
3.1. Представить оформленный со своей стороны договор в бухгалтерию Исполнителя .
3.2. Своевременно возместить затраты Исполнителя, предусмотренные п.3.1 настоящего договора
Исполнитель: | заказчик: |
Зам.председателя УрО РАО В.Я. Шевченко (подпись) М.П. Договор принят к исполнению «_____»__________________2011г. | Коровин А.Б _____________________________________________(ФИО) (подпись) |
М.П. |
Приложение №3
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
Специалисты Уральского отделения Российской академии (УрО РАО) образования участвуют в масштабном исследовании в рамках Федеральной целевой программы развития образования. Планируется многолетняя научно-внедренческая работа по развитию сетевого взаимодействия учреждений системы образования и УрО РАО, в том числе НОЦ , РГППУ, по вопросам развития одаренности у школьников, студентов и молодых специалистов в рамках проекта Министерства образования и науки РФ.
.
- Полное название Вашего учебного заведения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №35
- Почтовый адрес Вашего учебного заведения:
620137 г. Екатеринбург ул. Июльская, 32
- Какие формы сотрудничества общеобразовательной школы и вуза Вы считаете наиболее эффективными? (можно отметить несколько пунктов)
- вуз углубляет общеобразовательную подготовку на специализированной площадке школы
- вуз дает предпрофессиональную профильную подготовку в школе (юный физик, юный биолог и т.д.)
- при вузах функционируют специализированные общеобразовательные школы для одаренных детей
- вуз может быть региональным центром работы с одаренными детьми – проведение олимпиад, защиты проектов, стажировки в университетах на каникулах, тематические лекции и т.д.
- дистантное взаимодействие (дистанционные Интернет-консультации, онлайн-лекции т.д.)
- корреспондентское взаимодействие школьников с профессорско-преподавательским составом вузов (индивидуализированная переписка)
- комплексное взаимодействие
- другое:сопровождение проектов
- _____________________________________________
- затрудняю ответить
- Какие уровни взаимодействия школьников с преподавателями вузов наиболее, на Ваш взгляд, наиболее эффективны? (можно отметить несколько пунктов)
- индивидуальное взаимодействие
- групповое взаимодействие (малые группы)
- договорное взаимодействие образовательных учреждений
- (школа - университет)
- отношения «школа-вуз» должны поддерживаться управлением образованием муниципалитета
- отношения «школа-вуз» должны поддерживаться на региональном уровне - министерством образования области
- отношения «школа-вуз» должны носить межрегиональный характер и должны поддерживаться на уровне федерального округа
- отношения «школа-вуз» должны поддерживаться на федеральном уровне
- другое:_____________________________________________
- затрудняю ответить
- Какие формы взаимодействия с преподавателями вузов Вы предпочитаете?
- предметные олимпиады
- предметные семинары
- лекции
- консультации
- другое_________________________________
- Есть ли у Вашей школы образовательный Интернет ресурс?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
- Сколько у Вашей школы компьютерных классов 3
- Примерные площади этих компьютерных классов:
1 компьютерная аудитория__60____кв.м высота аудитории:__3________
2 компьютерная аудитория__60____кв.м высота аудитории:__3________
3 компьютерная аудитория__60____кв.м высота аудитории:__3________
- Административный состав школы:
п/п | ФИО полностью | Учебный предмет | Категория | Стаж работы |
1 | Коровин Александр Борисович | Англ.яз. | высшая | 40 |
2 | Евстратова Наталья Викторовна | математика | высшая | 23 |
3 | Румянцева Валентина Ивановна | Рус.яз | высшая | 23 |
4 | Коровина Наталья Владимировна | Нем.яз. | высшая | 7 |
5 | Бархатова Раиса Ивановна | Рус.яз. | высшая | 41,5 |
6 | Повесма Лариса Николаевна | История, обществознание | высшая | 7,5 |
- Методисты школы:
п/п | ФИО полностью | Учебный предмет | Категория | Стаж работы |
1 | Аверьянова Алла Николаевна | МХК | высшая | 10 |
2 | Фролова Людмила Яковлевна | биология | высшая | 20 |
3 | Муллагалиева Софья Хамзяновна | Рус. яз. | высшая | 12,5 |
4 | Левшунова Наталья Алексеевна | математика | высшая | 22 |
5 | Юрлова Наталья Станиславовна | история | высшая | 1 |
6 | Романова Муза Григорьевна | Физическая культура | высшая | 25 |
- Преподавательский состав школы (предметы: физика, химия, биология, гуманитарные ):
п/п | ФИО полностью | Учебный предмет | Категория | Стаж работы |
1 | Бунтова Светлана Ведиславовна | физика | высшая | 16 |
2 | Малявина Алена Михайловна | физика | высшая | 7,5 |
3 | Зиновьва Людмила Дмитриевна | физика | высшая | 22 |
4 | Фирсова Ольга Николаевна | физика | первая | 17 |
5 | Дьякова Наталья Владиленовна | химия | высшая | 13 |
6 | Русинова Татьяна Михайловна | Химия | высшая | 1 |
7 | Кривошеина Светлана Михайловна | биология | высшая | 16 |
8 | Абрамовская Яна Валерьевна | География, ОБЖ | первая | 8,5 |
9 | Томалак Елена Станиславовна | География | первая | 4,5 |
10 | Ануфриева Елена Васильевна | История | первая | 9 |
11 | Игнатова Ольга Анатольевна | Англ. яз | высшая | 11 |
12 | Малкова Анна Владимировна | Рус.яз и литературы | высшая | 11 |
13 | Ромашева Ольга Владимировна | Рус.яз и литературы | первая | 13 |
14 | Шайхутдинова Лариса Викторовна | Рус.яз и литературы | высшая | 17 |
15 | Рыбина Нина Петровна | Рус.яз и литературы | высшая | 8 |
16 | Рожина Ирина Владимировна | Нем. Яз | первая | 14 |
17 | Князева Людмила Владимировна | Нем. яз | первая | 11 |
18 | Стельмах Наталья Владимировна | Нем. яз | первая | 7 |
19 | Шульман Юлия Юрьевна | нем. яз | первая | 6 |
12. Психологи школы
п/п | ФИО полностью | Учебный предмет | Категория | Стаж работы |
1 | - |
13. Квалифицированный технический персонал, обеспечивающий функционирование оборудования
п/п | ФИО полностью | Уровень образования |
1 | Грязин Виктор Иванович | Кандидат физико – математических наук |
14. Назовите школьников 9, 10, 11 классов, которые учатся по дисциплинам гуманитарного направления на оценку «отлично» и «хорошо»
п/п | ФИО полностью | Оценки | Количество предметов | Наименование класса |
1 | Алекберова Элеонора Ямаровна | «хорошо» | 2 | 9а |
2 | Бочарникова Юлия Юрьевна | «отлично» | 2 | 9г |
3 | Рязанова Яна Игоревна | «хорошо» | 2 | 9г |
4 | Голубева Надежда Аркадьевна | «отлично» | 2 | 9д |
5 | Крячко Екатерина Константиновна | «отлично» | 2 | 10а |
6 | Лапина Анна Алексеевна | «отлично» | 2 | 10г |
7 | Рахматуллина Александра Маратовна | «хорошо» | 2 | 11а |
8 | Чекушкина Екатерина Андреевна | «отлично» | 2 | 11а |
9 | Сорокина Мария Андреевна | «отлично» | 2 | 11а |
10 | Сорокина Анастасия Андреевна | «хорошо» | 2 | 11в |
11 | Малашковец Мария Вячеславовна | «отлично» | 2 | 11а |
15. Назовите школьников 9, 10, 11 классов, которые учатся по дисциплинам физико-математического направления на оценку «отлично» и «хорошо»
п/п | ФИО полностью | Оценка | Количество предметов | Наименование класса |
1 | Гмызин Алексей Сергеевич | «отлично» | 2 | 9б |
2 | Харламова Нина Владимировна | «хорошо» | 2 | 9г |
3 | Танин Михаил Александрович | «хорошо» | 2 | 9д |
4 | Пашкин Всеволод Дмитриевич | «отлично» | 2 | 9е |
5 | Карташов Иван Максимович | «хорошо» | 2 | 10б |
6 | Кудряшов Артем Игоревич | «хорошо» | 2 | 10б |
7 | Тушов Павел Андреевич | «отлично» | 2 | 10б |
8 | Русина Анна Сергеевна | «хорошо» | 2 | 10б |
9 | Дарюхин Алексей Дмитриевич | «отлично» | 2 | 10г |
10 | Федорова Татьяна Сергеевна | «хорошо» | 2 | 11г |
11 | Семериков Павел Андреевич | «хорошо» | 2 | 11г |
12 | Сурнин Юрий Андреевич | «отлично» | 2 | 11г |
16. Назовите школьников 9, 10, 11 классов, которые учатся по дисциплинам химико-биологического направления на оценку «отлично» и «хорошо»
п/п | ФИО полностью | Оценка | Количество предметов | Наименование класса |
1 | Абасова Рамзия Мустадир гызы | «отлично» | 2 | 9б |
2 | Шадурская Дарья Николаевна | «отлично» | 2 | 9б |
3 | Веденчук Екатерина Александровна | «отлично» | 2 | 10д |
4 | Смирнова Дарья Александровна | «отлично» | 2 | 10д |
5 | Алиева Анжела Алиевна | «отлично» | 2 | 11б |
6 | Гасанова Туран Камандор кызы | «отлично» | 2 | 11б |
7 | Гусеинова Эльвира Элман кызы | «отлично» | 2 | 11б |
8 | Миргородская Татьяна Владимировна | «отлично» | 2 | 11б |
9 | Беспалова Елизавета Алексеевна | «отлично» | 2 | 11б |
10 | Аббасова Сарвиназ Муриват кызы | «отлично» | 2 | 11б |
11 | Капусткина Наталья Сергеевна | «отлично» | 2 | 9д |
12 | Феоктистова Дарья Игоревна | «отлично» | 2 | 9б |
Директор МБОУ гимназии №35 А.Б.Коровин
[1] Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. – М.: Школа-Пресс, 2000 г.– с. 492.
[2] Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.– Минск: Современное слово. – 2005.– с. 198.
[3] Лазарев, В. С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. – 2003. – № 1. – с. 4.
[4] Конституция Российской Федерации. – ст.43, с.13.
[5] Конституция Российской Федерации. – ст.37, с.12.
[6] Руднев, Е.Н. Миссия, стратегия и практические действия/ Е. Н. Руднев// Директор школы. – 2006. – № 8. – с. 39.
[7] Новиков, А. М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения/ А. М. Новиков// Дополнительное образование. – 2002. – № 6. – с. 55.
[8] Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. – М.: Школа-Пресс, 2000, с. 498.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования в общеобразовательной школе
Разработка программы эффективной деятельности педагогического коллектива общеобразовательной школы может стать для образовательного учреждения мощным стимулом активизации его деятель...
Педагогическая сессия как средство управления качеством педагогических ресурсов в условиях развития Свердловского кадетского корпуса.
В данной работе Вы сможете ознакомиться со структурой и порядком проведения педагогических сессей в общеобразовательном учреждении...
Управление педагогическим коллективом в условиях модернизации образования (внедрения ФГОС НОО)
Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогического коллектива. Поэтому главной и в...
Проект "Управление персоналом: организационно-педагогические условия управления конфликтами в педагогическом коллективе"
Любому современному человеку, тем более руководителю, важно обладать знаниями об общих особенностях развития конфликтного процесса и навыками его эффективного управления. Важно не д...
Проект Основные формы организации и направления научно - методической деятельности педагогического коллектива - главный инновационный ресурс развития общеобразовательного учреждения
ПРОЕКТ Основные формы организации и направления научно - методической деятельности педагогического коллектива - главный инновационный ресурс развития общеобразовательного учрежденияГосударственное бюд...
Педагогический совет:«Организация деятельности педагогического коллектива МБОУ «Школа №72» по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних».
Представлен опыт работы по профилактической деятельности МБОУ "Школа №72"...
Презентация "Инновационная деятельность педагогических работников как условие повышения качества образования в процессе введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
Мультимедийная презентация на тему "Инновационная деятельность педагогических работников как условие повышения качества образования...