Организация деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования в общеобразовательной школе
материал по теме
Разработка программы эффективной деятельности педагогического коллектива общеобразовательной школы может стать для образовательного учреждения мощным стимулом активизации его деятельности по всем направления работы - от объективной самооценки деятельности до создания его перспективного образа. Процесс разработки программы может стать для педагогического коллектива совместным творческим проектом, в ходе которого возникнут новые творческие и интегрированные группы педагогов, которые смогут реализовать самые амбициозные планы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель работы - разработать систему организации деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования в средней общеобразовательной школе . Объект исследования – система управления качеством образования . Предмет исследования – деятельность педагогического коллектива по управлению качеством образования в средней общеобразовательной школе.
Задачи : 1. Раскрыть сущность понятия «качество образования» и определить содержание управления качеством образования . 2. Провести анализ деятельности педагогического коллектива МОУСОШ № 8 по управлению качеством образования . 3. Определить основные направления совершенствования системы управления качеством образования в МОУСОШ № 8 . 4. Разработать систему организации деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования в средней общеобразовательной школе .
База исследования - педагогический коллектив МОУСОШ №8 н.п . Североморск-3, учащиеся 1-11 классов (346 учеников), родители учащихся . Гипотеза исследования : эффективность управления качеством образования повысится, если деятельность педагогического коллектива по управлению качеством образования будет осуществляться на основе специально разработанной программы, включающей следующие компоненты: верификационный , предполагающий сбор сведений о деятельности педагогического коллектива МОУСОШ № 8; регулятивный, направленный на выявление субъектами педагогического коллектива причин несоответствия своей деятельности требованиям программы управления качеством образования и их устранение; аналитический , содержанием которого является отслеживание изменений в деятельности педагогического коллектива; анализ и оценка их эффективности .
Значимость работы - разработка программы управления качеством образования в МОУСОШ №8 с целью достижения нового качества образовательной системы образовательного учреждения с учетом тенденции социально-экономического и культурного развития Мурманской области и возможность использования опыта работы школы общеобразовательными учреждениями Мурманской области
Содержание работы : Введение Глава 1. Обеспечение качества образования в школе как педагогическая и управленческая проблема 1.1. Сущность понятия «качество образования» 1.2. Управление качеством образования в современном общеобразовательном учреждении Глава 2. Организация деятельности педагогического коллектива МОУСОШ № 8 по управлению качеством образования (анализ опыта работы) 2.1. Содержание и анализ деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования 2.2. Совершенствование управления качеством образования в МОУСОШ № 8 Заключение Список литературы
Качество образования – важнейший показатель, характеризующий эффективность деятельности общеобразовательного учреждения, первоочередная задача каждого общеобразовательного учреждения и необходимое условие для дальнейшего профессионального становления ее учеников . Качество образования - интегративное понятие включающее в себя : Качество содержания образования ; Качество образовательных технологий ; Качество процесса обучения (деятельности педагогического коллектива в целом и каждого его субъекта в частности); Качество условий (научно-методических, управленческих, организационных, психологических, материально-технических и др.); Качество педагогов (квалификация) .
Управление качеством образовательного процесса – это целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие как на данный процесс в целом, так и на его основные элементы в целях достижения наибольшего соответствия параметров его функционирования и результатов соответствующим требованиям, нормам и стандартам. Панасюк В.П. «Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса » Управление качеством образования (что равносильно управлению по целям и результатам) – это особое управление, организованное и направленное на достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получатся, а вполне определенных, заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования, причем цели (результаты) должны быть спрогнозированы операционально в зоне потенциального развития ученика (выпускника), то есть речь всегда идет о наивысших, возможных для конкретного школьника, об оптимальных результатах Поташник М.М.. Управление качеством образования Управление качеством образования - целенаправленный, ресурсообеспеченный , спроектированный образовательный процесс взаимодействия управляющей и управляемой подсистем по достижению качества запрограммированного результата (норм и стандартов ). Шамова Т.И. «Управление школой по результатам»
Э лементы системы управления качеством образования для оценки эффективности деятельности педагогического коллектива школы : анализ внешней среды и социальное партнерство; организация образовательного процесса в школе; анализ здоровья учащихся; новые способы оценивания образовательных результатов; научно-методические и кадровые условия; совершенствование педагогического мастерства; содержание образования в соответствии с социальным заказом; новые методы обучения; сотрудничество с родителями; организационно-управленческие условия; психологические условия; материально-технические условия.
Организационно-управленческие условия. Модель управления качеством образования Определение потребности в образователь-ных услугах Рабочая группа по управлению качеством образования в школе (директор, заместители, родители, учителя, учащиеся) миссия, стратегические цели, политика в области качества образования Вовлечение коллектива в реализацию поставленных целей Конкретизация социального заказа – компетенции Обучение управленцев и учителей Оценка и экс-пертиза процессов и результатов (мониторинг). Разработка образовате-льных программ Анализ удовлетворенности потребите-лей
Основные принципы управления качеством в школе Измерение степени удовлетворенности потребителей. Обратная связь с потребителем Социальное партнерство Вовлечение персонала и создание благоприятных условий для работы Ориентация на потребителя Постоянное улучшение процессов и результатов (внутренняя и внешняя экспертиза ) Лидерство руководства – стратегия и политика в области качества, создание условия для достижения результата Процесс: вход (требования к будущему результату), преобразования, выход (результат), анализ соответствия требованиям Принятие решений на основе фактов и измерений Принципы системы управления качеством
Внешняя среда школы и социальное партнерство как фактор удовлетворения образовательных, интеллектуальных и эстетических потребностей учащихся: р асположение в закрытом военном гарнизоне; удаленное расположение от Мурманска и Североморска и ограниченная транспортная доступность.; институты социокультурной сферы населенного пункта - детская школа искусств, сельская библиотека, Дом офицеров флота; институты социокультурной сферы вне населенного пункта – г. Североморск: Дом детского творчества школьников им. Саши Ковалева, городская детская библиотека, городской музей истории города и флота; г . Мурманск: драматический театр, художественный, краеведческий музеи, ГОУ ДОД МОЦДО «Лапландия», научная областная библиотека и др ., .
научные и образовательные центры г. Мурманска: Мурманский государственный техническимйуниверситет (МГТУ); Мурманский государственный гуманитарный университет (МГГУ); Мурманский филиал Государственной морской академии имени С.О.Макарова; Мурманский филиал Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций; Мурманский филиал Санкт-Петербургского университета экономики и финансов; Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры ( МОИПКРОиК ), Мурманский педагогический колледж, Мурманский морской рыбопромышленный колледж им. Месяцева ; Мурманский торгово-экономический техникум.
Особенности организации образовательного процесса в школе численность учащихся в школе на 01 марта 2011 года - 346 человек. сменность работы школы – 2 смены классов с постоянным составом учащихся 37 групп дополнительного образования (кружков и секций) с переменным составом учащихся. шестидневная рабочая неделя. Особенности УВП на первой ступени (1-4 классы ) - традиционная классно-урочная система с применением технологий развивающего и опережающего обучения. Особенности УВП на второй ступени (5-9 кл .) - классно-урочная система с включением элементов лекционно-семинарской и модульной систем. Особенности УВП на третьей ступени (10-11 кл .) - классно-урочная система с включением элементов лекционно-семинарской и модульной систем и исследовательской деятельности.
Анализ здоровья учащихся Класс Всего детей I II III IV V Дети не болевшие Индекс здоро-вья 1 31 4 24 3 18 58,1 5 36 6 19 11 14 47,8 9 7 6 1 3 42,9 До 15 лет 267 59 167 41 127 47,6 9 23 4 14 5 10 43,5 11 24 1 20 2 1 15 62,5 Старше 15 лет 78 8 48 16 2 38 51,2 Всего по школе 341 67 215 57 2 165 48,4
Работа школы по сохранению здоровья учащихся: распределение учебной нагрузки учащихся на протяжении учебного дня и учебной недели через составление учебного расписания в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; разработка и реализация внутришкольной программы «Здоровье»; введение в учебное расписание третьего часа физической культуры для всех классов; использовании в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий; ведение среди учащихся коррекционной работы и социально-профилактических мероприятий, направленных на ликвидацию вредных привычек; коррекционная работа по снижению уровня заболеваемости учащихся (использовании медицинских данных при распределении детей в учебных кабинетах в соответствии с особенностями зрения, слуха и роста, введении в учебный план занятий корригирующей гимнастики, формирование специальной группы по физической культуре).
Итоги промежуточной и итоговой аттестации за 2009-2010 учебный год
Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов за 2009/2010 учебный год
Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов за 2009/2010 учебный год
Кадровые условия и совершенствование педагогического мастерства Образовательный ценз педагогического коллектива
Распределение педагогических кадров по стажу
Распределение педагогических кадров по квалификационным категориям
Сотрудничество с родителями
Психологические условия Отношение учащихся к условиям созданным в школе: 65% - чувствуют себя в школе комфортно; 27% - чувствуют себя в школе комфортно или дискомфортно в зависимости от ситуации; 8% - чувствуют себя в школе дискомфортно. Отношение педагогов к условиям, созданным в школе : - 79 % - указывают на стабильность своего положения в коллективе, наличие доверительно-уважительного отношения коллег и администрации; - 66 % - отмечают наличие в школе достаточных условий для личностного роста и развития, освоения нового; - 66 % - отмечают работу в школе интересной, стимулирующей к дальнейшему поиску; - 93% - характеризуют взаимоотношения с учащимися как благоприятные
Итоги деятельности МОУСОШ № 8 по составляющим качества образования Положительные факторы : творческий педагогический коллектив; высокий профессиональный уровень педагогических работников и работников социально-психологической службы, руководителей кружков; хорошая методическая база; большое количество детей, обучающихся в школе; расположение в ближайшем окружении школы сельской библиотеки, детской школы искусств, Дома офицеров флота. Отрицательные факторы : недостаточная материально-техническая база образовательного учреждения – необходим читальный зал при библиотеке, современный методический кабинет, музей школы, недостаточная пропускная способность спортивного зала, необходим еще один класс информатики; нахождение на территории, прилегающей к школе разрушенного комплекса жилых зданий, несанкционированной автомобильной стоянки, отсутствие предупреждающих и запрещающих дорожных знаков при въезде на территорию школы; сложившаяся социальная ситуация в населенном пункте (увеличение количества жителей, ведущих асоциальный образ жизни, большое количество безработных. Угрозы, вызовы, (возможные неудачи) : возможная потеря контингента обучающихся из-за оттока населения и перспектив перебазирования авиаполка к новому месту дислокации; риск потерять хороших преподавателей, которые не выдержат новой нагрузки; недостаточное финансирование
Проект ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ НА 2011-2015 гг. 1.« ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ» Цель : Организация системы управления школой на принципах государственно-общественного управления создающих организационно-педагогические условия для самореализации субъектов образовательного процесса ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Повышение эффективности деятельности ОУ. Расширение участия субъектов образовательного процесса в управлении школой. Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров. Повышение социальной защищенности педагогов . 2. «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ» ЦелЬ : Разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы №8, ориентированных на повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Создание эффективной системы информационного обеспечения образовательного процесса. Подготовка учащихся и педагогов к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Повышение уровня научно-методического обеспечения профессиональной деятельности педагогов. Расширение информированности участников ОП с целью наиболее полной реализации прав граждан на образование.
3. «КОМФОРТНАЯ ШКОЛА» Цель: Создание социально и психологически комфортных условий реализации учебно-воспитательного процесса на основе демократизации и гуманизации образовательного процесса. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Улучшение социально-психологического климата в школе. Изменение характера взаимоотношений между родителями и школой. Усиление ориентации школы на запросы и оценки родителей и учащихся. Изменение критериев оценки школы у родителей, ориентация на гуманистические и демократические принципы. Рост престижа и общественной поддержки школы. 5. «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ» Цель: Обеспечение направленности деятельности педагогов школы на внедрение в педагогический процесс инновационных педагогических технологий на достижение результатов, отвечающих целям развития личности учащихся и современным социальным требованиям на основе совершенствования управления школой как социально-педагогической системой. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Повышение качества образования в школе. Рост познавательной мотивации учащихся. Повышение педагогической компетентности педагогов. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Снижение учебной нагрузки учащихся, сохранение их здоровья.
6. «ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА И ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА » ЦЕЛЬ: Создание условий для обеспечения каждому учащемуся реализации индивидуального образовательного маршрута, а также углублённого изучения отдельных предметов. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Переход на профильное обучение учащихся старших классов Повышение качества образования в школе. Рост познавательной мотивации учащихся. Оптимизация образовательного процесса. 7. «Здоровье ученика» Цель: Сохранение, укрепление и улучшение психологического и физического здоровья учащихся в ходе реализации образовательного процесса. ожидаемый результат Тенденция к снижению роста заболеваемости учащихся; Рост личностных и спортивных достижений. Повышение уровня валеологической грамотности учащихся и родителей; Рост комфортности субъектов образовательного процесса.
Таким образом гипотеза исследования , состоящая в утверждении , что эффективность управления качеством образования повысится, если деятельность педагогического коллектива по управлению качеством образования будет осуществляться на основе специально разработанной программы, подтверждена . СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В НОВОЙ ШКОЛЕ
Повышение требований к качеству образования не позволяют школе останавливаться на достигнутом, стимулируют использование новых управленческих механизмов, что в свою очередь приводит к переходу н...
Влияние участия в региональном проекте «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области» на высокое качество организации образовательного процесса
В статье показаны результаты участия педагога в региональном проекте...
Инструментарий управления качеством образования в общеобразовательном учреждении: самооценка, самообследование и др.
В настоящее время под качеством образования понимается интегральная характеристика, отражающая степень соответствия образовательного и рабочих процессов в общеобразовательном учреждении государственны...
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...
Педагогический совет:«Организация деятельности педагогического коллектива МБОУ «Школа №72» по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних».
Представлен опыт работы по профилактической деятельности МБОУ "Школа №72"...
«Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования».
Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту...
«Организация деятельности педагогического коллектива школы по профилактике и обеспечению информационной безопасности обучающихся»
Материал для рассмотрения пути формирования информационной культуры и безопасности учащихся для эффективного использования возможностей глобальной Сети в обучении и воспитании, защите подростков ...