Педагогическая сессия как средство управления качеством педагогических ресурсов в условиях развития Свердловского кадетского корпуса.
методическая разработка по теме

Валерий Иванович Данченко

В данной работе Вы сможете ознакомиться со структурой и порядком проведения педагогических сессей в общеобразовательном учреждении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая сессия как средство управления качеством педагогических ресурсов в условиях развития Свердловского кадетского корпуса.

В конце 19 века историк В.О. Ключевский, говоря о методах изучения какой-либо «известной отрасли человеческого знания», написал: «… Метод ищет результатов»… Перефразируя ученого, модно сказать, что методическая работа в школе тоже «ищет результатов»: повышения уровня профессионального мастерства учителя, расширения его профессиональных компетенций.

Профессионализм учителя в начале 21 века определяется многими качествами, и, в том числе, его способностью решать задачи современного образования: формирование личности, способной к самообразованию и саморазвитию, мобильной и активной, успешно реализующей свой потенциал.

Переход к личностно – ориентированному развивающему образованию предполагает, что учитель должен во многом пересматривать свою деятельность.

В этой ситуации особое значение приобретает методическая  работа, направленная на постепенное укоренение норм и ценностей развивающего образования. Понятно, что и сама эта работа должна строиться на тех же принципах, нести те же ценности и искать адекватные содержанию формы.

В Свердловском кадетском корпусе новой формой организации методической работы, позволяющей отойти от инструктивно-дидактической модели методической работы и строить ее в соответствии с ценностями компетентностного, развивающего образования, стала педагогическая сессия.

Педагогическая сессия – это коллективная форма методической работы, которая направлена на освоение ценностей развивающего образования, реализующая деятельностный подход и обеспечивающая расширение личностных и профессиональных компетенций педагога.

Концепция педагогической сессии только формируется, но можно уже сказать о неких сложившихся представлениях, которые лежат в ее основе:

- коллективная работа методической работы позволяет организовать профессиональное взаимодействие, стимулирует личностный и профессиональный рост педагога;

- главным условием реализации содержательных задач сессии является единство теоретической, практической и рефлексивной деятельности педагога;

- ограниченная во времени и возобновляющаяся (сессионная) форма работы позволяет достаточно последовательно решать содержательные задачи, не создавая эффекта «незаконченного действия»;

- педагогическая сессия является частью системы наряду с другими формами методической работы.

Несколько слов о том, как организуется и проходит педагогическая сессия в кадетском корпусе.

Структура и порядок проведения педагогической сессии

I Подготовительный этап

 Сессию предваряет установочный педсовет, где определяются ее тема и задачи. Тема, ее выбор не случаен, она вырастает из реальных проблем педагогической деятельности и является своеобразным вектором работы в рамках сессии.

2009г. Тема: «Развитие ключевых компетенций обучающихся на основе методов активного обучения и воспитания».

2010г. Тема: «Технологии организации исследовательской работы учащихся в урочной и внеурочной деятельности».

2011г. Тема:  «Технология диалогового общения на уроке и во внеурочной деятельности».

          2012г. Тема: «Технология дифференцированного обучения и воспитания на уроке и внеклассных мероприятиях как способ создания ситуации успеха для разной категории учащихся».

Значительное место в рамках сессии отведено теоретическим семинарам. В ходе семинаров педагоги имеют возможность приобрести новые знания, расширить собственные представления по существу проблемы, уточнить, прояснить, освоить новые понятия. Важно, что в ходе семинаров реализуется диалоговая позиция преподавателей.

II Основной этап – содержательно – деятельностный.

Ключевым звеном сессии является урок.

При проектировании урока происходит осмысление собственной деятельности, поиск новых средств и способов, позволяющих решать поставленную задачу.

Результатом каждой сессии является расширение как индивидуального, так и коллективного опыта организации ученической деятельности. Очень важно, что в рамках сессии организовано взаимопосещение уроков. Педагоги могут познакомиться с опытом коллег, соотнести свое видение проблемы с точкой зрения других, увидеть то новое, что потом можно будет использовать в собственной практике.

В 2009 году в рамках педсессии было показано 49 открытых уроков и воспитательных мероприятий.

В 2010 году – 43 открытых педагогической формы.

В 2011 году - 22 открытых урока; 18 – воспитательных мероприятий.

В 2012 году – 19 открытых урока; 13 – воспитательных мероприятий.

Особое значение в рамках сессии уделено развитию рефлексивной позиции педагога, так как способность осмыслить свою деятельность является одним из главных условий развития личности и расширения профессиональных компетенций. Поэтому каждый урок предваряется анонсом и заканчивается обсуждением и самоанализом. Методическим советом разрабатывается и утверждается оценочный лист, используя его, каждый педагог, посещающий открытый урок, выступает в роли эксперта, наблюдателя.

III Заключительный этап – рефлексивный.

Панорама достижений, круглый стол – формы коллективного обсуждения результатов педагогической сессии. Кроме осмысления педагогических позиций педагогическая сессия дает богатый опыт общения, сплачивает коллектив как любая общая работа, способствует формированию кадетского сообщества. Немаловажным условием для этой цели является ситуация, когда члены коллектива меняются ролями: администрация выступает в роли рядового участника сессии, молодой учитель оказывает помощь опытному. На каждое открытое мероприятие вывешивается отзыв, пожелание в адрес педагога, обучающихся. Все это придает эмоциональную окраску сессии, превращает методическую форму работы в Событие.

Педагогическая сессия в кадетском корпусе занимает значительное местно: она организует то пространство методической работы, которое связано с освоением нового содержания образования. Педагогическая сессия инициирует создание и приращение нового педагогического опыта, который становится достижением всего коллектива и может определять его уникальность.

Катышева Ольга Юрьевна,

заместитель директора по УМР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования"

Материал готовился для педсовета.  В нем содержится обзор четырех ведущих технологий....

Инновационный педагогический проект по теме "Организация самостоятельной деятельности обучающихся как условие развития математической компетентности"

Организация самостоятельной деятельности обучающихся как условие развития математической компетентности...

Обобщение педагогического опыта на тему "Проектное обучение как одно из условий развития творческого потенциала старшеклассников" на примере внеучебной деятельности.

Задача формирования всесторонне-развитой, творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В настоящее время под «творчеством» понимается целенаправленная деят...

Индивидуальная образовательная траектория как условие успешности выпускника кадетского корпуса.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки...

Использование современных педагогических технологий как средство повышения качества образования

презентация «Использование современных педагогических технологий как средство повышения качества образования»....

Педагогический мониторинг как средство управления качеством образования

Статья посвящена истории возникновения, основным подходам к определению и функциям педагогического мониторинга. Мониторинг рассматривается как состема и как процесс. Делается вывод, что педагогический...

"Семинар "Инновационные педагогические технологии как средство повышения качества образования"

Мастер-класс "Прием ФИШБОУН как прием развития критического мышления"....