О НАШЕЙ ПРОФЕССИИ
материал по теме

Чернышев Александр Юрьевич

Размышления, рожденные  в Нашей сети

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_nashey_professii.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

О НАШЕЙ ПРОФЕССИИ

Может, будет трудно, небогато,

Буду жить, свой выбор не браня.

Понимаешь, ведь мои ребята -

Это продолжение меня.

Это из очень старенькой песни. Владимир Трошин исполнял.

****

Еще не умея читать и писать, я исполосовал школьные тетради своего старшего брата "отметками", пятиклассником в День самоуправления проводил уроки, шестиклассником работал вожатым, в седьмом классе помогал учителю проверять тетради и подтягивал слабоуспевающих, в восьмом - был единственным парнем на профиле вожатых в УПК, в девятом - возглавил учебную комиссию школьного комитета комсомола, в десятом - замышлял реформу школы и организовывал, наверно, первую в истории школьную забастовку учеников (время было перестроечное). В 11 классе участвовал в "августовском педсовете", даже получил слово и попал в газету. Уже был просмотрен фильм "Наше призвание" и зачитан до дыр "Дневник Кости Рябцева". Наверно, часто школьные "бунтари" и приходят работать в школу.

В четвертом  классе увлекся историей, в седьмом - знал, кем буду по профессии. В старших классах в самый разгар перестройки "заразился" акцией "Комсомольской правды" "Выбери деревню на жительство", надумав после вуза ехать на село строить свою школу.

На четвертом курсе университета проходил педпрактику в родной школе, там и остался. До сих пор вспоминаю свои первые "девятые", с которыми больше "воевал" за дисциплину, чем обучал. А в 10 в  встретил ту, которая семь лет спустя  станет моей женой, матерью наших двух детей.

Это - БЛАГОДАРЯ!

А далее все ВОПРЕКИ.

Лихие девяностые... Уход из школы из-за зарплаты, освоение новых специальностей, бесконечная учеба, метание с одного места на другое, "вкалывание" на трех работах. Но обучал,  не бросал...

Через 10 лет - возвращение, только уже в систему высшего образования. Теперь БЛАГОДАРЯ своим бывшим вузовским учителям.

И что? Невозможность вытянуть семью одному. Снова гонка, снова часы, смертельная усталость от 60 и более уроков (30 пар лекций и семинаров) в неделю. Снова безденежье, хватание всего, на чем могу заработать. Диссертация заброшена, роста никакого. Все, что я сейчас делаю в образовании, ВОПРЕКИ всему и всем... И возможно, самому себе.

Источник: http://nsportal.ru/gp/forum/blagodarya-ili-vopreki#comment-91963

***

"Очень трудно в наше время подсказать нужную и верную профессию".Точно подметила Ирина Викторовна Сачкова (http://nsportal.ru/forum/osnovnaya-shkola/sotsialnaya-pedagogika/profori... ). "Наше призвание", "Все профессии хороши"... Да не все профессии при капитализме хороши и работать зачастую приходится не по призванию. И вообще без работы, бывает, посидишь. Ответ на вопрос "Кем быть?" сегодня зачастую не есть предмет свободного выбора и тем более не раз и навсегда данный.

Десять лет назад я стоял на бирже труда. Мне ее психолог внушала: стыдно, мол, ходить отмечаться. Здоровый мужик, вон, на рынке нужны грузчики. Я отвечал: "Не для того получал два высших образования, чтобы грузчиком работать". Я рассуждал, как человек, прошедший советскую школу профориентации. Но она оказалась права. И грузчиком в магазине пришлось поработать, потому что отпускные дают от оклада. А еще за пять лет до этого работал летом охранником на водоканале. Предлагали остаться. Зарплата выше, чем в родном техникуме. Но как же работать не по призванию!

Вот то-то, все мы гордецы! Как известно, Молчалин был при деле, а Чацкий все странствует по свету. Поэтому первый заинтересует  работодателя, а второй - нет.

На самом деле, это  расточительство так распоряжаться своим потенциалом. Человек должен быть на своем месте и не ломать голову, как заработать лишнюю копейку.

Источник:

(http://nsportal.ru/forum/osnovnaya-shkola/sotsialnaya-pedagogika/profori... )

***

Я пришел  работать в школу в 1994 г. На восьмой разряд. Коллеги утешали-напутствовали: через год аттестуешься на десятый. Я спросил, какая разница в деньгах. Оказалось, что с 10 разрядом, что с 8  я - одинаково нищий. Мужиком перестал себя чувствовать, комплексовал беспощадно, с девчонками не знакомился ("что я им, парень, могу дать?" - думал я). Да тут еще безденежных лузерами стали называть, а с экранов всякие "спортивные и позитивные" сверстники учить жизни начали. В общем, ответил: аттестоваться не буду, лучше уйду из системы образования. Ушел в журналистику. Директор школы, бывший мой учитель информатики Михаил Александрович Падуков "напутствовал" на прощанье: "Ты еще пожалеешь, что ушел из школы".

Через несколько лет, перебравшись в Пермь, по направлению из центра занятости едва снова не вернулся в школу.  Но не вернулся. Предложенная директором школы зарплата оказалась меньше моего пособия по безработице.

Через восемь лет пришел в вуз старшим преподавателем без степени. 13 разряд. Еще десять лет пролетели в погоне за призрачным. Основная зарплата (оклад) в декабре 2012 г. (!) 4715 руб. Все остальное - дополнительные часы, битва за рейтинг, баллы, интенсив и т.п. В итоге потолок -10500. За 10 лет работы в вузе заработал на бедность. Почти через двадцать лет после ухода из родной школы не могу найти в себе силы признаться: прав ли  оказался мой директор или не прав? Чего бы я на сегодняшний день достиг в образовании, останься работать в школе в далеком 1995 году?

Ну и почему же я держусь за эту профессию? Все равно приходится искать и находить дополнительные источники дохода. С работы на работу, из одного конца города  в другой. И даже командировки по области... И гонка, гонка за часами. По 60 уроков в неделю, больше десятка читаемых (или читавшихся) дисциплин в течение всего периода преподавательской деятельности. Бдения за учебниками, конспектами... Сейчас я даже не понимаю, какая работа основная: та, которая отнимает у меня все время, или та, которая приносит мне деньги. Наступил момент, когда грань между основной работой и "шабашками" оказалась стертой.

Источник: http://nsportal.ru/lpm/problema-s-kadrami#comment-91155 

***

Может, тяжело тем, кто с 9 до 18 часов перекладывает бумаги. Но каково выдавать по пять-шесть лекций в день, без выходных! Поначалу чувствуешь, будто бенефис, а потом просто превращаешься в бездушную машину. "Вам не жалко свой интеллектуальный запас давать бесплатно!", - спросила меня Тамара Ивановна Бурнашова (http://nsportal.ru/node/667806). Я не нашел ничего другого ответить: "Свой интеллектуальный запас я использую на 30 процентов. Чтобы тупо воспроизводить по 30 пар в неделю, большего, поверьте, не требуется".

Впрочем, я научился выходить из этой ситуации: первые две пары выдаешь на одном дыхании, на третьей  чувствуешь усталость и голод, на четвертой - уже в изнеможении, на пятой - ненавидишь все, чему служишь, а на шестой... открывается второе дыхание.

Но в периоды нахлынувшей мизантропии начинаю рассуждать, не от "от ума ли все горе"? Ведь и Молчалин более успешен и конкурентоспособен, чем Чацкий. Уж он-то дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных...

Если не нравятся обстоятельства, измени свое отношение к ним - так, вроде, советуют психологи. Скажи, что черное - это белое, и жизнь будет хороша? Рабыня Изаура, помните, была очень милой девушкой, несмотря на то, что была рабыней. Как расставишь акценты...

Источник: http://nsportal.ru/blog/uvlecheniya/principy-skrytogo-rabstva#comment-89869 

***

Да, приходится разделять многие понятия. Например, есть работа для души, есть работа за деньги, есть работа для отчетности т.д. Но я придерживаюсь той точки зрения, что высшее достижение учителя - ни звания, ни степени, ни (упаси боже!) количество купленных на этом или другом сайте сертификатов, ни Стена плача (извините, грамот).  Слава учителя в его учениках. Не в смысле отличников, "стобальников", призеров и т.п. Хотя это тоже важно. А в учениках в смысле последователей, продолжателей дела. О многих выдающихся греках мы знаем по дошедшим до нас записям их учеников. Учителей цитируют, их учение развивают. Поэтому из тысяч учеников и студентов, что были у меня за 20 лет, предмет моей особой гордости - это двое ребятишек, которых я не учил в школе, но выводил на конференции, готовил к поступлению в вуз, закончивших его и имевших возможность идти дальше в науку, но не пошедших - из-за зарплаты. И с ними я работал бесплатно! То, что историческая наука их потеряла - это уже не моя вина.

Однажды не поставил студентке-заочнице зачет за контрольную работу. После переделки, подписывая зачетку, говорю: "Наверно, смотрите на меня, как на формалиста и  педанта". Она мне отвечает: "Нет, Александр Юрьевич,теперь я, действительно, много нового и полезного для себя узнала по этой теме. Спасибо, Вам". Вот это "спасибо" важнее денег. Если это было сказано искренне, значит, я учу правильно. Когда ученик с благодарностью берет то, что ты способен ему дать - это и есть высший пилотаж в нашей профессии.

Другой пример: мой научный руководитель и Учитель  именно в том смысле, о котором я говорил выше, Михаил Григорьевич Суслов рассказывал  мне, как однажды после зачета один студент подошел к нему и попросил ... еще почитать лекции по истории. И даже предложил заплатить. Профессор несказанно удивился и спросил: зачем ему это надо? Студент ответил: "Хочу понять, что произошло с моей страной и что будет дальше". После этого объяснения профессор читал ему ОДНОМУ лекции и совершенно БЕСПЛАТНО.

Так что настоящая радость для учителя - это ученик, впитывающий, как губку его знания и вместе с ним простирающий путь к истине. А зарабатывать, увы, приходится другими путями...

Хочу, чтоб мой ученик смотрел мне в рот, кивал или качал головой, спорил, убеждал, доказывал, продолжал мою мысль, перебивал, дополнял, исправлял, восклицал, спрашивал, останавливал на улице... Хочу радоваться его маленьким или большим открытиям, вместе с ним удивляться еще непознанному, взаимно обогащать друг друга. Не нужны мне звания, избавьте от оформления отчетов и от покупки сертификатов. Все равно даже  на вашу хваленную "среднюю по экономике" не вытяну. Не рвусь я до "степеней известных". А зарплата мне нужна, чтоб семью содержать и собственных детей поднимать. И не знать нужды, как сейчас.

Источник: http://nsportal.ru/lpm/vy-gotovy-rabotat-18-chasov-v-nedelyu#comment-94961 

***

Вот уже почти 20 лет в моей жизни одно и тоже. В социологии этот феномен  называется "догоняющая бедность". Наверно, уже наступило то, что здесь все обсуждают - профессиональное выгорание, депрессия, раздражение, пессимизм, самоизоляция... Когда иду в аптеку, рассуждаю то ли с иронией, то ли с отчаянием: работаю на болячки, зарабатываю на их лечение.

Какие преимущества нам дает эта профессия? К особенностям социального статуса учителя традиционно относили: ставку 18 часов в неделю, отпуск всегда летом и два месяца, выслугу и пенсию через 25 лет работы ( что еще пропустил?).  Не кажется ли вам, что сегодня капитализм обессмыслил эти достижения? На одной из веток форума прочитал мнение коллеги: "Даже после двукратного увеличения зарплаты (ставки), Вы ее (квартиру) купите только будучи при смерти" (http://nsportal.ru/forum/attestaciya-pedagogicheskih-rabotnikov/uchastie... )  Стало обидно за современного учителя. Мог ли такую перспективу предположить учитель, допустим, 70-х годов прошлого века?

Или то, что целая четверть - каникулы? Что в этом удобного для мужика-кормильца семьи? Всего несколько лет из своего уже большого стажа я использовал летние каникулы для отдыха. Однажды работал охранником на водоканале, два года - в приемной комиссии на вступительных экзаменах. Чтобы съездить куда-нибудь в отпуск приходилось (помимо отпускных!!!) брать кредит. Прошлым летом совсем докатился. Ушел в отпуск с 15629 рублями. На 56 дней! Живи как хочешь с семьей. Пришлось идти продавцом в продуктовую сеть. Преподавательские шабашки, как вы понимаете, кормят только до июня.

Зачем мне отпуск в 56 дней? Я с ужасом жду отпуска. Для меня он равнозначен состоянию временной безработицы, вынужденному простою. Вот и сейчас подумываю на лето снова вернуться в магазин.  "Дайте им (учителям) достойную зарплату – пусть подольше сидят за компьютерами, творят что-нибудь интересное и увлекательное, а не бегут на огород. Будут деньги – овощи и продукты купят в магазине", - написала в Письме Президенту Заиченко Мария (http://nsportal.ru/ap/literaturnoe-tvorchestvo/library/pismo-prezidentu#...)  У нас в правительстве столько научных светил, а такой простой жизненной правды, понятной даже школьнице, не хотят признавать.

Источник:  http://nsportal.ru/lpm/uchitel-muzhchina-vymirayushchiy-vid 

***

Вот, как я представляю социальный портрет современного педагога. Как правило, это:

- женщина;

- имеет ставку не 18 часов, а 24 или все 36;

- не зарабатывает даже среднюю по экономике, а потому материальное благосостояние семьи зависит больше от заработков других членов семьи и от наличия детей;

- летний отпуск проводит дома, на огороде, а то и вообще подрабатывает;

- живет в квартире, полученой в советское время;

- проработала в школе уже больше 20 лет и ожидает пенсию по выслуге;

- эта пенсия не превысит 5 тысяч рублей в месяц, а значит,  будет продолжать работать, пока не упадет. Можно продолжить...

А теперь, увы, о горестном. Однажды моя  коллега по кафедре (доцент!) призналась, что ей страшно представить свою жизнь на пенсию. В 64 года она умерла от рака. За полгода до смерти в приватной беседе она призналась мне: "Я бы не заболела, если бы не работала ТАК последние два года". И дело не в общей усталости, а именно в обессмысленности ТАКОГО труда на изнеможение, в отношении к этому труду в первую очередь тех, для кого он предназначен. Это горькое и страшное признание, сделанное человеком в ожидании конца, я теперь постоянно вспоминаю, когда думаю над вопросом: "Что значит быть педагогом?".

Извините, что не пафосно.

Источник: http://nsportal.ru/forum/obshcheobrazovatelnaya-tematika/chto-znachit-by...

***

Я приходил в школу, уходил из школы. Приходил в техникум, уходил из техникума. Приходил в вуз, уходил из вуза. Приходил к ученику, уходил от ученика. Приходил в редакцию, уходил из редакции. Отовсюду я уходил из-за денег.  Но везде я находил то, ради чего приходил и оставался - Трибуну. Я чувствовал всегда, что мне есть, что сказать людям, что передать, чему научить. Я "умственный пролетариат", совсем как писаревский тип. Я горю на лекции, если могу сказать, что думаю, что прочувствовал сам, чем живу. Только педагогическая деятельность дает это ощущение полета мысли, свободы творчества. Это непередаваемые ощущения, как в пьесе, где ты играешь главную роль. Я не терплю кабинетную работу, мне писать научные труды скучно - я и в них скатываюсь на публицистику. Если я чувствую, что я могу научить, передать какое-то знание, почему я вынужден уходить из профессии?

 Но я хочу учить, хочу убеждать, хочу доказывать. И если меня слышат, я в это время забываю про проблемы с зарплатой. В одном интервью актер Александр Филиппенко сказал о своей профессии: "Всюду есть такие зрители и слушатели, которые приходит за кулисы, чтобы сказать: «На ваших выступлениях думать надо, ухо отвыкло от стихов». Мне дорого в согражданах умение услышать, и я работаю, чтобы уши людей не зарастали". Вот так и я хочу.

Источник: http://nsportal.ru/lpm/uchitel-muzhchina-vymirayushchiy-vid#comment-94723 

***

Что однажды сказал мне один десятиклассник, умненький мальчик к ЕГЭ по обществознанию готовится?   "У учителей мозги, как их зарплата".

Покоробило, но я задумался. Мы для них лузеры? Я ответил ему, что нет связи между умом и материальным статусом человека. Огромное количество знаменитых и талантливых ученых, писателей, художников умирали в нищете. Он понял бестактность и свернул тему. Но, уважаемые коллеги, то, что говорят нам наши ученики вслух - совсем не то, что они про нас думают. Учитель сегодня не Учитель жизни, а прямо противоположное - наглядное доказательство того, как жить нельзя. Сам неоднократно оказывался в ситуациях, когда студенты, глядя улыбчиво в лицо, спрашивали: "Вы сами верите в то, что говорите?" Что толку мне им доказывать, что воровать грешно? Они мне расскажут  историю с министром обороны или про вороватого российского мэра. Я это признаю, против фактов не пойдешь. Единственно, что может учитель в этой ситуации, сказать: да, сегодня это - модель жизни для многих, но я хочу сформировать с вами иную модель. "В том-то и радость нашей работы, что мы меняем мир, готовим людей будущего", - присоединяюсь к этим словам Юлии Юрьевны Мусурмановой (http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/chto-znachit-byt-pedagogom#comment-9... )

Поэтому не на учеников надо обижаться за оскорбления, а на себя посмотреть, свое положение в обществе переосмыслить. Помните похожую ситуацию в фильме "Доживем до понедельника"? "Дураки остались в дураках". Кого он, ученик, имеет в виду? - спрашивает Илью Семеновича завуч. Надо полагать, это мы с вами, отвечает он. И далее: "И если он неправ, у нас еще есть время доказать, что мы лучше, чем он о нас думает".  Каждый день, каждый урок!

Вот и все.

Источник: http://nsportal.ru/lpm/zarabotnaya-plata-merilo-uvazheniya-s-kotorym-obs...

Но кто-нибудь поймет, кто-нибудь дойдет, кто-нибудь услышит

Кто-нибудь рискнет, кто-нибудь возьмет, кто-нибудь допишет

Кто-нибудь найдет что-то для себя, кто-нибудь на свете

Всюду на земле в каждой голове дует тот же ветер

                                                                Настя Полева и рок-группа "Настя"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- значимое дело "Профессии наших мам" 5а класс

Исходя из анкетирования, которое проводилось на начало года классным руководителем нашего класса, мы сделали вывод, что большинство учащихся нашего класса не имеют представления о следующем:Профессия ...

Пресс-конференция «Профессии нашего села».

Разработка внеклассного мероприятия в целях профориентации учащихся 10-11 классов....

Профессии наших родителей

Внеклассное мероприятие по профориентации...

"Поможем нашим детям в выборе профессии"

Разработка родительского собрания для старших классов направленная на проф.ориентацию детей...

Математика в наших будущих профессиях

Конференция выступления Богданова Артема...

Профессия чабана уважаема в нашей республике

В рамках программы "Мой будущий дом, моя семья" в рубрика "Профессия наших предков" о социальной значимости профессии "Чабан"...

Наши проекты: "Все профессии важны, все профессии нужны"

Методическая разработка учителя-логопеда внеурочного мероприятия по профориентации обучающихся (экскурсия) в рамках социально-педагогического проекта «Все профессии важны, все профессии нуж...


 

Комментарии

Чернышев Александр Юрьевич

Этими грустными размышлениями я делился в Нашей сети в 2013 г., когда уволился из вуза и думал совсем уйти из образования. Думал: свожу счеты с прошлым...А оказалось, что еще лучше - не уйти, а создать что-то свое, с теми же задачами, но альтернативное по форме. Например, мы, репетиторы, уже создаем иную образовательную реальность. Она и раньше существовала, но я мимо проходил. Отпугивала она своей "теневой" стороной. Теперь нас, официальных репетиторов, работающих в соответствии со ст.32 Закона об образовании, становится больше. Многие, и среди них я, как оказалось, смогли без особых потерь уйти из школ, из вузов, чтобы, кто сразу, кто не сразу, легально заниматься только индивидуальной педагогической деятельностью. Как и они, я стремлюсь к тому, чтобы уже набирать группы, а лучше - постоянные классы из учащихся разных школ, и становиться для них и классным наставником, и учителем-предметником, и директором. Чтобы и в поход пойти, и на Марш "Бессмертного полка" вывести. Чтобы работать, как учитель в школе. Но и не как в школе.Для этого нужна всего-то своя учебная аудитория, и многие репетиторы ее уже имеют или арендуют. Поскольку они выводят учеников на экзамены, постольку они работают по государственным стандартам. Никакого конфликта интересов поэтому не наблюдается. Тысячи педагогов по всей стране ушли в "свободное плавание", учат детей самостоятельно, выводят на олимпиады, помогают им успешно сдавать экзамены, не беря за это деньги от государства. Наоборот, платят ему налоги. Чиновники их не замечают, а они уже успешно конкурируют с учителями на профессиональных конкурсах, правда, зачастую идут "вне программы". Их не берут на финансируемые государством курсы повышения квалификации - они учатся сами за свои деньги. Они не могут аттестовать учеников, но кто, кроме учеников, лучше понимает, какова роль в их итоговой оценке принадлежит репетитору? Им родители учеников платят немалые деньги, но знают пр и этом, за что платят, заключают с ними договоры и уже получают налоговые вычеты за пользование образовательными услугами репетиторов - ИП. "Индивидуалов" государство не аттестует, но их каждодневно аттестует рынок с очень высокой конкуренцией. Забюрокраченной до предела государственной системе образования альтернативу создают основанные на самоорганизации крупные ассоциации репетиторов со своими системами аттестации, рейтингования, повышения квалификации частных преподавателей по всей стране. А, главное, здесь нет той унижающей человеческое достоинство зависимости, в какой зачастую находятся ученик и учитель в государственной школе.

Пусть система зависит от меня!

Чернышев Александр Юрьевич

Грустные цифры. Большая часть россиян полагает, что профессия учителя приносит недостаточный доход, и всего 20% считают ее престижной

http://www.kommersant.ru/doc/3075086

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Александр Юрьевич, читала и расплакалась. Как это похоже на все мои мысли, чувства. Все правильно и очень-очень грустно. Действительно такой хороший отпуск остается, как правило, не востребованным. Отдых мы себе позволить не можем, потому что не зарабатываем на него. А работа... я люблю свою работу не смотря ни на что. Но мне от этого не легче. Проблемы по жизни мои доходы не решают. Но самое страшное, что отношение к работе меняется. А точнее его просто нет. Я думаю, что и отношение к работе и все остальные проблемы - это результат политики. Отсюда и отношение общества к учителям, и отношение наше к профессии.

Козленко Ирина Анатольевна

Нельзя читать такую статью перед началом учебного года. Но своим комментарием к статье Вы, Александр Юрьевич, подтвердили, что не всё так плохо. В начале лета одна из родителей моих учеников спросила меня, готова ли я перейти в частную школу семейного типа, и листовочку дала, где описывалось, какая чудесная программа будет в этой школе, какие условия работы - просто мечта учителя!А я оказалась не готова ответить. И не только ей, но и себе прежде всего.Остаток отпуска я провела в интернете в поисках информации, отзывов коллег о семейном (альтернативном) образовании. И поняла, что не готова ещё оставить традиционную школу. Хотя внутри, в душе, нашла отклик. Более того, я поняла, что эта мысль давно сидит где-то далеко внутри. Но не готова. Не сейчас. Наверное, у каждого наступает определенный момент переоценки ценностей, расстановки приоритетов... Но я не знаю ни одного педагога, который начал заниматься частной практикой (репетиторство, преподавание в семейной (альтернативной) школе, собственной школе ...), не пройдя предварительно через работу в традиционной школе, не получив свой личный опыт, не наступив на свои грабли... Всё, что ни происходит в жизни, - к лучшему. И Ваша история тому подтверждение.

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Ирина, Анатольевна, абсолютно согласна с Вами. Для принятия любого решения необходимо "созреть". Особенно, если это касается каких-то кардинальных решений. Нужно каким-то образом совпасть обстоятельствам и настроению. А школа вообще очень затягивает. С ней непросто попрощаться.

Козленко Ирина Анатольевна

Я попрощалась бы со школой, если была бы уверена, что взамен получу не меньше возможностей для самореализации, что моя новая деятельность будет востребована. К тому же надо быть готовой взять всю ответственность за обучение детей только на себя. В школе же ответственность распределяется между учителем и администрацией, в следствие чего для учителя появляется больше возможностей для самореализации, самоподготовки по предмету, для внеклассной работы и т.п. Мне легче в коллективе.

Чернышев Александр Юрьевич

7 отрывков из русской литературы о школе, актуальных и сегодня
https://newtonew.com/overview/russian-writers-on-school

Мандрикова Людмила Андреевна

Девочки, я с вами! :))

Чернышев Александр Юрьевич

Ну, значит, не все еще критично. А я вот собираюсь брать ипотеку. Так что про возвращение к жизни на одну зарплату придется забыть...

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

Удачи Вам - от всего сердца!

Чернышев Александр Юрьевич

«Накипело за 20 лет!». Как учитель истории завёл блог на «Меле» и заново поверил в себя
https://mel.fm/uchitelya/765983-nakipelo-za-20-let

Чернышев Александр Юрьевич

Что будет со школой в 2018 году
https://www.ucheba.ru/article/6015?utm_source=vk.com&utm_medium=social&u...

Пока они внедряют семейное воспитание от монахов и политинформации в духе Киселева, идет отток из государственных школ. И учащихся, и учителей. И это правильно. Зачем ждать, когда государство их еще более сократит?

Чернышев Александр Юрьевич

Условия обучения признаны плохими в половине российских школ
https://www.kommersant.ru/doc/3669430?utm_source=vk.com&utm_medium=socia...