Конспект воспитательского часа "Профессия и здоровье"
план-конспект по теме
Задачи:
- показать взаимозависимость между выбором профессии и здоровьем человека;
- соотнести свое состояние здоровья с требованиями конкретной профессии;
- учить пользоваться материалом, дающим сведения о путях и условиях получения профессии;
- закрепить представление о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl.otkrytoe_zanyatie.professiya_i_zdorove.docx | 68.79 КБ |
9_kl.zdorove_i_vybor_profescii.pptx | 444.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект воспитательского часа: «Профессия и здоровье»
( по модулю «Труд»)
Задачи:
- показать взаимозависимость между выбором профессии и здоровьем человека;
- соотнести свое состояние здоровья с требованиями конкретной профессии;
- учить пользоваться материалом, дающим сведения о путях и условиях получения профессии;
- закрепить представление о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
Ход
Прежде чем перейти непосредственно к теме нашего занятия, послушайте, пожалуйста, притчу.
После смерти души некоторых людей попали в Рай. В этом месте все их желания мгновенно исполнялись. Стоило им о чем-нибудь подумать, чего-то захотеть - и в тот же миг желаемое появлялось перед ними. Вот это жизнь!!! То, на что многие люди на земле тратили годы, а некоторые даже всю жизнь - здесь случалось в мгновение ока. Стоило только захотеть. Они чувствовали себя Богами и были безмерно счастливы.
Так продолжалось какое-то время, их желания становились все изощреннее, но, тем не менее исполнялись с той же точностью и в то же мгновение. Они попробовали все, что можно было вообразить и даже, то, чего вообразить нельзя - все, даже самые смутные желания, мгновенно исполнялись. И вот настал день, когда их разум не смог придумать ничего нового. Ощущение пустоты, вселенской скуки поселилось внутри. И взмолились они: «О, Господи, покажи нам Землю». И раздвинулись облака и увидели они Землю. А на Земле миллиарды людей придумывали себе ничтожные и великие цели, чего-то желали, тратя на осуществление своих желаний всю свою короткую жизнь. Посмотрев на все это и от души, посмеявшись, они снова стали жить беззаботно и счастливо.
Но прошло всего три дня, и все это им ужасно наскучило. И взмолились они тогда: «О, Господи, мы хотим снова посмотреть на Землю». И вновь раздвинулись облака, и Земля предстала перед ними. Но на этот раз вид человеческого муравейника не помог, и они в ужасе подумали о Вечности, которая словно гигантская пропасть чернела впереди. Тогда взмолились они: «О, Господи, покажи нам Ад».
-Как вы думаете, в чем смысл данной притчи?
Потребность в труде для нормального человека так же естественна, как потребность в питании и отдыхе. Непосильная работа или безделье так же вредны для человека, как избыток или дефицит сна и пищи.
Чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимо три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей, и ей должен сопутствовать успех.
- Подумайте и скажите, о чем пойдет разговор на нашем занятии?
Тема сегодняшнего занятия « Профессия и здоровье» (слайд №3).
- В каких взаимосвязях могут находиться эти два понятия? (слайд №4)
Начнем с первой: о влиянии профессии на здоровье человека.
Это когда вы выбрали профессию, потому она вам понравилась и работая по этой профессии в последствии может пострадать ваше здоровье. Поэтому я хочу, чтобы вы ещё раз подумали и назвали мне профессию, по которой вам бы хотелось работать.
(дети думают и по очереди называют). Хорошо.
Но на свете существует много профессий. И если мы сейчас будем вспоминать и перечислять все, то на это уйдет очень много времени. На предварительном нашем занятии мы вспоминали профессии, разгадывая, кроссворд и узнали о неизвестных профессиях для вас. Кто вспомнит и назовёт эти профессии?
-Дети называют профессии из кроссворда (приложение№3)
И закрепить наши познания в многообразии профессий, я предлагаю вам решить небольшой кроссворд.
-Дети решают кроссворд (приложение№4)
Несмотря на все достижения цивилизации, врачи отмечают рост числа заболеваний у взрослого населения: расстройства сердечнососудистой системы, поражения желудочно-кишечного тракта, неврозы, психозы и т.д. Очень часто эти заболевания профессионально-обусловлены.
Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Условно эти требования можно разделить на группы:
-двигательные (слайд №5): координация движений, сила и мышечная выносливость;
Попробуйте назвать, какие это могут бать профессии.
-анализаторные (слайд №6): зрение слух, обоняние, осязание, вкус;
(дети называют)
-нервно-психические (слайд №7): сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов; (дети называют)
-интеллектуальные (слайд №8): свойства мышления, внимания и памяти.
(дети называют)
Эти требования и условия труда часто приводят к хроническим заболеваниям, которые, усугубляются, т.е. становятся, ещё сильнее и вы начинаете чаще болеть. А условия бывают разные: тяжелые и вредные. И даже, когда эти 2 фактора присутствуют вместе.
Сейчас мы с вами выполним небольшую практическую работу (слайд №9), в которой вы сами увидите, можете ли вы работать по выбранной профессии или нет. Готовы ли вообще работать. ( Детям раздаются бланки для выполнения работы, в начале листка необходимо указать по какой профессии хотелось бы работать).
Время на выполнение работы-5 минут.
Общий анализ результатов анкетирования.
Чем больше «нет», тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины ответов «да» - сигнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха. Если у вас есть цель выучиться и работать по любимой профессии, то есть у вас есть мечта и вы не хотите отказаться от своей мечты, то в ваших силах развить необходимые качества или компенсировать их отсутствие эффективными приемами организации труда.
Социологические исследования показали, что 20% старшеклассников московских школ собрались избрать профессию, которая, как оказалась, совершенно не подходила им по состоянию здоровья. Лишь 7% опрошенных при выборе профессии принимали во внимание состояние своего здоровья. Между тем, наукой доказано, что только правильно подобранный труд, соответствующий возможностям организма, не нарушает нормального развития и состояния здоровья молодого человека, в то время, как профессия, не соответствующая физическому развитию и здоровью, может наносить существенный ущерб растущему организму.
Поэтому мы подошли ко второй составляющей нашего занятия: о влияние здоровья на выбор профессии.
Большинство учебных заведений в разделе « Перечень необходимых документов» указывает на необходимость предоставления справки о состоянии здоровья № 086У.
Некоторые профессии (особенно военные, учреждения МЧС, ФСБ, и других федеральных служб) требуют специального отбора.
Профотбор – определение годности кандидата по состоянию здоровья на основе социально-психологического и психофизиологического изучения личности кандидата (слайд №17).
Выбирая профессию, надо задуматься, как она повлияет на здоровье: не вызовет ли обострения имеющихся хронических заболеваний и возникновения новых.
И если взять ваши личные карты здоровья, то там можно увидеть очень много разных заболеваний. У каждого они свои. Поэтому, правильный выбор профессии позволит вам выбрать профессиональную деятельность, которая не станет причиной появления новых заболеваний и особенно приобрести хронических.
Многие ученые отмечают, что есть связь между здоровьем человека и его эмоциями и характером. Зависть, гнев и раздражение уносят жизней больше, чем эпидемии. Остаток здоровья отнимают вредные привычки: алкоголизм, курение, лень и обжорство, свойственные людям слабым и безвольным. Привычки формируются в детстве, поэтому в старшем возрасте нужны значительные усилия, чтобы избавиться от тех, которые будут мешать всю жизнь, и сформировать те, которые помогут сохранить здоровье и достичь успеха. И поэтому, если вы загляните в свои вопросники ещё раз, то увидите, сколько вам ещё предстоит работать над собой. И вообще, настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или станок. Наш организм – больше, чем инструмент. И самое главное, он дается нам один раз на всю жизнь. И недаром существует такая поговорка, что здоровье не купишь! Наше здоровье – один из факторов успешной профессиональной карьеры.
А теперь, я бы хотела вернуться к вашим опросным листам. Я бы хотела от вас услышать честный ответ. Где вы в начале нашего занятия выбирали профессии себе. И вот теперь посмотрите на ответы и сравните с выбранной профессией. Можете ли вы по ней работать или нет. Приведите 2 обоснования, если 2»да» или «нет».
Моё занятие хотелось бы закончить арабской пословицей: « У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть всё».
Практическая работа. Приложение№1
Из перечня профессий выберите и впишите в бланк по две профессии по семи предложенным типам заболеваний, которые могут быть приобретены в ходе профессиональной деятельности .
Телемастер, токарь, шахтер, водитель, мастер литейного производства, учитель, официант, ткач, водолаз, аппаратчик химического производства, врач, монтажник-высотник, каменщик, летчик, сталевар, сборщик часов, продавец, парикмахер, ювелир, горнорудный мастер, экскурсовод.
Типы заболевания | Примеры профессий |
Органы дыхания. | |
Органы слуха. | |
Органы зрения. | |
Сердечно-сосудистая система. | |
Нервная система. | |
Опорно-двигательная система. | |
Органы пищеварения. |
Приложение №2
Методика « Моё здоровье»
Прочитайте утверждение и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения.
1.Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым.
_
2.Мне трудно сосредоточиться, включить своё внимание, когда я принимаюсь за работу.
_
3.Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство. Всё побаливает или бурлит.
_
4.Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе, или вообще не ем, потому что не успеваю.
_
5.Я часто мёрзну.
_
6.Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь или сесть.
_
7.При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.
_
8.Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.
_
9. У меня часто бывают головные боли.
_
10. Когда мне надо сосредоточится, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать, глодать карандаш или ручку, чесать голову и т. п.
_
11. Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.
_
12. При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки, я забываю о том, что мне надо говорить.
_
13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон, закрываются глаза.
_
14. Я знаю, что такое « покраснеть до корней волос».
_
15. Некоторые события вы или что-то увиденное вызывает у меня тошноту или отсутствие аппетита.
Да –
Нет –
Приложение№3
Тема кроссворда «Мир профессий»
По горизонтали.
3. Специалист по отделке зданий или помещений. 1. Специалист по изготовлению изделий из металла. 8. Специалист по воспитанию и обучению детей. 11. Специалист по сборке и наладке механического оборудования. 12. Специалист по обработке металлов давлением. 13. Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. 14. Мастер по ручной ковке металла. 15. Специалист с высшим техническим образованием. 17. Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. 18. Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. 19. Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления. 20. Специалист по уходу за лошадьми. 21. Специалист по духовым и клавишным инструментам. 22. Специалист, владеющий ножницами и расческой. 23. Специалист по изучению процессов, происходящих в земной атмосфере.
По вертикали.
1. Специалист по обработке дерева. 2. Специалист, наносящий рисунок на ткань. 4. Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрического оборудования. 5. Специалист по передаче информации с помощью волн. 6. Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. 9. Работник торговли. 10. Специалист по изображению предметов (машин, сооружений, технических устройств и приспособлений) в соответствии с установленными едиными требованиями. 14. Рабочий на стройке. 16. Сотрудник, занятый изданием газеты, журнала.
По горизонтали:
3. Маляр;1. Токарь;8. Педагог;11. Слесарь;12. Чеканщик;13. Радиомастер;14. Кузнец; 15. Инженер;17. Фермер;18. Садовод;19. Сварщик;20. Коневод;21. Музыкант;22. Парикмахер;23. Метеоролог
По вертикали:
- Столяр;2. Раклист;4. Электромонтёр;5. Радист;6. Агроном;9. Продавец;10. Чертёжник;14. Каменьщик;16. Редактор
Приложение№4
КРОССВОРД-ЗАГАДКА ПРО ПРОФЕССИИ
НУЖНО ОТГАДАТЬ ЗАГАДКИ, А СЛОВА ВПИСАТЬ В СООТВЕТСТВУЮЩИЕ КЛЕТКИ. ЕСЛИ ПРАВИЛЬНО ОТГАДАЕШЬ, ТО В ВЫДЕЛЕННЫХ КЛЕТКАХ ПРОЧТЁШЬ НАЗВАНИЕ ПРОФЕССИИ.
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 |
1. У него в руках ведро, красит краской он на крыше железо. 2 Кирпичи поправил в кладке и замазал щели; печь теперь у нас в порядке. 3. С белым мелом и указкой он проводит с нами урок. 4. В прошлый раз был педагогом, послезавтра – машинист; должен знать он очень много, потому что он … 5. Мороз … дозором обходит владения свои. 6. Как называли в старину собаковода? 7. У того спортсмена стать, всем пример неплохо брать. 8. Если пол намазан воском, он натрёт его до лоска. 9. Водит он вокруг Земли и суда, и корабли.
О Т В Е Т Ы.
1. Маляр. 2. Печник. 3. Педагог. 4. Артист. 5. Воевода. 6. Псарь.
7. Атлет. 8. Полотёр. 9. Капитан.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ : раскрыть взаимосвязь здоровья и выбора профессии, познакомить с важнейшими характеристиками здоровья человека; выявить роль координации движений и глазомера в профессиональной деятельности.
«Для того чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей, и ей, обязательно, должен сопутствовать успех», — отмечал английский писатель Дж. Рескин .
Проблема профессионального самоопределения является сложной в жизни каждого молодого человека, однако особенно труден выбор профессии для лиц, имеющих хронические заболевания или отклонения в состоянии здоровья.
двигательные : координация движений, сила и мышечная выносливость; анализаторные : зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; нервно-психические : сила, подвижность, уравновешенность нервной системы; интеллектуальные : свойства мышления, внимания и памяти.
Условия труда бытовые условия; умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие; одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов; тяжелые и вредные условия труда
Медицинские ограничения профессиональной пригодности Заболевания Противопоказанные профессионально-производственные факторы Органов дыхания Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность, контакт с токсическими веществами, значительное физическое напряжение. Сердечно-сосудистой системы Значительное физическое напряжение, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, работа на высоте у движущихся механизмов. Органов зрения Работа с мелкими деталями, значительное физическое напряжение, запыленность. Нервной системы Нервно-эмоциональное напряжение, шум и вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами. Опорно-двигательного аппарата Статичная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа на высоте у движущихся механизмов. Органов пищеварения Контакт с токсическими веществами, значительное физическое и нервное напряжение, рабочая поза, связанная с напряжением мышц живота, с нарушением режима питания. Почек и мочевых путей Неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, вынужденная рабочая поза, работа, связанная с нарушением режима питания.
Прочитайте утверждения и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения: 1. Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым. 2. Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу. 3. Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство. 4. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе. 5. Я часто мерзну. 6. Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь. 7. При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах. 8. Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении. 9. У меня часто бывают головные боли. 10. Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т.п. 11. Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице. 12. При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки. 13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон. 14. Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос». 15. Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.
Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или станок. Наш организм – больше, чем инструмент. И самое главное, он дается нам один раз на всю жизнь. Ваше здоровье – этот один из факторов успешной профессиональной карьеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое воспитательское занятие "В здоровом теле - здоровый дух!"
Открытое воспитательское занятие "В здоровом теле - здоровый дух!"...
Воспитательский час "Эстафета здоровья"
Методическая разработка представлена в форме конспекта воспитательского часа «Эстафета здоровья». Воспитательский час входит в серию мероприятий по пропоганде здорового образа жизни.Продолжител...
Воспитательский час "Быть здоровым - жить в радости"
Методическая разработка внекласного мероприятия по формированию ЗОЖ...
Воспитательский час "Секреты здорового питания"
Воспитательский час предназначен для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 5-6 классах....
Конспект воспитательского часа По теме «Питание и Здоровье»
Занятие для детей 7-8 лет....
Воспитательский час "О здоровом образе жизни"
Открытое занятие в рамках методической недели "Развитие жизненной компетенции обучающихся в свете требований ФГОС" 31 января 2018г....
Воспитательский час: «Береги здоровье!»
Каждый из нас знает, какой бесценный клад – здоровье. Но почему-то мы начинаем вспоминать об этом, только заболев.Викторина «Хитрые вопросы – мудрые советы»-Для чего уже в древ...