Школьная неуспешность: причины и способы предотвращения
статья на тему

Бочарова Любовь Анатольевна

Школьная неуспешность многофакторное явление,   и касается оно не только результативности ученика, но и затрагивает его личность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnaya_neuspeshnost.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная неуспешность: причины и способы предотвращения

Каждый ребенок приходит в школу полным энтузиазма, желания учиться! Ведь он теперь совсем взрослый, школьник. Как обидно бывает наблюдать, как гаснет радость и приходит растерянность, неуверенность, разочарование.  

   Родители  отправляют ребенка в школу, прежде всего, за знаниями. Но, зачастую,  хорошая успеваемость не является главной причиной успеха ребенка в школе. Ребенок может быть отличником, получать наивысшие баллы, а чувствовать себя «серой мышью»: не сложились отношения с одноклассниками, не с кем играть на улице, мало друзей или их нет вообще, чувство собственной незначительности, неумение решать проблемы, выходящие за пределы школьной программы.

Но бывает и наоборот: душа класса, без него не проходит ни один День рождения, он участвует во всех делах, самый, самый, а в дневнике уныло выстроились тройки и двойки. Здесь то мы и сталкиваемся с проблемой школьной неуспешности.

Если мы говорим о «школьных трудностях», то имеем в виду временное и преодолимое явление. ***Например, трудно дается освоение какой-то темы или возникли сложности в отношениях с классом. 

 Таким образом, школьная неуспешность многофакторное явление,   и касается оно не только результативности ученика, но и затрагивает его личность. Это очень опасно! Если представление о собственной неуспешности «встроится» в личность ребенка, то оно будет преследовать человека долгие годы, возможно, всю жизнь.

Так по каким же признакам мы можем отличить  школьную неуспешность, кроме неуспеваемости?

  1. это постоянная негативная оценка, замечания, недовольство родителей и педагогов.
  2. В результате чего возникает и поддерживается высокий уровень тревоги.
  3. У него падает уверенность в себе, снижается самооценка.
  4. Естественные следствия высокого уровня тревоги - это непродуктивная трата времени на несущественные детали, отвлечение от работы на рассуждения о том, "как будет плохо, если у меня снова ничего не получится, если я опять получу двойку", отказ от заданий, которые уже заранее кажутся ребенку слишком трудными.
  5. Стремление сделать работу как можно лучше в итоге лишь ухудшает дело. Низкая результативность (неизбежное следствие постоянного состояния тревоги) - это центральная особенность деятельности при хронической неуспешности.

      Так складывается порочный круг: тревога, нарушая деятельность ребенка, ведет к неуспеху, негативным оценкам со стороны окружающих. Неуспех порождает тревогу, способствуя закреплению неудач. 

Чем дальше, тем труднее становится разорвать этот круг, поэтому неуспешность и становится "хронической". Чем более ответственную работу выполняет ребенок, тем больше он волнуется. Если уровень тревоги и без того повышен, то его дополнительное повышение (волнение) еще больше понижает результаты работы. Из-за этого ответственные контрольные и экзаменационные работы выполняются не лучше, а хуже повседневных заданий. Постоянное волнение приводит к стремлению избегать непривычные и неоднозначно определенные задания, которые оцениваются ребенком как особо трудные. 

       Хроническая неуспешность возникает, в основном, у тех детей, которые отличаются исполнительностью, послушанием и даже слепым выполнением требований взрослых. Остальным же более или менее безразлично несоответствие его достижений ожиданиям взрослых.   

 Школьная неуспешность многослойна, как луковица. Рассмотрим причины этого явления последовательно, снимая слой слоем.

1.Наиболее уязвимыми для формирования школьной неуспешности являются: первый класс, переход в среднюю школу и подростковый возраст.

Если ребенок не готов к школе, то даже при высоком уровне природного интеллекта, есть высокая вероятность попасть в разряд «неуспешных».

    Так, например,

  • если у ребенка не развиты мелкая моторика (т.е. умения управлять тонкими движениями пальцев и кисти руки) сразу вызывает неудачи при обучении письму.
  • Если не сформировано произвольное внимание – это приводит к трудностям в организации всей работы на уроке; ребенок не запоминает, "пропускает мимо ушей" задания и указания учителя.
  • Если у него не сформировано поведение ученика, трудности взаимодействия с «другими взрослыми» (не родителями).

Нередко причиной первых неудач становится нарушение обучаемости (задержка психического развития),   В дальнейшем на этой основе складывается хроническая неуспешность.    При особо глубокой задержке психического развития и тем более при умственной отсталости синдром хронической неуспешности не возникает: в этих случаях у ребенка снижена критичность, и он просто не замечает собственных неудач и отставания от других детей.

 В средней школе   ребенок проходит новый виток адаптации, когда надо приспособиться к разным учителям, их стилю и требованиям. Не редко это приводит осложнениям в отношениях с одноклассниками, к снижению успеваемости, и вообще желания учиться. В эти периоды ребенок может «коллекционировать» опыт неудач, и постепенно формировать представление о себе как неудачнике. Потом от этого ярлыка уйти будет очень трудно.

Подростковый возраст чрезвычайно психологически сложен. В этот период человек решает множество важных жизненных задач:

  • он становится самостоятельным,
  •  изменяются отношения с родителями,
  • у кого-то случается первая влюбленность,
  • подросток ищет ответы на вопрос «Кто я?»), и иногда ему кажется, что учиться не самое главное в жизни…

 Возможными причинами школьной неуспешности могут быть плохая память, слабая концентрация внимания, не достаточное развитие мышления и речи, а также неумение анализировать и понимать причины своих успехов и неудач.

И конечно же заинтересованность в происходящем.

2.  Если тема нас интересует, мы в состоянии запомнить огромное количество информации. Но в школе предпочтения учащихся и материал учебной программы часто не соответствуют друг другу.

*Довольно рано можно заметить, что мальчики и девочки по-разному относятся к школьным предметам. Из года в год у девочек пропадает тяга к математике, у мальчиков – к родному языку и литературе. Но антипатия может измениться – в частности, благодаря хорошим показательным примерам.

Так, читающие художественную литературу папы могут помочь смягчить плохое отношение мальчиков к книгам, а девочек достаточно убедить, что к точным наукам у них тоже есть способности.

Если в семье культурно развиваются, так и дети готовы к открытию нового, тем самым делая еще один шаг к успеху.  

Проверяя успехи ребенка и обнаружив тройку или двойку, многие из родителей начинают ругаться. «Чем ты слушал на уроке?», «Ты что тупой?»…

 Пример: «Я стараюсь отцу не говорить о своих двойках, т.к. он сразу орет на меня. А сам никогда не поможет разобраться в теме. Говорит, что в этом ничего не понимает!»

Для того, чтобы понять, почему ребёнок плохо учится, надо учесть ряд самых разнообразных обстоятельств. Естественно, придётся затратить время и силы, чтобы разобраться, что происходит там, где вас нет. Может, у ребёнка есть пробел в ранее полученных знаниях. Сходить к учителю и поговорить, постараться выяснить причину неудач и вместе с ребёнком взяться за дело. Конечно, придётся отложить интересный детектив и пропустить любимый сериал, но только тогда ребёнок поймёт, что родители не только ругают, а могут помочь, что на первом месте для них именно он, их ребёнок, что его успех – это и их успех тоже.

Но помогать ребёнку в школьных делах – это значит не только проверять уроки, но, что гораздо труднее, помогать в самом тяжёлом для него деле – в общении, как одной из важнейших сфер реализации его школьной успешности! Особенно важно, как сложатся отношения в самом начале, в первом классе. Социологические опросы показали, ребёнок охотно или неохотно ходит в школу в зависимости от того, как принят классным коллективом. И если его дразнят, бьют или просто игнорируют, то школа становится для него домом мучений. Вот пример из жизни:

*** Ваша дочь отказывается ужинать уже несколько дней. Мама выясняет, что она решила худеть, потому что в школе мальчик назвал её толстой коровой. Как бы вы поступили?

Не считайте такие неприятности мелочью, не заслуживающей внимания, Никакого «подумаешь, ничего страшного», и  уж, конечно, «отстань!»

3. Важнейшей составляющей школьной успешности являются  Отношения ребенка в школе: с педагогом, классом.

4. Учение, школьные дела  не всегда доставляет удовольствие, часто они требует большой работоспособности и силы воли. Этого то как раз у многих детей и недостает. И то и другое необходимо тренировать. Многие дети в повседневной жизни не учатся справляться с огорчениями, преодолевать трудности и противостоять неприятностям. Они легко забывают о своих долгосрочных целях и предпочитают кратковременные удовольствия.

Очень часто проблемы у детей возникают из-за излишней опеки со стороны родителей. Если любое желание маленького «принца» или «принцессы» мгновенно выполняют, в ребенке не развивается важнейшая способность – так называемая «терпимость к отсрочке выполнения запросов», у них плохо развивается устойчивость к разочарованию. Родители, желающие сделать жизнь своим детям легче и приятнее, предъявляющие к ним заниженные требования и ограждающие их от любых трудностей, оказывают им тем самым плохую услугу.

 Не следует выполнять каждую просьбу своего отпрыска. Как правило, дети в состоянии самостоятельно уладить конфликт с одногодками, спросить учителя, почему поставлена плохая оценка, и не забыть взять с собой спортивную форму. Когда мамочки упаковывают портфели своим деткам, а утром помогают донести их до школьного гардероба, дети не чувствуют себя ответственными за учебу. Такое поведение затрудняет развитие в них самостоятельности и умения справляться с трудностями.  И любая, даже самая маленькая неудача воспринимается как катастрофа!

 5. Важную роль в успешности ребенка играют и его личные качества. Если у него низкая самооценка, он не уверен в себе, то ребенок боится всего нового, не старается проявить себя.

 «В жизни многое зависит от того, как ты себя воспринимаешь» (тигром или котенком)

«Почему именно ты, что тебе больше всех надо?», «Не высовывайся!» - фраза, знакомая далеко не единицам из наших учеников. И это говорят родители!

До 12 лет у детей самооценка в основном совпадает со школьными отметками.  

Слабую веру в свои способности демонстрируют, прежде всего, девочки. Хотя они по статистике в основном усидчивее и успешнее, чем их одноклассники мальчики, им тяжело оценить свои достижения по достоинству.

Мальчики и девочки расценивают одни и те же оценки по математике совершенно по-разному. «Пятерка» часто воспринимается девочками как случайность: «повезло». Вывод мальчиков совсем другой: «у меня есть способности к математике».

В подростковом возрасте у мальчиков чувство самоуважения повышается, а у девочек, наоборот, падает. Мальчики сильнее заинтересованы в социальном сопоставлении, чем девочки, любят соревноваться друг с другом, мериться силами.

 Еще один важный момент: готов ли ребенок или подросток отвечать за свои действия и их последствия?  Свои неудачи дети воспринимают по-разному. Одни – как свой промах (они имеют установку: «я готов отвечать за себя»), другие считают, что «в том, что с ними происходит, виноваты окружающие». Во втором случае – это существенный фактор формирования школьной неуспешности. Разумеется, умение отвечать за свои поступки зависит от возраста.

 *** Вспомните, Как, например, как ваш сын или дочь реагируют на низкую оценку за контрольную работу? А ведь неудачу можно объяснить совершенно по-разному. Он может думать следующее:

Я плохо выполнил  работу, потому что…

…я недостаточно подготовился.

… выбрал для подготовки не ту главу.

… у меня болела голова и я не смог сконцентрироваться.

Или:

Я плохо написал работу, потому что

… задания были такие тупые.

… мне просто не повезло.

… меня не любит учитель.

…я для математики слишком глупый.

Тот, кто объясняет свое поведение одним из первых трех вариантов ответа, имеет хороший шанс в следующий раз приступить к работе с хорошим настроем, с учетом своих прошлых ошибок. Он не перекладывает свою вину на других, а ищет причины в себе.

Если ребенок выбирает варианты ответа из второго блока или подобные им, то он сам себя лишает возможности действовать. Почему он, собственно говоря, должен стараться, если это все равно не поможет? Порочный круг: тот, кто считает себя глупым, снижает свою успеваемость.

Родители тоже зачастую несознательно подрывают рвение своих детей к учебе. Причиной становится закрепившееся представление об уме или таланте ребенка, а также мнение о том, что способности заложены генетически. В этом случае дети узнают, что у них либо есть способности к какому-то предмету, либо нет. Например, им говорят такие обидные слова, как «спортсменом тебе не стать» или «к математике у тебя нет таланта». Но здесь возможен и положительный эффект. Если ребенку сообщают, что он «прирожденный спортсмен» или «гений математики», он начинает верить, что у него есть необходимые качества.

Очень важно следить не только за тем, как Вы комментируют действия своих детей, но и как   оцениваете  других. Слова «Танечка такая умная!» или «Дима настоящий вундеркинд!» могут создать у вашего ребенка статичное отрицательное представление о себе. Идеально для ребенка «динамичное» представление о себе – убежденность в том, что способности можно развить.

И так мы перешли еще к одной причине школьной неуспешности:

  1. Часто запускает механизм школьной неуспешности завышенные ожидания родителей по поводу школьной успеваемости ребенка.

Понимая, что не оправдывает надежд мамы и папы, ребенок чувствует вину, ему кажется, что он не достоин любви.

Важно для формирования представлений ребенка о себе как ученике и то, каким образом родители реагируют на успехи и неудачи ребенка. Перенос оценок с учебного результата на личность ребенка чреват серьезными последствиями (вместо «тебе не удалось» - «ты неумеха», «руки у тебя не оттуда растут»). Это неизбежно гасит стремление сделать лучше у вашего чада.

***Как показывает наш опыт работы с семьями, родители лучше умеют подмечать недостатки в поведении своих детей, и порицание преобладает над похвалой. Я часто у ребят спрашиваю, когда и за что тебя последний раз хвалили? И многие не могут вспомнить. Хотя мотивирует именно положительная оценка.

И еще, чаще всего родители ориентируются на максимально возможные результаты. И не замечают небольшие продвижения ребенка.   Понятно, что кандидат получить «двойку» за диктант не может соперничать с отличником, но может быть, для него уже личный большой успех – умение наконец-то различать, когда нужно писать «тоже», а когда «то же». Но подметить хоть небольшое, но личное продвижение и шанс стать успешным возрастает.

Однако, чрезмерное захваливание, отсутствие разумной требовательности и последовательности бывает столь же вредно, так как ребенок не учится правильно адекватно оценивать свои успехи.

Препятствует полноценному развитию ребенка жесткая установка на послушание, слепое подчинение требованиям. Чаще всего мы сталкиваемся с такими «воздействиями» со стороны отцов.

 6. В последние годы чаще приходится сталкиваться с учениками, которые не умеют регулировать свое эмоциональное состояние, плохо справляются с волнением, обидой, раздражением, что служит серьезным препятствием на пути к успеху. Уравновешенности, самоконтролю дети учатся, прежде всего, на родительском примере и других членов семьи (как Вы реагируете на хорошие, а особенно плохие вести, каких успехи на работе и как вы о них говорите, кого вините

Сниженное настроение, апатия – питательная среда для неудачи в любом деле.

 Многое зависит от того, как ребенок встретил утро, как вы его проводили в школу (пожелав удачи, или второпях не обращая на него внимания, или подгоняя, ругаясь за свое возможное опоздание на работу…

Чтобы избежать излишней нервозности с утра, попробуйте отрепетировать с ребенком сценарий сбора в школу (сколько времени и на что он затрачивает), чтобы рассчитать, во сколько встать.

Знаете ли вы, с какими чувствами, мыслями ребенок Ваш ребенок идет в школу? А ведь мысли ребенка каждый день воздействуют на все сферы его жизни.  Выбирая соответствующие слова, родители помогают детям направлять мысли в нужную сторону. Слова родителей производят в уме ребенка зрительный образ, от которого он будет отталкиваться в своих поступках. Когда инструкции родителей не совсем точно описывают ребенку желаемое поведение, в его мозге может возникнуть путаница. Говорят: «Когда о чем-то просите, будьте осторожны… вы можете это получить».

Приведу недавно увиденный случай:

* Одна мама,  провожая ребенка в школу, остановилась примерно в тридцати метрах от здания. И смотрела, как ее сын бодро побежал далее к школе. Так как было много луж, мать крикнула ему вслед: «Не беги!». Ребенок остановился на мгновение, а потом, помня что нужно на урок, опять побежал. «Я сказала, не беги!» – услышал он снова. Он опять остановился, несколько секунд размышлял над ее словами, а потом побежал еще быстрее. «Научится он когда-нибудь вести себя?» – недовольно сказала мать.

Ребенку следует говорить, что надо делать, а не то, чего не надо делать. Если бы мать сказала ребенку «Иди», а еще лучше «Саша, пожалуйста, иди», ребенок скорее бы сделал то, что она ожидала. Фразы, начинающиеся с имени ребенка, больше привлекают на себя внимание.

Дети всегда действуют на основе той информации, которую получают. Поэтому, чтобы действовать правильно, они нуждаются в корректирующей информации.

Эксперимент: * Каждый из вас может попробовать выполнить следующее задание: «Не думайте о красной обезьяне». Что получается? Удается ли думать о чем-то другом и не вспоминать о ней? Мозг не воспринимает частицу «не» и безоговорочно выполняет команду с обратным смыслом.

Поэтому, отправляя ребенка в школу вместо слов: «Смотри, не балуйся!» и «Не получи 2 !»  скажите: «Веди себя хорошо», «Старайся!», «Будь умничкой!». Вместо «Не переживай, не волнуйся» = «Будь спокоен»

И еще: Потренируйтесь с ребенком в проговаривании позитивных утверждений

* Например, если ребенок боится будущего экзамена, можно научить его повторять про себя: «Я сдам хорошо!».

И визуально пусть старается  представить, что уже имеет то, что хотел бы иметь, или занимается тем, чем хотел бы заниматься.

 

Однако ребенок может хорошо учиться за счет своих компенсаторных ресурсов. Если это случается, ребенок начинает часто болеть (частые простуды, болезни желудка, падение зрения).

Таким образом, мы видим, проблема школьной неуспешности многослойна и вмещает в себя множество разнородных факторов и причин.   Своевременная помощь ребенку в решении этой проблемы может предотвратить развертывание «несчастливого сценария» жизни. Мелочей нет.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

• Проектный метод, как один из способов решения проблемы школьной неуспешности.

Методическая реферативная работа по проектному методу обучения учащихся в 5-10 классе....

Причины школьной неуспешности. Как помочь ребенку с школьными трудностями. Советы родителям.

В современном мире очень важно быть успешным. Мы начинаем к этому стремиться уже со школьной скамьи. Со стороны это похоже на гонку с препятствиями. Тпак хочется быть на финише первым, вокруг много бо...

Методика проведения урока по теме: "Причины травматизма в старшем школьно возрасте и пути их предотвращения"

методика урока по теме: "Причины травматизма в старшем школьном возрасте и пути их предотвращения"...

Суицид: причины, предвестники, пути предотвращения

Истинные (подлинные) суицидальные действия. Основные признаки, сигнализирующие о суицидальных наклонностях. ...

Организация школьных конкурсных мероприятий как один из путей преодоления школьной неуспешности при обучении в детской школе искусств

В данной работе автор делится опытом организации и проведения школьных конкурсных мероприятий, помогающих  учащимся реализовать свой творческий потенциал...