Суицид: причины, предвестники, пути предотвращения
методическая разработка по психологии
Истинные (подлинные) суицидальные действия. Основные признаки, сигнализирующие о суицидальных наклонностях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suitsid_prichiny_predvestniki_puti_predotvrashcheniya.docx | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Суицид: причины, предвестники, пути предотвращения
Мне бы хотелось рассказать о причинах суицидального поведения учащихся, и затронуть признаки, по которым можно определить, что ваш ребенок задумался о совершении самоубийства
Истинные (подлинные) суицидальные действия, выглядят неожиданными, никогда не являются спонтанными. Такие попытки – тщательно продуманны и просчитаны до мелочей, им всегда предшествует значительные изменения в мышлении, поведении, высказываниях человека, решившегося на самоубийство. Чистое суицидальное поведение сформировано в результате длительных раздумий о смысле жизни и проявляется в первую очередь депрессивными симптомами: тоскливым настроением, угнетенным состоянием, сформированными идеями самообвинения и самоуничижения, рассуждениями о бессмысленности существования. Подлинная попытка суицида – это всегда относительно взвешенное решение.
Однако большая часть попыток покончить с жизнью относится к демонстративному суицидальному поведению. Как показывают результаты многочисленных исследований, большинство «демонстративных» самоубийц вовсе не хотели и не планировали умереть, а лишь преследовали цель: достучаться и быть услышанными окружающими, привлечь внимание к своим проблемам, «попросить» о необходимой помощи.
Основные признаки, сигнализирующие о суицидальных наклонностях:
Часто возникающие, длительные, эмоционально окрашенные высказывания человека на тему самоубийства, как способа избавления от «тягот» жизни. Например, фразы: «Лучше бы я вообще не родился», «Лучше умереть, чем так жить».
Пессимистическая оценка настоящего и будущего, отсутствие надежд на перемены к лучшему, ощущение бесконечной черной полосы.
Человек считает себя беспомощным, ни на что не способным, не строит и не предпринимает действенных мер для изменения ситуации, полагая: «Выхода не существует».
Явно выраженный комплекс неполноценности
Частые высказывания: «Я ни на что не годен», «Без меня всем будет лучше».
У человека меняется уровень социальной активности. У окружающих создается впечатление, что его ничего не интересует, не увлекает. Он отказывается от увеселительных мероприятий, предпочитая побыть наедине.
Наряду с тоскливым настроением, могут фиксироваться вспышки необъяснимой агрессии, после которых следует период душевного умиротворения.
Для детей и подростков, которые полагают, что другие члены семьи их не понимают, свойственно устраивать побег из дома.
Основными причинами суицидального поведения являются:
- Генетическая предрасположенность (лица, в семейном генезе которых были самоубийства, склонны прибегать к суициду);
- Потеря близкого родственника;
- Психологические и физические травмы, полученные в детском возрасте;
- Вынужденная социальная изоляция индивида;
- Неспособность самостоятельно справляться с эмоциональными состояниями и отсутствие человека, который бы помог это сделать.
В нашей школе ежегодно проводится диагностическая работа по выявлению учащихся, склонных к суицидальному поведению.
В прошлом году в диагностике участвовали 117 учащихся 8-11 классов. В результате проведенной диагностики было выявлено, что 2% учащихся имеют склонность к суицидальному поведению, 7 % учащихся имеют нестабильный эмоциональный фон, что так же может привести к мыслям о суициде. 91% учащихся, принявших участие в диагностике не склонны к каким - либо проявлениям суицидальных наклонностей.
В этом году была проведена более масштабная диагностическая работа. Участие в ней приняли 270 детей, с 5 по 11 классы. Диагностика проводилась в 3 этапа. Были проведены: Диагностика личностной склонности к сниженному настроению. Диагностика неуправляемой эмоциональной возбудимости. Диагностика склонности к аффективному поведению.
Для получения более достоверных результатов и с целью минимизировать влияние настроения на результаты диагностики, тестирования проводились в течении месяца с периодичностью раз в неделю.
Согласно полученным результатам, 6 человек или 2% учащихся, прошедших тестирование, имеют склонность к суицидальному поведению, неспособны контролировать свои эмоции, агрессию и не способны самостоятельно найти выход из сложных жизненных ситуаций. Эти 2% распределяются между 5ми классами, и 8-9- классами. 98% учащихся, принявших участие в диагностике не склонны к каким - либо проявлениям суицидальных наклонностей.
Закономерным последствием диагностической работы и выявленных результатов, является индивидуальная работа с учащимися, находящимися в группе риска, так же беседы с родителями таких учащихся.
В рамках групповых развивающих занятий, которые в расписании классов называются «Занятие с психологом», проводится работа по обучению детей контролировать свои эмоциональные состояния, понимать, что такое стресс и как себя вести в стрессовой ситуации, объясняется происхождение и проявление разных эмоций в разных жизненных ситуациях. Проводятся занятия, направленные на снижение уровня агрессивности. С подростками проводятся занятия по конфликтологии, направленные на снижение конфликтов среди учащихся. В среднем звене проводятся занятия по целеполаганию и перспективе будущего.
Систематически, с целью контроля состояния учащихся проводится мониторинг уровня конфликтности, агрессии и тревожности.
Несмотря на всю ведущуюся работу, изменение в настроении, состоянии учащегося чаще всего способны заметить люди, находящиеся рядом с ребенком: семья, друзья и близкие люди. Я призываю Вас, уважаемые родители, быть бдительнее, внимательнее к вашим детям, к их настроению и состоянию, к их переживаниям и маленьким жизненным трагедиям. То, что нам кажется незначительным и не важным для них может быть концом света. Помните, что не только здоровье вашего ребенка, но и его жизнь – в ваших руках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДСОВЕТ"Профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций."
Ознакомление педагогов с понятием конфликта, изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей.2. Осознание и осмысление членами педагогического совета основных пр...
Профилактика суицидов. Предотвращение самоубийства у подростков.
Это тренинговое занятие по психологии, где подросткам даются знания о суициде и способах его предотвращения....
Профилактика суицидов. Предотвращение самоубийств среди подростков.
Рекомендую всем классным руководителям провести урок, направленный на предодвращение самоубийств среди подростков П...
Памятка-буклет для родителей "Предотвращение суицида"
В памятке содержатся рекомендации для родителей по предотвращению суицида....
Газета 1-й вып.- ЗОЖ - Предотвращение детских суицидов
Если человек, на ваш взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом попытки к самоубийству:Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией...
КОНФЛИКТ. ПУТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ.
В презентации дано разъяснение понятию конфликт и возможные пути его решения....
Конфликт. Пути предотвращения и разрешения
Предупреждение конфликта предусматривает своевременность действий по предупреждению возможных коллизий: устранение реального предмета конфликта; привлечение в к...