Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opk_5_kl.docx | 43.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Новое Дубовое
Хлевенского муниципального района Липецкой области
. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ с. Новое Дубовое С.А.Болотов Приказ № 70 от 25.08.2014 г. | |
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
модуль «Основы православной культуры» для 4 класса
на 2014-2015 учебный год
учителя первой квалификационной категории Золотарёвой Т.О.
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании педсовета
Протокол №10 от 25 августа 2014 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель и задачи обучения
Изучение «Основы духовно-нравственной культуры народов России» направлено на достижение следующих целей:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- осознание ценности человеческой жизни;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Задачи учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
- знакомство обучающихся с основами православной культуры;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих позиций, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Нормативно-правовые основы изучения учебного модуля
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Преподавание курса ведётся в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конвенция о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи) от 20 ноября 1989 года.
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
- Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
- Письмо Минобрнауки России от 25 мая 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
- Устав МБОУ СОШ с.Новое Дубовое;
- Разработана в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, (модулей) в МБОУ СОШ с.Новое Дубовое, реализующего основную образовательную программу основного общего, среднего общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (Протокол №12 от 04.02.2015 года.)
- Учебный план МБОУ СОШ с.Новое Дубовое на 2015-2016 учебный год.
Общая характеристика учебного курса
Основная цель учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - формирование у подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьника представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность», «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержание курса - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними другими учебными предметами;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Место учебного курса в учебном плане
Рабочая программа для 5 класса рассчитана на 16 часов, 1 час в неделю 1-ое полугодие.
Основное содержание курса
Комплексный учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является одним из современных направлений в преподавании историко-обществоведческих дисциплин в рамках реализации ФГОС. Цель курса не только в расширении кругозора учащихся, но и воспитательном воздействии на процесс формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы РФ, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному, межэтническому, межконфессиональному диалогу.
Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», рекомендованный МО РФ и авторской программы А,Я. Данилюка «Основы религиозных культур и светской этики» в рамках модуля «Основы православной культуры», Москва, Просвещение 2012 г.
Для реализации программного содержания используется следующий УМК: А.В.Кураев «Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» учебник для 4-5 классов, М, Просвещение 2012 г., электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры», В.А. Тишков, Т.Д.Шапошникова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» книга для учителя 4-5 классы
Интернет – ресурсы:
http://www.portal – slovo.ru
www.iro48.ru
www.opkpro.ru
Требования к результатам освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективыв их выполнение на основе оценки с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза. Сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Материально-техническое обеспечение курса
Для изучения курса должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
- оборудование: ученические столы и стулья, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов, настенная доска;
- технические средства обучения: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок, демонстрационное оборудование(компьютер. Интерактивная доска, мультипроектор, диапроектор), вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения учебной техники;
- экранно-звуковые пособия: электронное пособие к модулю курса, дополнительные мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, презентации
- библиотечный фонд: учебно-методические комплексы, дополнительные пособия для учителей, научно-популярные книги. Хрестоматии. Документальные источники, энциклопедическая и справочная литература, религиозная литература
- печатные пособия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы или раздела | Кол-во часов | Кол-во прове- рочных работ |
5 класс | |||
1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | |
2 | Православие в России | 8 | |
3 | Духовные традиции многонационального народа России | 5 | |
4 | Презентация творческих проектов на основе изученного материала | 2 | |
Итого: | 16 |
Содержание учебного модуля
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Как христианство пришло на Русь. Что такое церковь. Крещение. Князь Владимир. Крещение Руси. Святая Русь.
Подвиг. Подвиг ради другого человека. Жертва. Подвижник.
Заповеди блаженств. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Духовность. Что такое «чистое сердце»?
Зачем творить добро? Добро и зло в православной традиции. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Самоотверженность. Святые.
Чудо в жизни христианина. Святая Троица. Христианские добродетели: вера, надежда и любовь.
Православие о Божием суде. Влияние веры в Божий суд на поступки человека. Почему Христиане стремятся творить добро.
Таинство Причастия. Причастие. Тайная вечеря. Первые причастники. Литургия. Церковное таинство. Благодать.
Монастырь. Инок. Монах (монахиня). Обет. Послушание. Почему монахи считают себя воинами.
Отношение христианина к природе. Ответственность человека за сохранение природы. Человек и «экологический кризис». Милосердие к животным.
Христианская семья. Христианская семья и ее ценности. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо. Венец. Семейные традиции.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. Святые защитники Родины.
Христианин в труде. Отношение к труду. Какой труд напрасен. Что значит «работать на совесть».
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Презентация творческих проектов на основе изученного материала (3ч)
Подготовка творческих проектов. Выступление обучающихся со своими творческими работами. Темы для выступлений: «Как я понимаю православие», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)
Раздел 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных традициях России от своих одноклассников.
Презентация творческих проектов будет проходить в конце второй четверти.
Развернутое тематическое планирование составлено на основе: авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюк «Просвещение», 2012.
Панируемые результаты
Личностные:
- формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-комууникационных технологий;
- осуществлять информационный поиск;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
Предметные:
- знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
- знакомство с основами религиозной морали;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты | |||
предметные результаты | метапредметные | личностные | |||||
5.09 | Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. | Уметь: представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. | Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
| оформлять свои мысли в устной и письменной речи | ||
12.09 | Как христианство пришло на Русь | Излагают своё мнение по поводу значения христианства в жизни людей, общества. | Знать: что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос. Узнать: что такое Церковь и крещение. Как Русь стала христианской страной. Уметь: отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах. Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и крещения Руси. | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
| понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | ||
19.09 | Подвиг | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами православной религии. | Знать: что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно - Ясенецкого. Уметь: объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью. Рассказать о герое | Регулятивные : саморегуляция Коммуникативные: выражение своих мыслей. | осознавать ценность человеческой жизни | ||
26.09 | Заповеди блаженств | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг | Знать: что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым. Уметь: объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами. | Регулятивные : саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | осознавать ценность человеческой жизни | ||
03.10 | Зачем творить добро? | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей | Знать: в чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые Уметь: нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея. Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте». | Регулятивные : понимать значение добра и зла. Познавательные: извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | ||
10.10 | Чудо в жизни христианина | Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. | Знать: в чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются Уметь: отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: выражение своих мыслей. | осознавать ценность человеческой жизни | ||
17.10 | Православие о Божием суде | Развивают ассоциативное мышление, необходимое для понимания притчей, раскрытия образов | Знать: в чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие. творению добра. Уметь: рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра. | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | ||
24.10 | Таинство Причастия | Знакомятся с христианскими таинствами | Знать: что такое Причастие, что такое церковное Таинство. Что происходит в храме во время Литургии. Уметь: рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви. | Регулятивные : саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации | осознавать ценность человеческой жизни | ||
31.10 | Монастырь | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. | Знать: кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России. Уметь: объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России. | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
| осознавать ценность человеческой жизни | ||
14.11 | Отношение христианина к природе | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей | Знать: какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. заботится о нём. Уметь: вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?». Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём. | Регулятивные : саморегуляция Коммуникативные: выражение своих мыслей. | оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | ||
21.11 | Христианская семья | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами православной религии. | Знать: почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо. Уметь: рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?» | Регулятивные : саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. | ||
28.11 | Защита Отечества | Осознавать свою причастность к судьбе (настоящему и будущему) своего Отечества. | Знать: имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы. Уметь: объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве. | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: выражение своих мыслей. | понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | ||
5.12 | Христианин в труде | учатся слушать собеседника и излагать своё мнение | Знать: какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. Уметь: объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей. | Регулятивные : саморегуляция Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | ||
14. | 12.12 | Любовь и уважение к Отечеству | Осознавать свою причастность к судьбе (настоящему и будущему) своего Отечества. | Знать: главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. Уметь: объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины | Регулятивные : саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: выражение своих мыслей. | оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | |
15-16 | 19.12 26.12 | Презентация творческих проектов | Готовят сообщения по выбранным темам. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. | Знать: как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют. Уметь: искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся. Уметь: владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи. Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника
| оформлять свои мысли в устной и письменной речи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа: Основы духовно-нравственной культуры народов России
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и совреме...
Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы...
Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс (ФГОС)
Программа к учебнику Н.Ф.Виноградовой, издательство "Вентана-Граф". Разработана в соответствии с ФГОС. Рассчитана на 18 часов...
Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы...
Рабочая программа Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)
В ФГОС основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определён как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике...
Отчет Дополнительной общеразвивающей программы духовно-нравственного развития культуры народов Ямала «Хозяйка чума» в рамках реализации МИП.
Отчет по программе...
Рабочая программа по предмету "Религиозные культуры народов России".
Рабочая программа разработана для учащихся 7 классов ....