Авторская адаптационная программа по черчению для 8-9 классов
рабочая программа (8 класс) на тему
Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин.
Цели и задачи курса.
· Овладение учащимися графического языка техники и способность применять полученные знания для решения практических и графических задач с творческим содержанием;
· обучения предмету реализуется через выполнение следующих задач:
· ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственным стандартом ЕСКД;
· научить выполнять чертежи в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрические проекции с преобразованием формы предмета;
· научить школьников читать и анализировать форму предметов и объектов по чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам;
· - сформировать у учащихся знания об основных способах проецирования;
· - формировать умение применять графические знания в новых ситуациях;
· - развивать образно - пространственное мышление, умения самостоятельного подхода к решению различных задач, развитие конструкторских, технических способностей учащихся;
· - научить самостоятельно, пользоваться учебными материалами.
Содержание курса составляют:
· Когнитивный компонент, раскрывающий основные понятия, относящиеся в области изучения форм и геометрических способов формирования предметов, методов и способов графического отображения информации о трехмерных объектах, а также правил чтения и выполнения графических изображений;
· Деятельностный компонент, в котором представлены умения, формируемые в процессе обучению черчению;
Творческий компонент, обеспечивающий развитие логического и пространственного мышления, творческих способностей в решении задач с элементами преобразования и конструирования формы предмета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cherchenie_dlya_shkol.rar | 337.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.
Огромную роль в обучении учащихся ОУ играет развитие образно-пространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на уроках черчения, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует полноценному развитию творческих способностей школьников т.к. основная часть усваиваемого учебного материала школьных предметов представлена в вербальной форме.
Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин.
Цели и задачи курса.
- Овладение учащимися графического языка техники и способность применять полученные знания для решения практических и графических задач с творческим содержанием;
- обучения предмету реализуется через выполнение следующих задач:
- ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственным стандартом ЕСКД;
- научить выполнять чертежи в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрические проекции с преобразованием формы предмета;
- научить школьников читать и анализировать форму предметов и объектов по чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам;
- - сформировать у учащихся знания об основных способах проецирования;
- - формировать умение применять графические знания в новых ситуациях;
- - развивать образно - пространственное мышление, умения самостоятельного подхода к решению различных задач, развитие конструкторских, технических способностей учащихся;
- - научить самостоятельно, пользоваться учебными материалами.
Содержание курса составляют:
- Когнитивный компонент, раскрывающий основные понятия, относящиеся в области изучения форм и геометрических способов формирования предметов, методов и способов графического отображения информации о трехмерных объектах, а также правил чтения и выполнения графических изображений;
- Деятельностный компонент, в котором представлены умения, формируемые в процессе обучению черчению;
Творческий компонент, обеспечивающий развитие логического и пространственного мышления, творческих способностей в решении задач с элементами преобразования и конструирования формы предмета
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 – 8 класса
В 7 классе изучению методов и способов графического отображения предметов на плоскостях проекций должны предшествовать уроки, направленные на систематизацию представлений о форме геометрических тел и их положении в пространстве:
- Наблюдение и анализ формы 2-3 –х простых геометрических тел( например призмы, цилиндра);
- Проецирование на плоскости проекций каждого геометрического тела;
- Наблюдение и анализ формы несложных деталей (моделей детали), с последующим выполнением и чтением проекционного чертежа.
Учащиеся должны знать:
- правила выполнения чертежей в соответствии с основными стандартами ЕСКД и приемы основных геометрических построений;
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
Учащиеся должны уметь:
- рационально использовать чертежные инструменты;
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения предметов;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
- способы построения развёрток преобразованных геометрических тел;
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать:
- основные правила выполнения и обозначения сечений, а также их назначение.
- основные правила выполнения и обозначения простых и сложных разрезов;
- условности изображения и обозначения резьбы;
- методы вспомогательных секущих плоскостей.
Учащиеся должны иметь представления:
- об изображениях соединений деталей;
- об особенностях выполнения строительных чертежей.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять необходимые разрезы;
- правильно определять необходимое число изображений;
- выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел с
преобразованием;
- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
- читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5—7 деталей;
- читать несложные строительные чертежи;
- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;
- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
Структура программы.
Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ. Программа рассчитана на 68 учебных часов (34 часа в 8 классе и 34 часа в 9 классе по 1 часу в неделю).
Рекомендуемый учебник «Черчение» для 7-8 классов, общеобразовательных учреждений, под редакцией А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский, М.:АСТ: Астрель, 2005-2008 г. -221, [3] с.: ил.
Поурочное планирование учебной программы
«Черчение с элементами начертательной геометрии»
8 класс
№ урока | № Раздела и урока | Наименование раздела, тема урока | Количество часов | |
Раздел | тема | |||
I.Введение (1ч) | ||||
1 | 1.1 | Учебный предмет черчение | 1 | |
II.Правила оформление чертежей (4ч) | ||||
2 | 2.1 | Понятие о государственных стандартах. Типы линий. Формат. Рамка. Основная надпись чертежа. | 1 | |
3 | 2.2 | Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах | 1 | |
4 | 2.3 | Сведение о нанесении размеров (выносных и размерных линий, стрелки, знаки: диаметр, радиус, толщина длина, расположение размеров). Применение и обозначение масштаба | 1 | |
5 | 2.4 | Сопряжения. Выполнение чертежа технической детали с применением сопряжений | 1 | |
III.ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ (3 ч.) | ||||
6 | 3.1 | Геометрические построения необходимые для построения чертежей (деление окружностей) | 1 | |
7 | 3.2 | Овал- проекция окружности. Построение овала. | 1 | |
IV.Способы проецирования (10) | ||||
8 | 3.3 | Прямоугольное проецирование точки на две, три плоскости. | 1 | |
9 | 4.1 | Прямоугольное проецирование отрезка прямой линии. Следы прямой линии | 1 | |
10 | 4.2 | Проецирование. Центральное и параллельное проецирование | 1 | |
11 | Проецирование предмета на одну две взаимно перпендикулярные плоскости проекции. Проекции вершин ребер, граней. | 1 | ||
12 | 4.3 | Выполнение изображений предметов двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостей | 1 | |
13 | 4.4 | Расположение видов на чертеже. Понятие о местных видах. | 1 | |
14 | 4.5 | Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах | 1 | |
15 | 4.6 | Получение аксонометрических проекций | 1 | |
16 | 4.7 | Аксонометрические проекции плоских и плоскогранных фигур | 1 | |
17 | 4.8 | Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. | 1 | |
18 | 4.9 | Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. | 1 | |
V. Чтение и выполнение чертежей детали (15 ч) | ||||
19 | 5.1 | Анализ геометрической формы предметов | 1 | |
20 | 5.2 | Проекции геометрических тел | 1 | |
21 | 5.3 | Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. | ||
22 | 5.4 | Построение проекции точек на поверхности предмета | ||
23 | 5.5 | Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Построение вырезов на геометрических телах | 1 | |
24 | 5.6 | Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений | 1 | |
25 | 5.7 | Чертежи разверток поверхностей геометрических тел | 1 | |
26 | 5.8 | Чтение чертежей детали. | 1 | |
27 | 5.9 | Выполнение эскиза детали | 1 | |
28 | 5.10 | Решение графических задач, в том числе творческих. Выполнение эскиза детали | 1 | |
29 | 5.11 | Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. | 1 | |
30 | 5.12 | Выполнение чертежей детали с включением элементов конструирования | 1 | |
31 | 5.13 | Решение графических задач, в том числе творческих. | 1 | |
32 | 5.14 | Графическая работа «Выполнение чертежей предмета» | 1 | |
33 | 5.15 | Графическая работа «Выполнение чертежей предмета» | ||
34 | 5.16 | Повторение и обобщение пройденного материала. Резервное время | 1 | |
Итого | 34 | 34 |
Обязательный минимум
графических и практических работ
8 классе
(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А 4, упражнения в тетрадях.)
1.Линии чертежа.
2.Чертеж «плоской» детали.
3.Чертеж детали (с использованием геометрических построений).
4.Чертежи и аксонометрические проекции предметов (с построением проекций точек, отрезков, граней и пр.).
5.Построение третьей проекции по двум данным.
6.Чертеж предмета в трех видах (с преобразованием формы предмета).
7.Устное чтение чертежей.
8. Эскиз и технический рисунок детали (с преобразованием формы предмета).
9. Эскизы деталей с включением элементов конструирования.
10. Чертеж предмета (по аксонометрической проекции или с натуры).
11. Выполнение чертежа предмета с применением конструирования.
12. Решение графических задач, в том числе творческих.
Календарно – тематическое планирование 8 класс
Количество часов 34
Всего ____34_ час; в неделю _1 час.
Плановых графических работ ___,
Планирование составлено на основе программы предназначеное для 8-9 классов, в которых базисным учебным планом предусмотрено изучение черчения в 9 классах; адаптировалась на основе программ А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградов и многолетнего опыта преподавания в средних общеобразовательных учреждениях.
Учебник __ Рекомендуемый учебник «Черчение» для 7-8 классов, общеобразовательных учреждений, под редакцией А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский, М.:АСТ: Астрель, 2005-2008 г. -221, [3] с.: ил.
№ | Кол-во часов | Тема урока | Цели урока | Форма урока | Деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | 1ч. | Учебный предмет «Черчение» | Понятие о чертеже как изображении на плоскости формата. Формирование интереса к изучению конструкторской документации. Развитие технического и образного мышления | Лекция с элементами беседы. | История возникновения чертежа, связь чертежа с разными профессиями. Ознакомление с чертежными инструментами |
2 | 1ч. | Понятие о государственных стандартах. Типы линий. Формат. Рамка. Основная надпись чертежа. | Знакомство с правилами оформления чертежей. Развитие интереса к предмету и рационально выполнять учебные задания | Лекция с элементами беседы и выполнение упражнений на проведение различных типов линий. | Вычерчивание рамки и основной надписи чертежа (А 4). Построение горизонтальных, вертикальных, наклонных линий и окружностей. Графическая работа №1 «Линии чертежа» (А 4) § 1-2 |
3 | 1ч | Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах | Знакомство с правилами написания прописных и печатных букв и цифр чертежного шрифта. Развитие навыков написания букв и цифр. Формирование навыков самостоятельной работы | Лекция и выполнение упражнений в написании букв и цифр чертежного шрифта | Упражнения в написании букв и цифр чертежного шрифта § 2.4-2.6 |
4 | 1ч | Сведение о нанесении размеров (выносных и размерных линий, стрелки, знаки: диаметр, радиус, толщина длина, расположение размеров). Применение и обозначение масштаба | Знакомство с правилами нанесения размеров, выносных и размерных линий, стрелки, знаки: диаметр, радиус, толщина длина, расположение размеров. Развитие технического и образного мышления | Лекция и выполнение упражнений нанесения размеров, выносных и размерных линий | Работа в рабочей тетради с рис.29 – 34 по рекомендации учителя |
5 | 1ч | Сопряжения. Выполнение чертежа технической детали с применением сопряжений. | Знакомство с правилами построения геометрических построений. Развитие пространственных представлений пространственного мышления учащихся | Лекция и выполнение упражнений на построение плавных переходов друг в друга и простейших линий-прямых и окружностей | §15.3 - 15.4 рис 132 Выполнение графических построений: плавных переходов друг в друга простейших линий-прямых и окружностей. |
6 | 1ч | Геометрические построения необходимые для построения чертежей (деление окружностей) | Знакомство с правилами построения геометрических построений. Развитие пространственных представлений пространственного мышления учащихся | Лекция, выполнение упражнений на деление окружностей. Расчленение процесса выполнения чертежа на отдельные графические операции называется анализом графического состава изображения | §15.2 Рис 124 - 129 задание под ▼ Выполнение графических построений на деление окружностей. |
7 | 1ч | Овал - проекция окружности. Построение овала. | Знакомство с правилами построения геометрических построений. Развитие пространственных представлений пространственного мышления учащихся | Лекция и выполнение упражнений на построение плавных переходов друг в друга и простейших линий-прямых и окружностей. | Выполнение графических построений овала. |
8 | 1ч | Прямоугольное проецирование точки на две, три плоскости. | Познакомить с понятием проекция, проецирование, Организовать деятельность по формированию навыков проецирования точки на чертеже. Развивать стремление к самостоятельной активности и творческому отношению и решения задач Воспитание положительного отношения к знаниям | Лекция с использованием учебных таблиц и иллюстраций (результаты проецирования) и использование | Выполнение графических построений на деление окружностей. |
9 | 1ч | Прямоугольное проецирование отрезка прямой линии. Следы прямой линии | Познакомить с понятием проекция, проецирование. Организовать деятельность по формированию навыков проецирования точки на чертеж. Развивать стремление к самостоятельной активности и творческому отношению и решения задач Воспитание положительного отношения к знаниям | Лекция с использованием учебных таблиц и иллюстраций (результаты проецирования) | Выполнение графических построений: на две, три плоскости, по заданию учителя |
10 | 1ч | Проецирование центральное, параллельное | Познакомить с понятием проекция, проецирование, дать определение видам проецирования. Организовать деятельность по формированию навыков проецирования на чертеже, нахождению главного вида. Развивать стремление к самостоятельной активности и творческому отношению и решения задач. Воспитание полоьного отношения к знаниям | Лекция и выполнение упражнений на построение плавных переходов друг в друга и простейших линий-прямых и окружностей. | Выполнение графических построений на прямоугольное проецирование отрезка прямой линии. Следы прямой линии, по заданию учителя §3 |
11 | 1ч | Проецирование предмета на одну две взаимно перпендикулярные плоскости проекции. Проекции вершин ребер, граней. | Знакомство учащихся с понятиями об основах проецирования предметов на две плоскости проекции | Лекция с использованием учебных таблиц и иллюстраций | Выполнение графических построений прямоугольного проецирования § 4 и §12 |
12 | 1ч | Выполнение изображений предметов двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. | Сформировать навыки построения предметов двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Развивать стремление к самостоятельной активности и творческому отношению и решению задач. | Лекция с использованием учебных таблиц и иллюстраций | Выполнение графических построений в тетрадях § 4 - 4.2 |
13 | 1ч | Расположение видов на чертеже. Местные виды | Познакомить с понятием вид, дать определение видам. Организовать деятельность по формированию навыков построения видов на чертеже, нахождению главного вида. Развивать стремление к самостоятельной активности и творческому отношению и решению задач. Воспитание положительного отношения к знаниям. Развивать стремление к самостоятельной активности и творческому отношению и решению задач. | Лекция с использованием учебных таблиц и иллюстраций (результаты проецирования) | Ответить на вопросы после §5 и задание ▼. Практическая работа №3 |
14 | 1ч | Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах | Сформировать навыки определения необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Развивать стремление к творческому отношению и решению задач. | Лекция с использованием учебных таблиц и иллюстраций | Выполнение графических построений в тетрадях |
15 | 1ч | Получение аксонометрических проекций | Научить строить и выделять вид аксонометрической проекции с рациональным способом их построения. Способствовать развитию навыков выполнения | Лекция с разбором в рабочей тетради рационального способа построения. | Выполнения упражнений в рабочей тетради §6 ответить на вопросы после § рис 60-61 |
16 | 1ч | Аксонометрические проекции плоских и плоскогранных фигур. | Рассмотреть построение аксонометрических проекций плоских и плоскогранных фигур | Лекция с применением графических операций | Поэтапное выполнение построений в тетрадях §7.2 стр. 49-50 |
17 | 1ч | Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции | Изучить аксонометрические проекции: Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции; направление осей, показать искажение. | Лекция с применением графических приемов | Построение осей прямоугольной изометрической проекции на А4 §8 -8.3 |
18 | 1ч | Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. | Дать понятие технического рис, способствовать развитию навыков выполнения тех.рис. в системе прямоугольных и аксонометрических проекций | Лекция с применением графических операций | § 9 ответы на вопросы и задание под ▼. |
19 | 1ч | Анализ геометрической формы предметов | Научить учащихся мысленно расчленять предмет на составляющие его геометрические тела с последующим выполнением технических рисунков этих тел. Научить определять характер геометрических построений, необходимых при выполнении чертежей элементов предмета | Лекция с выполнением геометрических построений. | Самостоятельная работа у доски и в рабочей тетради § 10 рис 74 -75 |
20 | 1ч | Проекции геометрических тел | Приобретение навыков в построении проекции группы геометрических тел. Рассмотрение взаимного расположения геометрических тел относительно плоскости проекции | Лекция с использованием учебных таблиц | Самостоятельная работа с решением занимательной задачи §11 рис. 83 |
21 | 1ч | Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета | Научить видеть на чертеже вершины, ребра, грани и поверхности тел, составляющих форму предмета. | Лекция с изображением отдельных геометрических элементов его составляющей | Работа с учебником рис. 86 – 87 |
22 | 1ч | Построение проекции точек на поверхности предмета | Сформировать навыки построения проецирующих лучей на плоскость через вершины детали. Развивать пространственное мышление. | Лекция с построением простейшей детали | Работа с учебником и задание ▼ §12 |
23 | 1ч | Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Построение вырезов на геометрических телах | Рассмотреть и изучить дополнительные сведения о нанесении размеров с учетом формы предмета. Построение вырезов на геометрических телах | Лекция с построением простейшей детали Графическая работа | §13 -14 |
24 | 1ч | Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений | Сформировать у учащихся навыки выполнения чертежей предметов с использованием геометрических построений. Развивать стремление к творческому отношению и решению задач. | Лекция с выполнением геометрических построений. | Самостоятельная работа у доски и в рабочей тетради §15.1 ответы на вопросы |
25 | 1ч | Чертежи разверток поверхностей геометрических тел | Научить выполнять развертывание поверхностей некоторых тел. Развивать стремление к творческому отношению | Лекция с применением построения разверток | § 16 Построения разверток |
26 | 1ч | Чтение чертежей детали. | Рассмотреть порядок чтения чертежей детали. Развивать стремление к творческому отношению и решению задач. | Лекция с использованием учебника | § 17 Практическая работа |
27 | 1ч | Выполнение эскиза детали | Научить выполнять эскизы деталей с натуры. Развивать стремление к творческому отношению и решению задач. Дать понятие об Показать роль и значение эскиза в современном производстве. Обучить приемам пользования измерительными инструментами | Лекция с элементами графической работы | §18 Самостоятельная графическая работа по карточкам |
28 | 1ч | Решение графических задач, в том числе творческих. Выполнение эскиза детали | Обобщение знаний, проведение контрольной графической работы | Графическая работа | Графическая работа рис 147 -148 |
29 | 1ч | Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. | Способствовать выработке у учащихся навыков в чтении чертежей, умение изготовлять по чертежу несложные детали, формировать пространственное представление. | Лекция с заданием и самостоятельная практическая работа | самостоятельная практическая работа по карточкам |
30 | 1ч | Выполнение чертежей детали с включением элементов конструирования | Закрепление теоретических знаний и использование их в конструировании. Формирование навыков самостоятельной работы. | Повторение и закрепление знаний в конструировании узлов. | Построение чертежей детали Рис.158 |
31 | 1ч | Решение графических задач, в том числе творческих. | Закрепление теоретических знаний и использование их в решении графических задач. Формирование навыков самостоятельной работы. | Повторение и закрепление знаний в решении графических задач | Построение чертежей детали Рис.159 |
32 | 1ч | Графическая работа «Выполнение чертежей предмета» | Обобщение знаний полученных при изучении курса за 8-ой класс. Формирование навыков самостоятельной работы. Развитие навыков логического мышления | Повторение и закрепление знаний | Учебные таблицы. Чертежи деталей. Прочитать и ответь на вопросы. |
33 | 1ч | Графическая работа «Выполнение чертежей предмета» | Обобщение знаний полученных при изучении курса за 8-ой класс. Формирование навыков самостоятельной работы. Развитие навыков логического мышления | Повторение и закрепление знаний | Учебные таблицы. Чертежи деталей. Прочитать и ответь на вопросы. |
34 | 1ч | Резервное время. Повторение и обобщение пройденного материала | Повторение и обобщение пройденного материала | Повторение и закрепление знаний | Построение чертежей детали оп индивидуальным карточкам. |
Тематический план 9 класс
Тема | Количество учебных часов |
Обобщение сведений о способах проецирования | 1 час |
Разрезы и сечения | 12 часов |
Пересечение поверхностей геометрических тел с плоскостью | 10 часов |
Сборочные чертежи | 7 часов |
Чтение строительных чертежей | 2 часа |
Контрольная работа | 1час |
Обобщение знаний по курсу | 1 час |
Всего | 34 часа |
№ п\п | Дата | Раздел программы | Тема урока | Практическое задание | Цели и задачи | Краткое содержание теоретической части урока | Оборудование к уроку | Домашнее задание |
1 | Обобщение сведений о способах проецирования (1 ч.) | Обобщение сведении о способах проецирования | Чтение чертежа: | а) Актуализация знаний, полученных в VIII классе; подготовка учащихся к восприятию нового материала; | Повторение теоретического материала по темам: «Проецирование на три плоскости проекций», «Аксонометрические проекции» | Учебные таблицы с задачами на построение чертежа детали в трех видах по двум заданным ИКТ | Повторить § 3-8. В тетрадях выполнить задание рис 161 | |
2 | Сечения и разрезы (12 ч) Пересечение поверхностей геометрических тел с плоскостью (10 ч.) | Понятие о сечении как изображении. Назначение сечений. Правила выполнения и обозначение сечений. | Построение наложенных сечений с использованием программированных карт (работа выполняется на кальке) Решение задач на построение сечений (в рабочих тетрадях) | а) Понятие о сечении как изображении, назначение сечении, их классификация; | Сечения, наложенные и вынесенные, обозначение их на чертежах, штриховка материалов в сечениях, алгоритм построения сечений | Учебная таблица «Сечения», динамическая модель с задачами на построение сечений и образцами ответов (для последующей проверки правильности выполнения заданий) ИКТ | Повторить § 20—22. В тетрадях выполнить упражнения после параграфа | |
3 | Графическая работа № 1 «Эскиз детали с выполнением сечений». | Решение задач на построение сечений | а) Проверка качества усвоения материала по теме; | Повторение теоретических знаний и отработка практических навыков по теме «Сечения» | Индивидуальные карточки-задания | Повторить § 20—22 | ||
4 | Назначение разрезов. Различие между разрезами и сечениями. Правила выполнения разрезов | Решение задач на построение чертежа детали симметричной формы, содержащей разрез (работа выполняется по индивидуальным заданиям на кальке) | а) Понятие о разрезах, знакомство с классификацией разрезов, формирование навыка построения целесообразных разрезов; | Общие сведения о разрезах. Фронтальный, горизонтальный и профильный разрезы, отличие разрезов от сечений, алгоритм построения простых разрезов | Учебные таблицы с чертежами-заданиями, динамическая модель. Таблица «Образование разреза» ИКТ | § 23, 24 (до п. 24.4). В тетрадях выполнить рис 180,183 | ||
5 | Простые разрезы. Обозначение простых разрезов. Местный разрез | Тренировочные упражнения на построение местного разреза. Упражнения на построение разрезов и обозначение их | а) Знакомство школьников с правилами обозначения простых разрезов, формирование понятия о местном разрезе; | Повторение теоретических знаний по темам: «Сечения» и «Простые разрезы». Изучение правил обозначения простых разрезов. Местный разрез | Учебные таблицы: «Обозначение разрезов», «Местный разрез». Индивидуальные карточки-задания ИКТ | Повторить § 24. В тетрадях выполнить задание рис 184 | ||
6 | Соединение части вида с частью разреза | Тренировочные упражнения на совмещение части вида с частью разреза, половины вида с половиной разреза | а) Знакомство с правилами соединения части вида с частью разреза, особенностями обозначения разрезов и условностями, принятыми в таких случаях; | Повторение теоретических положений по теме «Сечения», соединение части вида с частью разреза | Учебные таблицы по теме урока, карты программированного контроля, индивидуальные задания для практической работы | § 25. В тетрадях выполнить задания рис 193. | ||
7 | Графическая работа № 2 «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза». | Выполнение (на бумаге в клетку формата А4) эскиза детали с применением необходимого разреза | а) Закрепление навыков выполнения разрезов; | Повторение теоретических положений по теме «Разрезы» | Учебная таблица «Разрезы», набор моделей технических деталей: План выполнения работы | Повторить § 24, 25. | ||
8 | Особые случаи построения разрезов. | Выполнение особых случаев разрезов. Тонкие стенки и спицы на разрезе. Тренировочные упражнения | а) Познакомить с правилами соединения половины вида и половины разреза; сформировать навыки построения изображения содержащего соединение вида и разреза; б) воспитание навыков коллективного обсуждения; в) развитие речи, памяти, мышления. | Сведения о случаях если секущая плоскость проходит вдоль тонкой стенки или спицы (ребра жесткости). | Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы ИКТ | Учить §26 - 27, Выполнить в тетради рис. 194 (б, в) | ||
9 | Графическая работа № 3 «Чертеж детали с применением разреза». | На листе формата А4 выполнить вид слева и построить целесообразный разрез детали. | а) Закрепление навыков выполнения разрезов; | Повторение знаний и отработка практических навыков по теме «Применение разрезов в аксонометрической проекции» | Индивидуальные карточки-задания. | Выполнить в тетради Рис.200, 201 | ||
10 | Применение разрезов в аксонометрических проекциях. | Как располагаются секущие плоскости для выявления внутренних очертаний предмета. | а) Закрепление навыков выполнения разрезов; | Графические обозначения материалов в сечениях. | Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы ИКТ | Повторить § 27. | ||
11 | Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах. | Определение количества изображений и главного вида деталей. | а) Способствовать развитию пространственных представлений. б) Научить анализировать форму и конструкцию предметов и их графические изображения. в) Научить самостоятельно, определять главный вид и количество изображений, используя условности и сокращения. | Правильное определение необходимого количества видов, полностью выявляющее форму предмета. | Индивидуальные карточки-задания. |
§ 28-29 Рис.205 | ||
12 | Практическая работа № 4 «Устное чтение чертежей». | Порядок чтения чертежей содержащих условности и упрощения. | а) Познакомить с правилами чтения чертежа б) воспитание навыков коллективного обсуждения; в) развитие речи, памяти, мышления. | Повторение сведений о процессах чтения чертежа: а) чтение основной надписи, информация, заложенная в ней; б) чтение изображений — виды, разрезы, сечения, заданные на чертеже; в) знаки и обозначения, относящиеся к выявлению геометрической формы предмета и его частей; г) условности и упрощения на чертеже; д) анализ по чертежу геометрической формы предмета для установления или уточнения конструкции предмета и его элементов; е) чтение размеров и др. надписей. | Индивидуальные карточки-задания. | Рис.206 | ||
13 | Графическая работа № 5 «Выполнение эскиза Детали с натуры с применением разрезов». | Выполнение эскиза используя условности и упрощения. | а) Закрепление навыков выполнения разрезов; | Выполнить эскиз детали с натуры, применив целесообразные разрезы, сечения и упрощения. | Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы | Рис. 207 | ||
14- 15 | Пересечение плоскогранных тел с наклонной плоскостью. | Построение чертежа, изометрической проекции и развёртки четырёхугольной призмы пересечённой плоскостью (фронтально).. Правила нахождения точек пересечения тела с плоскостью. | а)Понятие о пересечении геометрических тел с наклонной плоскостью б) формирование навыков построения чертежа в) развитие навыков логического мышления | Построение плоскогранных тел в тетради под руководством учителя | Учебные таблицы. Презентация по теме. Динамическая модель | Повторение лекционного материала по записям в тетради | ||
16-17 | Пересечение плоскогранных тел с наклонной плоскостью. | Построение чертежа, изометрической проекции и развёртки пирамиды пересечённой плоскостью (фронтально).. Правила нахождения точек пересечения тела с плоскостью | а)Понятие о пересечении геометрических тел с наклонной плоскостью б) формирование навыков построения чертежа в) развитие навыков логического мышления. | Построение плоскогранных тел в тетради под руководством учителя | Учебные таблицы. Презентация по теме. Динамическая модель | Повторение лекционного материала по записям в тетради Выполнение домашнего задания по вариантам. | ||
18-19 | Пересечение плоскогранных тел с наклонной плоскостью. | Построение чертежа, изометрической проекции и развёртки пирамиды пересечённой плоскостью (индивидуально по карточкам - заданиям.) | а) Закрепление навыков выполнения данной работы; | Построение правильной шестигранной пирамиды пересечённой фронтально-проецирующей плоскостью. | Учебные таблицы. Презентация по теме. Карточки-задания | Повторение пройденного материала | ||
20-21 | Пересечение тел с вращения наклонной плоскостью. | Построение чертежа, изометрической проекции и развёртки конуса пересечённой плоскостью (фронтально). Правила нахождения точек пересечения тела с плоскостью. | а)Понятие о пересечении геометрических тел с наклонной плоскостью б) формирование навыков построения чертежа в) развитие навыков логического мышления | Построение чертежа, изометрической проекции и развёртки конуса пересечённой плоскостью (фронтально). | Учебные таблицы. Презентация по теме. Динамическая модель. | Повторение лекционного материала по записям в тетради Выполнение домашнего задания по вариантам. | ||
22-23 | Пересечение тел с вращения наклонной плоскостью. | Построение чертежа, изометрической проекции и развёртки цилиндра пересечённой плоскостью (индивидуально по карточкам - заданиям). | а) Закрепление навыков выполнения данной работы; | Построение чертежа, изометрической проекции и развёртки цилиндра пересечённой плоскостью (индивидуально по карточкам - заданиям). | Учебные таблицы. Презентация по теме. Динамическая модель. Карточки-задания. | Повторение пройденного материала | ||
24 | Общие сведения о соединениях деталей Изображение и обозначение резьбы.. | Сборочные чертежи. Условные изображения и обозначения резьбы на чертежах; | а) Познакомить с видами соединений сформировать навыки построения изображений. б) воспитание навыков коллективного обсуждения; в) развитие речи, памяти, мышления. | Общие понятия о соединении деталей. Виды соединений детали: разъемные, неразъемные — общие сведения, примеры, назначение, характеристика. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы | Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы ИКТ Учебная таблица "Соединения при помощи резьбы". Динамическая модель болтового соединения. ИКТ |
§ 30 Рис.209 § 31 Рис.211-215 | ||
Сборочные чертежи ( 7 ч) | ||||||||
25 | Изображение болтовых и шпилечных соединений | Условности и упрощения при выполнении резьбовых соединений. | а) Познакомить с видами резьбовых соединений сформировать навыки построения изображений резьбы. б) ) формирование навыков самостоятельной работы; | Изображение болтовых и шпилечных соединений, сходства и различие. | Учебная таблица "Соединения шпилькой и болтом". Динамическая модель болтового соединения. ИКТ |
§ 32 Рис. 217-219. | ||
26 | Графическая работа № 6 «Чертеж резьбового соединения». | Выполнение чертежа резьбового соединения | А) Познакомить с видами соединений Б) формирование навыков самостоятельной работы; | Выполнить чертеж резьбового соединения, используя упрощения применяемые стандартом. | Индивидуальные карточки-задания. | Рис 210,214 | ||
27 | Шпоночные и штифтовые соединения. | Выполнение чертежа штифтового и шпоночного соединения | а) Получение новых знаний путем создания проблемной ситуации и активизации мышления школьников для формулирования и решения проблемных задач. б) Развитие способностей учащихся к самообразованию; речемыслительной деятельности при выдвижении и обсуждении гипотез; интеллектуальных способностей на уровне анализа и синтеза основных понятий; развитие любознательности, наблюдательности. сообразительности; образного мышления и технического кругозора, в т.ч. с опорой на жизненный практический опыт школьников. в) Воспитание культуры общения, речи (в т.ч. с использованием специальной предметной терминологии). | Изображения шпоночных и штифтовых соединений. | Учебная таблица "Соединения шпонкой и штифтом". Динамическая модель шпоночного соединения. ИКТ | § 33, ответы на вопросы - устно, рис.224 и 228 | ||
28 | Разрезы на сборочных чертежах. Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах. | Применение разрезов на сборочных чертежах. Условности и способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных | а) Отработка навыков выполнения разрезов на сборочных единицах; | Особенности применения разрезов на сборочных чертежах, штриховка смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. | Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы ИКТ |
§ 34.2 Рис.235-237. | ||
29 | Графическая работа № 7 Чтение сборочных чертежей» | Чтение сборочных чертежей различных изделий. | а) Закрепление знаний о сборочном чертеже б) воспитание навыков коллективного обсуждения; в) развитие речи, памяти, мышления. | Чтение сборочных чертежей | Индивидуальные задания для практической работы |
§ 35, 36 Рис.240 Рис.244 | ||
30 | Практическая работа № 9 «Решение творческих задач с элементами конструирования» | Выполнение чертежа деталей применив элементы реконструкции. | а) Способствовать развитию пространственных представлений. б) Научить анализировать форму и конструкцию предметов, и их графические изображения. в) Научить самостоятельно, определять главный вид и количество изображений, используя условности и сокращения. | Чертеж детали с применением элементов реконструкции. | Индивидуальные карточки-задания. ИКТ | Рис.259 | ||
31 | Чтение строительных чертежей (2 ч) | Основные особенности строительных чертежей. Условные изображения на строительных чертежах. | особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей; Отдельные элементы зданий и детали внутреннего оборудования. | а) Дать понятие об архитектурно-строительных чертежах, их Назначении. б) Научить отличать строительные чертежи от машиностроительных.. | Изображения на строительных чертежах. Правила выполнения и оформления строительных чертежей. Изображение условных элементов, применяемое в строительных чертежах. | Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы |
§ 38. Рис.260 § 39 Рис.264-265 | |
32 | Порядок чтения строительных чертежей. Графическая работа №10 «Чтение строительных чертежей». | Чтение несложных строительных чертежей. | а) Познакомить с правилами чтения строительного чертежа б) воспитание навыков коллективного обсуждения; в) развитие речи, памяти, мышления. | Чтение строительного чертежа, используя схему. | Индивидуальные карточки-задания. |
§ 40 | ||
33 | Контрольная работа (1 ч) | Графическая работа № 11 (контрольная; итоговая) «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы». | Выполнение чертежа сборочной единицы, соблюдая все правила оформления чертежа. | а) Отработка навыков выполнения чертежей сборочных единиц соблюдая правила ГОСТА; | Выполнение чертежа детали по сборочному чертежу изделия. | Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы | ||
34 | Обзор разновидностей графических изображений (1 ч) | Обзор разновидностей графических изображений. | Знакомство с различными видами графических построений. | а) Дать понятие об разновидностях графических изображений и их назначении. б) Научить различать графические изображения. | Обзор различных графических изображений. | Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической части |
Графических работ: 2
Практических работ:3
Контрольных работ: 1
Оценка работ учащихся:
За устные ответы
- графические (практические);
- домашние;
- контрольные;
- решение задач;
- моделирование;
- конструирование работы учащимся выставляются оценки по пятибалльной системе. За графические работы рекомендуется выставление двух оценок, дифференцированно отражающих правильность выполнения и качество графического оформления чертежа. Такой критерий удобен учителю и понятен учащимся.
Система оценивания
Оценка «5» ставится, когда учащийся:
- полностью овладел программным материалом, тщательно выполняет и свободно читает чертежи, ясно пространственно представляет себе формы предметов по их изображениям;
- твердо знает все изученные условные изображения и обозначения, при необходимости умело пользуется справочными материалами;
- интересуется учебным предметом, своевременно выполняет все обязательные практические и графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь;
- ошибок в изображениях не делает, но допускает неточности при устном опросе, при чтении чертежей, которые легко исправляет с помощью учителя.
Оценка «4» ставится, когда учащийся:
- полностью овладел основным программным материалом, но чертежи выполняет и читает с небольшими затруднениями вследствие недостаточно развитого ещё пространственного представления;
- правила изображения и условные обозначения знает, справочными материалами пользуется не систематически и ориентируется в них с трудом, выполняет обязательные практические и графические работы и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;
- при чтении и выполнении чертежей допускает ошибки второстепенного порядка, исправление которых требует периодической помощи учителя.
Оценка «3» ставится, когда учащийся:
- основной материал знает нетвердо, чертежи читает и выполняет неуверенно, требует постоянной помощи учителя и частичного применения средств наглядности;
- знает большинство изученных условностей изображения и обозначения; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет не всегда своевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно, в процессе графической деятельности допускает в отдельных случаях грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, когда учащийся:
- основной программный материал не знает;
- чертежи читает плохо, не выполняет обязательные практические и графические работы, не ведет рабочую тетрадь;
- систематически допускает грубые ошибки.
Оценка «1» ставится, когда ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала, совсем не подготовлен к работе и совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой курса черчения.
ЛИТЕРАТУРА
Для учителя:
Методика обучения черчению и графике. Гриф МО РФ Учебно-методическое пособие для учителей. / Павлова А. А. Жуков С. В. - М.: Владос 2006 - 96 с.
Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение» / А. Д Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2007. - 159 с.
- Подшибякин В. В. Поурочное планирование по техническому черчению. 8-9 классы. – Саратов.: «Лицей», 2004. - 32с.
- Справочник по черчению Осипов В.К. Чекмарев А.А. - М.: Издательский центр «Академия» 2007 г. - 336 с.
- Черчение: Справочное пособие Изд. 4-е, доп. / Балягин С.Н. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2006. - 424 с.
- СтепаковаВ.В. «Методическое пособие по черчению. Графические работы», под ред. Степаковой В.В. - М.: Просвещение, 2005.
- Суворов С.Г., Суворов Н.С. Машиностроительное черчение в вопросах и ответах: Справочник, - 2-е изд., исправл. и доп., - М.: Машиностроение, 1992. 368 с.: ил.
- Тематическое и поурочное планирование по черчению к учебнику А.Д.Ботвинникова и др. «Черчение»: Для 7-8 классов общеобразовательных учреждений": 7-8 класс: Методическое пособие, - М.: Изд. Экзамен 2006.
Чекмерев А. А. Начертательная геометрия и черчение: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений - 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 472 с.: ил.
- Черчение. Геометрические построения Беляева И. А., Преображенская Н. Г., Кучукова Т. В., серия: «Черчение», - М.: Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР, 2006.
- Черчение. Аксонометрические проекции. Беляева И. А., Преображенская Н. Г., Кучукова Т. В., серия: «Черчение», -М.: Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР, 2003.
Черчение. Архитектурно-строительное черчение
Преображенская Н. Г., серия: «Черчение», - М.: Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР, 2005.Черчение: Учебник для учащихся образовательных учреждений, / В.В. Степакова, А.И.Анисимова, Л.В.Курцаева, А.И.Шершевская; под ред. В.В.Степаковой, М.: Просвещение, 2007 г., 206 с.: ил.Для учащихся:
Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учебных учреждений Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. М.: ООО «Издательство Астрель». 2008 - 224 с
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Для учителя:
Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 1.: Пособие для учителя / Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Миначева Р.М. и др.; под ред. Степаковой В.В.- М.: Просвещение, 2005 - 160 с.
Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 2.: Пособие для учителя / Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Гервер В.А. и др.; под ред. Степаковой В.В.- М.: Просвещение, 2005 - 64 с.
- Подшибякин В. В. Сборник заданий по техническому черчению для учащихся 8 класса. - Саратов.: «Лицей», 2005. - 64с.
- Подшибякин В. В. Сборник заданий по техническому черчению для учащихся 9 класса. - Саратов.: «Лицей», 2005. - 64с.
Для учащихся:
Черчение. Рабочая тетрадь. Дополнительные упражнения к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского И.С. /Вышнепольский - М.: Изд. Оникс 21 век 2006 - 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по черчению для 8-9 классов
Рабочая программа по черчению для 8-9 классов к учебнику А.Д. Ботвинникова...
Авторская адаптационная программа элективного курса "Основы медицинских знаний"
Курс рассчитан на обучающихся 8-9 классов. Курс направлен на формирование у обучающихся ключевых компетенций....
Рабочая программа по черчению для 8-9 класса
Рабочая учебная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений: Черчение. 8-9 кл./Под руководством А.Д. Ботвинникова.- М.: Просвещение, 2003;обязатель...
Рабочая программа по черчению в 8-9 классах
Рабочая программа по черчению для 8-9-го классов составлена на основе следующих нормативных документов:- Федеральный компонент государственного стандарта основного общег...
Авторская адаптационная программа по техническому черчению 10-11 класс 2015
Данная программа предусмотрена для учащихся 10-11 классов...
Рабочая программа по черчению для 8-9 классов
Рабочая программа по черчению составлена на основе:1. Федерального государственного стандарта общего образования , приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от "17" декабр...