Авторская адаптационная программа по черчению для 8-9 классов
рабочая программа (8 класс) на тему

Зарипова Наталья Владимировна

 Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин.

Цели и задачи курса.

·        Овладение учащимися графического языка техники и способность применять полученные знания для решения практических и графических задач с творческим содержанием;

·         обучения предмету реализуется через выполнение следующих задач:

·        ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственным стандартом ЕСКД;

·        научить выполнять чертежи в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрические проекции с преобразованием формы предмета;

·        научить школьников читать и анализировать форму предметов и объектов по чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам;

·        - сформировать у учащихся знания об основных способах проецирования;

·        - формировать умение применять графические знания в новых ситуациях;

·        - развивать образно - пространственное мышление, умения самостоятельного подхода к решению различных задач, развитие конструкторских, технических способностей учащихся;

·        - научить самостоятельно, пользоваться учебными материалами.

Содержание курса составляют:

·        Когнитивный компонент, раскрывающий основные понятия, относящиеся в области изучения форм и геометрических способов формирования предметов, методов и способов графического отображения информации о трехмерных объектах, а также правил чтения и выполнения графических изображений;

·        Деятельностный компонент, в котором представлены умения, формируемые в процессе обучению черчению;

Творческий компонент, обеспечивающий развитие логического и пространственного мышления, творческих способностей в решении задач с элементами преобразования и конструирования формы предмета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cherchenie_dlya_shkol.rar337.16 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

             Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.

             Огромную роль в обучении учащихся ОУ играет развитие образно-пространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на уроках черчения, и нередко именно его недостаточное развитие  препятствует полноценному развитию творческих способностей школьников т.к. основная часть  усваиваемого учебного материала школьных предметов  представлена в вербальной форме.      

 Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин.

Цели и задачи курса.

  • Овладение учащимися графического языка техники и способность применять полученные знания для решения практических и графических задач с творческим содержанием;
  •  обучения предмету реализуется через выполнение следующих задач:
  • ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственным стандартом ЕСКД;
  • научить выполнять чертежи в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрические проекции с преобразованием формы предмета;
  • научить школьников читать и анализировать форму предметов и объектов по чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам;
  • - сформировать у учащихся знания об основных способах проецирования;
  • - формировать умение применять графические знания в новых ситуациях;
  • - развивать образно - пространственное мышление, умения самостоятельного подхода к решению различных задач, развитие конструкторских, технических способностей учащихся;
  • - научить самостоятельно, пользоваться учебными материалами.

Содержание курса составляют:

  • Когнитивный компонент, раскрывающий основные понятия, относящиеся в области изучения форм и геометрических способов формирования предметов, методов и способов графического отображения информации о трехмерных объектах, а также правил чтения и выполнения графических изображений;
  • Деятельностный компонент, в котором представлены умения, формируемые в процессе обучению черчению;

Творческий компонент, обеспечивающий развитие логического и пространственного мышления, творческих способностей в решении задач с элементами преобразования и конструирования формы предмета 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 – 8  класса

В 7 классе изучению методов и способов графического отображения предметов на плоскостях проекций должны предшествовать уроки, направленные на систематизацию представлений о форме геометрических тел и их положении в пространстве:

  • Наблюдение и анализ формы 2-3 –х простых геометрических тел( например призмы, цилиндра);
  • Проецирование на плоскости проекций каждого геометрического тела;
  • Наблюдение и анализ формы несложных деталей (моделей детали), с последующим выполнением и чтением проекционного чертежа.

Учащиеся должны знать:      

  - правила выполнения чертежей в соответствии с основными стандартами ЕСКД и приемы основных геометрических построений;

     - основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;

Учащиеся должны уметь:

- рационально использовать чертежные инструменты;

- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

- анализировать графический состав изображений;

- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения предметов;

- выбирать необходимое число видов на чертежах;

- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.

- способы построения развёрток преобразованных геометрических тел;

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса

Учащиеся должны знать:

     - основные правила выполнения и обозначения сечений, а также их назначение.

- основные правила выполнения и обозначения простых и сложных разрезов;

- условности изображения и обозначения резьбы;

- методы вспомогательных секущих плоскостей.

Учащиеся должны иметь представления:

- об изображениях соединений деталей;

- об особенностях выполнения строительных чертежей.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять необходимые разрезы;

- правильно определять необходимое число изображений;

- выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел с

  преобразованием;

- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;

- читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5—7 деталей;

- читать несложные строительные чертежи;

- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;

- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).

Структура программы.   

 Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ.      Программа рассчитана на 68 учебных часов (34 часа в 8 классе и 34 часа в 9  классе по 1 часу в неделю).

Рекомендуемый учебник «Черчение» для 7-8 классов, общеобразовательных учреждений,  под редакцией  А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский, М.:АСТ: Астрель, 2005-2008 г. -221, [3] с.: ил.


Поурочное планирование учебной программы

«Черчение с элементами  начертательной геометрии»

8 класс

 

урока

Раздела и урока

Наименование раздела, тема урока

Количество часов

Раздел

тема

I.Введение (1ч)

1

1.1

Учебный предмет черчение

1

II.Правила оформление чертежей (4ч)

2

2.1

Понятие о государственных стандартах. Типы линий. Формат. Рамка. Основная надпись чертежа.

1

3

2.2

Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах

1

4

2.3

Сведение о нанесении размеров (выносных и размерных линий, стрелки, знаки: диаметр, радиус, толщина длина, расположение размеров).  Применение и обозначение масштаба

1

5

2.4

Сопряжения. Выполнение чертежа технической детали с применением сопряжений

1

III.ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ (3 ч.)

6

3.1

Геометрические построения необходимые для построения чертежей (деление окружностей)

1

7

3.2

Овал- проекция окружности. Построение овала.

1

IV.Способы проецирования (10)

8

3.3

Прямоугольное проецирование точки на две, три  плоскости.

1

9

4.1

Прямоугольное проецирование отрезка прямой линии. Следы прямой линии

1

10

4.2

Проецирование. Центральное и параллельное проецирование

1

11

 Проецирование предмета на одну две взаимно перпендикулярные плоскости проекции. Проекции вершин ребер, граней.

1

12

4.3

Выполнение изображений предметов двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостей

1

13

4.4

Расположение видов на чертеже. Понятие о местных видах.

1

14

4.5

Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах

1

15

4.6

Получение аксонометрических проекций

1

16

4.7

Аксонометрические проекции плоских и плоскогранных фигур

1

17

4.8

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции.

1

18

4.9

Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов.

1

V. Чтение и выполнение чертежей детали (15 ч)

19

5.1

Анализ геометрической формы предметов

1

20

5.2

Проекции геометрических тел

1

21

5.3

Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.

22

5.4

Построение проекции точек на поверхности предмета

23

5.5

Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Построение вырезов на геометрических телах

1

24

5.6

Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений

1

25

5.7

Чертежи разверток поверхностей геометрических тел

1

26

5.8

Чтение чертежей детали.

1

27

5.9

Выполнение эскиза детали

1

28

5.10

Решение графических задач, в том числе творческих. Выполнение эскиза детали

1

29

5.11

Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.

1

30

5.12

Выполнение чертежей детали с включением элементов конструирования

1

31

5.13

Решение графических задач, в том числе творческих.

1

32

5.14

Графическая работа

«Выполнение чертежей

предмета»

1

33

5.15

Графическая работа

«Выполнение чертежей

предмета»

34

5.16

Повторение  и обобщение пройденного материала.  Резервное время

1

Итого

34

34

Обязательный минимум

графических и практических работ

8 классе

(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А 4, упражнения в тетрадях.)

1.Линии чертежа.

2.Чертеж «плоской» детали.

3.Чертеж детали (с использованием геометрических построений).

4.Чертежи и аксонометрические проекции предметов (с построением проекций точек, отрезков, граней и пр.).

5.Построение третьей проекции по двум данным.

6.Чертеж предмета в трех видах (с преобразованием формы предмета).

7.Устное чтение чертежей.

8. Эскиз и технический рисунок детали (с преобразованием формы предмета).

9. Эскизы деталей с включением элементов конструирования.

10. Чертеж предмета (по аксонометрической проекции или с натуры).

11. Выполнение чертежа предмета с применением конструирования.

12. Решение графических задач, в том числе творческих.

Календарно – тематическое планирование 8 класс

Количество часов 34

Всего ____34_ час; в неделю _1 час.

Плановых графических работ ___,

Планирование составлено на основе программы предназначеное для 8-9 классов, в которых базисным учебным планом  предусмотрено изучение черчения в 9 классах; адаптировалась на основе программ А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградов и многолетнего опыта преподавания в средних общеобразовательных учреждениях.

Учебник __ Рекомендуемый учебник «Черчение» для 7-8 классов, общеобразовательных учреждений,  под редакцией  А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский, М.:АСТ: Астрель, 2005-2008 г. -221, [3] с.: ил.

Кол-во

часов

Тема урока

Цели урока

Форма урока

Деятельность учащихся

1

2

3

4

5

6

1.

1ч.

Учебный предмет «Черчение»

Понятие о чертеже как изображении на плоскости формата. Формирование интереса к изучению конструкторской документации. Развитие технического и образного мышления

Лекция с элементами беседы.

История возникновения чертежа, связь чертежа с разными профессиями.

Ознакомление с чертежными инструментами

2

1ч.

Понятие о государственных стандартах. Типы линий. Формат. Рамка. Основная надпись чертежа.

Знакомство с правилами оформления чертежей. Развитие интереса к предмету и рационально выполнять учебные задания

Лекция с элементами беседы и выполнение упражнений на проведение различных типов линий.

Вычерчивание рамки и основной надписи чертежа (А 4). Построение горизонтальных, вертикальных, наклонных линий и окружностей. Графическая работа №1 «Линии чертежа»

(А 4) § 1-2

3

Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах

Знакомство с правилами написания прописных и печатных букв и цифр чертежного шрифта.

Развитие навыков написания букв и цифр. Формирование навыков самостоятельной работы

Лекция и выполнение упражнений в написании букв и цифр чертежного шрифта

Упражнения в написании букв и цифр чертежного шрифта

§ 2.4-2.6

4

Сведение о нанесении размеров (выносных и размерных линий, стрелки, знаки: диаметр, радиус, толщина длина, расположение размеров).  Применение и обозначение масштаба

Знакомство с правилами нанесения размеров, выносных и размерных линий, стрелки, знаки: диаметр, радиус, толщина длина, расположение размеров. Развитие технического и образного мышления

Лекция и выполнение упражнений нанесения размеров, выносных и размерных линий

Работа в рабочей тетради с рис.29 – 34 по рекомендации учителя

5

Сопряжения. Выполнение чертежа технической детали с применением сопряжений.

Знакомство с правилами построения геометрических построений. Развитие  пространственных представлений пространственного мышления учащихся

Лекция и выполнение упражнений на построение плавных переходов друг в друга и простейших линий-прямых и окружностей

§15.3 -  15.4  рис 132 Выполнение графических построений: плавных переходов друг в друга простейших линий-прямых и окружностей.

6

Геометрические построения необходимые для построения чертежей (деление окружностей)

Знакомство с правилами построения геометрических построений. Развитие  пространственных представлений пространственного мышления учащихся

Лекция, выполнение упражнений на деление окружностей. Расчленение процесса выполнения чертежа на отдельные графические операции называется анализом графического состава изображения

§15.2

Рис 124 - 129 задание под ▼ Выполнение графических построений  на деление окружностей.

7

Овал -  проекция окружности. Построение овала.

Знакомство с правилами построения геометрических построений. Развитие  пространственных представлений пространственного мышления учащихся

Лекция и выполнение упражнений на построение плавных переходов друг в друга и простейших линий-прямых и окружностей.

Выполнение графических построений овала.

8

Прямоугольное проецирование точки на две, три  плоскости.

Познакомить с  понятием проекция, проецирование, Организовать  деятельность по формированию навыков проецирования точки на    чертеже.   Развивать стремление к самостоятельной активности и творческому отношению и решения задач                 Воспитание положительного отношения к знаниям

Лекция с  использованием учебных таблиц и иллюстраций (результаты проецирования) и использование

Выполнение графических построений  на деление окружностей.

9

Прямоугольное проецирование отрезка прямой линии. Следы прямой линии

Познакомить с  понятием проекция, проецирование. Организовать  деятельность по формированию навыков проецирования точки на    чертеж.  Развивать стремление к самостоятельной активности и творческому отношению и решения задач                 Воспитание положительного отношения к знаниям

Лекция с  использованием учебных таблиц и иллюстраций (результаты проецирования)

Выполнение графических построений: на две, три  плоскости, по заданию учителя

10

Проецирование центральное, параллельное

Познакомить с  понятием проекция, проецирование, дать определение видам проецирования.

Организовать  деятельность по формированию навыков проецирования на    чертеже, нахождению главного вида.  Развивать стремление к самостоятельной активности и творческому отношению и решения задач. Воспитание полоьного отношения к знаниям

Лекция и выполнение упражнений на построение плавных переходов друг в друга и простейших линий-прямых и окружностей.

Выполнение графических построений  на прямоугольное проецирование отрезка прямой линии. Следы прямой линии, по заданию учителя §3

11

Проецирование предмета на одну две взаимно перпендикулярные плоскости проекции. Проекции вершин ребер, граней.

Знакомство  учащихся  с понятиями об основах проецирования предметов на две плоскости  проекции

Лекция с  использованием учебных таблиц и иллюстраций

Выполнение графических построений  прямоугольного проецирования

 § 4 и §12

12

Выполнение изображений предметов двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Сформировать навыки построения предметов двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Развивать стремление к самостоятельной активности и творческому отношению и решению задач.

Лекция с  использованием учебных таблиц и иллюстраций

Выполнение графических построений  в тетрадях § 4 - 4.2

13

Расположение видов на чертеже. Местные виды

Познакомить с  понятием вид, дать определение видам.

Организовать  деятельность по формированию навыков построения видов  на    чертеже, нахождению главного вида.

Развивать стремление к самостоятельной активности и творческому отношению и решению задач.

Воспитание положительного отношения к знаниям. Развивать стремление к самостоятельной активности и творческому отношению и решению задач.

Лекция с  использованием учебных таблиц и иллюстраций (результаты проецирования)

Ответить на вопросы после §5 и задание ▼.

Практическая работа №3

14

Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах

Сформировать навыки определения необходимого и достаточного числа видов на чертежах.  Развивать стремление к творческому отношению и решению задач.

Лекция с  использованием учебных таблиц и иллюстраций

Выполнение графических построений  в тетрадях

15

Получение аксонометрических проекций

Научить строить и выделять вид аксонометрической проекции с рациональным способом их  построения. Способствовать развитию навыков выполнения

Лекция с разбором в рабочей тетради рационального способа построения.

Выполнения упражнений в рабочей тетради

§6

 ответить на вопросы после §  рис 60-61

16

Аксонометрические проекции плоских и плоскогранных фигур.

Рассмотреть построение аксонометрических  проекций плоских и плоскогранных фигур

Лекция с применением графических операций

Поэтапное выполнение построений  в тетрадях §7.2 стр. 49-50

17

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции

Изучить аксонометрические проекции: Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции; направление осей, показать искажение.

Лекция с применением графических приемов

Построение осей прямоугольной изометрической проекции на А4

§8 -8.3

18

Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов.

Дать понятие технического рис, способствовать развитию навыков выполнения тех.рис. в системе прямоугольных и аксонометрических  проекций

Лекция с применением графических операций

§ 9 ответы  на вопросы и задание под ▼.

19

Анализ геометрической формы предметов

Научить учащихся мысленно расчленять предмет на составляющие его геометрические тела с последующим выполнением технических рисунков этих тел. Научить определять характер геометрических построений, необходимых при выполнении чертежей элементов предмета

Лекция с выполнением геометрических построений.

Самостоятельная работа у доски  и в рабочей тетради

§ 10 рис 74 -75

20

Проекции геометрических тел

Приобретение навыков в построении проекции группы геометрических тел. Рассмотрение взаимного расположения геометрических тел относительно плоскости проекции

Лекция с  использованием учебных таблиц

Самостоятельная работа  с решением занимательной задачи

 §11 рис. 83

21

Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета

Научить видеть на чертеже вершины, ребра, грани  и поверхности  тел, составляющих форму предмета.

Лекция с изображением отдельных геометрических элементов его составляющей

Работа с учебником рис. 86 – 87

22

Построение проекции точек на поверхности предмета

Сформировать навыки построения проецирующих лучей на плоскость через вершины детали.  Развивать пространственное мышление.

Лекция с построением простейшей детали

Работа с учебником  и задание ▼

§12

23

Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Построение вырезов на геометрических телах

Рассмотреть и изучить дополнительные сведения о нанесении размеров с учетом формы предмета. Построение вырезов на геометрических телах

Лекция с построением простейшей детали

Графическая работа

§13 -14

24

Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений

Сформировать у учащихся навыки выполнения чертежей предметов с использованием геометрических построений. Развивать стремление к творческому отношению и решению задач.

Лекция с выполнением геометрических построений.

Самостоятельная работа у доски  и в рабочей тетради

§15.1 ответы на вопросы

25

Чертежи разверток поверхностей геометрических тел

Научить выполнять развертывание поверхностей некоторых тел. Развивать стремление к творческому отношению

Лекция с применением построения разверток

§ 16

 Построения разверток

26

Чтение чертежей детали.

Рассмотреть порядок чтения чертежей детали. Развивать стремление к творческому отношению и решению задач.

Лекция с использованием учебника

§ 17  Практическая работа

27

Выполнение эскиза детали

Научить выполнять эскизы деталей с натуры. Развивать стремление к творческому отношению и решению задач. Дать понятие об Показать роль и значение эскиза в современном производстве. Обучить приемам пользования измерительными инструментами

Лекция  с элементами  графической работы

 §18 Самостоятельная графическая работа по карточкам

28

Решение графических задач, в том числе творческих. Выполнение эскиза детали

Обобщение знаний, проведение контрольной графической работы

Графическая работа

Графическая работа рис 147 -148

29

Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.

Способствовать выработке у учащихся навыков в чтении чертежей, умение изготовлять по чертежу несложные детали,  формировать пространственное представление.

Лекция с  заданием  и самостоятельная практическая работа

самостоятельная практическая работа по карточкам

30

Выполнение чертежей детали с включением элементов конструирования

Закрепление теоретических знаний и использование их в конструировании. Формирование навыков самостоятельной работы.

Повторение и закрепление знаний в конструировании узлов.

Построение чертежей детали  

Рис.158

31

Решение графических задач, в том числе творческих.

Закрепление теоретических знаний и использование их в решении графических задач. Формирование навыков самостоятельной работы.

Повторение и закрепление знаний в решении графических задач

Построение чертежей детали Рис.159

32

Графическая работа

«Выполнение чертежей

предмета»

Обобщение знаний полученных при изучении курса за 8-ой класс. Формирование навыков самостоятельной работы. Развитие навыков логического мышления

Повторение и закрепление знаний

Учебные таблицы. Чертежи деталей.  Прочитать и ответь на вопросы.

33

Графическая работа

«Выполнение чертежей

предмета»

Обобщение знаний полученных при изучении курса за 8-ой класс. Формирование навыков самостоятельной работы. Развитие навыков логического мышления

Повторение и закрепление знаний

Учебные таблицы. Чертежи деталей.  Прочитать и ответь на вопросы.

34

Резервное время. Повторение и обобщение пройденного материала

Повторение и обобщение пройденного материала

Повторение и закрепление знаний

Построение чертежей детали оп индивидуальным карточкам.

Тематический план 9 класс

Тема

Количество учебных часов

Обобщение сведений о способах проецирования

1 час

Разрезы и сечения

12 часов

Пересечение поверхностей геометрических тел с плоскостью

10 часов

Сборочные чертежи

7 часов

Чтение строительных чертежей

2 часа

Контрольная работа

1час

Обобщение знаний по курсу

1 час

Всего

34 часа

№ п\п

Дата

Раздел программы

Тема урока

Практическое задание

Цели и задачи

Краткое содержание теоретической части урока

Оборудование к уроку

Домашнее задание

1

Обобщение сведений о способах

проецирования

 (1 ч.)

Обобщение сведении о способах проецирования

Чтение чертежа:
а) устное чтение (фронтальная работа с классом);
б) построение чертежа детали в системе проекций по двум заданным (в рабочих тетрадях)

а) Актуализация знаний, полученных в VIII классе; подготовка учащихся к восприятию нового материала;
б) Усвоение навыков коллективной работы при фронтальном решении познавательных задач;
в) Развитие пространственных представлении и пространственного мышления школьников

Повторение теоретического материала по темам: «Проецирование на три плоскости проекций», «Аксонометрические проекции»

Учебные таблицы с задачами на построение чертежа детали в трех видах по двум заданным

ИКТ

Повторить § 3-8. В тетрадях выполнить задание рис 161

2

Сечения и разрезы

 (12 ч)

Пересечение поверхностей геометрических тел с плоскостью (10 ч.)

Понятие о сечении как изображении. Назначение сечений.

Правила выполнения и обозначение сечений.

Построение наложенных сечений с использованием программированных карт (работа выполняется на кальке) Решение задач на построение сечений (в рабочих тетрадях)

а) Понятие о сечении как изображении, назначение сечении, их классификация;
б) Формирование интереса к учению;
в) Развитие технического и образного мышления

Сечения, наложенные и вынесенные, обозначение их на чертежах, штриховка материалов в сечениях, алгоритм построения сечений

Учебная таблица «Сечения», динамическая модель с задачами на построение сечений и образцами ответов (для последующей проверки правильности выполнения заданий) ИКТ

Повторить

 § 20—22.

 В тетрадях выполнить упражнения после  параграфа

3

Графическая работа № 1 «Эскиз детали с выполнением сечений».

Решение задач на построение сечений

а) Проверка качества усвоения материала по теме;
б) Воспитание культуры труда, формирование навыков самостоятельной работы;
в) Развитие пространственных представлений, пространственного мышления школьников

Повторение теоретических знаний и отработка практических навыков по теме «Сечения»

Индивидуальные карточки-задания

Повторить

 § 20—22

4

Назначение разрезов. Различие между разрезами и сечениями. Правила выполнения разрезов

Решение задач на построение чертежа детали симметричной формы, содержащей разрез (работа выполняется по индивидуальным заданиям на кальке)

а) Понятие о разрезах, знакомство с классификацией разрезов, формирование навыка построения целесообразных разрезов;
б) Формирование познавательного интереса к предмету, активности, самостоятельности суждении;
в) Развитие творческого мышления, интереса к поиску решения задач

Общие сведения о разрезах. Фронтальный, горизонтальный и профильный разрезы, отличие разрезов от сечений, алгоритм построения простых разрезов

Учебные таблицы с чертежами-заданиями, динамическая модель. Таблица «Образование разреза» ИКТ

§ 23, 24

(до п. 24.4). В тетрадях выполнить рис 180,183

5

 Простые разрезы. Обозначение простых разрезов. Местный разрез

Тренировочные упражнения на построение местного разреза. Упражнения на построение разрезов и обозначение их

а) Знакомство школьников с правилами обозначения простых разрезов, формирование понятия о местном разрезе;
б) Воспитание аккуратности и четкости при выполнении графической работы;
в) Развитие пространственных представлений и пространственного мышления

Повторение теоретических знаний по темам: «Сечения» и «Простые разрезы». Изучение правил обозначения простых разрезов. Местный разрез

Учебные таблицы: «Обозначение разрезов», «Местный разрез». Индивидуальные карточки-задания ИКТ

Повторить

 § 24.

 В тетрадях выполнить задание  рис 184

6

Соединение части вида с частью разреза

Тренировочные упражнения на совмещение части вида с частью разреза, половины вида с половиной разреза

а) Знакомство с правилами соединения части вида с частью разреза, особенностями обозначения разрезов и условностями, принятыми в таких случаях;
б) Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания;
в) Развитие логического мышления учащихся

Повторение теоретических положений по теме «Сечения», соединение части вида с частью разреза

Учебные таблицы по теме урока, карты программированного контроля, индивидуальные задания для практической работы

§ 25.

 В тетрадях выполнить задания рис 193.

7

Графическая работа № 2 «Эскиз детали с выполнением

необходимого разреза».

Выполнение (на бумаге в клетку формата А4) эскиза детали с применением необходимого разреза

а) Закрепление навыков выполнения разрезов;
б) формирование навыков самостоятельной работы;
в) Развитие навыков логического мышления

Повторение теоретических положений по теме «Разрезы»

Учебная таблица «Разрезы», набор моделей технических деталей: План выполнения работы

Повторить

§ 24, 25.

8

Особые случаи построения разрезов.

Выполнение особых случаев разрезов. Тонкие стенки и спицы на разрезе. Тренировочные упражнения

а) Познакомить с правилами соединения половины вида и половины разреза; сформировать навыки построения изображения содержащего соединение вида и разреза;

б) воспитание навыков коллективного обсуждения;

в) развитие речи, памяти, мышления.

Сведения о случаях если секущая плоскость проходит вдоль тонкой стенки или спицы (ребра жесткости).

Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы

ИКТ

Учить

 §26 - 27,

Выполнить в тетради

рис. 194 (б, в)

9

Графическая работа № 3 «Чертеж детали с применением разреза».

 На листе формата А4 выполнить вид слева и построить целесообразный разрез детали.

а) Закрепление навыков выполнения разрезов;
б) формирование навыков самостоятельной работы;
в) Развитие навыков логического мышления

Повторение  знаний и отработка практических навыков по теме «Применение разрезов в аксонометрической проекции»

Индивидуальные карточки-задания.

Выполнить в тетради

Рис.200, 201

10

Применение разрезов в аксонометрических проекциях.

Как располагаются секущие плоскости для выявления внутренних очертаний предмета.

а) Закрепление навыков выполнения разрезов;
б) формирование навыков самостоятельной работы;
в) Развитие навыков логического мышления

Графические обозначения материалов в сечениях.

Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы ИКТ

Повторить

§ 27.

11

Выбор количества изображений и главного изображения.

Условности и упрощения на чертежах.

Определение количества изображений и главного вида деталей.

а) Способствовать развитию пространственных представлений.

б) Научить анализировать форму и конструкцию предметов и их графические изображения.

в)  Научить самостоятельно, определять главный вид и количество изображений, используя условности и сокращения.

Правильное определение необходимого количества видов, полностью выявляющее форму предмета.

Индивидуальные карточки-задания.

 

§ 28-29

Рис.205

12

Практическая работа № 4 «Устное чтение чертежей».

Порядок чтения чертежей содержащих условности и упрощения.

а) Познакомить с правилами чтения чертежа

б) воспитание навыков коллективного обсуждения;

в) развитие речи, памяти, мышления.

Повторение сведений о процессах чтения чертежа:

 а) чтение основной надписи, информация, заложенная в ней;

 б) чтение изображений — виды, разрезы, сечения, заданные на чертеже;

в) знаки и обозначения, относящиеся к выявлению геометрической формы предмета и его частей;

г) условности и упрощения на чертеже; д) анализ по чертежу геометрической формы предмета для установления или уточнения конструкции предмета и его элементов;

е) чтение размеров и др. надписей.

Индивидуальные карточки-задания.

Рис.206

13

Графическая работа № 5 «Выполнение эскиза Детали с натуры с применением разрезов».

Выполнение эскиза используя условности и упрощения.

а) Закрепление навыков выполнения разрезов;
б) формирование навыков самостоятельной работы;
в) Развитие навыков логического мышления

Выполнить эскиз детали с натуры, применив целесообразные разрезы, сечения и упрощения.

Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы

Рис. 207

14-

15

Пересечение плоскогранных тел с наклонной плоскостью.

Построение чертежа, изометрической проекции и развёртки четырёхугольной призмы пересечённой плоскостью (фронтально)..

Правила нахождения точек пересечения тела с плоскостью.

а)Понятие о пересечении геометрических тел с наклонной плоскостью

б) формирование навыков построения чертежа

в) развитие навыков логического мышления

Построение плоскогранных тел в тетради под руководством учителя

Учебные таблицы. Презентация по теме. Динамическая модель

Повторение лекционного материала по записям в тетради

16-17

Пересечение плоскогранных тел с наклонной плоскостью.

Построение чертежа, изометрической проекции и развёртки пирамиды пересечённой плоскостью (фронтально).. Правила нахождения точек пересечения тела с плоскостью

а)Понятие о пересечении геометрических тел с наклонной плоскостью

б) формирование навыков построения чертежа

в) развитие навыков логического мышления.

Построение плоскогранных тел в тетради под руководством учителя

Учебные таблицы. Презентация по теме. Динамическая модель

Повторение лекционного материала по записям в тетради

Выполнение домашнего задания по вариантам.

18-19

Пересечение плоскогранных тел с наклонной плоскостью.

Построение чертежа, изометрической проекции и развёртки пирамиды пересечённой плоскостью (индивидуально по карточкам - заданиям.)

а) Закрепление навыков выполнения данной работы;
б) формирование навыков самостоятельной работы;
в) Развитие навыков логического мышления.

Построение правильной шестигранной пирамиды пересечённой фронтально-проецирующей плоскостью.

Учебные таблицы. Презентация по теме.

Карточки-задания

Повторение пройденного материала

20-21

Пересечение тел с вращения наклонной плоскостью.

Построение чертежа, изометрической проекции  и развёртки конуса пересечённой плоскостью (фронтально). Правила нахождения точек пересечения тела с плоскостью.

а)Понятие о пересечении геометрических тел с наклонной плоскостью

б) формирование навыков построения чертежа

в) развитие навыков логического мышления

Построение чертежа, изометрической проекции  и развёртки конуса пересечённой плоскостью (фронтально).

Учебные таблицы. Презентация по теме. Динамическая модель.

Повторение лекционного материала по записям в тетради

Выполнение домашнего задания по вариантам.

22-23

Пересечение тел с вращения наклонной плоскостью.

Построение чертежа, изометрической проекции и развёртки цилиндра пересечённой плоскостью (индивидуально по карточкам - заданиям).

а) Закрепление навыков выполнения данной работы;
б) формирование навыков самостоятельной работы;
в) Развитие навыков логического мышления.

Построение чертежа, изометрической проекции и развёртки цилиндра пересечённой плоскостью (индивидуально по карточкам - заданиям).

Учебные таблицы. Презентация по теме. Динамическая модель.

Карточки-задания.

Повторение пройденного материала

24

Общие

сведения о соединениях деталей Изображение и обозначение резьбы..

Сборочные чертежи. Условные изображения и обозначения резьбы на чертежах;

а) Познакомить с видами

соединений сформировать навыки построения изображений.

б) воспитание навыков коллективного обсуждения;

в) развитие речи, памяти, мышления.

Общие понятия о

соединении деталей. Виды соединений детали: разъемные, неразъемные — общие сведения, примеры, назначение, характеристика. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы

Учебные

таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы

ИКТ Учебная таблица "Соединения при помощи резьбы". Динамическая модель болтового  соединения.

ИКТ

 

§ 30

Рис.209

§ 31

Рис.211-215

Сборочные чертежи ( 7 ч)

25

Изображение болтовых и шпилечных соединений

Условности и упрощения при выполнении резьбовых соединений.

а) Познакомить с видами резьбовых соединений сформировать навыки построения изображений резьбы.

б) ) формирование навыков самостоятельной работы;
в) Развитие навыков логического мышления

Изображение болтовых и шпилечных соединений, сходства и различие.

Учебная таблица "Соединения шпилькой и болтом". Динамическая модель болтового соединения. ИКТ

 

§ 32

Рис. 217-219.

26

Графическая работа № 6 «Чертеж  резьбового соединения».

Выполнение чертежа резьбового соединения

А) Познакомить с видами соединений

Б) формирование навыков самостоятельной работы;
В) Развитие навыков логического мышления

Выполнить чертеж резьбового соединения, используя упрощения применяемые стандартом.

Индивидуальные карточки-задания.

Рис 210,214

27

Шпоночные и штифтовые соединения.

Выполнение чертежа штифтового и шпоночного соединения

а) Получение новых знаний путем создания проблемной ситуации и активизации мышления школьников для формулирования и решения проблемных задач.

б) Развитие способностей учащихся к самообразованию; речемыслительной деятельности при выдвижении и обсуждении гипотез; интеллектуальных способностей на уровне анализа и синтеза основных понятий; развитие любознательности, наблюдательности. сообразительности; образного мышления и технического кругозора, в т.ч. с опорой на жизненный практический опыт школьников.

в) Воспитание культуры общения, речи (в т.ч. с использованием специальной предметной терминологии).

Изображения шпоночных и штифтовых соединений.

Учебная таблица "Соединения шпонкой и штифтом". Динамическая модель шпоночного соединения.

ИКТ

§ 33, ответы на вопросы - устно, рис.224 и 228

28

Разрезы на сборочных чертежах. Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

Применение разрезов на сборочных чертежах. Условности и способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных

а) Отработка навыков выполнения разрезов на сборочных единицах;
б) формирование навыков самостоятельной работы;
в) Развитие навыков логического мышления

Особенности применения разрезов на сборочных чертежах, штриховка смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах.

Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы

ИКТ

 

§ 34.2

Рис.235-237.

29

Графическая работа № 7 Чтение сборочных чертежей»

Чтение сборочных чертежей различных изделий.

а) Закрепление знаний о сборочном чертеже

б) воспитание навыков коллективного обсуждения;

в) развитие речи, памяти, мышления.

Чтение сборочных чертежей

Индивидуальные задания для практической работы

 

§ 35, 36

Рис.240 Рис.244

30

Практическая работа № 9 «Решение творческих задач с элементами конструирования»

Выполнение чертежа деталей применив элементы реконструкции.

а) Способствовать развитию пространственных представлений.

б) Научить анализировать форму и конструкцию предметов, и их графические изображения.

в)  Научить самостоятельно, определять главный вид и количество изображений, используя условности и сокращения.

Чертеж детали с

 применением элементов реконструкции.

Индивидуальные карточки-задания.

ИКТ

Рис.259

31

Чтение строительных чертежей

(2 ч)

Основные особенности строительных чертежей. Условные изображения на строительных чертежах.

особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей; Отдельные элементы зданий и детали внутреннего оборудования.

а) Дать понятие об архитектурно-строительных чертежах, их Назначении.

б) Научить отличать строительные

чертежи от машиностроительных..

Изображения на строительных чертежах.

Правила выполнения и оформления строительных чертежей. Изображение условных элементов, применяемое в строительных чертежах.

Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы

 

§ 38.

Рис.260

§ 39

Рис.264-265

32

Порядок чтения строительных чертежей. Графическая работа №10 «Чтение строительных чертежей».

Чтение несложных строительных чертежей.

а) Познакомить с правилами чтения строительного чертежа

б) воспитание навыков коллективного обсуждения;

в) развитие речи, памяти, мышления.

Чтение строительного чертежа, используя схему.

Индивидуальные карточки-задания.

 

§ 40

33

Контрольная работа

(1 ч)

Графическая работа № 11 (контрольная; итоговая) «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы».

Выполнение чертежа сборочной единицы, соблюдая все правила оформления чертежа.

а) Отработка навыков выполнения чертежей сборочных единиц соблюдая правила ГОСТА;
б) формирование навыков самостоятельной работы;
в) Развитие навыков логического мышления

Выполнение чертежа детали по сборочному чертежу изделия.

Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы

34

Обзор разновидностей графических изображений

(1 ч)

Обзор разновидностей графических изображений.

Знакомство с различными видами графических построений.

а) Дать понятие об разновидностях графических изображений и  их назначении.

б) Научить различать графические изображения.

Обзор различных графических изображений.

Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической части

Графических работ: 2

Практических работ:3

Контрольных работ: 1

Оценка работ учащихся:

За устные ответы

  • графические (практические);
  • домашние;
  • контрольные;
  • решение задач;
  • моделирование;
  • конструирование  работы учащимся выставляются оценки по пятибалльной системе. За графические работы рекомендуется выставление двух оценок, дифференцированно отражающих правильность выполнения и качество графического оформления чертежа. Такой критерий удобен учителю и понятен учащимся.

 

Система оценивания

Оценка «5» ставится, когда учащийся:

  • полностью овладел программным материалом, тщательно выполняет и свободно читает чертежи, ясно пространственно представляет себе формы предметов по их изображениям;
  • твердо знает все изученные условные изображения и обозначения, при необходимости умело пользуется справочными материалами;
  • интересуется учебным предметом, своевременно выполняет все обязательные практические и графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь;
  • ошибок в изображениях не делает, но допускает неточности при устном опросе, при чтении чертежей, которые легко исправляет с помощью учителя.

Оценка «4» ставится, когда учащийся:

  • полностью овладел основным программным материалом, но чертежи выполняет и читает с небольшими затруднениями вследствие недостаточно развитого ещё пространственного представления;
  • правила изображения и условные обозначения знает, справочными материалами пользуется не систематически и ориентируется в них с трудом, выполняет обязательные практические и графические работы и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;
  • при чтении и выполнении чертежей допускает ошибки второстепенного порядка, исправление которых требует периодической помощи учителя.

Оценка «3» ставится, когда учащийся:

  • основной материал знает нетвердо, чертежи читает и выполняет неуверенно, требует постоянной помощи учителя и частичного применения средств наглядности;
  • знает большинство изученных условностей изображения и обозначения; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет не всегда своевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно, в процессе графической деятельности допускает в отдельных случаях грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, когда учащийся:

  • основной программный материал не знает;
  • чертежи читает плохо, не выполняет обязательные практические и графические работы, не ведет рабочую тетрадь;
  • систематически допускает грубые ошибки.

Оценка «1» ставится, когда ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала, совсем не подготовлен к работе и совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой курса черчения.


ЛИТЕРАТУРА

Для учителя:

  1. Методика обучения черчению и графике. Гриф МО РФ Учебно-методическое пособие для учителей. / Павлова А. А. Жуков С. В. - М.: Владос 2006 - 96 с.

  2. Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение» / А. Д Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2007. - 159 с.

  3. Подшибякин В. В.  Поурочное планирование по техническому черчению. 8-9 классы. – Саратов.: «Лицей», 2004. - 32с.
  4. Справочник по черчению Осипов В.К.  Чекмарев А.А.  - М.: Издательский центр «Академия» 2007 г. - 336 с.
  5. Черчение: Справочное пособие Изд. 4-е, доп. / Балягин С.Н. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2006. - 424 с.
  6. СтепаковаВ.В. «Методическое пособие по черчению. Графические работы», под ред. Степаковой В.В. - М.: Просвещение, 2005.
  7. Суворов С.Г., Суворов Н.С.   Машиностроительное черчение в вопросах и ответах: Справочник, - 2-е изд., исправл. и доп., - М.: Машиностроение, 1992. 368 с.: ил.
  8. Тематическое и поурочное планирование по черчению к учебнику А.Д.Ботвинникова и др. «Черчение»: Для 7-8 классов общеобразовательных учреждений": 7-8 класс: Методическое пособие, - М.: Изд. Экзамен 2006.
  9. Чекмерев А. А. Начертательная геометрия и черчение: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений - 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 472 с.: ил. 

  10.  Черчение. Геометрические построения  Беляева И. А., Преображенская Н. Г., Кучукова Т. В., серия: «Черчение», - М.: Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР, 2006.
  11. Черчение. Аксонометрические проекции.  Беляева И. А., Преображенская Н. Г., Кучукова Т. В., серия: «Черчение», -М.: Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР, 2003.
  12. Черчение. Архитектурно-строительное черчение 
    Преображенская Н. Г., серия:
    «Черчение», - М.: Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР, 2005.

  13. Черчение: Учебник для учащихся образовательных учреждений, / В.В. Степакова, А.И.Анисимова, Л.В.Курцаева, А.И.Шершевская; под ред. В.В.Степаковой, М.: Просвещение, 2007 г., 206 с.: ил.Для учащихся:

  14. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учебных учреждений Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. М.: ООО «Издательство Астрель». 2008 - 224 с

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Для учителя:

  1. Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 1.: Пособие для учителя / Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Миначева Р.М. и др.; под ред. Степаковой В.В.- М.: Просвещение, 2005 - 160 с.

  2. Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 2.: Пособие для учителя / Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Гервер В.А. и др.; под ред. Степаковой В.В.- М.: Просвещение, 2005 - 64 с.

  3. Подшибякин В. В. Сборник заданий по техническому черчению для учащихся 8 класса. - Саратов.: «Лицей», 2005. - 64с.
  4. Подшибякин В. В. Сборник заданий по техническому черчению для учащихся 9 класса. - Саратов.: «Лицей», 2005. - 64с.

Для учащихся:

  1. Черчение. Рабочая тетрадь. Дополнительные упражнения к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского И.С. /Вышнепольский - М.: Изд. Оникс 21 век 2006 - 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по черчению для 8-9 классов

Рабочая программа по черчению для 8-9 классов к учебнику А.Д. Ботвинникова...

Авторская адаптационная программа элективного курса "Основы медицинских знаний"

Курс рассчитан на обучающихся 8-9 классов. Курс направлен на формирование у обучающихся ключевых компетенций....

Рабочая программа по черчению для 8-9 класса

   Рабочая учебная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений: Черчение. 8-9 кл./Под руководством А.Д. Ботвинникова.- М.: Просвещение, 2003;обязатель...

Рабочая программа по черчению в 8-9 классах

Рабочая программа по черчению  для 8-9-го классов составлена на основе следующих нормативных документов:- Федеральный  компонент государственного стандарта основного общег...

Авторская адаптационная программа по техническому черчению 10-11 класс 2015

Данная программа предусмотрена для учащихся 10-11 классов...

Рабочая программа по черчению для 8-9 классов

Рабочая программа по черчению составлена на основе:1. Федерального государственного стандарта общего образования , приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от "17" декабр...