Рабочая программа по черчению в 8-9 классах
рабочая программа (8 класс) на тему

Фадеева Ирина Александровна

 

   Рабочая программа по черчению  для 8-9-го классов составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный  компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089)

- программа А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.Н. Виноградов,  В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, пол ред. В.А. Гервера, Черчение. - М.; АСТ, Астрель, 2006.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.

     Изучение графической грамоты необходимо в школе, т.к. при последующем обучении выпускники выбирают технические специальности, требующие освоения графических дисциплин.

     Предлагаемый курс позволит школьникам лучше адаптироваться в системе образования и современного производства, быстрее и качественнее освоить более сложную программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений.

   Рабочая программа по черчению  для 8-9-го классов составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный  компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089)

- программа А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.Н. Виноградов,  В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, пол ред. В.А. Гервера, Черчение. - М.; АСТ, Астрель, 2006.

Основные положения.

  1. Преподавание черчения в школе направлено на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств личности через решение разнообразных графических задач, направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образно-пространственного мышления.
  2. В процессе обучения черчению должны быть соблюдены все этапы формирования, развития и применения полученных знаний на практике по правилам решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера. Работа по решению творческих задач (требующих применения знаний в нестандартных заданиях) должна быть во всех разделах курса.
  3. Для реализации принципа связи с жизнью, в преподавании черчения, во-первых, необходимо при подборе учебных заданий стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным деталям и элементам сборочных единиц, которые существуют в технике, во-вторых, осуществлять межпредметные связи с технологией, информатикой и другими учебными дисциплинами через интегрированные уроки.
  4. Пространственное мышление у разных учащихся находится на разном уровне развития в силу индивидуальных психологических особенностей, поэтому необходимо учитывать эти особенности при обучении черчению.
  5. Для преподавания данного предмета в современных общеобразовательных учреждений, учителю необходимо владеть ИКТ и использовать данные технологии на уроках.
  6. Основная часть учебного времени отводится на освоение учащимися практического материала. 

Структура программы.

     Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ.     

     Программа рассчитана на 34 учебных часа (по 1 часу в неделю).

Цели и задачи курса.

   Цель: Овладение учащимися графического языка техники и способность применять полученные знания для решения практических и графических задач с творческим содержанием.

     Цель обучения предмету реализуется через выполнение следующих задач:

- ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей установленными государственным стандартом ЕСКД;

- научить выполнять чертежи в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрические проекции с преобразованием формы предмета;

- научить школьников читать и анализировать форму предметов и объектов по чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам;

- сформировать у учащихся знания об основных способах проецирования;

- формировать умение применять графические знания в новых ситуациях;

- развивать образно - пространственное мышление, умения самостоятельного подхода к решению различных задач, развитие конструкторских, технических способностей учащихся.

- научить самостоятельно, пользоваться учебными материалами.

Учебный материал представлен  следующими основными  темами:

1. Введение (предмет «черчение», из истории  графических изображений, материалы и инструменты, организация рабочего места, требования техники безопасности и т.д.).

2. Правила оформления чертежей (стандарты ЕСКД, ГОСТ, форматы, основная надпись и рамка чертежа, линии чертежа, чертежный и архитектурный шрифт, нанесение размеров  в соответствии с конструктивными особенностями объекта, масштаб).

3. Способы проецирования (определение, виды и элементы проецирования, метод проецирования, плоскости проекций, получение проекции, виды на чертеже, местные виды). Аксонометрические проекции (прямоугольная изометрическая и фронтальная косоугольная диметрическая проекция, положение и построение осей, аксонометрические проекции многоугольников, окружностей, геометрических тел, различных объектов, технический рисунок). Геометрические построения на чертеже ( деление отрезков и окружностей, сопряжения, циркульные и лекальные кривые, пропорции «золотого сечения»).

4. Чтение и выполнение чертежей (геометрические тела (простые, Платоновы тела, звездчатые многогранники), геометрический анализ формы объектов, развертывание как способ отображения поверхности предмета, чертеж и эскиз  объекта, условности и упрощения на чертежах).

5. Сечения и разрезы (определение, назначение, получение фигуры  сечения, вынесенные и наложенные сечения, наклонные сечения, обозначение сечений, отличия сечений от разрезов). Определение и получение разреза, классификация разрезов, простые и сложные разрезы, положение на чертеже, обозначение разрезов, местные разрезы, соединение части вида и части разреза на чертеже, соединение половины вида и половины разреза, особенности нанесения размеров при соединении вида и разреза,  тонкие стенки на разрезе, разрезы в аксонометрических проекциях.

6. Сборочные чертежи (определение сборочного чертежа, отличия сборочных чертежей от рабочих чертежей деталей, особенности нанесения размеров на сборочных чертежах, деталирование по сборочному чертежу, соединения деталей, разъемные и неразъемные соединения, изображение и обозначение резьбы на чертеже, условности и упрощения в изображении крепежных деталей, работа со справочными материалами).

7. Архитектурные и строительные чертежи (определение, назначение архитектурных и строительных чертежей, отличия от машиностроительных чертежей, особенности использования масштаба и нанесения размеров, изображения на архитектурно-строительных чертежах – план, фасад, разрез, генеральный план, обозначения на архитектурных и строительных чертежах).

        В рамках каждой темы предлагается перечень  обязательных графических  работ.

         Методика обучения должна быть построена таким образом, чтобы максимально раскрыть и развить пространственное мышление  и творческие способности учащихся. Использование различных материалов и приемов работы, примеров из  истории предметного мира направлено на активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся.

        Данная программа предусматривает  разноуровневое обучение, различные методы и приемы обучения. Предполагается использовать индивидуальные, групповые и коллективные методы обучения.

           В результате обучения  по курсу  «Черчение» у учащихся  должны быть сформированы такие качества, как трудолюбие, позитивное преобразующее отношение к окружающей действительности.

                                                                                               

8 класс (34 ч, по 1ч в неделю).

Содержание курса

№ темы

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

Правила оформления чертежей

6

1

5

Способы проецирования.

11

3

8

Чтение и выполнение чертежей.

16

4

13

  4.

Итоговый урок.

1

1

ИТОГО

34

8

26

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса

Учащиеся должны иметь представление:

  • о стандартизации и стандартах ЕСКД;
  • об истории чертежа и графических изображений (шрифта и др.);
  • о деталях и их конструктивных элементах;
  • о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры), об их положении и ориентации в пространстве.

Учащиеся должны знать:

  • правила оформления чертежа (форматы, линии чертежа, правила нанесения размеров, масштаб);
  • способы графического отображения геометрической информации о предмете;
  • метод ортогонального проецирования на одну, две, три плоскости проекций;
  • аксонометрические проекции, технический рисунок.

Учащиеся должны уметь:

  • рационально пользоваться чертежными инструментами;
  • выполнять геометрические построения (деление окружности, построение сопряжений – скругление угла, сопряжение прямой и окружности).
  • выполнять построение разверток простых геометрических тел (призма, пирамида, конус, цилиндр);
  • читать и выполнять проекционные изображения моделей деталей. 

9 класс (34 ч, по 1ч в неделю).

Содержание курса

№ темы

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

Обобщение сведений о способах проецирования.

2

-

2

Сечения и разрезы.

17

5

12

Сборочные чертежи

11

3

8

Архитектурные и строительные чертежи.

2

1

1

5.

Контрольная работа.

2

1

1

ИТОГО

34ч

10ч

24ч

Основные требования к знаниям и умениям учащихся  9 класса

Учащиеся должны иметь представление:

  • об изделиях, деталях и сборочных единицах;
  • об архитектурных и строительных чертежах.

Учащиеся должны знать:

  • изображения на чертеже (виды, разрезы, сечения);
  • последовательность выполнения чертежа детали;
  • информационные возможности рабочего чертежа (совокупности информации, отображаемой на чертеже, и необходимой для изготовления изделия);

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять чертеж детали, используя виды, разрезы, сечения;
  • отображать форму изделия, выбирая необходимое количество изображений (в т.ч. главное изображение чертежа);
  • оформлять чертеж в соответствии с требованиями ГОСТов ЕСКД;
  • читать чертежи деталей и несложные сборочные и архитектурные чертежи.

Обязательный минимум графических и практических работ

(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения в тетрадях.)

1.Линии чертежа.

2.Чертеж «плоской» детали.

3.Чертеж детали (с использованием геометрических построений).

4.Чертежи и аксонометрические проекции предметов (с построением проекций точек, отрезков, граней и пр.).

5.Построение третьей проекции по двум данным.

6.Чертеж предмета в трех видах (с преобразованием формы предмета).

7.Устное чтение чертежей.

8. Эскиз и технический рисунок детали (с преобразованием формы предмета).

9. Эскизы деталей с включением элементов конструирования.

10. Чертеж предмета (по аксонометрической проекции или с натуры).

11. Выполнение чертежа предмета с применением необходимых сечений.

12. Эскизы деталей с выполнением сечений.

13. Эскиз детали с выполнением необходимого разреза.

14. Чертеж детали с применением разреза (по одному или двум видам детали).

15. Устное чтение чертежей.

16.Чертеж резьбового соединения.

17.Чтение сборочных чертежей (с выполнением технических рисунков 1—2 деталей).

18.Деталирование (выполняются чертежи 1—2 деталей).

19. Решение творческих задач с элементами конструирования.

20. Выполнение чертежа детали по сборочному чертежу (контрольная работа).

Оценка работ учащихся. За устные ответы и графические (практические) работы учащимся выставляются оценки по пятибалльной системе. За графические работы рекомендуется выставление двух оценок, дифференцированно отражающих правильность выполнения и качество графического оформления чертежа. Такой критерий удобен учителю и понятен учащимся.

ЛИТЕРАТУРА

Для учителя:

  1. Государственные стандарты, ЕСКД. – М., 2008 г.
  2. Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение» / А. Д Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2006. - 159 с.
  3. Справочник по черчению Осипов В.К.  Чекмарев А.А.  - М.: Издательский центр «Академия» 2006 г. - 336 с.
  4. Черчение: Справочное пособие Изд. 4-е, доп. / Балягин С.Н. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 424 с.
  5. Степакова В.В. «Методическое пособие по черчению. Графические работы», под ред. Степаковой В.В. - М.: Просвещение, 1999.
  6. Суворов С.Г., Суворов Н.С.   Машиностроительное черчение в вопросах и ответах: Справочник, - 2-е изд., исправл. и доп., - М.: Машиностроение, 1992. 368 с.: ил.
  7. Тематическое и поурочное планирование по черчению к учебнику А.Д.Ботвинникова и др. «Черчение»: Для 7-8 классов общеобразовательных учреждений": 7-8 класс: Методическое пособие, - М.: Изд. Экзамен 2006.
  8. Черчение. Геометрические построения  Беляева И. А., Преображенская Н. Г., Кучукова Т. В., серия: «Черчение», - М.: Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР, 2006.
  9. Черчение. Аксонометрические проекции.  Беляева И. А., Преображенская Н. Г., Кучукова Т. В., серия: «Черчение», -М.: Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР, 2003.
  10. Черчение. Архитектурно-строительное черчение Преображенская Н. Г., серия: «Черчение», - М.: Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР, 2005.

Для учащихся:

  1. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учебных учреждений Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. М.: ООО «Издательство Астрель». 2008 - 224 с

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Для учителя:

  1. Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 1.: Пособие для учителя / Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Миначева Р.М. и др.; под ред. Степаковой В.В.- М.: Просвещение, 2004 - 160 с.
  2. Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 2.: Пособие для учителя / Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Гервер В.А. и др.; под ред. Степаковой В.В.- М.: Просвещение, 2005 - 64 с.
  3. Презентации уроков по темам курса черчения, разработанные учителем черчения Фадеевой И.А.

Для учащихся:

  1. Черчение. Рабочая тетрадь. Дополнительные упражнения к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского И.С. /Вышнепольский - М.: Изд. Оникс 21 век 2006 - 64 с. 


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС.

Дата

ур

Тема

Тип

урока

Цели и задачи

Методы

обучения

Повторяе-

мый материал

Виды контроля

ЗУНы

Домашнее

задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (6 ч)

1

Введение. Инструменты, принад

лежности.

КУ

рассмотреть цели и задачи предмета черчение, его назначение; ознакомить с краткими сведениями из истории развития; изучить приемы работы с инструментами и организацией рабочего места; развивать аккуратность при выполнении практической работы

лекция-беседа,

иллюстрации

демонстра-

ция

фронтальный контроль, самостоя

тельная работа

знание истории развития, целей и задач предмета черчение, умение рационально работать линейкой, карандашом и циркулем

П/р №1,

русские

изобретате- ли

2

Понятие о ГОСТах. Формат, рамка, основная надпись. Линии чертежа.

УИНМ

 ознакомить с видами графических изображений и основными правилами оформления чертежей, с линиями чертежа; изучить стандарты на форматы, рамки и основную надпись; развивать точность при оформлении чертежей

рассказ,

демонстра-

ция

назначение черчения

индивидуальный контроль,

самостоя

тельная работа

знание видов графических изображений,

умение вычерчивать по стандарту рамку и основную надпись

введение,

     2.2,2.3

3

Графическая работа

№ 1 «Линии чертежа»

УК

проверить усвоение начертания линий чертежа,

формировать умение самостоятельной работы, развивать умение рациональной работы чертежными  инструментами

самостоятельное выполнение линий чертежа

линии чертежа

ГР

умение начертания линий чертежа

     _

4

Чертежный шрифт

КУ

изучить назначение чертежного шрифта, основные приёмы выполнения надписей чертежным шрифтом, способствовать формированию первоначальных навыков при заполнении ОН

беседа,

демонстра-

ция,

иллюстрации

разбор типичных ошибок графичес-

кой работы

индивидуальный контроль

умение начертания букв и цифр чертежным шрифтом

 

      2.4

5

Начертание строчных букв чертежного шрифта

УЗИМ

закрепить умение рассчитывать параметры чертежного шрифта по его высоте и умение выполнения надписей чертежным шрифтом, способствовать развитию терпения при выполнении задания

самостоятельное выполнение строчных букв и надписей чертежным шрифтом

расчет ширины и  толщины буквы,  расстояния между буквами, словами и строками,

умение  нач

строчных букв

фронтальный контроль

умение начертания букв и цифр чертежным шрифтом

      2.4

6

Нанесение размеров. Масштабы

УИНМ

рассмотреть основные правила, приемы и методы нанесения размеров и развивать на репродуктивном уровне умение пользоваться выносными и размерными линиями, стрелками, знаками диаметра, радиуса, правилами простановки размерных чисел; дать понятие о назначении, применении,  видах и обозначении масштабов,

беседа,

демонстра

ция

линии чертежа

фронтальный контроль

знание правил нанесения размеров, умение наносить размеры

      2.5, 2.6

начертание стрелок

II. СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (11 ч)

7

Общие сведения о проекциях. Проецирова-

ние на одну плоскость проекций

КУ

рассмотреть понятие проецирование, ознакомить с методами проецирования, отработать умение построения параллельных прямых, развивать чувство товарищества и взаимопомощи

беседа

демонстра-

ция

коррекция по итогам контрольной работы

фронтальный контроль

знание методов проецирования,

умение строить параллельные линии

       3

8

Построение чертежа «плоской» детали по индивидуальным карточкам

УП

продолжать формировать приемы графического исполнения задачи, формировать умение правильного расположения фронтальной проекции детали

самостоятельное выполнение чертежа

«плоской» детали

порядок построения «плоской» детали, размер основной надписи

самостоятельная работа

продолжать формировать умение выполнять чер-

теж «плоской» детали

выполнить чертеж на стр. 35 уч.

Рис. 44

9

Графическая работа № 2

«Чертеж

«плоской»

детали»

УК

проверить умение учащихся строить чертеж «плоской» детали, закрепить понимание возможности получения изображения на плоскости методом проецирования детали на одну плоскость проекций, проконтролировать глубину усвоенного материала

самостоятельное выполнение чертежа

«плоской»

детали

_

ГР

умение выполнять чертеж «плоской» детали,

нанесение размеров,

обводка чертежа

_

10

Проецирование на две плоскости проекций.

КУ

формировать умение строить фронтальную и горизонтальную проекции детали и располагать их в проекционной связи,

закреплять умение обводки чертежа

демонстра-

ция

разбор типичных ошибок графичес-

кой работы, последова-

тельность построения чертежа

индивидуальный контроль

умение выполнять чертеж детали в двух видах,

умение оформлять чертеж в соответствии со стандартами

закончить чертеж детали,

подготовить рамку и основную надпись

11

Расположение видов на чертеже. Местные виды.

КУ

Познакомить с названиями и расположением видов на чертеже, формировать умение выполнять чертеж детали в трёх видах, развивать умение решать возникающие проблемы с помощью алгоритма построения чертежа детали

демонстра-

ция

название и расположениевидов,

последова-

тельность  обводки чертежа

детали

фронтальный контроль

умение выполнять чертеж в трёх видах

подготовить  рамку и основную надпись

12

Выполнение чертежа детали

(3 вида)

КУ

формировать умение выполнять чертеж детали в трёх видах, закреплять умение наносить размеры

самостоятельное выполнение чертежа детали

правила нанесения размеров

ВП

умение выполнять чертеж в трёх видах

закончить чертеж детали

13

Графическая работа № 3 «Чертеж детали в 3-х видах»

УК

проверить умение выполнять чертеж детали в 3-х видах, наносить размеры и обводить изображение

самостоятельное выполнение чертежа детали

_

ГР

умение выполнять чертеж в трёх видах

_

14

Аксонометрические проекции деталей.

УИНМ

дать понятие об образовании, назначении, видах и порядке построения аксонометрических проекций, ознакомить с приёмами построения куба во фронтальной диметрической и изометрической  проекциях

беседа,

демонстра-

ция

расположение осей в аксонометри-

ческих проекциях

фронтальный контроль

знание видов аксонометрических проекций, порядок построения,

умение строить аксонометричес-кие проекции куба

 расположе-

ние осей,

порядок построения аксонометрических проекций

15

Графическая работа № 4

«Фронталь-

ная диметричес-кая проекция»

УК

проверить умение построения фронтальной диметрической проекции детали и умение наносить размеры

самостоятельное выполнение  фронтальной диметричес

кой проекции детали

_

ГР

умение строить фронтальные диметрические проекции и наносить на них размеры

_

16

Аксонометрические проекции предметов с цилиндрическими элементами

УИНМ

разобрать основные ошибки, допущенные в графических работах № 4 и 5

самостоятельное выполнение графических упражнений

порядок построения, нанесение размеров

ВП

умение строить аксонометрические проекции и наносить размеры

индивидуальные задания

17

Технический рисунок детали.

КУ

познакомить с понятием технического рисунка детали, выявить отличия его и аксонометрической проекции, формировать умение построения технических рисунков детали

самостоятельное выполнение технического рисунка детали

назначение аксонометри-

ческих проекций

СП

умение строить технический рисунок детали

на конструктивном уровне

     9

III. ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ (17 ч)

18

Анализ геометричес

кой формы предмета. Чертежи и аксонометрические проекции геометричес

ких тел.

КУ

повторить и углубить знания о плоских геометрических телах, ознакомить с пространственными телами, освоить практические навыки анализа геометрической формы предметов на основе характерных признаков, научить узнавать в окружающих предметах плоские и пространственные фигуры; ознакомить с построением чертежей и аксонометрических проекций геом. тел, формировать умение компактно располагать изображения в тетради, наносить размеры в соответствии с правилами

лекция-беседа, демонстра

ция

геометричес

кие тела, название и расположение видов чертежа,  расположение осей аксонометри

ческой проекции

СП

знание названий основных геометрических тел, умение описать форму несложной детали, умение строить чертежи и акс. проекции куба, прямоугольного параллепипеда, пирамиды

10, 11.

названия и изображения геом. Тел

19

Проекции вершин, ребер и граней предмета

КУ

развивать образное мышление через мысленное воссоздание образа геом. тела с последующим счетом  его вершин, ребер и граней, умение находить их на чертеже и определять их положение относительно плоскостей проекций

беседа,

демонстра

ция

вершина, ребро, грань, опираясь на знание геометрии,

плоскости проекций, их расположе

ние относительно друг друга

фронталь

ный контроль,

самостоятельная работа

знания о проецировании вершин, ребер и граней предмета на плоскости проекций

12.1

20

Графическая работа № 5

«Чертеж и наглядное изображение детали»

УК

проверить знания по теме «Анализ геометрической формы детали. Проекции вершин, ребер и граней предмета», умение выполнять чертежи и аксонометрические проекции деталей и находить точки на поверхности предмета

самостоятельное выполнение чертежей и акс. проекций деталей и нахождение точек на поверхности предмета

_

ГР

умение выполнять чертежи и аксонометричес

кие проекции деталей и находить точки на поверхности предмета

_

21

Порядок  построения изображений  на чертежах. Вырезы на геометрических телах.

КУ

ознакомить с последовательностью построения видов на чертеже, учитывающую выполнение одного конструктивного элемента на всех видах, затем другого и т.д.,

развивать максимальную работоспособность на уроке при построении чертежа

демонстра

ция

название видов и плоскостей проекций

самостоятельная работа , самоконт

роль

знание  последовательно

сти построения видов на чертеже, умение выполнять их в проекционной связи

13.2

22

Построение третьего вида

УИНМ

 развивать умение строить третий вид детали, учить настойчивости в достижении цели

демонстра

ция

проекционная связь

индивидуа

льный контроль

умение строить третий вид детали

13.4

23

Графическая работа № 6 «

Построение третьего вида»

УК

проверить умение строить третий вид детали

самостоятельное построение третьего вида

ГР

умение строить третий вид детали

24

Нанесение размеров с учетом формы предмета

КУ

ознакомить с видами размеров: установочными, координирующими и габаритными, формировать умение находить их на чертеже детали и умение наносить размеры в соответствии с ГОСТом

лекция-беседа, демонстра

ция

правила нанесения размеров

фронталь

ный контроль

знание видов размеров, умение наносить размеры в соответствии с ГОСТом

14

25

Практичес

кая работа №1

«Нанесение размеров»

УП

продолжать формировать умение нанесения размеров на чертеже, способствовать развитию точности и аккуратности

самостоятельное выполнение практической работы по нанесению размеров

порядок нанесения размеров

самостоятельная работа

умение наносить размеры в соответствии с ГОСТом

14

упр. 4

26

Практическая работа №2 «Чтение чертежей»

УИНМ

ознакомить с последовательностью чтения чертежа детали, развивать речь за счет обогащения и усложнения словарного запаса

лекция-беседа,

демонстра

ция

названия и расположение видов, габаритные размеры, геом. тела

фронталь

ный контроль

знание  последовательно

сти чтения чертежа детали, умение читать чертежи

17

27

Геометрические построения

УИНМ

ознакомить со способами деления окружности на равные части, формировать умение деления окружности на 3,4,5,6,12 равных частей

демонстра

ция

приемы работы циркулем, угольниками и транспорти-

ром

ВП

умение деления окружности на 3,4,5,6,12 равных частей

15.1

15.2

28

Сопряжения

УИНМ

ознакомить с последовательностью построения сопряжений, формировать умение построения сопряжений прямого, тупого и острого углов

 

демонстра

ция

построение перпендикуляра к отрезку

индивидуа

льный контроль  самостоятельная работа

знание приемов  построения основных сопряжений, умение построения сопряжений прямого, тупого и острого углов

15.3

15.4

29

Графическая работа № 7

«Чертёж детали с элементами сопряжения»

УК

проверить знания  по теме  «Нанесение размеров с учетом формы предмета. Сопряжения.  Деление  окружности на равные части», формировать

умение строить чертеж с использованием геометрических построений, развивать точность при выполнении задания и чувство товарищества

самостоятельное построение чертежа детали с применением геом. простроений

_

Т

ГР

знания  по теме  «Нанесение размеров. Сопряжения.  Деление  окружности на равные части», умение строить чертеж с использованием геом построений

_

30

Преобразование формы детали

КУ

способствовать пониманию учащихся взаимной связи изменения формы предмета, взаимного положения его частей и пространственного положения самого предмета и отображение этих изменений на чертеже, формировать некоторые навыки конструирования по изображениям

демонстра

ция

последовательность построения технического рисунка детали

индивиду

альный контроль

 навыки конструирования по изображениям

_

31

Выполнение чертежа с преобразованием формы предмета

УП

формировать умение изменять форму предмета или взаимное расположение его частей, развивать пространственные представления учащихся

самостоятельное построение чертежа детали с преобразованием его формы

компоновка чертежа

самостоятельная

 работа

навыки конструирования по изображениям

32

Эскизы. Последовательность построения эскиза

КУ

ознакомить с назначением, правилами и последовательностью выполнения эскизов, формировать умение выполнения эскизов деталей

лекция-беседа,

демонстра

ция

последовательность построения чертежа детали

фронталь

ный контроль

знание правил и последовательнос

ти выполнения эскиза детали

18.1

18.2

33

Графическая работа № 8

«Эскизы деталей»

УК

проверить умение учащихся выполнять эскизы деталей

самостоятель

ное  выполнение эскизов деталей

_

контроль

ная работа

умение выполнять эскиз детали

_

ИТОГОВЫЙ УРОК (1 Ч).

34

Итоговая контрольно-графическая работа №9

УК

проверить знания и умения учащихся по теме «Чтение и выполнение чертежей»

самост. нахождение точек на поверхности предмета, нанесение размеров

_

УК

знания и умения учащихся по теме «Чтение и выполнение чертежей»

_

        

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС.


Дата

Ур.

Тема

Цели и

задачи урока

Методы

обучения

Повторяе-

мый материал

Виды контроля

ЗУНы

Дом

зад

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I. ОБОБЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СПОСОБАХ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (2ч)

1

Повторение правил оформления чертежа

восстановить и закрепить  в памяти учащихся знания, умения и навыки, полученные в 7 и 8 классах, развивать умение активно воспринимать материал с целью его более глубокого усвоения

лекция-беседа  самостоятельное выполнение графических заданий

линии чертежа, масштабы, правила нанесения размеров, чертежный шрифт, геом. тела

самостоятельная

 работа

рациональное использование чертежных инструментов, знание правил оформления чертежей и применение их на практике

_

2

Повторение сведений о способах проецирова

ния

повторить и углубить знания и умения при построении чертежа детали по аксонометрической проекции, умения наносить размеры и строить аксонометрическую проекцию детали

лекция-беседа  самостоятельное выполнение  графических заданий

расположе

ние видов, проекционная связь, основы прямоугольного проецирования

самостоятельная

 работа

знание основ прямоугольного проецирования,

умение выполнять чертеж детали по аксонометричес

кой проекции

_

II. СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ (17 ч)

3

Сечения, их виды

ознакомить учащихся с назначением, видами сечений, конструктивными элементами деталей, вырабатывать умение определять места сечений, умение находить по виду спереди сечение, соответствующее данной детали, развивать техническое мышление

лекция-беседа  демонстра

ция

построение вида спереди цилиндри

ческих деталей

фронталь

ный контроль

знания видов, правил выполнения и обозначения сечений, знание конструктивных элементов деталей

20

21

4

Выполнение эскизов деталей с построением сечений

развивать навыки построения сечений на цилиндрических деталях,  учить сравнивать сечения разных конструктивных элементов, прививать чувство товарищества при оказании помощи соседу по парте

демонстра

ция самостоятельное выполнение  эскизов деталей с построением сечений

конструктивные элементы деталей

самостоятельная

 работа

умение выполнять и обозначать сечения

22

5

Графическая работа № 1

«Выполне

ние эскизов деталей с построением сечений»

проверить умение выполнять и обозначать сечения

самостоятельное выполнение  эскизов деталей с построением сечений

_

контроль

ная работа

умение выполнять и обозначать сечения

_

6

Простые разрезы

ознакомить учащихся с понятием разреза, научить видеть зависимость между плоскостью симметрии детали и выбором целесообразного разреза, развивать  умение находить разрез, соответствующий детали и сечению

лекция-беседа

назначение и определе

ние сечения

индивиду

альный контроль

знание назначения разрезов, их отличие от сечений, умение находить разрез, соответствующий детали и сечению

23

7

Виды разрезов

ознакомить учащихся с классификацией разрезов, формировать умение строить  разрезы деталей, при необходимости обозначать их

и правильно наносить штриховку

лекция-беседа

отличие сечения от разреза

фронталь

ный контроль

знание видов разрезов, правил и последовательнос

ти их построения,  умение строить  разрезы деталей на репродуктивном уровне

24

8

Построение фронтальных разрезов

продолжать формировать умение строить фронтальные   разрезы деталей, прививая учащимся трудолюбие и терпение при выполнении задания

демонстра

ция самостоятельное выполнение  фронтальных разрезов

последова

тельность

построения разреза

самостоятельная

 работа

умение строить фронтальные разрезы деталей на конструктивном уровне, наносить штриховку

_

9

Графическая работа № 2

« Построение фронтально

го разреза на чертеже детали»

проверить умение строить фронтальные разрезы деталей и при необходимости обозначать их

самостоятельное выполнение  фронтальных разрезов

_

контроль

ная работа

умение строить фронтальные разрезы деталей и при необходимости обозначать их

_

10

Соединение части вида и части разреза

ознакомить с правилами, которые необходимо соблюдать при выполнении изображений, содержащих  соединение  вида и  разреза, вырабатывать умение строить такие изображения

лекция-беседа

назначение видов и разрезов, правила выполне

ния разрезов

индивиду

альный контроль

знание правил соединения вида и разреза, умение соединять половину вида и половину разреза цилиндрической детали на репродуктивном уровне

25

11

Соединение половины вида и половины разреза

продолжать вырабатывать умение строить изображения, содержащие  соединение  половины вида и половины  разреза в соответствии с изученными правилами

демонстра

ция

правила выполне

ния изображе ний, содержа

щих соединение  вида и разреза

самостоятельная

 работа

умение   соединять половину вида и половину разреза деталей разной формы

25

12

Практичес

кая работа  по соединению половины вида и половины разреза

углубить и закрепить  умение строить изображения, содержащие  соединение  половины вида и половины  разреза в соответствии с изученными правилами

самостоятельное выполнение чертежа детали, используя соединение п. вида с п. разреза

особен

ность нанесения размеров на половине вида и половине разреза

самостоятельная

 работа

умение   соединять половину вида и половину разреза деталей разной формы на конструктивном уровне

_

13

Графическая работа № 3

«Соединение половины вида и половины разреза»

проверить умение строить изображения, содержащие  соединение  половины вида и половины  разреза, сопереживать успехам товарищей

самостоятельное выполнение чертежа детали, используя соединение половины вида с половиной разреза

_

контроль

ная работа

знание правил соединения вида и разреза, умение  соединять половину вида и половину разреза цилиндрической детали

_

14

Другие сведения о сечениях и разрезах

ознакомить с особенностями изображения в разрезе деталей с тонкими стенками, правилами нанесения штриховки при построении разрезов в аксонометрических проекциях

лекция-беседа

расположе

ние осей в аксономет

рических проекциях

фронталь

ный контроль

знание особенностей изображения в разрезе деталей с тонкими стенками

и изображения разрезов в акс. проекциях

26

27

15

Графическая работа № 4

«Эскиз детали с выполнением необходимо

го разреза»

проверить  знания по теме «Сечения и разрезы», умение  учащихся выполнять эскиз детали  с построением целесообразного разреза

самостоятельное выполнение эскиза детали с выполнением необходимо

го разреза

_

контроль

ная работа

тест

умение выполнять эскиз детали с построением целесообразного разреза

_

16

Построение по двум видам третьего с выполнением целесообразного разреза

продолжать вырабатывать умение строить  по двум видам третий  с выполнением целесообразного разреза, воссоздавать образ предметов, анализировать их форму и конструкцию

демонстра

ция

определе

ние целесообразности построения разреза, постоянная прямая

самостоятельная

 работа

умение строить  по двум видам третий  с выполнением целесообразного разреза

_

17

Выбор количества изображений и главного изображения

учить  правильно выбирать главное изображение и  количество изображений, закрепить умение выполнения эскиза детали, используя  условности и упрощения, прививать чувство ответственности за товарища

лекция-беседа,  самостоятельное выполнение чертежа детали с выбором главного изображения и необходимо

го количества изображений

условности и упрощения на чертежах деталей

индивиду

альный контроль, взаимо

контроль

умение правильно выбирать главное изображение и  количество изображений, умение применять условности и упрощения на чертежах

28

29

18

Практичес

кая работа

«Устное чтение чертежей»

продолжать вырабатывать  умение читать чертежи деталей, обогащать словарный запас речи

самостоятельное чтение чертежа детали

последова

тельность чтения чертежей

самостоятельная

 работа

умение читать чертежи деталей

_

19

Графическая работа № 5

«Эскиз с натуры»

проверить  умение выполнять эскиз детали с натуры с применением целесообразных разрезов, сечений, условностей и упрощений

самостоятельное выполнение эскиза с натуры

_

контроль

ная работа

умение выполнять эскиз детали с натуры с применением целесообразных разрезов, сечений, условностей и упрощений

_

III. СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ (11 ч)

20

Общие сведения о соединениях деталей

дать понятие «типовые соединения», «взаимозаменяемость»,

ознакомить с видами разъемных и неразъемных соединений деталей, формировать умение находить и называть крепежные детали среди других

лекция-беседа

_

фронталь

ный контроль

знание видов разъемных и неразъемных соединений деталей, умение

находить болты, гайки, шпильки, винты, шайбы среди других деталей

30

21

Изображение и обозначение резьбы

ознакомить  с условным изображением и обозначением резьбы, классификацией  резьбы,  формировать  умение выполнять чертеж болта, умение работать со справочным материалом, продолжать приучать к  точности и аккуратности

лекция-беседа,  самостоятельное выполнение чертежа болта

резьбовые соединения

фронталь

ный контроль

знание условного изображения и обозначения резьбы, классификации резьбы, умение выполнять чертеж болта

31

22

Изображение резьбовых соединений

вырабатывать умение  различать на чертеже сборочные детали, в соответствии с ГОСТами изображать резьбу  и правильно наносить  штриховку

лекция-беседа,  

виды резьбы

индивиду

альный контроль

умение различать на чертеже сборочные детали и правильно наносить на них штриховку

32

23

Изображение

болтовых соединений

ознакомить с назначением болтового соединения, формировать умение выполнять его чертеж, рассчитывая величину отдельных элементов в зависимости от наружного диаметра резьбы

лекция-беседа,  самостоятельное выполнение болтового соединения

обозначе

ние резьбы

самостоятельная

 работа

знание назначения болтового соединения, умение выполнять его чертеж

32.1

24

Изображение шпилечных соединений

ознакомить с назначением шпилечного соединения, формировать умение выполнять его чертеж, рассчитывая величину отдельных элементов в зависимости от наружного диаметра резьбы

лекция-беседа,  самостоятельное выполнение шпилечного соединения

изображе

ние болтовых

самостоятельная

 работа

знание назначения шпилечного соединения, умение выполнять его чертеж

32.2

25

Графическая работа № 6

«Чертеж резьбового соединения»

проверить умение выполнять чертеж резьбового соединения

самостоятельное выполнение резьбового соединения

_

контроль

ная работа

умение выполнять чертеж резьбового соединения

_

26

Изображение

шпоночных и штифтовых соединений

ознакомить с назначением шпоночного и штифтового  соединений, формировать умение выполнять их чертежи, быть внимательным при выборе размеров шпонки из таблицы

лекция-беседа,  самостоятельное выполнение шпоночного и штифтового соединений

работа со справоч

ным материалом изображе

ние  шпилечных соединений

самостоятельная

 работа

знание назначения шпоночных и штифтовых соединений, умение выполнять их чертежи

33

27

Общие сведения о сборочных чертежах

выявить отличия  сборочных и рабочих  чертежей, способствовать привитию учащимся культуры труда при выполнении графической документации (спецификации)

лекция-беседа  демонстра

ция

выполне

ние рабочих чертежей

фронталь

ный контроль

знание отличия сборочных чертежей от рабочих, умение выполнять спецификацию

34

28

Порядок чтения сборочных чертежей. Практичес

кая работа

«Чтение сборочных чертежей»

проверить знания по теме «Сборочные чертежи», продол

жать формировать умение чтения чертежа детали, выявить особенности чтения сборочных чертежей, развивать техническое мышление и умение планировать свою работу

лекция-беседа,  самостоятельное чтение сборочных чертежей

особеннос

ти выполне

ния сборочных чертежей

самостоятельная

работа

тест

знание последовательно

сти чтения сборочных  чертежей условностей и упрощений, умение читать сбороч.  чертежи

35

36

29

Деталирова

ние

ознакомить с понятием «деталирование», формировать  умение деталировать чертежи изделий, состоящих из 5-7 деталей

самостоятельное выполнение чертежей деталей, входящих в изделие

анализ геометрической формы детали, стандарт

ные детали

самостоятельная

 работа

умение деталировать чертежи изделий, состоящих из 5-7 деталей

37

30

Графическая работа № 7

«Деталирование»

проверить знания и умения по теме «Деталирование»

самостоятельное выполнение чертежей деталей, входящих в изделие

_

контроль

ная работа

умение деталировать чертежи изделий, состоящих из 5-7 деталей

_

IV.  АРХИТЕКТУРНЫЕ И СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЕЖИ. (2 ч)

31

Основные особенности строитель

ных чертежей.

Условные обозначения на строитель

ных чертежах

ознакомить с особенностями изображений на строительных чертежах, условными обозначениями, выявить отличия  строительного чертежа от машиностроительного, вырабатывать умение выполнять планы несложных помещений

лекция-беседа демонстра

ция

 

выполне

ние машиност

роительно

го чертежа

фронталь

ный контроль

знание  отличия строительного чертежа от машиностроительного и применяемых условных обозначений

38

39

32

Чтение строитель

ных чертежей

формировать умение чтения   несложных  строительных чертежей

лекция-беседа

отличие строитель

ного чертежа от машиност роительно

го

самостоя

тельная

 работа

умение чтения   несложных  строительных чертежей

40

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (2 Ч)

33

34

Итоговая контрольно-графическая работа

проверить знания основных правил выполнения и обозначения сечений и разрезов на чертежах, понятия о способах изображения соединений деталей и особенностях выполнения сборочных и строительных чертежей и умения учащихся выполнять необходимые сечения и разрезы

Самост. выполнение чертежа и аксонометрической проекции детали, нахождение проекций точек на видах

_

контроль

ная работа,

тест

умение выполнять необходимые сечения и разрезы на чертежах, находить проекции точек, строить аксонометричес

кие проекции деталей

_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по черчению 8, 9 классы

Рабочая программа по черчению...

Рабочая программа по черчению 9 класс

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчени...

Рабочая программа по черчению для 8-9 классов

Рабочая программа по черчению для 8-9 классов к учебнику А.Д. Ботвинникова...

Рабочая программа по черчению для 8-9 класса

   Рабочая учебная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений: Черчение. 8-9 кл./Под руководством А.Д. Ботвинникова.- М.: Просвещение, 2003;обязатель...

Рабочая программа по черчению для 8-9 классов

Рабочая программа по черчению составлена на основе:1. Федерального государственного стандарта общего образования , приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от "17" декабр...