Рабочая программа по черчению для 8-9 классов
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8, 9 класс) на тему
Рабочая программа по черчению составлена на основе:
1. Федерального государственного стандарта общего образования , приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от "17" декабря 2010 г. № 1897
2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии 2004 г.
3. Обязательного минимума содержания основного общего образования по черчению (Приказ МО РФ № 1236 от 19.05.1998г.).
4. Примерной программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263).
5. Авторской программы для общеобразовательных учреждений: Черчение 8-9 классы авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов.- М.: Просвещение, 2006.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом. Рабочая программа по черчению ориентирована на обучающихся 8-9 классов. Реализация рабочей программы осуществляется с использованием рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации учебником для общеобразовательных учреждений:
Черчение / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. 4-е издание – М.: АСТ: Астрель, 2010 г.
Графические информационные средства, используемые в практике, чрезвычайно разнообразны, а область их применения необычайно широка. В настоящее время графическая информация приобретает особое значение в связи с созданием систем управления, включающих различные графические способы отображения геометрических и технических свойств объектов предметного мира. Эти способы являются той совокупностью изобразительных и знаковых систем, которые составляют основу информации, образно называемой графическим языком.
Способствовать развитию графической культуры и графической грамотности поможет школьный курс «Черчение».
Курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению «Черчению»:
· развитие инновационной творческой деятельности в процессе решения прикладных задач;
· овладение методами проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования;
· овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
· формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным предметам для решения прикладных учебных задач;
· формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, и их востребованностью на рынке труда;
· приобщение школьников к графической культуре – совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации.
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся.
Курс черчения в школе – составная часть трудового политехнического образования учащихся. Учебно-воспитательные задачи курса способствуют трудовой политехнической и профессиональной подготовке школьников, формированию основ графической грамоты, умению составлять чертежно-графическую документацию и сознательно ею пользоваться.
Школьный курс черчения:
· помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира;
· имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся;
· приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства;
· содействует развитию графической культуры, познавательных способностей обучающихся, творческих качеств личности через решение разнообразных графических задач, направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образно-пространственного мышления.
Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Большая часть учебного времени при освоении курса «Черчение» выделяется на упражнения и самостоятельную работу.
При выполнении упражнений учащиеся знакомятся с названиями деталей, их назначением, характером работы, связью с другими деталями и механизмами, с материалами, из которого они изготовлены, а также получают некоторые сведения об их изготовлении.
В основу курса черчения для 8-9 классов положены такие принципы, как:
· научность обучения – опора на теоретические знания основ черчения;
· систематичность и последовательность – изучение материала от простого к сложному, отбор материала в определенной последовательности, доступность, строгость и систематичность изложения в соответствие с возрастными особенностями школьников;
· развивающее обучение - ориентация не только на получение новых знаний в области черчения, но и на активизацию мыслительных процессов, развитие у школьников пространственного мышления, формирование навыков самостоятельной работы;
· связь с жизнью в преподавании черчения- необходимость при подборе учебных заданий стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным деталям и элементам сборочных единиц, которые существуют в технике и осуществлять межпредметные связи с технологией, информатикой и другими учебными дисциплинами через интегрированные уроки, а также повышать требовательность к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность обучающихся;
· ориентированность на практику - поиск нужной информации, отбор содержания, планирование деятельности и применение полученных знаний на практике по правилам решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера; работа по решению творческих задач, требующих применения знаний в нестандартных заданиях.
С целью формирования у обучающихся технического мышления, пространственных представлений, способностей к познанию техники с помощью графических изображений, а также для углубления и расширения знаний в области графических дисциплин и лучшей адаптации в системе высшего образования и современного производства, быстрого и качественного освоения более сложной вузовской программы в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 8-9 классах предмета «Черчение».
В соответствии с учебным планом (в том числе часов для проведения практических и графических работ) рассчитана на 1 час в неделю в каждом классе, что составляет 35 часов в год в 8 классе и 34 часа в год в 9 классе. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствует варианту авторской программы А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов по курсу «Черчение» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
89_cherchenie.doc | 192.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Пятигорска
«Согласовано» Руководитель МО ___________ Черникова Е.В. Протокол № ____ от «_____»_______2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________ Аршинова М.А. «_____»_______2013 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ СОШ №2 _______________ Мичева И.С. Приказ № ____ от «__» ____________2013г. |
Рабочая программа по черчению
для 8 и 9 классов
Составитель: учитель черчения
МКОУ СОШ №2 г. Пятигорска
Маливенко Е.В.
2013 – 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Черчение» в 8 и 9 классах изучается согласно учебному плану МКОУ СОШ №2 г. Пятигорска на 2012-2013 уч. год рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).
Рабочая программа составлена на основе федеральной программы по черчению для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования РФ (авт. А.Д.Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М.Селиверстов).
Цели и задачи изучения курса черчения в 8-9 классах является
- обучение учащихся чтению и выполнению различных видов графических изображений, формирование у учащихся графической грамотности;
- всестороннее развитие логического и образного мышления, пространственных представлений; качеств мышления,
- развитие инженерного мышления у учащихся, усиление политехнической направленности обучения;
- развитие творческих способностей, знакомство с требованиями технической эстетики;
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (косоугольной диметрической и прямоугольной изометрической) и приемам выполнения технических рисунков;
- ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
- обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
- развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
- научить пользоваться учебными и справочными материалами.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение черчения на ступени основного общего образования отводится 68 часов из расчета 1 час в неделю с 8 по 9 класс (34 часа для 8 класса и 34 часа для 9 класса)
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 класс
Введение в предмет (1 час):
- значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнение чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе;
- инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Правила оформления чертежей (5 часов):
- понятие о стандартах. Формат, рамка и основная надпись (штамп);
- линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная;
- сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах;
- применение и обозначение масштаба;
- некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположение размерных чисел;
- понятие о симметрии. Виды симметрии.
Геометрические построения (4 часа):
- деление углов на равные части;
- деление отрезков на равные части;
- сопряжение;
- выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений.
Способы проецирования (17 часов):
- проецирование. Центральное и параллельное проецирование;
- прямоугольные проекции;
- выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций; _
- расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах;
• косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая
. проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров;
• аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала;
• понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее построения;
Чтение и выполнение чертежей деталей. (7 часов):
- анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел;
- нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета;
- нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Развертывание поверхностей некоторых тел;
- анализ графического состава изображений;
- чтение чертежей детали;
- решение графических задач, в том числе творческих.
9 класс
Обобщение сведений о способах проецирования (1 час).
Сечения и разрезы (14 часов):
- сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях;
- разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов;
- применение разрезов в аксонометрических проекциях;
- определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах; Выбор главного изображения;
- чтение и выполнение чертежей, содержащих условности;
- решение графических задач, в том числе творческих.
Сборочные чертежи (14 часов):
• общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений;
- работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей;
- выполнение чертежей резьбовых соединений; ,
- обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения;
- изображения на сборочных чертежах;
- некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах;
- чтение сборочных чертежей. Деталирование;
- выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.
Строительные чертежи (3 часа):
- понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах;
- условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования;
- чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
Контрольная работа (2 часа)
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
8 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
- правила оформления чертежа;
- приемы геометрических построений, в том числе основных сопряжений;
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
- последовательность построения чертежа;
• основные правила нанесения размеров на чертеже.
Учащиеся должны уметь:
- рационально использовать чертежные инструменты; анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей.
9 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
- основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;
- типовые соединения деталей: разъемные и неразъемные;
- условности изображения и обозначения резьбы;
- правила оформления сборочного чертежа;
- некоторые условности упрощения, применяемые на сборочных чертежах. Учащиеся должны уметь:
- выполнять необходимые разрезы и сечения на чертежах;
- правильно выбирать главное изображение и количество изображений на чертеже;
- выполнять чертежи основных типовых соединений деталей;
- читать и деталировать несложные сборочные чертежи;
- анализировать форму детали по сборочному чертежу;
- -читать несложные строительные чертежи;
- пользоваться основными государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой, учебником;
- применять полученные знания при выполнении графических и практических работ.
Тематическое планирование учебного материала за курс 8 класса
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Домашнее задание |
1 | Введение. Чёртёжные инструменты и приёмы работы с ними. | 1 | Введение, §1 | |
2 | Государственные стандарты. Шрифт. Прописные буквы, строчные буквы. | 1 | §2,п.2.1,г/р1 | |
3 | Оформление основной надписи. Формат А4 | 1 | §2,п.2.2,зд.1,2(с.24) | |
4 | Линии чертежа | 1 | §2,п.2.3,г/р2 | |
5 | Чертёж плоской детали. Формат А4 | 1 | §2,п.2.4 | |
6 | Правила нанесения размеров | 1 | §2,п.2.5 | |
7 | Проецирование. Прямоугольное проецирование | 1 | §3,п.3.1 | |
8 | Проецирование на 2 плоскости проекций | 1 | §3,п.3.2 | |
9 | Проецирование на 3 плоскости проекций. Расположение видов на чертежах. | 1 | §3,п.3.3 | |
10 | Выполнение чертежей | 1 | §3,п.3.4,п/р2 | |
11 | Моделирование по чертежу. | 1 | §3,п.3.5 | |
12 | Аксонометрические проецирование плоскогранных предметов | 1 | §3,п.3.6 | |
13 | Аксонометрические проекции плоскогранных предметов | 1 | §3,п.3.7 | |
14 | Аксонометрическое проецирование предметов, имеющих круглые проекции | 1 | §3,п.3.8,п/р3 | |
15 | Технический рисунок. | 1 | §4,п.4.1 | |
16 | Анализ геометрической формы предмета. | 1 | §4,п.4.2 | |
17 | Чертежи и аксонометрические проекции предметов | 1 | §4,п.4.3 | |
18 | Чертежи и аксонометрические проекции предметов | 1 | §4,п.4.3 | |
19 | Чертёж группы геометрических тел | 1 | §4,п.4.4 | |
20 | Последовательность построения видов | 1 | §4,п.4.5 | |
21 | Проекции вершин, рёбер и граней предмета | 1 | §4,п.4.6 | |
22 | Построение проекций точек на поверхности предмета | 1 | §4,п.4.7,п/р4 | |
23 | Построение 3-го вида. Анализ графического изображения | 1 | §4 – повт. | |
24 | Построение 3-го вида. Анализ графического изображения | 1 | §4 – повт.,г/р5 | |
25 | Нанесение размеров с учётом формы предмета | 1 | §4,п.4.8 | |
26 | Деление окружности на равные части. Сопряжения | 1 | §5,п.5.1 | |
27 | Выполнение чертежа с элементами сопряжений | 1 | §6,п.6.1 | |
28 | Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел | 1 | §6,п.6.2 | |
29 | Порядок чтения чертежей деталей. Устное чтение чертежей | 1 | §6,п.6.3 | |
30 | Творческие задачи | 1 | §6,п.6.4,п/р9 | |
31 | Эскизы, порядок выполнения. Выполнение эскизов деталей с включением элементов конструирования | 1 | §6,п.6.5 | |
32 | Выполнение чертежей деталей с элементами конструирования | 1 | §6,п.6.6 | |
33 | Выполнение чертежа предмета в 3 видах с преобразованием его формы (приём удаления части предмета) | 1 | §6,п.6.7,п/р10 | |
34 | Повторение | 1 | §7 |
Тематическое планирование учебного материала за курс 9 класса
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Домашнее задание |
1 | Обобщение сведений о способах проецирования | 1 | §19 вопросы, рис. 161 (44) | |
2 | Сечения. Правила выполнения | 1 | §20,21,22 | |
3 | Графическая работа №1 «Эскиз детали с выполнением сечений». | 1 | Повторить § 20,21,22 рис. 177 | |
4 | Чертежи деталей с выполнением сечений. Работа по карточкам | 1 | Завершить работу | |
5 | Простые разрезы | 1 | §23,24 (1,2,3) вопр 48 (рис.180) | |
6 | Графическая работа № 2 «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза» | 1 | Повторить § 23,24(1,2,3) рис. 200 | |
7 | Простые разрезы. Работа по карточкам | 1 | Повторить § 23,24(1,2,3) | |
8 | Соединение части вида с частью разреза. Местные разрезы | 1 | §24.4,25 рис 194(56) | |
9 | Графическая работа № 3 «Чертёж детали с применением разреза» | 1 | Повторить §24,25 | |
10 | Особые случаи построения разрезов | 1 | §26,27.1 рис.195(57) | |
11 | Применение разрезов в аксонометрических проекциях | 1 | §27.2 | |
12 | Определение необходимого и достаточного числа изображения на чертежах | 1 | §28,29 рис 186(52) | |
13 | Графическая работа № 4 «Чтение чертежей». | 1 | рис 206,207 | |
14 | Графическая работа № 5 «Эскиз с натуры». | 1 | Повт. | |
15 | Контрольный тест по теме разрезы | 1 | Повторить §23,24,25 рис. 187(53) | |
16 | Закрепление знаний о разрезах | 1 | Повторить §23,24,25 рис.188(54) | |
17 | Общие сведения о соединениях деталей | 1 | §30 рис 209 | |
18 | Изображение и обозначение резьбы | 1 | §31 рис.211-215(58) | |
19 | Изображение болтовых и шпилечных соединений | 1 | §32 рис.217(59)-219 | |
20 | Графическая работа № 6 «Чертёж резьбового соединения». | 1 | Карточки задания, стр.173 | |
21 | Шпоночные и штифтовые соединения | 1 | §33, ответы на вопросы- устно/рис.224,228 | |
22 | Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей | 1 | Повторить §31-33 | |
23 | Обобщение и систематизация сведений о сборочных чертежах | 1 | §34 рис.233 | |
24 | Разрезы на сборочных чертежах Размеры на сборочных чертежах | 1 | §34 рис. 235-237 | |
25 | Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах | 1 | §35,36 рис.240 | |
26 | Чтение сборочных чертежей. Графическая работа № 7 | 1 | Стр.193 рис.244 | |
27 | Понятие о деталировании | 1 | §37 стр.202 рис.251 | |
28 | Графическая работа № 8 «Деталирование» | 1 | §37 стр.208, рис.258 | |
29 | Графическая работа № 9 «Решение творческих задач с элементами конструирования». | 1 | стр.209 рис.259 | |
30 | Архитектурно- строительные чертежи и их особенности | 1 | §38 стр.212 рис.260 | |
31 | Условности изображения на строительных чертежах | 1 | §39 стр.216 рис. 264-265 | |
32 | Графическая работа. № 10 «Чтение строительных чертежей». | 1 | §40 | |
33 | Итоговая контрольная работа. Графическая работа № 11 | 1 | стр.218 | |
34 | Обзор разновидностей графических изображений | 1 | Приложение 1,2 |
Список учебно-методической литературы
- Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учеб. для 7 -8 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Астрель, 2006.
- В.И.Вынепольский. Рабочая тетрадь к учебнику «Черчение» А.Д.Ботвинникова,В.И.Виноградова, И.С.Вышнепольского. АСТ.Астрель Москва.
- Программа общеобразовательных учреждений. Черчение.7-11 классы.Москва.Просвещение.2010.
- Воротников И.А. Занимательное черчение. - М.: Просвещение, 1990.
- Гордеенко Н.А., Степакова В.В. Черчение: 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
- Карточки-задания по черчению для 8 класса / Е.А.Василинко, Е.Т. Жукова, Ю.Ф. Катханова, А.Л. Терещенко. - М.: Просвещение, 1990.
- Карточки-задания по черчению: 8 кл. / Под ред. В.В.Степаковой. - М.: Просвещение, 2000.
- Поурочные разработки по черчению. Г.Г.Ерохина. 9 класс.-М.-ВАКО,2011.
- Домашняя работа по черчению за 7-8 классы к учебнику «Черчение»/А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский.-4-е изд., дораб.- М.:АСТ: Астрель, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по черчению 8, 9 классы
Рабочая программа по черчению...
Рабочая программа по черчению 9 класс
Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчени...
Рабочая программа по черчению 8 класс
Черчение 8 класс...
Рабочая программа по черчению для 8-9 классов
Рабочая программа по черчению для 8-9 классов к учебнику А.Д. Ботвинникова...
Рабочая программа по черчению для 8-9 класса
Рабочая учебная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений: Черчение. 8-9 кл./Под руководством А.Д. Ботвинникова.- М.: Просвещение, 2003;обязатель...
Рабочая программа по черчению в 8-9 классах
Рабочая программа по черчению для 8-9-го классов составлена на основе следующих нормативных документов:- Федеральный компонент государственного стандарта основного общег...