Опыт воспитательной работы по формированию положительной мотивации к профессиональной деятельности.
статья на тему
Опыт воспитательной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_vospitatelnoy_deyatelnosti_po_formirovaniyu_motivatsii.docx | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Казарина Е.В.,
преподаватель ГАОУ НПО АО
«Профессиональное училище № 22»
г. Северодвинск
Опыт воспитательной работы по формированию положительной мотивации к профессиональной деятельности
Современное общество нуждается в людях с высоким уровнем общего развития и профессионализма, инициативы и предприимчивости, творческих способностей. Полная отдача от работников возможна лишь в том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате и будут положительно относиться к выполняемой работе. То есть тогда, когда он имеет положительную трудовую мотивацию. Удовлетворенность будущей профессией наиболее высокой оказывается именно у первокурсников, т.к. они опираются на свои идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются большим изменениям. Уже к концу первого семестра мы отмечаем спад интереса к выбранной профессии и к самому образовательному процессу, т.к. присутствует объективная трудность усвоения учебных дисциплин, в т.ч. и профессиональных. Задача преподавателей – сохранить и развить в обучающихся интерес и желание учиться, чтобы освоить профессию.
Чтобы эффективно воздействовать на эмоциональную сферу обучающегося, необходимо создать психологически комфортные условия. Если у него формируются ценные для него устойчивые эмоциональные переживания, то он в своём поведении начинает ориентироваться не только на реально испытываемую эмоцию, но и на предвкушаемую. В состоянии интереса у человека повышаются внимание, любознательность и увлечённость объектом интереса. Занимательное изложение, проблемное обучение, компетентностно - ориентированные задания, использование ИКТ эмоциональность преподавателя, - все эти пути и средства находят отражение в интерактивных методах обучения, внедрение которых в образовательный процесс, является наилучшим условием повышения эмоционального фона наших обучающихся, а следовательно, и стимулированием профессиональной мотивации.
Но в настоящее время мы констатируем потерю интереса к учебной деятельности (именно на уроках), поэтому преподаватели большое внимание уделяют внеаудиторной и воспитательной работе. Воспитательная работа, по нашему мнению, обладает широким набором способов, приёмов и методов, которые могут стать инструментом формирования ключевых компетенций, в том числе и профессиональной.
В ГАОУ НПО АО «Профессиональное училище № 22» разработана Концепция воспитания и Программа воспитательной работы, включающая в себя программы гражданско-правового, военно-патриотического, духовно-нравственного воспитания, а также программы по профилактике экстремизма и превентивного обучения, каждая из которых несет и профессиональную составляющую. В качестве преподавателя обществознания и права я принимаю участие в реализации этих программ. Целью своей работы считаю формирование внутренних мотивов (познавательных, инициативных, творческих) и развитие эмоциональной сферы обучающихся. Перед собой ставлю задачу организации познавательной деятельности таким образом, что бы занимали в обучающиеся ней максимально активную позицию через выражение их отношения ко всем общественно значимым и государственным событиям в стране и мире, привлекая их к воспитательным мероприятиям, проводимым в техникуме, городе, регионе. Разнообразие и большое количество воспитательных мероприятий, в которых принимают участие все обучающиеся, интерактивные приемы и формы работы, позволяют сохранить положительный эмоциональный настрой, активизировать познавательную деятельность участников и способствуют формированию положительной профессиональной мотивации.
Приведу примеры педагогических приемов, способствующих на мой взгляд, уровню познавательной активности обучающихся и положительной профессиональной мотивации: 1.«Несерьёзные» проблемные задачи - задачи с увлекательными сюжетами. Метод «несерьёзных» задач направлен на формирование компетентности в разрешении проблем, развитие способности анализировать нестандартные ситуации, разработку алгоритма решения, планирование результата, а также развитие умения взаимодействовать с окружающими. Во время проведения правовых игр использую правовые задачи, героями которых становятся мультипликационные или сказочные персонажи. Пример правовой задачи: некий спортсмен, без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Но финал трагичен: герой, нарушив правила охраны труда погибает. Ответ: Колобок, нарушение права на жизнь и свободу передвижения.
2.Написание стихотворений на определенную тему. Для облегчения написания иногда выдаю подсказки в виде рифмованных окончаний строки. Совместное прочтение по четверостишиям ( в том числе и виде рэпа) создают положительный и радостный эмоциональный настрой среди участвующих команд. Пример: 1_______праздник большой 2________с тобой 3_______два 4___________права. 3. Театрализация. Современный педагог – это яркая индивидуальность, творческая личность, умеющая заинтересовать, находить творческие подходы в объяснении материала, увлечь творчеством, процессом саморазвития. Задача артистичного педагога заключается в том, чтобы оказать на студентов эмоциональное воздействие, вызвать определенные переживания, заставить играть воображение. Часто применяю данный прием, представая перед участниками в образе Помор Поморыча, Ломоносова, советской учительницы или подростка. Предлагаю во время проведения конкурсов обучающимся примерить различные образы юриста в «юридической консультации», работодателя, следователя и т.д.
4.Использование профессиональных знаний и умений. Во время проведения деловых игр обучающиеся участвуют в конкурсах, связанном с их профессиональной деятельностью. Будущие повара создают рецепты блюд северной кухни, а будущие продавцы вспоминают названия одежды и обуви. Во время презентации учебного проекта «Город мастеров» будущие слесари по ремонту автомобилей создают свою фирму по обслуживанию иностранных автомобилей, а будущие парикмахеры дефилирут по «подиуму» с прическами. 5. Исследовательская работа. Для формирования профессиональных компетенций важно наличия умения работы с документами, включая поиск, анализ и систематизацию материалов. Регулярно являюсь научным руководителем у обучающихся, которые пишут научно-исследовательские работы для Ломоносовских чтений.
Т.к. профессиональная мотивация обучающихся определяет успех их учения в образовательном учреждении, то мы преподаватели должны применять весь спектр приемов и методик, способствующих формированию ключевых компетенций.
Литература:
- Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии.- М.: ТЦ Сфера, 2002.- 128с.
- Абдурахманова Р.В. Формы повышения познавательной активности на уроках. Вестник СПО, № 9 2014г.
- Хазиева И.М. Формирование и развитие мотивации студентов к изучению дисциплин общетехнического цикла. Приложение к журналу СПО № 9 -2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"
Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...
Программированные задания, как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности на уроках природоведческого цикла в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Задания используются на уроках природоведения, геогрвфии, биологии в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Такие задания можно использовать с целью повторения и закрепления изученного, а также про...
Опыт работы по проблеме:« Формирование положительной мотивации в обучении учащихся иностранному языку»
Стратегия модернизации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития образования. Качественное владение иностранным языком необходимо каждому человеку для вхожд...
Презентация: "Роль родителей в формировании положительной мотивации к учебной деятельности.
Роль родителей в формировании положительной мотивации к обучению для ребенка неоспорима.Участие родителей в школьной жизни ребенка помогает ему справиться с новой ситуацией, родители могут подсказать ...
Формирование положительной мотивации к познавательной деятельности учащихся с использованием ИКТ в среднем звене
выступление на творческой лаборатории учителей. Содержит формы работы с ИКТ на уроках биологии в среднем звене...
Выступление на ГМО Мастер- класс "Использование современных инновационных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в по...
Опыт работы классного руководителя по формированию положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом
На сегодняшний день проблема здоровья детей становится приоритетным направлением развития государства, а также развития образовательной системы современной школы. Поэтому детей, учащихся, мы должны пр...