Формирование положительной мотивации к познавательной деятельности учащихся с использованием ИКТ в среднем звене
материал по биологии (5, 6, 7 класс)
выступление на творческой лаборатории учителей. Содержит формы работы с ИКТ на уроках биологии в среднем звене
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
икт на уроках | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование положительной мотивации к познавательной деятельности учащихся с использованием ИКТ
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
В.А.Сухомлинский
Мы очень часто сталкиваемся с такой проблемой, как формирование положительной мотивации учащихся. Но нет, и не может быть какого-то универсального решения этой задачи, поэтому учителю приходится находить самому оптимальные пути, исходя из особенностей классного коллектива, возрастной группы учащихся, уровня их готовности к позитивной учебной деятельности. Конечной целью работы с детьми в этом направлении является достижение наивысшего проявления мотивации – стойкого интереса к предмету.
Часто процесс обучения превращается для детей в обыденную повинность. Если ребенок чувствует, что он не полноправный участник учебного процесса, а всего, лишь пассивный субъект, обязанный воспринимать наваливающийся на него поток теоретической информации, то достичь высокого уровня мотивации будет сложно.
В основе создания условий для положительной мотивации школьника лежит интерес. Пробуждение в нем интереса - процесс, в котором педагогу отведена одна из главных ролей. Интерес ребенка к учению напрямую зависит от содержания образования, поэтому мы не должны удивляться, когда в одном случае ученик на уроках проявляет апатию и полное безразличие, а в другом – по-настоящему и с интересом трудится.
Перед учителем стоит задача состоит в изучении причин слабой мотивации учащихся и найти тот подход и те приемы, которые будут отвечать мотивационным потребностям детей, и послужат стимулом для их активной учебно-познавательной деятельности.
Существуют различные методы направленные на формирования у школьников устойчивых познавательных мотивов, среди которых большие возможности дает учителю биологии использование ИКТ. Бурно развивающиеся информационно-коммуникативные технологии предъявляют новые требования к поколению, вступающему в жизнь.
Однако, современные достижения ИКТ, конечно же, ни в коей мере не умаляют все лучшие достижения и методические разработки в области преподавания биологии, в которых тоже значительное место отведено различным приемам мотивации школьников. Применение средств ИКТ должно быть разумным и теперь уже неотъемлемым дополнением в системе преподавания предмета. Грамотное использование на уроках биологии современных информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию у них ключевых компетенций, а с другой – организует работу учащегося и учителя. Учитель получает большие возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществлении межпредметных связей, увеличении объёма материала за счет экономии времени. В результате у учителя появляются новые возможности в чередовании видов деятельности, а у учащихся формируется интерес к предмету, развивается их личность. Использование средств ИКТ на уроках биологии дает возможность учитывать индивидуальные возможности каждого ученика на основе использования тотального интереса подрастающего поколения к компьютерным технологиям. Использование компьютера на всех этапах обучения объясняется несколькими задачами: как средство положительной мотивации учащихся, средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения.
Варианты использования ИКТ могут быть разнообразными и включать в себя различные актуальные элементы. Здесь нет единого шаблона, да и не должно быть. И нельзя, конечно, забывать о главной цели использования ИКТ– достижении высокого уровня учебно-предметной мотивированности учащихся. Необходимо помнить о том, что ИКТ – это один из важнейших компонентов учебного процесса и чрезмерное увлечение им может превратиться для школьников в бесполезное времяпрепровождение. Поэтому в основе работы любого педагога должен лежать принцип разумной соразмерности применяемых средств обучения, их логической сочетаемости, соблюдении временных границ.
Учесть эти элементы и не впасть в крайность поможет педагогу основа основ его работы – планирование. Планирование должно включать в себя помимо теоретической части и все занятия, которые планируется провести с использованием ИКТ, с конкретным указанием вида и формы деятельности, ожидаемым результатом.
Использование компонента ИКТ как для формирования положительной мотивации учащихся, так и достижения активного интереса к предмету может быть представлено в следующих видах деятельности:
- Поисковая работа (поиск дополнительного теоретического материала через Интернет).
- Тренировочно-диагностическое тестирование.
- Практикумы по разделам биологии (по локальной сети).
- Выполнение лабораторных работ по электронному учебнику.
- Физкультминутки.
- Тематическое тестирование.
- Групповая работа: подготовка тестовых заданий для взаимопроверки.
- Тестовые домашние задания.
- Е-mail домашние задания (в сети Интернет).
- Работа над ошибками (как форма домашнего задания).
- Практикум с тренировочными тестами и задания.
- Методика использования справочного материала.
- Контрольное тестирование.
- Оn-line тестирование (в сети Интернет).
- Контрольно-зачётное тестирование формата ГИА и ЕГЭ с автоматической проверкой результатов и указанием пробелов.
- Тренинг с комментариями и объяснениями учителя и контрольные работы по анализу текста.
- Практическая (работа с текстами).
- Репетиционное тестирование по всему блоку заданий части. А, В и С ГИА и ЕГЭ.
- Игровые формы деятельности с использованием ИКТ: соревнования на скорость и качество выполнения заданий различных уровней сложности.
- Подготовка тематических презентаций Power Point.
- Конкурс на лучшую презентацию Power Point (работа в группах).
Данные формы деятельности, которые, конечно, не претендуют на роль исчерпывающих, по использованию ИКТ-технологий как для достижения положительной мотивации учащихся при обучении биологии учащихся среднего школьного звена предполагают активную деятельность школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программированные задания, как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности на уроках природоведческого цикла в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Задания используются на уроках природоведения, геогрвфии, биологии в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Такие задания можно использовать с целью повторения и закрепления изученного, а также про...
Опыт воспитательной работы по формированию положительной мотивации к профессиональной деятельности.
Опыт воспитательной работы....
« Формирование положительной мотивации к изучению немецкого языка через использование современных образовательных технологий»
Из опыта работы...
«Использование компьютерных презентаций на уроках иностранного языка как средство повышения мотивации и познавательной деятельности учащихся».
В данной статье речь идет о важности использования компьютерных презентаций на уроках иностранного языка, которые позволяют разнообразить, оживить уроки, тем самым, способствуя повышению интерес...
«Использование компьютерных презентаций на уроках иностранного языка как средство повышения мотивации и познавательной деятельности учащихся».
В настоящее время информационные технологии занимают все большее место в нашей жизни. Поэтому, использование компьютеров на уроках иностранного языка является потребностью времени. Информ...
Выступление на ГМО Мастер- класс "Использование современных инновационных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в по...
« Формирование положительной мотивации к изучению немецкого языка через использование современных образовательных технологий»
Главная цель – научить школьника учиться. А научиться нужно многому, и прежде всего умению трудиться, трудиться осмысленно, результативно и творчески, создавая организационно-педагогические усло...