Конспект урока по развитию речи в 3 классе по теме "Насекомые: муравей"
план-конспект урока по теме
Конспект урока по развитию речи в 3 классе (для детей с лёгкой степенью умственной отсталости) по теме "Насекомые: муравей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Муравей | 42.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по развитию речи (3 класс).
учитель: Чаплицкая О.А.
Тема: Насекомые: муравей.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: Ознакомление учащихся с насекомым – муравьём.
Задачи: 1. Формировать умение отличать муравьёв, составлять рассказ описательного характера с опорой на схему.
2. Развивать у детей мыслительную деятельность, формируя умение отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений (как, зачем, почему) .
3. Воспитывать бережное отношение к природе; к муравьям.
Оборудование: Изображение раннецветущих растений (Мать-и-мачехи, подснежника, первоцвета); изображение зелёного луга; аудиозапись «Звуки леса»; изображение муравейника, муравья; карточки с названиями частей тела муравья, карточки с вопросами о муравье; письмо муравьёв; изображение маленьких муравьишек с пожеланиями (каждому ученику); ноутбук, телевизор; мяч.
Ход урока:
I. Орг. Момент.
- Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Слушаем внимательно
Работаем старательно.
(Проверка рабочих мест учащихся).
- Как называется урок? (Развитие речи)
- Вспомните девиз урока развития речи. (Говорим неторопливо, очень внятно и красиво.) Слайд1.
II. Фенологическая минутка.
Дежурный выходит к доске, называет число, месяц, год, день недели.
- Какие изменения заметили в неживой природе? В живой природе (в жизни растений и животных)?
- Какой месяц наступит после апреля?
- Какой по счёту месяц апрель с начала нового года? (4)
- Как вы думаете сейчас начало, середина или конец весны? Почему?
III. Повторение пройденного.
- Вспомните, о каком раннецветущем растении мы говорили на прошлом уроке? (О подснежнике)
- Посмотрите на доску, здесь изображены растения. Под каким номером изображён подснежник? (3) Остальные растения тоже раннецветущие и имеют названия :мать-и-мачеха, первоцвет.
- А что вы запомнили про подснежник? (Почему имеет такое название, почему занесён в Красную книгу(т.к. редкое растение, нельзя срывать)
IV. Вступительная беседа.
- А сейчас закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что уже наступило лето. (Звучит аудиозапись “Звуки леса”)
- Светит яркое солнце, нам тепло и приятно. Вдохните аромат цветов. Вокруг весело поют птицы. Мы с вами оказались на зеленой лужайке. Открывайте глазки (Слайд 2- картина “Зеленый луг”)
V. Изучение нового материала.
1) Обобщение знаний о насекомых
Посмотри на летний луг,
Приглядись внимательно,
Ты поймешь, что жизнь вокруг,
Очень занимательна.
И зеленая картинка
Сразу оживает:
Сел кузнечик Щ на травинку,
Бабочка Щ порхает,
Полосатый шмель Щ гудит
Радостно и звучно…
Целый день здесь жизнь кипит,
Здесь совсем не скучно.
- Придумайте название картине.
- Перечислите обитателей зеленого луга, изображенных на картине.
- Назовите их одним словом. (Насекомые)
- Кто помнит, почему эти животные так названы? (на брюшке у всех насекомых имеются поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда и произошло название “насекомые” - от слова насекать.)
- А ещё, что объединяет всех насекомых? (У всех насекомых 6 лапок)
2) Сообщение темы занятия
- А о каком насекомом мы будем говорить сегодня на уроке, вам предстоит догадаться.
Кто они? Откуда? Чьи? В лесу у пня суетня, беготня.
Льются черные ручьи. Народ рабочий весь день хлопочет.
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.
- Кто это? (Муравьи)
- По каким признакам догадались? С чем сравнивают муравьев?
На доске – изображение муравья.Слайд3.
- Кто догадался, какая тема урока?
- А что бы вы хотели сегодня на уроке узнать о муравье?
3) Рассматривание изображения муравья.
- Кто видел муравья?
- Какого муравьи размера? (Маленького)
- Какого цвета муравьи? (бывают коричневого, бывают рыжего).
4) Анализ строения муравья, обозначение частей тела.
- Как называется эта часть? (карточки со словами “голова”, «грудь», «брюшко», «лапки», «усики» , «глаза» прикрепляется рядом и т. д.)
- Как называется часть муравья, которая прикрепляется к голове?
- На какой части тела муравья имеются насечки?
- Что есть на голове у муравья?
- С помощью чего муравей передвигается?
- Из скольких частей состоит тело муравья? (повтор и показ частей слабым учащимся)
5) Физминутка.
Муравей не отдыхает.
За день много успевает:
Наклониться, потянуться,
Перепрыгнуть, изогнуться,
Чтоб на месте не споткнуться.
Так весь день. Назад – вперёд
И совсем не устаёт.
6) Рассказ учителя о муравьях.
Жильё муравьёв.
- Где же живут муравьи? (в лесу)
- Как называется их дом, в котором они живут? (Муравейник – чтение детьми по слогам, целиком)
- А кто видел муравейник? Как он выглядит?
Просмотр учебного фильма про муравейник. (25сек. – 1мин.15сек.)
-Из чего муравьи делают муравейник? (Строят из сухих травинок, хвоинок, обломков веточек)
-Высота муравейника может достигать 1м. У всех муравьёв свои обязанности : кто строит дом, кто добывает пищу, а кто ухаживает за детьми.
-Вот как выглядит муравейник внутри и снаружи .Слайд 4, 5
Чем питаются муравьи?
- Как вы думаете, чем питаются муравьи? Слайд 6.
Пища муравьев – различные гусеницы, бабочки, улитки, черви, мухи, жучки. Крупную добычу (гусеницу) тащат в муравейник сразу несколько муравьев: одному из них такая ноша не под силу.
Польза муравьёв.
- Как вы думаете муравьи полезные или вредные насекомые? Почему?
- Муравьи – полезные насекомые. Они уничтожают вредителей леса. Муравьев называют “санитарами леса”, (лесными докторами) т. к. они уничтожают различных насекомых, повреждающих кору и листья деревьев (Например гусениц, бабочек) К тому же муравьи рыхлят почву и разносят семена растений. А сами служат пищей птицам (рябчикам, тетереву), их едят барсуки, лисы, медведи.
- Мы теперь узнали, что муравьи – это полезные насекомые.
Письмо.«Здравствуйте, дорогие ребята. Мы живём в лесу. Мы очень маленькие и беззащитные. Некоторые взрослые и дети, когда встречают наш необычайно красивой дом, пытаются его разрушить, разорить, дети палками ломают, то, что мы строим годами. А ведь мы столько добра делаем: мы очищаем лес от всяких вредных насекомых. Почему тогда люди к нам, к нашим семьям бывают очень жестоки? Ведь в этих домах живут наши детки…. Пожалуйста, не причиняйте нам вреда! »
- Кто написал это письмо? (Муравьи) Я бы даже сказала, что это крик о помощи.
- Что мы сможем ответить муравьям? Можем ли мы пообещать, что не будем разорять муравейники!
VI. Закрепление.
Игра “Вопрос-ответ”
(дети по одному вытягивают листочек с вопросом, и готовятся отвечать на него)
- Какого размера муравьи?
- Какого цвета муравьи?
- Из каких частей состоит муравей?
- Где живет муравей?
- Чем питаются муравьи?
- Муравьи полезные или вредные насекомые?
- Как называют муравьёв?
- Муравьи ленивые или трудолюбивые насекомые?
Составление учащимися рассказа о муравье по плану. ( 2-3 ученика )
Муравьи – это насекомые. Они бывают коричневого и рыжего цвета. Муравьи очень маленькие и трудолюбивые. У муравья есть голова, грудка, брюшко, усики, глаза, рот, 6 лапок. Живут муравьи в лесу. Их гнезда называются муравейники, высота которых может быть более 1 м. Их строят из сухих травинок, хвоинок, обломков веточек. Все это - надземная часть жилища муравьев. Из нее по проходам муравьи попадают в подземную часть жилища. Муравьи строят свое жилище несколько лет. В одном муравейнике живут десятки тысяч муравьев.
Дидактическая игра “Мяч лови, назад бросай – одним словом называй”.
- живет в лесу - лесной
- небольшого размера - маленький
- любит труд - трудолюбивый
- не боится врагов - смелый
- приноси пользу - полезный
- заботятся друг о друге - заботливые
- черная грудка - черногрудый
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
День закончился, но впрок
Быстро повторим урок:
- О каком насекомом говорили на уроке?
- Что нового узнали о муравье?
- Ребята, к вам под стул, каждому, приполз муравьишка, и оставил вам своё пожелание и совет. Прочитайте и подумайте, что хотел сказать вам муравьишка.
( Не ленись, а трудись!, Лень портит человека, Труд – это жизнь, Трудись с усердием, Лекарство от безделья – труд, Дела важнее слов, Хорошо трудиться – в жизни пригодится, Работа – это главное в жизни. Доводи дело до конца)
- Природа – это наш общий дом. Ее надо беречь насколько хватает сил! С разрушенного муравейника начинается разрушение природы. Помните всегда об этом и берегите природу!
Дополнительный материал.
Игра «Хлопни-топни»
Если я скажу про вас,
Отвечаете сейчас:
“Это я, это я, это все мои друзья!”
Не согласен – так кричи,
Всем ребятам сообщи:
“Это не я, это не я, это не мои друзья!”
- Муравейник мы найдем,
Понаблюдаем и уйдем.
- С берега кидаем в реку
То пакеты, то газеты.
- Мы ежонка увидали
И домой его забрали.
- Не развожу костров в лесу,
Берегу его красу.
- Чтобы ягоды собрать,
Надо ветки обломать!
- По тропинке кто шагает,
На муравьев не наступает?
- В выходной мы в лес идем,
Музыку с собой несем,
Чтобы вдоволь накричаться
И на ветках покачаться.
Составление рассказа по картинно–графическому плану.
Просмотр документального фильма о муравье.
.«Здравствуйте, дорогие ребята. Мы живём в лесу. Мы очень маленькие и беззащитные. Некоторые взрослые и дети, когда встречают наш необычайно красивой дом, пытаются его разрушить, разорить, дети палками ломают, то, что мы строим годами. А ведь мы столько добра делаем: мы очищаем лес от вредных насекомых. Почему тогда люди к нам, к нашим семьям бывают очень жестоки? Ведь в этих домах живут наши детки…. Пожалуйста, не причиняйте нам вреда! »
Какого размера муравьи? |
Какого цвета муравьи? |
Назови части тела муравья. |
Где живёт муравей? |
Чем питаются муравьи? |
Муравьи полезные или вредные насекомые? |
Как называют муравьёв? |
Муравьи ленивые или трудолюбивые насекомые? |
Не ленись, а трудись! | Дела важнее слов. |
Лень портит человека. | Хорошо трудиться – в жизни пригодится. |
Труд – это жизнь. | Работа – это главное в жизни. |
Трудись с усердием! | Доводи дело до конца. |
Лекарство от безделья – труд. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".
План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Конспект урока по развитию речи. 4 класс ."Петя и волки".
формировать умение составлять связный рассказ из деформированного текста...
конспект урока по развитию речи 3 класс: Дикие дивотные: ёж
На уроке необходимо пополнить знания детей о внешнем виде ежа, его повадках; развивать словарный запас детей через многозначность слова "иголка"...
Конспект урока по развитию речи 4 класс «Начало зимы. Зимние забавы детей».
Конспект урока про развитию речи "Начало зимы.Зимние забавы" для детей с умеренной умственной отсталостью,на уроке использованы наглядно-дидактический материал:сюжетные , опорные схемы,предметны...
Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)
Конспект урока по развитию речи2 класс «Особый ребенок»Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»(урок повторение)Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.Задачи:...
Конспект урока по развитию речи 3 класс II отделение Составление рассказа по картинкам
УРОК: Развитие речиУЧИТЕЛЬ: Сивохо А.С.КЛАСС: 3 «Б» 2 отделениеДАТА: 14 марта 2018 гУЧЕБНИК: ТЕМА: Составление рассказа по картинкамТИП УРОКА: урок усвоения новых з...