Эссе "Я - учитель"
статья
Эссе "Я - учитель" представлено на краевой конкурс "Учитель года-2016" Краснодарского края в номинации "Учитель года по кубановедению"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе "Я- учитель". Конкурс "Учитель года - 2016" Краснодарского края | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Я учитель»
«Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь!» (Плутарх)
Село… Удаленное от всеобщей суеты место, тихое, спокойное. Жизнь здесь течет неспешно, масштабных событий почти нет. Жители знают друг друга с детства: твою семью, твои привычки, твой образ жизни. Все что ты делаешь становится общим достоянием, вся жизнь проходит на виду.
Судьба распорядилась так, что я стала сельским учителем. Какое трудное и гордое звание – сельский учитель!
Меня, учителя сельской школы, мою внешность и мои поступки односельчане рассматривают в два раза пристальнее, чем других жителей станицы. Такая пристальная оценка происходит под влиянием вопроса: «Ты имеешь право учить и воспитывать наших детей?». Если я отвечаю на него положительно, то слово «учитель» на селе становится не просто профессией или призванием, а образом жизни – моей жизни и жизни моей семьи.
Мне приходится постоянно думать о том, что я говорю, что видят окружающие, встречаясь со мной. Слова «педагогическая этика», «педагогический такт», «педагогический долг» становятся не просто громкими словами, а повседневной практикой.
Односельчан не обманешь красивой внешней картинкой. Дети рассказывают родным что я говорю, как говорю, что делаю. Как учитель и классный руководитель, встречая родителей своих учеников, я должна знать их в лицо, их фамилии, имена и отчества, а так же и бабушку, и тетю. Я должна знать проблемы и возможности каждого ученика, переживания и состояние дел в каждой семье. И, если мне удалось добиться, чтобы мои односельчане говорили: «Вот идет наш учитель», значит, я достигла взаимопонимания с ними. Односельчане помнят добро очень долго.
Л. Гумилев говорил, что в обществе есть люди — пассионарии, которые своими мыслями и поступками творят историю, двигая массы людей. На мой взгляд, сельский учитель и есть пассионарий. Воздействуя ежедневно, ежеминутно на умы и души людей, он направляет движение личности, а, следовательно, и мыслей, и поступков.
Например, В.А. Сухомлинский – простой сельский учитель, изменил в своей маленькой школе, а затем и в поселке, в котором проживал, отношение коллег, учеников и родителей, односельчан к процессу обучения, к окружающему миру, к человеку. Все это в условиях озлобленности, борьбы с голодом, навалившихся житейских проблем.
Значение влияния сельского учителя на жизнь и развитие не только родного поселения, но и всей страны в целом трудно переоценить. Еще в XIX веке О. Бисмарк сказал, что франко-прусскую войну выиграл сельский учитель.
И сегодня, именно сельский учитель, своим личным примером, своим отношением к жизни, истории, своим беспокойством и альтруизмом продвигает в жизнь все идеи современного образования.
Я вхожу в класс и встречаю 30 пар пытливых, вопрошающих глаз. И возникает совершенно справедливый вопрос, главный вопрос образования – как учить? Как помочь найти маленькому человеку собственную линию поведения? Какие способы существуют в арсенале педагога? А способов взаимодействия учителя и ученика не так уж и много.
Способ первый: «Делай как я. Следуй за мной, повторяй мои действия, слова и мысли». И маленький человечек идет, повторяет, делает никому не нужные чужие дела. А когда выходит в жизнь теряется, потому что не имеет своего опыта проживания ситуации, потому что всегда думал чужими мыслями, совершал чужие поступки.
Способ второй: «Я же тебе все рассказала, я тебя направляла, давала советы, учила. Ты просто обязан оправдать мою работу». И он, ученик, снова проживает путь своего наставника.
Способ третий: «Ты думай и делай сам, как считаешь правильным, а я пойду рядом. Мы вместе в содружестве, общении, спорах проживем ситуацию, а решение проблемы ты найдешь сам».
А дальше для ребят и для меня, как учителя начинается трудная, но интересная жизнь, полная впечатлений. И теперь я не строгий учитель, умеющий держать железную дисциплину, а старший товарищ – понимающий, ищущий, думающий.
Каждый человек – это целый мир, интересный, необыкновенный, захватывающий. У каждого человека своя жизнь, свой опыт, свой стиль поведения. И свою цель как учителя я вижу в создании условий для достижения успешности каждого ученика. А успеха ребенок может достичь в разных областях, главное, чтобы он не останавливался в своем стремлении и развитии.
Создать атмосферу творчества и поиска на уроке мне помогает коммуникативная дидактика, её составляющая – интерактивные методы обучения: моделирование реальных жизненных ситуаций и совместное решение проблем.
В классе не может быть двух одинаковых учеников. И поэтому применяю разноуровневый подход к обучению: различные типы заданий, системы оценивания.
Уроки стали другими: живое совместное общение, дискуссия, а порой и споры. Здесь комфортно всем, ребята знают, что их выслушают и поймут. Из бесед со своими учениками поняла, что деятельность учителя на уроках способствует созданию атмосферы доброжелательности, улучшению взаимоотношений между учащимися и учителем, успешности в обучении, более прочному усвоению знаний.
Чему же я хочу научить своих нынешних ребят? На этот вопрос я отвечу словами братьев Стругацких из романа «Сталкеры». «… Помочь им входить в жизнь, помочь найти себя, определить свое место в мире, научить хотеть сразу много, научить работать взахлеб. Научить настороженно относиться к опыту бывалых людей, потому что жизнь меняется необычайно быстро. Научить, что любить и плакать от любви не стыдно. Научить доверять движениям души своего ближнего. Научить, что лучше двадцать раз ошибиться в человеке, чем с подозрением относиться к каждому. Научить, что дело не в том, как на тебя влияют другие, а в том, как ты влияешь на других. И научить, что один человек без других ни черта не стоит».
А ещё важно научить моих коллег (так я называю ребят, потому, что мы вместе работаем, думаем, живем) любить Родину. Нет, не так, чтобы они, как роботы, заученными фразами отвечали, что их Родина самая замечательная, что здесь живет героический народ и т.д. А так, чтобы ребята прочувствовали, что вот она - родная станица. Если я буду здесь мусорить, ломать деревья, то мне неприятно будет здесь жить. А чтобы мне было хорошо в моей станице, я должен ей помогать своим трудом, как делали это мои родители. Так, чтобы каждый чувствовал гордость, что в его семье есть герой. Не какой-то далекий и незнакомый человек, а мой прадед, бабушка, брат. Вот оно поле, в котором работает мой отец. Вот храм, который строили всей станицей, и мне надо тоже помочь этому храму. А это дерево мы посадили всей семьей. Тогда история, культура, природа родного края станет живой, действительно родной.
Сейчас мы с ребятами собираем материал об участниках «локальных войн», по результатам этой работы планируется создать альбом о ветеранах. Провели мини-конференцию «Мои земляки», на которой ребята представили рассказы о своих родственниках, знакомых, жителях станицы, достойных звания «герой».
Звенит звонок! За дверью нарастает какофония мыслей, идей, стремлений, переживаний. Это и есть вселенская музыка!
От нее отсчитывают время. Прошедшее — сзади, будущее — впереди.
Громыко Н.А., учитель истории, обществознания, кубановедения МОБУ ООШ № 24 МО Кореновский район.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...
"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"
КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...
Профессия учителя в поколениях. (или трудно ли быть учителем, если родители – учителя?)
Легко ли быть учителем, если семья учительская?...
Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР
В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...
Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам
Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...
Конкурсное задание учителя английского языка Шахрай И. А. г. Горячий Ключ эссе "Я - учитель" муниципального этапа краевого конкурса "Учитель года Кубани" в 2017 году
Эссе "Я - учитель"...
Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»
Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...