Рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России ».
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Несветаева Валентина Леонидовна

    Рабочая программа по внеурочной деятельности (ВД) составлена на основе требований ФГОС к планируемым результатам освоения программы основного общего образования для 5 классов.

    Тип образовательной программы ВД – тематический по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся. 

    Вид деятельности – познавательный.

    Актуальность программы: знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство — это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».

    Цель программы: в процессе организации и участии в тематических беседах и интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?»,  данная программа нацелена на формирование  у подростков интереса к народному творчеству,  бережного отношения к забытым обрядам и традициям  русского народа, воспитание полноценной личности, духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного и эстетического вкуса, нравственного потенциала.

Новизна программы: беседы проводятся в виде посиделок с народными песнями и плясками.

    Основная идея программы в сфере познавательной деятельности состоит в том, что эта деятельность нацелена на духовно-нравственное развитие воспитания школьников, а уж потом на развитие специальных предметных компетенций в познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursy_vneurochka_okonchatelnyy_variant.docx60.1 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области

«Академия социального управления»

(ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»)

Кафедра технологий и профессионального образования

Итоговый практико-значимый проект

по
«Методике планирования внеурочной деятельности учителя технологии»

(36 часов)

ТЕМА ПРОЕКТА:

          Рабочая программа внеурочной деятельности  

        «Праздники, традиции и ремесла народов России ».

Выполнил:

учитель технологии

                                                                                                   МБОУ    ХСОШ № 1 г. Хотьково

                                                                                               Несветаева  Валентина Леонидовна

Проверил (а)

Доцент кафедры

технологии и профессионального образования

                                                                                   Назаренко-Матвеева Татьяна Михайловна

2015  год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ХСОШ № 1

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ХСОШ № 1

_____________/ ___ФИО __

«______» ______________ 20____ г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

« Праздники, традиции и ремесла народов России»

направление

для 5 класса

Составитель

Несветаева Валентина Леонидовна

учитель технологии

высшей квалификационной категории

2015 год

Программа факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» 

Пояснительная записка 

    Рабочая программа по внеурочной деятельности (ВД) составлена на основе требований ФГОС к планируемым результатам освоения программы основного общего образования для 5 классов.

    Тип образовательной программы ВД – тематический по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся.  

    Вид деятельности – познавательный. 

    Актуальность программы: знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство — это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».

    Цель программы: в процессе организации и участии в тематических беседах и интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?»,  данная программа нацелена на формирование  у подростков интереса к народному творчеству,  бережного отношения к забытым обрядам и традициям  русского народа, воспитание полноценной личности, духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного и эстетического вкуса, нравственного потенциала.

Новизна программы: беседы проводятся в виде посиделок с народными песнями и плясками.

    Основная идея программы в сфере познавательной деятельности состоит в том, что эта деятельность нацелена на духовно-нравственное развитие воспитания школьников, а уж потом на развитие специальных предметных компетенций в познавательной деятельности.

Программа основана на принципах:

— личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности подростка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

— природосообразность (соответствие содержания, форм, организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям подростков);

 — педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям подростков, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для данной возрастной группы; необходимость социализации обучающихся);

— культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).

Программа предназначена для мальчиков и девочек 5 классов.

Наполняемость группы – свободное объединение школьников.    Количество: 10-15 человек.

Структура программы имеет модульный характер, она состоит из отдельных автономных модулей, содержание которых предполагает избирательное освоение.

Кол-во разделов - 7

Наименование:

I  Старинный  русский быт.

1   Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр.

2   Жилище. Русская  изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.

3   Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания

4   Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины

5   Учёба. Школа.

II   Новый русский быт (со времён Петра I) 

1    Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт.

2     Усадьба. Дворянские особняки

3    Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны

4    Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса

III   Русские народные праздники

1   Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси

 2   Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха

 3  Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день

 4   Осень золотая.  Спасы. Успение. Покров

IV   Русские народные промыслы

1    Керамика Гжели

2    Хохлома  и  Жостово

3    Павлово Посадские шали

4    Вятская и Богородская игрушка

V   Русские народные игры

VI   Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки)

VII Народные танцы

Объем часов: 34 часа

Регулярность занятий: (1 час в неделю).

Общая характеристика курса внеурочной деятельности. 

    В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах  вопло-  щена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии — всё это являют нам творения народных умельцев. Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа.

     Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в ра- зуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и На- дежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.

     Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.

     У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в ис- кусстве: в песнях, танцах, музыке и слове.

     Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства — творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах рас- крывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, бе- речь, приумножать народное творчество, развивать его традиции — святая обязанность учителей, деятелей искусства.

    Народные танцы, песня, как и другие жанры фольклора, произведения народных умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле забыты в наше время, с его стремительностью, хаотичностью, напором, вторжением в жизнь того, что чуждо нашему менталитету. А это то, что живёт, но скрыто в глубине души: тонкость восприятия мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаи- мовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия, оптимизм, открытость миру и людям.

    Поставленная «Основной образовательной программой начального об- щего образования» цель — «обеспечение возможностей для получения каче- ственного начального и общего образования» реализуется (как один из путей) «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.

   Обозначенные цели направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

     Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также программы внеурочной деятельности школьников «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и граж- данственности, развитие художественного вкуса. Формирование учебной деятельности школьника достигается использованием таких средств обучения в системе «Начальная школа XXI века», которые специально направлены на формирование компонентов учебной деятельности: умение учиться, развитие познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика.

 Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю).

Личностные и метапредметные  результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные универсальные учебные действия

широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;

устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;

 адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

 внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

 выраженной познавательной мотивации;

 устойчивого интереса к новым способам познания;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

принимать и сохранять учебно- творческую задачу;

 учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

планировать свои действия;

 осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

 адекватно воспринимать оценку учителя;

 различать способ и результат действия;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

 проявлять познавательную инициативу;

 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

 самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно- творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

 использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

 высказываться в устной и письменной форме;

        -       анализировать объекты, выделять главное;

        -       осуществлять синтез (целое из частей);

        -       проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

        -       устанавливать причинно-следственные связи;

        -       строить рассуждения об объекте;

        -      обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

        -       подводить под понятие;

        -      устанавливать аналогии;

        -      проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

 использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия

 понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

 учитывать разные мнения;

формулировать собственное мнение и позицию;

 договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

 использовать речь для регуляции своего действия;

стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;

 контролировать действия партнера;

владеть монологической и диалогической формами речи.

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

 с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Содержание курса внеурочной деятельности 

Старинный русский быт Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр 

Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в дви- жении. Рубашка, сарафан — у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка).

Солнце, дерево, вода, конь — источники жизни, символы добра и счастья.

Особое значение пояса (кушака).

Головные уборы девушек и женщин, украшения.

Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки — у крестьян (мужская одежда). Лапти, баретки, онучи, поршни — крестьянская обувь.

 Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки — у бояр.

 Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем

 Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба); хо- зяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня). Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Кресть- янская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы. Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Свет ёлки. Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания

 Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе. Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Ки- сели. Блины («млины» — от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мёд. Пиво. Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.

Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные об- ряды. Именины 

Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в го- роде. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки. Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; яр- марочные карусели.

Учёба. Школа

 Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности (перница — футляр для гусиных перьев); чернила (из отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба). Чернильница и песочница. Береста и бумага. Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)). Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер.

Новый русский быт (со времён Петра I) 

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт

 Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду. «Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. При- нудительное бритьё бород. Петровские ассамблеи. Наряды дам. Шёлк, бархат. Кринолины, фижмы. Корсаж. Корсет. Украшения. Сложные высокие причёски дам. Атрибуты придворных: лорнеты, веера. Нарядные туфли на высоких красных каблуках. Косметика дам XVIII века. Наряды девушек и дам XIX века. Пелерины из бархата и меха; лёг- кие, летящие платья. Шляпы, перчатки. Причёски с локонами. Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками. Фраки, жилеты, брюки-панталоны; рубашки с жабо, кружевными манжетами; шляпы с бриллиантами; перчатки; цилиндры; трости; кар- манные часы, лорнеты. Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички» (особые головные уборы замужних женщин). Мужчины и мальчики из крестьянских и мещанских семей носили старинные кафтаны, рубахи, порты и сапоги. Русские пословицы и поговорки об одежде.

Усадьба. Дворянские особняки

 Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон. Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет; столовая; зал для танцев. Интерьер. Анфилада комнат. Бильярдная. Библиотека. Зимние сады. Буфетная. Атрибуты и аксессуары барского дома. Парадный зал. Лепнина, паркет с инкрустацией. Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для при- слуги. Камины. Изразцовые печи. Освещение. Светильники из бронзы. Музыкальные инструменты. Картинные галереи. Домашний театр.

Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны 

Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства. Обучение нескольким ино- странным языкам, русской словесности, рисованию, пению, музыке, ма-  тематике, биологии. Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гу- вернёры. Особая роль православных книг в воспитании детей. Огромное внимание уделялось танцам, верховой езде, фехтованию, плаванию. До- машние спектакли, в которых принимали участие дети. Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Мода на лечение минеральными водами, посещение популярных докторов; прогулки в парках и садах (Летний сад в Петербурге). Ледяные горки, катки; катания на санях зимой. Деревянные горки, качели, карусели — летом. Демонстрация модных нарядов у дворян. Визиты. Переписка. Альбомы со стихами и пожеланиями. Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета. Балы и праздники. Посещение театров. Праздничные столы. Яства. Деликатесы. Детские балы. Маскарады. Домашние театры. Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства. Знакомство с деятелями культуры и искусства. Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища: подготовка высших офицерских кадров. Программа обучения включала: Закон Божий, русский, французский, немецкий, английский языки, словесность, математику, историю, физику, географию, чистописание, артиллерию, тактику, военную топографию, а также стрельбу, верховую езду, гимнастику, плавание, фехтование, танцы, музыку, пение, строевую подготовку. Учебный театр для воспитанников. Строгий распорядок дня. Занятие в классах и в библиотеке училища. Летние военные лагеря. Пансионы и гимназии. Изучение в мужских пансионах основ наук, а в женских — обучение танцам, музыке, хорошим манерам, иностранным языкам, рукоделию, пению, умению общаться, гимнастике. Смольный институт благородных девиц. Девять лет обучения, три ступени по три года. Жизнь и обучение в стенах института. Очень строгий распорядок дня.

Русские народные праздники

 Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси 

Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей. Сочетание языческих и христианских праздников.  Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций. Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Святки — весёлое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка — сим- вол «райского дерева». Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги. Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.

 Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха 

Масленица — весенний праздник проводов зимы. В славянском на- родном календаре Масленица разделяла два главных периода года — зиму и весну. Традиция печь блины (в XV веке название было «млины», от глагола «молоть», молоть зерно). Масленица — особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времён; он был приурочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу. Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строи- тельство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы (символическое сжигание чучела «зимы»); ряженье, игры. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево). Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сыр- ной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и хлеба. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка — закликание весны рано утром с вершины холма, горки.

Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день

Егорьев день — 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель домашних животных и пастухов). «Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных работ.  День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духов день — именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение православных храмов свежей летней зеленью, ветками берёзы, лентами. Отмечается на 49-й день после Пасхи. Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в реку). Завивание берёзки. Кумление девушек. Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья — праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь. Отмечается 7 июля. День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). В народе говорили: «Пётр, Павел час убавил», «Илья-пророк два часа уволок». Считают, что святой апостол Пётр хранит ключи от Царства Небесного. Петру в народе поклонялись как покровителю засеянных полей и рыболовства. До Петрова дня крестьяне обязательно соблюдали пост. Сам праздник отмечался радостно: гуляли, пировали, качались на качелях. Петров день открывал вторую половину лета: «Как придёт Петро, так и будет тепло». С этого дня разрешалось собирать землянику и другие лесные ягоды. После Петрова дня заканчивались девичьи гуляния. Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень: «На Илью до обеда — лето, после обеда — осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «С Ильина дня ночь длинна», «Муха до Ильина дня кусается, а после — запасается». У древних славян громом, молнией и дождём распоряжался бог Перун — громовержец, главный бог. В народном сознании соединились святой Илия и Перун — Илья-громовержец. Его очень почитали на Руси, надеялись на его защиту от засухи, считали могучим, огненным; он бывал и сердитым, наказывал виновных, но был справедливым, покровителем урожая. В деревнях начиналась жатва, уборка хлебов. В Ильин день в крестьянские семьи вновь приходило благополучие, пополнялись за- пасы хлеба, зерна. Илью называли воеводой небесных сил. Илья-пророк — громобой. Чтобы задобрить Илью-пророка, люди в этот день не работали, боялись, что «гром убьёт», если работать в праздник. После Ильина дня запрещалось купаться в реках и озёрах, вода становилась очень холодной: «Олень в воду лапу окунул». Часто к Ильину дню на крестьянских столах появлялся первый пирог из муки нового урожая.

 Осень золотая. Спасы. Успение. Покров

 Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Под- готовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, мёда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа). Успение Богородицы (Первые Осенины — 28 августа). Спожинки — окончание жатвы. Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок.

Русские народные промыслы

 Керамика Гжели

 Гжель — название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель — основной центр русской керамики. Продукция Гжели известна во всём мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную. Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сер- визы, тарелки, игрушки, лампы. Всё украшено стилизованным орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров-художников.

Хохлома и Жостово

 Хохлома — художественный народный промысел в городе Семёнове Нижегородской области. Деревянная расписная посуда — «золотая хох- лома»: сочетание чёрного, золотого, зелёного, ярко-алого цветов. Расти- тельный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на международных и всероссийских выставках. Село Жостово находится недалеко от Москвы: народный промысел — расписные металлические подносы. Чёрный, зелёный лаковый фон, яркие, пышные цветы — садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всём мире.

Павлово Посадские шали

 Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика была основана в 1812 году крестьянином Семёном Лабзиным совместно с его компаньоном купцом Василием Грязновым. 82 Чёрные, белые, бордовые, синие, зелёные шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев — букеты, венки, россыпи цветов. Павлово Посадские шали из чистой шерсти известны во всём мире.

Вятская и Богородская игрушка 

Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили глиняные игрушки — свистульки. Их продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены. Вятские матрёшки. Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зелёным, жёлтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение. Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фи- гурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями: «Кузнецы», «Пильщики», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь-музыкант», «Медведь-лакомка». Богородская игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастера-резчики не раз удостаивались золотых и серебряных медалей, дипломов I степени на всероссийских и международных выставках.

 Русские народные игры

 Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.

 Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки)

 Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и любимы детьми и сейчас. Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью.

Народные танцы

 Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», — говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат темы труда, красоты природы, любви. Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа — душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица». Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.


Тематическое планирование

Темы

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов внеурочной деятельности обучающихся

Раздел I Старинный русский быт

Тема 1 Одежда. Традиционный костюм.( 1ч.)

Функциональный  характер одежды и обуви в старину.

Знакомятся с особенностями крестьянской одежды .

Тема 2 Обувь крестьян и бояр ( 1ч.)

Роль орнамента-оберега (вышивка).

Сравнивают обувь и одежду крестьян и бояр.

Тема 3 Жилище. Русская изба. ( 1ч.)

Русская изба. Хозяйственный двор .Роль  печи.

Продемонстрировать устройство крестьянской избы, печи, хозяйственных построек.

Тема 4 Боярские хоромы. Палаты. Терем. ( 1ч.)

Красный угол. Иконы. Терема, украшенные резьбой по дереву.

Показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской избой.

Тема 5 Традиционная русская кухня. ( 1ч.)

Хлеб -« дар -Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.

Оценить достоинства традиционной русской кухни.

Тема 6 Пища. Продукты питания. (2ч.)

Щи, похлебки. Каши. Овощи. Грибы. Пироги. Мед. Взвары.

Уметь приготовить несколько простейших блюд ( блины, каша, взвар (компот).

Тема 7 Семейные праздники. Игры и забавы детей. ( 1ч.)

Игры и быт крестьянской и городской семьи.

Изучить несколько известных игр (лапта, жмурки, прятки)/.

Тема 8 Учеба. ( 1ч.)

Письменные принадлежности. Береста и бумага.

Сравнить учебу детей в старину с современной школой.

Тема 9 Школа. ( 1ч.)

Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы.

Сравнить современные учебные книги и букварь «Азбуковник».

Раздел II Новый русский быт (со времен  Петра I ).

 Тема 1Простой народ и дворяне. Одежда. Быт. ( 1ч.)

Указы: не носить старинную русскую одежду, бритье бород. Одежда  придворных, крестьян и мещанских семей.

Познакомиться с указами. Сравнить старинную одежду и новую, введенную указами ПетраI/ Проанализировать их различия.

  Найти поговорки и пословицы об одежде.  

Тема 2 Усадьба Дворянские особняки. (1ч.)

Дворцы Петербурга. Особняки дворян

Показать красоту  особняков и дворцов, парков и садов.

Тема 3  Быт дворянской семьи. Балы и праздники. (2ч.)

Светский этикет. Обучение : языкам, рисованию, пению, музыке, словесности, танцам и др.

Разучить несколько элементов  старинного танца (полонез, менуэт и т. д.).

Тема 4 Литературно-музыкальные салоны. (1ч.)

Роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона.

Прочитать несколько стихотворений  А.С Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

Тема 5  Обучение детей. Пансионаты. Лицеи. Кадетские корпуса. ( 1ч.)

Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса. Юнкерские училища. Смольный институт благородных девиц.

Ознакомиться и проанализировать  учебу дворянских детей, их распорядок дня и отдыха.

Раздел III Русские народные праздники.

Тема 1 Зимушка-зима. Новый год. ( 2ч.)

Праздники .  Общие и семейные праздники.

Канун Нового года.

Разучить новогодние стихи и песни. Найти пословицы и поговорки о праздниках. Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.

Тема 2 Рождество. Святки. Крещение. ( 2ч.)

 Рождественские колядки.  Святки- песни во славу Христа.  Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Традиционные кушанья.

Разучить некоторые колядки. Приготовить постные и праздничные блюда.

Тема 3  Весна – веснянка. Масленица. ( 1ч.)

Масленица – особый народный праздник, он был приурочен к весеннему равноденствию. Прощенное  воскресенье.

Научиться печь блины, воспринять традиции масленичных игр.

Тема 4 Великий пост  Вербное воскресенье. Пасха. ( 2ч.)

Великий пост- время молитв и покаяния.

Освещение вербы – символа здоровья, силы красоты. Крестный ход.  Пасхальные торжества.

Разучить игры с катанием пасхальных яиц. Научиться делать творожную пасху и печь кулич.

Тема 5 Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. ( 1ч.)

Егорьев день-6 мая. Праздник святого покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца

День Святой Троицы -разделение зимы и лета. Духов  день.

Разучить хороводы и песни о завивании березки.

Научить плести венки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в реку).

Тема 6 Иван  Купала. Петров день. Ильин день. ( 1ч.)

Иван Купала – день летнего солнцестояния Собирание целебных трав , очищение огнем и водой . Иван да Мария -праздничный цветок Купалы. Отмечается 7 июля. День Петра и Павла- 12 июля. «Петр и Павел час убавил». Ильин день- 2 августа. « На Илью до обеда –лето, после обеда- осень». Илью называли воеводой небесных сил.

Ознакомить с целебными травами.

Тема 7 Осень золотая. Спасы. Успение. Покров. ( 2ч.)

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый ( 14, 19, 29 августа). Успение Богородицы - 28 августа. Покров Богородицы- 14 октября.

Сравнить Медовый, Ореховый, Яблочный Спасы.

Нарисовать картинку на тему осенней ярмарки. Показать сценку с куклами- «Петрушка на ярмарке.

Раздел IV Русские народные промыслы.

Тема 1 Керамика Гжели.(1ч.)

Гжель- подмосковный район в 60 км от Москвы- центр русской керамики. Стиль Гжели : синие и голубые узоры и цветы на белом фоне.

Нарисовать несколько гжельских орнаментов.

Тема 2  Хохлома и  Жестово. ( 1ч.)

Хохлома- художественный народный промысел в городе Семенове Нижегородской области. Посуда – растительный орнамент, сочетание черного, золотого, зеленого, ярко-алого цветов.

Село Жестово находится недалеко от Москвы- расписные металлические подносы: черный, зеленый, лаковый фон, яркие пышные цветы.

Раскрасить узоры хохломских ложек и жестовских подносов.

Тема 3  Павлово Посадские шали. ( 1ч.)

Народные промыслы в Павловом –посаде под Москвой. Производство набивных платков и шалей. Шали из чистой шерсти известны во всем мире.

Сравнить орнаменты нескольких шалей и зарисовать их.

Тема 4  Вятская и Богородская  игрушка. ( 1ч.)

Вятскую игрушку еще называют дымковской по названию села Дымково. Лепили из глины игрушки свистульки. Вятские матрешки игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зеленым, желтым, синим, сусальным золотом.

Изготовить из глины и пластилина несколько видов Вятской и Богородской игрушки.

Раздел V Русские народные игры.

Тема 1 Наиболее популярные детские игры. ( 1ч.)

Роль игр в жизни детей. Игры для мальчиков и для девочек. Старинные русские игры.

Разучить несколько игр ( горелки, прятки, жмурки, бояре и др.)

Раздел VI Народные детские песни

Тема 1 Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки), загадки, считалки. (1ч.)

Песни создавались специально для детей: их пели мамы, бабушки, няни.

Разучить несколько песенок считалок,

 научиться разгадывать загадки.

Раздел VII Народные танцы.

Тема 1 Танцы, пляски, хороводы. ( 1ч.)

Русские хороводы, игры и песни «Они неразлучны как крылья у птицы»,- говорят в народе. Пляски сопровождаются игрой на гармони, балалайке, баяне.

Разучить хороводы, игры и пляски (распространенный жанр народного танца).


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

1. Норенко И.Г. Русские традиции при изготовлении различных изделий – М.:Волгоград:Учитель, 2007.

2. Дитрих А.К. Почемучка: дет.спр. бюро – М.: Педагогика, 1990.

3. Ковалев В.М. Рецепты русской кухни – М.: Мир., 1991.

4. Ковалев В.М. Русская кухня: традиции и обычаи – М.: Сов Россия., 1990

5. Ахабадзе А.Ф. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства – М.: Сов.энциклопедия, 1979.

6. Михайлов В.С. Добрая каша семьи не портит _- М.: Физкультура и спорт, 1991.

7. Бородулин В.А. Основы художественного ремесла – М.: Просвещение, 1978.

8. Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа – М.: ОМА-пресс, 1999.

9. Белоусов А.С. Я познаю мир: детс.энциклопедия – М.:ООО «Изд-во АСТ»: Олимп, 1996.

10. Интернет сайт Страна мастеров: http://stranamasterov.ru

"Согласовано"

Заместитель директора по _________ МБОУ ХСОШ № 1

_________________________________________ (ФИО)

"___" ______________ 20___ г.

Рассмотренона заседании ШМО учителей ______

_Пр.№ ____ от _____________ 20___ г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России", 5 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, обучение с использованием учебника Н.Ф. Виноградовой (Просвещение)...

Рабочая программа учебного курса Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс

Программа ОДНРК разработа с учетом требований ФГОС второго поколения...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для учащихся 5а, 5б, 5в классов

Рабочая программа по  курсу  «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для учащихся 5а, 5б, 5в классов в соответсвии с ФГОС...

Дополнительная образовательная программа "Традиции, обычаи, ремесла народов России"

Программа кружка "Традиции, обычаи, ремесла народов России", календарно-тематическое планирование, 140 часов...

Внеклассное мероприятие «Рождественские традиции» в рамках программы по внеурочной деятельности «Праздники и традиции англоговорящих стран»

Внеклассное мероприятие  «Рождественские традиции» в рамках программы по внеурочной деятельности «Праздники и традиции англоговорящих стран»...