Сценарий урока математики в 5 классе по теме «Правильные и неправильные дроби»
план-конспект урока (5 класс) на тему
Важнейшим достоинством урока является его направленность на самостоятельное добывание обучающимися знаний на основе минимальной косвенной помощи учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_matematiki_v_5_klasse_po_teme_pravilnye_i_nepravilnye_drobi.docx | 352.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к уроку математики в 5 "б" классе по теме «Правильные и неправильные дроби»
Автор: Вдовенко Ирина Викентьевна, учитель математики, МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов»
Направление: естественно – научное / математика/
Тема: Правильные и неправильные дроби
Тип урока: по основной дидактической цели – урок усвоения новых знаний, навыков и умений; по способу проведения – комбинированный урок; по этапам учебного процесса - является уроком первичного ознакомления с материалом. (по А.Е. Захаровой и И.И. Зубаревой, Московский городской педагогический университет, 2011 г.)
Характеристика класса:
В 5 "б" классе углублённого изучения математики 26 обучающихся: 13 мальчиков и 13 девочек. В основной своей массе дети имеют высокий уровень общего развития, прочные и в достаточном объеме знания за курс начальной школы, широкий познавательный интерес. Стремятся упорно преодолевать трудности в учебной работе и усваивать материал на высоком уровне при достаточно высоком темпе урока. Ориентированы на самостоятельное получение знаний. Способны самостоятельно установить адекватное взаимодействие с педагогом и сверстниками.
На уроках математики у обучающихся формируется умение критически оценивать полученную информацию и находить различные пути разрешения учебных и исследовательских проблем, определять границы своего знания и незнания, осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности.
Программа: Математика. 5-6 классы / авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2014
Учебник: Математика. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.– 6-е изд., стер.– М.: Мнемозина, 2014.– 270 с.: ил.
Раздел учебника: Обыкновенные дроби
Количество часов: 210 часов в год; в неделю - 6 часов
Сценарий урока математики в 5 классе по теме «Правильные и неправильные дроби»
Цели урока:
Образовательные: повторение понятия обыкновенной дроби; введение понятий правильной и неправильной дробей; формирование умения распознавать правильные и неправильные дроби, сравнивать их с единицей, изображать точки, соответствующие данным дробям, на числовом луче.
Развивающие: развитие зрительной, словесно-логической (путем смыслового понимания) памяти, математически грамотной речи, математического мышления, умения работать с информацией, представленной в различных формах, осознанного восприятия учебного материала.
Воспитательные: воспитание познавательной активности, культуры общения, культуры диалога, самостоятельности и активности.
Задачи урока:
- повторить понятие обыкновенной дроби и ввести понятия правильной и неправильной дроби;
- способствовать формированию умения распознавать правильные и неправильные дроби, сравнивать их с единицей, изображать точки, соответствующие данным дробям, на числовом луче;
- создать условия для реализации развивающих и воспитательных целей урока.
Планируемые результаты:
Предметные: использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание понятий правильной и неправильной дробей.
Личностные:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Метапредметные: формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
– выдвигать версии решения проблемы, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– самостоятельно создавать источники информации разного типа;
– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
Необходимое оборудование: интерактивная доска, мультимедиа проектор, персональные компьютеры.
Структура урока:
I. Организационный этап (1 мин.)
Задача этапа: мотивировать обучающихся на учебную деятельность посредством создания положительной эмоциональной обстановки
Деятельность обучающихся | Деятельность учителя |
-проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу | -настраивает детей на работу, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе |
Вот и встретились мы снова
И к уроку все готово
Я надеюсь, что урок
Нам пойдет сегодня впрок!
II. Этап актуализации опорных знаний и умений (2 мин.)
Задача этапа: воспроизвести и откорректировать опорные знания по изучаемой теме (слайды презентации к уроку)
Деятельность обучающихся | Деятельность учителя |
-отвечают на вопросы учителя -устраняют в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях | -выясняет степень усвоения изученного материала -определяет типичные недостатки в знаниях обучающихся и их причины -создает условия по ликвидации обнаруженных недочётов |
Рассматривается пример со светофором с обратным отсчетом, который расположен в центре поселка: определить часть времени, затраченную на переход дороги по данному светофору (ситуации можно рассмотреть различные). В ходе диалога выясняется, что общего у данных дробей и в чем их различие. Обучающиеся делают для себя «маленькое открытие-вывод»: существуют дроби, у которых числитель меньше или больше знаменателя, либо равен ему.
Применение заданий по данной теме в ситуации, приближенной к жизненной, способствует стимуляции познавательного интереса к предмету.
III. Этап целеполагания (4 мин.)
Задача этапа: создать мотив изучения темы и условия для определения целей и задач урока (слайды презентации к уроку)
Наиболее эффективным приемом для данного урока явилось создание проблемной ситуации с помощью «группировки».
Деятельность обучающихся | Деятельность учителя |
-распределяют дроби на группы и поясняют принцип распределения -устанавливают границы знания и незнания изученного материала -формулируют тему урока и записывают ее в тетради -определяют цели учебной деятельности на уроке и планируют свою деятельность | -предлагает обучающимся распределить дроби на группы -выясняет количество групп и принцип распределения -предлагает сформулировать тему урока и цели урока -корректирует ответы обучающихся, уточняет, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть |
Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутрипредметной и метапредметной интеграции.
Учащимся предлагается задание: ; ; ; ; ; ; ; ; .
-Распределите дроби на группы.
-Сколько групп получилось?
-По какому принципу выполнено распределение?
Обучающиеся интуитивно, опираясь на вывод сделанный на втором этапе урока, верно распределяют дроби на группы и поясняют принцип данного распределения.
Далее я объявляю детям, что у меня получилось две группы и поясняю свой принцип группировки данных дробей, например: группа в которой собраны дроби, числители которых нечетные числа, а во второй – четные.
Вопрос: задание одно, а результаты разные, почему? (проблемная ситуация устанавливает у учащегося границу между знанием и незнанием!)
Ответ: мы знаем, что такое дробь, но не знаем какой из принципов группировки верный.
Далее поясняю, почему в математике дроби подразделяют на правильные (часть целого, а часть всегда меньше целого) из первой группы и неправильные – из второй и третьей групп.
Затем обучающиеся формулируют тему урока и его цель (узнавать правильные и неправильные дроби). Затем цель обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Обсуждение и постановка задач на урок (фактически планирование деятельности) помогает учащимся осознать, через какие действия они смогут достичь поставленных перед собой целей.
Вниманию обучающихся предлагается следующая таблица на слайде:
Цели 1. узнавать правильные неправильные дроби 2.знать понятия правильной и неправильной дроби 3.изображать данные дроби на числовом луче 4.сравнивать такие дроби с единицей 5.систематизировать имеющиеся знания | Задачи 1.выполнить задания по теме, используя: а) учебник б) Интернет-ресурсы 2.создать кластер «Обыкновенные дроби» |
В конце урока мы вернулись к этой записи и обучающиеся смогли не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они целей, а в зависимости от результатов данного анализа было сформулировано домашнее задание.
Итак: в результате создания проблемной ситуации с помощью приема «группировка» и ведения проблемного диалога, учащиеся сами сформулировали образовательные цели урока. Таким образом, учащиеся приобретают навыки целеполагания и планирования дальнейшей деятельности.
(приложение 1)
IV. Этап изучения нового материала (9 мин.)
Задача этапа: способствовать формированию знаний и их первичному закреплению (учебник, слайды презентации к уроку)
Деятельность обучающихся | Деятельность учителя |
-отвечая на вопросы учителя, открывают для себя новое знание -формулируют понятие «правильные и неправильные дроби», делают выводы -записывают решение заданий в тетради | -предлагает выполнить У- 376, задает вопросы, приводящие к раскрытию новой темы -обеспечивает первичное закрепление новых знаний -показывает на слайде решение заданий по новой теме -обращает внимание на алгоритм выполнения заданий |
(приложение 2)
V. Устные задания + физкультминутка (3 мин.)
Задача этапа: обеспечить смену деятельности в рамках осуществления идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса
VI. Этап закрепления нового материала (10 мин.)
Задача этапа: закрепить знания, сформировать умения и навыки работы с различными источниками информации (персональные компьютеры)
Деятельность обучающихся | Деятельность учителя |
-через поисковую систему находят интерактивный учебник -работают в парах и выполняют задания из интерактивного учебника -осуществляют взаимопроверку в режиме «онлайн» | -создает условия для работы по изучаемой теме с другим источником информации (выход в Интернет) -предлагает обучающимся выйти на страницу интерактивного учебника http://www.matematika-na.ru/5class/mat_5_21.php и выполнить с взаимопроверкой задания учебника |
(приложение 3)
VII. Рефлексия (5 мин.)
Задача этапа: создать условия для формирования рефлексии обучающихся по анализу элементов нового содержания и приемов деятельности
Деятельность обучающихся | Деятельность учителя |
-отвечая на вопросы учителя, совершают путь «переоткрытия» знаний -фиксируют взаимосвязи понятий и фактов изученной темы с системным понятием с в виде кластера | -предлагает составить кластер по изученной теме -в процессе диалога с обучающимися уточняет все понятия и факты усвоенные на уроке |
Создание образовательного продукта (предметная рефлексия).
(приложение 4)
VIII. Итоги урока (4 мин.)
Задача этапа: инициировать рефлексию (психологическую) детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе по принципу «светофора»
IX. Задание на дом (2 мин.)
Задача этапа: обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания (слайды презентации к уроку)
-предметного (§ 22 текст на стр. 106, № 377)
-творческого (« Человек подобен дроби: в знаменателе — то, что он о себе думает, в числителе — то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. » Лев Николаевич Толстой - выразить свое мнение на данное высказывание в форме эссе )
Последнее задание направлено на расширение опыта творческой деятельности обучающихся по отношению к образовательному стандарту по предмету и работает на достижение метапредметных результатов урока.
Результаты урока
Важнейшим достоинством урока является его направленность на самостоятельное добывание обучающимися знаний на основе минимальной косвенной помощи учителя.
На первых этапах урока, в процессе целеполагания, каждый обучающийся – участник, активный деятель и каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети высказывают свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
Поставив перед собой конкретные цели и задачи на данный урок, каждый ребенок активно включился в учебную деятельность для их реализации. Характерно, что дети выходили на новые знания не только при изучении нового материала, но и во время работы с заданиями, направленными на первичное закрепление изученного. Так, во время работы на странице интерактивного учебника они открыли способ работы с дробным буквенным выражением, и тут же старались сформулировать ответ в виде числовой последовательности. На заключительных этапах урока обучающиеся с удовольствием включились в установление закономерностей и доказательство высказанных мнений при составлении кластера.
Обстановка в классе была доброжелательной, отношения между одноклассниками и учителем доверительные, работоспособность высокая.
О достижении целей, задач и планируемых результатов урока говорило правильное воспроизведение обучающимися образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач, стремление к самостоятельному решению трудных проблем и положительные оценки за урок . Стоит отметить, что инициация рефлексии по принципу «светофора» показала следующие результаты: 26 детей оставили зеленые кружочки (довольны результатами своей деятельности на уроке и уроком в целом), 3 -желтых кружочка, красных - не было.
приложение 1
Этап целеполагания занимает ведущее место в структуре современного урока. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность.
Все приемы целеполагания классифицирую по направлениям:
1. Визуальное: «Тема-вопрос», «Работа над понятием», «Ситуация яркого пятна», «Исключение», «Домысливание», «Проблемная ситуация», «Группировка».
2. Аудиальное: «Подводящий диалог», «Собери слово», «Исключение», «Проблема предыдущего урока».
приложение 2
Достижение метапредметных результатов обеспечивается так же и через методический аппарат учебника, который выстроен по принципу «мини - макса» и в соответствии с требованиями теории деятельности. Последовательность заданий представляет собой систему, и их выполнение дает учащимся возможность самостоятельно или с минимальной помощью учителя открыть новое для себя теоретическое знание, т.е. совершить субъективное открытие.
приложение 3
Работа с выходом в Интернет на данном этапе может рассматриваться как еще один ресурс для достижения как предметных, так и метапредметных результатов урока и создает условия для формирования отношения к сети Интернет как учебному средству, позволяющему оптимизировать условия поиска необходимой учебной информации и активизировать самостоятельную мыследеятельность обучающегося.
приложение 4
Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Этапы работы при составлении кластера:
1-й этап – посередине чистого листа пишется ключевое слово или словосочетание, которое является “сердцем” идеи, темы.
2-й этап – учащиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы.
3-й этап – осуществляется систематизация - хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт.
4-й этап – слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из “спутников” в свою очередь тоже появляются “спутники”, устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Навыки переработки информации (анализ, аргументация, умение сворачивать информацию) относятся к метаумениям, формируемым на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок математики в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби"
урок проведен с применением технологии развития критического мышления...
Разработка урока математики в 5 классе по теме:"Правильные и неправильные дроби"
Разработка урока составлена в соответствии с новыми ФГОС, представлен сценарный план урока и презентация к уроку по теме "Правильные и неправильные дроби", по учебнику "Математика" 5 класс Вилен...
Урок математики в 5 классе оп теме: "Правильные и неправильные дроби"
Урок-презентация, обобщения и закрепления материала...
Урок математики в 5 классе на тему "Правильные и неправильные дроби"
Образовательные: Повторить и обобщить изученный материал, закрепить навыки сравнения дробей, умение различать правильные и неправильные дроби;Развивающие :Развитие логического и пространст...
План-конспект урока математики в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби"
Данный урок предназначен для учащихся 5 класса основной школы. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности по математике. Содержание учебного материала соответствует цели урока, требования...
урок математики 5 класс по теме "Правильные и неправильные дроби"
Аннотация к уроку«Правильные и неправильные дроби»Данный урок предназначен для учащихся 5 класса основной школы. В классе обучаются учащиеся, имею...
Урок математики 5 класс по теме «Правильные и неправильные дроби»
План-конспект открытого урока по математике в 5 классе в условиях ФГОС...