Сценарий урока математики в 5 классе по теме «Правильные и неправильные дроби»
план-конспект урока (5 класс) на тему

Вдовенко Ирина Викентьевна

Важнейшим достоинством урока является его направленность на самостоятельное добывание обучающимися знаний на основе минимальной косвенной помощи учителя. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к уроку математики в 5 "б" классе по теме «Правильные и неправильные дроби»

Автор: Вдовенко Ирина Викентьевна, учитель математики, МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов»

Направление: естественно – научное / математика/

Тема: Правильные и неправильные дроби

Тип урока: по основной дидактической цели – урок усвоения новых знаний, навыков и умений; по способу проведения – комбинированный урок; по этапам учебного процесса - является уроком первичного ознакомления с материалом. (по А.Е. Захаровой и И.И. Зубаревой, Московский городской педагогический университет, 2011 г.)

Характеристика класса:

        В 5 "б" классе углублённого изучения математики 26 обучающихся: 13 мальчиков и 13 девочек.  В основной своей массе дети имеют высокий уровень общего развития, прочные и в достаточном объеме знания за курс начальной школы, широкий познавательный интерес. Стремятся упорно преодолевать трудности в учебной работе и усваивать материал на высоком  уровне при достаточно высоком темпе урока. Ориентированы на самостоятельное получение знаний.  Способны самостоятельно установить адекватное взаимодействие с педагогом и сверстниками.

        На уроках математики у обучающихся формируется умение критически оценивать полученную информацию и находить различные пути разрешения учебных и исследовательских проблем, определять границы своего знания и незнания, осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности.

Программа: Математика. 5-6 классы / авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2014

Учебник: Математика. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.– 6-е изд., стер.– М.: Мнемозина, 2014.– 270 с.: ил.

Раздел учебника:  Обыкновенные дроби

Количество часов: 210 часов в год; в неделю - 6 часов

Сценарий  урока математики в 5 классе по теме «Правильные и неправильные дроби»

Цели урока: 

Образовательные: повторение понятия обыкновенной дроби; введение понятий правильной и неправильной дробей; формирование умения распознавать правильные и неправильные дроби, сравнивать их с единицей, изображать точки, соответствующие данным дробям, на числовом луче.  

Развивающие: развитие зрительной, словесно-логической (путем смыслового понимания)  памяти, математически грамотной речи, математического мышления, умения работать с информацией, представленной в различных формах, осознанного восприятия учебного материала.

Воспитательные: воспитание познавательной активности,  культуры общения, культуры диалога, самостоятельности и активности.

Задачи урока: 

- повторить понятие обыкновенной дроби и ввести понятия правильной и неправильной дроби;

- способствовать формированию умения распознавать правильные и неправильные дроби, сравнивать их с единицей, изображать точки, соответствующие данным дробям, на числовом луче;

-  создать условия для реализации развивающих и воспитательных целей урока.

Планируемые результаты:

Предметные: использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения  знание понятий правильной и неправильной дробей.

Личностные:

– независимость и критичность мышления;

– воля и настойчивость в достижении цели.

Метапредметные: формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

– выдвигать версии решения проблемы, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

Познавательные УУД:

– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

– осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

– самостоятельно создавать источники информации разного типа;

– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Коммуникативные УУД:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;

– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

Необходимое оборудование: интерактивная доска, мультимедиа проектор, персональные компьютеры.

Структура урока:

I. Организационный этап (1 мин.)

Задача этапа: мотивировать обучающихся на учебную деятельность посредством создания положительной эмоциональной обстановки

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

-проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу

-настраивает детей на работу, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе

Вот и встретились мы снова

И к уроку все готово

Я надеюсь, что урок

Нам пойдет сегодня впрок!

II. Этап актуализации опорных знаний и умений (2 мин.)

Задача этапа: воспроизвести и откорректировать опорные знания по изучаемой теме (слайды презентации к уроку)

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

-отвечают на вопросы учителя 

-устраняют в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях

-выясняет степень усвоения изученного материала

-определяет  типичные недостатки в знаниях обучающихся и их причины

-создает условия по ликвидации обнаруженных недочётов

Рассматривается пример со светофором с обратным отсчетом, который расположен в центре поселка: определить часть времени, затраченную на переход дороги по данному светофору (ситуации можно рассмотреть различные). В ходе диалога выясняется, что общего у данных дробей и в чем их различие. Обучающиеся делают для себя «маленькое открытие-вывод»: существуют дроби, у которых числитель меньше или больше знаменателя, либо равен ему.

                

Применение заданий по данной теме в ситуации, приближенной к жизненной, способствует стимуляции познавательного интереса к предмету.

III. Этап целеполагания (4 мин.) 

Задача этапа: создать мотив изучения темы и условия для определения целей и задач урока (слайды презентации к уроку)

Наиболее эффективным приемом для данного урока явилось создание проблемной ситуации с помощью «группировки».

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

-распределяют дроби на группы и поясняют принцип распределения

-устанавливают границы знания и незнания изученного материала

-формулируют тему урока и записывают ее в тетради

-определяют цели учебной деятельности на уроке  и планируют свою деятельность

-предлагает обучающимся   распределить дроби на группы

-выясняет количество групп и принцип распределения

-предлагает сформулировать тему урока и цели урока

-корректирует ответы обучающихся, уточняет, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть

Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним  задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутрипредметной и метапредметной интеграции. 

Учащимся предлагается задание: ; ; ; ; ; ; ; ; .

-Распределите дроби на группы.

-Сколько групп получилось?

-По какому принципу выполнено распределение?

Обучающиеся интуитивно, опираясь на вывод сделанный на втором этапе урока, верно распределяют дроби на группы и поясняют принцип данного распределения.

Далее я объявляю детям, что у меня получилось две группы и поясняю свой принцип группировки данных дробей, например: группа в которой собраны дроби, числители которых нечетные числа, а во второй – четные.

Вопрос: задание одно, а результаты разные, почему? (проблемная ситуация устанавливает у учащегося границу между знанием и незнанием!)

Ответ: мы знаем, что такое дробь, но не знаем какой из принципов группировки верный.

Далее поясняю, почему в математике дроби подразделяют на правильные (часть целого, а часть всегда меньше целого) из первой группы и неправильные – из второй и третьей групп.

Затем обучающиеся формулируют тему урока и его цель (узнавать правильные и неправильные дроби). Затем цель обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Обсуждение и постановка задач на урок (фактически планирование деятельности) помогает учащимся осознать, через какие действия они смогут достичь поставленных перед собой целей.

Вниманию обучающихся предлагается следующая таблица на слайде:

Цели

1. узнавать правильные неправильные дроби

2.знать понятия правильной и  неправильной дроби

3.изображать данные дроби на числовом луче

4.сравнивать такие дроби с единицей

5.систематизировать имеющиеся знания

Задачи

1.выполнить задания по теме, используя:

а) учебник

б) Интернет-ресурсы

2.создать кластер «Обыкновенные дроби»

В конце урока мы вернулись к этой записи и обучающиеся смогли не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они целей, а в зависимости от результатов данного анализа было сформулировано  домашнее задание.


Итак: в результате создания проблемной ситуации с помощью приема «группировка» и ведения проблемного диалога, учащиеся сами сформулировали образовательные цели урока. Таким образом, учащиеся приобретают навыки целеполагания и планирования дальнейшей деятельности.

(приложение 1)

IV. Этап изучения нового материала (9 мин.)

Задача этапа: способствовать формированию знаний  и их первичному закреплению (учебник, слайды презентации к уроку)

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

-отвечая на вопросы учителя, открывают для себя новое знание

-формулируют понятие «правильные и неправильные дроби», делают выводы

-записывают решение заданий в тетради

-предлагает выполнить

У- 376, задает вопросы, приводящие к раскрытию новой темы

-обеспечивает первичное закрепление новых знаний

-показывает на слайде  решение заданий по новой теме

-обращает внимание на алгоритм выполнения заданий

(приложение 2)

V. Устные задания + физкультминутка (3 мин.)

Задача этапа: обеспечить смену деятельности в рамках осуществления идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса 

VI. Этап закрепления нового материала (10 мин.)

Задача этапа: закрепить знания, сформировать умения и навыки работы с различными источниками информации (персональные компьютеры)

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

-через поисковую систему находят интерактивный учебник

-работают в парах и выполняют задания из интерактивного учебника

-осуществляют взаимопроверку в режиме «онлайн»

-создает условия для работы по изучаемой теме с другим источником информации (выход в Интернет)

-предлагает обучающимся выйти на страницу интерактивного учебника http://www.matematika-na.ru/5class/mat_5_21.php и выполнить с взаимопроверкой задания учебника

(приложение 3)


VII. Рефлексия (5 мин.)

Задача этапа: создать условия для формирования рефлексии обучающихся по анализу элементов нового содержания и приемов деятельности

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

-отвечая на вопросы учителя, совершают путь «переоткрытия» знаний

-фиксируют взаимосвязи понятий и фактов изученной темы с системным понятием с в виде кластера

-предлагает составить кластер по изученной теме

-в процессе диалога с обучающимися уточняет все понятия и факты усвоенные на уроке

Создание образовательного продукта (предметная рефлексия).

(приложение 4)

VIII. Итоги урока (4 мин.)

Задача этапа: инициировать рефлексию (психологическую) детей по их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе по принципу «светофора»

IX. Задание на дом (2 мин.)

Задача этапа: обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания (слайды презентации к уроку)

-предметного (§ 22 текст на стр. 106, № 377)

-творческого (« Человек подобен дроби: в знаменателе — то, что он о себе думает, в числителе — то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. » Лев Николаевич Толстой - выразить свое мнение на данное высказывание в форме эссе )

Последнее задание направлено на расширение опыта творческой деятельности обучающихся по отношению к образовательному стандарту по предмету и работает на достижение метапредметных результатов урока.


Результаты урока

        Важнейшим достоинством урока является его направленность на самостоятельное добывание обучающимися знаний на основе минимальной косвенной помощи учителя.

        На первых этапах урока, в процессе целеполагания, каждый обучающийся – участник, активный деятель и каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети высказывают свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

        Поставив перед собой конкретные цели и задачи на данный урок, каждый ребенок активно включился в учебную деятельность для их реализации. Характерно, что дети выходили на новые знания не только при изучении нового материала, но и во время работы с заданиями, направленными на первичное закрепление изученного. Так, во время работы на странице интерактивного учебника они открыли способ работы с дробным буквенным выражением, и тут же старались сформулировать ответ в виде числовой последовательности. На заключительных этапах урока обучающиеся с удовольствием включились в установление закономерностей и доказательство высказанных мнений при составлении кластера.

        Обстановка в классе была доброжелательной, отношения между одноклассниками и учителем доверительные, работоспособность высокая.

О достижении целей, задач и планируемых результатов урока говорило правильное воспроизведение обучающимися образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач, стремление к самостоятельному решению трудных проблем  и положительные оценки за урок . Стоит отметить, что инициация рефлексии по принципу «светофора» показала следующие результаты: 26 детей оставили зеленые кружочки (довольны результатами своей деятельности на уроке и уроком в целом), 3 -желтых кружочка, красных - не было.


приложение 1

Этап целеполагания занимает ведущее место в структуре современного урока. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность.

Все приемы целеполагания классифицирую по направлениям:

1. Визуальное: «Тема-вопрос», «Работа над понятием», «Ситуация яркого пятна», «Исключение», «Домысливание», «Проблемная ситуация», «Группировка».

2. Аудиальное: «Подводящий диалог», «Собери слово», «Исключение», «Проблема предыдущего урока».

приложение 2

Достижение метапредметных результатов обеспечивается так же и через методический аппарат учебника, который выстроен по принципу «мини - макса» и в соответствии с требованиями теории деятельности. Последовательность заданий представляет собой систему, и их выполнение дает учащимся возможность самостоятельно или с минимальной помощью учителя открыть новое для себя теоретическое знание, т.е. совершить субъективное открытие.

приложение 3

Работа с выходом в Интернет на данном этапе может рассматриваться как еще один ресурс для достижения как предметных, так и метапредметных результатов урока и создает условия для формирования отношения к сети Интернет как учебному средству, позволяющему оптимизировать условия поиска необходимой учебной информации и активизировать самостоятельную мыследеятельность обучающегося.


приложение 4

Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Этапы работы при составлении кластера:

1-й этап – посередине чистого листа пишется ключевое слово или словосочетание, которое является “сердцем” идеи, темы.

2-й этап – учащиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы.

3-й этап – осуществляется систематизация - хаотичные записи  объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт.

4-й этап – слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из “спутников” в свою очередь тоже появляются “спутники”, устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Навыки переработки информации (анализ, аргументация, умение сворачивать информацию) относятся к метаумениям, формируемым на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби"

урок проведен с применением технологии развития критического мышления...

Разработка урока математики в 5 классе по теме:"Правильные и неправильные дроби"

Разработка урока составлена в соответствии с новыми ФГОС, представлен сценарный план урока и презентация  к уроку по теме "Правильные и неправильные дроби", по учебнику "Математика" 5 класс Вилен...

Урок математики в 5 классе оп теме: "Правильные и неправильные дроби"

Урок-презентация, обобщения и закрепления материала...

Урок математики в 5 классе на тему "Правильные и неправильные дроби"

Образовательные:  Повторить и обобщить изученный материал, закрепить навыки сравнения дробей, умение различать правильные и неправильные дроби;Развивающие :Развитие логического и пространст...

План-конспект урока математики в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби"

Данный урок предназначен для учащихся 5 класса основной школы. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности по математике. Содержание учебного материала соответствует цели урока, требования...

урок математики 5 класс по теме "Правильные и неправильные дроби"

          Аннотация к уроку«Правильные и неправильные дроби»Данный урок предназначен для учащихся 5 класса основной школы. В классе обучаются учащиеся, имею...

Урок математики 5 класс по теме «Правильные и неправильные дроби»

План-конспект открытого урока по математике в 5 классе в условиях ФГОС...