Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир музыки»
рабочая программа ( класс) на тему

Забровская Татьяна Евгеньевна

Программа дополнительного образования. Срок реализации 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_mir_muzyki.doc432.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»

РЕКОМЕНДОВАНО

педагогическим советом

от 28.08.15  протокол №1        

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор колледжа

_______Н.Н.Седова

01.09.2015

Дополнительная  общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Мир музыки»

Уровень программы: базовый

 возраст обучающихся: 15-18 лет

Срок реализации: 1 год

Разработчик (составитель) программы: педагог дополнительного

                                                                           образования: Забровская Т.Е.

        

                                                                Москва 2015

Пояснительная записка

       «Верьте Музыке: проведёт сквозь гранит,

      Ибо Музыка- динамит…»

  М. Цветаева

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир музыки» – художественная.

 Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Приобщение к певческому искусству способствует развитию  творческой фантазии, погружает  в мир классической поэзии и драматического искусства. Вокальное искусство - очень узнаваемый, горячо любимый и обширно распространенный посреди людей целого мира разновидность музыкального созидания.

Актуальность программы заключается в том, что она направлена на  развитие  у обучающихся певческого голоса и вокально-хоровых навыков и так-же включает в себя развитие голоса и дает базовые теоретические знания, знакомя их с историей возникновения вокального ансамбля, стилями вокальной музыки, биографиями  зарубежных и современных композиторов, особенностями фольклора и народной песни, а также комплексами необходимых знаний в области определенных  вокально-певческих навыков, без которых не будет полноценного и осмысленного отношения обучающихся к вокальному искусству. Обучение  направлено на овладение вокально-хоровыми навыками, развитие певческого голоса, что дает возможность обучающимся участвовать  в концертах, конкурсах, смотрах и фестивалях.

Цель программы: обучить  вокальному искусству путем развития индивидуальных творческих способностей детей.

Задачи:

  • обучить элементарным основам вокального искусства: сольфеджио, певческой культуры, сценического поведения  для участия в творческих мероприятиях;
  • развить музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма;
  • воспитать у обучающихся  эстетический вкус, исполнительскую и «слушательскую культуру», умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат;
  • обучить выразительному пению и умению держаться на сцене;
  • развить слух, чувство ритма и певческие навыки;
  • воспитать художественный вкус и устойчивый интерес к пению.

Педагогическая целесообразность: Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. 

Программа отличается от других программ тем, что:

- позволяет в условиях среднего специального образования через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;

- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности  учебного заведения;

- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей обучающихся;

Данная программа  аналогов не имеет.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

      Данная программа может быть направлена как на развитие музыкальных, актёрских способностей учащихся, так и на развитие духовно-нравственного потенциала.

Занятия в объединении «Мажор»  ведутся по программе, включающей несколько разделов, которые делятся на практические и теоретические. К теоретическим разделам относятся «Все могут научиться петь», «Музыкальная грамота», «Развитие музыкальных способностей», «Клавиатура» и «Длительности и тональности». Обучающиеся знакомятся с основными музыкальными терминами и понятиями, историей и особенностями  построения музыкальных жанров, средствами музыкальной выразительности, элементами нотной грамоты.

Данная программа рассчитана на 1год обучения.

Количество обучающихся  в  группах:

От 12 до 15 человек в каждой группе

Режим занятий:

2 группы - 180 учебных часов в год, 5 (астрономических) часов в неделю.

Этапы реализации программы:

Первый этап- начальной подготовки

-заложить основы музыкальной грамоты;

-научить обучающихся правильному интонированию;

-познакомить с творчеством великих классиков и современных

 композиторов и исполнителей.

Второй этап – учебно-развивающий

-сформировать основные навыки пения, научить правильно

и вовремя брать дыхание;

-развить слух и музыкальные способности;

-максимально расширить диапазон голоса;

-научить правильно пользоваться своим голосом.

Третий этап - усовершенствования

-сформировать поставленный, в интересах профессионального

использования, голос;  

-научить пользоваться репертуаром для своего диапазона;

-ознакомить с акустической системой,

  научить работать с микрофоном.

Форма и режим занятий

Так как основная форма вокально-хоровых занятий – групповая, она связана со сменой деятельности. Продолжительность основного занятия составляет 2 часа с учетом здоровье сберегающих технологий: организационных моментов,  дыхательной гимнастики, динамических пауз и т.д. Занятия обычно строятся по принципу: теоретический материал, распевание, основная часть, перерыв (дыхательная гимнастика, динамические паузы), повторение и закрепление.

Ожидаемые результаты:

    Будут знать:

       Будут уметь:

Музыкальную грамоту;

иметь целостные представления о музыкальных стилях, направлениях, творчестве композитора;

буквенное обозначение нот;

значение распевок, классифицировать их;

музыкальные лады.

Виды дыхания во время пения:

(цепное, короткое, длительное);

музыкальные стили;

вокальные нюансы исполнения,

музыкальный темп;

роль дикции;

переходные ноты между регистрами;

вокальные регистры;

классификацию голосов;

голосовые регистры.

Целостно воспринимать музыкальное произведение;

находить яркие оригинальные музыкальные образы в услышанном произведении;

уметь быстро и легко находить цветовые гаммы для передачи музыкально- образных характеристик, используя как можно более широкий спектр речевых возможностей;

правильно интонировать звуки;

простукивать ритмические рисунки;

пропевать гаммы;

определять размер музыкального произведения;

определять музыкальные жанры;

открывать в каждом соприкосновении с музыкальным произведением новые, оригинальные образы. Новые выразительные возможности средств музыкальной выразительности. Правильно и вовремя брать дыхание;

петь аккапельно;

работать с репертуаром;

выразительно, красиво, оригинально передавать музыкальные образы в процессе дирижирования своим пением, отдельным фрагментом музыкального произведения;

быстр и точно воспроизводить востреб уемую информацию.

Акустическую систему;

правила пользования микрофоном;

поведенческую культуру на сцене;

Выбирать репертуар для своего диапазона;

держаться на сцене;

импровизировать;

выявлять, объяснять, приводить доводы, делать самостоятельные выводы;

легко, без предварительной подготовки импровизировать любые ладо- ритмические, формообразующие, тембро- динамические комбинации;

моделировать логически как дальнейшее развитие сюжетной линии музыкального произведения, так и музыкальные средства её выразительности;

создавать на основе изученных средств музыкальной выразительности импровизированные комбинации.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей

Музыкальные способности присутствуют в большей или меньшей степени у каждого здорового подростка. В процессе обучения проводятся три вида диагностики: входящая, промежуточная и заключительная. Диагностика проводится в процессе работы и общения с обучающимися, результаты фиксируются в сводной таблице (Приложение №1) .

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в мероприятиях Центра детского творчества, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.

Программа предусматривает реализацию двух ключевых компетентностей: социальную компетентность и компетентность в коммуникативной сфере. (Приложение ).


 

Учебно- тематический план

 

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Раздел 1

«Все могут научиться петь»

8

4

4

1.

Вводное занятие. Давайте познакомимся. «Все могут научиться петь»

Диагностика стартовых способностей (прил.№1).

2

1

1

2.

«Восприятие искусства через пение»

«Музыкальный слух» (понятие)

2

1

1

3.

История вокальных стилей. Подготовка вокального аппарата (прил. №2).

2

1

1

4.

Дикция. Упражнения  на дыхание. (прил. №3).

2

1

1

Раздел 2

«Музыкальная грамота»

12

6

6

1.

Основы нотной грамоты. Сольфеджио

2

1

1

2.

Известные голоса (вокальные упражнения)

2

1

1

3.

Атака звука. Сила звука

2

1

1

4.

Избавимся от фальши

2

1

1

5.

Распевки, вокальные упражнения

2

6.

Музыкальная грамота

2

1

1

7.

Буквенное обозначение нот, музыкальный калейдоскоп

1

1

1

Раздел 3

«Развитие музыкальных способностей»

   18

9

9

1.

Музыкальные лады. Знакомство с мажором и минором

2

1

1

2.

Сольфеджио

2

1

1

3.

Великие композиторы- классики

2

1

1

4.

Что такое ритм? Ритмические рисунки (Упр.)

2

1

1

5.

Занятия по развитию музыкальных способностей

10

5

5

Раздел 4

«Учимся – играя»

16

4

12

1.

Музыкальные игры

4

4

2.

Попадаем точно в ритм

4

2

2

3.

Формируем репертуар для новичков

8

2

6

Раздел 5

Работа с репертуаром

20

1

19

1.

Работа с репертуаром

10

10

2.

Мелодия. Нарисуй песню

4

1

3

3.

Вокальные упражнения. Работа с репертуаром

6

6

Раздел 6

«Клавиатура»

12

4

8

1.

Клавиатура и расположение нот на ней. Гамма

6

2

4

2.

Клавиатура с названиями октав

6

2

4

Раздел 7

«Длительности и тональности»

22

9

13

1.

Длительности нот. Вокальные упражнения

8

2

6

2.

Знакомство с тональностью

4

2

2

3.

Работа с репертуаром

10

5

5

Раздел 8

«Музыкальные размеры»

10

5

5

1.

Размеры 2/4; 34; 4/4

       

4

2

2

2.

Сложный размер

4

2

2

3.

Ноты в басовом ключе (Упражнения)

2

1

1

Раздел 9

Певческий голос

12

6

6

1.

Классификация голосов

4

2

2

2.

Первая помощь голосовым связкам

4

2

2

3.

Голосовые регистры

4

2

2

4.

Концертно- конкурсная деятельность.

18

18

5.

Экскурсионная деятельность

ИТОГО

180

         

Содержание программы:

Раздел 1 «Все могут научиться петь».

  1. Знакомство. Диагностика стартовых способностей (прил.№1).

Теория: Определение «музыкальный слух, голосовые интонации, музыкальные способности».

Практика: Пропевание звуков, слуховой анализ произведения на выбор.

2 .Восприятие искусства через пение.

Теория: Песнопение на Руси.

Воздействие музыки на людей.

Мировоззрение через музыку.

Практика: Диагностика музыкального слуха.

3. История вокальных стилей.

Теория: Хоровое пение, народная музыка, поп, рок, этно - рок.

Практика: Вокальные примеры музыкальных стилей.

4. Дикция.

Теория: Понятие «дикция», правильное произношение, ударение.

Практика: 1) Вдыхание (или инспирация);

        2) Задержка набранного воздуха;

        3) Выдыхание (или экспирация) (прил. №4)

Плавность вдоха без усилий, плавность вдоха без толчков, «бережливость» в расходовании воздуха.

Раздел 2 «Музыкальная грамота»

1. Основы нотной грамоты.

Теория: Название нот. Ключи (скрипичный, басовый).

Нотный стан, октава.

Практика: Написание нот на нотном стане, написание скрипичного  и басового ключей, пропеть ноты вверх и вниз.

2. Известные голоса.

Теория: Луи Армстронг, Анна Герман, Лобертино Лоретти, Майкл Джексон, Элвис Пресли, Сергей Пенкин.

Практика: Вокальные упражнения (прил. № 3), пропеть ноты:

- с закрытым ртом на звук «м»;

- с названием нот.

Последовательно пропеваются следующие слоги:

Бра – бре – бри – бро - бру

Ма – мэ – ми – мо - му

да – дэ – ди – до – ду

3. Атака звука. Сила звука.

Теория: Начало звука - атака. Степень и характер включения в работу голосовых связок в начале пения. Три вида атак: твёрдая, мягкая и придыхательная.

   Практика: Упражнение для тренировки атаки звука. Например: наберите немного воздуха, задержите его и, атакуя каждый звук смыканием связок, пройдите упражнение от начала до конца. Это упражнение надо петь с твёрдой

атакой каждой ноты, смыкая связки на каждом отдельном звуке.

4. Избавляемся от фальши.

Теория: Физический слух (звуки, которые нас окружают);

Музыкальный слух (услышать- воспроизвести);

Относительный слух (вычисление высоты звука);

Абсолютный музыкальный слух (способность слышать абсолютную высоту звука, название соответствующей ноты).

Практика: упражнение например: прослушайте подряд два звука, запомните  их звучание и повторите голосом с той же точностью. Если задание выполнено успешно, можно увеличить количество звуков.

5. Распевки. Вокальные упражнения.

Практика: пропеть гамму - медленно, протяжно; быстро, отрывисто;

Пропеть гамму: в мажоре, в миноре.

Распевки:  «Мы перебегали берега», «Виноград на горе цветёт».

6. Музыкальная грамота.

Теория: Устойчивые и неустойчивые ступени. Тоника сильные, слабые доли.

7. Буквенное обозначение нот.

Теория: c d e f g a h , дополнительная линия на нотном стане.

   До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

Практика: Написание нот и буквенных обозначений, слуховой анализ музыкальных произведений.

Раздел 3 «Развитие музыкальных способностей»

   1. Музыкальные лады

Теория : мажор и минор. Построение мажорной и минорной гаммы.

Практика: проиграть и пропеть мажорные и минорные гаммы.

2. Сольфеджио.

Практика : музыкальные упражнения

3. Великие композиторы – классики.

Биографии композиторов: И.С.Баха, Л.В.Бетховена, В.А.Моцарта.

Беседы с учениками.

 

4. Что такое ритм?

Теория: чувство ритма, определение слова «ритм», абсолютное чувство ритма.

Практика: упражнения для развития чувства ритма;

Например: прослушивая запись с музыкальным произведением, ровно выстукивать ритм, стараясь идеально  соответствовать ритму     в песне. Характер ударов может быть разнообразным: хлопки  в  ладоши, удары ручкой по столу или другие варианты.

5. Занятия по развитию музыкальных способностей.      Практика: скачки в мелодии, вызывающие затруднение в исполнении и  неудобный  для пения ход мелодической линии. Выбираем отрезок мелодии, включающий в себя проблемный скачок или неудобный для пения отрывок. Заучиваем его в медленном темпе, постепенно увеличивая до оригинального.

Раздел 4. Учимся - играя.

1.Музыкальные игры. Практика: музыкальные игры.

2.Попадаем точно в ритм.    

Теория: повторение темы «ритм»

Практика: ритмические упражнения.

  3. Формируем репертуар для новичков.

Теория: песни (по принципу работы с ними) делятся на три категории:

первая: песни высшей сложности (широкий диапазон);

вторая: сложные песни (насыщенные эффектами);

третья: песни для новичков (небольшой диапазон).

Практика: выбор репертуара.

Раздел 5. Работа с репертуаром.

1. Мелодия. Нарисуй песню.

Теория: определение мелодии. Виды мелодии.

Практика: слушаем музыкальное произведение, представляем картину,

изображаем её на бумаге красками.

2. Вокальные упражнения.

Теория: знакомство с новыми вокальными упражнениями «на фразировку».

Практика: работаем с репертуаром. Участие в концертах, конкурсах.

Раздел 6. Клавиатура.

 1. Клавиатура и расположение нот на ней.

Теория: Знакомство с клавиатурой. Определение «октава». Выучить названия всех нот и научиться проговаривать все звуки последовательно вверх, вниз и вразброс.

 2. Клавиатура с названием октав.

Теория: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая, вторая, третья и четвёртая октавы.

Практика: выучить название октав и показывать их на клавиатуре.

Раздел 7. Длительности и тональности.

 1. Длительности нот.

Теория: длительности: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая  и.т.д.

Практика: выучить названия и написание всех длительностей и уметь определять их по внешнему виду. Вокальные упражнения

 2. Знакомство с тональностью.

Теория: название звука, от которого берёт начало лад (мажор, минор).

 3. Работа с репертуаром.

Практика: вокальные занятия с выбранным репертуаром (не более двух произведений, разных по жанру).

Раздел 8. Музыкальные размеры.

 1. Простые размеры.

Теория: размеры 2/4 (марш); 3/4 (вальс).

Практика: прослушивание музыкальных произведений на 2/4 и 3/4;

Приведение примеров, исполнение.

 2. Сложные размеры.

Теория: четырёхдольный  4/4 и шестидольный 6/8 размеры.

Размер 4/4- самый распространённый в современной эстрадной музыке.

Смешанные размеры.

Практика: музыкальные примеры с размером 4/4:

- с названием нот;

- проговаривая длительности ритмослогами;

- обозначая их руками.

  3. Ноты в басовом ключе.

 Теория: басовый ключ- ключ низких звуков. Ключ «фа» берёт своё начало  с четвёртой линии нотного стана.

Практика: в предложенных мелодиях назвать все ноты басового ключа и

Найти их на клавиатуре;

Научиться петь мелодии со словами.

 

Раздел 9.Певческий голос.

1. Классификация голосов.

Теория: -сопрано- колоратурное, лирическое, драматическое, лирико-

колоратурное, лирико- драматическое, меццо- сопрано;

•        контральто;

•        альт;

•        тенор- лирический тенор, драматический тенор;

•        баритон- лирический баритон, драматический баритон;

•        бас   (примеры).

2. Голосовые регистры.

Теория: регистр- это часть диапазона певческого голоса, характеризую-

щаяся единым тембром. Грудной, головной и смешанный регистры.

Практика: репетиции. Концертная деятельность (прил.№ 5).

Способы диагностики и контроля результатов 
Диагностика: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь), итоговая (май).

Формы подведения итогов реализации                                                                        образовательной программы

1.Итоговые занятия;

2.Зачетные занятия и сдача партий;

3.Мини-концерты, праздники, музыкальные вечера;

4.Конкурсные выступления окружного, городского и другого уровня;

5.Отчетные выступления в конце учебного года.

Критерии замера прогнозируемых результатов 
1. Педагогическое наблюдение 
2. Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через: 

• проведение открытых занятий с их последующим обсуждением; 
• участие в конкурсах, фестивалях, смотрах; 
• концертную деятельность. 



Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов) 
• Педагогические наблюдения. 
• Открытые занятия с последующим обсуждением. 
• Итоговые занятия. 
• Концертные выступления. 
• Конкурсы, фестивали, смотры. 

Результативность занятий по каждому разделу оценивается в:

1.Процессе самого занятия, его обобщения;

2.В зачетных концертно-тематических мероприятиях;

3.В концертных вечерах;

4.В концертных выступлениях;

5.В конкурсных выступлениях различной тематики и масштаба;

Методическое обеспечение программы.

Курс обучения вокальному пению опирается на следующие принципы:

  • систематичность;
  • преемственность между вокальными группами;
  • демократичность (занятия со всеми желающими музицировать независимо от условия развития музыкальных способностей) и дифференцированность (занятия с музыкально-одаренными обучающимися );
  • принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
  • принцип комплексного способа воздействия на личность обучающегося (применение различных видов и форм музыкальной деятельности на вокальных занятиях);
  • принцип связи исполнительской деятельности детей с окружающей жизнью с учетом применения новейших технологий и разработок в области музыкального воспитания.

В работе предполагается использование разнообразных методов и приемов как традиционных (словесные, наглядные, практические ...), так и новаторских (разнообразные "модели" занятий, применение здоровьесберегающих технологий, мониторинг и диагностика способностей, цифровых компьютерных технологий, система нетрадиционных творческих заданий, тренинги, практикумы и т.д.).

Формы занятий:

  • общие занятия (ведется теоретическая работа, закрепление пройденного материала, воспитательные беседы);
  • групповые (ведется практическая работа над хоровыми партиями);
  • по подгруппам (ведется практическая работа над упражнениями, репертуаром);
  • индивидуальные (ведется работа с солистами);
  • сводные занятия (ведется репетиционная работа в концертном варианте над репертуаром, программой, обсуждаются организационные моменты);
  • в социальной сети «В Контакте» создана группа «Хористы», где всегда пополняется изучаемый на занятиях репертуар, аудиозаписи, тексты.

Публикуются теоретические музыкальные определения, термины и новости- анонсы музыкальной культуры, ссылки на музыкальные мероприятия, концерты (http://vk.com/club46285027).

Примерная структура вокального занятия:

  • организационное начало - установка на занятие, постановка задач (3 мин);
  • распевания (5-10 мин);
  • работа над формированием вокально-хоровых навыков, пение учебно-тренировочного материала для постановки голоса (5 мин);
  • работа над песенным материалом, репертуаром (25 мин);
  • заключение, итог (2 мин).

Особенностью работы с данными вокальными коллективами является обучение пению без знания обучающимися нотной грамоты, опираясь на слуховое восприятие. Поэтому для эффективности работы широко используются следующие приемы:

  • графическое изображение мелодии и ритма;
  • многофункциональность дирижерского жеста;
  • опора на интонационную природу звука;
  • художественно-синкретический метод практики и другие.

Подбор репертуара происходит с учетом следующих аспектов:

  • художественная ценность произведения;
  • воспитательное значение;
  • возрастные и певческие возможности коллектива;
  • разнообразие жанровой и музыкальной стилистики, связь с современными эстрадными направлениями;
  • логика компановки концертных выступлений.

Концертные репетиционные занятия проводятся на сцене. Ведется планомерная работа с солистами и ансамблем. В начале года планируется концертная деятельность коллектива, участие в мероприятиях, в конце года - отчетный показ работы перед публикой. На различных ступенях обучения проводятся "срезы" музыкальных навыков, диагностика способностей. Каждое музыкальное произведение режиссируется, продумывается исполнительский план. Каждая программа также режиссируется с учетом восприятия ее слушателями, имеет тему и должна быть динамичной, яркой, разнообразной, со своей кульминацией, продуманным финалом. Занятия проходят живо, интересно, эмоционально, сменяя различные виды деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музицирование, творческие задания).

Наряду с образовательной программой в вокальных группах реализуется и воспитательная программа: экскурсионные поездки, тематические вечера, беседы, творческие встречи, коллективное посещение театральных спектаклей, оформляются фотоальбомы и накапливается видеоматериал о деятельности коллектива.

Примерный репертуарный план (Прил.№ 6)

Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Наличие репетиционного зала (сцена).

3. Фортепиано, синтезатор.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Электроаппаратура.

7. Зеркало.

8. Нотный материал, подборка репертуара.

9. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

10. Записи выступлений, концертов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Для педагога:

  1. Е.А. Смолина Современный урок музыки: творческие приёмы и задания.- Ярославль: Академия развития, 2006.
  2. Маркуорт, Л. Самоучитель по пению:-М.: АСТ: Астрель, 2007.
  3. И. Исаева Эстрадное пение. –М.: АСТ: Астрель, 2007.
  4. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. Москва-Л. 1967г.
  5. Емельянов В.П. Фонопедический метод развития голоса.С-П. 1997г.
  6. Булдакова А.В.Певческое голосообразование. Казань 1993г.
  7. Львова Л.В. Методические разработки «Звуковая медитация. Еврозвук»
  8. Ваганова А.Я. Основы классического танца. С-П. 2000г
  9. Костровицкая В. Школа классического танца. Ленинград, Искусство, 1986 г.
  10. Климов А. Основы русского народного танца.
  11. Шереметьевская И. Танец на эстраде.
  12. Богуславская З.М. Развивающие игры. М., Просвещение,1991г.
  13. Васильев Ю.А. Тренинг сценической дикции С-П.,1997.
  14. Немеровский А. Пластическая выразительность актера. М., Искусство, 1972г.
  15. Бочкарев Л.С. Что должен знать обучающий пению –М.,1987.
  16. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики –М., 2007.
  17. Егоров М. Гигиена певца –М.,1955.
  18. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб.,2000.
  19. Клипп О. Постановка голоса эстрадного певца –М.,2003.
  20. Кох Э. Сценическая речь – М., 1978.
  21. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению –М., 1987.
  22. Ригсс С. Как стать звездой (техника пения в речевой позиции) –М.,2004.
  23. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению –М., 1992.
  24. Станиславский К.С. Работа акткра над собой –М.,1989.
  25. Ховард Э. Техника пения: вокал для всех/ Э. Ховард, Х. Остин –М., 2009
  26. Юшманов В.И. Вокальная техника и ее парадоксы –СПб.,2002

Для обучающихся:


1. Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", учебное пособие, 
Павлодар, 2012г. 
2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993. 
3. Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов. 
4. Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", сборник упражнений, 
Павлодар, 2012г.

5.Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", учебное пособие, 
Павлодар, 2012г. 
6.Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993. 
7.Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003. 
8.Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов. 
9.Старинные и современные романсы.- М., 2003. 
10.Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", сборник упражнений, 
Павлодар, 2012г.

Интернет- ссылки

  1. 22 упражнения для развития голоса- http://studiogolos.com/uprazhneniya-dlya-razvitiya-golosa/
  2. Голосо-речевой тренинг

http://www.oratorclub.com/uprazhneniya-dlya-golosa-dlya-samostoyate

  1. Упражнения на устранение фальша

         http://orpheusmusic.ru/publ/defekty_pevcheskogo_golosa/153-1-0-637

  1. Упражнения для голоса

          http://thinking.ru/selfimprovement/voice/

  1. Упражнения на усиление и очищение голоса

          http://bogatijdoma.com/blog/prirodniy-golos/uprazhneniya-dlya-           ochishheniya-i-usileniya-golosa 

  1. Упражнения на развитие голоса

          http://constructorus.ru/samorazvitie/uprazhneniya-dlya-razvitiya-   golosa.html

  1. упражнения для начинающих

          http://sna-kantata.ru/uprazhneniya-dlya-trenirovki-golosa-govorim- krasivo-uverenno-i-svobodno/ 

  1. Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

          http://www.kuvshinka.net/blog/2009-06-11-9 

Приложение №1

Диагностика стартовых способностей 30 обучающихся

Уровень

Способности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Чувство музыкального

ритма

13 человек

 43 %

11 человек

36 %

6 человек

20 %

Эмоциональная отзывчивость на музыку

6 человек

20 %

9 человек

30 %

15 человек

50 %

Определение музыкального жанра

5 человек

16 %

15 человек

50 %

10 человек

33 %

Приложение №2

Подготовка вокального аппарата

Физические упражнения.

1. Положите язык на переднюю, верхнюю часть зубов и сделайте им несколько вращательных движений по внешней стороне верхних и нижних зубов. Язык должен плотно прилегать к зубам.

Сделайте это упражнение по 10 раз в каждую сторону.

2. Слегка сомкните губы и вытяните их вперед. На высоком тоне голоса попробуйте повибрировать губами, имитируя звук поющей лягушки. Выдувание звука должно быть очень мягким и близким к губам. При правильном выполнении упражнения вы должны будете почувствовать легкое щекотание на губах.

Повторите упражнение несколько раз, затем усложните упражнение. Тем же приемом, не меняя положения губ, провибрируйте гамму вверх и вниз (гамма – поступенное движение вверх и обратно).

3. Сложите руки в кулаки и потрите ими грудную клетку. Сначала вращающими движениями, а затем движениями, имитирующими утюг, гладящий белье. Вы почувствуете тепло и прилив энергии.

Упражнения на формирование ощущений резонаторов

(Упражнения даются в начале занятия.)

Эти упражнения основаны на «мычании», то есть выполняется интонирование на звуке «м». Если при распевании обучающийся не сразу попадает в нужное место формирования звука «м», то следует распевать на звуке «н». Затем чередовать эти два звука, чтобы приблизить звучание одного звука к другому. Важно при этом не напрягать челюсть и язык.

Следует следить за тем, чтобы звук был мягким, легким, а не сдавленным и не форсированным.

В качестве помощи можно дать совет: «не выдувать» звук вместе с набранным воздухом. Наоборот, при пении должно быть ощущение продолжающегося вдоха; певцу надо представить, что звук как будто идет не от него, а в «него», причем это ощущение должно присутствовать не только при «мычании», но и при пении.

Упражнения для начинающих вокалистов

Упражнение 1.

Возьмите большим и указательным пальцами за крылышки носа, издавая звук и выдувая его через нос, делайте небольшие нажатия на крылышки. Нажатия должны быть очень мягкими и быстрыми.

Упражнение делается 20 раз, прерываемся, затем повторяем снова.

Упражнение 2. Вокальное упражнение.

Это упражнение лучше выполнять на ударные слоги «да», «до»: «до-о-о-о-о», «да-а-а-а-а». Если в первом упражнении на слоге «ма» задействованы мышцы губ, то на «да» «до» «ду» требуется активная работа языка.

При каждом произношении слога кончик языка активно прилегает к верхним зубам.

Упражнение также можно начать постепенно (двигаясь по полутонам и по трезвучиям вверх, вниз, расширяя при этом диапазон внизу и вверху на 2–3 ноты).

Упражнение 3.

После того как вы попрыгали, поиграли голосом, почувствовали дыхание, пора «поласкать» связки. Для этого и рекомендуется это упражнение. Споем широкое октавное упражнение. Оно успокоит ваш организм. Упражнение в октаву требует очень мягкого и эластичного дыхания. Спокойно набираем воздух через нос и рот и на выдохе, чуть-чуть отпустив дыхание, чтобы не было запёртости, начинаем петь.

Упражнение 4.

Выполняем упражнение на слог «на». Слог «на» как будто немного ленивый. Сделаем простое речевое упражнение. Для этого глаза опущены вниз, нёбо и маленький язычок расслаблены, крылышки носа чуть поджаты. Делаем упражнение на слог «на» нараспев, очень лениво.

Повторяем слог «на» несколько раз. Упражнение делаем сначала на одной ноте, затем по полутонам и по трезвучиям в октаву.

Упражнение 5.

Следующее упражнение на беглость. То же положение гортани, нёба, мягких глаз, что и в предыдущем упражнении. Произносим слог «на» на первой ноте, затем переходим на звук «а» и «покатились» поступенно до конца октавы – туда и обратно. Чем ближе к верхней ноте, тем активнее поднимаем нёбо.

Поем упражнение до ми-фа 2-й октавы.

Упражнение 6.

Поем то же, что и в предыдущем упражнении, только расширяем рамки диапазона ещё на 2–3 ноты (октава + 2–3 ноты).

Упражнение выполняется в быстром темпе, но с большей внутренней энергией. Очень важна первая нота, от которой вы отталкиваетесь. Энергетически вы должны стремиться к верхней ноте. Поём как бы одним мазком кисти, без толчков.

Запомните! Успех любого упражнения зависит от того, как вы его построите мысленно (то есть сначала действие обдумывает голова – потом голос выполняет само действие). Необходимо несколько раз прочитать, прослушать, мысленно представить местоположение того или иного упражнения. Только после этого следует пробовать упражнения голосом.

Комплекс упражнений для работы
над певческим дыханием

(Рекомендуется выполнять 2–3 минуты.)

Короткий вдох.

Во время вдоха нельзя втягивать в себя воздух специально. Начинать следует с выдоха. Выдерживая последующую за этим паузу, надо дождаться момента, когда естественно захочется вздохнуть. Только в этом случае вдох осуществиться органично правильно: достаточно глубоко и оптимально по объему.

Упражнение 1.

Короткий вдох по руке дирижера и длинный замедленный выдох со счетом: 1, 2, 3, 4, 5 и т. д.

С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.

Упражнение 2 (выполнение упражнения активным шепотом).

Короткий вдох при раздвижении нижних ребер с фиксацией на этом внимании хористов.

Каждый контролирует свои движения, положив ладони рук на нижние ребра. Выдох длинный, со счетом. Ряд цифр также постепенно увеличивается.

Упражнение 3 (выполнение упражнения активным шепотом).

Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, медленный выдох со счетом. При этом певцы стремятся сохранить нижние ребра в положении вдоха, то есть раздвинутыми.

Упражнение 4 (выполнение упражнения активным шепотом).

Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, по руке дирижера с мягкой атакой спеть один звук и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук продолжается 2–3 секунды, затем постепенно удлиняется. Нижние ребра фиксируются в положении вдоха.

Выполнение упражнения.

Распевание

Чтобы настойчивая просьба повторять распевания не показалась детям слишком утомительной, педагог может разнообразить этот вид работы, предлагая исполнение упражнений в разных вариантах.

Прием «эхо».

Сначала вся группа поет распевание относительно громким звуком, а затем повторяет его же в тихой динамике. Таким образом поется ряд распеваний с движением по хроматической гамме.

Приложение №3

Упражнения на дыхание

В начале обучения главная ваша задача - научиться правильно дышать.

Продвигаясь вперед, периодически возвращайтесь к нему, повторяя дыхательные упражнения. Полезно использовать их в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. Для начала попробуйте проверить работу дыхательных мышц. Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов. Чтобы дыхание было более интенсивным, согрейте им руки или раздуйте воображаемый огонь в печи. Вы почувствуете, что живот поднимается и опускается. Если этого не происходит, значит вы пользуетесь самым нерациональным видом дыхания - ключичным. Правильным является такое дыхание, при котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних стенок живота и диафрагмы - мембраны, отделяющей грудную область от брюшной. Такой тип дыхания называется диафрагменным. Проще всего проверить движение диафрагмы в лежачем положении. Нужно лечь на спину, положить руки чуть выше живота, где находится солнечное сплетение /область диафрагмы/ и сделать вдох и выдох. При вдохе рука обязательно поднимется благодаря движению диафрагмы. При выдохе рука опустится. Одновременно с проверкой движения диафрагмы проверяется и движение мышц живота, которые работают ритмично и совпадают с движениями диафрагмы при вдохе и выдохе. Таким же образом должна работать диафрагма и брюшные мышцы в положениях стоя и сидя. Проверка покажет вам достоинства и недостатки вашего физиологического дыхания.

Упр.1

Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины /поясница/, живот подается вперед.

Упр.2

Теперь положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).

Упр.3

Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дыщащей высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название "собачка". Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.

Упр.4

Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц... медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.

Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в повседневной жизни. Поэтому качать пресс или прибегать к другого рода упражнениям для их тренировки не следует! Помогут занятия йогой, лечебная дыхательная гимнастика и плавание. Диафрагменное дыхание должно быть доведено до автоматизма: дышите "животом" в метро, на учебе и прогулке. Характерные ошибки: постоянное задирание или подергивание плеч во время вдоха - свидетельство ключичного дыхания, нарочитое выпячивание живота и неестественное его втягивание или другое неудобство в дыхании означает, что упражнение выполняется неправильно. Диафрагменный тип дыхания является максимально естественным и полезным для всего организма. Этот тип дыхания обычен для профессиональных певцов, спортсменов, лекторов и ораторов. Он является составной частью лечебной гимнастики, йоги, восточных единоборств. Так дышат животные, так и вы дышали в раннем детстве, пока издержки цивилизации в виде различных физиологических комплексов не привели к закреплению неправильного навыка. Не забывайте на первых порах во время пения постоянно класть руку на живот для контроля дыхания. В дальнейшем полезно использовать плотно облегающий широкий резиновый пояс. Он помогает контролировать дыхание и немного утяжеляет нагрузку на мышцы, выполняя функцию тренажера.

Приложение №4

Комплекс дыхательных упражнений по методике А.Н. Стрельниковой



   

Упражнение 1. «Ладошки»

Исходное положение: станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладони зрителю» — «поза экстрасенса».
Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгните» 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3—4 секунды — пауза.
Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.
Норма: «прошмыгайте» носом 24 раза по 4 вдоха. Упражнение «Ладошки» можно делать стоя, сидя и лежа.
Помните! Активный вдох носом — абсолютно пассивный, неслышный выдох через рот.

В начале урока возможно легкое головокружение. Не пугайтесь: оно пройдет к концу урока. Если головокружение сильное, сядьте и проделайте весь урок сидя, делая паузы после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать можно не 3—4 секунды, а от 5 до 10 секунд).

Упражнение 2. «Погончики»

Исходное положение: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены — выдох «ушел». Выше пояса

кисти рук не поднимайте. 
Сделайте подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3—4 секунды и снова 8 вдохов-движений. 
Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. 
Упражнение «Погончики» можно делать стоя, сидя и лежа.  

Упражнение 3. «Насос»

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно — шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий. шумный вдох «с пола». Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны вперед делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая (а не прямая), голова опущена. «Накачивать шину» нужно в темпоритме строевого шага. 
Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Насос» можно делать стоя и сидя.
Ограничения: при травмах головы и позвоночника, при многолетних радикулитах и остеохондрозах; при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении; при камнях в печени, почках и мочевом пузыре не кланяйтесь низко. Поклон делается едва заметно, но обязательно с шумным и коротким вдохом через нос. Выдох делается после каждого вдоха пассивно через рот, но не открывайте его широко.
Упражнение «Насос» очень результативное, часто останавливает приступы бронхиальной астмы, сердечный и приступ печени.

Упражнение 4. «Повороты головы»

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч.
Поверните голову вправо — сделайте шумный, короткий вдох носом с правой стороны. Затем поверните голову влево — «шмыгните» носом с левой стороны. Вдох справа — вдох слева. Посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох не тянуть! 
Помните! Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно, через рот. 
Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.  

Упражнение 5. «Ушки»

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч.Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу — шумный, короткий вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу — тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой, как будто кому-то мысленно говорите: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!» Смотреть нужно прямо перед собой. (Это упражнение напоминает «китайского болванчика»).

Вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен происходить после каждого вдоха (не открывайте широко рот!).
Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение 6. «Маятник головой»

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч.
Опустите голову вниз (посмотрите на пол) — резкий, короткий вдох. Поднимите голову вверх (посмотрите на потолок) — тоже вдох. Вниз—вверх, вдох «с пола» — вдох «с потолка». Выдох должен успевать «уходить» после каждого вдоха. Не задерживайте и не выталкивайте выдохи (они должны уходить либо через рот, но не видно и не слышно, либо в крайнем случае — тоже через нос).

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.
Ограничения: при травмах головы, вегетососудистой дистонии, эпилепсии; при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении; остеохондрозе шейно-грудного отдела позвоночника не делайте резких движений головой в упражнениях «Повороты головы», «Ушки» и «Маятник головой». Поворачивайте голову чуть-чуть, но обязательно шумно «шмыгайте» носом. Делайте эти упражнения сидя, а «Повороты головы» и «Ушки» можно даже лежа.

Упражнение 7. «Кошка»

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола).

Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо — резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо — влево, вдох справа — вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот — только в талии.
Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение «Кошка» можно делать также сидя на стуле и лежа в постели (в тяжелом состоянии).

Упражнение 8. «Обними плечи»

Исходное положение: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч.

Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху — правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение «Обними плечи» можно делать также сидя и лежа.

Ограничения: сердечникам с ишемической болезнью сердца, врожденными пороками, перенесенным инфарктом в первую неделю тренировок не делать упражнение «Обними плечи». Начинать его нужно со второй недели вместе с другими упражнениями стрельниковской гимнастики. В тяжелом состоянии нужно делать подряд не по 8 вдохов-движений, а по 4 вдоха-движения или даже по 2, затем отдых 3—5 секунд и снова 2 или 4 вдоха-движения.

Упражнение 9. «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»)

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч.

Наклон вперед, руки тянутся к полу — вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад — руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед — откидывайтесь назад, вдох «с пола» — вдох «с потолка». Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох!

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Большой маятник» можно делать также сидя.

Ограничения: при остеохондрозе, травмах позвоночника и смещениях межпозвонковых дисков упражнение «Большой маятник» делайте, ограничивая движения: слегка кланяясь вперед и почти не прогибаясь при наклоне назад.

Только хорошо освоив первые шесть упражнений комплекса, можно переходить к остальным. Добавляйте каждый день по одному упражнению из второй половины комплекса, пока не освоите все основные упражнения. 

Упражнение 10. «Перекаты»

Упражнение 10А Исходное положение: станьте левая нога впереди, правая сзади. Вся тяжесть тела на левой ноге. Нога прямая, корпус — тоже. Правая нога согнута в колене и отставлена назад на носок, чтобы не потерять равновесие (но на нее не опираться). Выполните легкое танцевальное приседание на левой ноге (нога в колене слегка сгибается), одновременно делая короткий вдох носом (после приседания левая нога мгновенно выпрямляется). Затем сразу же перенесите тяжесть тела на отставленную назад правую ногу (корпус прямой) и тоже на ней присядьте, одновременно резко «шмыгая» носом (левая нога в этот момент впереди на носке для поддержания равновесия, согнута в колене, но на нее не опираться). Снова перенесите тяжесть тела на стоящую впереди левую ногу. Вперед — назад, приседание — приседание, вдох — вдох.

Помните: 1) приседание и вдох делаются строго одновременно, 2) вся тяжесть тела только на той ноге, на которой слегка приседаем; 3) после каждого приседания нога мгновенно выпрямляется, и только после этого идет перенос тяжести тела (перекат) на другую ногу.

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. 

Упражнение 10Б

Исходное положение: станьте правая нога впереди, левая — сзади.

Повторите упражнение с другой ноги.

Упражнение «Перекаты» можно делать только стоя.

Упражнение 11. «Шаги»

А. «Передний шаг» 

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поднимите левую ногу, согнутую в колене, вверх, до уровня живота (от колена нога прямая, носок тянуть вниз, как в балете). На правой ноге в этот момент делайте легкое танцевальное приседание и короткий, шумный вдох носом. После приседания обе ноги должны обязательно на одно мгновение принять исходное положение Поднимите вверх правую ногу, согнутую в колене, на левой слегка приседайте и шумно «шмыгайте» носом (левое колено вверх — исходное положение, правое колено вверх — исходное положение). Нужно обязательно слегка присесть, тогда другая нога, согнутая в колене, легко поднимется вверх до уровня живота. Корпус прямой.

Можно одновременно с каждым приседанием и поднятием согнутого колена вверх делать легкое встречное движение кистей рук на уровне пояса. Упражнение «Передний шаг» напоминает танец рок-н-ролл. Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно (пассивно), желательно через рот.

Норма: 8 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Передний шаг» можно делать стоя, сидя и даже лежа.

Ограничения: при заболеваниях сердечно-сосудистой системы (ишемическая болезнь сердца, врожденные пороки, перенесенный инфаркт) не рекомендуется высоко (до уровня живота) поднимать ноги. При травмах ног и тромбофлебите это упражнение выполнять только сидя и даже лежа (на спине), очень осторожно, чуть-чуть поднимая колено вверх при шумном вдохе. Пауза (отдых) — 3—4 секунды после каждых 8 вдохов-движений, можно продлить ее до 10 секунд. При тромбофлебите обязательно проконсультируйтесь с хирургом! При мочекаменной болезни и при беременности (начиная с 6-го месяца) в упражнении «Передний шаг» высоко колени не поднимать!

Б «Задний шаг» 

Исходное положение - то же.

Отведите левую ногу, согнутую в колене, назад, как бы хлопая себя пяткой по ягодицам. На правой ноге в этот момент слегка присядьте и шумно «шмыгните» носом. Затем обе ноги на одно мгновение верните в исходное положение — выдох сделан. После этого отводите назад согнутую в колене правую ногу, а на левой делайте легкое танцевальное приседание. Это упражнение делается только стоя.

Вдохи и движения в нашей гимнастике делаются строго одновременно.

Норма: 4 раза по 8 вдохов-движений.

Приложение № 5

Универсальный план работы с вокалистами

1. Ознакомление с песней, работа над дыханием:

  • знакомство с мелодией и словами песни;
  • переписывание текста;
  • ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни;
  • регулирование вдоха и выдоха.
     

 2. Работа над образованием звука:

  • проверка усвоения текста песни;
  • работа по закреплению мелодической основы песни;
  • постановка корпуса, головы;
  • рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо);
  • атака звука;
  • закрепление материала в изучаемой песне.
     

 3. Работа над чистотой интонирования:

  • проверка усвоения песни и мелодии в целом;
  • слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам;
  • исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.
     

 4. Работа над дикцией:

  • музыкальные распевки в пределах терции в мажоре и миноре;
  • выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков

 5. Работа с фонограммой:

  • повторение ранее усвоенного материала;
  • определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;
  • определение темпа, динамических и агогических оттенков;
  • исполнение песни с учетом усвоенного материала.
     

 6. Работа над музыкальной памятью:

  • музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона;
  • запоминание ритмической основы аккомпанемента;
  • запоминание динамических и агогических оттенков мелодии;
  • запоминание тембров аккомпанемента.
     

 7. Работа над сценическим имиджем:

  • закрепление ранее усвоенного материала;
  • воссоздание сценического образа исполнителя песни;
  • практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.
     

 8. Умение работать с микрофоном:

  • технические параметры;
  • восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование;
  • сценический мониторинг;
  • малые технические навыки звуковой обработки;
  • взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании радиосистем.

Приложение № 6

Примерный репертуарный план

-Популярные песни из кинофильмов в переложении для унисонного ансамбля, ансамбля солиста (-ов) и «бэк-вокала», и др. 
-Детские эстрадные песни современных композиторов (В.Шаинского, Е.Крылатова, Ген.Гладкова, М.Дунаевского, Ю.Чичкова, Р.Паулса, Я.Дубравина, С.Баневича, Н.Карш, О.Хромушина, Е.Зарицкой и др.), народные песни (несложное двухголосие или его элементы). 
-Популярные песни из кинофильмов, ретро, песни о Великой Отечественной Войне композиторов ( А.Петрова, Ю.Милютина, В.Соловьёва-Седова, В.Баснера, И.Дунаевского, Н.Богословского, М.Таривердиева, М.Блантера, Я.Френкеля, Э.Колмановского, А.Пахмутовой и др.) в переложении на 2 голоса или для ансамбля солиста и «бэк-вокала». 
-Песни из репертуара зарубежных исполнителей. 
-Популярные песни из в переложении для ансамбля солиста и «бэк-вокала». 
-«Ре-мейки» на различные музыкальные композиции (обработки народных песен, ретро, джаз и т.д.) в переложении для ансамбля. 
-Песни из репертуара зарубежных исполнителей (на языке оригинала). 
-исполнение a’capella, техникой скэт-слоговое пение). 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Беседы о музыке»

Пояснительная записка и содержание учебного предмета "БЕСЕДЫ О МУЗЫКЕ"...

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Беседы о музыке»

Пояснительная записка и содержание учебного предмета "БЕСЕДЫ О МУЗЫКЕ"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «МЫ И МУЗЫКА»

Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возм...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыка»

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации, слышат и наши дети. Её сверхвысокие...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ХОРОВОГО ПЕНИЯ В ПЕРИОД МУТАЦИИ НА ОБРАЗЦАХ КЛАССИЧЕСКОЙ, НАРОДНОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20___г.Про...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ХОРОВОГО ПЕНИЯ В СМЕШАННОЙ ГРУППЕ МАЛЬЧИКОВ И ЮНОШЕЙ НА ОБРАЗЦАХ КЛАССИЧЕСКОЙ, НАРОДНОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883 Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20__...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по предмету "Основы музыкальной грамоты и слушания музыки"

Данная дополнительная программа предназначена для преподавателей раннего эстетического отделения ДШИ и ДМШ. Срок реализации программы: 1 год, возраст учащхся: 6-7 лет...