Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «МЫ И МУЗЫКА»
учебно-методическое пособие по музыке (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
По всей целевой направленности программа нацелена на формирование практических умений и навыков в области вокального искусства.
Она предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой, окружающим миром, физкультурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_i_muzyka.doc | 103.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по ВР директор МБОУ Борисова Н.В. «СОШ №4»
Афонина Л.Ю.
___________________ _______________
Приказ № от
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«МЫ И МУЗЫКА»
Срок реализации: 3 года
Для детей 10-17 лет
Сироткина Елена Павловна
Педагог дополнительного образования
1 квалификационной категории
МБОУ «СОШ №4»
Вязники
2010 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
По всей целевой направленности программа нацелена на формирование практических умений и навыков в области вокального искусства.
Она предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой, окружающим миром, физкультурой.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
- Базисный учебный план общеобразовательного учреждения.
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта.
- Авторская программа «Мир вокального искусства» Суязовой Г. А.
Данная программа носит художественную направленность.
Цель:
Познакомить детей с вокальной музыкой, которая оставит глубокий след в сердце, приобщить к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства, способствовать формированию устойчивого интереса к пению, музыкально-творческой деятельности, воспитывать художественно-эстетический вкус.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих задач:
1.На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
2.Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека; формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
3.Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
4.Развивать музыкальность, музыкальный слух, музыкальную память и восприимчивость певческого голоса, приобщение к певческому искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
5.Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
6.Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
Для эффективного решения данных задач применяется методика, согласно которой занятия включают в себя три компонента:
Распевание, которое помогает настроиться на пение, обучиться основам вокальной грамоты, научиться правильно петь;
Сольфеджио, во время которого идет работа над развитием музыкального слуха учащихся;
Работа над репертуаром, разучивание и исполнение произведений позволяет воспитывать и развивать музыкально-художественный вкус учащихся.
Основные содержательные линии:
- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
- усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
- обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
- сольное и ансамблевое пение,
- слушание различных интерпретаций исполнения,
- пластическое интонирование,
- добавление элементов импровизации,
- движения под музыку,
- элементы театрализации.
Прогнозируемые результаты
К концу обучения дети могут привести примеры музыкальных произведений (из тех, что они слушали и пели), в которых рассказывается об окружающей жизни, о разных чувствах человека, примеры произведений, написанных в форме симфонической сказки, рондо, прелюдии, этюда.
Обучающиеся смогут:
- самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер музыки, средства выразительности), определять строение простых двух- и трехчастных произведений, рондо;
- узнавать по внешнему виду и звучанию музыкальные инструменты;
- выразительно петь песни, исходя из их содержания и характера;
- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне до первой октавы – до второй октавы;
- определять двухдольность и трехдольность;
- находить длительности: четвертные, восьмые; размер 2/4;
- различать звучание мажора и минора.
- узнавать пройденные за год произведения, знать их название и фамилию композитора;
- иметь любимые произведения;
- знать и понимать названия пройденных жанров: уметь привести соответствующие примеры (название произведения, фамилии композитора);
- иметь представление о классической музыке; знать и понимать слова: симфонический оркестр, тема, фрагменты произведения; знать группы инструментов: ударные, струнные, деревянные и медные духовые; определять их по звучанию;
- положительно относиться к музыке русского народа;
- узнавать на слух народные песни; знать и любить их;
- знать русские народные инструменты, называть их, узнавать на слух по звучанию;
- знать состав оркестра русских народных инструментов;
- приводить примеры использования композиторами народных мелодий в своем творчестве (название произведения, название народной мелодии, фамилию композитора;
- иметь представление о музыкальной жизни России, уметь рассказать о ней;
-знать биографии и стили письма русских и зарубежных композиторов;
- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса;
- освоить двухголосное пение;
- петь в диапазоне для первых голосов: ре первой октавы – ре (ми) второй октавы, для вторых голосов: до первой октавы (си малой октавы) – ля (си) первой октавы;
- знать понятия: тоника, трезвучие, тон, полутон, мажор, минор, секунда и кварта, затакт;
- знать размеры: 2\4, 3\4, пунктирный ритм, определять их на слух;
- чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые;
- петь непринужденно, легко, светло, мягко, но не вяло;
- петь в диапазоне: для первых голосов – до первой октавы - ре-ми второй октавы, для вторых голосов – ля малой октавы – ля первой октавы;
- уметь дирижировать песни на 2\4, 3\4, 4\4, сольфеджировать простые мажорные и минорные мелодии с включением 6 и 7 ступеней в тональностях фа, до и соль мажор.
Программа будет успешно реализована:
- если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;
- будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
- будет использован разнообразный методический материал по программе учебного курса;
- будет создана фонотека вокально- хоровых произведений;
Учебно-тематический план программы
Первый год обучения.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Введение, знакомство с голосовым аппаратом. Певческая позиция. Дыхание. | 2 | 5 | 7 |
2 | Вокально-хоровая работа. Унисон. Пение в ансамбле. Знакомство с различной манерой пения. | 10 | 10 | |
3 | Использование элементов ритмики, музыкально-ритмические движения. Сценическая культура. | 2 | 10 | 12 |
4 | Вокально-хоровая работа. Опорное дыхание, артикуляция. | 25 | 25 | |
5 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Интонация. Выразительное интонирование. | 25 | 25 | |
6 | Основы музыкальной грамоты. Ноты. Длительности. Размер. Динамика. Штрихи. | 2 | 8 | 10 |
7 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. Участие в конкурсах. | 6 | 20 | 26 |
Общее количество часов | 12 | 96 | 108 |
Второй год обучения.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Выразительное интонирование. | 1 | 3 | 4 |
2 | Овладение собственной манерой вокального исполнения. | 10 | 10 | |
3 | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки. | 2 | 10 | 12 |
4 | Музыкально-ритмические движения. | 2 | 10 | 12 |
5 | Вокально-хоровая работа. Опорное дыхание, артикуляция, дикция. | 20 | 20 | |
6 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Цепное дыхание. | 20 | 20 | |
7 | Основы музыкальной грамоты. Ритм. Синкопа. Темп. | 2 | 8 | 10 |
8 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. Смотры песен. | 4 | 16 | 20 |
Общее количество часов | 11 | 97 | 108 |
Третий год обучения.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Собственная манера исполнения вокального произведения. Выявление индивидуального интонирования. | 1 | 3 | 4 |
2 | Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Посещение концертов. | 5 | 5 | 10 |
3 | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением. | 2 | 23 | 25 |
4 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки. | 2 | 10 | 12 |
5 | Вокально-хоровая работа. Творчество и импровизация. Расширение диапазона голоса. Задания для развития песенного творчества. | 25 | 25 | |
6 | Музыкально-ритмические движения. Сценическая культура. | 2 | 10 | 12 |
7 | Основы музыкальной грамоты. Тональность. | 2 | 8 | 10 |
8 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. | 1 | 9 | 10 |
Общее количество часов | 15 | 93 | 108 |
Содержание программы раскрывается в темах каждого занятия и последовательно развивают вокальные способности учащихся, приобретенные на уроках музыки. Оно направлено на расширение музыкального и художественного кругозора учащихся, который способствует обогащению музыкального кругозора и прививает любовь к вокальному пению.
Программа имеет поэтапную структуру, которая строится на принципе системности и последовательности. Изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, но в процессе изучения упражнений, попевок учащиеся знакомятся на занятиях с элементарной нотной грамотой. Постепенно вводятся необходимые теоретические понятия и термины. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, музыкально-ритмическим движениям, поведению на сцене.
Для заинтересованности и лучшего взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты. Все это помогает постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Данная программа помогает четко организовать работу творческого объединения. Но это не должно ограничивать творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога, отражаться на творческих способностях ребенка и педагога, на вокальных занятиях. Музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг друга, каким-то темам может уделяться большее внимание и время или включаться новые по мере необходимости. Особое место уделяется концертной деятельности. Репертуар составляется с учетом тех или иных праздников и дат. Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям вокального кружка. Теоретический курс по каждой возрастной группе приводится ниже. А песенный репертуар подбирается в течение года.
Первый год обучения: “Я музыкантом стать хочу...”. Раскрывается певческий голос ребенка. Репертуар строится на основе простых детских песен, песен из мультфильмов и кинофильмов, русских народных песен и прибауток.
Второй год обучения: “Петь приятно и удобно”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни с усложненным ритмом и метром. Предполагаются голосовые импровизации, пунктирный ритм.
Третий год обучения: “У меня душа поет!” Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться достаточно сложные вокальные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Повышается исполнительское мастерство.
Формы контроля:
- групповые, парные, индивидуальные.
Виды деятельности:
- путешествие, игра, беседа, концерт.
Виды контроля:
- входной, текущий, итоговый
- фронтальный, устный
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, творческие работы: сочинения, рисование к прослушанным произведениям, концертное исполнение песни.
Методы и формы.
- На вокальных занятиях использую различные формы и методы обучения:
- Слушание и анализ музыкальных произведений
- Исполнение песен в хоре, ансамбле, соло, с запевалами, "цепочкой", и др.
- " Концерт по заявкам"
- Музыкальные игры (кроссворды, викторины, "Угадай мелодию", "Юный композитор", игры-импровизвции)
- Тесты
- Анкеты
- "Музыкальная живопись"
- Физминутки
- Метод обучения в сотрудничестве
Список литературы
для учителя:
- Суязова Г. А. Мир вокального искусства. Волгоград: Учитель, 2009.
- Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. М.: Владос, 2000
- Дашанова Н. Экспериментальные хоровые занятия в общеобразовательной школе. «Музыка в школе» 2003 №4.
- Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.
- Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 2005. – 224 с.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
- Музыка.1-7 классы: тематические беседы / авт. Е.Н.Арсенина. – Волгоград: учитель, 2009. – 205 с.
- Музыкальный энциклопедический словарь / главный редактор Г.В.Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.
- Пушкина С.И. Мы играем и поем: инсценировки русских народных игр и сценарии праздников для детей младшего и среднего школьного возраста.- М.: Школьная пресса, 2001.- 160 с.
- Учите детей петь. Составители Т.М. Орлова, С.И. Бекина. М.: Просвещение, 1988.
для обучающихся:
- Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. «Музыка», 2008.
- Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. «Музыка», 2000.- 200 с.
- Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М.: Просвещение. 1989. – 192
- Зильберквит М. Рождение фортепиано. — 1984, 64 с.
- Кленов А. Секрет Страдивари. — 1989, 47 с.
- Ларионова Г. П. Я учу нотную грамоту. Олма-Пресс, 2007.
- Оржеховская Ф. Пять портретов. Повести о русских композиторах. — 1971, 159
- Хитц К. Петер в стране музыкальных инструментов. — 1989, 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)
Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок: "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...
Дополнительная образовательная программа "СИМ" (студия инструментальной музыки)
Дополнительная образовательная программа "СИМ" относится к программам художественно-эстетической направленности. В отличии от существующих программ, в данной программе предусмотрено варьирование...
Авторская дополнительная общеобразовательная программа "Мир музыки и духовой оркестр"
Авторская дополнительная общеобразовательная программа "Мир музыки и духовой оркестр"...
Дополнительная общеобразовательная программа «Малыш и музыка. Фортепиано»
Программа по обучению предмету фортепиано детей 4-6 лет....
Дополнительная общеобразовательная программа "Теория музыки. Сольфеджио." (2014-2015 уч.года)
Дополнительная общеобразовательная программа базового уровня для учащихся 5-9 классов музыкально-хорового центра "Лель"...
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Беседы о музыке»
Пояснительная записка и содержание учебного предмета "БЕСЕДЫ О МУЗЫКЕ"...
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Беседы о музыке»
Пояснительная записка и содержание учебного предмета "БЕСЕДЫ О МУЗЫКЕ"...